УДК 316.624
Саночкин С.А.
магистрант 2 курса, Института психологии, педагогики и социальной работы Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
(г. Рязань, Россия)
АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация: данная статья посвящена анализу негативного типа девиантного (отклоняющегося) поведения современных детей подросткового возраста. Представлен анализ работ и опыта современных ученых по данной проблеме.
Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, негативный тип девиации, противоправное поведение, подростковый возраст.
Вопрос девиантного поведения, несмотря на обширные исследования в различных областях науки, остается одним из самых сложных, и актуальных. Увеличение числа детей с отклонениями в поведении происходит с каждым годом, что подчеркивает важность его изучения.
Актуальность проблемы изучения девиантного поведения подростков обусловлена требованиями ФЗ «Об образовании РФ» (2012 г.) о необходимости обеспечить обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением особыми условиями воспитания, обучения со специальным педагогическим подходом [3], а также требованиями ФГОС ООО (2021 г.) о необходимости ориентировать процесс обучения на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством [4].
Вопрос определения девиантного поведения вызывает межпредметные дискуссии. Множество теорий и подходов к этому понятию позволяют глубже понять его причины, проявления и формирование. Рассмотрим разнообразие интерпретаций девиантного поведения [1].
Важным аспектом, выделяемым С.Ю. Бородулиной, В.И. Добреньковым и И.А. Невским, является понимание отклоняющегося поведения как проявления социальной деятельности, которая не соответствует установленным нормам и правилам в данном обществе. Это приводит к нарушению этих норм и образцов. В этом же контексте выделяются В.Г. Баженов, А.В. Иванов, Ф.А. Мустаева и В.А. Пятунин, которые обращают внимание на систему действий, нарушающих установленные нормы и стандарты общества в различных сферах его жизни [2].
Девиантное поведение, по мнению некоторых ученых, представляет собой стойкое поведение, отступающее от значимых социальных норм и причиняющее ущерб обществу или самой личности. Это поведение также сопровождается социальной дезадаптацией. С.А. Беличева поддерживает точку зрения А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, отмечая, что девиантное поведение представляет собой нарушение установленных правовых и моральных норм в обществе и возникает в результате неблагоприятного социального развития и нарушений социализации на разных этапах жизни[1].
Девиантное поведение, согласно Л.В. Мардахаеву, это аномалия в поведении человека, которая не соответствует установленным обществом нормам и ролевым обязанностям, а также может противоречить правовым и моральным стандартам. Педагоги И.А. Ларионова и О.С. Тоистева, вместе с врачом-психиатром А.Г. Коняхиным, считают, что девиантное поведение представляет собой типичную реакцию, связанную с нарушением социальных правил и норм, что может привести к социальной неадаптации [2].
Согласно А.И. Ложкину, девиантное поведение не просто отличается от стандартного, но также является нежелательным в контексте поддержания здоровья и общественного порядка. Оно формируется из-за неблагоприятного
психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что приводит к различным формам дезадаптации поведения[5].
В исследованиях Н.С. Солдатова, девиантное поведение рассматривается как проявление человека, выражающееся в различных формах: словах, отношениях, жестах, взглядах, тонах речи, смысловом подтексте и действиях, направленных на преодоление препятствий [5].
Согласно В.Ф. Шевчуку, отклоняющееся поведение представляет собой совокупность действий, не соответствующих общественным нормам и вызывающих негативные психологические эффекты в социальной среде, при этом граничащих с социально-психологической деградацией личности [5].
Исследователи выделяют девиантное поведение как нарушение социальных норм и стандартов, а также как поведение, не соответствующее общественным ожиданиям. Критерием девиантного поведения служит совокупность поступков, которые выходят за рамки принятых норм.
Следовательно, изучение девиантного поведения позволяет понять, что оно всегда возникает из-за несоответствия личности стандартам, установленным в обществе или в определенной социальной группе. Обычно такое поведение имеет деструктивный характер, обусловлено индивидуальными особенностями, возрастом и половой принадлежностью, вызывает осуждение и негативные отзывы окружающих. Это приводит к социальной и психологической дезадаптации, а также к разрушению личности.
Впервые начальные аспекты проявления девиантного поведения начинают проявляться в подростковом возрасте. Данный факт может быть связан с тем, что на данном возрастном периоде у детей еще не завершено формирование личностных структур, уровень интеллектуального развития таких детей относительно низкий, а ближайшее окружение и семья ребенка оказывает отрицательное влияние на него [5].
Исследователь Н.В. Разживина рассматривает критерии склонности подростков по к девиантному поведению через различные призмы: социально-личностный, мотивационный, когнитивно-волевой, поведенческий и
эмоциональный аспекты. Согласно автору, эти критерии отражают осознание подростком своей личности, способностей, готовность к изменению негативного поведения, установление положительных отношений с окружающими и управление своим поведением на разных этапах развития. [1].
Проведенное Д.Ф. Петрусевичем исследование показывает, что многообразие социальных факторов способствует формированию девиантного поведения у подростков. Он выделяет следующие аспекты: индивидуальные особенности (биологические и психологические факторы, мешающие адаптации к обществу); педагогические проблемы (недостатки в воспитании в семье и в школе); социально-психологические аспекты (негативное взаимодействие среди подростков в семье и ближайшем окружении, таких как одноклассники и друзья).
Выбор личностью среды общения, ценностей и норм, а также реакции на воспитательные воздействия семьи, школы и общества, считается значимым фактором. Также важным является социальный фактор, который определяется социальными и экономическими условиями в обществе [5].
У современных подростков, которые склонны к девиантному поведению, по мнению Н.В. Разживиной, наблюдаются следующие особенности личностно-социального характера: несформированность личностной концепции, отсутствие структурированной системы ценностных ориентаций, присутствие неприемлемых социальных установок, низкий уровень социальной адаптации, социабельность, сопровождающаяся страхом перед глубокими взаимодействиями, демонстрация экстремальных форм поведения (открытость -замкнутость), использование неэффективных стратегий в разрешении конфликтов, наличие акцентуации личности, неопределенность относительно будущей профессиональной деятельности.
Характеристики подростков, проявляющих девиантное поведение, включают в себя недостаточное понимание самого себя, неадекватную самооценку, отсутствие ясного понимания социальных норм, стремление избегать ответственности и невозможность анализировать и обобщать
требования школьной жизни. Когнитивно-смысловой критерий склонности к девиантному поведению связан с осознанием истинных целей, способностью анализировать особенности и требования школы, а также самооценкой и осознанием социальных норм [1].
Кроме этого, Н.В. Разживина выделяет особенности проявления склонности к девиантному поведению у подростков на основе параметров «состояние эмоционально-волевой сферы», «эмоциональная устойчивость». Среди них - негативные эмоциональные переживания, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции. Эти факторы характеризуют эмоционально-волевой критерий склонности к девиантному поведению.
Изучение особенностей подростков, проявляющих девиантное поведение, показало, что в раннем возрасте факторы, влияющие на склонность к такому поведению, включают уровень тревожности в школе, семейные отношения, успехи в учебе и самооценку. По мнению Н.В. Разживиной, критерии склонности к девиантному поведению могут быть разделены на личностно-социальные, связанные с окружающей средой, когнитивно-смысловые, связанные с самооценкой, мотивационные, связанные с тревожностью перед взрослыми, поведенческие, связанные с уровнем интеллекта, и эмоционально-волевые, связанные с общей тревожностью в школе и желанием одобрения.
Исследования ученых показали, что влияние на склонность к девиантному поведению подростков в среднем возрасте оказывают различные факторы, такие как социометрический статус, школьная тревожность, самооценка и оценка мотивации одобрения. С другой стороны, в старшем подростковом возрасте склонность к девиантному поведению определяется профессиональной направленностью, умственным развитием и самооценкой [2].
Сильное стремление к поиску новых приключений и экстремальных ощущений; отсутствие желания улучшать себя и исправлять свои ошибки; способность справляться с кризисами, но неумение адаптироваться к обыденной
жизни, что приводит к попыткам самоубийства; самостоятельность в обычной жизни, однако склонность к обвинениям других и зависимость от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики); любовь к риску и жажда нестандартных впечатлений.
Поведение, проявляющее негативные черты, часто связано с неспособностью адаптироваться к окружающей среде и искаженными мнениями, которые могут быть обусловлены скрытыми комплексами неполноценности.
Подростки с девиантным поведением не придерживаются общественных норм и ценностей, а вместо этого следуют другим правилам, которые не приняты в обществе. Склонность к девиантному поведению у подростков может быть вызвана различными факторами, такими как биологические, социальные или психологические причины. Эта предрасположенность проявляется в их негативных чертах личности и стремлении быть по-другому, чем другие. В результате их моральное сознание искажено, и они не следуют общепринятым стандартам поведения [2].
Таким образом, подростковый возраст является ключевым периодом в формировании девиантного поведения. Нарушения взаимодействия с обществом являются источником девиаций в поведении, что влияет на их обучение и воспитание. Организация и проведение профилактики девиантного поведения требует комплексного, междисциплинарного, системного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: «МЕДпресс», 2010 - 427 с;
2. Никитин A.B. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. к. психол. н. / А.В. Никитин - М., 2006 - 22 с;
3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // URL: https://nsportal.ru/user/391038/page/standarty-2-pokoleniya-fgos;
4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // URL: https://shsazonovskayar19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/fGOS_OOO_ot_1 8.07.2022.pdf;
5. Психология подростка с девиантным поведением: учебное пособие / составители И. Ф. Шиляева [и др.]. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2019. -ISBN 978-5-907176-04-1. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/129833
Sanochkin S.A.
Ryazan State University named after S.A. Yesenin (Ryazan, Russia)
ANALYSIS OF DEVIANT BEHAVIOR OF MODERN ADOLESCENTS
Abstract: this article is devoted to the analysis of the negative type of deviant (deviant) behavior of modern adolescent children. An analysis of the work and experience of modern scientists on this problem is presented.
Keywords: deviant behavior, deviant behavior, deviation negative type, illegal behavior, adolescence.