Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БЕСПРЕДЛОЖНЫХ И ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ЯЗЫКЕ РЕКЛАМЫ'

АНАЛИЗ БЕСПРЕДЛОЖНЫХ И ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ЯЗЫКЕ РЕКЛАМЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
посессивность / беспредложные конструкции / предложно-падежные конструкции / рекламные тексты / семантический тип / синтаксическая обусловленность.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акбарова Малика Казимжан Кизи

В статье рассматривается употребление беспредложных и предложно-падежных словосочетаний со значением принадлежности в рекламных текстах. Основное внимание в работе акцентируется на рекламных текстах, являющиеся объектом употребления исследуемых беспредложных и предложно-падежных конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Акбарова Малика Казимжан Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БЕСПРЕДЛОЖНЫХ И ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ЯЗЫКЕ РЕКЛАМЫ»

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81'366.54

АНАЛИЗ БЕСПРЕДЛОЖНЫХ И ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ЯЗЫКЕ РЕКЛАМЫ

АКБАРОВА МАЛИКА КАЗИМЖАН КИЗИ

Преподаватель кафедры социальных наук, узбекского языка и спорта, Университет геологических наук, Ташкент, Узбекистан

Аннотация. В статье рассматривается употребление беспредложных и предложно-падежных словосочетаний со значением принадлежности в рекламных текстах. Основное внимание в работе акцентируется на рекламных текстах, являющиеся объектом употребления исследуемых беспредложных и предложно-падежных конструкций.

Ключевые слова: посессивность, беспредложные конструкции, предложно-падежные конструкции, рекламные тексты, семантический тип, синтаксическая обусловленность.

В современном мире рекламный текст выступает как акт коммуникации и значительной степени определяет наш образ жизни, тем не менее оказывает большую роль на наше отношение к окружающему миру. Употребление предложно-падежных конструкций характеризует высокую частотность в языке рекламы. Для совершенной рекламы свойственно огромное количество структурных и семантических типов предложно-падежных конструкций, обозначающих различные отношения и имеющих разные виды связи. В современной лингвистике данные конструкции являются единицей синтаксического уровня языка.

По словам В.В. Красных, многообразие подходов, множественность описаний и многочисленность определений текста обусловлены тем, что текст как явление языковой и экстралингвистической действительности представляет собой сложный феномен: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной исторической эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций и т. д.[2, с.205.].

В данной статье мы будем анализировать беспредложные и предложно-падежных конструкции со значением принадлежности на основе рекламного текста.

По мнению В.В. Виноградова, глагольное управление представляет собой форму подчинительной связи, при которой имя зависит от глагола, и состоит в косвенной форме падежа. При этом между словами возникают объектные или восполняющие отношения. Также нередко возникают комплексные отношения, которые являются объективно восполняющими или объективно - определительными. Управление глагола может быть предложным или беспредложным, одиночным или двойным, невариативным или вариативным[1, с.108.].

Словосочетание, связь между элементами которого осуществляется без посредства предлогов называется беспредложным. Например, «основной принцип Artel», «производство качественных, современных выскотехнологичных продуктов», «классику жанра» образуются с подчинительной связью без предлогов. Например, «основной принцип Artel» Аdj+N1+N1 (собственные имена сущ.); «производство качественных, современных выскотехнологичных продуктов» N1+Adj1+Adj2+Adj3+N2 (в Р.П.); «классику жанра» N1+N2 (в Р.П.).

Под именными предложными конструкциями подразумеваются словосочетания, при которых предлоги сочетаются с именами существительными. Вместе с тем образуются многочисленные и разнообразные связи. При помощи именных конструкций можно выразить многочисленные отношения, выразить широкий круг связей и значений.

«Сегодня марка «SAMO»украшает желанные для Покупателя товары". С точки зрения синтаксического состава словосочетание «украшает желанные для покупателя товары»

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

было образовано при помощи предлога «для» V+Adj+Preposition+N1(B Р.П.)+Ш(в Им.П.), выражающее значение принадлежности.

В системе языка под посессивной связью подразумевается выраженное языковыми средствами отношение между двумя объектами, соединенные с идеей обладания одного из них другим. Существует два семантических типа посессивных конструкций:

1.Конструкции со значением «принадлежность»

2. Конструкции со значением «обладание»

К первому типу можно отнести имя объекта «принадлежности» «цвета бренда Artel» N1+N2+N3 (в Р.П.); «Ресторан Tarona Restaurant в стиле старого узбекского дома» N1+N2+Preposition+N3(B n.n.)+Adj+N4 (в Р.П.), конструкции со значением

"обладание" являются грамматически управляющим членом конструкции: «трикотаж для всей семьи» N1+Preposition+Pronoun+N2 (в Р.П.); «Сок «Сочная долина» томатный восстановленный с мякотью, с солью, с сахаром» N1+Adj1+Adj2+Preposition+N1,2,3 (в Т.П.).

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что конструкции, соединенные с беспредложными падежами способны выразить объектное отношение лишь с абстрактными смысловыми делениями, а падежи с предлогами имеют несравненно более широкие возможности при выражении частных видов объектного значения.

Таким образом, концепция, рассмотренная нами в данной статье, обладает описанием значений и типов применения беспредложных и предложно-падежных конструкций обусловливается лексическим, морфологическим и синтаксическим факторами в языковой системе русского языка. Тем не менее нужно подчеркнуть, что основным пластом рекламных текстов с беспредложными и предложно-падежными словосочетаниями являются общеупотребительные конструкции, которые употребляются во всех стилях рекламных текстов, включая в себя предметы, действия, признаки и определенную значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа. 1972. - С.108.

2. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных.-М.:«Гнозис»,2003.-С.205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.