Научная статья на тему 'Модель оценки страхования рисков автотранспортных средств, морских и воздушных судов'

Модель оценки страхования рисков автотранспортных средств, морских и воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ОЦЕНКА / СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / МОРСКИЕ СУДА / ВОЗДУШНЫЕ СУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербина О.Ю.

В статье рассматривается разработка модели оценки страхования рисков автотранспортных средств, морских и воздушных судов. В основе разработки каждой модели приводится дифференциация по показателям и факторам рассматриваемого средства, а результирующим показателем рыночная стоимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель оценки страхования рисков автотранспортных средств, морских и воздушных судов»

12. Венелин Терзиев, Севдалина Димитрова. Политика на изграждане на функциониращ пазар на труда и на политика на заетост в контекста на европейската интеграция // VIII Международная научная конференция «Инновации в технологиях и образовании» (КузГТУ), Белово, Росиия, 5-6 марта 2015. - (студия).

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МОРСКИХ И ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

© Щербина О.Ю.*

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

г. Новосибирск

В статье рассматривается разработка модели оценки страхования рисков автотранспортных средств, морских и воздушных судов. В основе разработки каждой модели приводится дифференциация по показателям и факторам рассматриваемого средства, а результирующим показателем - рыночная стоимость.

Ключевые слова: модель, оценка, страхование рисков, автотранспортные средства, морские суда, воздушные суда.

Формирование моделей страхования рисков автотранспортных средств, морских и воздушных судов и их оценка представляет интерес для владельцев и пользователей автотранспорта, судов при их эксплуатации.

Основными видами автотранспортного страхования являются: страхование транспортного средства, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование от несчастных случаев водителя и пассажиров автотранспортного средства. Автострахование делится на две основные группы:

1. ОСАГО - обязательное автострахование;

2. КАСКО - добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страхование гражданской ответственности автовладельцев (или пользователей транспортного средства) проводится в обязательной форме в большинстве стран мира, создавая источники выплат потерпевшим, которые не зависят от финансового положения причинителей вреда и осуществляются страховыми компаниями, устанавливая обязательность такого страхования.

* Доцент кафедры Финансов и кредита, кандидат технических наук, доцент.

В автостраховании страховая сумма принятого на страхование транспортного средства может быть определена как действительная (рыночная) цена транспортного средства на дату заключения договора страхования, определяемая как стоимость нового транспортного средства с учетом износа, или устанавливается по соглашению между страховщиком и страховой компанией, но не может быть выше реальной рыночной цены автомобиля.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [4] должна выплачиваться страховая сумма при наступлении страхового случая. Установлено, что страховые тарифы, их структура и порядок применения утверждаются Правительством Российской Федерации. Тарифы должны пересматриваться каждые полгода и последние изменения 2014 года в законодательной базе установили «... размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей - выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи ... в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей с учетом требований пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона; в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, в размере не более 400 тысяч рублей.» [5].

В страховании автотранспортных средств используется широкий перечень видов страхования, предусматривающих условия страхования возможных рисков, - от страхования отдельных рисков, таких, как причинение ущерба автотранспортному средству или угон автотранспортного средства, до принятия на страхование всех рисков, которое часто называют в практике страхования «автокаско».

Для разработки модели оценки автотранспортного средства и определение размера страховой суммы также за основу возьмем законодательный акт, в котором принято, что «... независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России ... с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:

а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;

в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов)» [5]. На основе вышеизложенного по автотранспортным средствам разработаем общую систему оценки для всех видов объектов оценки, а именно, в области страхования средств транспорта (наземного, водного, воздушного, железнодорожного).

Обобщенная модель оценки страхования рисков средств транспорта (наземного, водного, воздушного, железнодорожного) представлена на рис. 1.

Внешние факторы

Внутренние факторы

Х;-Х„ - исходные данные объекта оценки; Т - тарифы по 1-му виду риска в соответствии с законодательной базой; Н; - нормо-час 1-го вида работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (морского или воздушного судна); О; - ограничения по 1-му виду риска в соответствии с законодательной базой и стандартами оценки; Ф1 - максимальный уровень страховой суммы по обязательному

страхованию автотранспортного средства, морского и воздушного судов (ОСАГО); Ф2 - максимальный уровень страховой суммы по добровольному страхованию автотранспортного средства, морского и воздушного судов (КАСКО); Ф3 - максимальный уровень страховой суммы по страхованию грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта (КАРГО)

Рис. 1. Модель оценки страхования рисков автотранспортных средств, морских и воздушных судов:

Из представленной схемы на рис. 1 можно сформировать следующую модель оценки страхования рисков автотранспортных средств, морских и воздушных судов посредством трех подходов - сравнительного, затратного, доходного:

Р = Х2,Хз, ...,Хп, Т, Н, О, Фь Ф2, Фз). (1)

Эту же модель возьмем за основу оценки страхования рисков морских и воздушных судов. Комплекс морского страхования включает в себя большой

круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств водного транспорта. Морские суда, суда внутреннего плавания, как, и воздушные, и космические объекты по российскому законодательству являются особым видом недвижимого имущества. Но, как объект оценки, морские и воздушные суда к недвижимости отнести нельзя, следовательно, и методы оценки в общем комплексе морского страхования и авиастрахования целиком и полностью основаны на базе оценки движимого имущества.

По законодательной базе «. объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с эксплуатацией морского транспорта, включая судно, груз, фрахт, плату за проезд, арендную плату, прибыль, ожидаемую от реализации груза, иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработную плату и другие виды вознаграждения лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование)» [1]. Страховая организация возмещает соответствующие убытки страхователя: стоимость погибшего судна или расходы по ремонту его корпуса, машин и оборудования. Расходы включают целый ряд пунктов. К ним относятся: стоимость металла или запасных частей, расходы на переход судна к месту ремонта, заход в порт, постановку и выход из дока, расходы на топливо и масло, зарплата экипажа на время перехода к месту ремонта, расходы на доставку запчастей, в том числе самолетом и др.

В соответствии со ст. 945 Гражданского Кодекса РФ «... при заключении страхового договора страховщик не обязан, а «в праве» производить осмотр объекта и устанавливать его действительную (рыночную) стоимость.» [1].

По Кодексу торгового мореплавания РФ «Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; бербоут-чартерном реестре; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов» [2].

Из данных реестров при наступлении страховых случаев эксперты-оценщики или профессиональные морские сюрвейеры берут для дальнейшего определения страховой суммы (рыночной стоимости) необходимые показатели расчета - исходные показатели выхода морского судна с производства.

По законодательству РФ «Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах:

1) за утрату груза - в размере стоимости утраченного груза;

2) за повреждение груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;

3) в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза. За перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза.

Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если фрахт не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза» [2].

В соответствии с указанной статьей Кодекса РФ подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:

1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;

2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;

3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;

4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом [3].

При этом минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в отношении каждого судна владельца в соответствии с валовой вместимостью судна в следующем порядке:

1) для судов вместимостью до 200 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей;

2) для судов вместимостью более чем 200 до 2000 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей плюс десять тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 200;

3) для судов вместимостью более чем 2000 минимальная страховая сумма составляет двадцать миллионов рублей плюс восемь тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 2000.

Пределы ответственности по требованиям, возникшим из одного и того же происшествия, исчисляются следующим образом:

1) для судна вместимостью не более 2000 - пятьдесят миллионов рублей;

2) для судна вместимостью 2000 и более к сумме, указанной в настоящего пункта, добавляется:

- за каждую единицу вместимости от 2001 до 4000 - пять тысяч рублей;

- за каждую единицу вместимости от 4001 до 6000 - четыре тысячи рублей;

- за каждую единицу вместимости свыше 6001 - три тысячи рублей [3].

В оценочной методике страхования морских судов рассматриваются количественные и качественные показатели, такие как: ограничение области

страхования; она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов; срок страхования (обычно один); в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов; страховая сумма и тариф установлены индивидуально для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов. На тарифную ставку влияют следующие показатели: стоимость судна; возраст судна; класс (тип) судна; грузоподъёмность; мощность двигателя; классификация; флаг, под которым ходит судно; менеджмент (владения, капитал, экипаж); район плавания; условия страхового покрытия.

Объём страхового покрытия зависит от условий страхования. Выплата страховой суммы при наступлении страхового случая осуществляется по полюсу КАРГО - страхование грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта; КАСКО - страхование морских транспортных и иных вспомогательных средств и их корпусов, машин и оборудования; и страхование ответственности судовладельцев, связанное с возможным причинением ими материального ущерба третьим лицам в результате эксплуатации морских транспортных средств.

Страхование воздушных судов - это вид авиационного страхования, к которому относится большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств воздушного транспорта и подразделяемых на страхование: КАСКО - самих средств авиатранспорта; ОСАГО - гражданской ответственности владельцев авиатранспортных средств перед пассажирами и третьими лицами.

Под каско самолета подразумеваются: фюзеляж, крыло, шасси, двигатели, электрогидравлические системы, навигационное и другое специальное оборудование, любое дополнительное оборудование, установленное внутри или на корпусе самолета, запасные части.

Объектом страхования воздушных судов может быть имущественный интерес, связанный с владением или эксплуатацией воздушного судна. По условиям авиационного страхования (каждая из страховых организаций может изменить и дополнить их по соглашению сторон) объектом служит само авиатранспортное средство, включая запасные части со всеми видами специального оборудования, находящимися на борту, при условии, что оно связано с обеспечением полетов.

Страхованием не покрываются убытки, произошедшие вследствие: умысла или небрежности страхователя или его сотрудников; несоблюдения требований эксплуатации средств авиатранспорта или противопожарной защиты (запрещающих к перевозке горючих (воспламеняющихся) или взрывчатых веществ и материалов); известной страхователю или его представителю непригодности воздушного судна к летной эксплуатации до выпуска судна в полет; эксплуатации воздушного судна в целях и условиях, не предусмотренных его назначением и не указанных в страховом полисе; и ис-

пользования воздушного судна вне согласованного и не указанного в страховом полисе района эксплуатации, если только это не вызвано действием непреодолимой силы, и т.д.

Как отмечалось выше, сама оценочная деятельность основана на трех подходах: затратном, сравнительном, доходном. Затратный подход имеет наибольшее значение с точки зрения судостроителя, судовладельца и покупателя транспортного средства. Сравнительный подход наиболее точно отражает реальное положение на рынке транспортных средств, судов и в процессе страхования может сыграть важную роль в определении рыночной стоимости транспортного средства (морского и воздушного судов). Доходный подход оценивает объект с точки зрения доходов, которые сможет получить собственник от объекта, поэтому этот метод менее важен при рассмотрении оценки страхования рисков.

В ходе проведения исследования были сформулированы следующие теоретические выводы и рекомендации по комплексному развитию оценки рыночной стоимости транспортных средств (морских и воздушных судов), в том числе и для целей страхования: необходимо обеспечить российских экспертов новыми методическими разработками, на основе которых возможна качественная оценка транспортного средства при страховании; кроме того, необходима адаптация к российским условиям профессиональных зарубежных стандартов; и, конечно же, немаловажным является привлечение к оценке высококвалифицированных практикующих специалистов (например, «в США для выполнения такой оценки у эксперта требуется наличие опыта работы не менее пяти лет, причем этим указанным пяти годам практического опыта сюрвейера должен предшествовать пятилетний стаж работы такого эксперта в той отрасли, где он намерен получить аккредитацию» [6, с. 49]).

Реализация вышеуказанных рекомендаций позволит создать предпосылки для успешного функционирования рынка страховых и оценочных услуг в РФ.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. 2: федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: [ред. от 31.12.2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федер. закон от 30 апр. 1999 г. № 81-ФЗ: [ред. от 31.12.2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.

3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: федер. закон от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ: [ред. от 14.11.2014 г., с изм. от 01.12.2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 11. -Ст. 1001.

4. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федер. закон от 25 апр. 2002 г. № 40-ФЗ: [ред. от 04.11.2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 18. -Ст. 1720.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ: [ред. от 28.07.2014 г. ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 30 (ч. I). - Ст. 4224.

6. Юнитер А. Пока гром не грянет: оценка стоимости морских судов при страховании // Морское страхование. - 2013. - № 5. - С. 48-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.