Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ИННОВАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / динамические интерактивные компьютерные тренажеры / пандемия / новая коронавирусная инфекция Covid-19 / воспитательная работа / distance learning / dynamic interactive computer simulators / pandemic / new coronavirus infection Covid-19 / educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Татьяна Дмитриевна

Медицинское образование претерпевает серьезные изменения в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. В течение 2-х лет особые сложности создают невозможность присутствия студентов на клинических базах, большинство из которых перепрофилировано под новую коронавирусную инфекцию и отсутствие привычной для преподавания среды, обеспечивающей обучающимся прямой контакт с пациентом. В статье обобщен опыт автора по внедрению и широкому использованию интерактивных методов обучения в условиях дистанционного образования в пандемию COVID-19. Представленные методы призваны обозначить плюсы и минусы дистанционного обучения, осветить проблемы, возникающие на дистанционном обучении. Цель статьи – рекомендовать используемые методики дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 коллегам-педагогам высшей школы не только медицинского профиля, но и других специализаций. Основой методологии является системно-деятельностный и личностно ориентированный подход к обучению; внедрение интерактивных тренажеров, симуляторов и виртуальных тренажеров на дистанционных платформах. Исследование усвояемости и выживаемости знаний проводится на основании анализа протоколов прохождения заданий, а также по результатам зачетов и экзаменов. Использование интерактивных методик в практике обучения студентовмедиков показали их высокую эффективность в условиях пандемии. Некоторые из предложенных в статье методик и форм обучения, безусловно, дискутабельны и требуют доработки в процессе практического преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS OF DISTANCE LEARNING OF MEDICAL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Medical education is undergoing major changes during the pandemic of the new coronavirus infection Covid-19. For 2 years, special difficulties have been created by the impossibility of students' presence at clinical bases, most of which have been repurposed for a new coronavirus infection and the absence of a hospital environment familiar to teaching, providing students with direct contact with the patient. The article summarizes the author's experience in the introduction and widespread use of interactive teaching methods in distance education in the COVID-19 pandemic. The presented methods are designed to identify the pros and cons of distance learning, to highlight the problems that arise in the distance learning. The purpose is to recommend the methods of distance learning used in the conditions of the COVID-19 pandemic to colleagues-lecturers of higher education, not only medical profile, but also other specializations. The methodology is based on a system-activity and personalityoriented approach to learning; the introduction of interactive simulators, simulators and virtual simulators on remote platforms. The study of the digestibility and survival of knowledge is carried out on the basis of an analysis of the protocols of passing tasks, as well as the results of tests and exams. The use of interactive techniques in the practice of teaching medical students has shown their high effectiveness in the conditions of a pandemic. Some of the methods and forms of teaching proposed in the article are certainly debatable and require improvement in the process of practical teaching.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 37.018.43:61

doi 10.24411/2221-0458-2021-91-22-35

ИННОВАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ -МЕДИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Верещагина Т.Д.

ФГБОУВО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

г. Красноярск

INNOVATIONS OF DISTANCE LEARNING OF MEDICAL STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

T.D. Vereshchagina

V.F. Voino-Yasenetsky Ministry of Health of the Russian Federation, Krasnoyarsk

Медицинское образование претерпевает серьезные изменения в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. В течение 2-х лет особые сложности создают невозможность присутствия студентов на клинических базах, большинство из которых перепрофилировано под новую коронавирусную инфекцию и отсутствие привычной для преподавания среды, обеспечивающей обучающимся прямой контакт с пациентом. В статье обобщен опыт автора по внедрению и широкому использованию интерактивных методов обучения в условиях дистанционного образования в пандемию COVID-19. Представленные методы призваны обозначить плюсы и минусы дистанционного обучения, осветить проблемы, возникающие на дистанционном обучении. Цель статьи - рекомендовать используемые методики дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 коллегам-педагогам высшей школы не только медицинского профиля, но и других специализаций. Основой методологии является системно-деятельностный и личностно ориентированный подход к обучению; внедрение интерактивных тренажеров, симуляторов и виртуальных тренажеров на дистанционных платформах. Исследование усвояемости и выживаемости знаний проводится на основании анализа протоколов прохождения заданий, а также по результатам зачетов и экзаменов. Использование интерактивных методик в практике обучения студентов-медиков показали их высокую эффективность в условиях пандемии. Некоторые из предложенных в статье методик и форм обучения, безусловно, дискутабельны и требуют доработки в процессе практического преподавания.

Ключевые слова: дистанционное обучение; динамические интерактивные компьютерные тренажеры; пандемия; новая коронавирусная инфекция Covid-19; воспитательная работа

Medical education is undergoing major changes during the pandemic of the new coronavirus infection Covid-19. For 2 years, special difficulties have been created by the impossibility of students' presence at clinical bases, most of which have been repurposed for a new coronavirus infection and the absence of a hospital environment familiar to teaching, providing students with direct contact with the patient. The article summarizes the author's experience in the introduction and widespread use of interactive teaching methods in distance education in the COVID-19 pandemic. The presented methods are designed to identify the pros and cons of distance learning, to highlight the problems that arise in the distance learning. The purpose is to recommend the methods of distance learning used in the conditions of the COVID-19 pandemic to colleagues-lecturers of higher education, not only medical profile, but also other specializations. The methodology is based on a system-activity and personality-oriented approach to learning; the introduction of interactive simulators, simulators and virtual simulators on remote platforms. The study of the digestibility and survival of knowledge is carried out on the basis of an analysis of the protocols of passing tasks, as well as the results of tests and exams. The use of interactive techniques in the practice of teaching medical students has shown their high effectiveness in the conditions of a pandemic. Some of the methods and forms of teaching proposed in the article are certainly debatable and require improvement in the process of practical teaching.

Keywords: distance learning; dynamic interactive computer simulators; pandemic; new coronavirus infection Covid-19; educational work

1. Использование геймификации в учебном процессе как инновация при дистанционном обучении (ДО)

Использование игрового обучения уходит корнями в древние века. Давно замечено, что применение элементов игры на уроках не только разнообразит учебный процесс, но и способствует лучшему усвоению материала. Ярким

примером этому служит Афинская школа с ее неформальной обстановкой, а в современных условиях - некоторые элементы "вальдорфской" педагогики. Развлечение - необычайно ценный инструмент для решения серьезных задач, связанных с обучением, повышением эффективности проводимых

занятий, инновациями и устойчивым саморазвитием студентов.

Разве учеба не может приносить радость?! Речь идет не о мимолетном ощущении радости, а о глубоком чувстве удовлетворенности, которое возникает, если обучающие игры качественно разработаны. Далее будут представлены некоторые методики, использованные и ранее, при очном обучении, и модифицированные при ДО.

Методика использования интерактивных методов обучения на занятиях по терапии

А. Интерактивные компьютерные тренажеры как средство обучения на платформе ZOOM.

Данная форма обучения разработана совместно с кафедрой

«Математики и методов обучения математике» Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева группой ученых под руководством проф. П.П. Дьячука, внедрена автором в обучение студентов 4-6 курсов лечебного факультета на циклах терапии, в 2018 году получен патент на изобретение: Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018663080 «Динамические интерактивные обучающие системы идентификации сложных анатомических объектов» [1].

Начиная с 2018 года, преподаватели различных клинических и теоретических кафедр КрасГМУ с успехом используют данную методику на своих практических занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Изучение сосудов сердца с помощью тренажера

В условиях ДО указанная большую актуальность в связи с тем, что педагогическая технология приобрела студенты могут выполнять дополнитель-

ное задание по ссылке, находясь дома или работая в «красной зоне», и присылать протоколы пройденного задания преподавателю. На основании анализа данных протоколов с периода 2018-2021 гг. сделан вывод о высокой эффективности данной методики, популярности ее среди студентов, хорошее восприятие тренажера и долгосрочное запоминание материала, а экзамены по терапии на различных курсах подтвердили повышение уровня знаний по клинической анатомии внутренних органов.

Данные тренажеры с успехом могут применяться в преподавании анатомии человека в школах и биологических факультетах немедицинских ВУЗов.

Б. Имитационная игра

Имитационная игра - довольно известный и часто применяемый в обучении метод, предполагающий изначально распределение ролей и имитацию той или иной ситуации,

например «врач-больной», «учитель-ученик» и т.п.

В условиях дистанционного обучения имитационные игры проводились в режиме конференции ZOOM, когда в реальном времени разыгрывалась тема занятия, например, «Хроническая болезнь почек». Анализ и рефлексия проводился, как и при очном занятии, с помощью устных комментариев студентов группы и преподавателя.

Использование ZOOM как никогда оказалось эффективным при ДО в период пандемии, когда преподаватель

приходит в палату к пациенту с диагнозом по изучаемой теме, предварительно взяв у больного информированное согласие на участие, проводит опрос, осмотр, разбор дополнительных методов исследования по истории болезни в режиме видеоконференции (рис. 2).

Р № 5» О О

Рис. 2. Курация пациента преподавателем с помощью платформы ZOOM

При этом, как видно, лицо больного не показывается, фамилия не называется. В процессе осмотра студенты могут самостоятельно задавать вопросы пациенту и преподавателю, комментировать осмотр и полученные данные. Данный вид обучения мало чем отличается от очного осмотра больного, безопасен как для больного, так и для студентов в эпидемиологическом плане. Таким же образом студенты знакомятся с проведением фиброгастродуоденоскопии, эхокардиоскопии, коронарографии и прочих исследований. При этом исследование комментирует как преподаватель, так и специалист, проводящий исследование. Такая форма очень удобна в отделении функциональной диагностики, рентгеноперационной или на гемодиализе, где присутствие большого количества людей нежелательно. Данную методику также можно применить на очной форме обучения в отношении указанных отделений и отдельных групп пациентов,

находящихся на иммуносупрессивной терапии с высоким риском инфекционных осложнений. Кроме того, нередко больные отказываются от осмотра со студентами, а при такой форме имеется непосредственный контакт только с консультантом-преподавателем, что

практически не имеет отказа.

2. Дополнительное занятие в формате «Out the door» - на открытой площадке в условиях частично очного обучения во внеучебное время.

Нами разработано дополнительное занятие для студентов 4-6 курсов, проводимое во внеучебное время на добровольной основе по применению метода «скандинавская ходьба» в реабилитации кардиологических больных, что соответствует модулю «Неотложная кардиология» на 6 курсе, «Кардиология» на 4 курсе (рис. 3).

Мы считаем, что при особенностях современного обучения в условиях пандемии, такая форма занятия на открытой площадке (стадион, лыжная база, набережная, городские парки) не только разнообразит учебный процесс, но и способствует формированию команды (Team building) в студенческой среде, воспитательным целям - в том числе повышение авторитета преподавателя, умение общаться в неформальной обстановке и т.д. Занятие проходит с определением исходного уровня здоровья у студентов с помощью функциональных проб, используемых в спортивной медицине, определением пульсового резерва, освоением методики «скандинавская ходьба» (СХ), применением ее для профилактики и реабилитации различных заболеваний, что, безусловно, связано с освоением кардиологии в целом.

Рис. 3. Интерактивное занятие со студентами по применению метода «скандинавская ходьба» в реабилитации больных.

Автор является дипломированным инструктором по СХ, обучение проходил на базе Кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, многократно проводил мастер-классы для профессорско-преподавательского состава (ППС) и пациентов различных клиник и стремится использовать данный инновационный резерв в преподавании. В статье представлены фотографии с проведенных занятий. Данная инновация может быть использована на других циклах и дисциплинах в условиях ДО при соблюдении дистанционного и масочного режимов.

3. Опыт воспитательной работы в условиях ДО

Воспитательная работа является неотъемлемой частью преподавания. В ней имеет огромное значение личный

пример педагога, его профессиональная эрудиция и общий культурный уровень. Условия пандемии во многом ограничивают общение со студентами, и в этот период, как никогда, важны интерактивные методики, работа на различных дистанционных платформах, презентации, как в ZOOM, так и очные. Ниже представлен план воспитательной работы кафедры факультетской терапии на 2020-2021 гг., адаптированный к ДО в условиях пандемии Covid-19.

Представление данного плана в статье может оказаться полезным в плане обмена опытом воспитательной работы в преподавательской среде.

План воспитательной работы со студентами кафедры факультетской терапии на 2020-2021 гг.

1. Совместно с деканатом лечебного факультета продолжить в

текущем году в рамках студенческой научной конференции доклады «Болезни выдающихся людей глазами врача» (Ф. М. Достоевский, Джон Нэш)

2. Продолжить цикл 5-10 минутных УИРС-презентаций по курируемым больным 4-6 курсов «Болезнь моего пациента в произведениях литературы и искусства»

3. Продолжить внутри кафедральный конкурс презентаций по здоровому образу жизни. Апробировать лучшие презентации на соответствующих лекциях: например, «Скандинавская ходьба» - как способ профилактики атеросклероза» на лекции по ИБС. Студенту-докладчику предоставляется 10 минут для выступления в конце лекции, проводимой в онлайн - режиме.

4. На занятиях проводить беседы в виде диспутов со студентами не только по этике и деонтологии врача, но и по его внешнему виду, моральному облику (прически, одежда, сленг), по культуре работы на дистанционных платформах.

5. Участвовать в очных спортивно-развлекательных мероприятиях на лыжной базе: «Проводы зимы», спартакиаде ППС Университета, развивая в ходе мероприятий командный дух и воспитывая студентов на личном примере, при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических

требований к проведению подобных мероприятий

6. Подготовить очередную презентацию из цикла «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО» - (2016 год - «Стоунхендж (Англия) - место паломничества изотериков», 2017год -«Прекестулен (Норвегия) - Утес счастья», 2018 год - «Сикким -территория просветления», 2019 год -«Абхазские сокровищницы ЮНЕСКО», 2020 год - «Памятники культурного наследия на территории Красноярского края».

7. Продолжать школу «Антитабак» на базе 1 кардиологического отделения КГБУЗ КМКБ №20

8. На базе Краевого общества людей с ограниченными возможностями проводить мероприятия для людей с ограниченными возможностями с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического контроля: мастер-классы по обучению методу «скандинавская ходьба» на «Школе остеопороза», «Школе для больных сахарным диабетом» и других.

9. Пропагандировать волонтерское движения в условиях пандемии -провести конференцию в ZOOM для студентов о развитии волонтерского движения в мире, пригласив волонтеров, оказывающих помощь в борьбе против COVID- 19.

Безусловно, составляя план, мы надеялись на переход к очному обучению, но поскольку этого не произошло, некоторые из мероприятий были проведены в сокращенной форме или в режиме дистанционных конференций. Наиболее запоминающейся

из них стала конференция в ZOOM по учебно-методическому мероприятию «История развития волонтерского движения от древности до современных условий с привлечением волонтеров» (рис. 4).

Рис. 4. Участники конференции по волонтерскому движению

4. Использование видеобанка практических навыков КрасГМУ и

УОитиБЕ

Для просмотра обследований, знакомство с которым в очном формате практически невозможно не только в условиях пандемии, но при очном обучении преподаватели нашего ВУЗа широко используют видеобанк «Видеолекции и навыки» КрасГМУ. Например, на модуле «Неотложная кардиология» на 6 курсе актуальна

диагностическая коронароангиография (КАГ), КАГ и эндопротезирование КА, чрезпищеводная стимуляция предсердий (ЧПСП), установка временного электрокардиостимулятора (ЭКС), внутриаор-тальная контрпульсация, записи сердечно-легочной реанимации и других практических навыков. В случае отсутствия исследования в видеобанке, используется платформа YOU TUBE.

5. Использование созданных ранее видеоуроков с применением ситуационных игр

К ним относится, в частности, созданная ранее запись ситуационной игры по пиелонефриту: «Хронический пиелонефрит»- имитационная видеоигра, где роль врача и больного исполняют студенты, а преподаватель проводит клинический разбор.

6. Создание игровых фильмов по учебной тематике

Это необычайно интересная форма обучения через написание сюжета, режиссуру, съемку игрового фильма по учебной теме. У нас имеется такой опыт, и фильм «Служебный гломерулонефрит» по мотивам «Служебного романа» представлен в видеобанке КрасГМУ.

Библиографический список 1. Патент № 2018663080 Российская Федерация, ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический

университет им. В.П. Астафьева". Динамические интерактивные

обучающие системы идентификации сложных анатомических объектов : № 2018660642 : поступил 04.12.2018 : регистрация в Реестре программ для ЭВМ 19.10.2018 / С. В. Бортновский, Т. Д. Верещагина, Р. В. Горбиль, В. В. Демко, П. П. Дьячук, И. П. Перегудова,

Снят он несколько лет назад, но атмосфера студенческого творчества, союза медицинских знаний и актерства, позволяет ему оставаться актуальным и интересным для студентов до сих пор.

Заключение

Несмотря на трудности дистанционного обучения, мы все приобрели бесценный опыт работы на различных платформах, научились применять интерактивные методы обучения, повысили свой профессиональный уровень как педагоги, как пользователи различных компьютерных программ, как пропагандисты и сподвижники инновационных технологий. Автор выражает надежду, что приобретенный ею опыт пригодится читателям в преподавании медицинских знаний.

И. В. Шадрин. - 1 с. - Текст : непосредственный.

2. Вербах, К. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / К. Вербах, Д. Хантер. - Издательство : Манн, 2012. - Текст : непосредственный.

3. Верещагина, Т. Д. Динамические интерактивные обучающие тесты-тренажеры идентификации элементов структуры анатомических объектов / Т. Д. Верещагина, П. П. Дьячук, И. П. Перегудова, И. В. Шадрин. - Текст :

непосредственный // Современные проблемы науки и образования = Modern problems of science and education. - 2018. - № 12. - С. 18-27.

4. Голованова, Ю. В. Проблемы и области решения дистанционно-модульного образования в системе высшей школы / Ю. В. Голованова. -Текст : непосредственный // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2015. - № 3 (32). - С. 298-302.

5. Дьячук, П. П. Влияние глубины памяти на эффективность учебной деятельности обучающихся решению задач / П. П. Дьячук, Д. С. Бажин, М. К. Грицков, Ш. С. Каталбаева. - Текст : непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - 2015. - № 1(31). - С. 148152. - URL: https://elibrary.ru /item.asp?id=23099060 (дата обращения 15.01.2022.). - Текст : электронный.

6. Дьячук, П. П. Динамические адаптивные тесты идентификации структуры анатомических объектов / П. П. Дьячук, И. В. Шадрин, П. П. Дьячук, И. П. Перегудова // Информатика и образование. - 2018. - № 7(296). - С. 5156. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32627011 (дата обращения 15.01.2022.). - Текст : электронный.

7. Круглякова, Л. В. Дистанционные технологии обучения в медицинском вузе / Л. В. Круглякова, С. В. Нарышкина, М. В. Сулима // Амурский медицинский журнал. - 2018. - № 1-2(20-21). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/distantsi onnye-tehnologii-obucheniya-v-meditsinskom-vuze (дата обращения 15.01.2022.). - Текст : электронный.

8. Маммаев, С.Н. Роль дистанционного образования и профессиональных медицинских обществ в непрерывном образовании врачей / С. Н. Маммаев, Д. Р. Ахмедов. - Текст : непосредственный // Современные траектории образовательного процесса в медицинском вузе : материалы I Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 192-195.

9. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика движений в скандинавской ходьбе / Ю. Д. Овчинников, Ю. А. Прокопчук // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/biomehanika-dvizheniy-v-skandinavskoy-hodbe (дата обращения 15.01.2022.). - Текст : электронный.

10 Пегов, В. А. Вальдорфская педагогика в России : опыт первых трёх семилетий. Обзор научных исследований : монография / В. А. Пегов. - Смоленск :

СГАФКСТ, 2013. - Текст : непосредственный.

11. Пирайнен, Е. В. Дистанционное образование как инновационная форма высшего образования / Е. В. Пирайнен, С. И. Царева. - Текст : непосредственный // Информация— Коммуникация—Общество. -2016. - Т. 1. - С. 133-136.

12. Ткаченко, П. В. Опыт дистанционного преподавания нормальной физиологии в условиях коронавирусной инфекции / П. В. Ткаченко, Н. И. Белоусова, Е. В. Петрова // АНИ : педагогика и психология. -2021. - № 2 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/opyt-dis-tantsionnogo-prepodavaniya-normalnoy-fiziologii-v-usloviyah-koronavirusnoy-infektsii (дата обращения 15.01.2022.). -Текст : электронный.

13. Черкашина, И. И. Образовательные технологии в педагогическом процессе на кафедре факультетской терапии Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого / И. И. Черкашина, С. Ю. Никулина, Т. Д. Верещагина. - Текст : непосредственный // Вузовская педагогика "Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском и фармакологическом образовании». - Красноярск :

Красноярский медицинский

университет. - 2021. - С.158-161.

14. Харченко, А. В. Оценка организации дистанционного образования студентами / А. В. Харченко, Е. С. Литвинова. - Текст : непосредственный // АНИ : педагогика и психология. - 2021. - № 2 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-organizatsii-distantsionnogo-obrazovaniya-studentami (дата обращения 15.01.2022.). - Текст : электронный.

15. Dyachuk P.P., Dyachuk (Jr.) P.P., Shadrin I.V., Peregudovа I.P. «Dynamic adaptive tests of identification of the structure of anatomical objects». Informatics and education. 2018;(7):51-56. (In English)

16. Cotrus A., Stanciu C. A study on dynamic assessment techniques, as a method of obtaining a high level of learning potential, untapped by conventional assessment // ScienceDirect 5th World Conference on Educational Sciences - WCES 2013. (In English)

17. Lidz C. S., Elliott J. G. Dynamic assessment: Prevailing models and applications. Amsterdam: Elsevier, 2014. (In English)

18. Sternberg R. J., Grigorenko E. L. Dynamic testing: The nature and measurement of learning potential. New York: Cambridge University Press, 2002. (In English)

19. Wu H. M., Kuo B. C., Yang J. M. Evaluating knowledge structure based adaptive testing algorithms and system development // Educational Technology & Society. 2012. No.15 (2). P. 73-88.

References

1. Bortnovsky S.V., Vereshchagina T.D., Gorbil R.V., Demko V.V., Dyachuk P.P., Peregudova I.P., Shadrin IV. Dynamic interactive training systems for identification of complex anatomical objects Certificate of state registration of a computer program//No.2018663080 October 19, 2018 Federal Service for Intellectual Property. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Werbach K., Hunter D. Engage and dominate. Game thinking in the service of business/ 2012, Publisher: Mann, p.-100 (In Russian)

3. Vereshchagina T.D., Dyachuk P.P., Peregudova I.P., Shadrin I.V. Dynamic interactive training tests-simulators for identification of structural elements of anatomical objects // Modern problems of science and education = Modern problems of science and education. - 2018. - No.12. -p.-18-27. (In Russian)

4. Golovanova Yu.V. Problems and areas of solution of distance-modular education in the higher school system // Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business. 2015. No. 3 (32). pp. 298-302. (In Russian)

5. D'yachuk P.P., Bazhin D.S., Gritskov M.K., Katalbaeva Sh.S. Vliyanie glubiny pamyati na effektivnost' uchebnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya resheniyu zadach [Influence of the depth of memory on the effectiveness of educational activities of students in problem solving] // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after. VP. Astafiev. 2015. No. 1 (31). pp. 148-152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23099060 (date of access 15.01.2022.). (In Russian)

6. Dyachuk P.P., Dyachuk (Jr.) P.P., Shadrin I.V., Peregudovа I.P. «Dynamic adaptive tests of identification of the structure of anatomical objects». Informatics and education. 2018;(7):51-56. (In English)

7. Kruglyakova L.V., Naryshkina S.V., Sulima M.V. «Distance learning technologies in a medical university» // Amur Medical Journal. 2018. №1-2 (2021). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/distantsionnye-tehnologii-obucheniya-v-meditsinskom-vuze (In Russian)

8. Mammaev S.N., Akhmedov D.R.The role of distance education and professional medical societies in the continuous education of doctors //In the collection: Modern trajectories of the educational process in a medical university. Materials of the I International Scientific and

Practical Conference. 2016. pp. 192-195. (In Russian)

9. Ovchinnikov Yuri Dmitrievich, Prokopchuk Yuri Andreevich Biomechanics of movements in Scandinavian walking // Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/biomehanika-dvizheniy -v-skandinavskoy-hodbe (In Russian)

10. Pegov, V.A. Waldorf pedagogy in Russia: the experience of the first three seven years. Review of scientific research: Monograph / V.A. Pegov. - Smolensk: SGAFKST, 2013. (In Russian)

11. Pirainen E.V., Tsareva S.I. Distance education as an innovative form of higher education // Information- Communication-Society. 2016. Vol. 1. pp. 133-136.

12. Tkachenko Pavel Vladimirovich, Belousova Nadezhda Igorevna, Petrova Elena Vladimirovna «Experience of distance teaching of normal physiology in conditions of coronavirus infection» // ani: pedagogy and psychology. 2021. №2 (35). URL:

https://cyberleninka.ru/arti cle/n/opyt-distantsionnogo-prepodavaniya-normalnoy-fiziologii-v-usloviyah-koronavirusnoy-infektsii (In Russian)

13. Cherkashina I.I., Nikulina S.Yu., Vereshchagina T.D.Educational technologies in the pedagogical process at the Department of faculty therapy with a

course in Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetsky//University pedagogy "Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical and pharmacological education. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk honey.university. - 2021. -pp.158-161. (In Russian)

14. Kharchenko Anastasia Viktorovna, Litvinova Ekaterina Sergeevna Evaluation of the organization of distance education by students // ani: pedagogy and psychology. 2021. No.2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-organizatsii-distantsionnogo-obrazovaniya-studentami (In Russian)

15. Dyachuk P.P., Dyachuk (Jr.) P.P., Shadrin I.V., Peregudovа I.P. «Dynamic adaptive tests of identification of the structure of anatomical objects». Informatics and education. 2018;(7):51-56. (In English)

16. Cotrus A., Stanciu C. A study on dynamic assessment techniques, as a method of obtaining a high level of learning potential, untapped by conventional assessment // ScienceDirect 5th World Conference on Educational Sciences - WCES 2013. (In English)

17. Lidz C. S., Elliott J. G. Dynamic assessment: Prevailing models and applications. Amsterdam: Elsevier, 2014. (In English)

18. Sternberg R. J., Grigorenko E. L. 19. Wu H. M., Kuo B. C., Yang J. M.

Верещагина Татьяна Дмитриевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии, ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск. E-mail: tdv2110@yandex.ru

Tatyana D. Vereshchagina, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Faculty Therapy. Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V. F Voyno-Yasenetsky, Ministry of Health of Russia, Krasnoyarsk, Russia, E-mail: tdv2110@yandex.ru

Dynamic testing: The nature and measurement of learning potential. New York: Cambridge University Press, 2002. (In English)

Evaluating knowledge structure based adaptive testing algorithms and system development // Educational Technology & Society. 2012. No.15 (2). P. 73-88. (In English)

Статья поступила в редакцию 16.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.