Налогообложение
УДК 332.14 + 336.14
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ И ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*
В. В. ДОРЖИЕВА,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований E-mail: vv2006uu@yandex. ru Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Е. Ц. ЧИМИТДОРЖИЕВА,
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин E-mail: Katrin_C@mail. ru Филиал Российского государственного гуманитарного университета, г. Улан-Удэ
В статье рассматриваются проблемы асимметрии налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа. Проведен сравнительный анализ объемов, динамики и темпов роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Выявлено, что негативное влияние кризиса особенно характерно для бюджетообразующих налогов: налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Прогнозирование налоговых доходов регионального бюджета с использованием адаптивных методов и многомерного статистического анализа на среднесрочную перспективу» (проект №12-12-03000а/Т).
Ключевые слова: дифференциация, регион, консолидированный бюджет субъекта Федерации, налоговые доходы, прогнозирование налоговых доходов.
В современных условиях налоги, бюджет и бюджетно-налоговая политика переместились в центр главных экономических регуляторов, стали важнейшим предметом в экономической политике государства в целом и территорий в частности. При этом особенности современного этапа развития России, среди которых выделяются нестабильность и неопределенность экономической и, что не менее важно, политической ситуации, обусловливают на-
стоятельную потребность организационно-регули-рующих воздействий властных структур на соответствующие бюджеты. При любом характере движения макроэкономических параметров в целом в стране приобретает еще большую остроту проблема инициативной и эффективной деятельности самих субъектов региональной финансовой системы, их собственной заинтересованности и ответственности за рост финансового потенциала регионов. Возможности для этого имеются у всех субъектов Федерации.
Место и роль бюджета в решении задач модернизации и устойчивого развития экономики определяются прежде всего достаточностью бюджетных средств и структурой их использования для активного воздействия на характер развития экономики. Эта задача в свою очередь требует повышения эффективности управления бюджетными ресурсами, причем основой такого управления могут стать планирование и прогнозирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации.
Перспективный прогнозный проект бюджетной стратегии, разработанный Министерством финансов Российской Федерации, показывает пессимистическую траекторию условий модернизации региональных финансов вплоть до 2023 г. в связи с негативной динамикой потенциала доходов и расходов бюджетной системы страны [2, с. 92]. Потенциал доходов системы консолидированных бюджетов субъектов Федерации (без учета трансфертов) постепенно снижается: с 12,1 % в 2007 г. до 9,9 % в 2023 г. [3]. Но при этом на фоне общей тенденции снижения к валовому внутреннему продукту консолидированного бюджета страны (с 35,7 до 22,8 %) его внутренняя пропорция (соотношение
с консолидированным бюджетом РФ) повышается -с 33,9 до 43,4 %. Прогноз Минфина России о бюджетной системе до 2023 г. не позволяет сделать вывод, что консолидированные бюджеты субъектов Федерации будут иметь в перспективе больше возможностей для финансирования инвестиционно-инновационного развития и социальной ориентации экономики, чем это было до финансового кризиса в 2008-2010 гг. Следует отметить, что в этом прогнозе не отражены негативные последствия влияния спада экономики в 2009 г. на динамику бюджетного потенциала страны и его внутренних пропорций.
Особенностью российской бюджетно-налоговой системы является сохраняющаяся высокая дифференциация регионов, обособленных социально-экономически. В комплексных социально-экономических моделях, как правило, налоги отражаются в виде налоговых нагрузок, которые являются одним из показателей качества функционирования налоговой системы. Понятие влияния налоговой нагрузки на экономику региона совпадает с понятием процента бюджетных изъятий. Это относительный показатель, представляющий собой долю валового регионального продукта, которая изымается из экономики в консолидированный бюджет в виде налоговых поступлений [1].
По Сибирскому федеральному округу в 20062010 гг. наблюдается существенная дифференциация регионов по уровню произведенного валового регионального продукта. Лидирующие позиции принадлежат Красноярскому краю - 1 050 158,5 млн руб., Кемеровской области - 622 513 млн руб., Новосибирской области - 482 026,5 млн руб. и Иркутской области - 539 245,6 млн руб. (рис. 1).
1 200 000 1 000 000 800 000 600 000Н 400 000 200 000 0
<я <я <я <я
и и « к н « И И « к о СЗ
к н ю « <Я н к н ю к н ю <Я т к н ю
^ ^ л ^ Я ^ И
с <с с ^ с Н с <я
о си о си рр о си о си X
Рч Рч Рч Рч
-2006 ----2007 -----2008
-2009
-2010
Рис. 1. Валовой региональный продукт, произведенный субъектами Федерации Сибирского федерального округа в 2006-2010 гг., млн руб. [5]
200 оОо 180 ооо 160 ооо 140 000 120 ооо 100 ооо 8 о оо о 60 ооо 40 ооо 20 ооо о
Рис. 2. Динамика доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2006-2009 гг., млн руб. [5]
-2008
-2009
Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская и Иркутская области формируют 7 % нолого вых и неналоговых доходов России и 61,1 % доходов Сибщтского федераЛЬНОго округа.В20 Пг.удель-ный вес доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации Сибирского федерального округа в доходах консолидированного бюджета РФсоставил10,2%. Наимен ьшийобъемвалового регионального продуктавабсолютномвыргшсении имели Ресиублика АлтайиРеспублика Тыва. Их доля вдоходахСибирскогофедеоалОоогооорзта составила 3,5 % (рис. 2).
Анализ показал, что в двенадцати регионах Сибирского федерального округа имело меото увелтениедоходовконсолвдированныхбюджеоов. Однакоисследованиедемо нстрируетнеравномер-ный и неустойчивый характер рассматриваемого процесса в субъектах Федерации в период с 2008
юо ооо -| юо ооо -
Л2О ООО -
еоо ооо -
8О ООО -ОО ООО -ОО ООО -
2О ООО
о
2ООО
2ОО7
Налоговые доходы
-2010 ----2011
по 2011 г. В среднем по Сибирскому федеральному окоооу совокупооя величина нологовых доходов консолидированных бюджетов субъектов к 2011 г. увеличилась на30%по сравнению с 2008 г. Сред-оио теуп роста налоговых доходов в Сибирском федеральном округе составлял 12 %.
Динамика изменений валового регионального продуетаРеспублики Бурятия иобщей сумме налоговыхдоходовконсолвд1фованногобюджета ре г иона предст авленана рис.3.
Валовой региональный продукт и налоговые доходы имеют тенденцию к увеличению, причем возрастание первой и второй кривой (рис. 3) имеет определенное различие: изменение величины налоговых доходов является более устойчивым по сравнению с валовымрегионапьнымпродуктом.
Данная тенденция сохраняется и при рассмотрении доли налоговых доходов консолидированного
2ОО0 2ООУ
- Валовой региональный продукт
2ООО
Рис. 3. Валовой региональный продукт и налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия
за 2006-2010 гг., млн руб. [5]
бюджета Республики Бурятия в валовом региональном продукте (рис. 4).
Следует отметить, что до 2009 г. регионы Сибирского федерального округа, обладающие высокими доходами, увеличивали их более высокими темпами, чем менее обеспеченные субъекты. Наибольшие темпы роста валового регионального продукта и налоговых доходов за рассматриваемый период имели место в Иркутской области и Алтайском крае. Республика Бурятия занимает четвертое место по величине данных показателей. В 2008 г. самымизначительными(за четырегода) пос^п-лениямихарактеризовались Красноярский край -107 475 млн руб., Кемеровская область - 81 042,565 млн руб. и Новосибирская область - 59 491,431 млн руб.Среди регионовСибирскогофедерального округа Республика Бурятия по величине данного показателя находилась на девятом месте.
В 2009 г. произошло снижение налоговых доходов в Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областях, что является следствием функционирования экономических систем в условиях финансовой и экономической нестабильности. Максимальное снижение было зафиксировано в Красноярском крае, оно составляло 10 % от уровня 2008 г.
Доля налоговых доходов в общей сумме доходов консолидированных бюджетов в большинстве регионов Сибирского федерального округа за последние три года снижалась. Исключениесоставляет лишь Омская область, которая имеет максимальный удельный вес налоговых доходов среди регионов Сибирского федерального округа (рис. 5).
ВРеспубликеБурятиятемп роста итоговых доходов за последние четыре года не был устойчивым. Наибольшее увеличение имело место в 2008 г.
12,5 12 11,5 11 10,5 10 9,5
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 4. Доля налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия в валовомрегиональномпродуктев2006-2010гг,%[5]
□ 2009 8 2010 □ 2011
Рис.5. Доляналоговыхдоходоввобщейсуммедоходовконсолидированныхбюджетов субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2009-2011 гг., % [5]
(22,5 %), а в 2009 г. рост составил всего 4,6 %. По мнению авторов, это связано с депрессивным характером экономики республики, а также последствиями воздействия финансово-экономического кризиса. Доля налоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия колебалась в пределах от 35 % в 2009 г. до 43 % в 2011 г.
Поступления основных видов налогов в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа - налога на прибыль, налога на доходы физических лиц,
налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых, транспортного налога, налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения - в 2007-20011 гг. представлены на рис. 6. Удельный вес различных видов налогов на протяжении пяти лет постоянно менялся. Так, налог на прибыль является бюджетообразующим почти для всех регионов Сибирского федерального округа, за исключением Республики Тыва.
Изменение динамики удельного веса налога на прибыль по Сибирскому федеральному округу можно проследить на рис. 7. Наибольшее увеличение
100
60
40 -
20
ш
■
нп
НДФЛ
нио
тн
УСНО
ндпи
2007
2008
2009
2010 У7?\
2011
Рис. 6. Поступления основных видов налогов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа в 2007-2011 гг., % [5]: НП -налогнаприбыль; НДФЛ - налогнадоходыфизических лиц; НИО -налогнаимуществоорганизаций; ТН - транспортный налог; УСНО - налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения;
НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых
100 п 90 80 70 60 -50
40 -30 20 -10 0
I
I
| 1
■
сЗ :Я
И й
я ч
1§ <
и
я
ц
ю
й и к
м СЗ
ю 55 с н
о
СЗ
® Я
^ 3
ю а
& «
к
о ^
«
Я
И
«
я
и
я ю я
8 о
2007
2008
2009
2010
2011
Рис. 7. Удельный вес налога на прибыль в сумме налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг, % [5]
0
удельного веса в рассматриваемый период наблюдается в Новосибирской, Кемеровской областях, Алтайском крае. Уменьшение данного показателя отмечается в Омской и Томской областях. Наибольшее увеличение поступлений по данному виду налога по Сибирскому федеральному округу наблюдалось в 2008 г., до этого существенных изменений не происходило. Следует отметить, что общим для регионов Сибирского федерального округа является рост поступлений налога на прибыль в результате улучшения финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также снижения удельного веса убыточных предприятий.
50 -40 -30 -20 -10 -0 --10-20-30-40
Негативные последствия кризиса оказали на экономическую систему Сибирского федерального округа существенное влияние, в том числе и на поступления налоговых доходов в бюджеты субъектов Федерации, и проявились в 2009 г. (рис. 8).
В первую очередь кризис отразился на величине поступлений налога на прибыль в бюджетную систему субъектов Сибирского федерального округа. Так, в Новосибирской области поступления снизились в 3,6 раза, в Красноярском крае - в 2,2 раза, в Алтайском крае - в 1,7 раза (табл. 1).
В республиках Алтай, Тыва, Алтайском и Красноярском краях в 2010 г. поступления налога
2007 -*-2008 -в-2009 ----2010 -*-2011
Рис.8. Темп измененияналоговыхпоступленийвконсолидированныебюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа в 2007-2011 гг к предыдущему году, % [5]
Таблица 1
Поступление налога на прибыль в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг., млн руб. [4]
2008 2009 2010 2011
Субъект Федерации 2007 Поступ- Темп Поступ- Темп Поступ- Темп Поступ- Темп
ление роста, % ление роста, °% ление роста, °% ление роста, °%
Республика Алтай 503 444 -11,78 224 -49,64 1 001 347,64 442 -55,82
Республика Бурятия 2 381 3 078 29,28 3 126 1,56 3 482 11,41 5 694 63,52
Республика Тыва 100 138 37,77 106 -23,35 192 81,23 285 48,58
Республика Хакасия 2 411 1 900 -21,20 2 085 9,72 3 316 59,05 4 262 28,54
Алтайский край 4 520 6 514 44,09 3 822 -41,32 7 982 108,83 9 100 14,01
Красноярский край 58 911 52 629 -10,66 23 270 -55,78 70 509 203,00 68 982 -2,17
Иркутская область 13 477 16 878 25,24 15 661 -7,21 17 477 11,59 30 060 72,00
Кемеровская область 20 475 34 689 69,42 35 186 1,43 22 438 -36,23 35 941 60,18
Новосибирская область 14 197 43 448 206,03 12 078 -72,20 16 101 33,31 19 459 20,85
Омская область 8 092 7 672 -5,19 5 681 -25,96 8 961 57,74 10 452 16,64
Томская область 5 529 5 732 3,67 5 247 -8,47 7 731 47,33 10 067 30,22
Забайкальский край 2 483 3 210 29,25 3 161 -1,52 4 385 38,72 5 402 23,20
на прибыль увеличились аномально быстрыми темпами: 347,6; 81,2; 108,8 и 203 % соответственно. В Республике Хакасия, Кемеровской области и Республике Бурятия темпы роста поступлений снизились. В Республике Бурятия доля этого налога в доходах консолидированного бюджета в разные годы колеблется от 19 до 30 %. Необходимо отметить, что для Республики Бурятия период с 2005 по 2009 г. характеризуется ростом поступлений налога на прибыль, что связано с увеличением числа прибыльных предприятий, улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций.
С 2005 г. в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены ставки зачисления в местные бюджеты налог на прибыль консолидируется в республиканском бюджете. Это обусловлено тем, что на территории Республики Бурятия организации-налогоплательщики размещены крайне неравномерно. Кроме того, сумма прибыли предприятий, являющаяся налоговой базой для исчисления налога, нестабильна, во многом зависит от сложившихся экономических условий и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Для Республики Бурятия характерна зависимость поступлений по налогу на прибыль от предприятий, находящихся за пределами республики и имеющих на ее территории структурные подразделения, которые уплачивают налог на прибыль с учетом финансового результата, сложившегося в целом по организации. К таким организациям относятся ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Сибирская угольно-энергетическая компания» и др.
Вторым по значимости налогом для бюджетной системы регионов РФ является налог на доходы физических лиц. В доходах консолидированных бюджетов регионов Сибирского федерального округа доля данного налога меняется в пределах от 24 (в Омской области) до 74 % (в Республике Тыва) (рис. 9).
Наблюдается тенденция, при которой в высокоразвитых регионах Сибирского федерального округа удельный вес налога на прибыль больше или равен доле налога на доходы физических лиц, наполнение региональных и местных бюджетов в депрессивных регионах происходит за счет налога на доходы физических лиц.
Темпы роста налога на доходы физических лиц с 2009 по 2011 г. в Сибирском федеральном округе существенно менялись, что является следствием негативного влияния кризисных явлений (табл. 2).
Для Республики Бурятия налог на доходы физических лиц является основным источником налоговых доходов бюджета. Удельный вес налога на доходы физических лиц в общей сумме налоговых поступлений за рассматриваемый период увеличивался в среднем на 5,8 % в год. Возрастающая роль налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятия связана с достаточной стабильностью данного налогового источника. Особенно это касается бюджетов муниципальных образований, где поступления данного налога имеют определяющее значение. Поступление налога на доходы физических лиц характеризуется равномерностью в течение года и
100
60 -
1 1 1 1 .... I _
1 1 1 1 1 1 1 ■ 1 и _ 1 ■ 1 1 I 1 1 1
■ ■ ■ .
ю н
и I
к °
«0
40
20
0
2007
2011
Рис. 9. Доля налога на доходы физических лиц в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг, % [4]
200«
2009
2010
Таблица 2
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг., млн руб. [4]
2008 2009 2010 2011
Субъект Федерации 2007 Поступ- Темп Поступ- Темп Поступ- Темп Поступ- Темп
ление роста °% ление роста °% ление роста °% ление роста °%
Республика Алтай 1 052 1 274 21,08 1 332 4,62 1 432 7,46 1 526 6,59
Республика Бурятия 5 633 7 069 25,49 7 485 5,88 8 037 7,37 8 751 8,87
Республика Тыва 1 243 1 608 29,40 1 821 13,24 1 936 6,28 2 081 7,50
Республика Хакасия 3 243 3 996 23,20 4 136 3,52 4 551 10,02 5 280 16,02
Алтайский край 9 606 12 315 28,20 12 633 2,58 13 794 9,19 15 158 9,89
Красноярский край 28 618 35 597 24,39 48 201 35,41 40 319 -16,35 44 810 11,14
Иркутская область 19 394 24 567 26,67 24 384 -0,74 26 895 10,29 29 696 10,41
Кемеровская область 21 991 28 593 30,02 25 743 -9,96 28 121 9,24 31 893 13,41
Новосибирская область 20 499 27 230 32,84 26 669 -2,06 28 588 7,20 32 312 13,03
Омская область 11 319 14 527 28,35 13 893 -4,37 15 075 8,51 16 480 9,32
Томская область 8 706 10 788 23,91 11 008 2,04 11 865 7,79 13 086 10,29
Забайкальский край 7 202 9 276 28,81 10 102 8,90 11 131 10,18 12 211 9,70
зависит от численности работающего населения и среднего уровня дохода в республике. Данный факт подтверждается проведенным исследованием. Наилучшими прогностическими свойствами обладают эконометрические модели, включающие в свой состав налог на доходы физических лиц.
Период с 2007 по 2011 г. характеризуется ростом налогооблагаемой базы в регионе по данному виду налога. Это подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики о среднемесячной заработной плате и реальных денежных доходах населения, которые выросли в среднем в 1,8 раза.
В консолидированные бюджеты регионов поступают также акцизы. Удельный вес акцизов в доходах консолидированных бюджетов регионов Сибирского федерального округа равен 4,5 %. Наибольшие поступления акцизов в региональные бюджеты наблюдаются в Омской и Новосибирской областях, причем большую долю в общей сумме акцизов занимают акцизы на бензин (рис. 10). В данных субъектах Федерации производятся такие подакцизные товары, как бензин, дизельное топливо, алкогольная продукция, пиво.
Объектом налогообложения на территории Республики Бурятия признаются операции по реализации таких подакцизных товаров как пиво, алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового свыше 25 % (за исключением вин), алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового от 9 до 25 % включительно (за исключением вин). Средняя доля акцизов в доходах консолидированного бюджета республики равна 3,4 %. В 2007 г.
в консолидированный бюджет поступило акцизов от реализации алкогольной продукции 1 002,96 млн руб., в 2011 г. этот показатель вырос до 2 118,34 млн руб. Темп роста поступления акцизов обеспечен за счет роста производства и реализации местной алкогольной продукции. Крупными плательщиками данного вида налога являются ООО «Байкал Алко», ОАО «Байкалфарм», ОАО «Коммерсант».
Следующим налогом, поступающим в бюджетную систему субъектов Федерации, является налог на добычу полезных ископаемых. В Сибирском федеральном округе лидирующие позиции по налогу на добычу полезных ископаемых занимают Томская, Кемеровская области и Красноярский край (табл. 3).
Так, доля налога на добычу полезных ископаемых в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Томской области составляет 6,5 %, Кемеровской области - 5,9 %, Забайкальского края - 3,9 %. Следует отметить, что до 2009 г. наблюдался устойчивый рост поступлений налога во всех регионах Сибирского федерального округа. Однако в 2009 г. произошло существенное снижение поступлений, что является следствием функционирования экономических систем в условиях нестабильности. Минерально-сырьевая база Республики Бурятия представлена имеющими федеральное значение крупными месторождениями полиметаллов, вольфрама, молибдена, золота, асбеста, фосфоритов, угля, цеолитов и т. д. Из них в настоящее время отрабатываются месторождения золота, угля, плавикового шпата, нефрита. Несмотря на это, республика занимает седьмое место в Сибир-
-2007 -*-2008 -•-2009 ---- 2010 -■-2011
Рис. 10. Поступление акцизов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг., млн руб. [4]
Таблица 3
Поступление налога на добычу полезных ископаемых в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг., млн руб. [4]
2008 2009 2010 2011
Субъект Федерации 2007 Поступ- Темп Поступ- Темп Поступ- Темп Поступ- Темп
ление роста % ление роста °% ление роста °% ление роста °%
Республика Алтай 8 15 91,39 15 -1,58 15 -2,01 31 109,37
Республика Бурятия 162 197 21,33 256 30,36 325 26,59 427 31,60
Республика Тыва 39 45 14,52 48 7,66 104 117,13 89 -14,31
Республика Хакасия 172 212 23,22 256 20,45 348 35,79 440 26,65
Алтайский край 49 74 49,05 66 -10,00 80 19,87 154 93,74
Красноярский край 2 316 2 858 23,43 3 267 14,29 4 079 24,87 5 396 32,28
Иркутская область 940 170 -81,91 687 303,98 924 34,56 1 199 29,68
Кемеровская область 2 726 4 207 54,30 3 174 -24,54 4 103 29,26 4 328 5,48
Новосибирская область 320 478 49,37 297 -37,88 91 -69,30 177 94,50
Омская область 144 212 47,76 105 -50,47 15 -85,46 3 -77,23
Томская область 1 184 1 849 56,25 1 156 -37,48 44 -96,22 168 284,94
Забайкальский край 460 504 9,60 476 -5,58 693 45,55 754 8,81
ском федеральном округе по поступлениям налога на добычу полезных ископаемых.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Региональные налоги вводятся в действие на территории субъекта Федерации законом субъекта. Это означает, что отдельные виды налогов могут не применяться в отдельных регионах. В истории российской налоговой системы был период, когда органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Это привело к тому, что в России насчитывалось более сотни налогов, что значительно подорвало экономику страны, нарушило принцип единства налоговой
системы и привело к необходимости реформирования российской системы налогообложения. Принятие Налогового кодекса Российской Федерации значительно сократило перечень региональных налогов по сравнению с действовавшими ранее налогами, кроме того, этот перечень стал закрытым. Это обстоятельство качественно изменило условия хозяйствования организаций, снизило их налоговое бремя. В настоящее время согласно Налоговому кодексу Российской Федерации существуют три региональных налога.
Налог на имущество организаций относится к числу ведущих в системе региональных налогов. Динамика данного налога по Сибирскому федеральному округу в 2007-2011 гг. характеризуется устой-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
чивым ростом. Наибольший прирост поступлений наблюдался в 2006 г. и составлял 32 % (табл. 4).
Данное обстоятельство связано в первую очередь с ростом остаточной балансовой стоимости основных средств. Следует отметить, что поступления налога на имущество организаций являются одним из основных источников доходов региональных бюджетов. Так, доля данного налога в доходах региональных бюджетов Сибирского федерального округа составляет в среднем 7,3 %. Для сравнения, доля налога на прибыль равна 14 %, удельный вес налога на доходы физических лиц составляет 19 %. В Республике Бурятия поступления налога на имущество организаций имеют тенденцию к росту. Темп увеличения суммы налога в республике выше среднего по Сибирскому федеральному округу, что является положительным моментом для экономики данного субъекта. Удельный вес налога на имущество варьировал в рассматриваемом периоде в пределах 5,7-7,2 % от общего объема налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет республики. Этот налог в меньшей мере зависит от внешних факторов, что делает его довольно стабильным.
Транспортный налог также относится к региональным налогам. Его доля в доходах бюджетов регионов невелика и составляет в среднем 0,89 % от общей суммы налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов Сибирского федерального округа и 1,1 % в доходах региональных бюджетов. Динамика поступлений по данному виду налога в рассматриваемый период не была стабильной. До 2007 г. в большинстве регионов Сибирского феде-
рального округа наблюдалось ежегодное снижение поступлений. Однако после 2007 г. происходит устойчивый рост поступлений транспортного налога во всех регионах (рис. 11). Это объясняется тем, что увеличилось количество транспортных средств в субъектах Федерации.
Налог на имущество физических лиц согласно налоговому законодательству относится к местным налогам. Данный налог - один из немногих, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой системы России и с тех пор не претерпела принципиальных поправок. В отличие от региональных бюджетов местные бюджеты отличаются более низкой долей налоговых доходов в общей сумме бюджетных доходов. Главным бюджетообразующим налогом на местном уровне является федеральный налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в среднем по Сибирскому федеральному округу составляет 18,4 %. Аналогичный показатель по налогу на имущество физических лиц равен 0,5 %. Поступление налога на имущество физических лиц по регионам представлено на рис. 12.
Наибольшие суммы поступившего налога наблюдаются в Красноярском крае, Иркутской и Новосибирской областях. Минимальные поступления налога на имущество физических лиц имели место в республиках Алтай и Тыва. Уровень жизни населения в данных регионах - один из самых низких по Сибирскому федеральному округу. Поступления данного налога в целом по округу ежегодно увеличиваются.
Вторым местным налогом является земельный налог. Его доля в доходах местных бюджетов Сибирского федерального округа составляет 3,5 %. Пос-
Таблица 4
Поступление налога на имущество организаций в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг., млн руб. [4]
2008 2009 2010 2011
Субъект Федерации 2007 Поступ- Темп Поступ- Темп Поступ- Темп Поступ- Темп
ление роста % ление роста °% ление роста °% ление роста °%
Республика Алтай 71 91 28,77 111 22,10 112,62 1,61 128,72 14,29
Республика Бурятия 818 938 14,69 1 051 11,99 956,09 -9,00 1 091,60 14,17
Республика Тыва 78 154 96,33 193 25,45 161,82 -16,13 182,09 12,53
Республика Хакасия 867 1 477 70,35 1 801 21,94 1 595,69 -11,38 1 562,87 -2,06
Алтайский край 2 147 2 834 32,01 2 839 0,19 3 162,34 11,38 3 323,52 5,10
Красноярский край 5 922 7 100 19,88 8 511 19,87 8 752,56 2,84 10 462,36 19,53
Иркутская область 3 713 4 518 21,69 5 668 25,46 6 695,13 18,11 7 587,83 13,33
Кемеровская область 5 002 5 853 17,01 6 986 19,36 7 104,09 1,69 7 791,78 9,68
Новосибирская область 4 053 5 118 26,26 6 313 23,36 6 783,96 7,46 7 681,51 13,23
Омская область 1 845 2 278 23,46 2 793 22,63 2 907,19 4,09 3 972,75 36,65
Томская область 2 185 2 844 30,15 3 474 22,14 3 686,17 6,10 4 162,74 12,93
Забайкальский край 959 1 052 9,63 1 445 37,40 1 732,60 19,91 1 713,95 -1,08
Рис. 11. Поступление транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг, млн руб. [4]
га га ж
и и и о и
° л о
& н К о Ю ^ К и О Ю 2 О ю о а о Е-н Ч ю о га ч и ж край
га
о
К
500 450 400 -350 -300 -250 200 150 100 50 0
ей ей ей
И И рятия и и
Я ч ю « ей Я ч ю я ч =3 ю ш я ч ю
^ ч ^ л ^
я < я я [-Н я
м
Рч Рч Рч
X
----2007 •
« « « « « ся л н ЕЯ л «
я я ^ л ей ей ей ей н я
и и ^ н И л и и о ей И о и
о « о о о о и ° л о О ей о
=я ей & край Н т о & н ч ч л
ей н & и « о ^ ч И Ю о ей & ч Я о ю =3 О ю о о ю о ч ей
ч я & о <и ю я ч И
< о ей 8 й о о ю о о « ей
& т ю
« о К ее СП
-2008 -----2009 ■
-2010
-2011
Рис. 12. Поступление налога на имущество физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг, млн руб. [4]
тупления налога также увеличиваются, в основном в высокоразвитых регионах: Кемеровской, Омской, Томской, Иркутской, Новосибирской областях, Красноярском крае, а также в Республике Бурятия. Согласно проведенному исследованию, в республике возрастали поступления по земельному налогу в 2007-2009 гг. (рис. 13). Однако темп роста колеблется, что указывает на депрессивный характер эко-
номики региона. Максимальный прирост отмечен в 2007 г. и составляет 67 %, но в 2010 г. этот показатель снизился до 1,85 %.
В России для стимулирования развития малого бизнеса применяется упрощенная система налогообложения. Выбор упрощенной системы налогообложения принадлежит предпринимателю при выполнении следующих условий: численность
4 500 4000 3 500 3 000 2 500 2 000 1500 1000 500 0
^ а ° и
^ нС
с н
г в
С й
8 X
о «
зК я
й &
н и
ч <
3 « « к ^ к
§ н § § а и и о й а и н о §
о О о й ч ю о о н о нО о о й о
а « о к край н & а ш о а и о й ч ю а к ю к н о й ч г о ч ю о г о Н ч ю о на ч й И
о 8 г о о ю
й и о о й
а и а ю
И о К й со
й &
----2007 ■
-2008 ■
-2009 ■
-2010
■2011
Рис. 13. Поступление земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг., млн руб. [4]
работников не превышает 100 чел.; доходы от предпринимательской деятельности не превышают 45 млн руб. по итогам 9 мес. Упрощенная система налогообложения является более благоприятной для налогоплательщика, так как предполагает добровольный порядок перехода на эту систему, ведение учета и отчетности предусмотрено в упрощенном варианте. Для субъектов малого предпринимательства сумма начисленного к уплате единого налога не является фиксированной, а зависит от суммы полученной выручки или выручки и расходов, связанных с реализацией.
На основании анализа поступлений налогов в бюджетную систему регионов Сибирского федерального округа следует отметить, что наблюдается устойчивый рост сумм единого налога в 2008, 2010, 2011 гг. В 2009 г. произошло резкое замедление прироста поступлений во всех регионах, что свидетельствует о влиянии кризисных явлений на развитие экономики. Максимальное увеличение поступлений было в Красноярском крае, Омской и Иркутской областях. Наиболее низкий темп роста -в Республике Алтай (рис. 14).
Республика Бурятия по величине единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, занимает восьмое место среди регионов Сибирского федерального округа. Темпы роста поступлений в консолидированный бюджет региона выше средних по Сибирскому федеральному округу,
что свидетельствует о развитии малого и среднего бизнеса. Доля данного налога в налоговых доходах регионального бюджета в 2011 г. составила 4,2 %, что на 1,2 % больше аналогичного показателя за 2007 г.
Единый налог на вмененный доход относится к специальным налоговым режимам. Однако данный налоговый режим имеет существенную специфику. Система налогообложения вмененного дохода распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности, в отношении остальных видов деятельности одновременно могут применяться общий или упрощенный режимы налогообложения. Кроме того, особенностью и сущностью единого налога на вмененный доход является определение налоговой базы не по отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты.
Специфика исчисления единого налога на вмененный доход отражается на динамике поступлений в консолидированные бюджеты регионов Сибирского федерального округа и имеет устойчивую положительную тенденцию. На протяжении всего исследуемого периода наблюдается рост данного вида налога во всех регионах (рис. 15).
Наибольшие поступления отмечаются в Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областях. Кроме этого, данные регионы демонстрируют более высокий темп роста поступ-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР*?жг(Ъ4
Рис. 14. Поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа в 2007-2011 гг., млн руб. [4]
2007
2008
2009
2010
2011
1800 1600 1400 1200 1000
400 -
200
>я
ей И Я
4
Ю £ ^ Ч
5 <
о
Л
я «
ю
5 ^
ец
^
и я
Ю Я
^ Л
Я н
о
о
ей
§ §
€ з
и
Я ой
° X ец
>я
я
и _
о =Я
>я й
ей &
и
ч
>я я и
«
ей Л
И н о о Н =3
ч
И ю & о
к
« « л Л
СЗ ей с« Ё— се Н
И Л И О се ^ О
о н О Л О о се
т о & н г ч г ч
о ей я О О ю о ю
& ч ю св о о
о ю я Ч
В о о ю
о о о
« т
о К
>я я и
и >я
-2007 ----2008 •
-2009
■2010
-2011
0
Рис. 15. Поступление единого налога на вмененный доход в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг., млн руб. [4]
лений по сравнению с остальными. Средняя доля единого налога на вмененный доход в доходах местных бюджетов Сибирского федерального округа невелика - 2 %. Удельный вес единого налога в местных бюджетах Республики Бурятия составляет 2,1 %. Динамика данного налога является положительной, т. е. наблюдается ежегодный прирост суммы поступлений.
Анализ поступлений единого сельскохозяйственного налога в регионах Сибирского федерально-
го округа за 2007-2011 гг. показал, что сумма налога незначительна. Следует отметить, что наибольшие поступления данного налога наблюдались в Алтайском крае и Омской области (рис. 16).
По величине поступлений единого сельскохозяйственного налога Республика Бурятия занимает седьмое место среди регионов Сибирского федерального округа, при этом сумма налога к 2009 г. составила всего 4 млн руб. Несмотря на то, что большинство районов Республики Бурятия имеет
-2007 —•—2008 —*—2009 ---- 2010 ....... 2011
Рис. 16. Поступление единого сельскохозяйственного налога в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа за 2007-2011 гг., млн руб. [4]
сельскохозяйственную направленность, развитие этой сферы остается на низком уровне, что не способствует переходу на специальный режим налогообложения.
Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему регионов Сибирского федерального округа показал, что в целом наблюдается увеличение налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов. В субъектах, занимающих лидирующие позиции, поступления налоговых доходов увеличиваются более высокими темпами.
Негативное влияние кризиса особенно характерно для бюджетообразующих налогов: налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Кроме того, на объемы налоговых поступлений оказали влияние изменения налогового и бюджетного законодательства. Например, была увеличена сумма дохода, до достижения которой налогоплательщик налога на доходы физических лиц имеет право на стандартный налоговый вычет (ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации). В настоящее время налоговый вычет в размере 400 руб. применяется ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит 40 000 руб. Увеличен размер стандартного вычета на детей, а также увеличен размер дохода, до достижения которого применяется этот вычет
(ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации). Была снижена ставка налога на прибыль организаций с 01.01.2009 (с 24 до 20 %). Изменилось и распределение налога на прибыль между федеральным и региональными бюджетами. До 2009 г. налог 6,5 % распределялся в федеральный бюджет, 17,5 % - в бюджеты регионов. С 01.01.2009 ставка в федеральный бюджет составляет 2 %, а в бюджет регионов -18 %. Наибольшие падения темпов поступления налоговых доходов были выявлены в наиболее развитых регионах (Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях). При этом в регионах с более низким уровнем развития таких резких изменений не наблюдается.
Таким образом, к основным причинам, влияющим на величину налоговых поступлений можно отнести степень интеграции экономических и финансовых ресурсов региона в глобальное экономическое пространство, кризисные явления, развивающиеся в мировой экономике, изменения налогового и бюджетного законодательства. В настоящее время величина налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации зависит от территориального разделения труда, которое складывалось во время существования СССР. Кроме того, экономики регионов Российской
Федерации тесно взаимосвязаны и развиваются в одинаковой социально-экономической среде. Однако переход их к рыночной экономике произошел при неравных стартовых условиях.
Учитывая, что в обстановке финансово-экономического кризиса все процессы не только специфичны, но и подвержены деформации, создание и становление действенной, результативной бюджетно-налоговой политики должны быть направлены как на минимизацию социального напряжения в обществе, так и на обеспечение соответствия бюджета функциям и полномочиям соответствующего уровня власти и управления. Одним из последствий мирового кризиса стало то, что в 2008-2009 гг. впервые за последние пять лет консолидированные бюджеты субъектов Федерации в целом по всем федеральным округам были сведены с дефицитом, возросло количество регионов с отрицательным сальдо бюджета. Поэтому особое внимание необходимо уделять налоговым доходам, относящимся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации к собственным доходам бюджетов субъектов Федерации. Показатели собственных доходов в значительной мере определяют экономический потенциал субъекта Федерации и имеют большое значение. Функционирование экономических систем в условиях финансовой нестабильности делает применение многих методов экономического прогнозирования неэффективным, поэтому возникает необходимость разработки механизма прогнозирования налоговых доходов консолидированного бюджета региона на принципиально новой основе, который мог бы обеспечить эффективность управления бюджетными ресурсами. Одним из способов решения данной проблемы
является создание методики прогнозирования с помощью экономико-математического метода.
Проведенный анализ налоговых поступлений свидетельствует об имеющихся особенностях по каждому из анализируемых налогов. Это касается в первую очередь сумм, динамики и темпов роста (снижения) поступлений. Изучение применяемых при прогнозировании налоговых доходов методов свидетельствует, что для получения наиболее точной оценки (прогноза) налоговых доходов в будущем необходимо учитывать динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона. Таким образом, возникает необходимость изучения основных тенденций, сезонности и цикличности общей суммы налоговых поступлений и отдельных видов налогов. Данные особенности должны быть учтены при применении методов прогнозирования.
Список литературы
1. Доржиева В. В., Чимитдоржиева Е. Ц. Влияние налоговой нагрузки на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации // Вестник РГГУ. 2011. № 10.
2. Исаев Э., Ярлыкапов Я. Факторы долгосрочной модернизации финансов регионов // Вестник аналитики. 2010. № 1.
3. Проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года // Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://www. minfin. ru/ru/important/index. php.
4. Федеральная налоговая служба - http://www. nalog. ru.
5. Федеральная служба государственной статистики - http://www. gks. ru.