Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ СИНОПСИС НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СИНОПСИС НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГИ / ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAX SYSTEM / TAX BURDEN / TAXES / DIRECT AND INDIRECT TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучук М. Ю., Тибец В. П.

В статье приведено сравнение налоговых систем Республики Беларусь и Литовской Республики. Основная цель работы - изучение основных аспектов налогообложения двух стран. Исследование охватывает анализ и оценку налоговой нагрузки государств за 2013-2016 гг., а также факторы, влияющие на её уровень; сравнение налоговых ставок и льгот по некоторым налогам. На основании анализа авторами были выявлены общие проблемы налоговых систем Республики Беларусь и Литвы, а также предложены меры для дальнейшего совершенствования налоговых систем и в целом развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL SYNOPSIS OF TAX SYSTEMS OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE REPUBLIC OF LITHUANIA

The article compares the tax systems of the Republic of Belarus and the Republic of Lithuania. The main goal of the research is to study the main aspects of taxation of the two countries. The study covers analysis and assessment of the tax burden of the states during 2013-2016, as well as factors affecting its level. Based on the analysis, the authors identified common problems of the tax systems of the Republic of Belarus and Lithuania, as well as proposed measures to further improve tax systems and, in general, economic development.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ СИНОПСИС НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 336.221.4

Кучук М.Ю. студент 3 курса Тибец В.П. студент 3 курса факультет «Банковского дела» научный руководитель: Конончук И.А.

доцент

Полесский государственный университет

Беларусь, г. Пинск АНАЛИТИЧЕСКИЙ СИНОПСИС НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация: В статье приведено сравнение налоговых систем Республики Беларусь и Литовской Республики. Основная цель работы -изучение основных аспектов налогообложения двух стран. Исследование охватывает анализ и оценку налоговой нагрузки государств за 2013-2016 гг., а также факторы, влияющие на её уровень; сравнение налоговых ставок и льгот по некоторым налогам. На основании анализа авторами были выявлены общие проблемы налоговых систем Республики Беларусь и Литвы, а также предложены меры для дальнейшего совершенствования налоговых систем и в целом развития экономики.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая нагрузка, налоги, прямое и косвенное налогообложение.

Kuchuk M. Y.

Tibets V.P. the students 3 year, faculty of «Banking» Polessky State University Belarus, Pinsk Scientific supervisor: Kononchuk I.A.

assistant professor Polessky State University Belarus, Pinsk

ANALYTICAL SYNOPSIS OF TAX SYSTEMS OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE REPUBLIC OF LITHUANIA

Summary: The article compares the tax systems of the Republic of Belarus and the Republic of Lithuania. The main goal of the research is to study the main aspects of taxation of the two countries. The study covers analysis and assessment of the tax burden of the states during 2013-2016, as well as factors affecting its level. Based on the analysis, the authors identified common problems of the tax systems of the Republic of Belarus and Lithuania, as well as proposed measures to further improve tax systems and, in general, economic development.

Keywords: tax system, the tax burden, taxes, direct and indirect taxes.

Создание современной экономики рыночного типа в любом государстве, в том числе Республике Беларусь и Литовской Республике, невозможно без эффективной налоговой системы, потому что налоги являются основным источником доходов государственного бюджета и влияют на ведение национального бизнеса, торговую и инвестиционную привлекательность стран, внешнеэкономическую деятельность и уровень социально-экономического развития в целом.

Выход на международные рынки капитала, увеличение активов страны, наращивание объемов экспорта выступают важными механизмами решения социально-экономических задач, стоящих перед Республикой Беларусь как страной с открытой экономикой. Особенно важно экономическое взаимодействие с ближайшими соседями, в том числе Литвой. По итогам работы за 2016 год на долю Литвы приходится 3,26 % всего экспорта Республики Беларусь, увеличившись в абсолютном изменении более чем в 2 раза. Расширение экономического сотрудничества требует учета национальных особенностей реализации экономической политики, в составе которой значимым пластом является налоговая политика и складывающаяся под ее воздействием налоговая система.

Выступая основным источником финансирования государственных расходов, налоги Республики Беларусь и Литовской Республики выполняют свое фискальное предназначение в большой степени, обеспечивая, соответственно, 83,6 % и 75,5 % доходной части бюджета, среди которых преобладают косвенные платежи, формируя половину налоговых поступлений. Структура налоговых систем в разрезе налоговых платежей оценивается своей схожестью, включая в себя республиканские и местные налоги (сборы, пошлины). Плательщики обеих государств уплачивают НДС, акциз, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, имущественные платежи, платежи за природопользование, взносы на обязательное социальное страхование. Однако специфичность налоговой базы, направленность налоговых льгот, регулирующие аспекты налогообложения предопределили дифференциацию налоговых платежей по налоговым ставкам (Таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика налоговых ставок Республики Беларусь и Литовской Республики по состоянию на _01.01.2018, %_

Республика Беларусь Литва

1. НДС 20 21

Льготная ставка 10 5; 9

2. Подоходный налог 13; 16 5 - 15

Льготная ставка 9 5

3. Налог на прибыль 18; 25 5 - 15

Льготная ставка 5; 10; 5

4. Налог на недвижимость 1; 2; 0,1 0,3 - 3%

5. Отчисления на социальные нужды 35 34

Примечание: собственная разработка на основании источников [2] и

[3]

Так, в Республике Беларусь основная ставка НДС установлена на уровне 20 %, незначительно отличаясь от уровня налогообложения потребления в Литовской Республике (21 %). С целью сглаживания регрессивности НДС в Беларуси в отношении отдельных товаров применяется пониженная ставка НДС в размере 10 % - продукты питания, товары детского ассортимента, продукция растениеводства и животноводства. В Литве некоторые товары и услуги облагаются по следующим льготным ставкам: 9 % (большинство книг, периодических изданий и услуги пассажирских перевозок) и 5 % (фармацевтические и медицинские товары, оказываемые инвалидам услуги социального характера).

В исследуемых странах уровень прямого налогообложения отличается существенно. Для физических лиц Республики Беларусь создан более щадящий режим при уплате подоходного налога с физических лиц, ставка которого составляет 13%. В то время уровень изъятия по аналогичному налогу в Литве составляет 5 - 15 % в зависимости от размера получаемого дохода. Однако, белорусские индивидуальные предприниматели перечисляют в бюджет 16 % полученного от ведения предпринимательской деятельности дохода, за некоторым исключением. В отношении отдельных видов деятельности самозанятых лиц литовское Правительство установило ставку налога в размере 5 %.

Анализируя налогообложение юридических лиц, следует отметить, что в Республике Беларусь они подвержены более высокой налоговой нагрузке, что подтверждает ставка налога на прибыль в размере 18%, в отличие от ставки такого же налога в Литве, которая равна 5 - 15% в зависимости от размера получаемого дохода. Учитывая достаточно высокий уровень рентабельности в финансовой сфере, в современных экономических условиях с фискальной направленностью государственного бюджета для банков и страховых компаний в Республике Беларусь с 2015 года действует повышенная ставка налога на прибыль в размере 25 % [1]. Республика Беларусь, выбрав инновационный путь развития, предопределила налоговые льготы как инструмент стимулирования и поддержания развития приоритетных для государства видов и направлений деятельности. Более низкая ставка по налогу на прибыль 10 % устанавливаются в части прибыли, полученной от реализации инновационной и технологичной продукции, деятельности научно-технологических парков и их резидентов, центров трансфера технологий. В свою очередь, для Литовских организаций, которые реализовывают инвестиционные проекты, льготы по налогообложению

прибыли достигают 50%.

Не менее важным аспектом налоговой системы является налогообложение имущества. Стандартная ставка налога на недвижимость для организаций Беларуси составляет 1% остаточной стоимости пассивной части основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства). В целях стимулирования своевременного завершения строительства и недопущения «замораживания» капитала в незавершённом производстве, предусмотрена повышенная ставка налога на недвижимость в размере 2 % без возможности отнесения налога на затраты, учитываемые при налогообложении. К физическим лицам более лояльные условия по данному налогу, что подтверждает ставка в размере 0,1 %. В Литовской Республике размер налога на недвижимость устанавливаются местными органами власти и колеблется в пределах 0,3-3 % от рыночной стоимости недвижимости.

Характерной чертой налоговых систем обеих стран является чрезмерное обложение заработной платой взносами на социальное страхование - 35 % и 34 %, соответственно, в Республике Беларусь и Литве, из которых белорусские работники уплачивают 1 %, а литовские - 3 %. Такое распределение налоговой нагрузки позволяет литовскому бизнесу снизить налоговую составляющую своих затрат и повысить результативность деятельности.

Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь, как основному нормативному документу, регламентирующему сферу налогообложения, белорусские плательщики уплачивают такие специфичные налоги, как налог на вмененный доход, налог при упрощенной системе налогообложения, налог на игорный бизнес, сбор с заготовителей, налог за владение собаками, курортный сбор и другие. Закон Литовской Республики «О налоговой администрации» вменяет обязанность уплачивать также налог на лотереи и азартные игры, налог на наследство, налог на государственные природные ресурсы, некоторые налоги в сахарной промышленности.

Действующий состав налоговых платежей, их характеристика с позиций обязательных элементов, система налоговых льгот и преференций отражается соответствующим образом на величине налоговой нагрузке на экономику как качественном индикаторе налоговой системе государства, позволяющем оценить эффективность налоговой системы, выявить допущенные ошибки в области налогообложения, разработать необходимые меры, реализация которых позволит урегулировать отдельные вопросы и решить ряд проблем, и, в конечном итоге, скорректировать налоговую политику.

Соотнеся сумму налоговых поступлений консолидированного бюджета и размер ВВП за определенный период времени, определили тяжесть налогового бремени на экономику рассматриваемых государств (Таблица 2).

Таблица 2 - Налоговая нагрузка на экономику Республики

Беларусь и Литовской Республики за 201 13-2016 гг.

Показатели 2013 2014 2015 2016

Налоговые поступления в консолидированный бюджет РБ, млн. рублей 16 490 18 900 22 280 23 852,3

ВВП РБ, млн. рублей 67 069 80 579 89 910 94 321

Налоговая нагрузка на экономику РБ (стр.1/стр.2 *100%) 24,6 23,5 24,8 25,3

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Литвы, млн. евро 5 663 6 019 6 440 6 690

ВВП Литвы, млн. евро 34 959,6 36 568,3 37 426,6 38 668,3

Налоговая нагрузка на экономику Литвы (стр.3/стр.4*100%) 16,2 16,5 17,2 17,3

Примечание: собственная разработка на основании источников [3], [4] и [5]

Предпринимаемые на государственном уровне мероприятия, направленные на рост конкурентоспособности налоговой системы, не позволили сдержать величину налоговая нагрузки на макроуровне: за 2013 -2016 гг. показатель увеличился в Республики Беларусь на 0,7 пп., Литве - на 1,1 пп. Несмотря на более низкие темпы налоговое бремя на экономику за 2016 год в Республике Беларусь имеет гораздо более высокое значение (26,6 %), чем в Литве (17,3 %). Это свидетельствует о наличии ряда проблем в Республике Беларусь, которые оказывают негативное влияние на ведение национального бизнеса и эффективность функционирования всей экономики. Данный факт подтверждают данные Всемирного банка, который исследует условия ведения бизнеса. Так, по рейтингу Всемирного банка Во^ЬштеББ - 2018, Беларусь занимает 96 место по показателю критерия "Налогообложение", в то время как Литва занимает 18 место. Согласно представленному рейтингу белорусские плательщики уплачивают 51,8 % заработанной ими прибыли, а литовские резиденты - 42,6 %.

Сравнение налоговых систем двух стран позволило обратить внимание на существование общих проблем:

- высокий уровень налоговой нагрузки, что сдерживает развитие бизнеса, предпринимательской активности и инвестиционные возможности;

- множество дифференцированных ставок и громоздкие расчёты при исчислении налогов, которые усложняют налоговую систему, увеличивают расходы на налоговое администрирование;

- нестабильность налогового законодательства, которое не позволяет в полной мере учесть фактор налогообложения при планировании бизнеса и определении его эффективности;

- существование налогов, относимых на себестоимость продукции

(экологический, земельный и др.), которые не отвечают экономической сущности налогов;

- зависимость налоговых платежей друг от друга, в результате чего нарушение в исчислении одного платежа вызывает мультипликативный эффект на величине другого.

Дальнейшее развитие и совершенствование налоговых систем видится в принятии следующих мер:

- усиление регулирующей функции налогов, что положительно отразится на увеличении доли прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений;

- упрощение механизма начисления расчета налоговых платежей;

- пересмотр подхода расчета налогов, имеющих незначительную долю в доходах бюджета (экологический, имущественные налоги);

- улучшение налогового администрирования и информационного обслуживания плательщиков.

Оба государства в процессе своего развития идут по аналогичному экономическому, политическому, научному пути развития, что обусловило построение схожего государственного и бюджетного устройства, выбор идентичной экономической модели, ведение близкой монетарной, инвестиционной и налоговой политики. Система налогообложения в странах имеет схожую структуру и характеризуется значительной степенью унификации, а успешная реализация предлагаемых мер позволит повысить эффективность налоговых систем Республики Беларусь и Литовской Республики, улучшить торговую и инвестиционную привлекательность относительно друг друга и иных стран, стимулировать уровень социально-экономического развития государств.

Использованные источники:

1. Конончук, И.А. Реализация налоговой политики, стимулирующей страхование в Республике Беларусь / И.А. Конончук // Экономика и банки. -2017. - № 1. - С.2-10.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 2009 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. - Минск. 2018. - 72 с.

3. Main taxes in the Republic of Lithuania [interactive]. [looked 20 th of May, 2018]. Access through internet: http://finmin.lrv.lt/en/competence-areas/taxation/main-taxes

4. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Налоговая система Республики Беларусь. - Минск, 2018. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/tax_policy/tax_system/. - Дата доступа: 20.05.2018

5. Eurostat database [interactive]. [looked 20 th of May, 2018]. Access through internet: http ://ec.europa.eu/euro stat/data/database

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.