Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ ДНЕПРО-ДВИНСКОГО РЕГИОНА МЕТОДОМ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ'

АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ ДНЕПРО-ДВИНСКОГО РЕГИОНА МЕТОДОМ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Днепро-Двинский регион / бизнес-среда / российско-белорусское приграничье / Союзное государство России и Беларуси. / Dnieper-Dvina region / business environment / Russian-Belarusian border area / Union State of Russia and Belarus.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ ДНЕПРО-ДВИНСКОГО РЕГИОНА МЕТОДОМ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

Кузавко А. С.1

АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ ДНЕПРО-ДВИНСКОГО РЕГИОНА МЕТОДОМ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ2

Ключевые слова: Днепро-Двинский регион, бизнес-среда, российско-белорусское приграничье, Союзное государство России и Беларуси.

Keywords: Dnieper-Dvina region, business environment, Russian-Belarusian border area, Union State of Russia and Belarus.

Существуют различные методики анализа бизнес-среды и инвестиционного климата территории, на которой функционируют субъекты предпринимательства. Сложность понятия бизнес-среды региона определяет наличие значительного числа подходов к ее исследованию. Все многообразие подходов к оценке и анализу бизнес-среды региона можно условно сгруппировать следующим образом в зависимости от признака, положенного в основу [1]:

- по методу, лежащему в основе анализа;

- по уровню обобщенности;

- по предмету управления.

Анализ закономерностей и тенденций развития бизнес-среды территорий нашел достаточно широкое отражение в трудах ведущих российских и зарубежных ученых. Дж. Мейер и Б. Роуэн в работе [2] отмечают важность институционального контекста для развития субъектов бизнеса. Е.О. Миргородская, С.Г. Шеина исследуют основные элементы предпринимательской структуры территории [3], В. А. Овчаренко акцентирует внимание на субъектах предпринимательства и их поведении [4].

Н.Е. Кубина, Н.Ю. Лукьянова, Л.Ю. Щербинина предлагают системный подход к оценке бизнес-среды региона, базирующийся на трех ее основных компонентах: состоянии конкурентной среды, деловой активности и потребительских настроениях [5]. Н.З. Солодилова, Р.И. Маликов, К.Е. Гришин [6] делают акцент на инфраструктуре, предлагая использование разработанной матричной институциональной модели предпринимательской деятельности для анализа региональной деловой среды. С точки зрения структурного подхода, регион рассматривается как территория или пространство, как участник рынка, как общность людей и как подсистема государственной системы управления.

Приграничное положение региона выделяется исследователями как фактор развития его бизнес-среды, которое в совокупности с другими особенностями социально-экономического положения территории может стимулировать или сдерживать экономический рост.

Оценить влияние приграничности, межстоличности и межгосударственной интеграции на изменение бизнес-среды, используя только статистический инструментарий весьма проблематично, поскольку численные значения индикаторов изменяются под влиянием множества факторов и сложно определить вес каждого. Поэтому для повышения качества анализа бизнес-среды помимо статистического анализа был проведен опрос предпринимателей Смоленской, Витебской и Могилёвской областей - Днепро-Двинского региона (далее ДДР) [7], методом глубинного интервьюирования.

Интервьюирование проводилось с сентября 2019 года по январь 2020 года. В опросе приняли участие 90 респондентов (по 30 в каждой области, входящей в ДДР). В число респондентов входят как руководители и профильные сотрудники крупных и средних организаций, так и представители малого бизнеса. Для повышения репрезентативности проведённого интервьюирования были опрошены представители организаций, работающие в разных отраслях экономики. Исследование проведено на условиях анонимности респондентов. Результаты обрабатывались в обобщенном виде, с фиксацией специфики проблем отдельных отраслей экономики, на которые указывали респонденты. Так как исследование было проведено до реализации стрессового события, связанного с введением ограничений из-за распространения короновирусной инфекции, то результаты опроса позволяют оценить реальное состояние бизнес-среды приграничных регионов и его динамику за ряд лет.

Большинство опрошенных во всех регионах работают более 5 лет (в среднем 62% от общего числа респондентов). Это позволяет выявить устойчивую сформированную позицию респондентов о бизнес-среде региона, в котором они функционируют продолжительное время.

Проведённый опрос показал положительную оценку бизнес-среды респондентами в ДДР (рис. 1)

1 Кузавко Антон Сергеевич - к.э.н., доцент Смоленского государственного университета, директор Ассоциации «Агентство интеграционных инициатив». E-mail: akuzavko@rambler.ru; http://np-aaii.ru/

2 Публикация подготовлена в рамках поддержанного научного проекта МК-883.2019.6 Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук.

Рисунок 1.

Оценка бизнес-среды ДДР респондентами

Несмотря на более высокие оценки бизнес-среды в белорусских регионах, нельзя делать вывод о их большей привлекательности для ведения бизнеса в сравнении со Смоленской областью. Среди белорусских респондентов представители крупных промышленных предприятий с государственным участием характеризовали бизнес-климат только положительно. Сложилось впечатление, что в беседе с интервьюером они намеренно завышают оценку, пытаясь создать видимость отсутствия проблем. На уточняющие вопросы, касающиеся положительных сторон бизнес-среды в белорусских регионах, не было получено значимых ответов. Второй особенностью проведённого опроса стала кардинальная разница в ответах респондентов в зависимости от формы собственности предприятий. Представители предприятий с государственным участием характеризовали бизнес-среду только положительно, в то время как частный бизнес в большей степени высказывался негативно. Объяснение данной особенности дали сами респонденты, указав на значительную поддержку крупного бизнеса с государственным участием со стороной органов власти (субсидии, дотации и т.п.) и низкую поддержку малого и среднего частного бизнеса в Республике Беларусь.

Среди проблем бизнес-среды в Могилёвской области респонденты выделяли: снижающуюся покупательскую способность населения из-за роста цен и низких заработных плат; низкую поддержку отрасли общественного питания; рост конкуренции.

Среди проблем бизнес-среды в Витебской области респонденты выделяли нехватку сырья в Беларуси (в частности для сыроваров); низкую покупательскую способность населения; сложности с реализаций отдельных дорогостоящих групп товаров из-за регулирования цен государством; низкий спрос на бытовые услуги; дорогостоящую сертификацию ввозимых в Беларусь товаров; рост конкуренции.

Среди проблем бизнес-среды в Смоленской области респонденты выделяли рост конкуренции; сложности с привлечением высококвалифицированных трудовых ресурсов; недостаточное количество логистических центров; снижение покупательской способности населения.

Выделенные проблемы взаимосвязаны между собой. Респонденты не всегда могут адекватно определить причины ухудшения результатов своей деятельности. В частности, статистические данные не показывают столь серьезного снижения доходов населения, как на это указывают респонденты. Фактически, в большей степени снижается не покупательская способность населения, а доля организаций на рынке из-за растущей конкуренции. В отраслях с наименьшими барьерами для входа респонденты отмечали увеличение новых организаций, вышедших на рынок. Особенно часто на это указывали представители сферы ритейлинга. Они чаще представителей других отраслей указывали на рост конкуренции и одновременное снижение покупательской способности, отмечая ухудшение условий ведения бизнеса за последние годы своей работы в ДДР (рис. 2).

Наибольшие количество респондентов, отметивших улучшение бизнес-среды в Смоленской области - 43,3%. При этом в российском регионе 50% респондентов знают о существовании институтов поддержки предпринимательства, таких как Центр поддержки предпринимательства, Центр поддержки экспорта, Центр кластерного развития Смоленской области. При этом осведомленность о деятельности данных институтов поддержки предпринимательства и количество обращений за их помощью прямо зависит от срока существования организаций. Чем меньше организация работает на рынке Смоленской области, тем больше осведомленность и степень взаимодействия с ними.

Иная ситуация в белорусских регионах. 63% в Могилёвской и 13% в Витебской области отметили, что не знают организаций, поддерживающих развитие их бизнеса в регионе. В Витебской области 39% респондентов заявили о поддержке местным отделением Торгово-промышленной палаты. При этом интервьюирование показало, что респонденты, которые работают не только в ДДР, но и других регионах Беларуси отмечают наилучший уровень работы Витебского (в частности Оршанского) отделения Торгово-промышленной палаты. Также на положительные оценки респондентов о бизнес-климате повлияли особые условия работы в Оршанском районе Витебской области, которые были

созданы по поручению Президента Республики Беларусь (Указ № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области»).

Рисунок 2.

Оценка динамики бизнес-среды за годы работы организации

В ходе интервьюирования также была предпринята попытка оценить влияние интеграционных процессов России и Беларуси на бизнес-климат ДДР (рис. 3).

Как Вы считаете, отражается ли на Вашем бизнесе процесс интеграции России и Беларуси?

80.0% 60.0% 40.0% 20.0% 0.0%

J.L.J

Могилёв екая область

Витебская область

Смоленская область

Да. отражается положительно

Да. отражается отрицательно 1Нет, никак не отражается ■дняюсь ответить

Рисунок 3.

Оценка влияния интеграции России и Беларуси на изменение бизнес-среды регионов

Получены достаточно противоречивые ответы респондентов. В основном вопрос о влиянии интеграции на деятельность респондентов в регионе вызывал озадаченность. Часто респондентам было трудно сформулировать, в чем заключаются положительные аспекты влияния интеграции, даже если они одобрительно высказывались об этом процессе. Обычно предприниматели выделяли единое таможенное пространство, свободное передвижение товаров и людей через границу. Среди респондентов, высказавшихся отрицательно о создании Союзного государства, чаще всего звучала мысль о росте конкуренции со стороны организаций из соседнего государства. Не увидели какого-либо влияния интеграции на их деятельность респонденты из организаций, работающих на внутреннем рынке регионов, резидентами которых они являются.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о разных условиях работы организаций в ДДР в зависимости от вида экономической деятельности. В некоторых отраслях год от года усиливается конкуренция и интеграционный процесс России и Белоруссии ее только повышает. В других, наоборот, интеграция расширяет рынки и упрощает сбыт продукции. В целом, многое зависит от способностей управленческих команд российского и белорусского бизнеса из ДДР находить преимущества во внешней среде и развиваться.

Список литературы

1. Кузавко А.С. Анализ методик выявления закономерностей формирования и оценки бизнес-среды региона // Вопросы управления. 2019. - № 3 (39). - С. 129-139.

2. Мейер Дж., Роуэн Б. Институционализированные организации: формальная структура как миф и церемониал // Экономическая социология. 2011. - № 12 (1). - С. 42-67.

3. Миргородская Е.О., Шеина С.Г. Зонирование экономического развития региона: методологические и методические подходы к анализу территории // Terra Economicus. 2012. - № 4 (10). - С. 173-178.

4. Овчаренко В.А. Формирование и развитие предпринимательской среды региона: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - СПб.: СПб. акад. упр. и экономики, 2008. - 185 с.

5. Кубина Н.Е., Лукьянова Н.Ю., Щербинина Л.Ю. Методологический подход к оценке состояния бизнес-среды Калининградской области: деловая активность // Финансы и бизнес. 2017. - № 1. - С. 33-48.

6. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Модернизация деловой среды как фактор решения задач импортозамещения // Экономический вестник Донбасса. 2016. - № 1(43). - С. 165-171.

7. Кузавко А.С., Катровский А.П., Ридевский Г.В. Эволюция потребительского рынка Днепро-Двинского региона: монография. -Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2019. - 160 с.

8. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. - М.: Либроком, 2009. - 216 с.

9. Вертинская Т.С. Межрегиональные связи Беларуси со странами-членами ЕАЭС // Наука и инновации. 2019. - Т. 1, № 191. -С. 17-20.

10. Катровский А.П., Ридевский Г.В. Пространственная экономическая асимметрия как фактор российско-белорусского трансграничного региона // Региональные исследования. 2013. - № 3. - С. 128-136.

11. Морачевская К.А. Влияние государственных интеграционных процессов на развитие российско-белорусского приграничья // Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации. Монография / Под ред. Л.Б. Вардомского, Л.И. Попковой. - Курск, 2017. - С. 267-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.