Научная статья на тему 'Аналитическое сопровождение электоральной кампании Всеобщих выборов в Бразилии: политико-социологические принципы победы Жаира Болсонару'

Аналитическое сопровождение электоральной кампании Всеобщих выборов в Бразилии: политико-социологические принципы победы Жаира Болсонару Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
270
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / СТРАТЕГИЯ КАНДИДАТА / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ / АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / BRAZIL / POLITICAL SOCIOLOGY / DEMOGRAPHY / CANDIDATE'S STRATEGY / ELECTORAL CAMPAIGN / GENERAL ELECTIONS / ANALYTICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коновалов Д. А., Скворцов К. А.

Рассмотрены политико-социологические аспекты обоснования победы Жаира Болсонару на Всеобщих выборах в Бразилии в 2018 г. Проанализированы причины востребованности радикальных методов решения социально-политических проблем в стране, в том числе борьбы с преступностью, которые были отражены в программе и стали центральным пунктом формирования стратегии Жаира Болсонару, что принесло ему дополнительную поддержку среди нейтрально настроенного электората.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical Support of the Electoral Campaign of General Elections in Brazil: Political and Sociological Reasons for Jair Bolsonaro’s Winning

The article discusses the political and sociological reasons for Jair Bolsonaro in the general elections in Brazil in 2018. The article analyzes the reasons for the need for radical methods of solving social and political issues in the country in particular, fighting crime, reflected in the program and becoming the focus of Jair Bolsonaro’s strategy bringing him additional support among the neutral-minded electorate.

Текст научной работы на тему «Аналитическое сопровождение электоральной кампании Всеобщих выборов в Бразилии: политико-социологические принципы победы Жаира Болсонару»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 151-160.

УДК 324

DOI 10.25513/2312-1300.2019.1.151-160

Д. А. Коновалов, К. А. Скворцов

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ ВСЕОБЩИХ ВЫБОРОВ В БРАЗИЛИИ: ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОБЕДЫ ЖАИРА БОЛСОНАРУ

Рассмотрены политико-социологические аспекты обоснования победы Жаира Болсонару на Всеобщих выборах в Бразилии в 2018 г. Проанализированы причины востребованности радикальных методов решения социально-политических проблем в стране, в том числе борьбы с преступностью, которые были отражены в программе и стали центральным пунктом формирования стратегии Жаира Болсонару, что принесло ему дополнительную поддержку среди нейтрально настроенного электората.

Ключевые слова: Бразилия; политическая социология; демография; стратегия кандидата; электоральная кампания; Всеобщие выборы; аналитическое сопровождение.

D. A. Konovalov, K. A. Skvortsov

ANALYTICAL SUPPORT OF THE ELECTORAL CAMPAIGN OF GENERAL ELECTIONS IN BRAZIL: POLITICAL AND SOCIOLOGICAL REASONS FOR JAIR BOLSONARO'S

WINNING

The article discusses the political and sociological reasons for Jair Bolsonaro in the general elections in Brazil in 2018. The article analyzes the reasons for the need for radical methods of solving social and political issues in the country in particular, fighting crime, reflected in the program and becoming the focus of Jair Bolsonaro's strategy bringing him additional support among the neutral-minded electorate.

Keywords: Brazil; political sociology; demography; candidate's strategy; electoral campaign; general elections; analytical support.

Одной из главных составляющих формирования эффективной стратегии кампании для кандидата или политической партии является информационно-аналитическая оценка территории, от которой выбирается депутат представительного органа (выборное должностное лицо). В условиях проведения выборов государственного уровня, например, избрания президента страны, аналитическая работа, соответственно, проводится на всей территории, что заметно увеличивает объём количественной информации, нуждающейся в трактовке с позиции политической социологии. В перечень мероприятий аналитического сопровождения входит проведение социологических опросов и анализ полученных

© Коновалов Д. А., Скворцов К. А., 2019

данных (статистические материалы, публикации СМИ, проведение экспертных интервью). В результате формируется достаточно полное представление об избирательных округах, расстановке социально-политических сил и шансов кандидатов. Исходя из этого, оценивается возможность тех или иных ходов кандидата в избирательной кампании, что отражается в стратегии электоральной кампании [1].

В данной статье мы проанализируем политико-социологические факторы (в том числе демографические), позволившие создать штабу Жаира Болсонару наиболее эффективную стратегию избирательной кампании. Исследуя различные данные социо-

логических опросов по штатам Бразилии, мы выявили взаимосвязь между демографическими показателями и результатами голосования. В статье подробно описана электоральная система Бразилии, приводится интерпретация результатов второго тура голосования, а также раскрываются причины победы Жаира Болсонару.

Специфика электоральной системы Бразилии заключается в использовании принципа Всеобщих выборов, который предназначен проводить голосование на различных уровнях в один день. Это позволяет осуществить за один электоральный цикл избрание Президента Бразилии, определить представительство в Палате депутатов и Федеральном Сенате, в нижней и верхней палате Национального конгресса - парламента Бразилии, а также выбрать губернаторов всех двадцати семи штатов страны. Выборы проводятся путём всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Периодичность проведения Всеобщих выборов определена законодательством Бразилии, в соответствии с которым каждые четыре года в стране производится очередное избрание главы государства, федеральных законодательных органов и правительств штатов [2]. В 2018 г. дата проведения Всеобщих выборов в Бразилии была назначена на 7 октября, а в случае необходимости второго тура, если ни один из кандидатов не наберет более 50 %, их проведение состоится 28 октября. Избранный президент вместе с новым правительством вступает в должность с 1 января 2019 г. [3].

Касательно активного права каждого гражданина, в данном случае избирательное законодательство Бразилии трактует данное положение следующим образом: голосовать имеют право все зарегистрированные бразильские граждане по рождению или натурализации, которым на момент дня голосования уже исполнилось 16 лет. Однако есть категория граждан, которые обязаны явиться на избирательные участки в день Всеобщих выборов. К ним относятся граждане Бразилии в возрасте от 18 до 69 лет. Не проголосовавшие граждане подвергаются выплате незначительного штрафа, который составляет примерно 3,5 бразильских реала, или 0,85 доллара США (~60 российских рублей). Помимо этого, в качестве наказания вменя-

ется отмена регистрации голосования, запрет на работу в правительстве, зачисление в государственный университет или получение займов у государственных банков. В преддверии Всеобщих выборов 2018 г. в Бразилии было зарегистрировано около 147,3 млн избирателей, среди которых чуть более полумиллиона человек проживали за пределами страны, что оказалось на 41 % больше в сравнении с выборами 2014 г. Среди вышеупомянутых 147,3 млн зарегистрированных избирателей примерно 53 % составили женщины (77 339 897) и 47 % - мужчины (69 902 977) [4].

Несмотря на тот факт, что в Бразилии действуют законы об обязательном голосовании, процентная доля недействительных или пустых бюллетеней в последние годы увеличилась. Так, эксперт в области социологических исследований Маурисио Моура, генеральный директор и основатель IDEIA Big Data, в ходе анализа электоральной кампании заявлял о нескольких тенденциях в области голосования, которые появились в результате опросов общественного мнения его компанией. Моура отметил, что в первом туре президентских выборов в 2014 г. 28,5 % бюллетеней были недействительными или пустыми. Уровень такого вида бюллетеней на последних муниципальных выборах в Бразилии был значительно выше, и Моура предсказал, что эта тенденция будет перенесена и на федеральные государственные выборы в 2018 г. По ожиданиям эксперта, процент недействительных и пустых бюллетеней в первом туре выборов в этом году мог составить 35 % от числа поданных бюллетеней, и такой результат имел бы серьёзные последствия для предстоящих выборов [5].

К особенностям процесса голосования в Бразилии можно отнести повсеместное покрытие избирательных участков электронными урнами для голосования [6]. Определенной регламентации касается и сфера деятельности работников избирательных участков, общая численность которых в 2018 г. превысила 2 млн чел. Большинство добровольцев, изъявивших желание участвовать в работе избирательных участков, были отобраны случайным образом или Высшим электоральным Трибуналом Бразилии. Среди критериев потенциального работника изби-

рательного участка можно выделить возрастное ограничение. Так, граждане моложе 18 лет не допускались на работу; к тому же они не должны быть зарегистрированными кандидатами или являться родственниками зарегистрированных кандидатов. Кроме бразильских граждан, на выборах в качестве наблюдателей присутствовали представители Организации американских государств (ОАГ), которая развернула международную миссию по наблюдению за ходом голосования. Представители ОАГ отправились в Бразилию в августе, чтобы узнать об особенностях бразильских избирательных процессов, системе электронного голосования, а также встретиться с сотрудниками Высшего избирательного штаба. На Всеобщих выборах общая численность команды миссии не превышала более 60 наблюдателей в разных штатах по всей стране [4; 7].

В избирательном законодательстве Бразилии действует особая система гендерного квотирования. Начиная с 1997 г. законодательство установило требование к политическим партиям, регистрирующим списки кандидатов, среди которых должно быть не менее 30 % женщин. Избирательная реформа 2009 г. расширила гендерные квоты, установив положение о необходимости политических партий выделения, по меньшей мере, 5 % от всего объема денежных средств на мероприятия по стимулированию участия женщин в политике. Реформа также установила квоту для женщин-кандидатов относительно эфирного времени, выделенного государством для политических партий. Несмотря на все действия государственной политики в сфере вовлечения женщин в избирательные процессы, представительство женщин в бразильском парламенте по-прежнему ограничено 11 %. Этот показатель отражается в международных рейтингах участия женщин в парламентской деятельности: Бразилия расположена на 152-й позиции из 190 стран [4].

В Бразилии в ходе электоральных кампаний часто проявлялось насилие в отношении кандидатов. Этот факт подчеркивает особый статус одной из ключевых проблем государства - высокий уровень преступности. Среди наиболее известных преступлений стоит отметить убийство 14 марта 2018 г. в

центре Рио-де-Жанейро Мариэли Франку, активистки-правозащитницы ЛГБТ-сообще -ства, представительницы Партии социализма и свободы. Её убийство вызвало протесты по всей стране, а также ещё больше привлекло внимание таких международных организаций, как Amnesty International и Human Rights Watch к положению прав человека в Бразилии. Многие эксперты отмечали, что убийство активистки спровоцировало ряд прочих преступлений. Например, в том же месяце, в муниципалитете Ларанжейрас-ду-Су, штат Парана, был произведён обстрел двух предвыборных автобусов экс-президента Бразилии Луиса Инасио Лула да Силвы. За месяц до дня голосования, 6 сентября 2018 г., в городе Жуиз-ди-Фору, штат Минас-Жерайс, Жаир Болсонару, кандидат в президенты Бразилии от Социально-либеральной партии, был ранен ножом во время предвыборного митинга. К слову, перечисленные преступления относятся лишь к разряду наиболее известных, поскольку они связаны с популярными именами политических деятелей среди общественности [8; 9].

Эксперты называли эти выборы одними из самых трудных для прогнозирования, поскольку электорат по-прежнему скептически относился к политической элите страны после четырехлетних беспрецедентных расследований коррупционных скандалов и фактов превышения должностных полномочий, после которых последовали заключения под стражу ряда ведущих политических деятелей и бизнесменов Бразилии [10]. Непреложным остаётся факт: победа президента закончилась как традиционное соревнование между правыми и левыми силами. Появившиеся новые факторы, в том числе недавние изменения в законе о финансировании избирательной кампании, заставляющие существенно ограничить бюджет кандидата, а также сильно поляризованный электорат затрудняли предсказание итогов президентских выборов в 2018 г., если учитывать опыт предыдущих электоральных циклов в Бразилии [7; 11]. При этом кандидаты на пост главы государства использовали сложившуюся ситуацию как лучшую возможность мобилизации базы собственных идеологических сторонников, вместо того чтобы находиться в позиции центра, стараясь сплотить различные поли-

тические группы. Моника де Болле, директор латиноамериканских исследований в Школе перспективных международных исследований Университета Джона Хопкинса, прокомментировала сложившуюся ситуацию, при которой кандидаты нацелили мобилизацию собственных агитационных ресурсов исключительно на своих основных избирателей. Согласно медианной теореме голосования в политической науке, электорат должен распределяться по колоколообразной кривой. В результате, так называемый «средний избиратель» имеет решающее значение, поскольку он составляет большинство голосов и переводит выборы в политический центр, а более радикальные избиратели, расположенные на склонах распределения, имеют очень мало влияния. По мнению эксперта, в нынешней поляризованной политической обстановке в Бразилии нет единой колоколообраз-ной кривой для всех кандидатов, но существует уникальная кривая для каждого из них, и, соответственно, каждый имеет своего собственного «среднего избирателя». Де Болле предположила, что «кандидаты интуитивно поняли это, и каждый из них был сосредоточен на своей уникальной медианной избирательной нише» [4].

Вышеупомянутые факты были обусловлены и снижением прогнозируемого в преддверии Всеобщих выборов порога, т. е. необходимого процента голосов для участия во втором туре. По результатам исследований Бразильского Института любой кандидат, который смог бы обеспечить себе 20 % голосов 7 октября, перешел бы во второй тур голосования. По сравнению с предыдущими выборами, для электоральной истории Бразилии это крайне низкий показатель, который увеличивал шансы на избрание более радикального кандидата на пост президента во втором туре. Эксперты отмечали, что высокий уровень протеста снижает планку перехода во второй тур по сравнению с предыдущими выборами. С результатами исследований был солидарен и Маурисио Моура, который предположил, что кандидаты, получившие только 20-25 % голосов, будут продолжать участие в выборах во втором туре. В результате основные кандидаты ставили перед собой цель набрать больше 50 % голосов 7 октября, считая необходимым избежать

проведения второго тура с его непредсказуемыми условиями и результатами [12].

Маурисио Моура также указал, что в ситуации ограниченности партийных ресурсов, а также из-за изменения законодательства о финансировании кампании произойдет сокращение территории активной агитации кандидатов, что заставит их сосредоточиться преимущественно на одном регионе. Несмотря на эти беспрецедентные условия, Мо-ура высказал ожидание, что Всеобщие выборы 2018 г. будут следовать тенденции традиционных бразильских президентских электоральных кампаний с момента возвращения страны к демократии в 1980-х гг. Моура предсказал, что во втором туре будет один кандидат, который будет представлять прогрессивный политический спектр в Бразилии и один кандидат, представляющий консервативную сторону [5].

Статус зарегистрированных кандидатов на пост президента во Всеобщих выборах 2018 г. получили тринадцать представителей различных политических партий. К слову, только трое из них смогли преодолеть планку в пять процентов. Победителем в первом туре оказался Жаир Болсонару (Социал-либеральная партия) - 46,03 %, второе место осталось за Фернанду Аддадом (Партия трудящихся) - 29,28 %, третьим стал Сиро Го-мес (Демократическая рабочая партия), который набрал 12,47 %. Каждый из этих кандидатов имел в своём активе как минимум один штат, где они получили большинство голосов. Сиро Гомес, к примеру, смог добиться такого результата в штате Сеара. Почти две трети кандидатов в президенты Бразилии представляли партии социал-демократической направленности, остальные же являлись представителями умеренных либо национал-патриотических сил.

Территориальная неравномерность результатов двух ключевых кандидатов в первом и втором туре является основанием для использования демографических показателей с помощью анализа взаимодействия политических и социальных систем в ходе электоральных механизмов распределения власти. В качестве предмета можно выделить функционирование политических ожиданий, свойственных различным социальным группам бразильской общественности.

В работе с социологическими методами было принято решение использовать объединение близких по ряду социально-экономических показателей штатов Бразилии в макрорегионы. Критериями объединения штатов в макрорегионы стали следующие демографические показатели: общая численность белого населения (бланко), общая численность метисов (парду), соотношение городского и сельского населения, процент грамотного населения, среднее значение ВВП на душу населения в долларах США. Исходя из полученных данных всех двадцати семи штатов Бразилии, в результате сложились три макрорегиона: Южный, Северо-Восточный и Северо-Западный. Данные названия получены по итогу анализа собранной информации и свидетельствуют о взаимосвязи демографической дифференциации штатов Бразилии с их географическим расположением.

В состав Южного макрорегиона включены следующие штаты: Гояс, Мату-Гросу-ду-Сул, Минас-Жерайс, Парана, Рио-Гранде-ду-Сул, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Санта-Катарина, Федеральный Округ (включающий в себя г. Бразилиа), Эспириту-Санту. Демографическая специфика Южного макрорегиона заключается в количественном превосходстве белого населения над метисами в каждом из его штатов. Общая численность бланко на территории Южного макрорегиона оценивается в 79 млн чел., в то время как численность парду достигает только 39 млн. Среднее значение городского и сельского населения штатов Южного макрорегиона оценивается в 89,7 % против 10,3 % соответственно. По значению процента городского населения показатели каждого из штатов Южного макрорегиона превосходят общебразильские, равные 81,2 %, тогда как минимальное значение среди южных штатов не опускается ниже значения в 83,5 % (штат Санта-Катарина). Аналогичная ситуация связана и с процентом грамотного населения

[13]. Если показатели этого значения по всей Бразилии находятся в районе 88 %, то в среднем по Южному макрорегиону процент достигает отметки в 93,6 %, где наибольшее значение равно 95,5 % - Федеральный Округ, а наименьшее - 91,4 %, штат Минас-Жерайс

[14]. Среднее значение ВВП на душу населения среди штатов Южного макрорегиона

равно 15 060 долларам США, что превышает общебразильский показатель на шесть тысяч. Все южные штаты превышают средние показатели по Бразилии, равные 9 821 доллару США [15].

Северо-Западный макрорегион представлен штатами Акри, Амазонас, Амапа, Мату-Гросу, Пара, Рондония, Рорайма. В каждом штате Северо-западного макрорегиона численность метисов превышает белое население. Общая численность парду составляет 13,5 млн, тогда как бланко - чуть более 5 млн чел. Средний показатель соотношения городского и сельского населения в СевероЗападном макрорегионе составляет 80 и 20 % соответственно. Данные ниже, чем в среднем по Бразилии, однако стоит отметить крайне низкие значения в штате Пара, где городское население составляет всего 69,6 %. Ряд штатов на северо-западе демонстрируют показатели чуть выше среднего значения по стране: Амапа - 89,3 %, Мату-Гросу - 84,4 %, Ро-райма - 83,8 %. Данные показатели свидетельствуют о большом разбросе в соотношениях городского и сельского населения среди штатов Северо-Западного макрорегиона, где оно достигает разницы в 20 % у крайних значений. Иная ситуация с показателями грамотности: среднее значение по северо-западу равняется 88 %, и оно идентично среднему значению по стране. Примечательно, что в показателях данного критерия на северо-западе нет существенного разброса между крайними значениями штатов [13]. К примеру, максимальное значение зафиксировано в штате Мату-Гросу - 91 %, а минимальное -в штате Акри (83 %) [14]. Среднее значение ВВП на душу населения среди штатов Северо-Западного макрорегиона составило 8 341 доллар США, что ненамного меньше общебразильского показателя; только штат Мату-Гросу (11 452 $) и Амазонас (10 011 $) из северо-западных штатов превышают средние показатели по Бразилии [15].

Северо-Восточный макрорегион сформирован из числа следующих штатов: Алаго-ас, Баия, Мараньян, Параиба, Пернамбуку, Пиауи, Риу-Гранди-ду-Норти, Сеара, Сержи-пи, Токантинс. Показатель белого населения и метисов в штатах северо-востока похож с северо-западом в превалировании парду над бланко, общая численность которых равна 36

и 18 млн чел. соответственно. В среднем по штатам Северо-Восточного макрорегиона проживает 73,9 % городского и 26,1 % сельского населения, однако показатель городского населения имеет большую дифференциацию среди штатов, поэтому стоит рассмотреть ситуацию на Северо-Востоке детально.

Первыми выделяются два штата с наименьшими показателями по стране: Марань-ян - 60,2 % и Пиауи - 66,5 %. Наивысшие значения по Северо-Востоку принадлежат следующим штатам: Токантинс - 77,6 %, Риу-Гранди-ду-Норти - 78,7 %, Параиба -81,4 %, Пернамбуку - 82,4 %. Ещё четыре штата имеют показатели, близкие средним по северо-востоку, в диапазоне от 72 до 73,7 %. Показатель грамотного населения СевероВосточного макрорегиона имеет значение в 82,5 %, что ниже показателей в целом по стране. Данный показатель демонстрирует равномерные значения по всему макрорегиону, находясь в диапазоне от 77,7 до 86,7 % [13; 14]. Среднее значение ВВП на душу населения среди штатов Северо-Восточного макрорегиона равно 5 545 долларам США, что ниже общебразильского показателя более чем на четыре тысячи. Естественно, что все штаты макрорегиона демонстрируют показатели ниже средних по Бразилии [15].

Специфика сформированных в нашем исследовании макрорегионов Бразилии отразилась и на результатах голосования во втором туре [12]. Так, например, во всех штатах Южного макрорегиона с довольно крупным отрывом от оппонента победу одержал Жаир Болсонару, а его средний процент в данном макрорегионе составил 66,55 %.

На Северо-Западе ситуация почти аналогична, за исключением штата Пара, где Фернанду Аддад победил с результатом в 54,81 % голосов. Стоит отметить ещё два штата, где голоса избирателей распределились между кандидатами почти поровну: в штате Амазонас Жаир Болсонару набрал 50,27 % голосов, а в штате Амапа его результат составил 50,20 %. При этом остальные штаты продемонстрировали большую поддержку Жаира Болсонару, что позволило ему набрать средний результат по Северо-Западу в 61,86 % голосов.

Северо-Восточный макрорегион оказался территорией тех штатов, где победу одер-

жал Фернанду Аддад. Штаты этого региона помогли социалисту почти выровнять позиции кандидатов, поскольку средний результат Болсонару по Северо-Востоку оказался в районе 33,25 % голосов, а максимальный результат был зафиксирован в штате Алагоас и едва превысил отметку в сорок процентов голосов - 40,08 %.

В своей предвыборной программе Жаир Болсонару уделял наибольшее внимание обеспечению безопасности на территории Бразилии, де-факто объявляя войну преступности и её пособникам следующими средствами. Во-первых, необходимо инвестировать в полицейские органы дополнительные средства для численного увеличения штата и его технического переоснащения. Во-вторых, предоставить сотрудникам правоохранительных органов дополнительную государственную правовую защиту при выполнении должностных обязательств. В-третьих, обеспечить реализацию права гражданина на самооборону, защиту его семьи и имущества путём отмены устава о разоружении, который с 2003 г. запрещал ношение оружия гражданским лицам на территории Бразилии [16].

В контексте данных пунктов программы Жаира Болсонару подробное изучение в рамках исследования ситуации с преступностью в штатах Бразилии основано на таких показателях, как число гомицидов, краж и угонов транспортных средств, оборот наркотиков, незаконное ношение оружия (все показатели ориентированы на значения в 100 тыс. чел.). В результате анализа наиболее актуальных открытых данных ведомственных органов Бразилии за 2015 г. можно сделать несколько выводов, которые подкреплены следующими фактами.

В десятку штатов Бразилии по наивысшему показателю гомицидов на 100 тыс. чел. преимущественно входят представители Северо-Восточного макрорегиона - семь штатов, от Северо-Запада представлено два штата, от Южного макрорегиона только один штат. Противоположенный показатель демонстрирует идентичные значения, только уже в отношении Южного макрорегиона: семь его штатов входят в десятку с наименьшим числом гомицидов на 100 тыс. чел. Два штата среди них от Северо-Запада и один от

Северо-Востока. Наименьшее значение принадлежит штату Сан-Паулу - 9,6 случаев го-мицида на 100 тыс. чел., а в штате Сержипи, что на северо-востоке страны, достигнуто максимальное значение - 52,1 случаев гоми-цида на 100 тыс. чел. [17]. Эти результаты свидетельствуют о значимости для северовосточных штатов вопроса в отношении либерализации ношения оружия, предложенной Жаиром Болсонару.

Отличительная черта приобретения оружия в штатах Северо-Востока страны заключается в более упрощенном бюрократическом процессе получения прав на приобретение и постановки на учёт огнестрельного оружия. Это отражается напрямую в показателе незаконного оборота оружия, где, несмотря на большее число случаев, приведших к смерти граждан, значения нелегального владения оружия крайне малы. Из имеющейся информации по двадцати пяти штатам Бразилии на 2015 г. (информация отсутствует по штатам Сан-Паулу и Акри), в десятке штатов по наибольшему числу случаев владения незаконным оружием на 100 тыс. чел. представлены шесть штатов Южного макрорегиона и по два от Северо-Запада и Северо-Востока. В десятку наименьших значений входят пять штатов Северо-Востока, три от Северо-Запада и два от Южного макрорегиона. Минимальное число случаев владения незаконным оружием зафиксировано в штате Риу-Гранди-ду-Норти - 7,2 на 100 тыс. чел., максимальное - в штате Мату-Гросу на Северо-Западе (58,8 на 100 тыс. чел.) [17]. В результате мы можем утверждать о потенциальной незаинтересованности населения штатов Северо-Восточного макрорегиона в изменении законодательства в отношении оружия. По крайней мере, это не будет способствовать увеличению случаев гомицида при помощи огнестрельного оружия в упомянутых штатах.

Большая доля значений владения незаконным оружием приходится на организованную преступность, которая зачастую взаимосвязана с незаконным оборотом наркотиков. Соответственно, показатели незаконного владения оружием и оборотом наркотиков коррелируют, что увеличивали заинтересованность жителей Юга Бразилии в решительных методах борьбы с преступно-

стью, которые предлагал Жаир Болсонару. В десятке штатов с наименьшими показателями трафика и владения наркотиками оказалось восемь штатов Северо-Востока и два от Северо-Запада. Десять наивысших значений представлены девятью штатами Южного макрорегиона и одним штатом Северо-Запада. Информация по данному показателю представлена по всем штатам, за исключением Сан-Паулу (имеются только общие значения зафиксированного трафика и оборота наркотиков без случаев владения и хранения) и штата Акри (информация полностью отсутствует).

Значения показателя числа краж и угонов транспортных средств на 100 тыс. чел. среди штатов взаимосвязаны с уровнем экономического развития и благосостоянием населения штата. Среди штатов Южного макрорегиона, где ВВП на душу населения гораздо превышает показатели прочих штатов страны, число транспортных средств, а именно собственных легковых автомобилей, на 1000 чел. выше значений по Северо-Востоку и Северо-Западу. Соответственно, данная проблема - одна из наиболее распространённых после уличных краж в Бразилии, и она волнует преимущественно население южных штатов. В десятке штатов с наивысшими значениями краж и угонов на 100 тыс. чел. представлены восемь южных штатов и только два от Северо-Запада. Наивысшее значение зафиксировано в штате Сан-Паулу, где за 2015 г. было совершено 458,9 краж и угонов транспортных средств на 100 тыс. чел. [17]. Таким образом, каждый 218-ый житель штата Сан-Паулу стал жертвой подобных преступлений только за 2015 г. Десять наименьших значений зафиксированы в шести штатах Северо-Востока и четырёх -Северо-Запада.

Данные выводы подчёркивают второ-степенность вопроса преступности для населения Северо-Востока, по крайней мере, относительно тех методов борьбы с ней, которые предлагал Жаир Болсонару. Бразильцев, проживающих на Северо-Востоке, в большей степени волнует их социально-экономическое положение, стремление к сокращению разрыва между богатым, развитым Югом и бедным, находящимся только в стадии развития, Севером. Поэтому, исходя из трактов-

ки демографических показателей, можно сделать вывод, что населению данных штатов оказались близки идеи демократического социализма, предложенные Партией трудящихся и их кандидатом Фернанду Аддадом. Как правило, экономический рост и активная социальная модернизация составляют общую идею основных претендентов на пост президента Бразилии за последние два десятилетия. Данный вектор сформирован по причине длительного периода нахождения у власти представителей умеренных левоцентристских правительств, идеология которых включала элементы социального либерализма и социальной демократии [10; 18].

В подтверждение данного тезиса можно привести наглядные результаты, полученные кандидатами во втором туре в штатах с различными значениями упомянутых видов преступности. Результат Жаира Болсонару относительно значений показателя гомици-дов на 100 тыс. чел. в каждом из штатов преимущественно свидетельствует об отсутствии у него поддержки среди населения тех штатов, где предлагаемые им методы только могут усугубить ситуацию с преступностью. Соответственно, речь идёт о штатах СевероВосточного макрорегиона. К примеру, упомянутый показатель гомицидов в тех штатах, где победил Жаир Болсонару, составляет 23,8 на 100 тыс. чел., тогда как среди штатов, где наиболее весомую поддержку получил Фернанду Аддад - 37,3 на 100 тыс. чел. [17]. Что касается предложенных Жаиром Болсо-нару реформ по либерализации оружия, указанные причины высоких значений незаконного владения оружием в штатах Южного макрорегиона влияют и на результаты кандидатов относительно случаев владения незаконным оружием на 100 тыс. чел. В штатах, где победу одержал представитель Социал-либеральной партии, среднее значение случаев владения незаконным оружием равно 34,6 на 100 тыс. чел., а по штатам, где большинство населения поддержало социалиста Фернанду Аддада, этот показатель не превышает значения в 23,3 случаев на 100 тыс. чел.

Статистика преступности по показателям кражи и угона транспортных средств относительно результатов голосования во втором туре демонстрировала почти двукратное

превалирование среднего количества случаев данных правонарушений в тех штатах, где победил Жаир Болсонару. Среднее значение показателя краж и угонов транспортных средств в этих штатах достигло 233 случая на 100 тыс. чел., в то время как в штатах, где лидером оказался Фернанду Аддад, он едва превысил значение в 123 случая на 100 тыс. чел. За последние годы число автомобильных краж на территории Бразилии только увеличилось, при этом, преимущественно, только в тех штатах, где имелась относительно высокая численность населения и приемлемый уровень благосостояния большинства граждан.

Большая дифференциация показателей зафиксирована относительно показателей трафика и незаконного оборота наркотиков. Среднее значение показателя в штатах, где победу одержал Жаир Болсонару, находилось примерно на уровне 168,4 случаев выявления преступлений с оборотом наркотиков на 100 тыс. чел., тогда как в штатах, где большей поддержкой заручился его оппонент, зарегистрировано только 55,9 случаев на 100 тыс. чел.

Стоит отметить, что особенность демографической дифференциации в Бразилии в ходе электоральной кампании 2018 г. была наилучшим способом использована Жаиром Болсонару для победы на выборах. В условиях реформы избирательного законодательства, существенно ограничившей избирательный бюджет, крайне правый кандидат с явно выраженными популистскими идеями грамотно распределил собственные ресурсы на территории тех штатов, где расположен твёрдый, сомневающийся и нейтрально настроенный электорат, способный в итоге проголосовать за него. Таковым в ходе избирательной кампании стало образованное городское население, как правило, из числа белых бразильцев [12]. Это подтвердилось активным использованием возможностей социальных сетей. Помимо собственного сайта, у кандидата существовал канал на платформе YouTube с 2,2 млн подписчиков, аккаунт в Instagram - 7,4 млн подписчиков, почти 2,5 млн читателей в социальной сети Twitter, а также 9,9 млн подписчиков на Facebook [16]. Многие специалисты видят схожие черты стратегии избирательной кампании Жаира

Болсонару и Президента США Дональда Трампа, штаб которого активно использовал социальные сети на выборах. Помимо электоральных технологий у двух президентов имеются идеологические точки соприкосновения, что способствовало сближению интересов Бразилии и США, как предполагал Пауло Сотеро, директор Бразильского Института [19].

Продолжая перечислять представителей социальных групп, готовых отдать свой голос за правого кандидата, необходимо отметить граждан тех штатов, которые испытывали повседневное опасение стать жертвой преступников. В основном это касалось жителей штатов Южного макрорегиона, большинство из которых принадлежало к числу довольно обеспеченных граждан, являющихся к тому же активными интернет-пользователями. К примеру, в 2014 г. победу Дилмы Русеф обеспечили, прежде всего, те социальные слои, которые реально улучшили свое положение благодаря политике Партии трудящихся, начиная с проведения реформ Лулы да Силвы. Как отмечают исследователи, к этим гражданам относятся от 32 до 45 млн человек, которые вышли из состояния крайней бедности и «пересекли» нижнюю границу среднего класса [10]. Жаир Болсонару смог найти наилучший диапазон собственного «среднего избирателя», о котором утверждала директор латиноамериканских исследований Моника де Болле.

В целом, Всеобщие выборы 2018 г. в Бразилии оказались одним из показательных примеров грамотного распределения ресурсов победившего кандидата и эффективного механизма формирования ключевого акцента в его программных пунктах, исходя из специфики обстоятельств проведения избирательной кампании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амелин В. Н., Федоркин Н. С. Стратегия избирательной кампании. - М. : РЦОИТ, 2001. -106 с.

2. Конституция Федеративной Республики Бразилии 1988 г. // Конституции государств Америки : в 3 т. - М. : ИЗиСП при Правительстве РФ, 2006. - Т. 3 : Южная Америка. - С. 123302.

3. Официальный сайт Высшего электорального Трибунала Бразилии. - URL.: http:// www.tse.jus.br (дата обращения: 20.11.2018).

4. Americas International Foundation for Electoral Systems. Elections in Brazil 2018 General Elections. Frequently Asked Questions. - URL: https://www.ifes.org/sites/default/files/2018_ ifes_brazil_general_elections_faqs_final.pdf (дата обращения: 22.11.2018).

5. Brazil Institute, Wilson Center. Candidates, Voters, and Bots: The Forces at Play in the October 2018 Brazilian Elections. - URL: https:// www.wilsoncenter.org/sites/default/files/event_ summary_candidates_voters_bots_brazil_1.pdf

( дата обращения : 22.11.2018).

6. Акимова Г. П., Попов А. К., Соловьев А. В. Аналитическое исследование систем для электронного голосования // Труды ИСА РАН. -2007. - Т. 29. - С. 123-138.

7. Орлов А. Г., Мещерякова М. А., Павлов С. Я., Кузнецова Т. О. Современные избирательные системы. Вып. 8 : Бразилия, Франция, Чехия, Южная Корея. - М. : РЦОИТ, 2013. - 488 с.

8. Duarte D. Brazil: Presidential election 2018. Antigua Report. - URL: https://antiguareport.com /wp-content/uploads/2018/08/Backgrounder_-Brazilian-Presidential-Election-2018-3.pdf (дата обращения: 22.11.2018).

9. European Parliament Think Tank. Brazil ahead of the 2018 elections. - URL: http://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/628252 /EPRS_BRI (2018)6 2825 2_EN.pdf (дата обращения: 21.11.2018).

10. Окунева Л. С. Электоральные процессы в Бразилии (2010-2014 гг.). Латинская Америка: избирательные процессы и политическая панорама. - М. : ИЛА РАН, 2015. - 274 с.

11. Официальный Сайт Правительства Бразилии. - URL: http://www.brasil.gov.br (дата обращения: 27.11.2018).

12. Brazil Institute, Wilson Center. 2018 Brazilian Presidential Election Results. - URL: https:// www.wilsoncenter.org/sites/default/files/brazilia n_presidential_election_results_2018_0.pdf (дата обращения: 27.11.2018).

13. Agencia de Noticias. IBGE. «Continuous PNAD 2016: 51 % of the Brazilian population aged 25 or over had only complete primary education». -URL: https://agenciadenoticias.ibge.gov.br/en /agencia-press-room/2185-news-agency /releases-en/19005-continuous-pnad-2016-51-of-the-brazilian-population-aged-25-or-over-had-only-complete-primary-education (дата обращения: 23.11.2018).

14. Instituto Brasileiro de Geografia e Estatistica. -URL: https://www.ibge.gov.br (дата обращения: 21.11.2018).

15. Agencia de Noticias. IBGE. «Regional Accounts 2016: among the 27 Federation Units, Roraima was the only one to record increase of GDP». -URL: https://agenciadenoticias.ibge.gov.br/en /agencia-press-room/2185-news-agency /releases-en/23048-regional-accounts-2016-among-the-27-federation-units-roraima-was-the-only-one-to-record-increase-of-gdp (дата обращения: 23.11.2018).

16. Официальный Сайт Жаира Болсонару. - URL: https://www.bolsonaro.com.br (дата обращения: 22.11.2018).

17. Fórum Brasileiro de Seguranza Pública. Anuário Brasileiro de Seguranza Pública. - URL.: http://www.forumseguranca.org.br/wp-content /uploads/2017/01/Anuario_Site_27-01-2017-RETIFICADO.pdf (дата обращения: 23.11.2018).

18. Ивановский З. В. Тенденции политического развития Латинской Америки в начале XXI века. Латинская Америка: избирательные про-

Информация о статье

Дата поступления 28 ноября 2018 г.

Дата принятия в печать 14 февраля 2019 г.

Сведения об авторах

Коновалов Денис Александрович - канд. полит. наук, доцент кафедры политологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

Скворцов Кирилл Алексеевич - студент IV курса направления подготовки «Политология» исторического факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,

Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

Для цитирования

Коновалов Д. А., Скворцов К. А. Аналитическое сопровождение электоральной кампании всеобщих выборов в Бразилии: политико-социологические принципы победы Жаира Болсонару // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 151160. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.1.151-160.

цессы и политическая панорама. - М. : ИЛА РАН, 2015. - 274 с.

19. Sotero P. Brazil Institute, Wilson Center. «Bolsonaro's Victory Opens New Chapter for Brazil, But Path Forward is Uncertain». - URL: https://www.wilsoncenter.org/blog-post /bolsonaros-victory-opens-new-chapter-for-brazil-path-forward-uncertain (дата обращения: 27.11.2018).

Article info

Received

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

November 28, 2018 Accepted

February 14, 2019 About the authors

Denis A. Konovalov - PhD in Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected]

Kirill A. Skvortsov - student of the IV course of studying "Political Science" of the Faculty of History of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] For citations

Konovalov D.A., Skvortsov K.A. Analytical Support of the Electoral Campaign of General Elections in Brazil: Political and Sociological Reasons for Jair Bolsonaro's Winning. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 1 (21), pp. 151-160. DOI: 10.25513/23121300.2019.1.151-160 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.