Научная статья на тему 'Анализ барьеров и возможностей для развития инновационной активности предприятий легкой промышленности'

Анализ барьеров и возможностей для развития инновационной активности предприятий легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1129
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIONS / LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE FUNCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горевая Евгения Сергеевна, Бедарева Ксения Валерьевна

В статье рассмотрено современное состояние легкой промышленности, которое характеризуется низкими объемами производства, высокой зависимостью от импортного сырья и оборудования. Проведенный анализ инновационной активности предприятий показал, что масштабы внедрения как продуктовых, так и процессных инноваций в отрасли незначительны. На основе исследования статистических данных и аналитических обзоров выделены барьеры развития отрасли и определены направления деятельности по преодолению стагнации и дальнейшему развитию. Предложены системные решения, которые позволят не только сформировать конкурентоспособное предложение на российском рынке, но и увеличить экспорт производимой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of barriers and opportunities for the development of innovative activity of light industry enterprises

The article considers the current state of light industry, which is characterized by low production volumes, high dependence on imported raw materials and equipment. The analysis of the innovative activity of enterprises chowed that the implementation scope of product and process innovations in the industry is insignificant. On the basis of the study of statistical data and analytical reviews we identified barriers to the development of the industry and defined activity directions to overcoming stagnation and to further development. We offered system solutions that will allow not only to form a competitive offer in the Russian market, but also to increase the export of manufactured products.

Текст научной работы на тему «Анализ барьеров и возможностей для развития инновационной активности предприятий легкой промышленности»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 11 • июнь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Анализ барьеров и возможностей для развития инновационной активности предприятий легкой промышленности

Горевая Е.С.\ Бедарева К.В.]

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрено современное состояние легкой промышленности, которое характеризуется низкими объемами производства, высокой зависимостью от импортного сырья и оборудования. Проведенный анализ инновационной активности предприятий показал, что масштабы внедрения как продуктовых, так и процессных инноваций в отрасли незначительны. На основе исследования статистических данных и аналитических обзоров выделены барьеры развития отрасли и определены направления деятельности по преодолению стагнации и дальнейшему развитию. Предложены системные решения, которые позволят не только сформировать конкурентоспособное предложение на российском рынке, но и увеличить экспорт производимой продукции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, предприятия легкой промышленности, инновационная активность, инновационная деятельность.

Analysis of barriers and opportunities for the development of innovative activity of light industry enterprises

Gorevaya E.S.1, Bedareva K.V.1

1 Novosibirsk State Technical University

введение

Легкая промышленность является отраслью, пережившей серьезный спад объема производства, которой еще очень далеко до восстановления прежних позиций. Сложившаяся ситуация характеризуется системными проблемами, разрешить которые ситуативными решениями не представляется возможным. Высокий уровень износа оборудования, технологическая отсталость, низкая конкурентоспособность отечественной продукции являются внутренними причинами сложившейся ситуации. Внешняя обстановка также является крайне неблагоприятной для развития отрасли. Большие объемы дешевой завозимой продукции, навязывание новых дизайн-стандартов потребителям через все каналы коммуникаций, крайне сложные инвести-

ционные условия - все это не позволяет в полной мере развиваться отечественным предприятиям легкой промышленности. Эти и другие факторы свидетельствуют о стагнации отрасли и безуспешности разрозненных попыток по ее восстановлению, что актуализирует исследования в направлении поиска системных решений по модернизации и развитию легкой промышленности.

Современное состояние легкой промышленности

В легкой промышленности России в настоящее время функционируют более 29 тыс. предприятий (из них 8% - крупные) и 49 тыс. индивидуальных предпринимателей. Число занятых на предприятиях легкой промышленности составляет на 1 июня 2015 г. 319 тыс. чел., в том числе в текстильном и швейном производстве - 275, в коже-венно-обувном - 44 тыс. чел. Из них порядка 75% - женщины [10].

Текущее состояние легкой промышленности обусловлено теми процессами, которые происходили в отрасли последние 25-30 лет. Спад производства характерен для всех видов деятельности (рис. 1). Наибольший объем производимых тканей с 1990-х годов составляли хлопчатобумажные ткани, однако и он снизился в 4,5 раза. Статистические данные иллюстрируют разнонаправленные колебания: с 1995 по 2003 г. наблюдался постепенный рост объемов производства с почти двойным увеличением, но с 2004 г. он замер на уровне чуть выше 2000 млн м2, затем начал снижаться и к 2011 г. упал до 1237 млн м2, т.е. до 60 % исходного уровня [18] (А1вкЫпа, 2010). Это подтверждает общий нисходящий тренд в объемах производства легкой промышленности.

ABSTRACT:_

The article considers the current state of light industry, which is characterized by low production volumes, high dependence on imported raw materials and equipment. The analysis of the innovative activity of enterprises chowed that the implementation scope of product and process innovations in the industry is insignificant. On the basis of the study of statistical data and analytical reviews we identified barriers to the development of the industry and defined activity directions to overcoming stagnation and to further development. We offered system solutions that will allow not only to form a competitive offer in the Russian market, but also to increase the export of manufactured products.

KEYWORDS: Innovations, light industry enterprises, innovative activity innovative function

Received: 18.04.2017 / Published: 16.06.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gorevaya E.S. (gorevayaes0corp.nstu.ru)

CITATION:_

Gorevaya E.S., Bedareva K.V. (2017) Analiz barerov i vozmozhnostey dlya razvitiya innovatsionnoy aktivnosti predpriyatiy legkoy promyshlennosti [Analysis of barriers and opportunities for the development of innovative activity of light industry enterprises]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (1 1). - 1813-1828. doi: 10.18334/rp.18.1 1.37854

В сфере производства шерстяных, шелковых и льняных тканей положение ухудшилось в еще большей степени, падение объемов производства с 1990 по 2011 гг. произошло в 32 раза. Объем производства шелковых тканей с 1990 по 1995 гг. снизился в 5,3 раза - с 1051 до 198 млн м2 и продолжал снижаться на протяжении 2000-х годов. К 2011 г. этот показатель составил 47,7 млн м2, т. е. уменьшился еще в 4,2 раза. Чуть менее резкое, но тоже значительное снижение произошло в производстве льняных тканей: с 1990 по 2009 гг. - в 13 раз [1] (Danilina, Kotelnikova, Nazarbaeva, 2014).

В сфере производства трикотажных изделий объем выпуска готовой продукции также имел значительный спад. В 1995 г. по сравнению с 1990 г. объемы сократились в 7 раз [4].

Динамика производства чулочно-носочных изделий имеет схожую тенденцию. В 1995 г. объемы производства упали в 3 раза, дальнейшее колебание было незначительным. В 2007 г. был произведен наибольший объем за период с 1995 по 2007 гг., который составил 338 млн пар. С 2008 г. тенденция направилась в сторону уменьшения, и в 2015 г. было произведено всего 199 млн пар, что составляет 23% от объемов производства 1990 г. [4].

В начале 2000-х гг. тенденция снижения объемов производства в легкой промышленности изменилась, по ряду направлений производства наметился сдержанный рост. Анализ объема отгруженных товаров собственного производства в денежном эквиваленте является подтверждением данного тренда.

На рисунке 2 видно, что в динамике с 2005 г. по 2016 г. включительно объем отгруженной продукции текстильного и швейного производства имеет стабильную динамику увеличения. Так, в 2016 г. произведено и отгружено продукции общей стоимостью в 344,5 млн руб., что в 3,4 раза превышает объемы 2005 г. [4]. Темп роста объемов отгрузки кожи, изделий из кожи и обуви в среднем ниже темпа роста объемов отгрузки текстильной и швейной продукции на 1,3%. Но, тем не менее, стоит отметить стабильную динамику увеличения объемов с 2005 г. по 2016 г. [4].

Данные показатели имеют положительную тенденцию, что, с одной стороны, может свидетельствовать о росте объемов производства и улучшении состояния легкой промышленности в целом. Однако так как оценка производилась в денежном эквиваленте, стоит учитывать влияние инфляции и рост цен. Из чего можно сделать

ОБ АВТОРАХ:_

Горевая Евгения Сергеевна, доцент кафедры менеджмента НГТУ, кандидат экономических наук (gorevayaes0corp.nstu.ru)

Бедарева Ксения Валерьевна, магистрант кафедры менеджмента (the_ksysha0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Горевая Е.С., Бедарева К.В. Анализ барьеров и возможностей для развития инновационной активности предприятий легкой промышленности // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 11. -С. 1813-1828. Сог 10.18334/ф.18.1 1.37854

9000

яооо

7000 «ООО 5000

Тнани — всего., млн м2

Чуло-1н0--1осо-1ныс ивдблип,. млн Трико-зии-ые ивделип, млншт. пар

■ 15Э0 1НЕ ■ :020 20С1 2002 2003 2Л04 130ЕИКН6

ян? г(Н£и;ои гшо гаи таи глаз 2015

Рисунок 1. Динамика производства товаров легкой промышленности Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики..

440000 3 50000 ЗНЮОО

ППаИ9ВВДГ-Е41 обуви

2005 20№ ¿007 2Ш5 I 2009 12010 2011 ■ 3012 I 2Й1Э ■ 201- Я21П5 120162

Рисунок 2. Объем отгруженных товаров собственного производства, млн руб. Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

вывод, что вышеуказанную динамику не стоит квалифицировать как абсолютно объективный показатель состояния отрасли.

По данным Минпромторга РФ, доля отечественной продукции легкой промышленности в объеме продаж на внутреннем рынке в 2014 г. составила всего лишь 24,3%. Динамика показателя увеличивается, по прогнозам экспертов в 2018 г. доля отечественной продукции составит 26% [30] (рис. 3).

Анализ объемов собственного производства и импорта обуви показал, что в период с 2010 г. по 2014 г. динамика собственного производства нестабильна. Периодические спады наблюдаются в 2012 г. и 2014 г., что может быть обусловлено экономическим спадом в стране в целом (рис. 4).

Объем собственного производства обуви в России значительно превышает объем завозимой импортной продукции. К сожалению, данные о доле импорта из официальных источников не в полной мере отражают положение на рынке. Поток нелегальной продукции легкой промышленности (в том числе обуви) значительно влияет на состояние отечественных производителей. По экспертной оценке, незаконно произведенные и незаконно везенные товары на территорию РФ составляют 35% от розничного рынка легкой промышленности, а это 910 млрд руб. в год [13]. По данным Российского союза кожевников и обувщиков, теневой импорт обуви (контрабанда и контрафакт) составляет около 20%. В секторе детской обуви доля незаконной импортной обуви, реализуемой на российском обувном рынке, значительно выше, и составляет 65% от объема потребления [13].

На основе проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что после обвала производства в легкой промышленности в 1990 г. сегодня удалось восстановить объемы лишь частично.

структура потребления товаров легкой промышленности в России

Структура потребления товаров легкой промышленности изменялась в зависимости от уровня доходов населения и меняющихся потребительских предпочтений. Доля непродовольственных товаров в структуре потребительских расходов населения за последние 10 лет имеет тенденцию к незначительному снижению. По данным Росстата, наибольшую долю в расходах на товары легкой промышленности занимает одежда и белье. В динамике данный показатель имеет разнонаправленные колебания. С 2012 г. тенденция направлена в сторону уменьшения, что говорит о том, что люди стали тратить меньше денежных средств на данную категорию продукции. Наиболее стабильное значение показателей до 2011 г. имела обувь. С 2012 г. доля затрат на обувь в структуре расходов также имеет тенденцию к уменьшению. Аналогичная ситуация наблюдается в категории трикотажных изделий и галантереи [2]. Это свидетельствует о снижении платежеспособности граждан и изменении структуры потребления в сторону продуктов питания и товаров первой необходимости. Данное предположение подтверждается статистическими данными. В 2014-15 гг. в результате замедления

23

201Д

2Д15

2016

2ЛйТ

201Я

Рисунок 3. Доля отечественной продукции легкой промышленности в объеме продаж

на внутреннем рынке, % Источник: составлено авторами на основе данных сайта Минпромторга России.

140 120 130

во

60 40

2а о

103

45

110

ш

47

103

i5

52.

116

¿010 2011 2D12

Обувь-прчизивдряа в- России

2D13 Обувь-импорт

49

2014

Рисунок 4. Объемы производства и импорта обуви, млн пар1 Источник: Федеральная служба государственной статистики.

1 Объем импорта рассчитан на основе данных о доле импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации.

роста реальных располагаемых денежных доходов населения, снижения оборота розничной торговли непродовольственными товарами произошло падение потребительского спроса и темпов роста продукции легкой промышленности (падение в производстве одежды составило 31,7 %, в производстве обуви - 19,1%) [5] (рис. 5).

Наиболее важным для российской легкой промышленности является тот факт, что темпы снижения расходов населения на продукцию легкой промышленности намного меньше, чем темпы снижения производства отечественной продукции. Данная ситуация свидетельствует о низкой конкурентоспособности российских товаров и насыщенности рынка дешевыми импортными аналогами.

Уровень изношенности основных фондов и необходимость модернизации

Исторические особенности формирования легкой промышленности в России, периодичность модернизации оборудования и низкие инвестиционные возможности отрасли привели к следующей ситуации. По данным Fashion Consulting Group, уровень изношенности основных фондов швейных предприятий в 2015 г. достигает 80-85% [6] (Shishkina, 0). Для своевременного техперевооружения и модернизации отрасли необходимы финансовые ресурсы, доступ к которых сопровождается рядом трудностей. По мнению участников 2-го форума легкой промышленности «Легкая промышленность. Форум-2015», основной проблемой является отсутствие возможности получить доступные кредиты для пополнения оборотных средств и реализации инвестиционных проектов [7] (Tyurin, 0). По оценкам экспертов, отрасль не является

1 II 1 А ,1 .и А ш

2006 2007 Sffli 2Л09 2Д10 2D11 1012 201Ö 1014 2Л15 2015

■Тнлм

■ С^снчда и Б<елъе

■ Мека и глсмавие иислин ■Трикотажные изделия

ОЁ-угь шэтакап, тснстлльная л кпмбнныроэаннап Галантерея

Рисунок 5. Доля товаров легкой промышленности в структуре расходов населения, % Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

приоритетной для банковской системы, что создает серьезные трудности с кредитованием предприятий текстильной и легкой промышленности.

В СССР направления развития и техническое перевооружение отрасли определяло Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности. В настоящее время такие механизмы отсутствуют, сегодня оборудование для предприятий легкой промышленности внутри страны не производят, в том числе запчасти. Российским предприятиям приходится приобретать оборудование и комплектующие за рубежом [8] (Khazeeva, 0). С учетом падения рубля и спада спроса на продукцию легкой промышленности модернизация производственных мощностей и внедрение технологических инноваций требует существенных капитальных вложений, так как отрасль на 100 % импортозависима. В текстильной, обувной и швейной промышленности практически все оборудование импортное [8] (Khazeeva, 0). Для выхода из системного кризиса отрасли требуются обновление и модернизация оборудования, что даст возможность производить качественную современную продукцию; трансформация процессов управления, основным из которых становится производство востребованной продукции. Необходимо создание таких условий, в которых инвестиции в отрасль окупались бы достаточно быстро при страховании рыночных рисков. Требуется трансформация машиностроительной отрасли с тем, чтобы качественную востребованную продукцию легкой промышленности можно было производить с использованием отечественного оборудования.

Анализ инновационной активности российской легкой промышленности

Под инновационной активностью предприятий понимается организация и внедрение продуктовых, процессных, маркетинговых, организационных инноваций и другие виды деятельности, ориентированные на разработку и внедрение новых продуктов и процессов, новых методов продвижения и продажи продукции и/или изменения в ее организационной практике и структуре. Под процессными инновациями в легкой промышленности пронимаются внедрение новых материалов и тканей, новые технические и технологические решения в конструировании выкройке, визуализации, раскрое материалов, новые технологии соединения материалов, формовки и отделки. Продуктовые инновации включают новые решения по готовым изделиям и по сырью и полуфабрикатам.

В настоящее время объем инноваций на отечественных предприятиях данной отрасли находится на очень низком уровне. По данным Росстата, объем инновационных товаров текстильного и швейного производства в среднем составляет всего 2,7% от общего объема произведенных товаров, что проиллюстрировано на рисунке 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви уровень продуктовых инноваций еще ниже. В среднем, объем инновационных товаров составляет 2% от общего объема выпущенных изделий (рис. 7).

бОШД] 500000.00 «□овдоо эооовдоо

130300 30 3TVTJB Z9SU1

4В75.40

130СОО 30

LI.. "НИ

7734,7В

П П II

ID1D 2011 2012 2013 20И 2015

Всего ■ в-таи числе

и м па sa ц и Ш1 ые то в =fi ы г □ эбспч, у сл у™

Рисунок 6. Объем инновационных товаров. Текстильное и швейное производство Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

4500D;D 40 300 3 3500QJD

зозоо :

25 300 3 20 300 3 1SOOD.O 10 300 3 5000.Л 0J0

Б ¡5- Б. —

ВД5

¿70,0

570А

1107,4

S24J

2010 2311

—Всего

2012

2013

2014

2015

в-ТТ'мчи Dit

иньшцнаш в^овззы. □¡лоты, услуги

Рисунок 7. Объем инновационных товаров. Производство кожи, изделий из кожи и производство

обуви

Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

Данные статистические показатели свидетельствуют о том, что в отечественной легкой промышленности внедрение продуктовых инноваций практически отсутствует.

В то же время инновационная активность организаций легкой промышленности, осуществляющих технологические, организационные или маркетинговые инновации, находится на боле высоком уровне.

Как видно из рисунка 8, инновационная активность организаций по производству кожи и производству обуви не имеет стабильной динамики роста. Наибольший показатель был в 2014 г., после чего инновационная активность снизилась на 0,5 %. В текстильном и швейном производстве наблюдается динамика увеличения инновационной активности организаций. Несмотря на рост показателей, количество инновационно активных организаций остается на низком уровне. Данные рисунка 8 свидетельствуют о том, что из всех предприятий легкой промышленности России всего 9,8 % осуществляют инновационную деятельность [4].

преодоление барьеров и формирование возможностей для развития легкой промышленности в России

Анализ сложившейся ситуации в отрасли формирует неоднозначную картину. С одной стороны, есть положительные тенденции, которые проявляются в некотором повышении объемов производства и точечной реализации инновационной деятельности. С другой стороны, отсутствие явно выраженной тенденции к росту производства и вытеснению импортной продукции вызывает опасения в дальнейшей стагнации и угасании отрасли.

Ю о.о

2)010 2011 2012 2013 2014 2015

—А—Тснонльнк н 1шп*1еж праизмдствс

Праиэволпэвняятрнзделии и: ножи н ироигэвдгтво и4]уэи

Рисунок 8. Инновационная активность организаций легкой промышленности Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

Выделим барьеры, препятствующие развитию отрасли и расширению инновационной активности российских предприятий:

1. Отсутствие протекционистской политики, низкая конкурентоспособность отечественных товаров, дешевые импортные, часто нелегальные, товары привели к жесткой диспропорции отечественных и импортных товаров.

2. Большое количество дешевых импортных товаров, значительная доля которых ввезена в Россию нелегально; такая продукция не облагается налогами и пошлинами, что формирует благоприятные условия для демпинга на потребительском рынке; значительное воздействие оказывают «серый» импорт и нелегальное производство.

3. Значительная доля импортного сырья, сбои с его поставками, увеличивающийся зарубежный спрос на некоторые виды российского сырья, высокая зависимость от курса рубля приводят к неустойчивому сырьевому обеспечению отрасли; вследствие отсутствия собственных высокотехнологичных производств в отечественной легкой промышленности и тенденции к использованию синтетических волокон вместо натуральных Россия оказалась в существенной зависимости от импортных химических волокон, таких как полиэстер, полипропилен, вискоза и полиамид.

4. Высокий уровень износа оборудования в легкой промышленности, отсутствие отечественных производителей и, соответственно, возможность модернизации только за счет закупок импортного оборудования приводит к крайне низким темпам технологического перевооружения отрасли.

5. Невысокая производительность труда в силу того, что производственные процессы реализованы без современных высокопроизводительных систем автоматизации и учета на производстве, темпы внедрения технологических и организационных инноваций крайне низкие.

6. Недоступность кредитных ресурсов в силу низкой маржинальности отрасли и долгих сроков окупаемости, сложности в доступе к «длинным» финансовым ресурсам, необходимым для реализации инвестиционных проектов;

7. Слабая цепь совместных научно-технических разработок научно-исследовательских центров и предприятий, практически отсутствие возможности получения дополнительных инвестиций на инновационные разработки в данной области.

Для преодоления барьеров и выхода отечественной легкой промышленности из кризиса необходимо внедрение ряда системных решений, которые позволят придать мощный импульс развитию и внедрению инноваций на предприятиях легкой промышленности.

Для поиска и отбора перспективных инновационных решений и технологий необходим анализ стратегической зоны хозяйствования, выявление точек роста отрасли, их поддержка и развитие. Такими точками роста могут быть профильные университеты, научно-исследовательские институты, инновационные центры, технопарки, инновационно активные предприятия.

Важно двунаправленное движение по расширению доли рынка отечественной продукции. С одной стороны, необходимо формирование и последующее гибкое регулирование новых дизайн-стандартов таким образом, чтобы потребители воспринимали продукцию модной, интересной, современной, привлекательной. С другой - необходимо на уровне государственной социальной политики популяризировать продукцию отечественной легкой промышленности, делая акцент на новые дизайн-решения, качество и безопасность для потребителя.

Требуется активный поиск или разработка новых технологических решений и их масштабирование на государственном уровне (Smart технологии, гаджетодежда и «Умная одежда»). Необходима поддержка российских инновационных разработок в этой области и их быстрое масштабирование в границах России, а затем и на мировом рынке.

В целом необходим механизм, позволяющий реализовать трансформацию отрасли в рамках Национальной технологической инициативы, осуществлять поддержку приоритетных технологий, формировать новые стандарты отрасли с учетом конвергенции текстильных, микроэлектронных и биотехнологий. Требуется запуск рынка FashionNet, разработка соответствующих правил функционирования горизонтальных и вертикальных связей данного рынка, формирование новых правил игры.

заключение

Только комплекс системных решений позволит придать новый импульс развитию отрасли. Необходимо формирование нового механизма функционирования отрасли, позволяющего на основе информационных технологий гибко и быстро переналаживать производство, планировать и производить необходимое количество продукции, осваивать новые материалы и технологические решения. Все должно быть нацелено на быстрый выход на рынок продукции, максимально полно удовлетворяющей потребительские предпочтения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Данилина В.Н., Котельникова З.В., Назарбаева Е.А. Текущее состояние и перспекти-

вы развития легкой промышленности в России // Проблемы развития экономики и общества: докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2014. - с. 333.

2. Итоги работы отрасли. ОАО Рослегкая промышленность. [Электронный ресурс].

URL: http://www.roslegprom.ru/Go/AllArticles/feed=itog_otr (дата обращения: 10.03.2017).

3. Экономика России. Цифры и факты. Легкая промышленность. Utmagazine/. [Электронный ресурс]. URL: http://utmagazine.ru/posts/10564-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-11-legkaya-promyshlennost (дата обращения: 10.03.2017).

4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).

5. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. № 853

"Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации". Информационный правовой портал «Гарант.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/96394/#ixzz47DkxPfEg (дата обращения: 14.03.2017).

6. Шишкина Н.И. «Второе рождение» легкой промышленности // Центр Сулакшина.

7. Тюрин С. Легкая промышленность в тяжелой ситуации. ТПП-Информ. [Электронный ресурс]. URL: http://old.tpp-inform.ru/analytic_journal/5765.html (дата обращения: 14.03.2017).

8. Хазеева А. В России возрождается текстильная промышленность. Комерсант.ш.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2956048 (дата обращения: 16.03.2017).

9. Легкая промышленность СССР в 1980 г. Библиотека Украины. [Электронный ресурс].

URL: http://library.ua/m/articles/view/%D0%9B%D0%95%D0%93%D0%9A%D0%90% D0%AF-%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%9C%D0%AB%D0%A8%D0%9B%D0%95% D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC-%D0%A1%D0%A1%D0%A1-%D0%A0-%D0%B2-1980-%D0%B3 (дата обращения: 16.03.2017).

10. Текстильная и легкая промышленность России: пора синхронизировать им-портозамещение и реиндустриализацию. Легкая промышленностьфорум-2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.legpromforum.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=881:podvedeny-itogi-rossijskoj-nedeli-tekstilnoj-i-legkoj-promy shlennosti&catid=28&Itemid=517&lang=ru (дата обращения: 16.03.2017).

11. Ивановский текстильно-промышленный кластер представят в Москве. Иа regnum. [Электронный ресурс]. URL: http://regnum.ru/news/economy/2064386.html (дата обращения: 16.03.2017).

12. Ооо лирсот. [Электронный ресурс]. URL: http://www.advtech.ru/lirsot/index.htm (дата обращения: 16.03.2017).

13. Уровень «серого» импорта и нелегально произведенной продукции в легкой промышленности подрывает отечественную индустрию. Журнал «Крылья Родины». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kr-media.ru/news/aviatsiya-i-vlast/uroven-serogo-importa-i-nelegalno-proizvedennoy-produktsii-v-legkoy-promyshlennosti-podryvaet-oteche/ (дата обращения: 18.03.2017).

14. Постановление Правительства РФ от 12.01.2017 N 2 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям легкой промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в 2013 - 2017 годах на цели реализации проектов по увеличению объемов производства продукции, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211093/; http:// frprf.ru/gospodderzhka/podderzhka-lyegkoy-promyshlennosti/ (дата обращения: 18.03.2017).

15. Программа поддержки легкой промышленности на 2016 год. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ntLIzwWx5IiKngAEei wM9YxkNTe7W8Db.pdf (дата обращения: 18.03.2017).

16. Ключевые проблемы развития легкой промышленности в России и способы их преодоления. / аналит. отчет / отв. ред. сер. В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, 2013. - 343 c.

17. Иткинд А.Н., Смоляков А.С., Айсина Ф.Ш. Современные проблемы и особенности развития легкой и текстильной промышленности в России. Интернет-журнал Науковедение. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-problemy-i-osobennosti-razvitiya-legkoy-i-tekstilnoy-promyshlennosti-v-rossii (дата обращения: 18.03.2017).

18. Алехина О.Ю. Проблемы и перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации. Научная библиотека открытого доступа «киберленинка». [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-legkoy-promyshlennosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 18.03.2017).

19. Щербина М.В. Определение уровня конкуренции на товарных рынках Российской Федерации: отраслевой анализ. Научная библиотека открытого доступа «киберленинка». [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-urovnya-konkurentsii-na-tovarnyh-rynkah-rossiyskoy-federatsii-otraslevoy-analiz (дата обращения: 19.03.2017).

20. Комплексный проект отраслевого развития был обсужден на прошедшей неделе Легкой промышленности. Союзлегкая промышленность - новости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/publikatsii/2689-kompleksnyj-proekt-otraslevogo-razvitiya-byl-obsuzhden-na-proshedshej-nedele-legproma.html (дата обращения: 19.03.2017).

21. Хайруллина М.В., Горевая Е.С. Управление инновациями: организационно-экономические и маркетинговые аспекты. / Монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - 307 c.

22. Релиз по итогам недели легкой промышленности 2017. Российская неделя текстильной и легкой промышленности. Российская неделя текстильной и легкой промышленности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.legpromforum.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=850&Itemid=513&lang=ru (дата обращения: 19.03.2017).

23. Маркив А. Инновационная стратегия развития предприятий текстильной промышленности России. Научные труды ИЭАУ. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ieay.ru/nauka-v-ieau/nauchnye-trudy-ieau/innovacionnoe-razvitie-ekonomiki-

rossii-novyj-etap/innovacionnaya-strategiya-razvitiya-predpriyatij-tekstilnoj-promyshlennosti-rossii/ (дата обращения: 19.03.2017).

24. На «Вологодском текстиле» планируется создать исследовательский центр по разработке новых тканей. Союз легкая промышленность - новости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/novosti/novosti-kompaniy/2728-na-vologodskom-tekstile-planiruetsya-sozdat-issledovatelskij-tsentr-po-razrabotke-novykh-tkanej.html (дата обращения: 19.03.2017).

25. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и ЕВРОСТАТА. Организация экономического сотрудничества и развития Статистическое бюро европейских сообществ. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.hse.ru/data/2011/09/05/1267119067/oslo_ru.pdf.

26. Козырь Н.С., Козенко В.В. Повышение конкурентоспособности российских компаний посредством интернет - коммерции в рамках ВЭД // Современные технологии управления. - 2015. - № 5. - c. 25-31.

27. Старкова Н.О. Оценка организационного развития малого предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2(55). - c. 905-909.

28. Инновационный текстиль: актуальные российские разработки в области легкой промышленности. Международный промышленный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://promvest.info (дата обращения: 19.03.2017).

29. Технологическая платформа «Текстильная и легкая промышленность». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kstu.ru/article.jsp?id_e=38690 (дата обращения: 19.03.2017).

30. Минпромторг. Легкая промышленность. Показатели. [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/legprom/#collapseOne (дата обращения: 18.03.2017).

31. Зарецкий А., Иванова Т. Промышленные технологии и инновации. / Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2014. - 480 c.

32. Легкая промышленность России. [Электронный ресурс]. URL: http://biofile.ru/ geo/14175.html (дата обращения: 18.03.2017).

REFERENCES:

Klyuchevye problemy razvitiya legkoy promyshlennosti v Rossii i sposoby ikh preodoleniya [Key development problems of Russian light industry and the ways to overcome them] (2013). M.. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Danilina V.N., Kotelnikova Z.V., Nazarbaeva E.A. (2014). Tekuschee sostoyanie i perspektivy razvitiya legkoy promyshlennosti v Rossii [Current state and prospects for the development of light industry in Russia] Problems of development of economy and society. 333. (in Russian).

Khayrullina M.V., Gorevaya E.S. (2015). Upravlenie innovatsiyami: organizatsionno-ekonomicheskie i marketingovye aspekty [Innovation management: organizational, economic and marketing aspects] Novosibirsk: Izd-vo NGTU. (in Russian).

Kozyr N.S., Kozenko V.V. (2015). Povyshenie konkurentosposobnosti rossiyskikh kompaniy posredstvom internet - kommertsii v ramkakh VED [Increasing the competitiveness of Russian companies through Internet commerce within the framework of foreign economic activity]. Sovremennye tekhnologii upravleniya. (5). 25-31. (in Russian).

Shishkina N.I. «Vtoroe rozhdenie» legkoy promyshlennosti ["The second birth" of light industry]. Tsentr Sulakshina. (in Russian).

Starkova N.O. (2015). Otsenka organizatsionnogo razvitiya malogo predpriyatiya [Assessment of organizational development of small enterprises]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2(55)). 905-909. (in Russian).

Zaretskiy A., Ivanova T. (2014). Promyshlennye tekhnologii i innovatsii [Industrial technologies and innovations] SPb: Piter. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.