Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГИ / ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAXATION / TAX BURDEN / TAXES / ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BELARUS / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова М. А., Левкович В. М.

Статья посвящена оценке налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь. В данной статье рассмотрена динамика и структура налоговой нагрузки, а также налоговая нагрузка на организации Республики Беларусь в разрезе видов экономической деятельности за 2014-2016гг. Выявлены недостатки налоговой системы Республики Беларусь. Также был сделан вывод о том, что общий уровень налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь на протяжении 2014 - 2016 гг. сохраняется на оптимальном для Республики Беларусь уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF TAX BURDEN ON THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The Article is devoted to the assessment of the tax burden on the economy of the Republic of Belarus. This article discusses the dynamics and structure of the tax burden, as well as the tax burden on the organizations of the Republic of Belarus in the context of economic activities for 2014-2016. The shortcomings of the tax system of the Republic of Belarus are revealed. It was also concluded that the overall level of the tax burden on the economy of the Republic of Belarus during 2014 - 2016 remains at the optimal level for the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

7. О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации - Положение ЦБ РФ №302-П от 26.03.2007г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http : //www. consultant.ru

УДК 336.228

Малахова М.А. студент 3 курса факультет «Банковское дело» Левкович В.М. студент 3 курса факультет «Банковское дело» Полесский государственный университет научный руководитель: Конончук И.А., к. э.н.

доцент Беларусь, г. Пинск ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация: Статья посвящена оценке налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь. В данной статье рассмотрена динамика и структура налоговой нагрузки, а также налоговая нагрузка на организации Республики Беларусь в разрезе видов экономической деятельности за 20142016гг. Выявлены недостатки налоговой системы Республики Беларусь. Также был сделан вывод о том, что общий уровень налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь на протяжении 2014 - 2016 гг. сохраняется на оптимальном для Республики Беларусь уровне.

Ключевые слова: налогообложение, налоговая нагрузка, налоги, экономика Республики Беларусь, налоговая система.

UDC 336.228

Malakhova M.A.

student

The 3rd course, faculty of "Banking» Polessky state University Belarus, Pinsk Levkovich V.M. student

The 3rd course, faculty of "Banking» Polessky state University Belarus, Pinsk Supervisor: Kononchuk I.A.

Candidate of economic Sciences, associate Professor

ASSESSMENT OF TAX BURDEN ON THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: the Article is devoted to the assessment of the tax burden on the economy of the Republic of Belarus. This article discusses the dynamics and structure of the tax burden, as well as the tax burden on the organizations of the Republic of Belarus in the context of economic activities for 2014-2016. The shortcomings of the tax system of the Republic of Belarus are revealed. It was also concluded that the overall level of the tax burden on the economy of the Republic of Belarus during 2014 - 2016 remains at the optimal level for the Republic of Belarus.

Key words: taxation, tax burden, taxes, economy of the Republic of Belarus, tax system.

Налоговая нагрузка является одним из ключевых качественных показателей налоговой системы государства. С одной стороны, сложившийся уровень налоговой нагрузки обеспечивает формирование доходов консолидированного бюджета страны на заданном значении, с другой стороны - определяет доходы плательщиков, его инвестиционные возможности, влияет на отпускные цены, объем экспортно-импортных операций и экономический рост государства. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы.

При расчете показателя налоговой нагрузки на макроуровне чаще всего соотносят налоговые поступления консолидированного бюджета к ВВП (Таблица 1).

Таблица 1 - Динамика налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2014-2016 гг. __

Абсолютное изменение2015/2 014 (+/-) Абсолютное

Наименование показателя / Год 2014 2015 2016 изменение2016/2 015 (+/-)

Налоговые доходы 18,9 22,3 23,9 + 3,4 + 1,5

(млрд. руб)

ВВП, млрд. руб 77,8 89,6 94,46 + 11,8 + 4,86

Налоговая нагрузка,% к ВВП 24,3 24,8 25,3 + 0,5 + 0,5

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [1, с.22]

Величина налоговой нагрузки на протяжении 2014-2016 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2015 г. величина налоговой нагрузки увеличилась на 0,5 п.п. по сравнению с 2014 г. и составила 24,8% к ВВП. В 2016 г. уровень налоговой нагрузки составил 25.3% к ВВП, что на 0,5 п.п. выше аналогичного показателя за 2015 г. Изменение доли налоговых

поступлений в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь обусловлено расширением налоговой базы, корректировкой налоговых льгот и иных дополнений, вносимых в механизм налогообложения. Перераспределение более четверти созданной в стране добавленной стоимости обеспечивает формирование за счет налоговых поступлений более 80 % всех доходов консолидированного бюджета страны, обеспечивая финансирование взятых на себя государством обязательств.

Однако структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь свидетельствует о значительной роли косвенных налогов в пополнении государственной казны, что является негативным фактором, сдерживающим экономические возможности субъектов хозяйствования-плательщиков налогов и сборов (Таблица 2).

Таблица 2- Структура налоговой нагрузки на экономику за 2014-

2016 гг.

Удельный вес в % к ВВП Отклонение Отклонение

Показатели 2015/2014(+/- 2016/2015(+/-),

2014 г. 2015 г. 2016 г. ), п.п. п.п.

Налоговые доходы, в том числе: 24,3 24,8 25,3 1,3 0,5

налоги на товары (работы, услуги) 13,1 11,7 12,4 -1,0 0,7

налоги на доходы и 6,9 6,7 7,0 0,1 0,3

прибыль

налоговые доходы от 2,4 4,4 3,6

внешнеэкономической 2,1 -0,8

деятельности

налоги на 1,3 1,4 1,7 0,1 0,3

собственность

другие налоги, сборы 0,6 0,6 0,6

(пошлины) и иные обязательные платежи 0,0

Примечание - Источник: собственная разработка

Наибольший рост обеспечен за счет группы налогов от выручки реализации товаров (работ, услуг) и налогов на доходы и прибыль. Значительный вклад в формирование общих поступлений этих платежей внес налог на добавленную стоимость и подоходный налог с физических лиц.

В 2016 году по сравнению с 2014 годом налоги на товары (работы, услуги) составляют 12 ,4 % по отношению к ВВП, что на 0,7 % ниже. В структуре налоговых доходов наименьший удельный вес в % к ВВП занимают налоги на собственность, а также другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи.

Структура налоговой нагрузки определяется категориально группами плательщиком, уплачивающие различные налоговые платежи и имеющие

характерные для них особенности налогообложения (Таблица 3).

Таблица 3 - Налоговые поступления в разрезе плательщиков Республики Беларусьза 2014-2016 гг.___

Показатель / Год 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Количество плательщиков

Из них:

Организации 184 421 179 995 180 760

Индивидуальные предприниматели (ИП) 248 952 240 781 235 995

Физические лица, не являющиеся ИП 2 815 551 2 826 552 2 864 719

Объем налоговых поступлений, тыс. руб.

Из них:

Организации 18 890 775, 4 18 196 03 8,7 19 396 977,2

Индивидуальные предприниматели (ИП) 425 843,5 421 476,8 429 906,3

Физические лица, не являющиеся ИП 620 546,5 680 370,0 771 539,6

Налоговые поступления в разрезе плательщиков, тыс. руб.

Организации 102,4 101,1 107,3

Индивидуальные предприниматели (ИП) 1,71 1,75 1,82

Физические лица, не являющиеся ИП 0,22 0,24 0,26

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [2]

В Республике Беларусь на протяжении 2014-2016 гг. наблюдается увеличении суммы налоговых платежей, поступающих от одного плательщика. При этом наибольшая сумма приходится на организации (107,3 тыс руб по сравнению с 1,82 тыс руб и 0,26 тыс руб, соответственно, перечисляемые индивидуальным предпринимателем и физическим лицом по итогам деятельности за 2016 год).

При расчете уровня налоговой нагрузки на бизнес применяются разные подходы к формированию и числителя, и знаменателя данного относительного показателя. В числителе используют:

- сумму начисленных либо уплаченных предприятием налогов;

- всю сумму обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, включая штрафные санкции и пени, взимаемые за нарушение налогового законодательства;

- конкретные виды налогов;

- группы налоговых платежей, объединенные по общим признакам.

В знаменателе чаще всего используются показатели:

- выручка;

- общая сумма денежных доходов;

- прибыль;

- чистая прибыль после налогообложения;

- другие.

Наиболее общее представление об уровне налоговых изъятий у предприятий в бюджет дает показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый как отношение всех начисленных налогов к выручке от реализации товаров (работ, услуг). Его динамика отражает тенденцию роста (снижения)

совокупного налогового бремени, возлагаемого на хозяйствующие субъекты, и поэтому он используется аналитиками Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [3].

Данные об уровне налоговой нагрузки на организации Республики Беларусь в разрезе отдельных видов экономической деятельности за 2014 -2016 гг. представлены на рисунке 1.

производство электрооборудования ш 0,7

0,5 ■ 0,5

финансовая и страховая деятельности с

здравоохранение и социальные услуги ^^^^^^

образование

производство кокса и продуктов нефтепереработки производство продуктов питания, напитков и табачных изделий профессиональная, научная и техническая деятельность

информация и связь

водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

13,7

2016 2015 2014

10

12

14 16

Рисунок 2 - Налоговая нагрузка на организации Республики Беларусь в разрезе видов экономической деятельности за 2014-2016гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [4] За последние годы налоговая нагрузка на организации в разрезе видов экономической деятельности колеблется от 0,5 до 13,7 %.

Уровень налоговой нагрузки, возлагаемой на плательщиков зависит от множества факторов как внешней налоговой среды, в котором функционирует субъект хозяйствования, так и от особенностей его финансово-хозяйственной деятельности, предопределяющей долю материальных, трудовых затрат, амортизационных отчислений, условно-постоянных налогов и других затрат в составе выручки от реализации продукции по периодам времени [5], являющей весомым фактором величины налогового бремени.

Подводя итог можно отметить, что общий уровень налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь на протяжении 2014 - 2016 гг. сохраняется на оптимальном для Республики Беларусь уровне, определенном программой социально-экономического развития государства. В силу преобладания косвенных налогов над прямыми налоговая нагрузка по ее структуре характеризуется неудовлетворительной, а налоговая система фискальной, что требует усиления роли регулирующих возможностей системы налогообложения. Значительная дифференциация налоговой нагрузки на плательщиков по видам экономической деятельности

0

2

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

8

свидетельствует о неэффективности реализации принципа равенства и справедливости налогообложения, что требует взвешенного подхода при разработке реализации мероприятий, направленных на дальнейшее развитие налоговой системы Республики Беларусь.

Использованные источники:

1. Национальные счета / Статистический справочник / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. - Минск. - 2016, - 292 с.

2. Министерство по налогам и сборам [Электронный ресурс] / Итоговые данные по учету налогов, сборов (пошлин) за 2016 год. - Режим доступа: http: //www.nalog. gov.bv/uploads/documents/Informatsionnvi - spravochnik-za-2016-god.pdf. - Дата доступа: 02.03.2018.

3. Кисель, И.А. Анализ применяемых в практике показателей результативности налогового менеджмента на предприятиях / И.А. Кисель // Экономика и банки. - 2014. - № 2. - С. 3-9.

4. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] / О налоговой нагрузке на организации 2016. - Режим доступа: http://www.nalog.gov.bv/ru/nalog-nagruzka-na-organizacii-ru/. - Дата доступа: 03.03.2018.

5. Кисель, И.А. Методика оценки влияния налоговой нагрузки на финансовые результаты деятельности предприятия в системе налогового менеджмента / И.А. Кисель // Экономика и банки. - 2013. - № 2. - С. 36-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.