Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 2
ФИНАНСЫ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ FINANCE AND MONEY CIRCULATION IN THE ECONOMY
Анализ и оценка состояния современной налоговой системы Республики Беларусь
Analysis and assessment of the state of the modern tax system of the Republic of Belarus
DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-133-142
УДК 658.5(075.8)
В. В. Шевцова, Белорусский государственный экономический университет (Минск, Республика Беларусь]
В. П. Герасенко, Белорусский государственный экономический университет (Минск, Республика Беларусь]
V. V. Shevtsova, Belarusian State Economic University (Minsk, Republic of Belarus)
V. P. Gerasenko, Belarusian State Economic University (Minsk, Republic of Belarus)
Целью данной статьи является оценка текущего состояния и тенденций развития современной налоговой системы Республики Беларусь. Для реализации обозначенной цели анализируется процесс формирования налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, подвергается критической ревизии налоговое законодательство Республики Беларусь, а также оцениваются предпринимаемые в последние годы меры по совершенствованию налогового администрирования. Авторами исследования делаются выводы о базовых тенденциях развития современной налоговой системы Республики Беларусь и формулируются предложения, направленные на дальнейшую поступательную рационализацию налоговой системы Республики Беларусь. Авторы исследования выявляют ключевые тенденции развития современной налоговой системы Республики Беларусь: снижение налоговой нагрузки на экономику и организации, рационализация налоговых льгот и их концентрация в плоскости стимулирования ключевых направлений социально-экономического развития Республики Беларусь, совершенствование механизма налогового администрирования. Позитивно оценивая обозначенные тенденции развития налоговой системы, авторы формулируют ряд предложений, направленных на дальнейшее поступательное совершенствование налоговой системы Республики Беларусь и ее органичную адаптацию к достижениям мирового опыта реализации налоговых реформ. Предлагаются такие меры, как дальнейшее упрощение механизмов взимания отдельных налогов; смещение приоритетов в контрольной работе налоговых органов с сугубо фискальных целей на реализацию мер профилактического и предупредительного характера; масштабное повсеместное внедрение в практику работы налоговых органов передовых IT-технологий; формирование высокого уровня налоговой культуры и гражданской ответственности. По мнению авторов, предлагаемые меры будут способствовать достижению приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствовать тенденциям формирования налоговых систем стран с развитыми традициями налогообложения. Результаты проведенного исследования можно использовать в учебном процессе, а также в практической деятельности налоговой службы Республики Беларусь.
Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, налоговая нагрузка на экономику, налоговые доходы бюджета, налоговое законодательство, налоговое администрирование.
The purpose of this article is to assess the current state and development trends of the modern tax system of the Republic of Belarus. To achieve this goal, the process of generating tax revenues of the consolidated budget of the Republic of Belarus is analyzed, the tax legislation of the Republic of Belarus is critically revised, and measures taken in recent years to improve tax administration are evaluated. The authors of the study draw conclusions about the basic development trends of the modern tax system of the Republic of Belarus and formulate proposals aimed at further progressive rationalization of the tax system of the Republic of Belarus. The authors of the study state the key trends in the development of the modern tax system of the Republic of Belarus: reduction of the tax burden on the economy and organizations, rationalization of tax benefits and their concentration in the plane of stimulating key areas of socioeconomic development of the Republic of Belarus, improvement of the tax administration mechanism. Having positively assessed the indicated trends in the development of the tax system, the authors formulate a number of proposals aimed at further progressive improvement of the tax system of the Republic of Belarus and its organic adaptation to the achievements of world experience in implementing tax reforms. Measures such as further simplifying the mechanisms for levying individual taxes are proposed; shift of priorities in the control work of tax authorities from purely fiscal goals to the implementation of preventive and preventive measures; large-scale widespread introduction of advanced IT technologies into the practice of the tax authorities; the formation of a high level of tax culture and civil liability. According to the authors, the proposed measure will contribute to the achievement of priority areas of the socioeconomic development of the Republic of Belarus and correspond to the trends in the formation of tax systems of countries with developed traditions of taxation.The results of the study can be used in the educational process, as well as in the practical activities of the tax service of the Republic of Belarus.
Keyword: Tax system, tax policy, tax burden on the economy, tax revenues of the budget, tax legislation.
Введение
Теоретические аспекты функционирования налоговой системы традиционно являются объектом пристального внимания ученых-налоговедов. В частности, сущность и виды налоговой системы, требования к ее построению отразили в своих работах такие ученые, как Е. Ф. Киреева, Т. И. Василевская, Т. Е. Бондарь, В. М. Пушкарева, Т. Ф. Юткина, Е. Н. Евстигнеев и другие. При этом все обозначенные ученые сходятся во мнении о теснейшей связи понятий «налог» и «налоговая система». В частности, Т. Ф. Юткина утверждает: «Система налогообложения как некая объективная данность, которая модифицируется на практике» [1, с. 27]. С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик подчеркивали, что «понятие "налоговая система" является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия "налоги" и представляет собой единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование» [2, с. 37]. Немецкий ученый-экономист А. Вагнер сформулировал определение налоговой системы как «комбинацию совокупности налогов, соответствующей научным принципам, позволяющим ей выполнять свою главную функцию - фискальную» [3, с. 193].
Между тем оценка имеющейся научной литературы по данному вопросу позволяет констатировать недостаточность аналитических разработок по оценке практики функционирования современной налоговой системы Республики Беларусь и определения ключевых направлений ее дальнейшего развития. В связи с этим представляется актуальным и востребованным анализ состояния и тенденций развития современной налоговой системы Республики Беларусь.
Теория исследования
Налоговую систему современного государства можно представить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, действующую на основе государственного суверенитета и базирующуюся на правовой основе по их установлению (отмене), исполнению налогового обязательства и организации контроля за процессом налогообложения [4].
Правовой основой функционирования современной налоговой системы Республики Беларусь является ее налоговое законодательство, которое представлено в настоящее время Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, а также декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, которые касаются вопросов налогообложения. В развитие данных документов регулярно принимаются постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс Республики Беларусь «устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в
процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством»1. Согласно Налоговому кодексу, вся совокупность налогов, действующих на территории Республики Беларусь, классифицируется на налоги и сборы (пошлины); республиканские и местные налоги. Кроме того, на территории республики функционируют особые режимы налогообложения, предполагающие специфический механизм исчисления и уплаты налогов для отдельных категорий плательщиков. Согласно статье 8 Общей части налогового кодекса Республики Беларусь, на территории Республики Беларусь действуют следующие республиканские налоги, сборы (пошлины): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы, таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования; утилизационный сбор.
В Республике Беларусь существуют местные налоги и сборы, право на установление которых принадлежит Минскому городскому Совету депутатов, местным Советам депутатов базового территориального уровня. К таким налогам и сборам относят налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей. При этом существенной фискальной роли местные налоги традиционно не играют. Так, по данным Министерства по налогам и сборам, за счет данных налогов обеспечивается чуть более 0,02 % налоговых доходов, контролируемых налоговыми органами республики [5].
Как уже отмечалось, параллельно с республиканскими и местными налогами на территории Республики Беларусь действуют особые режимы налогообложения. Например, для производителей сельскохозяйственной продукции, игорного бизнеса, лотерейной деятельности и т. д.
Если рассматривать формирование бюджета Республики Беларусь с позиций основных доходных источников, то в рамках действующей бюджетной классификации основными доходными источниками консолидированного бюджета являются НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы2. Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2015-2018 гг. и 9 месяцев 2020 г. отражена в табл. 1-2.
Таблица 1
Анализ структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2015-2018 гг. и 9 месяцев 2019 г., в %
Наименование показателя Год 9 месяцев 2019 г.
2015 2016 2017 2018
Налоговые доходы, всего 83,6 83,6 83,2 83,6 83,6
Налоги на доходы и прибыль, всего 22,9 22,8 23,8 23,2 24,0
в т. ч. налог на прибыль 8,2 8,2 9,2 8,7 8,2
подоходный налог 13,9 13,8 13,7 13,7 15,1
Налоги на собственность, всего 4,6 5,6 5,1 4,6 4,1
в т. ч. земельный налог 1,6 2,2 1,9 1,8 1,4
налог на недвижимость 2,9 3,3 3,1 2,7 2,8
Налоги на товары (работы, услуги), всего 39,4 41,1 41,2 39,6 41,6
в т. ч. налог на добавленную стоимость 27,3 28,9 29,2 28,0 29,2
акцизы 7,3 7,7 7,4 7,0 7,2
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 14,7 12,0 11,2 14,6 12,3
Другие налоги (сборы, пошлины) 2,0 2,1 1,9 1,6 1,6
Неналоговые доходы 16,0 15,4 12,8 10,8 12,0
Безвозмездные поступления 0,4 0,9 4,0 5,6 4,4
Всего доходы консолидированного бюджета 100 100 100 100 100
Залоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): от 19 декабря 2002 г. №166-З (в ред. от 30 декабря 2018 г. №153-3) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://etalonline.by (дата обращения: 16.05.2020).
2Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» за 2015-2018 гг. и 9 месяцев 2019 г. // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. URL: http://www.minfin.gov.by (дата обращения: 16.05.2020).
Данные таблицы убедительно демонстрируют ведущую роль налоговых поступлений при формировании консолидированного бюджета Республики Беларусь, удельный вес которых в доходах консолидированного бюджета за период 2015-2018 гг. и 9 месяцев 2019 г. устойчиво превышал 83 %.
Таблица 2
Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь
за 2015-2018 гг. и 9 месяцев 2019 г., в %
Наименование показателя Год 9 месяцев 2019 г.
2015 2016 2017 2018
Налоговые доходы, всего 100 100 100 100 100
подоходный налог 16,6 16,5 16,5 16,4 18,1
налог на прибыль 9,8 9,7 11,1 10,4 9,8
налоги на собственность 5,6 6,7 6,1 5,5 5,0
налог на добавленную стоимость 32,6 34,5 35,1 33,5 34,9
акцизы 8,7 9,2 8,9 8,3 8,6
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 17,6 14,4 13,5 17,5 14,7
другие налоговые доходы 9,1 9,0 8,8 8,4 8,9
Традиционно для характеристики любой современной налоговой системы применяется разделение налогов на прямые, косвенные и смешанные. Прямые налоги взимаются с дохода или стоимости имущества плательщика, поэтому они наиболее болезненны с позиций влияния на экономические интересы бизнеса. Это налог на прибыль, подоходный налог, прочие налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли. Косвенные налоги выступают в виде надбавки к цене, они взимаются с выручки (оборота) и оплачиваются конечным потребителем товара (НДС, акцизы). Подчеркнем, что именно косвенные налоги играют решающую роль при формировании налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь, что наглядно отражает табл. 2. За период с 2015-2018 гг. по 9 месяцев 2019 г. за счет данной группы налоговых источников устойчиво формировалось около 40 % доходов консолидированного бюджета. Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеют разнообразные объекты налогообложения. В число таких налогов включают экологический и земельный налоги, налог на недвижимость, взносы в Фонд социальной защиты населения (далее - ФСЗН).
Для объективной оценки налоговой системы Республики Беларусь необходимо рассмотреть зарубежный опыт в данной сфере. Можно выделить следующие особенности и тенденции развития налоговых систем зарубежных стран.
1. Доля налоговых поступлений в доходах государственного бюджета колеблется в диапазоне 8090 %. Уровень налоговой нагрузки на экономику (отношение уплаченных в стране налогов к ВВП) достаточно вариабелен и зависит от масштаба финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему. Например, средняя доля налогов в ВВП стран ОЭСР в 2018 г. составила 34,3 % с амплитудой колебаний по странам от 16,1 % в Мексике до 46,1 % во Франции1.
2. Основная роль в формировании налоговых доходов государственного бюджета принадлежит прямым и косвенным налогам.
3. Среди косвенных налогов ведущую роль играет НДС, реализующий фискальные интересы государства. В частности, в 2017 г. НДС составил свыше 20 % всех налоговых поступлений в странах ОЭСР. При этом в последнее десятилетие роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета поступательно повышается, что обусловлено разработкой эффективных методик их высокой собираемости.
4. Прямые подоходные налоги и отчисления в социальные фонды используются в качестве инструментов налогового регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций и социальных стабилизаторов общественных систем. При этом их фискальная роль по-прежнему весьма существенна. Так, в 2017 г. по странам ОЭСР взносы в систему социального обеспечения и налог на доходы физических лиц составили практически половину (49,9 %) всех налоговых поступлений.
5. Формирование налоговых доходов зависит от государственного устройства: федеральные (общегосударственные) налоги; региональные (уровень субъекта федерации, штата) и местные налоги.
1 Статистика бюджетных поступлений стран ОЭСР 2019 // Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития. URL: http://www.oecd.org/docserver/27bc1515-ru.pdf (дата обращения: 16.05.2020).
Принимая во внимание зарубежный опыт, можно констатировать, что действующая в настоящее время в Республике Беларусь налоговая система по количеству и видовому составу налогов в целом отвечает требованиям и параметрам современных налоговых систем. Вместе с тем обращает на себя внимание ведущая роль косвенных налогов, что обусловлено социальной ориентированностью бюджета Республики Беларусь и необходимостью мобилизации на эти цели значительного объема финансовых ресурсов. Кроме того, взносы на социальное страхование и пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляются в Фонд социальной защиты населения. Данный фонд является внебюджетным, поэтому для оценки его фискального значения применяется отношение доходов ФСЗН к ВВП, которое на протяжении последнего десятилетия стабильно составляет 11-12 % [6, с. 19]. С учетом отчислений в ФСЗН доля налогов в ВВП (налоговая нагрузка на экономику) Республики Беларусь в 2018 г. составила 37,2 %, что отражено в табл. 31. Таким образом, величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь вполне сопоставима со средней величиной данного параметра по странам ОЭСР (34,3 % ВВП).
Таблица 3
Динамика налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь
за 2015-2018 гг.
Наименование показателя Год
2015 2016 2017 2018
Доля налогов в ВВП,% 25,6 25,1 24,9 25,9
Доля налогов в ВВП (с учетом отчислений в ФСЗН),% 36,4 37,5 36,9 37,2
Подчеркнем, что в Республике Беларусь налоговая политика не только ориентируется на реализацию текущих фискальных потребностей государства, но и формируется на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При этом налоговая политика направлена на решение фундаментальных задач социально-экономического развития государства, определяемых из общей концепции государственного развития, базируется на долгосрочных научных финансовых прогнозах, принципах налогообложения и оперирует набором налоговых инструментов, соответствующих избранным приоритетам социально-экономического развития. В Республике Беларусь среднесрочная и долгосрочная налоговая политика регламентируются Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 20162020 гг., Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., Концепцией Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года.
В частности, согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года, налоговая политика будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной и налоговой систем, повышение качества и эффективности управления государственными финансами [7].
Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, основная цель налоговой политики на текущие пять лет состоит в поддержании уровня налоговой нагрузки на экономику, стимулирующего экономический рост. При этом четко обозначен верхний допустимый предел налоговой нагрузки на экономику - не более 26 % от ВВП [8].
Для успешного выполнения поставленных задач предусмотрен ряд мероприятий. В частности, декларируется пятилетний мораторий на введение новых налогов. По-прежнему преференциальный налоговый режим будет сохранен для Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк "Великий камень"». Масштабная государственная налоговая поддержка будет распространяться на производство высокотехнологичных и инновационных товаров, научные организации. Подчеркнем, что практика налогового стимулирования субъектов инновационной инфраструктуры характерна для большинства европейских стран с развитыми традициями налогообложения, при условии систематического контроля за их деятельностью и установления на строго определенный период времени [9; 10]. В Республике Беларусь отсутствует систематический мониторинг налоговых преференций, полученных субъектами инновационной инфраструктуры и ее резидентами, а также единообразная методология и методика оценки эффективности налоговых льгот. Учет величины налоговых льгот ведется в разрезе их видов по соответствующим нормативно-правовым документам, поэтому оперативно оценивать и измерять масштабы налоговой поддержки конкретного адресата крайне за-
1 Налоговая нагрузка на экономику // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. иК1,:Ьар://шшш.па1од.доу.Ьу/ги/па1од-падг^ка-есопот1са-ги (дата обращения: 16.05.2020).
труднительно. Не представляется возможным также отслеживать изменения в динамике и структуре налоговых преференций субъектов инновационной инфраструктуры и ее резидентов [11, с. 92-93].
Результаты исследования
Налоговая политика Республики Беларусь в настоящее время направлена на обеспечение реализации приоритетов, обозначенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь. Важные шаги в данном направлении в области налоговой политики сделаны в течение 2019 г. и истекшего периода 2020 г. Отметим наиболее существенные из них и определим основные тенденции развития налоговой системы Республики Беларусь.
1. Активная нормотворческая деятельность путем внесения изменений в редакцию Налогового кодекса, направленных на снижение налоговой нагрузки, пересмотр и систематизацию налоговых льгот, упрощение механизмов взимания отдельных налогов.
В частности, для снижения налоговой нагрузки, привлечения инвестиций, реинвестирования прибыли в развитие производства был увеличен в 1,5 раза размер инвестиционного вычета по налогу на прибыль; снижены с 12 до 6 % ставки налога на прибыль и подоходного налога в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет; отменены имущественные налоги по вновь построенным объектам и земельным участкам, на которых они расположены, в первый год эксплуатации. В последующие четыре года применяются понижающие коэффициенты. Отменено также право Местных советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за участки, занятые такими объектами.
Еще один резерв снижения налоговой нагрузки без ущерба фискальным интересам бюджета состоит в пересмотре и оптимизации состава налоговых льгот. Для этого Министерство по налогам и сборам в настоящее время ведет целенаправленную работу по анализу эффективности действующих налоговых льгот и преференций с целью последующей инициативы по сокращению наименее эффективных и сохранению льгот действенных. Подчеркнем, что в настоящее время налоговая служба республики не располагает проработанным методологическим аппаратом оценки эффективности предоставленных налоговых льгот, отсутствует единая система учета их объема и структуры по критериям, требуемым для аналитических исследований. Соответственно, затрудняется процесс принятия обоснованных решений о целесообразности отмены (сохранения) действующих налоговых льгот [11, с. 93].
В целом, благодаря реализации обозначенных мер по снижению налоговой нагрузки ее величина за 9 месяцев 2019 г. составила 24,8 % ВВП (без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения), что вполне укладывается в установленные Программой социально-экономического развития границы в 26 % ВВП.
Для упрощения механизмов взимания отдельных налогов и сборов в Налоговом кодексе сближены налоговый и бухгалтерский учет; организациям предоставлена возможность создавать резервы по сомнительным долгам; расширен перечень внереализационных доходов; упрощен налоговый учет некоторых нормируемых расходов. Кроме того, плательщикам единого налога на вмененный доход предоставлено право уплачивать НДС. Введен принцип добровольности применения единого налога с индивидуальных предпринимателей при реализации потребителям работ, услуг.
2. Совершенствование упрощенной системы налогообложения. В частности, расширена возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном порядке для организаций за счет увеличения в 1,5 раза критерия валовой выручки; критерий валовой выручки проиндексирован на прогнозный уровень инфляции; из налоговой базы исключены суммы возмещения коммунальных услуг при сдаче имущества в аренду.
3. Совершенствование налогового администрирования. Особое место в реализации данного направления налоговой политики принадлежит либерализации практики применения мер принудительного взыскания. В частности, изменен механизм приостановления операций по счетам юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, за счет внедрения риск-ориентированного подхода с делением организаций на группы риска в зависимости от степени добросовестности плательщика. Так, если накануне нарушения плательщик в течение 6 месяцев не допускал налоговых просрочек, то приостановление операций по счетам будет происходить не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты. И уже с 2018 г. руководители налоговых инспекций применяют практику отложенного на несколько дней принятия решения о приостановлении операций в отношении добросовестных субъек-
тов хозяйствования, которые по причине временных финансовых трудностей не в состоянии вовремя уплатить налоги. Таким образом, им дается возможность при наличии налоговой задолженности продолжить хозяйственную деятельность. В настоящее время дорабатывается программное обеспечение, которое позволит автоматизировать процедуру применения нового механизма управления налоговой задолженностью.
Усовершенствован также и порядок взыскания дебиторской задолженности. В частности, определен перечень документов, подтверждающих ее наличие, срок и формы представления данных. Введена обязанность налоговых органов по информированию дебитора о принятом решении по взысканию средств с его счетов в погашение задолженности по платежам в бюджет его кредиторов. Изменены подходы к начислению пени - ее размеры не должны превышать сумму доначисленного налога.
Таким образом, комплексная трансформация системы работы с задолженностью позволила решить практически все проблемные вопросы, связанные с принудительным взысканием, которые активно обсуждались бизнес-сообществом.
4. Активное применение в деятельности налоговых органов передовых IT-технологий. Так, использование передовых IT-технологий позволило изменить подходы к контрольно-аналитической работе посредством усиления профилактических мероприятий при параллельном повышении качества выбора объектов налогового аудита. Внедрена автоматизированная система выявления субъектов хозяйствования, являющихся неактивными; разработан электронный ресурс «Личный кабинет плательщика» с соответствующим набором электронных сервисов; разработана АИС «Учет счетов-фактур». Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 г. №4 14 «О совершенствовании безналичных расчетов», вступившим в силу с 1 января 2020 г., предусмотрено внедрение автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств. Данный программный продукт будет аккумулировать информацию о денежных средствах на всех счетах плательщика и в установленной законодательством очередности автоматически списывать их в счет погашения долгов перед бюджетом и другими кредиторами. Дальнейшие усилия по применению передовых IT-технологий в работе налоговых органов должны быть направлены на повышение качества оказываемых налоговых сервисов в направлении простоты, мобильности и удобства для плательщиков. Кроме того, такое направление деятельности полностью соответствует общемировой тенденции цифровизации деятельности налоговых служб [12; 13; 14].
5. Смещение акцентов контрольной работы налоговых органов с сугубо фискальных целей на реализацию мер профилактического и предупредительного характера. Подобные целевые установки в практике государственного контроля закреплены в нормах Указов Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009 г. «О совершенствовании контрольно-надзорной деятельности»; № 376 от 15.10.2017 г. «О мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности». Подобное смещение акцентов снизило административное давление на добросовестных плательщиков, минимизировало вмешательство налоговых органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. Доминирующей формой контрольной работы налоговых органов стал камеральный контроль, который позволяет на основе баз данных выявить нарушения у плательщиков, оперативно уведомлять их об этом, предоставляя возможность добровольно уточнять свои налоговые обязательства и самостоятельно уплачивать налоги в бюджет без привлечения к административной ответственности. Например, статистика Министерства по налогам и сборам свидетельствует, что в 2018 г. было направлено 60 000 уведомлений о выявленных в представленных налоговых декларациях ошибках. При этом в 95 % случаев плательщики воспользовались полученными сведениями и самостоятельно откорректировали налоговые обязательства, доплатив причитающиеся суммы в бюджет [15].
По данным Министерства по налогам и сборам, в настоящее время свыше 96 % плательщиков выполняют свои обязательства добровольно и в срок [15]. Это можно расценивать как результат профилактической работы налоговых органов, отражающий степень доверия между налоговой службой и плательщиками. В дальнейшем контрольная работа налоговых органов будет направлена на расширение практики применения электронных сервисов, помогающих плательщикам исполнять свои налоговые обязательства, а также развитие инструментов камерального контроля на фоне сокращения выездных проверок. Важно подчеркнуть, что камеральный контроль подразумевает, прежде всего, предупредительные мероприятия и дает плательщикам возможность самостоятельно исправить допущенные нарушения без применения санкций.
6. Формирование высоких стандартов налоговой культуры и позитивного поведенческого стереотипа добросовестного исполнения плательщиками своих налоговых обязательств. Рост налоговой куль-
туры в обществе является важнейшим приоритетом налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе, полноценная реализация которого повлечет за собой повышение собираемости налогов в стране. Для осуществления данного направления налоговой политики ведется целенаправленная систематическая работа с населением, начиная со средних школ. Расширяется информационное присутствие налоговых органов в Интернете путем совершенствования официальных аккаунтов в социальных сетях и использования современных паблик-чатов. Ассоциацией налогоплательщиков и Палатой налоговых консультантов проводится анкетирование плательщиков с целью изучения их мнения об эффективности работы налоговых органов1. По-прежнему велика роль и традиционных мероприятий по формированию налоговой культуры: проведение семинаров, круглых столов, диспутов и т. д. По данным Министерства по налогам и сборам, ежегодно налоговыми органами при участии СМИ проводится свыше 25 000 разъяснительных мероприятий, в том числе деловые встречи, круглые столы и семинары, прямые и «горячие» телефонные и интернет-линии [15].
О позитивных результатах реализуемой в настоящее время налоговой политики свидетельствуют данные проводимых социологических исследований и данные Доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса». Так, в 2018 г. при оценке качества и доступности налоговых услуг высокую оценку поставили свыше 81 % респондентов [16]. Относительно 2017 г. этот показатель увеличился более чем на 6 п.п. Согласно данным Всемирного банка, по количеству проведенных реформ в области налогообложения Беларусь признана одним из мировых лидеров, а позиция нашей страны в страновом рейтинге Всемирного банка по показателю «налогообложение» за период с 2010 по 2015 г. изменилась с 182 позиции до 60.2
Заключение
Таким образом, налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе подчиняется глобальным задачам социально-экономического развития республики и направлена на снижение общего уровня налоговой нагрузки при неукоснительном обеспечении поступления запланированных бюджетных доходов. Основными тенденциями развития современной налоговой системы Республики Беларусь являются: четкая регламентация в ключевых программных документах социально-экономического развития; ориентация на снижение общего уровня налоговой нагрузки на экономику при условии безусловного выполнения доходной части бюджетов всех уровней; упрощение налогового законодательства, пересмотр, систематизация налоговых льгот, оптимизация их количественного и качественного состава; совершенствование налогового администрирования; совершенствование контрольной работы в направлении усиления роли мер профилактического и предупредительного характера. При этом либерализация налогового законодательства сопровождается комплексом мер по повышению уровня собираемости налогов и предотвращению налоговых правонарушений.
Список литературы
1. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М., 2001. 576 с.
2. Адаменкова С. И., Евмейчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). 3-е изд., доп. и перераб. Минск: Элайда, 2005. 568 с.
3. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Финансы и статистика, 2001. 256 с.
4. Киреева Е. Ф. Налоговая политика: Электронный учебно-методический комплекс для студентов ДФО специальности 1-26 01 01 «Государственное управление» // Электронная библиотека БГЭУ. URL: http://edoc.bseu.by.(дата обращения:16.02.2019).
5. Итоговые данные по учету налогов, сборов, пошлин, 2018 // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. URL: http://nalog.gov.by/uploads/documents/Informatsionnyj-spravochnik-za-2018-god.pdf (дата обращения: 25.05.2020).
6. Конончук И. А. Уровень оптимальности налоговой нагрузки в Республике Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2019. № 4. С. 19.
7. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года // Экономический бюллетень. 2019. № 2. С. 4-10.
1 Программа деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на 2019 год по реализации Стратегии развития налоговых органов Республики Беларусь на 2016-2020 год // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. URL: http://www.nalog.gov.by (дата обращения: 16.05.2020).
2 Информация о докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса» // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. URL: http://www.minfin.gov.by (дата обращения: 16.05.2020).
8. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: указ Президента Республики Беларусь от 15 дек. 2016 г. № 466 // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2019.
9. Fiscalite des enterprises. URL: https://www.impots.gouv.fr/portail/international-professionnel/fiscalite-des-entreprises (дата обращения: 22.05.2020).
10. La fiscalitefrancaise. URL: http://impotsurlerevenu.org/la-fiscalite-francaise/i2-94.php (дата обращения: 22.05.2020).
11. Шевцова В. В. Преференциальный режим налогообложения резидентов субъектов инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь // Материалы Международной научно-практической конференции (23-24 октября 2017 г). Пенза: РИО ПГАУ, 2017. С. 91-95.
12. Bruno Bauraind Numérisation de l'économieet déterminisme technologique. URL: http://www.gresea.be/ Numerisation-de-l-economie-et-determinisme-technologique (дата обращения: 22.05.2020).
13. Économie numérique. URL: https://www.seco.admin.ch/seco /digitalisierung.html (дата обращения: 22.05.2020).
14. Digitalization will transform the global economy. URL: https://iiasa.ac.at/web/home/resources/publications/ IIASAPolicyBriefs/pb20.html (дата обращения: 22.05.2020).
15. Материалы коллегии Министерства по налогам и сборам // Налоги Беларуси. 2019. №6(534). С. 4-6.
16. Материалы коллегии Министерства по налогам и сборам // Налоги Беларуси. 2019. №4(532). С. 6.
References
1. Utkina T. F. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. 2-e, pererab. i dop. [Textbook. Ed. 2nd, re-issue. and add]. Moscow, INFRA-M. 2001. 576 p. (In Russian).
2. Adamenkova S. I., Evmeychik. O. S. Nalogi i ix primenenie vfinansovo-ekonomicheskix raschetax, cenoobrazovanii (teor-iya, praktika). [Taxes and their application in financial and economic calculations, pricing (theory, practice)]. 3-e izd., dop. ipererab [3rd ed., additional ipererab.]. Minsk, Elaida. 2005. 568 p. (In Russian).
3. Pushkareva V. M. lstoriya finansovoj my'sli i politiki nalogov [History of financial thought and tax policy]. Moscow, Finance and statistics, 2001. 256 p. (In Russian).
4. Kireeva E. F. Nalogovaya politika [Tax policy]. E*lektronny*j uchebno-metodicheskij kompleks dlya studentov DFO special*nosti 1-26 01 01 «Gosudarstvennoe upravlenie» [Electronic educational and methodological complex for students of the far Eastern Federal district specialty 1-26 01 01 "Public administration"]. E'lektronnaya biblioteka BGEU [Electronic library of BSEU]. Available at: http://edoc.bseu.by. (Accessed 16.02.2019). (In Russian).
5. ltogovy'e danny'e po uchetu nalogov, sborov, poshlin [Summary data on accounting of taxes, fees, duties, 2018]. Ofi-cial'ny'j sajt Ministerstva po nalogam i sboram Respubliki Belarus' [Official website of the Ministry of taxes and duties of the Republic of Belarus]. 2018. Available at: http://nalog.gov.by/uploads/documents/Informatsionnyj-spravochnik-za-2018-god.pdf (Accessed 25.05.2020). (In Russian).
6. Kononchuk I. A. Uroven* optimal*nosti nalogovoj nagruzki v Respublike Belarus" [The level of optimality of the tax burden in the Republic of Belarus]. Ekonomicheskij byulleten' NlE'l Ministerstva ekonomiki Respubliki Belarus' [Economic Bulletin of the National Research Institute of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus], 2019, no. 4, p. 19. (In Russian).
7. Koncepciya Nacional*noj strategii ustojchivogo razvitiya Respubliki Belarus* do 2035 goda [Concept of the National strategy for sustainable development of the Republic of Belarus until 2035]. Ekonomicheskij byulleten' [Economic Bulletin], 2019, no. 2. pp. 4-10. (In Russian).
8. Ob utverzhdenii Programmy* social*no-e*konomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus* na 2016-2020 gody*: Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus", 15 dek. 2016 g., № 466 [On approval Of the program of social and economic development of the Republic of Belarus for 2016-2020: Decree of the President of the Republic of Belarus, 15 Dec. 2016, no. 466]. Nacion-al'ny'j centr pravovoj informacii. Respubliki Belarus' [National center for legal information. Republic of Belarus], 2019. (In Russian).
9. Fiscalite des enterprises. Available at: https://www.impots.gouv.fr/portail/international-professionnel/fiscalite-des-entreprises (Accessed 22.05.2020).
10. La fiscalitefrancaise. Available at: http://impotsurlerevenu.org/la-fiscalite-francaise/i2-94.php (Accessed 22.05.2020).
11. Shevtsova V. V. Preferencial*ny*j rezhim nalogooblozheniya rezidentov sub**ektov innovacionnoj infrastruktury* v Respublike Belarus' [Preferential taxation regime for residents of innovative infrastructure entities in the Republic of Belarus]. Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (23-24 oktyabrya 2017 g.) [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (October 23-24, 2017)]. Penza, RIO PGAU. 2017. pp. 91-95. (In Russian).
12. Bruno Bauraind Numérisation de l'économieet déterminisme technologique. Available at: http://www.gresea.be/ Numerisation-de-l-economie-et-determinisme-technologique (Accessed 22.05.2020).
13. Économie numérique. Available at: https://www.seco.admin.ch/seco /digitalisierung.html (Accessed 22.05.2020).
14. Digitalization will transform the global economy. Available at: https://iiasa.ac.at/web/home/resources/ publications/IIASAPolicyBriefs/pb20.html (Accessed 22.05.2020).
15. Materialy* kollegii Ministerstva po nalogam i sboram [Materials of the Board of the Ministry of taxes and duties]. NalogiBelarusi [Taxes of Belarus], 2019. No. 6(534). pp. 4-6. (In Russian).
16. Materialy* kollegii Ministerstva po nalogam i sboram [Materials of the Board of the Ministry of taxes and duties]. Nalogi Belarusi [Taxes of Belarus], 2019, no. 4(532), p. 6. (In Russian).
Для цитирования: Шевцова В. В., Герасенко В. П. Анализ и оценка состояния современной налоговой системы Республики Беларусь II Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 2. С. 133-142. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-133-142.
For citation: Shevtsova V. V., Gerasenko V. P. Analysis and assessment of the state of the modern tax system of the Republic of Belarus // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. No. 2. P. 133-142. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-133-142.