УДК 334.012.42
АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ШАРИАТСКИЙ ВЗГЛЯД
Ш.А. ШОВХАЛОВ,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: [email protected] Сибирский федеральный университет
Возросшее религиозное самосознание мусульманского населения и увеличение потребности в удовлетворении теоретического пробела в вопросах его жизнедеятельности актуализируют необходимость комплексного и системного исследования исламской экономики. Статья посвящена понятию и методике оценки деловой активности коммерческой организации согласно требованиям ислама. Сделанные выводы позволят расширить теоретическую основу функционирования предприятий в лоне шариата, а также помогут в практической жизни повышать уровень деловой активности хозяйствующего субъекта, соблюдая нормы и правила исламского вероучения.
Ключевые слова: организация, финансовый анализ, деловая активность, качественные и количественные показатели, ислам, шариат
В России за последние два с половиной десятилетия значительно возрос уровень религиозного самосознания. На этом фоне мусульмане страны не стали исключением, как следствие, у миллионов граждан Российской Федерации появилась необходимость в удовлетворении своих потребностей, что привело к росту книжных издательств, производственных предприятий, организаций общественного питания, магазинов одежды, молельных мест, сайтов различной направленности и многого другого в рамках шариатских норм и правил. Данные тенденции вызвали интерес и к вопросам исламской экономики, так как финансовая составляющая присуща любым коммерческим проектам. Тем не менее в теоретическом отношении по-прежнему остаются
серьезные пробелы, что, например, проявляется в мизерном наличии работ, связанных с финансовым анализом деятельности коммерческой организации [12-14]. Важным в этом отношении представляется исследование вопросов деловой активности предприятия с точки зрения шариата.
Заниматься предпринимательской деятельностью не является обязательным согласно шариату, представляющему собой систему знаний о нормах и правилах поведения во всех сферах жизнедеятельности мусульман. С другой стороны, никто не может порицать такой выбор, если соблюдены все нормы и правила ислама, а сам собственник не ведет дела, нарушая религиозные предписания. Однако каждый согласится, что любой собственник планирует максимизировать положительный финансовый результат. Прибыль, являясь важнейшим показателем эффективности деятельности организации, характеризующим рациональность использования материальных, трудовых, товарных, технических и финансовых ресурсов, имеет несколько важных функций, вписывающихся в исламские догмы.
Во-первых, для организации в целом это внутренний источник финансирования стратегического развития.
В одном из изречений Пророка Мухаммада сказано, что Господь предписал все делать наилучшим образом. Развитие же предполагает привлечение дополнительных ресурсов, а в данном случае речь идет о наращивании собственных финансовых источников финансирования активов с помощью нераспределенной прибыли.
Во-вторых, для собственников это наращение капитала, а для членов трудового коллектива - дополнительный доход в виде премий и пр.
В шариате нет ограничений на выплату каких-либо премий, если говорить о сотрудниках предприятия, за реальный вклад в деятельность организации. Более того, стремиться к максимальному результату - благое дело с точки зрения Ислама. Если же вознаграждение полагается в рамках проводимого конкурса, то к нему существуют отдельные условия по шариату:
- с участников не должны взиматься какие-либо взносы, чтобы иметь возможность на победу в конкурсе;
- как приз, так и тема конкурса должны быть дозволены шариатом;
- участники не должны игнорировать своих обязанностей или важных задач [4]. В-третьих, для кредиторов и инвесторов это
гарант своевременного выполнения обязательств.
В одном из изречений Пророка Мухаммада сказано, что лучшими являются те, кто лучше всех отдает должное.
Для обеспечения высокой доходности необходимо поддерживать высокую деловую активность организации.
Деловая активность - это понятие многогранное, не имеющее единого толкования среди российских экономистов, хотя это не может расцениваться как недостаток, а скорее дает широкий простор для исследования сущности анализируемого понятия. Исторически это понятие использовалось в качестве макроэкономической характеристики, достаточно вспомнить фундаментальную книгу Йозефа Шумпетера «Циклы деловой активности» (1939 г.). Макроэкономическая система представляет собой совокупность микроэкономических систем, поэтому в середине ХХ в. деловую активность стали интерпретировать как динамическую характеристику коммерческой организации [10]. В Россию термин пришел из мировой практики. В настоящее время он используется практически в каждой книге по финансовому анализу коммерческих организаций.
Обзор энциклопедических источников показал, что трактовка термина «деловая активность» либо отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий, либо это понятие определено недостаточно четко. В последние годы деловой активности посвящено несколько диссертационных исследований, среди которых диссертации М.В. Азарова, Г.Д. Гребнева,
Г.В. Крыксина, Н.С. Рогожиной, О.В. Мясниковой и др. В российских книгах по анализу и диагностике деятельности предприятий также рассматривается достаточно много определений этого термина, при этом большинство авторов придерживаются схожих взглядов, хотя для оценки деловой активности используются разные показатели, что связано с много-аспектностью рассматриваемого понятия [1].
Автор, соглашаясь с Н.А. Соловьевой и Т.А. Цыркуновой, рассматривает деловую активность как эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации [9].
Фундаментальным вопросом деловой активности коммерческих организаций является совокупность показателей, позволяющих оценить рассматриваемое понятие. Выделим основные аспекты.
Показатели деловой активности следует разделить на количественные и качественные. Такую позицию можно встретить у различных отечественных авторов [2].
Деловая активность не должна ограничиваться показателями одной группы. Например, Г.В. Савицкая отмечет, что оборачиваемость капитала тесно связана с рентабельностью и является одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность [8]. Конечно же, такое понимание не является некорректным, однако авторское видение термина шире.
Важно выделить наиболее обобщенные показатели, а более детальное исследование проводится на базе существующей основы, а также зависит от конкретной ситуации. Некоторые исследователи в своих работах критикуют недостаточное количество коэффициентов в рамках какой бы то ни было характеристики [6]. Однако такой вывод позволителен лишь в случае, когда исследователь утверждает, что перечень показателей ограничен. Если же такого не происходит, как в данной работе, то скорее идет речь о некоем общем перечне, который может детализироваться в зависимости от потребности проводящего анализ. Например, в одной из статей сказано, что «имеют место два варианта углубления анализа: использование долевого участия отдельных элементов оборотных средств в длительности их оборота и использование частных показателей оборачиваемости, которые характеризуют скорость
перехода каждого вида оборотных средств из одной формы в другую» [6]. Соглашаясь с автором этого тезиса, невозможно принять идею, что работы, не содержащие «двух вариантов углубления», неполноценны, потому что такое углубление подразумевается в любом случае, если кто-либо не ставит ограничений умышленно. Автор же данной работы приводит, на его взгляд, самые важные показатели, с помощью которых можно оценить деловую активность и выявить резервы ее роста в рамках шариата, но сам перечень не ограничен.
Изначально необходимо исследовать совокупность качественных показателей, так как именно в этот блок входит показатель соответствия деятельности шариату, о чем пойдет речь далее.
В литературе по финансовому анализу встречается не так много информации по качественным показателям. Как правило, авторы ограничиваются набором характеристик, не выделяя самых важных, не уделяя внимания методике оценки и т.д. Автор делает предположение, что такая ситуация обусловлена предпочтением количественных показателей теми или иными авторами.
Все качественные характеристики деловой активности коммерческой организации автор сводит к показателю деловой репутации. Такая точка зрения обусловлена реалиями нашей экономики, где лучшая характеристика - это рыночная цена чего-либо. К тому же под деловой репутацией организации обычно понимают комплексное представление о предприятии участниками рыночных отношений.
Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»* стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его приобретения. Согласно МСФО 3 деловая репутация, или гудвилл, -это уплачиваемая покупателем сумма сверх рыночной стоимости покупки в ожидании будущих экономических выгод. Фактическая стоимость гудвилла - это стоимость покупки за минусом разницы справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств. Такая разница обусловлена тем, что репутация представляет собой отображение восприятия про-
* Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н.
шедших действий коммерческой организации и ее будущих перспектив, т.е. имеет одновременно ретроспективный и динамичный характер [7].
Исходя из данных официальных определений, можно утверждать, что оценка деловой репутации может быть использована в качестве самостоятельного и эффективного критерия финансовой стабильности организации, так как представляет собой целостное представление об организации как субъекте определенного вида деятельности, которое складывается из восприятия и оценки результатов и последствий этой деятельности различными заинтересованными лицами и контактными группами [5].
Для оценки качественной характеристики деловой активности отсутствуют четкие формализованные показатели, так как качество довольно трудно измерить. Для решения данной проблемы автор предлагает ввести пятибалльную шкалу оценки и отражать результаты в таблице, содержащей пять позиций. Важным моментом является то обстоятельство, что показатели в таблице заранее определены, на практике их нужно только соотнести с действительностью. С другой стороны, автор предлагает систему, которая автоматически способна указывать на возможные улучшения сложившейся ситуации с помощью пятибалльной шкалы. Изначально делается предположение, что введение самых незначительных элементов в деятельность организации может привести к повышению деловой активности, в худшем случае - такое влияние не окажет никакого воздействия. Необходимо соблюдение следующих правил использования таблицы: за наличие элемента присваивается 1 балл, за отсутствие -0 баллов; максимальное число баллов - 5.
Далее - о количестве показателей, вводимых для оценки деловой репутации.
В первую очередь введем показатель соответствия деятельности шариатским нормам и правилам. Если такого соответствия установлено не будет, можно сделать заключение, что деловая активность близка к нулю, несмотря на иные положительные моменты. В этом и заключается одна из особенностей анализа деловой активности с точки зрения шариата.
Помимо шариатского аспекта включим следующие показатели:
- масштаб деятельности;
- социально-экологический стандарт;
- качество продукции;
- репутация руководителя и топ-менеджмента;
- отношения с сотрудниками;
- отношения с контрагентами.
Каждый из этих показателей можно оценить по пятибалльной шкале, что отражено в таблице.
Критерии оценки качественных показателей деловой активности с точки зрения Шариата
Окончание таблицы
Показатель Критерий оценки Балл
Отношения с сотрудниками Отсутствие фактов задержки заработной платы
Наличие кодекса корпоративной культуры
Отсутствие фактов частого увольнения
Систематическая переподготовка кадров
Организация рабочего места согласно нормам шариата
Отношения с контрагентами Отсутствие контрагентов, деятельность которых в большинстве своем противоречит шариату
Наличие постоянных партнеров и потребителей
Сотрудничество с организациями, имеющими положительную деловую репутацию
Наличие в постоянных партнерах известных крупных организаций
Отсутствие судебных тяжб по инициативе контрагента
Таким образом, используя данные показатели, на взгляд автора, можно оценить деловую активность на основе качественных показателей с точки зрения шариата.
Далее рассмотрим количественные показатели деловой активности коммерческой организации. Предлагается разделить их на следующие группы:
1) показатели, характеризующие организацию в целом;
2) показатели, характеризующие отдачу вложенных финансовых ресурсов;
3) показатели, характеризующие эффективность использования потребленных материальных, трудовых, товарных и технических ресурсов;
4) показатели, характеризующие эффективность взаиморасчетов с контрагентами.
Автор не случайно расположил группы показателей в указанной последовательности. В первую очередь важно оценить место предприятия на рынке, а также его стоимость. Во-вторых, необходимо, чтобы бизнес приносил прибыль. В-третьих, важно, чтобы собственники и инвесторы осознавали целесообразность коммерческой деятельности посредством получения своей личной выгоды. В-четвертых, важно контролировать взаимоотношения с контрагентами.
К первой группе количественных показателей деловой активности, характеризующих организацию в целом, автор относит следующие.
Показатель Критерий оценки Балл
Соот- Деятельность соответствует шари-
ветствие ату
шариатским Финансовые ресурсы соответствуют
стандартам шариату
Отсутствие фактов нарушения
шариата
Соблюдение норм шариата внутри
организации
Производится выплата обязатель-
ных налогов
Масштаб Продолжительная работа на рынке
деятельнос- (более пяти лет)
ти Участие на рынке ценных бумаг
Наличие рекламы в СМИ
Наличие филиалов и представи-
тельств
Наличие связи с иностранными
партнерами
Социаль- Отсутствие фактов связи с элемен-
но-эколо- тами в работе, противоречащими
гический шариату
стандарт Отсутствие вредных для экологии элементов
Соблюдение всех норм обществен-
ной безопасности
Участие в социальных акциях
региона
Наличие премий, наград за деятель-
ность
Качество Отсутствие или минимальный вред
продукции для экологии
Отсутствие фактов ухудшения ка-
чества продукции
Наличие премий, наград за качество
продукции
Отсутствие жалоб на продукцию
Наличие хотя бы одного конкурен-
тного преимущества по качеству
продукции
Репутация Отсутствие фактов связи с организа-
руководите- циями, противоречащими шариату
ля и топ-ме- Знание о шариатских нормах веде-
неджмента ния бизнеса
Наличие опыта работы в сфере (ми-
нимум три года)
Наличие премий, наград у менедж-
мента
Систематическое повышение квали-
фикации руководства
Отношение рыночной и бухгалтерской стоимости коммерческой организации. Рассчитывается отношением рыночной цены бизнеса к величине валюты баланса предприятия. Данный показатель будет свидетельствовать о привлекательности коммерческой деятельности, может заинтересовать инвесторов или же послужит поводом для расширения масштабов деятельности за счет дополнительной эмиссии акций.
Доля рынка коммерческой организации. По одному этому показателю можно судить о достижениях предприятия за прошлые периоды работы. Динамика доли рынка будет характеризовать эффективность коммерческой деятельности, так как обычно ее сравнительно большая величина предполагает, что хозяйствующий субъект имеет больше возможностей для повышения экономического потенциала, влияния в конкретном секторе рынка и т.д.
Вторая группа коэффициентов деловой активности, характеризующих отдачу вложенных финансовых ресурсов, может включать разные показатели. Автор выделяет следующие.
Рентабельность активов. Рассчитывается отношением чистой прибыли к средней величине валюты баланса и характеризует, сколько рублей чистой прибыли организация получает с каждых ста рублей, авансированных в активы. Данный показатель А.Д. Шеремет называет базой финансового состояния [11], что и предопределило его первое место в системе показателей данного блока.
В экономической литературе часто встречаются показатели рентабельности собственного и заемного капитала. Автор считает, что делить чистую прибыль отдельно на собственный и заемный капиталы неуместно, потому что конечный финансовый результат достигается финансовыми ресурсами в целом, а это означает возможную некорректность интерпретации полученного коэффициента, что и обусловило отсутствие показателей рентабельности собственного и заемного капиталов в авторском перечне. Если же чистую прибыль разделить на капитал в целом, то формула совпадет с рентабельностью активов.
Аналогично сказанному не следует включать в перечень такие показатели, как рентабельность внеоборотных и оборотных активов.
Отношение дивидендов к величине активов. Рассчитывается отношением выплаченных дивидендов за период к средней величине активов и
характеризует, сколько рублей дивидендов организация выплачивает собственникам с каждых ста рублей, авансированных в активы. В целом прибыль используется в двух направлениях: на потребление (на начисление дивидендов собственникам и доходов работникам) и на накопление (на пополнение собственного капитала и развитие бизнеса). Данный показатель позволит оценить дивидендную политику предприятия, что немаловажно для вкладывающего в бизнес собственника.
Рентабельность продаж по чистой прибыли. Рассчитывается отношением чистой прибыли к выручке от продаж и характеризует, сколько рублей чистой прибыли организация получает в среднем с каждых ста рублей полученной выручки. Не первая позиция в перечне данного коэффициента обусловлена тем обстоятельством, что рентабельность активов и отношение дивидендов к величине активов актуальны для собственника в большей степени, хотя все они неразрывно связаны.
Коэффициент оборачиваемости активов. Рассчитывается отношением выручки от продажи к средней стоимости активов и характеризует скорость оборота активов предприятия за период. Аналогично первому показателю, по мнению автора, отсутствует целесообразность расчета коэффициентов оборачиваемости внеоборотных или оборотных активов, а также собственного или заемного капитала.
Чистая прибыль на акцию. Данный коэффициент рассчитывается исключительно для акционерных обществ. Формула представлена отношением чистой прибыли к количеству среднегодового числа обыкновенных акций. Согласно международным стандартам финансовой отчетности данный показатель обязателен к публикации в годовой отчетности, что и определило его актуальность. При этом следует отметить, что согласно тем же международным стандартам в числителе из чистой прибыли вычитают дивиденды по привилегированным акциям, начисленным за отчетный период. Однако же в рамках шариатского видения данного вопроса в формуле данной составляющей не должно быть вообще, поскольку привилегированные акции запрещены в исламе, так как приравнены к ростовщичеству.
К третьей группе можно отнести интенсивные показатели использования соответствующих ресурсов (см. рисунок).
Помимо перечисленных активов могут анализироваться и другие, это зависит от самого предпри-
ЭКСТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕСУРСЫ
ИНТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Среднесписочная численность работающих
Средняя за период стоимость запасов
Материальные затраты
Трудовые ресурсы
Производительность труда одного работающего
Товарные ресурсы
1
Материальные ресурсы
Средняя за период стоимость основных средств
Основные средства
Фондоотдача
Показатели для оценки деловой активности коммерческих организаций
стоимость основных средств по первоначальной стоимости за минусом сданных в аренду, учитывая полученные в аренду. Показатель характеризует, сколько рублей прибыли от продаж организация получает с каждых ста рублей, авансированных в фактически используемые собственные и арендованные основные средства.
На следующем этапе детализируют анализ путем рассмотрения различного рода классифика-
ятия. Например, на балансе какой-либо коммерческой организации могут числиться нематериальные активы, что предопределит необходимость их оценки с позиции деловой активности предприятия.
После формирования обобщенной оценки можно углубить анализ изучением эффективности использования каждого из элементов. Сделаем это на примере основных средств.
Интенсивное направление использования основных средств характеризуют следующие показатели.
Фондоотдача. Рассчитывается делением выручки от продажи (объема товарной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) на среднюю стоимость основных средств по первоначальной стоимости за минусом сданных в аренду, а также, учитывая полученные в аренду. Показатель характеризует, сколько рублей выручки от продажи организация получает с каждого рубля, авансированного в фактически используемые собственные и арендованные основные средства.
В научной литературе выделяют обратный фондоотдаче показатель - фондоемкость, характеризующий объем фактически используемых собственных и арендованных основных средств для получения каждого рубля выручки от продажи.
Рентабельность основных средств. Рассчитывается делением прибыли от продаж на среднюю
ций основных средств. Например, можно рассчитать рентабельность собственных и арендованных или фондоотдачу активной и пассивной частей основных средств по отдельности и т.д.
Данная структура детализации оценки идентична в отношении других ресурсов, а также часто встречается в литературе по финансовому анализу. Это обусловливает отсутствие необходимости их перечисления.
Четвертая группа коэффициентов деловой активности, характеризующих эффективность взаиморасчетов с контрагентами, может включать разнообразные показатели. Автор выделяет следующие из них.
Продолжительность погашения дебиторской задолженности. Расчет данного показателя может осуществляться разными способами. В самой простой версии это отношение среднего значения дебиторской задолженности за период к сумме однодневной выручки за аналогичный период. Экономическая интерпретация такого показателя - количество дней анализируемого периода, требуемых для взыскания дебиторской задолженности.
В другой версии, учитывающей различия в специфике тех или иных предприятий, в знаменателе стоит однодневный оборот по погашению дебиторской задолженности за период. Значение по такой формуле будет показывать средний период, в
течение которого поступает оплата за товар, работу или услугу. Важно подчеркнуть, что дебиторская задолженность в коммерческой организации может возникать как при взаиморасчетах с покупателями, так и с поставщиками при возможности предоплаты, с налоговыми органами, с персоналом и др. Также нередки ситуации возврата товара. В любом случае, если существует доступ к счетам бухгалтерского учета, то однодневный оборот по погашению дебиторской задолженности должен рассчитываться, учитывая данные моменты. В частности, следует отдельно выделить оборот дебиторской задолженности по покупателям и поставщикам. Например, оборот дебиторской задолженности по покупателям -это отношение кредитового оборота счета 62 в корреспонденции со счетами 50, 51 к средней дебиторской задолженности по покупателям за период. Соответственно, оборот по погашению дебиторской задолженности - это сумма произведения оборота дебиторской задолженности по покупателям и доли средней дебиторской задолженности по покупателям в общей дебиторской задолженности, а также произведения оборота дебиторской задолженности по поставщикам и доли средней дебиторской задолженности по поставщикам к общей дебиторской задолженности. Конечно, данную формулу нельзя использовать, имея в наличии лишь финансовую отчетность. Если же имеется доступ к счетам, то преобразованная формула лучше стандартной.
Продолжительность погашения кредиторской задолженности. Расчет данного показателя также может осуществляться разными способами. В самой простой версии это отношение среднего значения кредиторской задолженности за период к сумме однодневной выручки за аналогичный период. Экономическая интерпретация такого показателя -количество дней анализируемого периода, требуемых для оплаты кредиторской задолженности.
В другой версии в знаменателе может быть однодневный оборот по погашению кредиторской задолженности за период. Значение по такой формуле будет показывать средний период, в течение которого погашаются обязательства перед кредиторами. Касательно преобразований, отмеченных в формуле погашения дебиторской задолженности, то здесь также можно их осуществить, однако автор не видит такой необходимости, так как, по сути, они аналогичны.
Продолжительность операционного цикла. Данный показатель рассчитывается сложением
продолжительности погашения дебиторской задолженности и времени обращения запасов. Время обращения запасов рассчитывается отношением средних запасов к однодневной выручке.
Продолжительность операционного цикла показывает, например, для оптовой организации период времени от закупки запасов до их полной оплаты. По сути, он характеризует время, на которое ресурсы предприятия замораживаются в запасах и дебиторской задолженности. Положительно будет оцениваться сокращение данного показателя в динамике.
Продолжительность финансового цикла. Это разница между продолжительностью операционного цикла и продолжительностью погашения кредиторской задолженности.
Продолжительность финансового цикла показывает период времени, в течение которого собственные средства коммерческой организации участвуют в операционном цикле. Характеризует среднюю продолжительность между оттоком денежных средств в связи с осуществлением текущей деятельности и их притоком как результатом функционирования предприятия. Важно отметить, что сокращение данного показателя не всегда будет говорить о положительной динамике, так как такая тенденция может быть следствием замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.
Таким образом, предлагаемая методика анализа деловой активности коммерческой организации с позиции шариата позволит собственникам, работникам, финансовым учреждениям и инвесторам принимать верные управленческие решения, не нарушая исламских предписаний и учитывая экономические интересы заинтересованных лиц. Важно подчеркнуть, что сравнение данной методики с другими на предмет определения ее практичности и эффективности нецелесообразно, так как ни в одной другой методике анализа деловой активности не учитывается религиозный фактор. Следующим этапом развития научной мысли в данной области будет комплексная апробация полученных теоретических выводов, что может быть реализовано в отдельной статье.
Коммерческая деятельность на территории России в соответствии с исламскими законами имеет перспективы реализации как на основе существующего спроса, так на основе результатов, которые могут принести дивиденды на всех уровнях жизни населения. По этому поводу профессор В.П. Виш-
невский отметил в одной из своих работ [3, с. 10—11], что характерная для ислама регламентация хозяйственных отношений формирует стабильные правила, благоприятные для долгосрочных инвестиций, установки на высокую социальную ответственность сглаживают провалы мотивации, обусловленные имущественным расслоением, а отказ от взимания процентов и использования связанных с ними сомнительных финансовых активов создает благоприятные условия для развития реальной экономики.
Список литературы
1. Афанасьева М.В. Сравнительный анализ основных подходов к понятию «деловая активность» // Известия Тульского государственного университета. 2010. № 2. С. 221-230.
2. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. СПб: Питер, 2005. 432 с.
3. Вишневский В.П., Вишневская Е.Н. Рост исламской экономики в мире и его уроки для Украины: опыт институционального анализа // Научные труды Донецкого национального технического университета. 2013. № 3. С. 5-13.
4. Десаи И. Введение в исламскую торговлю и коммерцию. URL: http://askimam.ru/load/vvedenie v_islamskuju_torgovlju_i_kommerciju/4-1-0-13.
5. Коротков Э.М. Деловая репутация промышленного предприятия в системе рыночной экономики // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. 2012. № 2. С. 31-38.
6. Наумова О.А. Система показателей деловой активности организации // Бухгалтерский учет, статистика. 2011. № 77. С. 248-251.
7. Рустамова И.Т. Генезис деловой репутации как объекта экономических исследований // Вопросы современной экономики. 2013. № 2 С.123-137.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. 330 с.
9. Соловьева Н.А., Цыркунова Т.А. Анализ финансового состояния коммерческой организации: учеб. пособие. Красноярск: КГТЭИ, 2004. 106 с.
10. Хотинская Г.И., Амбросьев Г.В. Методический инструментарий мониторинга деловой активности (макроэкономический аспект) // СЕРВИС PLUS. 2010. № 4. С. 155-161.
11. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2008. 208 с.
12. Шовхалов Ш.А. Принципы формирования активов коммерческой организации: шариатский взгляд // Финансы и кредит. 2013. № 37. С. 24-29.
13. Шовхалов Ш.А. Финансовое состояние коммерческой организации: шариатский взгляд // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 9. С. 49-53.
14. Шовхалов Ш.А. Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд // Финансы и кредит. 2013. № 8. С. 58-61.
Economic analysis: theory and practice Financial analysis
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
ANALYSIS OF THE BUSINESS ACTIVITY OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS:
SHARIA VIEw
Shamil' A. SHOVKHALOV
Abstract
The heightened religious consciousness of the Muslim population and the increased demand to meet the theoretical gap in its life make the need for a comprehensive and systematic study of Islamic Economics . The article is devoted to the concept and methodology of assessment of business activity of commercial organizations according to the requirements of Islam . The findings will enhance
the theoretical basis of enterprises in the bosom of the Shariah, as well as help in practical life to raise the level of business of the managing entity, observing the rules and regulations of the Islamic faith .
Keywords: organization, financial analysis, business activity, qualitative indicators, quantitative indicators, Islam, Sharia
References
1. Afanas'eva M.V. Sravnitel'nyi analiz osnovnykh podkhodov k ponyatiyu delovaya aktivnost' [A comparative analysis of the main approaches to the concept of business activity]. Izvestiia Tul 'skogo gosudarstven-nogo universiteta - Proceedings of Tula State University, 2010, no. 2, pp. 221-230.
2. Bocharov V.V. Kompleksnyi finansovyi analiz [Comprehensive financial analysis]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, 432 p.
3. Vishnevskii V.P., Vishnevskaya E.N. Rost is-lamskoi ekonomiki v mire i ego uroki dlya Ukrainy: opyt institutsional'nogo analiza [Growth of the Islamic Economics in the world and its lessons for Ukraine: the experience of institutional analysis]. Nauchnye trudy Donetskogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta - Proceedings of Donetsk National Technical University, 2013, no. 3, pp. 5-13.
4. Desai I. Vvedenie v islamskuyu torgovliu i kom-mertsiyu [An introduction to Islamic trade and commerce]. Available at: http://askimam.ru/load/vvedenie v_islamskuju_torgovlju_i_kommerciju/4-1-0-13. (In Russ.)
5. Korotkov E.M. Delovaya reputatsiya promysh-lennogo predpriyatiya v sisteme rynochnoi ekonomiki [Goodwill of an industrial enterprise in the market economy system]. Vestnik Yuzhno-Rossiiskogo gos-udarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Bulletin of South-Russian State Technical University, 2012, no. 2, pp. 31-38.
6. Naumova O.A. Sistema pokazatelei delovoi aktivnosti organizatsii [A system of indicators of business activity of organizations]. Bukhgalterskii uchet, statistika - Book keeping, statistics, 2011, no. 77, pp.248-251.
7. Rustamova I.T. Genezis delovoi reputatsii kak ob''ekta ekonomicheskikh issledovanii [Genesis of goodwill as an object of economic research]. Voprosy sovremennoi ekonomiki - Problems of modern economy, 2013, no. 2, pp.123-137.
8. Savitskaya G.V. Analiz khozyaistvennoi deyatel 'nosti predpriyatiya [An analysis of business enterprises]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006, 330 p.
9. Solov'eva N.A., Tsyrkunova E.A. Analiz finan-sovogo sostoianiya kommercheskoi organizatsii [The analysis of the financial condition of commercial organizations]. Krasnoyarsk, KSTEI Publ., 2004, 106 p.
10. Khotinskaya G.I., Ambros'ev G.V. Metod-icheskii instrumentarii monitoringa delovoi aktivnosti (makroekonomicheskii aspekt) [Methodological tools for business activity monitoring (a macroeconomic aspect)]. SERVIS PLUS - SERVICE PLUS, 2010, no. 4, pp. 155-161.
11. Sheremet A.D., Negashev E.V. Metodika finansovogo analiza deyatel'nosti kommercheskikh organizatsii [Methods of financial analysis of business organizations]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008, 208 p.
12. Shovkhalov Sh.A. Printsipy formirovaniya ak-tivov kommercheskoi organizatsii: shariatskii vzglyad [Principles of assets formation of a commercial organization: sharia view]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 37, pp. 24-29.
13. Shovkhalov Sh.A. Finansovoe sostoyanie kommercheskoi organizatsii: shariatskii vzglyad [The financial condition of the commercial organization: sharia view]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika -Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 9, pp. 49-53.
14. Shovkhalov Sh.A. Finansovye resursy kommercheskoi organizatsii: shariatskii vzglyad [Financial resources of a commercial organization: sharia view].
Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 8, pp. 58-61.
Shamil' A. SHOVKHALOV
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation shovkhalov. shamil@gmail . com