Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ / АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / CVP-АНАЛИЗ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИБЫЛЬ / ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровых Г. К.

В статье проведен анализ безубыточности на основании CVP-модели по нескольким видам продукции определенной фирмы. Показан расчет точки безубыточности. Приведена графическая интерпретация точки безубыточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 330.13

Г.К. Боровых

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье проведен анализ безубыточности на основании CVP-модели по нескольким видам продукции определенной фирмы. Показан расчет точки безубыточности. Приведена графическая интерпретация точки безубыточности.

Ключевые слова: безубыточность, анализ безубыточности, CVP-анализ, результативность операционной деятельности организации, прибыль, порог рентабельности.

Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства. В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть, в конечном счете, возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние [1].

Основной источник доходов фирмы - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования. А это в свою очередь зависит от успешного управления формированием прибыли. Прибыль от продаж (операционная прибыль, прибыль от реализации продукции) - финансовый итог деятельности предприятия и основная часть всей получаемой им массы прибыли. Управление формированием операционной прибыли - необходимый, но сложный и трудоемкий процесс, неразрывно связанный со всей деятельностью предприятия от приобретения сырья и выплат заработной платы до сдачи в аренду производственных помещений и работы с дебиторами [2].

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет анализ безубыточности или кратко CVP-анализ (costs, volume, profit - анализ «затраты - объем - прибыль»). Методика анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей - издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов был разработан в 1930 г. Американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства, и широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чума-ченко, а позднее - А.П. Зудилиным [3].

Анализ безубыточности - это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности анализа безубыточности состоят в определении:

© Боровых Г.К., 2013.

Научный руководитель - к.э.н., доцент Бенц Д.С.

■безубыточностью объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; ■зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

■необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли; ■ критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода; ■критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Для целей анализа определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства). Наличие постоянных и переменных издержек связано с тем, что различные производственные ресурсы (факторы производства) по-разному включаются в производственный процесс.

С помощью анализа безубыточности обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др. [4]

Аналитический способ проведения СУР-анализа более точен и менее трудоемок, поэтому используется для оперативного анализа. В данной работе был выполнен расчет порога рентабельности продаж (точки безубыточности) ООО «Планар» в денежном и натуральном выражении. Рассматриваемый тип продукции - «Изолятор FT» выпускается под названием - «Муфта изолирующая FT» [5]. Исходные данные выпуска данного типа продукции приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные выпуска данного типа продукции

Показатель Значение показателя

Постоянные затраты, F С, тыс. руб. 3000

Цена, Р , руб./ед. 0,5

Переменные затраты, V С, тыс. руб. 5200

Объем производства, ((, шт. 20000

Источник: рассчитано автором на основе данных ООО «Планар».

В основе расчетов лежит базовая модель прибыли:

Я = С-Р С = (х(р-А V С)-Р С. (1)

На первом этапе был выполнен расчет точки безубыточности в натуральном выражении. Используя полученные необходимы величины денежного дохода и маржинальной прибыли, получаем:

Ыр = 0,5 * 20000 = 10000 тыс. руб. МР = 1 0 0 0 0 - 5 2 0 0 = 48 0 0 ты с.руб . ,

в натуральном выражении: РС

^Р = р-АУС = 12500 ТЫС РУ6'; в стоимостном выражении: FC

= <?кР хР=Т7БхМр = 6250 тыс- РУб-

Анализ безубыточности является эффективным инструментом принятия управленческих решений при наличии альтернатив. Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который приносит одинаковую прибыль при различных вариантах управленческих решений. Если сумму прибыли представить в виде формулы (1), где неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (Q), и приравнять прибыли по одному и второму варианту управленческого решения:

Q X АМР1 -FCi = Qx АМР2 - FC2. (2)

Из приведенной формулы можно найти объем продаж, обеспечивающий одинаковый финансовый результат:

Q = FCz~FCl , (3)

4 амр2-АМР1 v '

где АМР - маржинальная прибыль на единицу продукции (ставка маржинальной прибыли).

Анализ «затраты - объем - прибыль» является эффективным инструментом обоснования выбора варианта машин и оборудования. Выбор оптимального комплекта машин и оборудования является одним из ключевых вопросов при оптимизации производственных затрат. Цель его - определить тот вариант машин и оборудования, использование которого будет связано с наименьшими эксплуатационными затратами при определенном объеме производства [6]. На втором этапе был выполнен расчет наилучшей производственной технологии с использованием аналитического и графического анализа безубыточности. Рассматриваемый тип продукции -векторный рефлектометр CABAN N140. Исходные данные выпуска данной продукции приведены в таблице 2:

Таблица 2

Исходные данные выпуска данного типа продукции

Показатели HURCO VM10 DATRON M7HP

Производственная мощность, Ы, шт. 12000 12000

Цена реализации, Р, руб. 500 500

Средние переменные издержки, АТС, руб. 350 310

Постоянные затраты, ЕС, руб. 550000 750000

Источник: рассчитано автором на основе данных ООО «Планар».

Следовательно, пользуясь полученными расчетными значениями выпуска данного типа продукции, находим одинаковую сумму прибыли при объеме производства:

Таблица 3

Расчетные значения выпуска данного типа продукции

Показатели HURCO VM10 DATRON M7HP

Маржинальная прибыль на одно изделие, AMP, руб. 150 190

Маржинальная прибыль на весь выпуск, MP, руб. 1800000 2280000

Операционная прибыль, R, руб. 1250000 1530000

Критический объем продаж, QKp, руб. 3667 3947

Источник: рассчитано автором на основе данных ООО «Планар».

Для анализа рекомендуется графическим способом построить графики зависимости прибыли от реализации продукции от объема производства по каждому из вариантов альтернатив-

ной производственной технологии. По графику определяем критический объем производства ( ) по каждому из вариантов и максимальную прибыль по каждому варианту в рамках релевантного объема производства.

Рис. 1. Результаты анализа в графическом виде

Из рисунка 1 видно, что при первом варианте технологического выбора порог рентабельности более низкий, поэтому до достижения объема производства , при котором по обоим вариантам прибыль будет равна, предпочтительным является первый вариант технологии. Однако при превышении объема производства над второй вариант технологии становится более выгодным, так как обеспечивает наибольшие прибыли. БАТЯОК приносит высокую прибыль, однако у ИиЯСО более низкий порог рентабельности.

Библиографический список:

1. Александров О.А. Управленческий учет реализации готовой продукции // Аудиторские ведомости. 2003. № 8. С. 39-42.

2. Экономическая теория: Учебник / под ред. д.э.н., профессора Бархатова В.И., д.э.н., профессора Журавлевой Г.П. М.а: Финансы и статистика, 2007.

3. Керимов В.Э. Анализ соотношения "затраты-объем-прибыль" // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 120-132.

4. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ. М.: Эксмо. 2010. С. 443-455.

5. Интернет-источник www.planar.chel.ru. О компании ООО «ПЛАНАР», новинки и цены на товар (прайс-лист).

6. Экономический анализ: Учебник / под ред. член-корреспондента РАН, д.э.н., профессора Рубина Ю.Б., д.э.н. Косоруковой И.В. М.: МФПА, 2012.

БОРОВЫХ Георгий Константинович - магистрант Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.