Научная статья на тему 'Текущее состояние и Актуальные потребности правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации'

Текущее состояние и Актуальные потребности правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURE / NORMATIVE-LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсеева Алла Вячеславовна

Показаны состояние и основные проблемы законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса в Российской Федерации. Обозначены направления развития правового регулирования аграрных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current State and Urgent Needs of the Legal Regulation of the Agro-Industrial Complex in the Russian Federation

The state and the basic problems of the legislative provision of the agroindustrial complex in the Russian Federation are revealed. Lines of development of the legal regulation of agrarian relations are marked.

Текст научной работы на тему «Текущее состояние и Актуальные потребности правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации»

Библиографический список

1. Тургелъ ИД. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. Екатеринбург, 2010.

2. В правительстве решают судьбу моногородов: не все останутся на карте России. URL: http://www.newsru.com/fmance/29sep2009/monogoroda.html (дата обращения: 30.11.2010).

3. Шишкунова Е. Удвоение моногородов // Известия RU. 2010. 15 нояб. URL: http:// www.izvestia.ru/economic/article3148324/index.html (дата обращения: 30.11.2010).

4. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации: учеб. пособие для вузов. М., 1999.

5. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни / пер. В.Г. Николаевой // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология: реферат. журнал. 1997. № 3.

6. КурушинВ.И. Концептуализация социального развития в современной социологии // Вестник ПАГС. 2004. № 7.

7. Николаенко Д.В. О долговременных последствиях политики и угрозах безопасности // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2004. № 19/20.

A.V. Yevseeva

Current State and Urgent Needs of the Legal Regulation of the Agro-Industrial Complex in the Russian Federation

The state and the basic problems of the legislative provision of the agroindustrial complex in the Russian Federation are revealed. Lines of development of the legal regulation of agrarian relations are marked.

Key words and word-combinations: agro-industrial complex, agriculture, normative-legal act.

Показаны состояние и основные проблемы законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса в Российской Федерации. Обозначены направления развития правового регулирования аграрных отношений.

Ключевые слова и словосочетания: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, нормативно-правовой акт.

УДК 334 ББК 65.291.212.1

А.В. Евсеева

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

И АКТУАЛЬНЫЕ

ПОТРЕБНОСТИ

ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

А -

/агропромышленный комплекс - это сложное социально-экономическое явление, требующее регулярного научного осмысления.

Термин «агропромышленный комплекс» прочно вошел в законодательство Российской Федерации, научную экономическую, социологическую и правовую литературу, социально-экономическую практику. Один из инициированных главой государства при-

оритетных национальных проектов получил название «Развитие агропромышленного комплекса». Реализация его положений позитивно сказалась на развитии сельского хозяйства России, способствуя выходу из экономического кризиса [1, с. 9]. Ряд ученых утверждает, что агропромышленный комплекс сегодня существует в России как сложившаяся социально-экономическая категория. Ими признается, что АПК является отдельным объектом государственного управления, для чего сформирована и действует самостоятельная отраслевая система. Российские юристы, специализирующиеся в области правового регулирования агропромышленного комплекса, отмечают наличие целого массива нормативных актов, в которых используется данное ключевое понятие.

Системообразующим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в агропромышленной сфере, является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [2]. Его проект разрабатывался и перерабатывался в течение нескольких лет, что было связано с отсутствием четкой первоначальной концепции. Специалистами отмечены попытки, с одной стороны, включить в закон обобщенные предписания, касающиеся глобальных тенденций развития сельского хозяйства, а с другой - зафиксировать конкретные обязательства государства по предоставлению определенных финансовых средств в качестве поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей [3].

Закон о развитии сельского хозяйства расширяет полномочия органов государственной власти в реализации мер государственной поддержки АПК. Об агропромышленном комплексе в упомянутом законе говорится лишь в связи с деятельностью органа, осуществляющего функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, то есть Министерства сельского хозяйства. При этом многие комментаторы закона в своих рассуждениях уделяют АПК значительное внимание [3; 4].

Положения об установлении особых условий для сельскохозяйственного производства, поставке сельскохозяйственной техники, кредитовании, помимо Закона «О развитии сельского хозяйства», закреплены другими федеральными нормативными правовыми актами, которые также можно отнести к аграрному законодательству [5-11]. Отсутствие систематизации в объемном законодательстве подталкивает к логичному выводу о необходимости принятия единого федерального закона, регулирующего весь комплекс аграрных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей [12, с. 16]. Таким актом может стать Аграрный кодекс Российской Федерации.

Существует и другая точка зрения - о нецелесообразности объединения в одном нормативно-правовом акте всех вопросов, имеющих отношение к сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу. Согласно такой логике отдельными федеральными законами узкие направления агропромышленного производства будут регламентироваться эффективнее, что подтверждает применение ряда федеральных законов [13-17].

Так, Закон «О зерне» направлен на полное удовлетворение потребностей страны в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства. До сих пор такое решение вопроса вызывает самые неоднозначные оценки как сторонниками рыночных преобразований, так и их политическими оппонентами.

Федеральный закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» определяет правовые основы осуществления государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, производимых в России и ввозимых в нее.

Федеральным законом «О семеноводстве» устанавливается правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведению сортового и семенного контроля. В соответствии с данным Законом устанавливаются задачи по организации семеноводства и меры его государственной поддержки; утверждаются категории семян в зависимости от этапа воспроизводства, оборотоспособность партий семян. В целях повышения эффективности деятельности по семеноводству определяются также и особые требования к проверке качества семян, проведению мероприятий лабораторного и иных видов контроля.

Федеральный закон «О племенном животноводстве» регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции во всех отраслях животноводства.

Закон «О ветеринарии» дает определение ветеринарии как области научных знаний и практической деятельности, направленной на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Закон не относится к нормативным актам, направленным исключительно на регулирование аграрных отношений, но его роль для российского животноводства велика.

Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусматриваются соответствующие меры посредством установления стандартов и правил пользования, возложения обязанностей на собственников земель в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами.

Поскольку современная Россия является федеральным государством, правое регулирование агропромышленной сферы осуществляется и на уровне субъектов Федерации. Сегодня можно выделить ряд направлений развития регионального законодательства в рассматриваемой области.

Во-первых, в субъектах РФ принимаются региональные целевые программы развития сельского хозяйства. Во-вторых, субъекты РФ издают законы, регламентирующие региональные агропромышленные комплексы. В них предусматриваются меры государственной поддержки АПК в целом или по от-

дельным видам деятельности, отраслям сельскохозяйственного производства. Региональными властями оказывается поддержка сельским товаропроизводителям или различным категориям сельских жителей. В-третьих, субъектами РФ принимаются законы о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями в сфере регулирования сельскохозяйственной деятельности. По нашему мнению, дальнейшее развитие тематического регионального законодательства будет продолжаться «вширь» и «вглубь».

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает земельное законодательство. Его состояние сегодня трудно назвать системным, а развитие идет непоследовательно и подчас противоречиво. Действующие нормы земельного законодательства не обеспечивают эффективного использования и сохранности земельных ресурсов, и прежде всего сельскохозяйственных угодий. В стране отсутствует единая, целостная, законодательно определенная система охраны сельскохозяйственных земель. Не сформирована система мониторинга за состоянием земель и ее нормативная база. Одной из основных и неотложных задач так и не завершенной земельной реформы сегодня является оформление хозяйствующими субъектами прав на землю.

Россия обладает десятью процентами всех сельхозугодий мира. Одновременно государство ежегодно несет огромные потери из-за ухудшения плодородия земель. С 1991 г. по настоящее время количество сельхозугодий с негативными проявлениями увеличились более чем на 38 млн га. В целом из-за неправильного использования земель страна несет огромные ежегодные потери в зерновом эквиваленте [18, с. 11].

В настоящее время Минсельхозом России разрабатывается ряд законопроектов, важнейшими из которых являются «Об основах развития биоэнергетики в Российской Федерации», «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Готовятся поправки в законы «О племенном животноводстве», «О семеноводстве», «О ветеринарии», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», суть которых заключается в упрощении процедуры включения сель-хозорганизаций в Программу финансового оздоровления.

Назрела острая необходимость в принятии закона «О корпоративных и агрохолдинговых формированиях в аграрном секторе», регламентирующим права и обязанности участников корпоративных структур, территориальных административных и отраслевых органов управления с учетом складывающихся для этого в сельском хозяйстве социально-экономических предпосылок. В силу своего динамичного развития институт агрохолдинга органично вписывается в систему аграрного права как комплексной отрасли, объективно функционирующей в правовой системе современной России [19, с. 20].

Специалисты указывают на ощутимую потребность в планировании развития агропромышленного комплекса страны. Такой закон, по их мнению, крайне необходим, поскольку без решения в нормативном порядке процедуры планирования деятельности интегрированных в АПК отраслей производства перспективное и оперативное программирование сельского хозяйства бессмысленно [20, с. 22-23].

Очевидно, что успех в аграрном секторе невозможен без достойного правового обеспечения развития сельского хозяйства. Подводя общий итог, необходимо отметить, что совершенствование аграрного законодательства в настоящее время является необходимым и обязательным условием воссоздания, а в дальнейшем и развития агропромышленного комплекса. Разработка аграрных законов (Аграрного кодекса РФ) - важнейшая задача современных ученых-эконо-мистов и юристов-аграрников.

Библиографический список

1. Козырь М.И. Законодательство об агропромышленном комплексе Российской Федерации нуждается в совершенствовании // Аграрное и земельное право. 2009. № 5.

2. О развитии сельского хозяйства: Федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ (с изм. от 11 июня, 23 июля, 3, 30 дек. 2008 г., 5 апр., 24 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 2007. № 1, ч. 1. Ст. 27.

3. АнисимовА.П., БакироваР.Т., РыженковА.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Гарант.

4. Галиновская Е.А. Комментарий к Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» (постатейный). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы Гарант.

5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федер. закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (с изм. от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 окт., 21 дек. 2004 г., 7 марта, 18 июля 2005 г., 5 февр. 2007 г., 13 мая, 3, 30 дек. 2008 г., 8 мая 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

6. О сельскохозяйственной кооперации: Федер. закон от 8 дек. 1995 г. № 193-ФЗ (с изм. от 7 марта 1997 г., 18 февр. 1999 г., 21 марта 2002 г., 10 янв., 11 июня 2003 г., 3 нояб., 18 дек. 2006 г., 26 июня 2007 г., 3 дек. 2008 г., 19 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

7. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федер. закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ (с изм. от 29 июня 2004 г., 13 мая, 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2787.

8. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: Федер. закон от 2 дек. 1994 г. № 53-ФЗ (с изм. от 10 янв. 2003 г., 2 февр. 2006 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.

9. О Всероссийской сельскохозяйственной переписи: Федер. закон от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3119.

10. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федер. закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (с изм. от 10 янв. 2003 г., 22 авг.

2004 г., 23 июля, 30 дек. 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

11. О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе: постановление Правительства РФ от 22 мая 2001 г. № 404 // СЗ РФ. 2001. № 22. Ст. 2248.

12. Быстров Г.Е. О публично-правовых началах в российском аграрном праве и совершенствовании аграрного законодательства России // Проблемы правового регулирования аграрных отношений и развития агропродовольственных рынков в Российской Федерации. М., 2006.

13. О зерне: Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4973-1 (с изм. от 21 дек. 1993 г., 2 дек. 1994 г., 10 янв. 2003 г., 2 февр., 16 марта 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 22. Ст. 799; СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1234.

14. О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки: Федер. закон от 5 дек. 1998 г. № 183-ФЗ (с изм. от 10 янв. 2003 г., 16 марта 2006 г., 8 нояб. 2007 г., 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 5970.

15. О семеноводстве: Федер. закон от 17 дек. 1997 г. № 149-ФЗ (с изм. от 10 янв. 2003 г., 9 мая

2005 г., 16 окт. 2006 г., 8 нояб. 2007 г., 30 дек. 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5715.

16. О племенном животноводстве: Федер. закон от 3 авг. 1995 г. № 123-ФЗ (с изм. от 10 янв. 2003 г., 9 мая 2005 г., 18 дек. 2006 г., 26 июня, 8 нояб. 2007 г., 14 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3199.

17. О ветеринарии: Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 (с изм. от 30 дек. 2001 г., 29 июня, 22 авг. 2004 г., 9 мая, 31 дек. 2005 г., 18, 30 дек. 2006 г., 21 июля 2007 г., 12 июня, 30 дек. 2008 г., 10 дек. 2010 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 857; СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 29.

18. Долгушкин Н.К. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации <^о-сударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2009. № 1.

19. Акманов С. С. Агрохолдинги в системе аграрных правоотношений российских сельхозтоваропроизводителей // Аграрное и земельное право. 2010. № 5.

20. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Теоретические проблемы совершенствования аграрного законодательства // Аграрное и земельное право. 2008. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.