УДК 34
О.Л. Домнина, к.т.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» С. В. Кокорев, студент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» Н.В. Чих, к.ю.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Ключевые слова: страхование, транспорт
В статье рассмотрены особенности страхования ответственности на водном
транспорте в свете новелл в законодательстве об ответственности перевозчиков
Судно, как транспортное средство, является источником повышенной опасности и может представлять угрозу для здоровья и жизни людей, окружающей среды, имущества1. Например, в результате навала на причал может быть причинен ущерб гидротехническим сооружением и перегрузочной технике. При маневрировании случаются столкновения с другими кораблями, соответственно обоюдного повреждения корпусов и оборудования (вплоть до затопления), а также загрязнения акватории опасными грузами или топливом.
С подобными рисками имеют дело судовладельцы, эксплуатирующие флот, как в морских водах, так и на внутренних водных путях (ВВП). Между тем, гражданская ответственность регулируется разными правовыми актами.
При плавании в морских водах действует Кодекс торгового мореплавания (КТМ) и международные конвенции, ограничивающие ответственность судовладельцев2. На ВВП Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) также предусматривает ограничение ответственности судовладельцев3.
Способом защиты имущественных интересов и финансовой устойчивости судовладельцев является страхование ответственности.
Страхования ответственности на водном транспорте регулируется федеральным и отраслевым законодательством России о страховании4, КТМ и КВВТ, с учетом международных нормативных актов.
Специфической особенностью страхования судовладельцев, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, является то, что ст. 249 КТМ и ст. 122
1 См. ч. 1, ст. 1079 ГК РФ // СПС Консультант Плюс.
2 «Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.» (ЬЬМС) (Заключена в г. Лондоне 19.11.1976) (с изм. и доп. 02.05.1996); «Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» (КГО/^С) (Вместе со «Свидетельством о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью») (Заключена в г. Брюсселе 29.11.1969) (с изм. от 19.11.1976); «Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом» (Вместе со «Свидетельством о страховании или ином финансовом обеспечении...») (Заключена в г. Лондоне 23.03.2001); «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012);
3 «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)// СПС Консультант Плюс.
4 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012); Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 25.12.2012) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О взаимном страховании». // СПС Консультант Плюс.// СПС Консультант Плюс.
КВВТ допускает возможность по выбору судовладельца заключать договор страхования как у российского, так и у иностранного страховщика.
В правилах страхование гражданской ответственности судовладельцев чаще всего определяется как комплекс отношений по защите имущественных интересов страхователей, возникающих в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и иным имущественным интересам третьих лиц, а также окружающей среде в процессе эксплуатации морских и речных судов или других плавсредств. Страховым риском является возможность наступления ответственности по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам в процессе эксплуатации судна.
Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя1, связанные с его обязанностями возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуатации принадлежащих ему судов.
Срок действия договора страхования, как правило, составляет календарный год, однако договоры могут быть заключены и на меньший срок, например только на период навигации или на один рейс.
Страховая сумма (лимит ответственности) определяется по соглашению сторон с учетом требований национального и международного законодательства, ограничивающего ответственность судовладельца.
Основные виды ущерба, на которые распространяется страхование гражданской ответственности судовладельца в морском страховании, следующие:
- Ответственность перед физическими лицами (кроме членов экипажа застрахованного судна), когда подлежит возмещению вреда или выплате компенсации третьим лицам в результате травмы, заболевания или смерти, включая возмещение расходов по госпитализации, медицинскому обслуживанию и погребению. Выгодоприобретателями могут являться, например, пассажиры, лица, производящие осмотр судна, лица, производящие погрузочно-разгрузочные работы, лоцманы, лица, находящиеся на земле или в воде, которым может быть причинен вред, а также их иждивенцы в случае смерти.
- Ответственность перед членами экипажа судна. Вред, который может быть нанесен в результате заболевания, травмы или смерти, произошедших в период действия трудового контракта.
- Ответственность за столкновение судна с другими судами, когда возмещению подлежат расходы по удалению или устранению останков или обломков другого судна, грузов или других предметов; расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного третьим лицам в результате травмы или смерти, включая расходы по репатриации и замене пострадавших членов экипажа судна; а также утраты (гибели) или повреждения движимого или недвижимого имущества, повреждения груза, взносов по общей аварии, расходов по спасанию.
- Ответственность за гибель или повреждение плавучих и неподвижных предметов (причалы, опоры мостов, гидротехнические сооружения, знаки навигационной обстановки), включая нарушение прав пользования ими.
- Ответственность за ущерб, причиненный при буксировке, например, с целью захода в порт или выхода из порта, а также перемещения в пределах акватории порта в обычных условиях плавания.
- Ответственность за удаление затонувшего в результате кораблекрушения судна и имущества (уборку обломков кораблекрушения), представляющих опасность для навигации и препятствующих нормальному судоходству.
- Ответственность за гибель, повреждение или недостачу груза, принятого к перевозке, на случай его гибели, недостачи, повреждения вследствие нарушения страхо-
1 Балакирева Л.Ю. Особенности страхования гражданской ответственности судовладельцев и перевозчиков на водном транспорте// Финансы №6, 2012 - С. 42.
вателем обязательств надлежащим образом погрузить, обработать, уложить, перевезти, сохранить, доставить, разгрузить груз.
- Ответственность за расходы по доле в общей аварии и спасании.
Общая авария представляет собой специфический институт морского права, аналогов которому не существует в других областях права.
Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза. 1
Договор страхования может быть заключен также на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц вследствие военных действий, забастовок, трудовых конфликтов, террористических актов.
В практике морского транспорта наши судовладельцы чаще всего страхуют свою ответственность в Р&1 пуле.
В прошлом году, в годовщину гибели пассажиров теплохода «Булгария» Госдума приняла в окончательном чтении поправки в законодательство2, которые должны обеспечить безопасность пассажирских перевозок по рекам и озерам России.
В литературе справедливо отмечается3, что катастрофа с «Булгарией» не может быть объяснена лишь предельным возрастом судна, ведь известно, что за рубежом тоже эксплуатируются суда «преклонного» возраста и никаких происшествий не случается. Ожидается, что страхование будет являться дополнительным стимулом для содержания судна в исправном состоянии. Особенно, это касается реки.
Размеры убытков, связанные с ликвидацией последствий аварий на водном транспорте велики. Так, например, только на ликвидацию последствий аварий с «Булгари-ей» выделены средства в размере 150 млн. рублей «на финансовое обеспечение расходов, связанных с подъемом (включая проектные работы) судна и его буксировкой в пункт отстоя». Обычно на ликвидацию таких последствий средства выделяются из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Поэтому Федеральным законом Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 131 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были приняты поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Часть из них напрямую затронули вопросы безопасности внутреннего водного транспорта. Так, были приняты изменения в статью 121 «Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта, инфраструктуре внутренних водных путей».
Согласно принятым изменениям:
- устанавливается ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц;
- прописывается, что с 1 января 2013 года эксплуатация владельцем судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если только застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности;
- указаны риски, подлежащие страхованию;
1 См.: ч. 1, ст.286 КТМ РФ // СПС Консультант Плюс.
2 Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее - ФЗ-№67)// СПС Консультант Плюс.
3 Трубицин С. Морское страхование в России: каким быть законодательству?/Морской флот, 2011, №4-6, С. 12.
- установлены суммы, на которые должны заключаться договора страхования (предельные размеры ответственности);
- прописывается, какие документы должны находиться на судне. Согласно внесенным изменениям подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:
1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;
2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;
3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;
4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.
С появлением этих изменений выстраивается четкая, понятная система управления безопасностью судоходства1. Страхование будет устанавливать своеобразных барьер для недобросовестных судовладельцев. Она должна играть ключевую роль в обеспечении устойчивой работы внутреннего водного транспорта.
В соответствии с ФЗ-№67, на всех видах транспорта (за исключением метрополитена и легкового такси) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована2.
Перевозчик, не исполнивший возложенной на него обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если законом не установлен больший размер ответственности.
Закон учитывает интересы перевозчиков водного транспорта, являющихся владельцами судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и осуществляющих международные перевозки и перевозки каботажные, в отношении которых законом вводится норма о признании выполнения ими обязанности по страхованию и исполнению закона, если договор страхования заключен в соответствии с международными договорами или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами России) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее указанных в законе. Данный момент позволяет придерживаться зарубежной практики страхования судовладельцев.
На перевозчика возлагается обязанность предоставлять пассажирам информацию о страховщике, о договоре обязательного страхования, а также информировать каждого потерпевшего и его родственников, обратившихся в связи с наступлением страхового случая, о правах, вытекающих из договора обязательного страхования и закона, о порядке действий для получения возмещения причиненного вреда. Информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в сети Интернет.
С тем, чтобы учесть специфику осуществления перевозок водным транспортом,
1 Российская газета, №5829 от 11 июля 2012 г.
2 См.: ч. 1, ст. 5 ФЗ-№67// СПС Консультант Плюс.
при заключении договора обязательного страхования перевозчика необходимо соотнести понятия «судовладелец» и «перевозчик», а также определить круг лиц, которые могут быть признаны пассажирами, и период осуществления перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, с учетом специфики определения их КВВТ и КТМ.
Договор обязательного страхования является договором в пользу третьего лица (выгодоприобретателя), заключается в порядке и в форме, которые установлены гражданским законодательством для договоров страхования1. Значительно расширен по сравнению с действовавшими моделями страховой защиты перечень выгодоприобретателей. Согласно закону2 выгодоприобретатель - потерпевший, здоровью и (или) имуществу которого причинен вред. При причинении вреда жизни потерпевшего выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения - граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством. При отсутствии таких граждан - супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.
При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации. В данной норме была учтена3, предложенная Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, поправка в части срока действия договора для ВВТ:
В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере не менее чем 2 млн. 25 тыс. руб. на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее чем 2 млн. руб. на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере не менее чем 23 тыс. руб. на одного пассажира.
Некоторые исследователи4 считают, что, возможно, следовало бы установить более высокий размер страховой суммы по риску за причинение вреда имуществу пассажира. Мы разделяем эту позицию, так как иначе принижается значимость гарантированного возмещения вреда имуществу, что влечет ущемление имущественных прав граждан.
Договор вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса, соответственно в договоре следует предусматривать последствия неуплаты страховых взносов страхователем.
Выгодоприобретатель вправе подать заявление о страховой выплате любому страховщику, осуществляющему деятельность в субъекте Российской Федерации по месту жительства выгодоприобретателя, если там отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, его филиал или иное структурное подразделение.
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения по следующим основаниям5:
1) При наступления страхового случая вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода
1 См.: Глава 48 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) // СПС Консультант Плюс.
2 См.: п.10, ст. 3 ФЗ-№67// СПС Консультант Плюс.
3 По материалам АПРСТ, Речной транспорт (XXI век), N3, 2012 г., С.45.
4 Балакирева, Л.Ю. Указ раб., С.45.
5 См.: ч.4, ст.13, Федерального закона N 67-ФЗ.
или забастовок. Данное основание может быть исключено из договора обязательного страхования соглашением сторон;
2) наступления страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя;
3) если определенная по правилам ФЗ-№67 величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.
Вследствие новизны ФЗ-№67, сложившаяся судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.
На практике страхование судовладельцами гражданско-правовой ответственности проявило себя в качестве действенного правового и финансового механизма, направленного на обеспечение адекватной, своевременной компенсации ущерба, причиненного третьим лицам, окружающей среде. Однако при принятии решения о введении такого вида страхования в качестве обязательного следует учитывать сложившуюся практику страхования гражданско-правовой ответственности судовладельцев, специфику, присущую судам внутреннего плавания, включая потенциальный размер ущерба, который может быть причинен в процессе их эксплуатации, а также опыт иностранных государств в решении этого вопроса1. Только таким образом может быть достигнут баланс интересов, как страховщиков, так и судовладельцев, а самое страхование не будет восприниматься как принудительное изъятие определенных денежных средств.
Список литературы:
[1] Балакирева, Л.Ю. Особенности страхования гражданской ответственности судовладельцев и перевозчиков на водном транспорте// Финансы №6, 2012. - С. 42.
[2] Трубицин С. Морское страхование в России: каким быть законодательству?//Морской флот, 2011, №4-6, С. 12.
[3] По материалам АПРСТ// Речной транспорт (XXI век), №3, 2012 г., С. 45.
[4] Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев?// «Транспортное право», 2012, №4, С. 24.
LEGAL REGULATION OF INSURANCE OF RESPONSIBILITY ON WATER TRANSPORT
O.L. Domnina, S. V. Kokorev, N. V. Chih
Keywords: insurance, transport
The article is devoted to the peculiarities of responsibility insurance on water transport from the point of view of new legislation referring to responsibility of deliverers.
1 Горбачева С.С. Обязательное страхование ответственности: необходимость или дополнительное бремя для судовладельцев?// «Транспортное право», 2012, №4, С. 24.