Научная статья на тему 'Анализ бюджетного финансирования национальной экономики в республике Татарстан'

Анализ бюджетного финансирования национальной экономики в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / БЮДЖЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафурова Г.Т.

В статье отмечается, что одним из существенных факторов развития регионов является формирование сбалансированной и эффективной системы поддержки национальной экономики. Многие сферы общественной жизни напрямую зависят от форм и методов государственного финансирования сельского хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта и т.д. Проанализированы основные направления бюджетного финансирования отдельных направлений национальной экономики в Республике Татарстан, сформулированы основные проблемы, возникающие в ходе его осуществления. Предложены некоторые рекомендации по совершенствованию бюджетного финансирования национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ бюджетного финансирования национальной экономики в республике Татарстан»

Бюджетная система

Удк 336.5.02

анализ бюджетного финансирования национальной экономики в республике татарстан

Г. Т. ГАФУРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: gtgafurova@rambler. ru Институт экономики, управления и права, г. Казань

В статье отмечается, что одним из существенных факторов развития регионов является формирование сбалансированной и эффективной системы поддержки национальной экономики. Многие сферы общественной жизни напрямую зависят от форм и методов государственного финансирования сельского хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта и т. д. Проанализированы основные направления бюджетного финансирования отдельных направлений национальной экономики в Республике Татарстан, сформулированы основные проблемы, возникающие в ходе его осуществления. Предложены некоторые рекомендации по совершенствованию бюджетного финансирования национальной экономики.

Ключевые слова: Республика Татарстан, бюджет, национальная экономика, бюджетные расходы.

Региональные бюджеты в Российской Федерации традиционно являются важнейшим условием экономического развития отдельных территорий. Значительная часть расходов на экономику в консолидированном бюджете РФ приходится на бюджеты регионов - около половины всех расходов.

В среднем по Российской Федерации доля расходов на национальную экономику в расходах консолидированных бюджетов регионов составляет порядка 17-19 %.

В Республике Татарстан показатель финансирования расходов на национальную экономику значительно выше (в расходах бюджета республики на этот раздел приходится порядка 30 % всех расходов). Значительные объемы финансирования связаны с развитием транспортной и жилищной инфраструктуры, массовым строительством спортивных объектов.

В целом проведенный анализ показал постоянный рост расходов бюджета республики на национальную экономику (табл. 1).

За анализируемый период времени общий прирост расходов по этому направлению составил 42 %. Сокращение наблюдалось только в 2009 г. -на 14,5 % в связи с дефицитом бюджета и общим падением бюджетных показателей.

Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемом периоде финансирование по разделу «Топливно-энергетический комплекс» осуществлялось только в 2008 г. Отсутствие финансирования в последующие годы связано с выполнением распоряжения Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической

Таблица 1

расходы бюджета республики татарстан на национальную экономику, млн руб.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Национальная экономика, всего 44 217,5 37 874,4 53 025,5 62 830,9

Общеэкономические вопросы 319,9 3 480,2 4 156,5 1 754,5

Топливно-энергетический комплекс 73,6 - - -

Воспроизводство минерально-сырьевой базы 100,0 - - -

Сельское хозяйство и рыболовство 16 842,3 16 391,0 26 640,0 21 302,2

Водное хозяйство 146,9 91,3 53,9 343,2

Лесное хозяйство 351,3 440,9 504,4 1 681,8

Транспорт 5 010,2 3 230,5 3 264,4 12 621,3

Дорожное хозяйство 15 649,7 10 197,6 12 280,6 18 976,8

Связь и информатика 2 254,1 2 013,3 2 750,1 2 902,5

Другие вопросы в области национальной экономики 3 469,5 2 029,6 3 375,4 3 248,6

Источник: [1].

эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также с приятым в соответствии с ним постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 29.07.2010 № 604 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011-2015 гг. и на перспективу до 2020 г.». Указанные акты определяют приоритет федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования в финансировании топливно-энергетического комплекса.

Также начиная с 2009 г. в структуре расходов на национальную экономику отсутствуют расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Отсутствие расходов на эти цели в последующие годы связано с перераспределением расходных обязательств.

Так, в 2009 г. работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы республики выполнялись за счет средств федерального бюджета и средств недропользователей. Общий объем финансирования работ составил 2 030,5 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 58 млн руб., собственных средств недропользователей - 1 972 млн руб. За счет средств федерального бюджета финансировались:

- сейсморазведочные работы на Казанском участке недр - 55,1 млн руб.;

- поиски питьевых подземных вод для водоснабжения г. Набережные Челны — 2,9 млн руб. [2]. На проведение геологоразведочных работ в

республике в 2010 г. было израсходовано 2 071,2 млн руб., в том числе: средства бюджета РФ — 22,9 млн руб.; собственные средства предприятий - 2 048,3 млн руб. [3]. В 2011 г. на эти цели использовались

только средства недропользователей в объеме 2 228,2 млн руб. (в целом можно отметить тенденцию к переносу расходов на воспроизводство минерально-сырьевой базы на бизнес [4]).

Относительно общей динамики расходов на национальную экономику, опережающими темпами росли расходы на водное хозяйство - прирост за 4 года составил 135 %, однако в 2009-2010 гг. имело место не менее серьезное сокращение расходов по этим направлениям. Подавляющая часть расходов в рамках данного направления осуществлялась за счет субвенций федерального бюджета в рамках непрограммной части финансирования по разделу «Водное хозяйство». Так, в 2008 г. на эти цели было предусмотрено 125 млн руб, в то время как в 2009 г. -только 63,3 млн руб. Средства направлялись на бе-регоукрепление прибрежной зоны Куйбышевского водохранилища в районах п. г. т. Лаишево и Лебяжье Алексеевского района. Срок ввода объектов - конец 2009 г., поэтому в 2010 г. по этому направлению финансирование не производилось. В 2011 г. объемы финансирования были значительно расширены -объем непрограммной части составил 244 млн руб. Были предусмотрены объемы финансирования по следующим направлениям:

- берегоукрепление р. Кама у р. ц. Рыбная Слобода - 66,9 млн руб.;

- берегоукрепление р. Кама, устья р. Тойма в г. Елабуга - 74,7 млн руб.;

- берегоукрепительные работы в прибрежной зоне Куйбышевского водохранилища в районе н. п. Свияжск - 49,7 млн руб.;

- берегоукрепительные работы в прибрежной зоне Куйбышевского водохранилища в районе г. Болгар - 40,6 млн руб. и т. д.

Также существенный рост расходов наблюдался в финансировании транспортного хозяйства - общий прирост составил 150 % от базисного 2008 г., однако в 2009-2010 гг. наблюдалось значительное сокращение расходов на транспорт. В результате расходы в 2011 г. относительно уровня 2010 г. выросли в 3,8 раза [7].

По направлению «Транспорт» большая часть финансирования осуществлялась в рамках региональной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 гг.». Однако финансирование осуществлялось также в рамках федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 гг.», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 гг.)».

Так, в 2008 г. осуществлялось финансирование проектных работ по созданию Свияжского логистического центра в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» в объеме 28 млн руб., в 2009 г. - в объеме 86,5 млн руб. С 2010 г. началось строительство указанного объекта, в результате чего объемы финансирования по ФЦП выросли в десятки раз - в 2010 г. объем предусмотренного финансирования составил 1,53 млрд руб., а в 2011 г. -1,74 млрд руб.

Также следует отметить, что на рост расходов по направлению «Транспорт» в 2011 г. оказало влияние начало строительного этапа реконструкции международного аэропорта «Казань». В результате объемы финансирования по подразделу «Воздушный транспорт» выросли с 60 млн руб. в 2009 г. до 2,7 млрд руб. в 2011 г. Кроме реконструкции казанского аэропорта в рассматриваемый период времени производилась также реконструкция аэропорта «Бегишево» в г. Нижнекамске, а также реконструкция и техническое перевооружение аэропорта в г. Набережные Челны и г. Бугульме. Также следует отметить финансирование в 2010 г. в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» в объеме 56 млн руб. расходов по оборудованию искусственным освещением мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на участках автомобильной дороги М-7 «Волга» [7].

Однако самый существенный рост расходов в рамках раздела «Транспорт» в 2011 г. был связан с началом масштабного строительства сразу трех

станций казанского метрополитена, которые должны быть запущены в 2013 г. На эти цели из бюджета республики было выделено более 10 млрд руб., т. е. около 17 % всех расходов на национальную экономику в 2011 г.

Расходы по разделу «Лесное хозяйство» имеют достаточно умеренные темпы роста вплоть до 2011 г. -в среднем на 17-20 %, однако в 2011 г. наблюдался резкий скачок расходов на лесное хозяйство - более чем в 3 раза. Причины такого роста связаны с природной катастрофой 2010 г. - аномально жаркое лето уничтожило значительную часть лесного массива республики. В результате из бюджета 2011 г. на цели лесовосстановления было выделено более 370 млн руб., еще 480 млн. руб. было потрачено на приобретение лесопожарной техники [1].

При рассмотрениии данных, указанных в табл. 1, также следует обратить внимание на динамику расходов на общегосударственные вопросы. Можно наблюдать существенный рост расходов на эти цели в 2009-2010 гг. (более чем в 10 раз). Рост расходов по данному направлению связан с реализацией постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», а также постановления кабинета министров Республики Татарстан от 10.03.2009 № 131 «Об утверждении порядка оказания государственной поддержки безработным гражданам на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности». Появление указанных документов связано с реализацией пакета антикризисных мероприятий в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг., когда проводились мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в связи со значительным ростом безработицы. Объем финансирования по этому направлению в 2009-2011 гг. представлен на рис. 1.

Данные, представленные на рис. 1, отражают преобладание в структуре расходов на указанные мероприятия средств на организацию общественных работ и по трудоустройству и стажировке лиц, ищущих работу. В 2009 г. на эти цели было направлено 61,8 % от всего объема средств по данному направлению, в 2010 г. - 44,7 %. Кроме того, 20,9 % средств на осуществление политики в области занятости населения в 2009 г. было направлено на организацию малого предпринимательства, в 2010 г. - 37 %. Программа закончила свое действие в

2011

2010

2009

ш)ж 1 1

►++++++ ►++++++

500

1 000

1 500

2 000

2 500

3 000

3 500

4 000

4 500

□ Осуществление полномочий РФ в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий

□ Мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения

□ Мероприятия по организации общественных работ, временному трудоустройству, стажировок безработных граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения

□ Мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

□ Прочее Источник: [1].

рис. 1. Реализация мероприятий по снятию напряженности на рынке труда Республики Татарстан в 2009-2011 гг., млн руб.

и реконструкцией подъездных и внутригородских дорог г. Казани в связи с подготовкой к проведению Универсиады. На эти цели на протяжении рассматриваемого периода выделялись средства в размере 11,6 млрд руб. в 2008 г., 9,9 млрд руб. в 2009 г., 12,2 млрд руб. в 2010 г. и 13,5 млрд руб. в 2011 г. [5].

Также следует обратить внимание на относительно стабильную динамику расходов республиканского бюджета на связь и информатику. Подавляющая часть

2010 г., в результате уже в 2011 г. объем расходов на организацию самозанятости сократился в 3 раза.

Следующим разделом расходов на национальную экономику являются расходы на дорожное хозяйство. Динамика расходов по данному направлению также была нестабильной. В 2009 г. расходы по данному направлению снизились на 35 %, однако уже в 2010 г. они выросли на 19,6 % от уровня предыдущего года, а в 2011 г. - еще на 53 %. Часть расходов на дорожное хозяйство осуществлялась в рамках двух федеральных целевых программ, сменивших друг друга: ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». Наибольшие объемы финансирования в рамках ФЦП характерны для 2008 г. - 1,9 млрд руб. и для 2011 г. - 2,1 млрд руб. В переходный период 2010 г. средства федерального бюджета на эти цели не предоставлялись [7].

Основные объемы финансирования связаны с реализацией республиканской программы дорожных работ на дорогах общего пользования. Подавляющая часть расходов связана со строительством

расходов в рамках данного раздела на протяжении всего рассматриваемого периода связана с финансированием республиканской целевой программы «Электронный Татарстан» (2008-2010). В 2011 г. сохранение объемов финансирования на уровне предыдущих лет связано с реализацией мероприятий в области инфокоммуникационных технологий и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани в объеме 1,9 млрд руб.

Наиболее стабильная динамика на протяжении анализируемого периода характерна для расходов по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство». Основные направления государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции в Республике Татарстан представлены в постановлении кабинета министров Республики Татарстан от 14.12.2007 № 711, в котором утверждена республиканская целевая программа развития сельского хозяйства Республики Татарстан с 2008 по 2012 г. Данное постановление в свою очередь основано на постановлении Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития

0

сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». То есть регулирование агропромышленного комплекса Республики Татарстан (далее - АПК РТ) производится как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Значение сельского хозяйства для экономики республики сложно переоценить. На долю сельского хозяйства приходится 10 % валового регионального продукта Республики Татарстан. В расходах бюджета республики на экономику расходы на сельское хозяйство

занимают лидирующие позиции (рис. 2).

Даже в условиях финансового кризиса расходы на поддержку сельского хозяйства сохранялись в полном объеме. Прирост расходов по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в 2009 г. составил (несмотря на кризис) 101%. Еще на 14 % выросли расходы в 2010 г. Расходы в 2011 г. остались практически на уровне предыдущего года. Также следует отметить незапланированный рост расходов по государственной поддержке сельского хозяйства в 2010 г. в связи с финансированием расходов

30 000

25 000

20 000

ю >

о. X

с

15 000 --

10 000 --

5 000

по ликвидации последствий засухи в размере 4 млрд руб., что сразу увеличило расходы по этому направлению в 2 раза.

В целом в структуре расходов на сельское хозяйство и рыболовство в бюджете республики преобладают именно федеральная и региональная программы поддержки сельского хозяйства (рис. 3).

Эти программы формируют около 90 % всех расходов бюджета республики на сельское хозяйство. Такая ситуация не выглядит странной, поскольку в условиях перехода к программно-целевым

60,0%

] Расходы на сельское хозяйство

Доля расходов на сельское хозяйство в сумме расходов на национальную экономику

0

2008 2009 2010 2011

Источник: [1].

Рис. 2. Динамика расходов на сельское хозяйство из бюджета Республики Татарстан

в 2008-2011 гг.

2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010

2009

2008

111111111

:-:]:::;

■ —- ■ ■ ■ ■ и; Ж-Гг^

ш вжа? 3

М;:.;;:: :\\\'.-[у; ¡№5пЙ ;:: и;;::: гг; т

0.

10% 20.

30% 40.

50%

60

70%

80

90%

100%

□ ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2012 гг.» □Государственная поддержка сельского хозяйства

□Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. □Прочие расходы Источник: [1].

Рис. 3. Структура расходов бюджета Республики Татарстан на сельское хозяйство и рыболовство в 2008-2011 гг.

9 000

8 000

7 000

6 000

ю ^

а я

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

п

2008

2009

2010

2011

□ Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок

до 8 лет

□ Возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок

до 1 года

□ Возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок от 2 до 10 лет

Источник: [1].

Рис. 4. Объемы субсидий федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на компенсацию процентных ставок по кредитам в разрезе срочности займов за 2008-2011 гг., млн руб.

объем финансирования в 3 млрд руб. характерен именно для этого года. Общий прирост расходов по данному направлению за анализируемый период составил более 100 %.

Программа развития сельского хозяйства, как и большинство федеральных целевых программ, предусматривает субсидиарное участие регионов в финансировании целевых задач. Поэтому зна-

методам финансирования бюджетных расходов приоритет отдается финансированию федеральных и территориальных программ развития в различных сферах.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета занимают расходы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. На эту программу приходится примерно 50-60 % всех расходов на сельское хозяйство в бюджете республики. В рамках же самой программы преобладают расходы на компенсацию процентных ставок по кредитам с разными сроками погашения. На их долю приходится порядка 90 % всего объема финансирования в рамках Государственной программы по республике. Динамика расходов на эти цели представлена на рис. 4.

Наибольшие объемы субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных производителей, организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств выделяются по инвестиционным кредитам со сроками погашения от 2 до 10 лет. Это свидетельствует о приоритете инвестиционных вложений в рамках программы. По этим кредитам общие объемы финансирования в 2008-2011 гг. составили более 27 млрд руб. Программа стартовала в 2008 г., поэтому наименьший

чительное место в финансировании указанных расходов принадлежит и бюджету республики, за счет собственных средств которого в рассматриваемый период также осуществлялись меры по государственной поддержке сельского хозяйства. Учитывая, что расходы финансируются бюджетом РФ и Республики Татарстан совместно, в структуре расходов на поддержку сельского хозяйства можно увидеть те же статьи, что и по Государственной программе (расходы на компенсацию части затрат по страхованию урожая, компенсацию процентных ставок по кредитам, а также субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений) (табл. 2).

При оценке данных, представленных в табл. 2, можно отметить разнонаправленную динамику расходов на государственную поддержку сельского хозяйства в Республике Татарстан. В течение рассматриваемого периода сокращались следующие расходы:

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК и КФХ, сельхозпотребкооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок от 2 до 10 лет, - на 80 % за анализируемый период; субсидии на поддержку элитного семеноводства - на 65 %;

0

Таблица 2

Расходы бюджета Республики татарстан на поддержку сельского хозяйства

за 2008-2011 гг., млн руб.

Показатель 2008 2009 2010 2011

Государственная поддержка сельского хозяйства 9 660,5 4 011,8 13 309,9 7 863,3

Субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК и КФХ, сельхозпотребкооперативам части затрат на уплату 2 915,4 2 081,3 1 013,5 577

процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских

кредитных организациях на срок от 2 до 10 лет

Субсидии на возмещение гражданам, ведущим ЛПХ, сельхозпотреб- 178,5 91,9 0,0 20,9

кооперативам, КФХ части затрат на уплату процентов по кредитам,

полученным на срок до 8 лет

Мероприятия в области сельскохозяйственного производства 2 049,5 807,6 6 342,9 2 810,3

Субсидии на поддержку элитного семеноводства 98 28,6 26,9 35,3

Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сель- 231,4 119,3 248,2 142,4

скохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок

многолетних насаждений

Субсидии на поддержку племенного животноводства 266,8 168,6 282,1 280,4

Субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ и организациям потребительской кооперации части затрат 591,3 587,7 486,4 357,8

на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов организа- 25,1 17,6 63,2 76,5

циям, осуществляющим промышленное рыбоводство, по инвестици-

онным кредитам, полученным на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства на срок

до 5 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов

по осуществлению промышленного рыбоводства на срок до 8 лет

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств хими- 39,1 71,8 219,3 144,8

ческой защиты растений

Субсидии на поддержку животноводства 354,4 104,7 3017,8 495,3

Компенсация части затрат на приобретение средств химизации 2 310,7 170,5 1 345,5 1 345,9

Субсидии части затрат на приобретение дизельного топлива, использо- 251,6 81,5 242,4 1 234,4

ванного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ

Прочее 344,4 11,7 6,0 366,2

Источник: [1].

- субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений - на 40 %;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года, - на 40 %;

- компенсация части затрат на приобретение средств химизации - на 42 %.

Несмотря на общий отрицательный рост, по отдельным направлениям можно наблюдать положительное значение прироста в 2010 г. в связи с реализацией мер поддержки сельскохозяйственных производителей в условиях засухи. Например, расходы на компенсацию части расходов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур

выросли как в части федеральных средств, так и в части средств бюджета Республики Татарстан.

Вместе с тем существенно за рассматриваемый период выросли расходы на мероприятия в области сельского хозяйства (особенно в 2010 г.) - почти в 8 раз от уровня 2009 г. Основной рост, как уже отмечалось, связан с реализацией мер ликвидации последствий засухи, на которые было израсходовано 4 млрд руб. По этой же причине резко выросли расходы субсидий на поддержку животноводства - почти в 30 раз. В результате засухи серьезно пострадали животноводческие фермы, оставшиеся без корма для животных. В результате из бюджета республики были выделены денежные средства для закупки комбикормов и молодняка крупного рогатого скота.

При оценке структуры расходов бюджета Республики Татарстан на поддержку сельского хозяйства очевидно преобладание расходов на

компенсацию части затрат для компенсации процентных ставок по кредитам на срок от 2 до 10 лет, а также мер государственной поддержки сельского хозяйства. В совокупности эти два направления формируют около половины всех расходов.

Значительное место в этой группе расходов занимают также денежные средства для компенсации сельхозпроизводителям средств химизации - около 15 % от общей суммы расходов в рамках государственной поддержки сельского хозяйства к концу 2011 г.

В целом можно констатировать, что в рамках Государственной программы поддержки сельского хозяйства, а также в рамках республиканской программы основные меры поддержки связаны с представлением субсидий организациям различных форм собственности в рамках государственных целевых программ.

Таким образом, последствия финансово-экономического кризиса оказали влияние на все расходы бюджета республики по направлению «Национальная экономика». Можно было наблюдать сокращение расходов в 2009-2010 гг. по всем направлениям, кроме сельского хозяйства. Наибольшая доля в рамках раздела приходится на финансирование сельского хозяйства и дорожного хозяйства. В разрезе целевых направлений преобладают субвенции небюджетным организациям, которые выделялись в рамках мер государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Татарстан.

В целом можно сделать вывод, что хотя отрицать существенную роль государственного регулирования для экономики не имеет смысла, тем не менее существующая в настоящее время система государственного регулирования экономики в Российской Федерации в целом и в Республике Татарстан в частности показывает необходимость ее совершенствования. Рассмотрим основные проблемы и перспективы решения проблем в отдельных секторах республики, пользующихся государственной поддержкой.

1. В сфере дорожного хозяйства необходимо решить проблему устранения накопленного объема дорог, подлежащих ремонту, и обеспечить нормативные показатели годового охвата дорог ремонтными работами. Площадь дорог в республике значительная, транспорт представлен всеми его видами, поэтому невозможно всю заботу о дорогах, рельсах и портах переложить на плечи государства. Не менее 80 % инвестиций в развитие транспорта должна обеспечить именно частная инициатива. В этих целях необходимо стимулировать применение в сфере дорожного строи-

тельства концессионных соглашений, которые позволят снять финансовое бремя с бюджета при сохранении государственного права собственности на объект. Одним из вариантов развития государственно-частного партнерства в этой сфере может стать создание компании, находящейся под контролем государства, но имеющей в то же время возможности по привлечению и использованию частных средств. Также для решения проблем дорожного строительства давно назрела необходимость придания транспортному налогу или его части статуса целевого и использования этих средств на цели дорожного строительства.

2. В сфере лесного хозяйства главной проблемой остается сохраняющийся принцип сметного финансирования расходов. Отсутствие программно-целевого подхода в сфере лесопользования приводит к тому, что затраченные на работы и мероприятия денежные средства не соизмеряются с конечным результатом. При этом необходимо четко разграничить полномочия органов власти различных уровней в сфере лесной политики с обоснованием взаимосвязи между бюджетными ассигнованиями и результатами деятельности бюджетных структур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В сфере водного хозяйства также существует целый ряд проблем, характерных практически для любого региона: наводнения, сброс сточных вод, паводки, обмывание берегов, нерациональное использование воды, износ гидротехнических сооружений и пр. Поэтому проблема финансирования водного хозяйства является одной из наиболее актуальных. Здесь так же, как и в лесном хозяйстве, необходим переход к программному финансированию расходов. В настоящее время разработана концепция ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.», которая определила два основных варианта развития: инерционный и модернизационный.

Инерционный сценарий предусматривает обеспечение водохозяйственных и водоохранных мероприятий в пределах действующих расходных обязательств, сохранение целевой структуры финансирования основных водохозяйственных направлений и применение существующих механизмов государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта объектов водохозяйственной инфраструктуры.

Модернизационный сценарий предусматривает осуществление комплекса водохозяйственных мероприятий, связанных с восстановлением и охраной водных объектов, ликвидацией локальных

вододефицитов в отдельных районах Российской Федерации, сокращением числа аварийных гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, а также с развитием и модернизацией государственной наблюдательной сети [6].

По мнению автора, для реализации второго сценария необходима реализация ряда мероприятий:

1) для безусловного исполнения принятых бюджетных обязательств необходимо создать Водный фонд, средства которого будут формироваться за счет части водного налога и платы за негативное воздействие на окружающую среду;

2) необходимо субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации проектов строительства и реконструкции очистных сооружений, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;

3) необходимо привлечение частного капитала на основе реализации механизмов государственно-частного партнерства.

4. В сфере сельского хозяйства в сложившейся финансово-экономической ситуации в Республике Татарстан необходимо создавать собственные производства, сохранить темпы инвестирования в сельское хозяйство, набранные в ходе реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». В 2010 г. (под влиянием погодных условий) сельскохозяйственное производство было осложнено, что привело к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. При этом были существенно снижены и расходы из бюджета Республики Татарстан на сферу АПК. Следовательно, АПК РТ оказался в состоянии 5-летней давности, что определяет необходимость в 2012-2014 гг. реализации целевой программы развития, аналогичной той, которая проводилась в 2008-2009 гг. В противном случае вполне могут произойти негативные качественные изменения.

Для развития государственной поддержки сельского хозяйства в республике необходимо совершенствовать существующую систему государственного регулирования сельского хозяйства: 1) упростить общие условия субсидирования и правила кредитования и предусмотреть меры, исключающие изменение эффективной процентной ставки кредитования в сторону повышения в течение ряда лет;

2) предельно упростить механизм субсидирования процентных ставок по всем видам кредитов и отрегулировать механизм дотирования животноводства;

3) развивать систему сельскохозяйственного страхования как основного элемента снижения рисков в сельском хозяйстве.

Также можно рекомендовать для уровня республиканского финансирования поддержки села субсидирование ежегодных кредитных платежей по инвестиционным кредитам сельскохозяйственным производителям. Обязательным условием для получения данных субсидий, по мнению автора, должно стать условие (требование) к сельскохозяйственным производителям по освоению ими расчетной мощности животноводческих помещений и выполнению обязательств по увеличению объемов производства продукции животноводства, а также по освоению и вводу в культурный севооборот заброшенных пашен и по увеличению объемов производства продукции растениеводства в целях эффективного использования средств государственной поддержки.

Список литературы

1. Бюджеты Республики Татарстан. URL: http:// minfin. tatarstan. ru/rus/budget. html/

2. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2009 г. URL: http://eco. tatarstan. ru/rus/info. php?id=387589/

3. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2010 г. URL: http://eco. tatarstan. ru/rus/file/pub/pub_90961.pdf.

4. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2011 г. URL: http://eco. tatarstan. ru/rus/file/pub/pub_125808.pdf.

5. Леонов В. А. Характеристика влияния крупного спортивного мероприятия международного уровня на социально-экономическое развитие принимающего региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 2. С. 70-75.

6. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 № 1316-р. URL: http://правительство .рф/gov/results/16129.

7. Сайт федеральных целевых программ. URL: http://fcp. economy. gov. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.