Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / БАЗА / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / ВЫРУЧКА / КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕГИОНА / ПРОСТОИ / РАЗВИТИЕ / ПЕРИОД / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краева О.В.

В статье проведен анализ и даны рекомендации хозяйствующему субъекту на авиационном рынке. Авиационный транспорт в условиях Сибири имеет актуальное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACTIVITY OF AN ECONOMIC ENTITY

In article the analysis is carried out and recommendations to an economic entity in the aviation market are made. The air transportation in the conditions of Siberia has relevance.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА»

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Краев:» О.В., выпускница филиала в г. Советский Российского государственного социального университета

В статье проведен анаип и даны рекомендации хозяйствующему субъекту на авиационном рынке. Авиационный транспорт в условиях Сибири имеет актуальное значение.

Ключевые слова: Транспорт, экономика, предприятие, база, воздушное судно, выручка, климатические условия региона, простои, развитие, период, себестоимость.

ANALYSIS OF ACTIVITY OF AN ECONOMIC ENTITY

Krayeva ()., [he graduate of branch in Soviet Russian slate social university

In article the analysis is carried out and recommendations to an economic entity in the aviation market are made. The air transportation in the conditions of Siberia lias relevance.

Keywords: Transport, economy, enterprise, base, aircraft, revenue, climatic conditions of the region, idle times, development, period, prime cost.

В условиях Севера особую роль в ее развитии имеет авиационный транспорт, развитие авиапредприятий, их организация и деятельность. "Одно из противоречий организации производственных систем в современных условиях - слабая реализация стратегических принципов в организации и управлении при нарастании объективной потребности в них".1 Можно сказать, что "Генезис экономической системы - это тоже результат развития организации экономической (хозяйственной) деятельности человека."2

"Инновационная активность предприятий - в разы ниже, чем у наших конкурентов на мировых рынках"1. Для повышения выручки от реализации для авнапредприятия рекомендуется увеличить налет па одно списочное воздушное судно. Для увеличения экстенсивного использования каждого воздушного судна целесообразно реализовать часть вертолетов, в которых нет необходимости в зимний период. Выручка от продажи позволит расширить базу технического обслуживания, арендовать воздушные суда в летний период. Аренда исправных Мн-ХТ в летний период позволит уменьшить простои на техническом обслуживании и ремонте, избавится от проблемы оплаты за капитальные ремонты вертолетов Ми-8МТВ. уменьшить себестоимость услуг авиаперевозок.

Для выполнения запланированного объема работы необходимо реализовать мероприятия по сокращению простоев воздушных судов:

на техническом обслуживании: на капитальном ремонте.

Увеличение времени технического обслуживания, больше нормативного объясняются суровыми климатическими условиями региона и отсутствием теплых ангаров. Это подтверждается ана-

лизом календарного использования самолето-вертолетного парка. Для решения этой проблемы целесообразно достроить капитальный ангар в аэропорту Белоярский. приобрести и использовать два переносных ангара палаточного типа для аэропорта Надым. Это исключит зависимость технического обслуживания воздушных судов от метеоусловий.

Завершение строительства и покупка ангаров по оценкам планово-экономического отдела потребует вложения оборотных средств на сумму 9744 тыс. рублей. 11о окончанию строительства стоимость основных средств предприятия увеличится на 24360 тыс. рублей. Амортизационные отчисления за основные производственные фонды увеличатся па 243.6 тыс. рублей. 11алог на имущество увеличится на 487,2 тыс. рублей.

Кроме того, в период осенне-зимней навигации исчезнет необходимость перегонки воздушных судов в аэропорт Уктус для технического обслуживания по тяжелым формам, так как из-за низких температур наружного воздуха такие работы на открытых стоянках осложнены. Согласно графику работ по техническому обслуживанию такие перелеты выполняются до пяти раз за зимнюю навигацию.

Стоимость технического обслуживания 2-го Свердловского Авиапредприятия, незначительно отличается, от технического обслуживания своими силами. Определим расходы предприятия от непроизводственных перелетов Надым-Уктус- Надым, расчетные данные приведены в таблице I.

Определим увеличение налета вертолета Ми-8, в результате сокращения простоев на ТО, используя показатели таблицы 2 и по формуле I.

Таблица I. Себестоимость полетов по маршруту Надым-Уктус-Надым

Кол-во ВС, Время полета одною Время полета Себестоимость летного Стоимость, всего.

Тип ВС шт. рейса, час. всего, час. часа. тыс. руб. тыс. руб.

Ми-8Т 2 5.5 II 61.53 676.83

Ми-8М ТВ 3 5,5 16 39,46 631.36

ВСЕГО: 5 - 27.5 1308.19

Таблица 2 - Расчет часов дополнительного налета в результате сокращения простоев на ТО

Показатель Е.шннны him. М Н-8Т Мн-ЯМТВ

Фактический налет в 2008 г. Час 5403,5 9606.0

Исправные вертолетодни в 2008 г. дни 1798 1665

Фактический налег на один исправный вертолстодень час/день 3.01 5,77

Нормативное время на ТО дни 198 295

Фактическое время на ТО дни 235 398

Резервы сокращения времени на ТО дни 37 103

Дополнительный налет Час- II 1.4 594,3

Прирост среднегодового налета одного ВС Час 15,5 159,4

' Чернопятов A.M. Модели регионального развития.//! 1аучное мнение.-2013.-10(2013).- С.348-352.

■ Чернопятов. A.M. Теория организации: учебное пособие/А.М. Чернопятов, В В. Попова.-М.: Издательство "Палеотип", 2015.-316с. 'Чернопятов A.M. Трансформация предпринимательства как развитие институциональных условий хозяйствования//Транспортиое дело России. 2010. №8(81) с.63-69

по формуле I.

По результатам приведенных в таблице 3 расчетов можем сделать вывод о том, что уменьшение количества вертолетов Ми-8МТВ приведет к сокращению затрат по статье "Капремонт С'ВАД" на 16093,2 тыс. рублей, сокращению простоев в ремонте. В результате среднегодовой налет одного воздушного судна увеличится на 5,1 и 986,4 часов для Ми-8Т и Мн-8МТВ соответственно.

При планировании выручки от реализации необходимо планирование структуры парка воздушных судов. Методика, разработанная ГА рекомендует, при варианте частичного использовании аренды, иметь собственный парк, обеспечивающий не более 85% от ожидаемого объема работ. Это гарантирует максимальную загрузку собственных производственных мощностей при уменьшении фактического объема работ.

Имеющийся объем работ у предприятий региона в 2008 году позволяет рассчитывать на годовой налет вертолетов Ми-8 филиала - 19117,1 часов. С перспективой на дальнейшее увеличение доли рынка, целесообразно оставить максимально рекомендуемое количество вертолетов, из расчета на 85% от всего объема работ, что соответствует 16249.5 часам налета.

В 2008 голу среднегодовой налет одного воздушного судна составил для Мн-8Т- 1026,1. для Ми-8МТВ 502.99 час. В результате внедрения предложенных мероприятий среднегодовой налет увеличится до 1130.8 и 1148.79 соответственно (таблицы 2 и 3). Оптимальная структура парка для сложившихся условий: восемь вертолетов Ми-8Т и семь вертолета Ми-8МТВ.

Четыре вертолета Ми-8МТВ целесообразно реализовать по остаточной стоимости. Определим их стоимость показатели таблицы 4.

Налог на имущество составляет 2.2% или 1952,4 тыс. рублей.

Примем расходы на реализацию в размере 5% от остаточной стоимости ОС.

Транспортировка воздушных судов будет организована силами и средствами покупателя.

Определим затраты на аренду воздушных судов и стоянок Исходя из того, что налет арендованными ВС планируется в размере 2 867,6 часов, а стоимость аренды ВС - 15 тыс. руб. за летный час, расчет представлен в таблице 6.

Уменьшение простоев повлечет за собой рост налета часов. По результатам анализа можно сделать вывод о том. что для МИ-8МТВ

Таблица 3. Расчет часов дополнительного напета

Показатель Ел. и )м. \1н-8Т MH-8MTB

1 2 3 4

Фактический налет в 2008 г. час 5403.5 9606.0

Исправные вертолетодни в 2008 г. дни 1798 1665

Фактический налет на один исправный вертолетодснь час/день 3.01 5.77

Нормативное время в ремонте дни 34 170

Фактическое время в ремонте дни 156 1013

Резервы сокращения времени на ремонт дни 122 843

Дополнительный налет час- 367,2 4864.1

Прирост среднегодового налета на очно ВС час 5.1 486,4

Таблица 4. Цена реализуемых вертолетов, тыс. рублей

Показатели Первоначальная стоимость Начисленная аморпнация Остаточная стоимость Расходы на реалитанню Цена с НДС

Планеры 83808.719 12571,307 71237.411 3561.871 89759.139

Двигатели 31040.973 4656.146 26384.827 I3I9J242 33244.883

ИТОГО: 114849,692 17227,453 97621.638 4881.113 123004.02

Таблица 5. Результаты от продажи вертолетов, тыс. рублей

Показатели 2008 г. Абсплклное ншененне По проект) Пленение, %

Стоимость основных средств 309443 -97621.64 211821.36 68.5

Hanoi на имущество 5076.2 -1952.43 3123.76 61.5

Амортизационные отчисления 27399.7 -8337,41 19062.29 69,6

Расходы но ТО и текущий ремонт 2727,2 -858.24 1868.96 68.5

Материалы 3836.2 -985.44 2850.76

Капремонт 32079.8 -16093Л 15986.6 49.8

Страхование ВС 2591.4 -1051.57 1539.83 59.4

Аренда стоянок 1367.14 -376.69 990.45 72.4

д т=Тф_.Авд

ВДФ

Где фактический налет за год, час;

вд

исправные вертолетодни;

авд

- дополнительные, вертолетодни по проекту.

11о результатам анализа таблицы 2 можем сделать вывод о том. что ввод в строй ангаров позволит сократить простои, на 37 и 103 вертолетодня, а так же увеличить общин налет на 111,4 и 594.3 часа для Мн-8Т и Ми-8МТВ соответственно. Таблица позволяет сделать вывод также о том. что в результате увеличится среднегодовой налет одного списочного воздушного судна на 15,5 и 159,4 час для Ми-8Т и Ми-8МТВ соответственно.

Причинами сверхнормативных простоев в ремонте являются малый межремонтный ресурс планера вертолета Ми-8 М'ГВ и недостаток оборотных средств, для своевременной оплаты каждого ремонта.

В 2008 году были отремонтированы, пять вертолетов Мн-8МТВ и один вертолет Мп-8Т. Расходы по статье "Капремонт" по всему парку ВС - 182079.8 тыс. руб.. из них не были проплачены своевременно 24000 гыс. руб. Простои по этой причине составили - 965 вертолетодней.

Для эффективной работы предприятия и решения проблемы простоев, рекомендуется сократить количество вертолетов Ми-8МТВ с десяти до четырех. Договор по объему авиауслуг в летний период, выполнять путем аренды исправных вертолетов Ми-8Т и при необходимости Ми-8МТВ.

Определим изменение издержек по статье "Капремонт" при данном количестве вертолетов. Стоимость капитального ремонта планера, двигателей, редуктора и агрегатов десяти вертолетов Ми-8МТВ составляет 126822 тыс. руб. в год. Следовательно, уменьшение количества вертолетов Ми-8М'ГВ с одиннадцати до восьми снизит издержки по статье "Капремонт" на 27,3% или на 34 622,4 гыс. руб. Эта сумма больше дефицита оборотных средств, поэтому простоев в ремонте по этой причине не будет.

Целесообразно определить увеличение налета в результате сокращения простоев в ремонте, используя данные таблицы 3 и

Таблица 6. Расчет стоимости аренды вертолетов Ми-8Т

Показатели Итого

Дсфици т налета при собственном парке ВС. час. 2867.6

Стоимость аренды 1 летного часа, пас. руб. 15

Стоимость аренды вертолетов, тыс. руб. 43014

Стоимость аренды стоянок, тыс. руб. 129.72

налет увеличится на 5458,4 часов, по МИ-8Т957 часов. Арендованными вертолетами будет выполнен объем в размере 2 867,6 часов.

11а основании разработанного проекта и произведенных расчетов можем оценить экономическую эффективность проекта. "Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов"'Объсднпим изменения технико-экономических показателей по проекту в сравнительную таблицу 7.

По результатам анализа таблицы можем сделать вывод о следующих изменениях по проекту в сравнении с 2008 годом:

1) Производственный налет увеличился на 48.9%, что больше показателя 2008 года на 9283 часов, при этом парк ВС уменьшился на 21.1%.

2) Выручка от реализации авиауслуг увеличилась на 47,2%, или на 1615781.42 тыс. рублей. Темп роста выручки отстает ненамного от темпа роста производственного налета, что обусловлено изменением структуры парка ВС т. е. увеличением доли менее дорогих вертолетов. Это положительная тенденция, означающая уменьшение расходов на транспорт.

Целесообразно определить изменение рентабельности предприятия в результате внедрения мероприятий по улучшению производственного процесса'.

Переменная часть летного часа составляет по Ми-8Т 42.14 тыс. руб.: по Ми-8 MTB - 22.1 тыс. руб.

Сравнительные показатели представлены в таблице 8.

По результатам анализа таблицы можем сделать вывод о том, что несмотря на увеличение эксплуатационных расходов на 22,1% предприятие стало рентабельным за счет увеличения (на 43,51%) доходов от реализации услуг авиаперевозок. В результате прибыль составила 496638,7 тыс. рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенного в работе анализа п расчетов, можно говорить о повышении эффективности предложенных мероприятий для роста выручки от реализации авнаработ на предприятии. "Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры являются факто-

рами. повышающими качество предоставляемых услуг, тема самым стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими се федерализм и территориальную целостность".'' "Вступление в ВТО также ужесточило конкурентные отношения российских и иностранных производителен"7.

В результате может быть увеличен масштаб производства услуг авиаперевозок, меньшим парком воздушных судов, а также применением менее дорогих в эксплуатации вертолетов. 11еобходима в современных условиях применение "перманентного усовершенствования продукта и его качества; степени важности покупателя; этических и эстетических норм и многое другое'Таким образом, появилась большая свобода выбора действий, как в ценовой политике, так и при определении уровня доходности.

Литература:

I. Чериопятов A.M. Модели регионального раэвнтия.Л'Научнос мнение.-2013,-10(2013).- С.348-352.

2.Чериопятов A.M. Трансформация предпринимательства как развитие институциональных условий хозяйствования/ТТранспорт-ное дело России. 2010. №8(81) с.63-69

3.Чериопятов A.M. Управление развитием сферы транспортных услуг в северных регионах Российской Федерации: монография A.M. Чернопятов.-М.Издательство "Палеотип", 2007.-136с.

4.Чернопятов. A.M. Теория организации: учебное пособие/А.М. Чериопятов. В В. Попова.-М.: Издательство "Палеотип", 2015,-316с.

5.Чериопятов A.M.Маркетинг: учебник/А.М. Чернопятов.-М.: Издательство "11алеотип", 2015.-348с.

6.Чериопятов A.M. Учет несовершенства моделей применяемых в процессе планирования бенчмаркинга/'Materials of the X International scientific and practical conference, "Modern european science", -20I4.-C.I0I-I04.

7.Чериопятов A.M. Функционирование финансового механизма предприятия: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведепий.-С.: Издательство "Советская гипография",2012.-270с.

8.Чериопятов A.M. Сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности/,'Транспортное дело России,- 2010.-№ 10(83).-С. 134-136.

9.Чернопятов A.M. Ко эволюционное обеспечение верификационных требований для перманентного развития предпринимательской среды//Инновации и инвестиции. -2014.-№6.-С.37-39.

Таблица 7. Основные технико-экономические показатели

Пока ia гели Ел. him. 2(Н)8г. Оценка

отклонение всего темп рос га,%

1 2 3 4 5 6

Производственный налет, в г. ч. час. 18972.51 9283 28255,51 148,9

MH-8MIB 9605.99 5458,4 15064,39 156.8

Мн-8Т 5403,49 957 6360,49 117.7

Ми-8 Г (аренда) - 2867,6 2867.6 100,0

Як-40 2753.3 - 2753.3 100,0

МИ-171 1209,73 1209.73 100.0

Объем реализации (выручка) по утвержденным ценам тыс. руб. 1097450.53 518330,9 1615781.42 147,2

Таблица 8. Финансовые результаты от предложенных мероприятий, тыс. рублей

Пока ш it. in 2014 г. Проект И шененне, %

Доходы 1415645 2031598 143.5

Эксплуатационные расходы 1256990 1534959 122,1

11рибыль 158655 496638.7 313,0

Рентабельность 11.2 24.4 218.1

* Чериопятов A.M. Функционирование финансового механизма предприятия: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.-С.: Издательство "Советская типография",2012.-270с.

' Чериопятов A.M. Сущность н экономическая природа предпринимательской дсятельности//Транспортное дело России,- 2010.-№10(83).-С.134-136.

6 Чериопятов A.M. Управление развитием сферы транспортных услуг в северных регионах Российской Федерации: монография/A.M. Чернопятов.-М.Издательство "Палеотип", 2007.-136с.

7 Чериопятов A.M.Маркетинг: учебник/А.М. Чернопятов.-М.: Издательство "Палеотип", 2015.-348с.

4 Чериопятов A.M. Учет несовершенства моделей применяемых в процессе планирования бенчмаркинга//Ма1епа18 of the X International scientific and practical conference, "Modern european science". -20I4.-C. 101-104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.