Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / цифровое сельское хозяйство / аграрное право / продовольственная безопасность / сельские территории / agro-industrial complex / digital agriculture / agricultural law / food security / agricultural region

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Васильевна Осипова

Рассмотрены основные правовые, социальные и экономические проблемы агропромышленного комплекса Российской Федерации. Анализируется нормативно-правовая база сельскохозяйственной отрасли, исследуется использование цифровых технологий в агропромышленном комплексе, влияние агропромышленных кластеров на развитие сельского хозяйства, государственно-частное партнерство. Предложена классификация выявленных проблем и перспектив их устранения, учитывающая существующие результаты в сфере сельскохозяйственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наталья Васильевна Осипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF AGRICULTURAL LEGAL RELATIONS AND TRENDS IN THE FORMATION OF THE FOOD POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The main legal, social and economic problems of the agro-industrial complex of the Russian Federation are considered. A positive change in the economy and an improvement in the welfare of the population without modern agricultural development is unacceptable. The regulatory and legal framework of the agricultural industry is analyzed, the use of digital technologies in the agroindustrial complex, the influence of agro-industrial clusters on the development of agriculture, and public-private partnerships are investigated. A classification of the identified problems and the prospects for their elimination is proposed, taking into account the existing results in the field of agricultural development.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 349.42 DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-122-129

ББК 67.407 © Н.В. Осипова, 2021

Научная специальность 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наталья Васильевна Осипова, младший научный сотрудник

Институт аграрной экономики и развития сельских территорий СПб ФИЦ РАН (196608, Санкт-Петербург, Пушкин, ш. Подбельского, д. 7) E-mail: nataly.o696@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены основные правовые, социальные и экономические проблемы агропромышленного комплекса Российской Федерации. Анализируется нормативно-правовая база сельскохозяйственной отрасли, исследуется использование цифровых технологий в агропромышленном комплексе, влияние агропромышленных кластеров на развитие сельского хозяйства, государственно-частное партнерство. Предложена классификация выявленных проблем и перспектив их устранения, учитывающая существующие результаты в сфере сельскохозяйственного развития.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, цифровое сельское хозяйство, аграрное право, продовольственная безопасность, сельские территории.

ANALYSIS OF AGRICULTURAL LEGAL RELATIONS AND TRENDS IN THE FORMATION OF THE FOOD POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Natalia V. Osipova, Junior Researcher

Institute of Agrarian Economy and Rural Development of St. Petersburg Federal University of the Russian Academy of Sciences (196608, St. Petersburg, Pushkin, sh. Podbel'skogo, d. 7) E-mail: nataly.o696@yandex.ru

Abstract. The main legal, social and economic problems of the agro-industrial complex of the Russian Federation are considered. A positive change in the economy and an improvement in the welfare of the population without modern agricultural development is unacceptable. The regulatory and legal framework of the agricultural industry is analyzed, the use of digital technologies in the agro-industrial complex, the influence of agro-industrial clusters on the development of agriculture, and public-private partnerships are investigated. A classification of the identified problems and the prospects for their elimination is proposed, taking into account the existing results in the field of agricultural development.

Keywords: agro-industrial complex, digital agriculture, agricultural law, food security, agricultural region.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Осипова Н.В. Анализ аграрных правоотношений и тенденции формирования продовольственной политики Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(3): 122—129.

Введение

Агропромышленный комплекс в Российской Федерации занимает особое место в государственной, экономической и социальной политике. От уровня развития сельского хозяйства в целом, а также перерабатывающей и пищевой промышленности, сельскохозяйственной логистики, социального развития сельских территорий машиностроения зависят показатели продовольственной безопасности страны. Данные основополагающие факторы определяют актуальность и важность развития агропромышленного комплекса России.

В российском законодательстве единство экономического пространства, создание устойчивого социально-экономического роста населения страны, социальная, политическая и экономическая солидарность

входят в состав фундаментальных и значимых прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Согласно Федеральному Закону «О развитии сельского хозяйства»1 реализация государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства определяется как принцип правового регулирования аграрных отношений.

С 2020 г. в п. д ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации2 указано, что сельское хозяйство находится в совместном ведении Российской Феде-

1 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N° 264-ФЗ (ред. от 15 октября 2020 г.) «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета. 2007, 11 янв.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL://http://-www.pravo.gov.ru

рации и субъектов Российской Федерации. Благодаря нововведению, выстраивается единая система управления аграрной сферой, появляется возможность корректно и легитимно систематизировать и обновлять аграрное законодательство.

Анализ актуальных проблем в области агропромышленного комплекса

На протяжении последних лет происходит рост агропромышленного комплекса. Так, в период 20122017 гг. рост сельскохозяйственного производства увеличился на 14,8%, рост промышленного производства — 4,1%. В структуре ВВП доля сельскохозяйственного производства составляет 7% [8, с. 45]. Значимость сельского хозяйства в продовольственной безопасности, взаимодействие с другими отраслями народного хозяйства, безусловно, увеличивается. Поэтому для дальнейшего исследования, стоит изучить публикации ученых по вопросам улучшения агропромышленного комплекса.

В статье [7, с. 219-225] отмечается важность организационно-экономического механизма в развитии семеноводства в Российской Федерации. Проанализированы нормативно-правовые акты в области семеноводства, а также целевые программы, влияющие на развитие семеноводства на примере Ленинградской области и их результаты. Выявлены проблемы, которые препятствуют развитию семеноводства в РФ: недостаточность финансирования учреждений, несовершенный механизм распределения доходов, отсутствие четкого механизма управления. На примере Ленинградской области рассматривается предложенная структура организационного обеспечения семеноводства. Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу объединяет в себе Управление Россельхознадзора, ФГБУ «Россельхозцентр», ФГБУ «Госсорткомис-сия», ФГБНУ — научное обеспечение селекции и семеноводства.

На примере Республики Башкортостан [9, с. 5055] анализируется деятельность малого предпринимательства в аграрном секторе, его настоящее состояние и перспективы последующего развития. Произведены расчеты расходов на поддержку малых предприятий, доли сельского малого предпринимательства в республике. Также предложена авторская позиция перспективы развития экономического потенциала малого бизнеса сельских территорий (соз-

дание агрополисов, кластерное развитие сельских территорий, реализация проектов государственно-частного партнерства).

Развитие агроэкополисов рассматривается в исследовании как способ улучшения экологической обстановки и развития агроландшафтов в России [10, с. 77-83]. В результате неразумной хозяйственной деятельности на территориях уже с особой экологической ситуацией приводит к необратимым изменениям природной среды, ухудшению качества почв, истощению природно-ресурсного потенциала. В публикации утверждается, что в России существуют территории, где сохранился потенциал ненарушенных и незагрязненных территорий, и на таких землях можно создать центры по производству экологически чистой продукции (Республика Алтай, Смоленская, Рязанская, Брянская область и др.). Для создания агроэкополисов необходимо осуществить ландшафтный и экологический подходы.

В публикации [12, с. 64-70] анализируется роль права в сельскохозяйственной отрасли, так как темпы развития аграрной экономики непосредственно зависят от правового воздействия на производство. Отсутствие унифицированного нормативно-правового акта не позволяет аграрной отрасли развиваться должным образом, а также не может трактоваться с позиции только гражданского или административного права. Аграрное право включает в себя другие отрасли права: конституционное, земельное, водное и т.д., поэтому объединение в один НПА, безусловно, необходимо. Поэтому предлагается комплексный подход к правовому обеспечению сельскохозяйственного производства путем легализации аграрных норм в единый НПА.

Роль государственно-частного партнерства

в области агропромышленного комплекса

До принятия в 2015 г. основного закона, который регулирует государственно-частное партнерство3 (далее — ФЗ № 224), каждый субъект Российской Федерации законодательно регулировал данное партнерство на муниципальном уровне. Например, Закон «О государственно-частном партнерстве в Новгород-

3 Федеральный Закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2015, 17 июля.

ской области»4 после вступления в силу ФЗ № 224 был отменен; областной законодатель посчитал, что актуальный федеральный закон отражает все аспекты партнерства, и данный институт не нуждается в муниципальном правовом регулировании.

Рассматривая стороны участия в государственно-частном партнерстве, следует обратить внимание на п. 2 ч. 2 ст. 5 ФЗ № 224 — бюджетные учреждения не имеют права быть частной и публичной стороной в партнерстве. В ч. 3 ст. 298 Гражданского Кодекса РФ уточняются права учреждения на распоряжение имуществом5. Следовательно, бюджетное учреждение может осуществлять ту деятельность, ради которой оно было создано для получения дохода с помощью имеющегося у него имущества.

Стоит отметить, что до федерального правого регулирования государственно-частное партнерство активно использовалось — в 2014 г. уже развивался 131 проект по всей России по всем отраслям экономики. Табл. 1 отображает рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства в 2014 г. Лидером являлся Санкт-Петербург. Северо-Западный федеральный округ реализовывал на тот момент 15 проектов. Санкт-Петербург с 2006 г. имеет

Табл. 1. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства в 2014 г.6

Место Регион Процент, %

1 Санкт-Петербург 73,9

2 Республика Татарстан 70,6

3 Новосибирская область 65,5

4 Свердловская область 63,9

5 Нижегородская область 62,3

Табл. 2. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2019 г.7

Место Регион Процент, %

1 Самарская область 98,7

2 г. Москва 98,6

3 Московская область 98,6

4 Нижегородская область 96,9

5 Пермский край 95,8

нормативно-правовую базу в сфере государственно-частного партнерства, поэтому механизмы взаимодействия между государством и бизнесом реализовыва-лись более удачно.

Табл. 2 отображает рейтинг регионов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства в 2019 г. Спустя пять лет рейтинг кардинальным образом изменился. Высокий процент развития у Самарской области. В основном, в регионе актуальны проекты государственно-частного партнерства в области здравоохранения (18 проектов), жилищно-коммунального хозяйства (17 проектов), социального обеспечения, туризма (18 проектов). Проекты в области сельского хозяйства и промышленности также имеют место во взаимодействии государства и бизнеса — два проекта.

После принятия ФЗ № 224 большинство субъектов Российской Федерации провели реформу муниципальной законодательной базы, кроме Санкт-Петербурга. Это стоит связывать с тем, что Санкт-Петербург — город федерального значения и первый регион, создавший специальную нормативно-правовую базу государственно-частного партнерства, которая учитывает климатические, экономические, социальные аспекты города, тем самым выстроив свою последовательность взаимодействия участников партнерства.

Принятие ФЗ № 224 в 2015 г. способствовало отмене муниципального законодательства. Данное изменение, определенно, положительно сказывается на законодательной базе, так как одну область действия регулирует один правовой акт, а не множество различных. Таким образом, законодатель выделил государственно-частное партнерство как институт федерального уровня, имеющий важное значение как для государства, так и для частных партнеров. Сравнив таблицы 1 и 2, стоит отметить — благодаря установлению федерального законодательства, другие регионы стали иметь большую возможность реализации проектов через государственно-частное партнерство.

4 Закон Новгородской области от 5 мая 2011 г. № 973-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Новгородской области» (утратил силу) // Новгородские ведомости. 2011, 14 мая.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // Российская газета. 1994, 8 дек.

6 Развитие ГЧП в регионах России // URL://https://www.rshb.ru/do-wnload-file/127882/AGROkredit4-16.pdf

7 Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2019 г. // URL://https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa54 4aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf

Анализ подходов к решению проблем аграрного права в российской правовой системе

На данный момент вопрос правовой природы аграрного права является дискуссионным. Традиционно — аграрное право считается комплексной отраслью, так как включает гражданское, земельное, корпоративное, административное право и не имеет кодифицированного нормативно-правового акта [1, с. 120].

Например, в исследовании [5, с. 331-337] приводятся положительные критерии, которые позволят считать аграрное право самостоятельной отраслью права. Данный подход является современным, так как аграрное право имеет свой предмет, метод, источники и принципы. Несомненно, установление аграрного права в качестве самостоятельной отрасли во многом зависит от наличия или отсутствия государственной воли по организации систематизированного правового регулирования аграрных отношений. Также, в пример можно привести такие государства, как Соединенные Штаты Америки, Франция, где аграрное право является полной самостоятельной отраслью.

Из-за комплексного характера возникает проблема многообразия нормативно-правовых актов в сельскохозяйственной отрасли. На данный момент в РФ существует несколько основных законов в аграрной отрасли: ФЗ № 264 «О развитии сельского хозяйства», ФЗ № 108 «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи», ФЗ № 193 «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

В пользу установления аграрного права самостоятельной отраслью, важно отметить специфику аграрных отношений: сезонность, зависимость от климатических условий, масштабность объемов производимой продукции [6, с. 53].

Важность и фундаментальность данных отношений предполагает определенную структурированность и системность. Принятие Аграрного кодекса поможет объединить разные виды отношений (гражданские, земельные, финансовые) в один нормативно-правовой акт. Предлагается деление аграрных институтов на части: общую (предмет, система, источники аграрного права; государственное регулирование; правовой статус сельскохозяйственных товаропроизводителей), особенную (договорные инсти-

туты (агролизинг, агрострахование, агрокредитова-ние), трудовые отношения, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения), специальную (сравнительное изучение законодательств разных стран). В ходе исследования было установлено, что комплексность аграрной отрасли в современном мире представляет собой явную самостоятельность [3, с. 43]. Например, экологическое, предпринимательское право, не смотря на свою комплексность, рассматривают как самостоятельные отрасли права.

Подводя итог необходимо резюмировать, что разработка и последующее развитие Аграрного кодекса Российской Федерации улучшит качество применения земельных, корпоративных, экономических норм. Введение такого нормативного акта позволит устранить законодательное многообразие, а также обеспечит возможность устойчивого развития и регулирования отношений между государством, сельскохозяйственными производителями, потребителями, тем самым, позволит аграрному праву стать самостоятельной отраслью.

Классификация актуальных проблем агропромышленного комплекса в Российской Федерации

По результатам выполненного аналитического обзора публикаций последних лет была предложена классификация выявленных проблем агропромышленного комплекса и сельскохозяйственных правоотношений в Российской Федерации и перспективы его развития. Далее рассмотрим ее более подробно.

На рис. 1 рассмотрены актуальные проблемы агропромышленного комплекса в Российской Федерации, их можно сгруппировать по нескольким типам: 1) социальные; 2) экономические; 3) правовые. В основном, механизмы решения актуальных вопросов в сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации являются схожими и взаимосвязанными, так как направлены на улучшения агропроизводства, взаимодействия сельского хозяйства с другими экономическими и социальными отраслями и т.д.

Существует основная правовая сложность в последующем развитии агропромышленного комплекса — многообразие нормативно-правовых актов и отсутствие единого мнения по вопросу правовой природы аграрного права (комплексная или самостоятельная отрасль). Самостоятельность аграрной отрасли права будет иметь влияние на степень госу-

С Социальные

• недостаточное социальное развитие деревень и сел; • недостаточность эффективного природопользования на территории, нарушение и деградация природной среды.

С л Правовые V

• разная структура органов государственной власти субъектов Российской Федерации; • отсутствие единообразия между федеральным и муниципальным законодательством; • многообразие нормативно-правовых актов в аграрной отрасли; • отсутствие единого мнения по вопросу правовой природы аграрного права (комплексная или самостоятельная отрасль).

г > Экономические Ч у

• отсутствие должного взаимодействия образования, науки и производства в агропромышленном комплексе; • неразвитость аграрных рынков, искусственное регулирование цен на продукцию; • не в полной мере осуществление задач стратегий и программ развития сельскохозяйственной отрасли; • недостаточная цифровизация сферы агропромышленного комплекса.

Рис. 1. Актуальные группы проблем агропромышленного комплекса РФ

дарственного финансирования агропромышленного комплекса, удобство пользования нормативно-правовой базой сельскохозяйственных правоотношений.

Для устранения нерационального использования природных ресурсов и ухудшения экологических качеств территорий, несомненно, стоит рассмотреть возможность созданий агроэкополисов. Их деятельность направлена на создание экологически чистой сельскохозяйственной продукции и рациональное потребление природных ресурсов за счет использования инновационных технологий энергообеспечения, жизнеобеспечения, переработки отходов. Так как главным требованием обеспечения комфортной и достойной жизни человека является гарантированность и защита всего его экологических прав [11, с. 396], то создание таких агрополисов позволит не только осуществлять экологическую и сельскохозяйственную деятельность, но также удовлетворять социальные и трудовые потребности населения.

В России существует положительный пример создания агропромышленного кластера. Он находится в Ульяновской области, созданный в 2009 г. Создание и деятельность агрополиса направлено на внедрение инновационных технологий путем формирования

высокорентабельных агропромышленных кластеров, совершенствование социально-экономической модели развития Российской Федерации, а также решения экологически важных проблем.

На официальном сайте агрокластера указывается положительное влияние инновационных технологий на развитие, к примеру, свиноводческого комплекса. На базе агроэкополиса был создан роторный измель-читель-дисператор кавитационно-диссипационного действия. По итогу испытаний было выявлено, что кормление свиней с использованием данного аппарата помогло снизить затраты на 20%8.

Также в Республике Башкортостан проведены исследования, где были установлены параметры и показатели эффективности функционирования агрополиса на сельских территориях. Тем самым, отмечая особую важность малого предпринимательства в создании и развитии агрополиса. К малому производству в агрополисе можно отнести: пошив одежды, выпечка хлебобулочных изделий, личное подсобное хозяйство, оказание услуг в различных областях. Так, показатели годового объема производства малых предприятий сельских территорий с 42 тыс. увеличатся до 490 тыс.; показатели численности субъектов малого предпринимательства с 103 увеличатся до 1200; показатели доли занятых на сельских малых предприятиях увеличатся с 35 до 80 [2, с. 79]. Оказание услуг действующими предприятиями агрополиса, а также производство товаров позволит снизить убывание денежных средств из сельской местности. Для устойчивого развития малого бизнеса важно понимание потребности рынка — как и за счет чего можно удовлетворить потребности жителей.

Взаимодействие производства в агропромышленном комплексе, науки и образования позволит реали-зовывать научно-техническое развитие, подготавливать квалифицированных специалистов. Для этого необходимо создавать определенные площадки (инновационные бизнес-инкубаторы, агропромышленные парки), где будет происходить обмен опытом, обсуждение существующих проблем со стороны науки, образования и агропроизводства, также разработка различных способов их решения. Благодаря улучшению инфраструктуры на малых землях, достойным заработным платам молодые специалисты

8 Инновации в кормлении свиней // URL://http://agro-polis.-ru/svinovodcheskij-kompleks

будут заинтересованы в осуществлении профессиональной деятельности.

Сотрудничество агропромышленных компаний со смежными отраслями, к примеру, биотехнология, сельскохозяйственное машиностроение, создание удобрений, позволит совместно выходить на международный и российский рынок, а также участвовать в создании инновационной продукции для сельского хозяйства.

Проблема отсутствия единообразия федерального и муниципального законодательства в РФ решилось частично в 2020 г. — сельское хозяйство находится в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации. Такое нововведение говорит об улучшении структурированности государственного управления в области аграрных правоотношений, оказание системного влияния на достижение поставленных целей в области государственной аграрной политики, возможности федеральных органов власти и субъектов РФ легитимно вносить изменения и обновлять аграрное законодательство, что, несомненно, является положительным фактором.

Использование цифровых технологий в АПК является современной тенденцией развития сельского хозяйства в России. Государством в 2019 г. был принят ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»9. Проект подразумевает создание центральной информационно-аналитической системы сельского хозяйства, разработку интеллектуальной системы для упрощения процесса получения государственных субсидий, кредитов, страхования.

В 2015 г. затраты на использование цифровых технологий в АПК составили 4 млрд руб., т.е. 0,34% общей доли цифровых инвестиций. В 2017 г. цифры изменились — 0,85 млрд руб., т.е. 0,2% [4, с. 55]. На основании данной статистики можно резюмировать о недостаточной цифровизации аграрного комплекса. Тем самым указывая на возможность развития и улучшения этой сферы в АПК.

Применение цифровых технологий отражается в практической деятельности. Например, в Ульяновской области начали использование беспилотных авиационных систем. Благодаря этому создаются электронные карты местностей, мониторинг состояния посевов, оценка всхожести и т.д. [13, с. 4]. Такие нововведения в будущем, безусловно, улучшат уровень агропромышленного производства, а также повысят скорость решения возникающих задач.

Неполное осуществление задач стратегий и программ развития сельскохозяйственной отрасли происходит из-за установления таких программ с большим объемом задач на недолгий срок — пять лет. К примеру, государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» установлена на пятилетний срок — с 2020 по 2025 гг. Благодаря ей в Северо-Западном Федеральном округе были реализованы вопросы газификации, водоснабжения сельских территорий, производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции10. Так как в программе установлено большое количество оперативных задач и охвачен весь спектр развития сельскохозяйственных территорий, пяти лет для их реализации будет недостаточно. Поэтому имеется предложение продлить данную программу до 2030 г. Она является важной, потому что направлена на сохранение сельского населения и поднятие уровня его жизни11.

Безусловно, государство прилагает финансовые и правовые усилия для развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, что положительно будет отражаться на последующем улучшении качества государственных программ. Например, в 2020 г. Правительство внесло изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия12. В Постановлении утверждается сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий в рамках Государственной программы.

Заключение

Основной целью данного исследования является анализ актуальных проблем в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве в целом, а также со-

9 Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2019 г. № 98 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717» // СЗ РФ. 2019. № 7 (ч. I, II). Ст. 631.

10 Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 23. Ст. 2953.

11 Селу добавят комфорта // URL://https://rg.ru/2020/12/29/reg-szfo/regiony-severo-zapada-poprosili-prodlit-programmy-po-raz-vitiiu-sela.html

12 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2469 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // URL://http://pravo.gov.ru

Табл. 3. Проблемы агропромышленного комплекса и сельскохозяйственных правоотношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Российской Федерации: перспективы развития

Выявленные проблемы Механизмы решения

• недостаточность эффективного природопользования на территории, нарушение и деградация природной среды; • недостаточное социальное развитие деревень и сел • вариант развития агроэкополисов, позволяющих вести «зеленое» сельское хозяйство, а также улучшать инфраструктуру жизнеобеспечения населения; • развитие программ по привлечению молодых специалистов на малые земли и совершенствование сельской инфраструктуры

отсутствие должного взаимодействия образования, науки и производства в агропромышленном комплексе • создание инновационных центров с бизнес-инкубаторами; • соучастие блока образовательно-исследовательского с агропромышленными парками

• многообразие нормативно-правовых актов в аграрной отрасли; • отсутствие единого мнения по вопросу правовой природы аграрного права (комплексная или самостоятельная отрасль) принятие унифицированного нормативно-правового акта в аграрной отрасли (Аграрный кодекс Российской Федерации)

несоответствие объема предполагаемых работ по государственным программам и стратегиям с установленным сроком их действия установление меньшего объема задач государственной программы и срока действия соответственно, либо установление существующего объема задач на более длительный срок

• неразвитость аграрных рынков, искусственное регулирование цен на продукцию; • недостаточная цифровизация отечественного сельского хозяйства • объединение крупных компаний агропромышленного комплекса со смежными отраслями (биотехнологии, аграрное машиностроение); • развитие сельскохозяйственной кредитной политики и менеджмента

• разная структура органов государственной власти субъектов Российской Федерации; • отсутствие единообразия между федеральным и муниципальным законодательством • определить общую структуру деления органов государственной власти в одном федеральном округе; • активное сотрудничество органов власти по обновлению, совершенствованию и внесению поправок в законодательство (федеральное и муниципальное)

временные тенденции формирования аграрно-продо-вольственной политики Российской Федерации. Сельское хозяйство представляет собой основную составляющую национальной безопасности государства — продовольственную. Конституция Российской Федерации, непосредственно, определяет ценность социальной, политической и экономической солидарности, а также социально-экономический рост населения государства. Тем самым, указывая на большое значение сельского хозяйства на национальном и международном уровне.

Одновременно с активным становлением института аграрных правоотношений возникают вопросы, требующие своевременного решения: минимальная интеграция науки, образования и производства; снижение уровня инвестирования; отсутствие четкого разделения органов государственной власти в области регулирования агропромышленным комплексом;

недостаточность развития малых территорий; нарушение и деградация природной среды; многообразие нормативно-правовых актов; низкий уровень использования инноваций и цифровых технологий. Даже постепенная и последовательная реализация описанных направлений будет способствовать значительному улучшению качества сельскохозяйственного производства, повышая уровень импортоза-мещения и обеспечения доступными продовольственными продуктами население страны.

Изучение существующей обстановки в агропромышленном комплексе указывает на потребность изменения агропродовольственной политики РФ, создания механизма выстраивания эффективных способов регулирования государством социальной, экономической и политической сфер, тем самым улучшая качество сельскохозяйственного производства и повышая конкурентоспособность агропроизводителей.

Литература

1. Аграрное право / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. М.: Эксмо, 2008.

2. Авакумова Г.В. Агрополис как комплексная система развития предпринимательских структур на сельских территориях // Агропродовольственная политика России. 2017. № 7 (67). С. 75-80.

3. Акманов С. С. Аграрное право в российской правовой системе: состояние, динамика и перспективы // Сибирский юридический вестник. 2011. № 3 (54). С. 41-48.

4. Архипов А.Г., Косогор С.Н., Моторин О.А. Цифровая трансформация сельского хозяйства России. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019.

5. Воронина Н.П. Аграрное право: современные тренды // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1. С. 331-337.

6. ВоронинБ.А., Ханнанов Р.А., Хананова Т.Р. Современные проблемы правового регулирования аграрных отношений // Аграрный вестник Урала. 2012. № 10. С. 52-56.

7. Дуняшева Е.Д. Совершенствование организационно-экономического механизма развития семеноводства // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2017. № 2 (47). С. 219-225.

8. Иванова В.Н., Серегин С.Н. Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года // Пищевая промышленность. 2018. № 8. С. 44-48.

9. КислицкийМ.М., Краснов А.А. Оценка и перспективы развития экономического потенциала малого предпринимательства сельских территорий // Агропродовольственная политика России. 2015. № 11 (47). С. 50-55.

10. Кочуров Б.И., ЛобковскийВ.А., Ивашкина И.В., Грунтович Т.А. Агроэкополисы — новые структуры экологически сбалансированного и безопасного развития агроландшафтов // Экология урбанизированных территорий. 2018. № 1. С. 77-83.

11. Осипова Н.В., Оль Е.М. Проблемы обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду // Роль молодых ученых в решении актуальных задач АПК. СПб.: СПбГАУ, 2019. С. 369-371.

12. Ханнанов Р.А. Правовое обеспечение эффективности сельскохозяйственного производства — как института аграрного права // Аграрное и земельное право. 2006. № 2. С. 64-70.

13. Яшина М.Л., Солнцева О.В. Научно-образовательный кластер АПК как базис информационно-аналитической платформы цифрового сельского хозяйства в регионе // Развитие АПК в условиях цифровой экономики. 2019. С. 3-6.

References

1. Agrarnoye pravo / Pod red. S.A. Bogolyubova, E.L. Mininoy. M.: Eksmo, 2008.

2. Avakumova G. V. Agropolis kak kompleksnaya sistema razvitiya predprinimatel'skikh struktur na sel'skikh territoriyakh // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii.

2017. № 7 (67). S. 75-80.

3. Akmanov S.S. Agrarnoye pravo v rossiyskoy pra-vovoy sisteme: sostoyaniye, dinamika i perspektivy // Sibir-skiy yuridicheskiy vestnik. 2011. № 3 (54). S. 41-48.

4. ArkhipovA.G., KosogorS.N., Motorin O.A. Tsif-rovaya transformatsiya sel'skogo khozyaystva Rossii. M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2019.

5. Voronina N.P. Agrarnoye pravo: sovremennyye trendy // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2020. № 1. S. 331-337.

6. Voronin B.A., Khannanov R.A., Khananova T.R. Sovremennyye problemy pravovogo regulirovaniya agrar-nykh otnosheniy // Agrarnyy vestnik Urala. 2012. № 10. S. 52-56.

7. Dunyasheva E.D. Sovershenstvovaniye organizat-sionno-ekonomicheskogo mekhanizma razvitiya semenovod-stva // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. № 2 (47). S. 219-225.

8. Ivanova V.N., Seregin S.N. Novyye oriyentiry razvitiya APK Rossii na period do 2030 goda // Pishchevaya promyshlennost'. 2018. № 8. S. 44-48.

9. Kislitskiy M.M., Krasnov A.A. Otsenka i perspektivy razvitiya ekonomicheskogo potentsiala malogo predprini-matel'stva sel'skikh territoriy // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2015. № 11 (47). S. 50-55.

10. Kochurov B.I., Lobkovskiy V.A., Ivashkina I.V., Gruntovich T.A. Agroekopolisy — novyye struktury eko-logicheski sbalansirovannogo i bezopasnogo razvitiya ag-rolandshaftov // Ekologiya urbanizirovannykh territoriy.

2018. № 1. S. 77-83.

11. Osipova N. V., Ol' E.M. Problemy obespecheniya prava cheloveka na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu // Rol' molodykh uchenykh v reshenii aktual'nykh zadach APK. SPb.: SPbGAU, 2019. S. 369-371.

12. KhannanovR.A. Pravovoye obespecheniye effek-tivnosti sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva — kak in-stituta agrarnogo prava // Agrarnoye i zemel'noye pravo. 2006. № 2. S. 64-70.

13. Yashina M.L., Solntseva O.V. Nauchno-obrazo-vatel'nyy klaster APK kak bazis informatsionno-analitic-heskoy platformy tsifrovogo sel'skogo khozyaystva v regione // Razvitiye APK v usloviyakh tsifrovoy ekono-miki. 2019. S. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.