Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВАЛЮТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалева Р.Ш.

Мировой и отечественный опыт показывает, что влияние экспорта частного капитала на экономику страны негативно. Для незаконного вывоза капитала в зарубежные страны используются легальные и нелегальные каналы. Чтобы разработать эффективные методы борьбы с бегством капитала, их необходимо глубоко изучить и проанализировать. Исходя из этих позиций, исследование вопросов валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, представляется актуальным. В статье анализируются показатели деятельности российских таможенных органов в области валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE FIELD OF CURRENCY CONTROL

World and domestic experience shows that the impact of private capital exports on the country's economy is negative. Legal and illegal channels are used for the illegal export of capital to foreign countries. In order to develop effective methods to combat capital flight, they need to be thoroughly studied and analyzed. Based on these positions, the study of the issues of currency control carried out by customs authorities seems relevant. The article analyzes the performance indicators of the Russian customs authorities in the field of currency control.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Р.Ш. Ковалева, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-190-193

Аннотация. Мировой и отечественный опыт показывает, что влияние экспорта частного капитала на экономику страны негативно. Для незаконного вывоза капитала в зарубежные страны используются легальные и нелегальные каналы. Чтобы разработать эффективные методы борьбы с бегством капитала, их необходимо глубоко изучить и проанализировать. Исходя из этих позиций, исследование вопросов валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, представляется актуальным. В статье анализируются показатели деятельности российских таможенных органов в области валютного контроля.

Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы, валютные операции, незаконное перемещение валюты, эффективность валютного контроля.

В условиях значительного объема внешнеторговой деятельности отечественных предприятий одной из основных функций государства в обеспечении экономической безопасности является обеспечение безопасности в сфере валютных отношений. При этом ключевым средством защиты национальных интересов в сфере валютных отношений по-прежнему остается валютный контроль за соблюдением резидентами законодательства в процессе выполнения своих обязательств по внешнеторговым контрактам, а также борьба с легализацией доходов, полученных незаконным путем. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Центральным банком, таможенными и налоговыми органами, а также уполномоченными банками.

Скоординированные проверочные мероприятия таможенных и налоговых органов, включающие многосторонний анализ внешнеторговых контрактов, которые учи-

тывают транспортировку товаров и предоставление услуг, являются продуктивной формой контрольных мер в области валютного контроля.

В нестабильных условиях российской экономики был зафиксирован рекордный отток капитала за рубеж из-за ухудшения внешнеполитических отношений с некоторыми европейскими странами. Для того чтобы создать и развивать стабильную российскую экономику, необходимо предотвращать отток капитала за рубеж. В связи с этим вопрос создания эффективной системы валютного контроля стал еще более актуальным. Ведь только благодаря эффективной и слаженной работе всех ее составляющих можно надежно защитить экономические интересы страны от незаконного вывода иностранного капитала. Рассмотрим динамику показателей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами в Российской Федерации за 2019-2021 годы.

Таблица 1. Динамика показателей валютного контроля за 20 19-2021 г. Г61

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста 2021 г. в % к

2019 г. 2020 г.

Количество проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, тыс. ед. 10 6 5 50 83,3

Сумма нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, млрд. руб. 86 35 52 60,4 148,5

Предотвращен незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации на сумму в рамках взаимодействия с Банком России, млрд. руб. 1,3 1,5 5 384,6 333,3

Направлена в ФНС России информация в отношении юридических лиц, ед. 1930 787 1172 60,7 148,9

Налоговыми органами на основании информации от ФТС России принято решение об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ, ед. 218 249 219 100,4 87,9

Сумма предотвращенных сомнительных внешнеторговых сделок, млрд. руб. 146 108 6 4,1 5,5

По данным ФТС России, в 2021 г. также сократилось количество проведенных ФТС России проверок соблюдения резидентами-участниками ВЭД требований валютного законодательства Российской Федерации. Так, в 2021 г. их количество составило 5 тыс. единиц, что на 16,7% меньше по сравнению с 2020 годом и на 50,0% меньше по сравнению с 2019 годом, значительные изменения произошли в части предотвращения незаконного выводов денежных средств (на 284,6% по сравнению с 2019 годом и на 233,3% по сравнению с 2020 годом). По результатам проверки, если в ходе контроля валютных операций будут обнаружены достаточные данные, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства на территории Российской Федерации, таможенные органы имеют право возбудить дела об административных правонарушениях или уголовные дела.

Причиной снижения количества административных правонарушений является то, что с 31 июля 2020 года участникам внешнеэкономической деятельности,

впервые нарушившим законодательство, касающееся нерепатриации иностранной валюты, предусмотрено предупреждение или штраф от 5 до 30% непоступивших средств. Для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности это предупреждение или штраф в размере от 3 до 5%. Резиденты больше не несут

административной ответственности в соответствии с частями 1 и 4 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, если денежные средства, подлежащие выплате ему в соответствии с внешнеторговым контрактом, зачислены на иностранный счет в течение указанного срока и переведены на его счет в уполномоченном банке в течение 45 дней с этой даты. Кроме того, если резидент исполнит обязанность по репатриации средств не позднее, чем через 45 дней после срока, предусмотренного во внешнеторговом договоре, он не будет нести ответственности.

Благодаря взаимодействию с Банком России предотвращен незаконный вывод денежных средств из РФ на сумму более 5 млрд. руб. Также по инициативе таможенных органов в 2021 году было принято решение об исключении из ЕГРЮЛ фирм-однодневок 219 юридических лиц (в 2020 году - 249 юридических лиц). Это позволило предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 6 млрд. руб. в 2021 году.

В таблице 2 представлена динамика количества дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами по статье 15.25 КоАП РФ (нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования).

Таблица 2. Структура и динамика дел об АП, возбужденных таможенными органами по

статье 15.25 КоАП РФ [61

Показатель 2019 2020 2021 Темп роста 2021 г. в % к

ед. % ед. % ед. % 2019 2020

Возбуждено дел об АП по ст.15.25 КоАП РФ - всего 145000 100 8000 100 7000 100 48,2 87,5

В том числе - ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ 580 4 400 5 770 11 132,7 192,5

- ч.4-4.3 ст.15.25 КоАП РФ 3045 21 1280 16 980 14 32,1 76,5

- ч.5-5.3 ст.15.25 КоАП РФ 2465 17 1600 20 2450 35 99,3 153,1

- ч.6-6.4 ст.15.25 КоАП РФ 8410 58 4720 59 2800 40 33,2 59,3

Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ в 2021 году значительно уменьшилось (на 51,8% по сравнению с 2019 годом). По ч. 1 ст.15.25 КоАП в 2021 г. по сравнению с 2020 г. наблюдается рост на 92,5% и на 32,7% по сравнению с 2019 г., а также по ч. 5-5.3 ст. 15.25 КоАП по сравнению с 2020 годом - на 53,1%. Это говорит о том, что таможенными ор-

ганами проводится эффективная работа по пресечению и выявлению совершения участниками ВЭД сомнительных операций.

После обнаружения признаков преступления таможенные органы возбуждают уголовное дело и проводят неотложные следственные действия, а затем передают его в прокуратуру для дальнейшего расследования и направления в суд.

Таблица 3. Динамика уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в области нарушения валютного законодательства [6]_____

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021г. в % к

2019г. 2020г.

Количество возбужденных уголовных дел по ст. 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) 190 70 32 16,8 45,7

Нарушения по ст. 193 УК РФ, на сумму, млрд. руб. 26,7 49,3 29 108,6 58,1

Количество возбужденных уголовных дел по ст. 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) 194 171 140 72,1 81,8

Нарушения по ст. 193.1 УК РФ, на сумму, млрд. руб. 31 14 11 35,4 78,5

Количество возбужденных уголовных дел по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) 72 72 99 137,5 137,5

Размер незаконно перемещенных денежных средств/инструментов (ст.200.1 УК РФ), млн. руб. 185,8 3 1,5 0,8 50

Источник: http://www. customs.ru

Анализ динамики уголовных дел, возбужденных таможенными органами в области нарушения валютного законодательства показал, что значительные изменения произошли в количестве дел по ст. 200.1 УК РФ (рост на 37,5% по сравнению с 2020 и 2019 гг.) и по ст. 193 УК РФ (рост на 8,6% по сравнению с 2019 г.).

Наиболее распространенными способами незаконного вывоза денежных средств

из Российской Федерации, выявленными таможенными органами, являются:

1. завышение стоимости импортных контрактов; сокрытие экспортной валютной выручки, в том числе за счет использования фиктивных сделок;

2. неисполнение обязанности по репатриации (реинвестированию) валютной выручки на территории Российской Федерации путем замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым

операциям долговыми обязательствами (в Обобщая статистические данные ФТС

ценных бумагах); России, следует отметить, что за послед-

3. махинации с оценочной стоимостью ние годы результативность работы тамо-импортируемых и экспортируемых това- женных органов по выявлению нарушений ров по бартерному контракту; валютного законодательства РФ суще-

4. незаконное перемещение наличной ственно повысилась. валюты и валютных ценностей.

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Габдуллина С.Х. Деятельность ФТС России как органа валютного контроля: практика осуществления и проблемы // Вестник Академии знаний. - 2021. -№ 2 (43). - С. 329-333.

2. Алексеева, Е. В. Современное состояние и перспективы развития валютного контроля в Российской Федерации / Е.В. Алексеева, В.И. Кытьков, В.Н. Чичерова // Вестник Академии знаний. - 2022. - №50 (3). - С. 403-407.

3. Ахмедзянов, Р. Р. Анализ деятельности и перспективы развития ФТС России как органа валютного контроля / Р. Р. Ахмедзянов, В. В. Зверева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 39 (1). - С. 24-28.

4. Ахмедзянов, Р. Р. Роль ФТС России в осуществлении валютного контроля / Р. Р. Ахмедзянов, К. А. Жильцова, О. А. Майсак // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-1 (71). - С. 24-27.

5. Мигел, А. А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России / А. А. Мигел, М. А. Шуликова // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 177181.

6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/.

7. Петрушина, О. М. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля / О. М. Петрушина, М. В. Непарко, В. О. Гужа // Вестник Калужского университета. - 2019. - № 2. - С. 73-77.

8. Тимохин, А. Ю. Содействие ФТС России развитию нормативной базы по осуществлению валютного контроля / А. Ю. Тимохин, Т. В. Дорожкина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-3. - С. 89-92.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE FIELD OF CURRENCY CONTROL

R.S. Kovaleva, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. World and domestic experience shows that the impact of private capital exports on the country's economy is negative. Legal and illegal channels are used for the illegal export of capital to foreign countries. In order to develop effective methods to combat capital flight, they need to be thoroughly studied and analyzed. Based on these positions, the study of the issues of currency control carried out by customs authorities seems relevant. The article analyzes the performance indicators of the Russian customs authorities in the field of currency control.

Keywords: currency control, customs authorities, currency transactions, illegal movement of currency, effectiveness of currency control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.