Научная статья на тему 'Анализ бизнес-процессов при управлении затратами на предприятии здравоохранения'

Анализ бизнес-процессов при управлении затратами на предприятии здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЗАТРАТЫ / COSTS / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / АВС-АНАЛИЗ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / ПРОГРАММНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / PROGRAM INFRASTRUCTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / HEALTHCARE ORGANIZATION / АВС-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехина Т.А., Боканов А.А., Калмыкова Т.Н.

В работе исследуются вопросы информационного сопровождения в управлении затратами предприятия здравоохранения. В частности, предложен процессный подход в управлении затратами медицинского учреждения с использованием ABC-метода. Процессный подход в управлении запасами лечебно-профилактического учреждения с использованием методов ABC-, XYZанализа позволит провести грамотное и в будущем эффективное планирование потребления и хранения материальных запасов на предприятии здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PROCESS ANALYSIS AT COST MANAGEMENT IN A HEALTHCARE ORGANIZATION

The article analyzes the issues of information support for cost management in a healthcare organization. Specifically, the researchers propose a process approach for cost management using ABC-method. The process approach together with ABCand XYZanalysing methods allow to make proper and potentially effective planning of the healthcare organization inventory consumption and storage

Текст научной работы на тему «Анализ бизнес-процессов при управлении затратами на предприятии здравоохранения»

АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

BUSINESS PROCESS ANALYSIS AT COST MANAGEMENT IN A HEALTHCARE ORGANIZATION

Алехина T.A. - аспирант кафедры Финансов и инвестиций Московского государственного медико-стоматологического университета

Боканов А.А. - к.э.н., профессор кафедры Информационных систем в экономике и менеджменте, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Калмыкова Т.Н. - к.э.н., доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Alyokhina T.A. - Postgraduate, Department for Finance and Investment, Moscow State University of Medicine and Dentistry

Bokanov A.A. - Cand. Sc. (Economics), Professor of the Department for Information Systems in Economics and Management, Plekhanov Russian University of Economics

Kalmykova T.N. - Cand. Sc. (Economics), Assistant Professor, Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация

В работе исследуются вопросы информационного сопровождения в управлении затратами предприятия здравоохранения. В частности, предложен процессный подход в управлении затратами медицинского учреждения с использованием ABC-метода. Процессный подход в управлении запасами лечебно-профилактического учреждения с использованием методов ABC-, XYZ- анализа позволит провести грамотное и в будущем эффективное планирование потребления и хранения материальных запасов на предприятии здравоохранения.

Abstract

The article analyzes the issues of information support for cost management in a healthcare organization. Specifically, the researchers propose a process approach for cost management using ABC-method. The process approach together with ABC- and XYZ- analysing methods allow

to make proper and potentially effective planning of the healthcare organization inventory consumption and storage.

Ключевые слова: предприятие здравоохранения; затраты; процессный подход; ABC-анализ; автоматизация; программная инфраструктура; информационная система.

Key words: healthcare organization; costs; process approach; ABC-analysis; automation; program infrastructure; information system.

Основной задачей системы управления затратами является не допустить возникновения в медицинском подразделении, части или в целом учреждении излишних (неэффективных) затрат, а в случае, если они все же возникают, обеспечить их выявление и устранение.

Поскольку материально-техническое снабжение является обеспечивающим бизнес-процессом, это определяет его первоочередную ориентацию на эффективные способы расходования медицинских препаратов и расходных материалов при оказании услуг.

Движение товароматериальных запасов в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) представляет собой ряд взаимосвязанных бизнес-процессов. Их совокупность образует общую модель движения товароматериальных запасов в ЛПУ. Это может подвигнуть руководителя медицинского учреждения или подразделения обратиться к процессному управлению на предприятии здравоохранения [3, с.7].

В рамках описания процедуры процесса фиксируются все входы и выходы процесса, документы, регламентирующие работу бизнес-процесса, механизмы процесса (персонал, программное обеспечение и оборудование, используемое в рамках процесса), ресурсы, потребляемые процессом, определяется должностное лицо, ответственное внутри организации за работу процесса [3, с.4].

После учета всех составляющих процесса, разрабатывается модель бизнес-процесса (наиболее часто для этих целей применяются методологии IDEF0 или ARIS, наглядный обзор методологии процессного моделирования процесса снабжения медицинского учреждения представлен на рис. 1,2).

После того, как модель материально-технического снабжения в медицинском учреждении разработана и руководитель медицинского подразделения точно уверен в том, что модель полностью отражает сущность процесса и отвечает на все поставленные вопросы относительно различных ситуаций и вариантов работы, определяются показатели эффективности и результативности.

Повышение эффективности управления затратами может быть достигнуто за счет применения АВС-анализа. ABC-методика заключается в определении стоимости процесса за счет распределения накладных расходов в соответствии с детальным просчетом необходимых ресурсов и их влиянии на стоимость каждой операции, действия, функции [2,с.34-34].

Делать подобный анализ несложно и в Excel, но можно применять и, так называемые, OLAP (Online Analytical Processing)-CHCTeMbi -программные продукты, специально предназначенные для подобного рода многомерного анализа [5].

На рис. 1 приведена схема материально-технического обеспечения деятельности предприятии здравоохранения, с применением АВС-анализа.

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1

DATE CONTEXT:

DRAFT

RECOMMENDED PUBLICATION

Планы

потребности в

(препарате) ,

Справочник ном енклэтуы препаратое

——

Справочник поставщиков

1

Регламенты, нормативы

Подготовить и оформить заявки на товар

Выбр&пь поставщика и получить коммерческое предложение

Персонал предприятия, ЛПУ

Сформить договора с п оставшр ками по спецификации

тоеаре, препарата*

ЗаяЕка натоеар

Данные в справочнике о новом поставщике

ж поставщикOBLQO заявке ij

Заказ поставщику

обязатеп ьства

Выполнить материально-техническое обеспечение (БП "Закупки")

Рис. 1. 295

DAI E: 25.U5.2U REV: 11.06.20

AU

Результат ABC-анализа - группировка номенклатуры закупаемых медикаментов и расходных материалов по степени их влияния на общий объем потребления или продаж [2,c.34-35]

Наибольший эффект в управлении запасами дает сочетание методов XYZ и ABC. Это обусловлено тем, что для обоих методов используются один и тот же объект анализа и анализируемый параметр - например, номенклатура медикаментов и объем потребления в штуках соответственно. С другой стороны, размерность периодов статистических данных различается, вследствие чего для ABC можно использовать период с последними отчетными данными, а для XYZ - несколько отчетных периодов, формирующих статистическую выборку [2,c.34-35] (рис.2).

Для поддержания запасов на определенном уровне для каждой ассортиментной группы разрабатывается порядок её формирования путем установления норм запаса и правил их пополнения [1].

Рис. 2.

С учетом полученных результатов определяются нормативные величины периодичности, сроков и объемов закупок:

• постоянная периодичность и размер закупочной партии применяются в отношении равномерно и постоянно потребляемых медицинских препаратов и материалов;

• внеплановая периодичность и максимально возможный объем используются для средств и медикаментов, составляющих резервный запас, которые приобретаются при снижении остатков ниже порогового уровня;

• максимальный срок закупки и предельная стоимость заказа устанавливаются для специфических материалов, которые приобретаются для непериодических специфических медицинских услуг.

Даже без использования специального программного обеспечения процедура проведения АВС-анализа не занимает много времени, поэтому выполнять ее можно сколь угодно часто.

Корпоративная политика, способствующая эффективному управлению запасами, - первая составляющая успешного управления запасами. Другие необходимые составляющие - хорошее аппаратное и программное обеспечение и знания, необходимые для использования программного обеспечения.

Другим решением снижения затрат в рамках ABC является реорганизация процесса за счет автоматизации или внедрения новых технологий. Приспособить данную методику к нуждам конкретной организации.

Важна автоматизация операций и связей на основе единой информационной системы, позволяющей ускорить информационный взаимообмен и оформление первичных документов, разработать прозрачную систему контроля за движением материальных ресурсов.

Система хранения данных может включать в себя базы данных ЛПУ, базу данных межбольничной аптеки, центральное хранилище данных муниципального (районного) здравоохранения. Специальная программная инфраструктура должна позволять обмениваться информацией между различными базами данных программного комплекса.

На наш взгляд, программный модуль по управлению лекарственным снабжением должен представлять следующие возможности, для медицинских подразделений:

- Формировать заявки на централизованное обеспечение ЛПУ лекарственными средствами, на основе фактических расходов и имеющихся остатков;

- Регистрировать приходно-расходные операции на складах ЛПУ (аптечные склады ЛПУ, склады отделений);

- Осуществлять персонифицированное списание медикаментов на лечение пациентов и списания по другим основаниям;

- Контролировать эффективность расходования медикаментов;

- Контролировать состояние складских остатков (количество, суммы, сроки годности, неснижаемый запас);

- Формировать документы необходимые для проведения текущих операций (требования, накладные, журналы учёта);

- Формировать отчеты складов и материально-ответственных лиц;

- Обмениваться электронными версиями оперативных документов (требования, накладные) с поставщиками и заказчиками медикаментов (аптеки и другие ЛПУ) по каналам корпоративной сети или на переносных информационных носителях;

- Формировать электронные версии отчётов для вышестоящих органов управления и отправлять их в центральное хранилище медицинских данных.

Движение товароматериальных запасов в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой ряд

взаимосвязанных бизнес-процессов. Их совокупность образует общую модель движения товароматериальных запасов в ЛПУ. Процессный подход в управлении товароматериальными запасами лечебно-профилактического учреждения с использованием методов ABC-, XYZ- анализа позволит провести грамотное и в будущем эффективное планирование потребления и хранения лекарственных препаратов в ЛПУ.

Отметим важность автоматизации операций и связей на основе единой информационной системы, позволяющей ускорить информационный взаимообмен и оформление первичных документов,

разработать прозрачную систему контроля за движением материальных ресурсов медицинского предприятия.

Внедрение и работа программного комплекса по управлению затратами ЛПУ позволит обеспечить автоматизацию деятельности работников медицинских учреждений по оценке потребностей, учёту и анализу использования медикаментов.

Библиографический список

1. Кицул И.С., Князюк Н.Ф., Ушаков И.В. Опыт применения процессного подхода в управлении медицинской организацией. Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр. Иркутск, 2008. 7с.

2. Коблова Г.И. Организация и методика учета затрат в учреждениях здравоохранения: Дис. ... канд. экон. Наук: Саратов, 1999. 205 c.

3. Медицинский менеджмент / В.В. Иванов, П.В. Богаченко / М.: ИНФРА-М, 2007. 256с.

4. Сердюкова Н.П., Родина Г.Е. Применение метода ABC, XYZ -анализа при управлении многономенклатурными запасами. 62-я Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь». Барнаул: АлтГТУ, 2004. 46 с.

5. Портал «Управление запасами»: http://upravlenie-zapasami.ru/

Контактная информация:

127473 Российская Федерация, г.Москва, ул.Делегатская,20/1. Тел.: +7-915-287-89-72. E-mail: alehinatam@ya.ru E-mail: inf@rea.ru

Contact links:

Delegatskaya Street 20/1, 127473, Moscow, Russian Federation. Tel.: +7-915-287-89-72. E-mail: alehinatam@ya.ru E-mail: inf@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.