УДК 338.001.36
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РБ
Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Макаревич Наталья Александровна, студент
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь
В работе проводится комплексный анализ налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь. На примере данных налоговых доходов Республики Беларусь за последние годы исследуется динамика изменения этих показателей.
Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговая система, фискальная политика.
За последние годы белорусская налоговая система претерпела существенные изменения в ходе проведения реформ, направленных на сокращение количества налоговых платежей, снижение налоговой нагрузки и оптимизацию процедуры взимания налогов. В деятельности налоговых органов используются современные информационные технологии, применяются прогрессивные формы и методы, позволяющие упростить процедуры налогового администрирования и создать комфортные условия взаимодействия с плательщиками [1, с. 6].
За 2017 г. налоговые доходы составили 222,8 трлн. руб. (сумма указана без учета деноминации), или 83,6 % доходов консолидированного бюджета республики. По сравнению с 2016 г. их доля сократилась на 2,6 процентного пункта в связи с более высоким темпом роста доходов консолидированного бюджета (темп роста в сопоставимых ценах— 104,3 %) по отношению к динамике налоговых доходов (темп роста— 101,3 %). В 2017 г. величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 25,6 % в ВВП и по сравнению с 2016 г. увеличилась на 1,3 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по отношению к росту ВВП (темп роста — 96,1 %) [2, с. 14].
Уровень налоговой нагрузки в 2016 году прирос по сравнению с 2015 годом за счет налогов на товары (работы, услуги) (+0,7 п.п.), налогов на доходы и прибыль (+0,3 п.п.), а также налогов на собственность (+0,3 п.п.). Вместе с тем снизились налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (-0,8 п.п.).
Наиболее значительный рост произошел по группе налогов на товары (работы, услуги), которая считается самой многочисленной среди других групп и занимает в структуре налоговых доходов свыше 49 %.
За 2016 г. налоговые доходы (с учетом таможенных платежей) составили 23,9 млрд. руб. (сумма указана с учетом деноминации), или 83,6 % доходов консолидированного бюджета республики. По сравнению с 2015 г. их доля осталась неизменной, так как динамика темпов роста доходов консолидированного бюджета и налоговых доходов в сопоставимых ценах сложилась практически на одном уровне — соответственно 99,4 % и 99,3 %. В 2016 г. величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 25,3 % в ВВП и по сравнению с 2015 г. увеличилась на 0,5 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по отношению к росту ВВП (темп роста — 97,4 %) [3, с. 15].
Налоги на товары (работы, услуги) включают налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг), налоги на отдельные товары (продукцию), налоги и сборы на отдельные виды деятельности, сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности.
Рисунок 1 - Структура налогов на товары (работы, услуги) за 2016 год
Темп роста поступлений НДС в 2016 г. составил 89,4 %, удельный вес в ВВП снизился с 9 % до 8,4 %.
Основой низкого темпа роста является сокращение на 11 % поступлений НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, по сравнению с 2014 г. в связи с уменьшением в 2015 г. объема импорта товаров из государств - членов Евразийского экономического союза и других стран. По другим налогам, включенным в указанную группу доходов, несмотря на сокращение поступлений, показатели их удельного веса в ВВП по сравнению с 2014 г. остались неизменными.
19%
Налоги от выручки и реализации товаров (работ, услуг)
Сборы за пользование товарами, осуществление деятельности
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности
Таблица 1 - Структура налогов от выручки от реализации товаров _(работ, услуг) и их удельный вес в ВВП в 2015-2016 годах._
Наименование платежа П оступления Удельный вес в % к ВВП
млн. руб. темп роста к 2015 г. в % к общей сумме 2015 г. 2016 г. отклонение, (+/-), п. п.
Всего налогов от выручки от реализации товаров, в том числе: 8 837,8 104,6% 100 8,7 9,4 0,7
НДС 8235,0 105,1% 93,2 8,1 8,7 0,6
налог при УСН 424,7 100,1% 4,8 0,4 0,5 0,1
единый налог для производителей с/х продукции 91,6 101,1% 1,0 0,1 0,1 -
единый налог с ИП и иных физ. лиц 86,5 88,9% 1,0 0,1 0,1 -
Как видно из таблицы 1, на протяжении нескольких последних лет структура налогов от выручки от реализации товаров (работ, услуг) и их удельный вес меняется незначительно, что говорит о формировании в Республике Беларусь стабильной и устойчивой бюджетно-налоговой политики. Определенный вклад в величину налоговой нагрузки (+0,1 п.п.) внесла группа налогов на отдельные товары (продукцию), которыми сформировано 18,6 % всех налогов на товары (работы, услуги). В состав этих налогов входят акцизы, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими подакцизную продукцию, ввозящими на территорию Республики Беларусь и (или) реализующими ввезенные на территорию нашей страны подакцизные товары, а также плата за акцизные марки. Снижение акцизов на алкогольные изделия в 2016 г. произошло из-за сокращения в среднем на 10 % ставок акцизов, уменьшения объемов производства и отгрузки отдельных групп алкогольных напитков.
Сокращение удельного веса в ВВП по указанной группе непосредственно связано с падением доли акцизов на автомобильное топливо, за счет которых сформировано более четверти всех налогов на отдельные товары (продукцию). Основная причина сложившейся динамики (-0,5 п.п., темп роста — 54,1 %) заключается в уменьшении в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом размера ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, а также сокращении в среднем на 24 % объемов реализации нефтепродуктов на территории Республики Беларусь.
Показатели удельного веса в ВВП по другим группам акцизов не изменились, несмотря на снижение поступлений по сравнению с 2014 г. в результате падения объемов реализации алкогольных напитков в среднем на 18 %, пива — на 5 %, табачных изделий — почти на 2 %.
Таблица 2 - Структура налогов на отдельные товары _(продукцию) и их удельный вес в ВВП в 2015-2016 годах_
Поступления Удельный вес в % к ВВП
Наименование платежа млн. рублей темп роста к 2015 г. в % к общей сумме 2015 г. 2016 г. отклонение, (+/-), п. п.
Всего налогов на
отдельные товары (продукцию) в том числе: 2185,6 104,3% 100 2,2 2,3 0,1
акцизы на алкогольные изделия 742,8 89,9% 34,0 0,9 0,8 -0,1
акцизы на автомобильное топ- 665,0 125,2% 30,4 0,6 0,7 0,1
ливо
акцизы на табачные изделия 571,5 109,7% 26,2 0,5 0,6 0,1
акцизы на пиво 151,9 93,7% 6,9 0,2 0,2 —
плата за приобретение акцизных 43,2 96,0% 2,0 0,04 0,04 _
марок
акцизы на масла моторные 11,2 107,7% 0,5 0,01 0,01 —
Более четверти налоговых доходов сформировано группой налогов на доходы и прибыль, в состав которой включены налоги, взимаемые с доходов физических лиц и с прибыли (доходов) организаций от осуществления предпринимательской деятельности. Их удельный вес в ВВП в 2016 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 0,3 процентного пункта и составил 7 %.
Более четверти налоговых доходов сформировано группой налогов на доходы и прибыль, в состав которой включены налоги, взимаемые с доходов физических лиц и с прибыли (доходов) организаций от осуществления предпринимательской деятельности. Их удельный вес в ВВП в 2015 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 0,1 процентного пунктами составил 7 %. В структуре этой группы платежей доминирующее место занимает подоходный налог с физических лиц — более 60 %.
Несмотря на замедление темпа роста поступлений подоходного налога с физических лиц (99,1 %), его доля в ВВП в 2016 г. увеличилась на 0,2 процентного пункта за счет более низкого темпа роста ВВП (96,1 %). Увели-
чение с 2015 г. основной ставки подоходного налога с физических лиц с 12 % до 13 % не смогло компенсировать замедления роста поступлений, связанного со снижением среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников. Несмотря на отрицательную динамику поступлений подоходного налога (98,7 %), его доля в ВВП в 2016 г. увеличилась на 0,1 процентного пункта за счет более низкого темпа роста ВВП (97,4 %). Замедление роста поступлений связано может быть связано с сокращением фонда заработной платы.
Почти 36 % всех налогов на доходы и прибыль сформировано за счет налога на прибыль, темп роста которого составил 98,8 %, удельный вес в ВВП вырос на 0,1 процентного пункта. Необеспечение положительной динамики поступлений налога на прибыль связано с ухудшением финансового состояния ряда крупных плательщиков (например, рост числа убыточных организаций). Определенный вклад в увеличение налоговой нагрузки на экономику (+0,3 п.п.) внесла группа налогов на собственность, в состав которых включены налоги, взимаемые с имущества, находящегося в собственности организаций и физических лиц. Темп роста поступлений этой группы составил 119,7 %, а удельный вес в ВВП — 1,7 %.
Положительная динамика имущественных налогов связана с:
1) увеличением ставок налогов в отношении неиспользуемого и неэффективно используемого имущества;
2) увеличением ставок налога на недвижимость, уплачиваемого физическими лицами со второй и последующих квартир, находящихся в их собственности;
3) увеличение ставок земельного налога по земельным участкам, на которых расположены рынки, торговые центры (комплексы).
Снижение величины налоговой нагрузки на экономику в 2016 году произошло только по группе налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, поступления которых сократился почти на 20 %, а удельный вес в ВВП — с 4,4 до 3,6 %. Основная причина такой динамики — сокращение ввозных и вывозных таможенных пошлин, уменьшения объемов поставки российской нефти в Республику Беларусь, сокращение объемов экспорта калийных удобрений [4, с. 73, 74].
Таким образом, в 2016 году, несмотря на увеличение удельного веса в ВВП таких групп налоговых доходов как налоги на товары и услуги, налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность в совокупности на 1,3 процентного пункта, в целом налоговая нагрузка на экономику выросла на 0,5 процентного пункта за счет значительного снижения(-0,8 п.п.) таможенных пошлин группы налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Безусловно, правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами обеспечивают не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффективности
производства. При этом построение оптимальной налоговой системы, которая учитывает баланс интересов государства и бизнеса, позволит обеспечить ее стабильность и устойчивость, а ее изменение станет допустимым только в рамках изменяющихся условий осуществления экономической деятельности [5, с. 9]. Список литературы
1. Грекова, С. Налоговые органы: работа на результат/ С.Грекова// Налоги Беларуси. - 2017. - № 27. - С. 6.
2. Курайши, Е.В. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2015 году/ Е.В. Курайши// Налоги Беларуси. - 2016. - № 14. - С. 14.
3. Курайши, Е.В. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь за 2016 год/ Е.В. Курайши// Налоги Беларуси. - 2017. - № 19. - С. 15 - 20.
4. Лепешев, Д.И. Статистический анализ производственного потенциала малого предпринимательства Гродненской области / Д.И. Лепешев // Бизнес и предпринимательство в условиях современной экономики: организационные, управленческие и финансовые аспекты устойчивого развития: монография / под науч. ред. В.А. Ганского, В. Л. Цыбовского. - Минск: ООО «Ковчег», 2018. - 244 с.
5. Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е. Дешко// Налоги Беларуси. - 2015. - № 18. - С. 4-9.
Lepeshev Dmitry Ivanovich, senior lecturer, Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus Makarevich Natalia Alekxandrovna, student Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus
FEATURES OF MODERN TAX SYSTEM AND FISCAL POLICY IN RB
Abstract. This paper provides a comprehensive analysis of the tax burden on the economy of the Republic of Belarus. For example, the data of tax revenues of the Republic of Belarus in recent years, the dynamics of changes in these indicators is studied. Keywords: tax, taxation, tax system, fiscal policy.