Научная статья на тему 'Выборы в России и Латинской Америке 2018: стратегия перемен или преемственности в российской внешней политике?'

Выборы в России и Латинской Америке 2018: стратегия перемен или преемственности в российской внешней политике? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
267
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ВЫБОРЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гузман Имельда Ибаньес

В 2018 г. прошли президентские выборы в Российской Федерации и в некоторых государствах Латинской Америки. Отношения, которые российское правительство поддерживает со странами региона, прежде всего с южноамериканскими, играют важную роль в укреплении российских позиций в регионе, в первую очередь в свете происходящих там политических и экономических изменений. Эти преобразования определят, сохранится ли стратегия, которая поддерживает преемственность, или же она будет изменена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выборы в России и Латинской Америке 2018: стратегия перемен или преемственности в российской внешней политике?»

ВЫБОРЫ В РОССИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 2018: СТРАТЕГИЯ ПЕРЕМЕН ИЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ?

Аннотация

В 2018 г. прошли президентские выборы в Российской Федерации и в некоторых государствах Латинской Америки. Отношения, которые российское правительство поддерживает со странами региона, прежде всего с южноамериканскими, играют важную роль в укреплении российских позиций в регионе, в первую очередь в свете происходящих там политических и экономических изменений. Эти преобразования определят, сохранится ли стратегия, которая поддерживает преемственность, или же она будет изменена.

Ключевые слова: Россия, Латинская Америка, выборы, внешняя политика.

Автор

Имельда Ибаньес Гузман

Магистр международных исследований, аспирант национального автономного университета Мексики (Мехико, Мексика)

Россия и Латинская Америка: развитие отношений с 2008 по 2012 год

В случае Латинской или, по крайней мере, Южной Америки, геополитическая динамика региона начала отличаться от международного контекста в течение первого десятилетия XXI в. Стратегическую роль на данном этапе играли природные ресурсы. В дополнение к этому альтернативные модели экономической и геополитической интеграции в регионе понимались как результат национальных социальных и политических субъектов. Это приводило к таким законопроектам правительства, которые повышали интерес с учетом особенностей стран региона.

Среди наиболее значительных изменений можно выделить три явления. Во-первых, почти одновременная латиноамериканизация внешней политики Бразилии и Аргентины. Эти две страны, помимо своих культурных раз-

личий и относительного веса в балансе региональной власти осуществляли реализацию национальной политики далеко за пределами Юга. Во-вторых, расширение влияния и усиление политического веса Венесуэлы, Эквадора и Боливии как в рамках региона, так и на общей политической арене вновь под знаменем латиноамериканского единства. И, наконец, возросшее значение Карибского бассейна и Центральной Америки.

Латинская Америка стала занимать важное место в российской внешней политике. Странами, представляющими наибольший интерес, являются Бразилия, Чили, Венесуэла, Аргентина и Мексика. В связи с триумфом левых партий и упрочением правительств, стремившихся создать новую модель международных отношений в латиноамериканском регионе, российское правительство стремилось построить партнерские отношения с ключевыми странами. Основной целью являлось

предотвращение распространения политики унилатерализма в рамках международного порядка, а также укрепление собственного положения в сферах традиционного влияния США.

С августа 2008 г. наблюдается активизация интересов России в укреплении политических, военных и экономических связей с Латинской Америкой. С этого момента (который, кстати, совпал с событиями в Осетии и оказанием военной поддержки США в Грузии) Россия и Латинская Америка начинают обмен политическими и военными делегациями на самом высоком уровне. Президент России посетил несколько латиноамериканских стран, таких как Венесуэла, Бразилия, Никарагуа, Куба и Перу, а президенты Венесуэлы, Кубы, Аргентины, Боливии и Никарагуа, в свою очередь, приезжали в Москву.

Визит на Кубу преимущественно имел символическое значение, учитывая особые отношения государств со времен Советского Союза. Между тем, визит Р. Кастро в Москву (первый визит такого высокого уровня за последние 25 лет) позволил подписать ряд новых документов, среди которых особо выделяется Меморандум о принципах стратегического сотрудничества. Также был запущен процесс модернизации и поставки оборудования для строительства нефтяного флота.

История отношений России с Венесуэлой представляет собой наибольший интерес. Президент У. Чавес посетил Москву семь раз с момента своего прихода к власти, а также начиная со второй половины 2008 г. Встреча лидеров Венесуэлы и России ознаменовала сближение двух стран. Венесуэла становится главным покупателем российского оружия и начинает импорт существенного количества подводных лодок, танков и систем обороны, реактивных самолетов, вертолетов и оружия для модернизации собственных вооруженных сил.

Во время следующего визита в Москву президент Венесуэлы У. Чавес

встретился с президентом России Д. Медведевым и премьер-министром В. Путиным и добился подписания двух важных соглашений в области топливно-энергетического сотрудничества. Так, соглашение предусматривает создание нефтяного консорциума между крупными российскими компаниями сектора и государственной нефтегазовой компанией Венесуэлы PDVSA (Петролеос де Венесуэла).

Сотрудничество между правительствами Венесуэлы и России окрепло настолько, что в том же 2008 г. в Венесуэлу впервые прибыли два стратегических бомбардировщика Ту-160 и корабли Северного флота ВМФ России, способные транспортировать ядерные ракеты. В Карибском море были проведены совместные военно-морские учения. При этом корабли Северного флота также отправились к берегам Кубы и Никарагуа.

Все вышеупомянутые события имели большое символическое значение для России: будучи влиятельным государством, она была способна поддерживать равновесие в регионе и отстаивать свой курс многосторонней политики в условиях американского унилатерализма.

В формировании союзов и усилиях латиноамериканцев по интеграции в региональную геополитическую динамику были отмечены значительные изменения и согласованность действий. Это шло вразрез со стратегией Б. Обамы. В частности, политика президента США была направлена в обратную сторону от предлагаемого проекта зоны свободной торговли и интеграции через зону свободной торговли для Северной и Южной Америки (ALCA) в качестве модели открытого регионализма.

Боливарианская альтернатива для народов Америки (ALBA), позднее — Альянс для народов нашей Америки — Торговый договор народов (ALBA-TCP), совместно с Южноамериканским сообществом наций (CSN), которое после

подписания соответствующего договора было преобразовано в 2008 г. в Союз южноамериканских наций (UNASUR), стали противовесом, заменившим в тот момент ALCA. Другим механизмом, укрепившим свои позиции в контексте геополитических изменений, было Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), которое стало противовесом Организации американских государств (OEA) и в состав которого входили все независимые государства региона, исключая США и Канаду.

Процессы экономической интеграции, среди которых особенно выделяют общий рынок стран Южной Америки (Mercosur) и Андское сообщество (CAN), имели большое значение для России, поскольку способствовали активизации торговых переговоров.

В ходе интервью министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что политический курс России на укрепление многогранного сотрудничества со странами Латинской Америки носит стратегический долговременный характер и основывается на прагматизме и стремлении реализовать взаимовыгодные проекты. Таким образом, Россия и страны Латиноамериканского региона являются союзниками в формировании нового мирового порядка и в решении ключевых международных проблем, соблюдая основные нормы международного права и укрепляя многосторонние механизмы регулирования международных отношений.

Региональные и глобальные изменения во втором десятилетии ХХ! века

Так называемый «левый поворот» — это совокупность изменений, которые с учетом своих нюансов и особенностей указывали на формирование правительств, выступающих против неолиберализма и вмешательства государств в экономику. Тем не менее в настоящее время политические и социальные

процессы в регионе направляются по все более дифференцированным и неоднородным путям.

С одной стороны, мы наблюдаем рост и приход к власти правых партий, которые взывают к изменениям в составе правительств (например, в Бразилии и Аргентине). С другой стороны, можно отметить опыт преемственности политических проектов, противоположных неолиберализму (Венесуэла). В одних странах отмечаются тенденции политической мобилизации, в других же появляются новые политические и социальные игроки, стремящиеся оспорить основные позиции власти.

В 2015 г. создание торгово-полити-ческих альянсов вновь позиционировало правительство Барака Обамы как важного игрока на геополитической сцене. Например, подписание соглашения о создании Транстихоокеанского партнерства, участниками которого стали Чили, Перу и Мексика, а также формирование Тихоокеанского альянса, в который вошли Мексика, Перу, Колумбия и Чили — государства, чья внешняя политика традиционно согласуется с политикой Вашингтона.

Поворотным моментом в латиноамериканском геополитическом контексте стало изменение отношений между США и Кубой в тот момент, когда в декабре 2014 г. правительства обеих стран приняли решение о восстановлении дипломатических отношений.

Основными причинами сложившейся ситуации являются существенное замедление экспорта платежного баланса и последствия смены власти в регионе. Завершению же данного процесса способствовали следующие три вехи:

• победа Маурисио Макри на президентских выборах в Аргентине;

• отстранение от власти Дилмы Русеф в Бразилии;

• отказ Рафаэля Корреа переизбираться на следующий срок в Эквадоре.

В настоящее время отношения между Россией и Латинской Америкой могут развиваться в различных направлениях. Например, взаимодействие с латиноамериканскими партнерами в рамках ряда международных организаций — ООН, G20, АТЭС, БРИКС, ВТО, т.д. На фоне ухудшения отношений Москвы с некоторыми западными странами России удалось установить и развить широкие политические контакты в регионе. В Латинской Америке существуют все необходимые для этого возможности. В связи с этим важно отметить, что из 11 стран, проголосовавших против проекта резолюции ООН о территориальной целостности Украины, 4 были — из Латинской Америки (Куба, Боливия, Венесуэла, Никарагуа).

Особое внимание следует уделить сотрудничеству в энергетическом секторе, в котором Россия является глобальным лидером. В рамках этой политики во время последнего турне президента В. Путина по странам Латинской Америки было подписано соглашение с Аргентиной о сотрудничестве в области ядерной энергетики, а также договор об эксплуатации и развитии нефтяных месторождений на Кубе, в том числе в открытом море. Кроме того, российская энергетическая компания «Интер РАО» примет участие в строительстве аргентинских гидроэлектростанций, а «Роснефть» займется добычей углеводородов в бассейне реки Солимоэс в Бразилии, несмотря на прошедший кризис.

Что касается интеграции и открытости, то СЕЛАК продемонстрировало готовность к сотрудничеству с российским правительством. В 2016 г. в Сочи произошла очередная встреча четырех представителей блока с С. Лавровым, после учреждения Постоянного механизма политического диалога и сотрудничества между Россией и СЕЛАК в 2015 г.

В сфере многостороннего экономического сотрудничества в 2009 г. Россия делает шаги по сближению с Экономи-

ческой системой Латинской Америки и стран Карибского бассейна (SELA), в рамках которой анализируются основные задачи экономических отношений. Целью Постоянного секретариата SELA совместно с Россией является анализ кратко- и долгосрочных перспектив экономических отношений, доступность материальных, технологических и финансовых ресурсов, а также принятие во внимание опыта сотрудничества, прежде всего в области производства электрической и ядерной энергии и инфраструктуры.

Тем не менее присутствие России в Латинской Америке открыло ей дорогу в регион, который исторически был объектом геополитических интересов США. Российская стратегия заключается в участии в региональных процессах и поддержании собственного влияния через двусторонние и многосторонние механизмы.

Выборы в России и Латинской Америке 2018: стратегия перемен или преемственности?

В 2018 г. в России состоялись президентские выборы, результатом которых стало переизбрание В. Путина на пост главы государства до 2024 г. 7 мая 2018 г. Путин официально начал свой четвертый президентский срок после победы в 76,69% голосов. Вот уже более восемнадцати лет Путин возглавляет страну, начиная с 31 декабря 1999 г. — даты, когда он сменил Б. Ельцина после его отставки. Стоит также отметить период «тандема» с Д. Медведевым с 2008 по 2012 г., при котором Путин официально занимал пост премьер-министра.

Также в 2018 г. в Латинской Америке начался электоральный суперцикл: президентские выборы в Коста-Рике, Парагвае, Колумбии, Мексике, Бразилии, Венесуэле, а также первые выборы нового главы государства на Кубе. Учитывая, что вместе они составляют чуть более 70% ВВП региона, этот год стал

переломным в вопросе потенциальных изменений политического курса.

С демографической точки зрения тремя наиболее важными странами региона являются Колумбия, Мексика и Бразилия, где результатом президентских выборов ожидаемо станет смена главы государства. Дело в том, что во всех трех странах существует положение о невозможности повторного избрания на должность.

Тенденция развития выборов в Латинской Америке отражается на отношениях с Россией, в частности на необходимости поддерживать отношения со странами региона на двусторонней или многосторонней основе. Президентские выборы в Бразилии, Мексике и Колумбии, выход из положения, сложившегося в Венесуэле, выборы нового главы государства на Кубе и действия США и Китая в регионе — все эти аспекты помогут определить либо необходимость нового курса политики российского правительства, либо его преемственность.

Согласно результатам опросов общественного мнения, наибольший успех на предстоящих выборах предполагается у кандидатов, идеологически настроенных против существующего формализма, а именно у Андреса Мануэля Лопеса Обрадора в Мексике и Густаво Петро в Колумбии. Во втором туре выборов Президента Бразилии 28 октября 2018 г. встретятся кандидат от Социально-либеральной партии Жаир Болсонару и кандидат от Партии трудящихся Фернанду Аддад.

Все вышеизложенное представляет собой сложный сценарий, который, вероятно, предвосхищает открытие нового цикла, совершенно непохожего на все предыдущие. В идеологическом плане возможный левый поворот в этих странах может стать противодействием правому, отмеченному в последние два года.

Ниже представлены четыре проблемы, которые необходимо принять во внимание. Они составляют латино-

американскую политическую повестку дня, которая по своей природе может помочь определить новый политический цикл.

1) Политический кризис в Венесуэле влияет на общую обстановку в регионе двумя факторами: массовой миграцией и попыткой создания новых стратегий после провала переговоров между правительством и оппозицией. Кроме того, правительство стремится организовать эффективную процедуру выборов с гарантией свободного и тайного голосования.

2) Отсутствие сменяемости власти, которое в последние годы наблюдается в Гондурасе, Боливии, Доминиканской Республике, Парагвае и Никарагуа.

3) Вопросы, связанные с международным порядком. В то время как США нарушают соглашения, подвергают сомнению деятельность союзов и ужесточают миграционную политику, стоит задаться вопросом о присутствии и ценном влиянии других стран в регионе (России и Китая) в решении политических и экономических проблем.

4) Регресс всех процессов региональной интеграции и политики, которые были активны в течение последних трех лет. Снижающийся авторитет Союза южноамериканских наций (UNASUR) — весомое тому доказательство.

Таким образом, сложившиеся в Латинской Америке тенденции привели к двум параллельным для России процессам. С одной стороны, намерение успешно позиционировать себя в северной части континента, где отмечается преемственность политического курса в Мексике, Центральной Америке и части Карибского бассейна, поскольку эти страны имеют важные торговые отношения со своим северным партнером. С другой стороны, страны Южной Америки всегда демонстрировали динамику как торговой, так и политической диверсификации со странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Россией и даже Юж-

ной Африкой. В заключение стоит до- российская стратегия заключается в

бавить, что перед лицом меняющегося проведении активных переговоров

геополитического контекста, которому на двусторонней и многосторонней

сложно дать точную характеристику, основе.

Перевод статьи с испанского языка осуществили: Виктория Ющенко, выпускница МГИМО (У) МИД РФ, и Анна Холодкова, выпускница РГПУ им. А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.