Научная статья на тему 'Анализ безопасности внутреннего водного транспорта и законодательных мер, направленных на ее повышение'

Анализ безопасности внутреннего водного транспорта и законодательных мер, направленных на ее повышение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домнина О. Л.

В статье дается анализ аварийности водного транспорта. Также приводится анализ последних законодательных нововведений в области безопасности судоходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INTERNAL WATER TRANSPORT SAFETY AND LEGISLATIVE INITIATIVES DIRECTED TO IT ADVANCEMENT

Analysis of the water transport accident rare has been carried out. The latest legislative initiatives directed to increase safety of shipping are discussed.

Текст научной работы на тему «Анализ безопасности внутреннего водного транспорта и законодательных мер, направленных на ее повышение»

[2] Муров А.Е. Методологические основы государственного регулирования развития авиатранспортной инфраструктуры России: автореф. дис. ... докт. экон. наук : 08.00.05 / Муров Андрей Евгеньевич. - Санкт-Петербург, 2008. - 34 с.

[3] Лукьянов Е.В. Экономическое состояние водного транспорта / Е.В. Лукьянов // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 11. Экономика и управление на транспорте. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2004. - С. 76-81.

[4] Мультимодальная модель для замкнутого круга // Транспорт России. - 2007. - №19 (463). -Режим доступа : http : // old.transportrussia.ru.

[5] Костров В.Н. Государственное регулирование на транспорте: учебное пособие для вузов / В.Н. Костров, А.И. Телегин, М.А. Государев, А.А. Локтев; под ред. В.Н. Кострова и А.И. Телегина. - 3-е изд. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2007. - 464 с.

[6] Милославская С.В. Мультимодальные и интермодальные перевозки: учебное пособие / С.В. Милославская, К.И. Плужников. - М.: РосКонсульт, 2001. - 368 с.

[7] Троценко Р.В. Проблемы модернизации инфраструктуры речного транспорта России. Монография / Р.В. Троценко - М.: «Класс-М», 2007. - 172 с.

[8] Стандартизация и сертификация продукции. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение : справочное пособие / под. ред. проф. А.И. Телегина. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2001. -278 с.

[9] Примачев Н.Т. Принципы интеграции в торговом судоходстве: монография / Н.Т. Примачев, А.Н. Примачев. - О.: Фенкс; М.: ТрансЛит, 2006. - 360 с.

[10] Теплопартия - это «глаза и уши» техуправления // Волго-Невский проспект. - 2008. - №25. - С. 2.

[11] Что заставляет экономить топливо? // Волго-Невский проспект. - 2008. - №25. - С. 2.

MAINTENANCE OF QUALITATIVE AND EFFECTIVE TRANSPORTATIONS ON THE INTERNAL SAILING CHARTER

N.V. Goncharova

The estimation of a current state and problems of improvement of quality and efficiency of freight traffic is spent. Offers and the basic directions of increase of competitiveness of the domestic companies by means of improvement of quality and efficiency of services rendered by them are given.

УДК 656.62.052.08

О.Л. Домнина, к.т.н., доцент , ФБОУВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.

АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЕЕ ПОВЫШЕНИЕ

В статье дается анализ аварийности водного транспорта. Также приводится анализ последних законодательных нововведений в области безопасности судоходства.

Состояние безопасности на морском и речном транспорте оценивается:

- состоянием аварийности на морском и речном транспорте;

- уровнем безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морских и речных портов;

- организацией эффективного государственного надзора в отрасли.

Таблица 1

Перечень субъектов и объектов водного транспорта на 31 марта 2012 года

№ п/п Наименование хозяйствующих субъектов Количество, ед.

1. Организации - судовладельцы на морском транспорте 2 135

2. Морские суда, суда смешанного (река-море) плавания, включая суда рыбопромыслового флота, всего 6 479

3. Организации - судовладельцы на ВВТ 7 459

4. Речные суда, всего, из них: 30 447

= Самоходные речные суда 19 318

= Несамоходные речные суда 11 112

5. Гидротехнические сооружения, всего, из них: 3 273

= судоходные гидротехнические сооружения = речные причальные гидротехнические сооружения = морские портовые гидротехнические сооружения 723 1 120 1 430

6. Администрации морских портов/капитаны морских портов 24 / 63

7. Погрузочно-разгрузочные районы на ВВП (речные порты) 119

8. Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (включая ФГУП «Канал имени Москвы») 16

Б) Группа хозяйствующих субъектов, осуществляющих лицензионную деятельность

1. Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих лицензионную деятельность на морском транспорте 989

2. Количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление деятельности на морском транспорте 973

3. Общее количество собственников, зарегистрированных в Государственном судовом реестре РФ (ВВТ) 9 114

4. Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих лицензируемую деятельность на внутреннем водном транспорте 1 636

5. Количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление деятельности на внутреннем водном транспорте 1 620

Аварийность на морском и внутреннем водном транспорте согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за 2011 год в среднем уменьшилась (в 2011 - 57 аварийных случаев; в 2010 - 59), из них:

• на морском транспорте количество аварийных случаев уменьшилось на 3,5 % (в 2011 - 59 аварийных случаев, в 2010 - 57);

• на речном транспорте количество аварий осталось на прежнем месте (в 2011 - 2 аварии, в 2010 - 2).

Кроме того, в 2011 году произошло:

- 17 посадок на мель;

- 15 случаев потери хода из-за остановки главных двигателей или намотки посторонних предметов на винто-рулевую группу;

- 2 случая пожара;

- 26 случаев разлива нефтепродуктов;

- 14 случаев поступления воды.

В 2011 число погибших увеличилось на 151 человек в результате транспортных происшествий (в 2011 - 177 погибших, в 2010 - 26).

В 2011 году произошло 2 очень серьезные аварии: гибель дизель-электрохода «Булгария» (погибло 122 человека) и СПБУ «Кольская» (погибло и пропало без вести 53 человека).

Таблица 2

Статистика аварийности на водном транспорте

Классификация аварийных случаев Период Отклонение

2010 2011

Морской транспорт

Всего аварийных случаев 57 55 -2

Кораблекрушения - - -

Очень серьезные аварии 3 1 -2

Аварии 54 54 -

АС, повлекшие загрязнения окружающей среды - - -

Количество травмированных 0 3 +3

Количество погибших 23 54 +31

Речной транспорт

Количество аварий 2 2 -

Количество травмированных 0 0 0

Количество погибших 3 123 +120

ВСЕГО на водном транспорте (морской и речной)

Количество травмированных 0 3 +3

Количество погибших 26 177 +151

Основными причинами аварийных случаев на морском транспорте были:

1. Ошибки судоводительского состава в управлении судном.

2. Низкая квалификация членов экипажей судов.

3. Необеспечение безопасных условий труда со стороны судовладельцев.

На внутреннем водном транспорте большая часть транспортных происшествий приходится на посадки на мель (11 случаев) и различного рода удары (10 случаев, в том числе о гидротехсооружения - 4 случая). Зафиксированы 2 случая столкновения между судами.

Основными причинами транспортных происшествий на речном транспорте были:

1. Судоводительские ошибки;

2. Недостаточное поддержание судов в годном техническом состоянии;

3. Невыполнение командным составом судов, судовладельцем или береговыми работниками требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;

4. Нарушение командным составом трудовой дисциплины;

5. Ошибки диспетчеров;

6. Не обеспечение содержания навигационного оборудования судового хода.

Анализ причин аварийных случаев на морском и речном транспорте показывает,

что они зачастую являются следствием недостатков системы обеспечения безопасности в судоходных компаниях.

Отсюда многочисленные посадки на мель, чередой идущие с самого начала навигации на внутренних водных путях и до её окончания, вследствие ошибок и незнания лоций судоводителями на внутренних водных путях и откровенной халатности.

В недалеком прошлом, статистика свидетельствовала, что для предотвращения аварийных ситуаций в первую очередь необходимо было совершенствовать навига-

ционное оборудование. В настоящее время в этом вопросе достигнуты значительные успехи: однако аварийность существенно не сокращается..

Особое место в аварийности на ВВТ играет состояние гидротехнических сооружений. Следует сразу отметить, что уровень их безопасности в Российской Федерации находится на недопустимо низком уровне. На внутренних водных путях Российской Федерации эксплуатируется 723 судоходных гидротехнических сооружения (далее СГТС), из них 335 сооружений Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 411 -рс отнесены к критически важным объектам Российской Федерации.

Таблица 3

Техническое состояние СГТС

Техническое состояние СГТС Период (годы) Тенденция «+» увеличение «-» уменьшение

на 01.04. 2011 года на 01.04. 2012 года

Аварийное 4 1 - 3 (- 75 %)

Предаварийное 47 37 - 10 (- 21,3 %)

Ограниченно работоспособное 187 196 + 9 (+ 4,8 %)

Работоспособное 75 80 + 5 (+ 6,7 %)

■аварийное ■предаварийное □ограниченно работоспособное □работоспособное

1-2011

1-2012

Рис. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень безопасности СГТС

Таблица 4

Уровень безопасности Период (годы) Тенденция «+» увеличение «-» уменьшение

на 01.04. 2011 года на 01.04. 2012 года

Опасный 5 3 - 2 (- 54,5 %)

Неудовлетворительный 79 53 - 26 (- 32,9 %)

Пониженный 174 203 + 29 (+ 16,7 %)

Нормальный 55 55 0 (0 %)

Можно говорить, что причиной низкого уровня безопасности СГТС является значительный срок эксплуатации действующих СГТС от 40 до 100 и свыше лет. Значительно повлияло на уровень безопасности СГТС и то, что в период 90-х годов шло значительное недофинансирование работ по их содержанию. Однако из года в год финансирование увеличивается и по текущему ремонту и на капитальный ремонт, а

по результатам декларирования безопасности процент сооружений с нормальным уровнем безопасности не меняется.

Размеры убытков, связанные с ликвидацией последствий таких аварий на водном транспорте велики. Так, например, только на ликвидацию последствий аварий с «Бул-гарией» выделены средства в размере 150 млн рублей «на финансовое обеспечение расходов, связанных с подъемом (включая проектные работы) судна и его буксировкой в пункт отстоя». Обычно на ликвидацию таких последствий средства выделяются из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Что же делается на законодательном уровне, чтобы снизить последствия этих ущербов.

Федеральным законом Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 1Э1-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Часть из них напрямую затронули вопросы безопасности внутреннего водного транспорта. Так, были приняты изменения в статью 121 «Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта, инфраструктуре внутренних водных путей.

Согласно принятым изменениям:

- устанавливается ответственность судовладельца за вред, причиненный имуще -ству физических лиц или юридических лиц;

- прописывается, что с 1 января 2013 года эксплуатация владельцем судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если только застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности;

- указаны риски, подлежащие страхованию;

- установлены суммы, на которые должны заключаться договора страхования (предельные размеры ответственности);

- прописывается, какие документы должны находиться на судне.

Согласно внесенным изменениям подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:

1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;

2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;

3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;

4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.

Минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в отношении каждого судна владельца в соответствии с валовой вместимостью судна в следующем порядке:

1) для судов вместимостью до 200 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей;

2) для судов вместимостью более чем 200 до 2000 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей плюс десять тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 200;

3) для судов вместимостью более чем 2000 минимальная страховая сумма составляет двадцать миллионов рублей плюс восемь тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 2000.

Ответственность судовладельца застрахована договорами страхования, заключенными как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Страховщик должен подтвердить заключение договора страхования путем выдачи судовладельцу страхового полиса, страхового сертификата (далее - страховой полис). Страховой полис выдается в отношении каждого судна владельца независимо от флага, под которым оно плавает.

Копия страхового полиса, заверенная страховщиком, выдавшим страховой полис, должна находиться на судне и предъявляться должностному лицу органа государственного надзора и должностному лицу администрации бассейна внутренних водных путей, в том числе при осуществлении государственного портового контроля.

Если текст страхового полиса оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.

При наличии финансового обеспечения вместо страхового полиса выдается документ, который подтверждает финансовое обеспечение и должен содержать оговоренную выше информацию о рисках и суммах. Если текст документа оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.

Несмотря на то, что страхование ответственности судовладельцев не является обязательным (то есть его условия, порядок проведения и тарифы не оговариваются федеральным законом), по сути оно является вмененным.

Помимо изменений, внесенных в статью 121, кодекс внутреннего водного транс -порта был также дополнен статьей 1211.

При наличии договора страхования в соответствии с правилами настоящей статьи гражданская ответственность судовладельца по застрахованным обязательствам может быть ограничена, в том числе в отношении рисков, предусмотренных статьей 121 настоящего Кодекса.

Под ограничение ответственности подпадают следующие требования:

1) требования, связанные с нанесением ущерба от загрязнения с судна нефтью или другими веществами имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта, инфраструктуре внутренних водных путей, а также требования в отношении любого возникшего в результате этого ущерба;

2) требования, связанные с нанесением ущерба, возникшего в результате задержки в перевозках груза, пассажиров или их багажа;

3) требования, связанные с нанесением иного ущерба, возникшего в результате нарушения любых возникших не из договора прав и происшедшего в прямой связи с эксплуатацией судна или со спасательными операциями;

4) требования в отношении подъема, удаления, утилизации или обезвреживания судна, которое затонуло, превратилось в обломки, село на мель или покинуто, включая все, что находится или находилось на борту такого судна;

5) требования в отношении удаления, утилизации или обезвреживания груза судна;

6) требования лица иного, чем лицо, ответственное за ущерб, нанесенный мерами, принятыми им по предотвращению или уменьшению ущерба, в отношении которого лицо, ответственное за ущерб, в соответствии с настоящей статьей может ограничить свою ответственность за причиненный такими мерами последующий ущерб.

Лицо, несущее ответственность, не имеет права на ограничение ответственности, если будет доказано, что ущерб явился результатом его действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

Пределы ответственности по требованиям, возникшим из одного и того же происшествия, исчисляются следующим образом:

1) для судна вместимостью не более 2000 - пятьдесят миллионов рублей;

2) для судна вместимостью 2000 и более к сумме, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, добавляется:

- за каждую единицу вместимости от 2001 до 4000 - пять тысяч рублей;

- за каждую единицу вместимости от 4001 до 6000 - четыре тысячи рублей;

- за каждую единицу вместимости свыше 6001 - три тысячи рублей.

В Кодексе также оговаривается создание государственного портового контроля, а также указывается, что осуществлять этот контроль должен капитан бассейна внутренних водных путей и инспекторы. Кроме того, в Кодексе оговаривается наличие у судовладельца системы управления безопасностью.

Еще одно нововведение в области страхования рисков на внутренних водных путях - это введение с 1 января 2013 года обязательного страхования ответственности перевозчика.

Согласно закону граждане и организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, в том числе и на внутреннем водном транспорте обязаны заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров со страховой компанией. При отсутствии такого договора у перевозчика запрещается дальнейшее оказание услуг. Эта обязанность снимается лишь с международных перевозчиков, имущественные интересы которых уже застрахованы в соответствии с международными договорами РФ, в случае если размер страховых сумм не ниже, чем в данном законе. Если перевозчик не заключает договор страхования гражданской ответственности, он должен будет возместить весь причиненный пассажирам вред за свой счет.

В соответствии с законом перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации: при причинении вреда жизни - не менее 2,025 млн руб., здоровью - не менее 2 млн руб., имуществу - минимум 23 тыс. руб. на одного пассажира. Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. - компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью - в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. руб. - за иные вещи.

Допускается регрессивное требование страховщика к перевозчику в случае, если вред пассажирам был причинен в результате управления транспортным средством лицом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, если транспортное средство имело неисправности, а также в некоторых других случаях.

Кроме того, закон закрепляет меры по регулированию деятельности самих страховщиков. В частности, предполагается, что наряду с государственным регулированием их деятельности будет создано единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков. Причем именно оно будет ответственно за осуществление компенсационных выплат в случае, если один из членов объединения лишится лицензии либо будет объявлен банкротом.

Установлено, что страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов. Предельные же значения страховых тарифов устанавливаются правительством. Контроль осуществления перевозчиком своих обязанностей возлагается на органы транспортного контроля и надзора.

Закон вступит в силу 1 января 2013 года. Кроме того, кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется статьей 11.31 следующего содержания:

Осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу

пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 40.000 до 50.000 рублей;

- на юридических лиц - от 500.000 до 1.000.000 рублей.

Одним из важных моментов Закона является создание информационной базы данных всех перевозчиков, в которую страховщики будут обязаны заносить информацию о всех заключенных договорах страхования ответственности перевозчиков. Это позволит контролировать наличие договоров по всем транспортным средствам, осуществляющим перевозку пассажиров.

Таким образом, в Минтрансе России вопросы страхования различных сфер деятельности морского и речного транспорта рассматриваются в качестве весьма действенного инструмента обеспечения безопасности мореплавания и судоходства, а также создания финансовых гарантий возмещения затрат, связанных с инцидентами на водном транспорте.

Список литературы:

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] http: //www. rostransnadzor. ru/sea/ supervising/safety/accident/

[3] http://rostransnadzor.ru/auto/laws/togi_2012_mor.doc

ANALYSIS OF THE INTERNAL WATER TRANSPORT SAFETY AND LEGISLATIVE INITIATIVES DIRECTED TO IT ADVANCEMENT

O. L. Domnina

Analysis of the water transport accident rare has been carried out. The latest legislative initiatives directed to increase safety of shipping are discussed.

УДК 338.48

О.Л. Домнина, к.т.н., доцент ФБОУВПО «ВГАВТ», Т.В. Молочная, к.т.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАВУЧИХ ОБЪЕКТОВ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ТУРИСТОВ НА ЧМ ПО ФУТБОЛУ-2018

В статье дается предложение использования плавучих объектов для целей событийного туризма.

Финальный турнир 21-й чемпионата мира по футболу FIFA пройдет в 2018 году в России. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйкой.

Окончательное решение и официальный список городов, которые будут проводить ЧМ-2018, были объявлены 29 сентября 2012 года. В окончательный список вошли Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург.

Часть этих городов находится на реке Волга. Это Нижний Новгород, Казань,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.