Региональная экономика и управление:
> электронный научный журнал ^ИНДЕЫДЙЯ
Анализ бюджетной обеспеченности Кемеровской области в период 2000-2017гг. в структуре Сибирского федерального округа
eee-region.ru/article/5607
¡accounting! iuuwjms«
™.t|TAXES
LGftlNSp TAXPAYER 5
ft ii^ct. S = ™DS £ TAXABLE " PfNilfSuj, jjfm о
£HED(JCTI(ffl^ Ez l«SQv4.E5
5 S || LUHUfiV
Analysis of the budget security of the Kemerovo region in the period 2000-2017. in the structure of the Siberian Federal District
Финансы регионов Отправить статью мне на email
Авторы
Шипунова Вера Васильевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, учета и финансовых рынков Россия, Сибирский государственный индустриальный университет [email protected] Иванова Елена Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и отраслевой экономики Россия, Сибирский государственный индустриальный университет [email protected] Ефремкова Татьяна Ивановна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и отраслевой экономики Россия, Сибирский государственный индустриальный университет [email protected] Сабанова Людмила Николаевна
старший преподаватель кафедры экономики, учета и финансовых рынков Россия, Сибирский государственный индустриальный университет [email protected] Аннотация
В статье представлен анализ бюджетной обеспеченности Кемеровской области в сравнении с другими субъектами Сибирского Федерального округа, включающий в себя различные экономические этапы: посткризисный - 2000-2003 гг.; восстановления и роста - 2004 г. - 2007 г.; кризиса - 2008-2009 гг.; восстановления и латентного кризиса 2010г.- I кв.2014; внешних экономических санкций - II кв. 2014 г.-2017 г. Использованы данные наполняемости бюджетов субъектов Сибирского Федерального округа за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений, рассмотрена сбалансированность сформированных и исполненных бюджетов.
Ключевые слова
Кемеровская область, Сибирский федеральный округ, бюджет региона, налоговые доходы, неналоговые доходы, сбалансированность бюджета
Рекомендуемая ссылка
Шипунова Вера Васильевна , Иванова Елена Владимировна , Ефремкова Татьяна Ивановна , Сабанова Людмила Николаевна
Анализ бюджетной обеспеченности Кемеровской области в период 2000-2017гг. в структуре Сибирского федерального округа// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 19992645. — №4 (56). Номер статьи: 5607. Дата публикации: 12.11.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5607/
Authors
Shipuniva Vera Vasilievna
PhD, Associate Professor of the Department of the economy, accounting and financial markets Russian Federation, Siberian State Industrial University [email protected] Ivanova Elena Vladimirovna
PhD, Associate Professor of the Department of management and industry Economics Russian Federation, Siberian State Industrial University [email protected] Efremkova Tatyana Ivanovna
PhD, Associate Professor of the Department of management and industry Economics Russian Federation, Siberian State Industrial University [email protected] Sabanova Ludmila Nikolaevna
Senior Lecturer of the Department of the economy, accounting and financial markets
Russian Federation, Siberian State Industrial University
Abstract
The article presents an analysis of the budget security of the Kemerovo Region in comparison with other subjects of the Siberian Federal District, which includes various economic stages: post-crisis - 2000-2003; recovery and growth - 2004 - 2007; the crisis of 2008-2009; recovery and latent crisis -2010 - I quarter 2014; external economic sanctions - II quarter. 2014- 2017. The data used for filling the budgets of the subjects of the Siberian Federal District at the expense of tax and non-tax revenues, as well as gratuitous receipts, considered the balance between the formed and the executed budgets.
Keywords
Kemerovo Region, Siberian Federal District, region budget, tax revenues, non-tax revenues, budget balance Suggested Citation
Shipuniva Vera Vasilievna , Ivanova Elena Vladimirovna , Efremkova Tatyana Ivanovna , Sabanova Ludmila Nikolaevna
Analysis of the budget security of the Kemerovo region in the period 2000-2017. in the structure of the Siberian Federal District// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Art. #6618. Date issued: 12.11.2018. Available at: https://eee-region.ru/article/5607/
Введение
Сибирский федеральный округ (далее СФО) является ресурсной кладовой России и всего мира, располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, урана, черных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Запасы угля составляют 80% общероссийских запасов, меди - 70%, никеля — 68%, свинца - 86%, цинка - 77%, молибдена - 82%, золота - 41%, металлов платиновой группы - 99%, гидроэнергетических ресурсов и запасов древесины — более 50%.
Все большее значение приобретают запасы пресной воды. Крупные сибирские реки и озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом планетарного масштаба. Не меньшее значение будет иметь ресурс свободных территорий, экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам и пригодных для жизни людей и экономической деятельности. Глобальные изменения климата будут только повышать ценность этого ресурса.
Территория СФО составляет 30% территории России, население на 1 января 2018 года — 19 287,5 тыс. человек.
Кемеровская область является одним из субъектов Сибирского Федерального Округа. Площадь Кемеровской области составляет 95,7 тыс. км2 (1,9% территории СФО; 0,6% территории РФ). По площади территории Кемеровская область занимает 10-е место в СФО. Население (на 01.01.2018) — 2694,9 тыс. человек, по численности населения — 3-е место среди 12 регионов округа, 17-е место в России. Плотность населения — 28,3 чел. на 1 км2, или 1 место в округе.
Кемеровская область относится к числу наиболее развитых регионов Сибири, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ведущим сектором экономики области. Именно она вместе с энергетикой вносит наибольший вклад в валовой региональный продукт (далее — ВРП) — 49,8%, что гораздо выше аналогичного показателя в среднем по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации. При этом область в национальном и международном разделении труда специализируется на производстве сырья и продукции его первичной переработки[1].
В отраслевой структуре экономики региона преобладают отрасли традиционной индустрии, развернутые преимущественно к середине XX века: черная металлургия, угольная промышленность, химия.
Сегодня Кемеровская область добывает 56% российского угля, в том числе 76% — коксующегося. Доля Кемеровской области в общероссийском производстве стали и проката черных металлов составляет 14%, ферросилиция — 53%, железнодорожных магистральных рельсов — 80%, трамвайных рельсов — 100% [1].
Уровень жизни населения — представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.
Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.
В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остаётся осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения [2].
Анализ консолидированного бюджета Кемеровской области
Бюджетная система служит одним из главных индикаторов уровня и качества жизни населения. Формирование доходов субъектов РФ осуществляется за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных и безвозвратных отчислений, помощи от вышестоящего бюджета. Осуществление основных расходных обязательств, выполнение функций возложенных на субъекты РФ зависит от наполняемости доходной части бюджета.
Консолидированный бюджет субъекта РФ — представляет собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории.
Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, входящих в его состав, а также о полномочиях в финансировании бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы.
Доходы консолидированного бюджета Кемеровской области в период с 2000г. по 2015г. находились на втором уровне. В 2000г. доходы Кемеровской области составили 15522158 тыс. руб., в 2005г. -75445906,39 тыс. руб., в 2010 г. - 113379218 тыс. руб., в 2015 г. увеличились до 132303224 тыс. руб. Несмотря на то, что доходы консолидированного бюджета Кемеровской области увеличились и в 2016 г. составили 135618438 тыс. руб., область по данному показателю находилась на четвертом месте. В 2017г. доходы консолидированного бюджета Кемеровской области составили 166917893 тыс. руб. (второе место по СФО).
зоооооооо
250000000 ЗОООООООО 150000000 100000000 50000000
О -1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2000 2005 2006 2СС" 2003 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 1-11
2017
Рисунок 1 - Доходы консолидированных бюджетов субъектов СФО за 2000-2017гг., тыс. руб.
Доходы консолидированного бюджета Кемеровской области в 2017г. демонстрируют значительный рост, достичь этого стало возможным благодаря быстрому росту цен на уголь, которые за три квартала 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, увеличились почти на 50% для энергетического угля и на 90% для коксующегося. Это в свою очередь послужило причиной роста прибыли угольных предприятий и увеличения поступления по налогу на прибыль. Благодаря высоким ценам на уголь бюджет Кемеровской области получил более 50 млрд. руб. поступлений по налогу на прибыль, хотя в начале 2017 года региональные власти планировали получить по налогу на прибыль только 24,4 млрд. руб.
Как правило, расходные обязательства субъекта РФ соответствуют тем доходом, которые он получает в определенный период времени.
В 2005 г. расходы Кемеровской области составили 77852534,18 тыс. руб. (второе место по СФО), в 2010г. они увеличились до 117171911 тыс. руб. (второе место по СФО). В 2015г. Кемеровская область по расходам консолидированного бюджета субъекта РФ находилась на третьем месте (141239417 тыс. руб.). В 2017г. расходы консолидированного бюджета Кемеровской области составили 146058333 тыс. руб. (четвертое место по СФО).
Рисунок 2 - Расходы консолидированных бюджетов субъектов СФО за 2000-2017гг., тыс. руб.
На протяжении всего анализируемого периода, на первом месте по СФО как по доходам, так и по расходам был Красноярский край, на последнем месте Томская область.
Сбалансированность бюджета - один из принципов бюджетной системы, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
В Кемеровской области на протяжении долгих лет наблюдается дефицит бюджета. В 2005 г. дефицит составлял 2406627,79 тыс. руб., на 1 декабря 2017г. он составил 11060171,00 тыс. руб., увеличившись за рассматриваемый период в 4,5 раза. За 2017г. Кемеровская область исполнила бюджет с профицитом 20859560 тыс. руб.
Рисунок 3 - Профицит/дефицит консолидированных бюджетов субъектов СФО за 2000-2017гг., тыс. руб.
К концу анализируемого периода дефицит консолидированного бюджета субъекта РФ наблюдается у четырех субъектов. Наибольший дефицит у Томской области (-5971407 тыс. руб.), наименьший у Иркутской области (-894601 тыс. руб.).
Сбалансированность бюджета, прежде всего, обеспечивается доходами региона. Доходы субъектов РФ складываются за счет налоговых и неналоговых доходов, закрепленных за определенным уровнем бюджета. Выравнивание бюджетной системы также обеспечивается за счет помощи бюджету от вышестоящих бюджетов в виде дотаций, субсидий и т.д.
Наибольшую часть доходов бюджета составляют налоговые доходы. Наилучшая собираемость налоговых доходов на протяжении всего анализируемого периода наблюдается в Красноярском крае. В 2005 г. было собрано 74754,2 млн. руб., что составляет 96,2% от общих доходов края. В 2010 г. собираемость налоговых доходов составила 164656,7 млн. руб. (92,32% от общих доходов), в 2015 г. налоговые доходы составили 353601,7 млн. руб. В 2016 г. налоговые доходы Красноярского края составили 371671,7 млн. руб. (рост с 2005 г. - почти в 5 раз). В 2017 г. поступления по налогам и сборам Кемеровской области составили.
Рисунок 4 — Поступление по налогам и сборам в консолидированные бюджеты субъектов СФО за 2005-2016гг., всего, млн. руб.
Наименьшие поступления по налоговым доходам на протяжении всего анализируемого периода наблюдалась в Алтайском крае. В 2005 г. налоговые доходы достигали 15604,7 млн. руб., что составляло 44,29% от общих доходов края, в 2016 г. налоговые доходы Алтайского края составили 73135,7 млн. руб. (73,53% от общих доходов).
Кемеровская область по собираемости налоговых доходов в 2005 г. находилась на втором месте по СФО (собрано налоговых доходов 61611,1 млн. руб., что составляет 81,67% от общей суммы доходов). В 2010 г. налоговые доходы составили 94760,2 млн. руб. (83,58% от общей суммы доходов), в 2015 г. они составили 107268 млн. руб. (81,08% от общей суммы доходов). В 2016 г. налоговые доходы Кемеровской области составили 102048,2 млн. руб. (66,12% от общих доходов) (рост с 2005 г. - в 1,66 раза). В 2017 г. поступления составили 153774,8 млн. руб. (четвертое место по СФО).
Важное значение в обеспечении сбалансированности бюджета составляет полнота сбора налоговых доходов. Задолженность по налоговым доходам не позволяет вовремя обеспечивать расходные обязательства субъекта РФ.
В 2005 г. наибольшая задолженность по налогам и сборам юридических и физических лиц в бюджетную систему РФ наблюдалась в Красноярском крае и составляла 16262,6 млн. руб. Наименьшая задолженность была в Алтайском крае и составляла 6054,4 млн. руб. В Кемеровской области задолженность по налогам и сборам в 2005 г. составляла 14678,2 млн. руб. (второе место по СФО).
Рисунок 5 — Задолженность по налогам и сборам юридических и физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации за 1995-2016гг., всего, млн. руб.
В 2010 г. наибольшая задолженность по налогам и сборам была выявлена в Кемеровской области и составила 17723,3 млн. руб.
В 2016г. задолженность по налогам и сборам в Кемеровской области составила 18101,7 млн. руб. - второе место по СФО. В 2017 г. задолженность по налогам и сборам в Кемеровской области составила 9009,4 млн. руб. - шестое место по СФО.
Наименьшая задолженность, начиная с 2006 г. и по настоящее время, наблюдается в Томской области.
Одна из приоритетных задач финансовой политики государства — создание эффективной и действенной системы межбюджетных отношений в части развития механизма выравнивания бюджетной обеспеченности в субъектах Российской Федерации.
Бюджетное выравнивание — это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней и относительно равной возможности реализации на всей территории РФ социальных гарантий.
Одним из инструментов межбюджетного регулирования являются безвозмездные и безвозвратные поступления в виде дотаций, субсидий, субвенций.
На протяжении всего анализируемого периода Алтайский край является самым дотационным субъектом в СФО. В 2005 г. безвозмездные и безвозвратные поступления в Алтайском крае составили 16319822443,54 руб., в 2010 г. произошло их увеличение до 33186986644,78 руб. В 2017г. данный вид доходов составил 32134916679,99 руб. (рост почти в 2 раза).
Рисунок 6 — Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ (исполнение) за 2000-2017гг., руб.
Набольшая самостоятельность наблюдается в Томской области. В 2005 г. объем безвозмездных и безвозвратных доходов в Томской области составил 2625269249,76 руб., в 2010 г. помощь от вышестоящих бюджетов составила 11194816622,83 руб. В 2017г. данный вид доходов составлял 9782479407,52 руб.
В Кемеровской области помощь от вышестоящих бюджетов составляла 6334785721,67 руб. По данному показателю регион в 2005 г. находился на шестом месте, однако в 2017 г. Кемеровская область вышла по дотационности на третье место, доведя данный вид доходов до 19851619339,17 руб. (рост к уровню 2005 г. - в 3,1 раза).
Одной из статей расходных обязательств субъекта РФ является обслуживание государственного долга, который, прежде всего, возникает в связи с дефицитом бюджета.
Рисунок 7 — Расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ (исполнение) за 20002017 гг., руб.
Наибольший объем расходов на протяжении всего анализируемого периода по обслуживанию государственного долга субъекта РФ наблюдается у Красноярского края. Наименьший объем расходов у Алтайского края. Кемеровская область по данному показателю в 2005 г. находилась на седьмом месте (196031759,49 руб.), в 2010г. на шестом месте (450713519,16 руб.), в 2015 г. на четвертом месте (2649543108,81 руб.). В 2017г. по данному показателю Кемеровская область находится на втором месте и расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ составили 3233099947,97 руб.
Выводы
Результаты проведенного анализа позволяют говорить о низкой обеспеченности бюджета Кемеровской области. По своим доходным и расходным обязательствам Кемеровская область находится на четвертом месте по СФО. По собираемости налогов Кемеровская область находится так же на четвертом месте. Дотационность (зависимость) бюджета Кемеровской области от Федерального бюджета находится на третьем месте по СФО. На протяжении всего анализируемого периода наблюдался дефицит бюджетных средств. В первые за последние 14 лет Кемеровская область смогла исполнить свой бюджет без дефицита. Доходы консолидированного бюджета Кемеровской области в 2017г. демонстрируют значительный рост, достичь этого стало возможным благодаря быстрому росту цен на уголь, которые за три квартала 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, увеличились почти на 50% для энергетического угля и на 90% для коксующегося. Это в свою очередь послужило причиной роста прибыли угольных предприятий и увеличения поступления по налогу на прибыль, однако это не может являться постоянным ростом обеспеченности бюджета Кемеровской области.
Литература:
1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года) [Электронный ресурс]: закон Кемеровской области от 11.07.2008 № 74-ОЗ (последняя редакция) // Кодекс: информационно-справочная система. - Электронные данные. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990308346, свободный (дата обращения: 26.06.2018).
2. Уровень жизни населения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/uroven-zhizni-naseleniya.html, свободный (дата обращения 31.10.2018)
3. Государственный долг Кемеровской области [Электронный ресурс] : сайт Главного финансового управления Кемеровской области. - Режим доступа: https://www.ofukem.ru/activity/public-debt/dynamics/, свободный (дата обращения: 26.10.2018).
4. Об исполнении областного бюджета за 2017 год : закон Кемеровской области от 14.06.2018 № 42-ОЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakon.kemobl.ru/upload/iblock/ae3/78375.pdf, свободный (дата обращения: 26.06.2018).
5. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]: Стат. сб. / Госкомстат России. — Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156, свободный (дата обращения: 30.03.2018).
6. Финансовые результаты деятельности организаций [Электронный ресурс]: сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. - Режим доступа: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/finance/, свободный (дата обращения: 30.03.2018).
7. Финансы: Статистический ежегодник [Электронный ресурс] : сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. - Режим доступа: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/finance/, свободный (дата обращения: 30.03.2018).
8. Шипунова В.В. Институциональный подход к формированию доходов бюджета (на примере муниципальных образований Кемеровской области) // Муниципальная экономика. 2012. №3 (51). С.16-21.
9. Буланов Ю.Н., Иванова Е.В. Оценка предварительных результатов реализации Стратегии развития Кемеровской области до 2025 года // Региональная экономика и управление. 2018. №3 (55).
References
1. About the approval of Strategy of social and economic development of the Kemerovo region till 2025 (with changes for March 21, 2018) [Ob utverzhdenii Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Kemerovskoj oblasti do 2025 goda (s izmenenijami na 21 marta 2018 goda)]: the law of the Kemerovo region of 11.07.2008 No. 74-OZ (last edition) // Code : information and reference system. - Electronic data. — Moscow, 2015. - URL: http://docs.cntd.ru/document/990308346, free (date accessed: 26.06.2018).
2. The standard of living of the population [Uroven' zhizni naselenija] — Access mode: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/uroven-zhizni-naseleniya.html (the date of circulation is 10/31/2018)
3. Government debt of the Kemerovo Region [Gosudarstvennyj dolg Kemerovskoj oblasti]: the site of the Main Financial Management of the Kemerovo Region. — Access mode: https://www.ofukem.ru/activity/public-debt/dynamics/, free (access date: 10.26.2018).
4. On the performance of the regional budget for 2017: the law of the Kemerovo Region of June 06, 2017 No. 42-OZ [Ob ispolnenii oblastnogo bjudzheta za 2017 god : zakon Kemerovskoj oblasti ot 14.06.2018 № 42-OZ]. — Access mode: http://www.zakon.kemobl.ru/upload/iblock/ae3/78375.pdf, free (access date: 06.06.2018).
5. Regions of Russia. Socio-economic indicators [Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli]: Stat. Sat / Goskomstat of Russia. — Access mode:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156, free (access date: 03/30/2018).
6. Financial performance of organizations [Finansovye rezul'taty dejatel'nosti organizacij]: the site of the Territorial body of the Federal State Statistics Service in the Kemerovo region. — Access mode: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/finance/, free (access date: 03/30/2018).
7. Finance: Statistical Yearbook [Finansy: Statisticheskij ezhegodnik]: the site of the Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Kemerovo Region. — Access mode:
http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/finance/, free (access date: 03/30/2018).8. Shipunova V.V. Institutional approach to the formation of budget revenues (on the example of the municipalities of the Kemerovo region) [Institucional'nyj podhod k formirovaniju dohodov bjudzheta (na primere municipal'nyh obrazovanij Kemerovskoj oblasti)] // Municipal economy. 2012. № 3 (51). P.16-21.9. Bulanov Ju.N., Ivanova E.V. Evaluation of the preliminary results of the implementation of the Development Strategy of the Kemerovo Region until 2025 [Ocenka predvaritel'nyh rezul'tatov realizacii Strategii razvitija Kemerovskoj oblasti do 2025 goda] // Regional Economics and Management. 2018. № 3 (55).
Отправить статью мне на email