Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / TAXES / TAX BURDEN / ECONOMIC GROWTH RATES / INDIRECT TAXES / GROSS DOMESTIC PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веренич В.А., Финова В.В.

Авторами была изучена налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь, а также ее структура. В статье рассматриваются показатели налоговой нагрузки на экономику и темпы экономического роста Республики Беларусь за 2016-2018 гг., а также рассчитан удельный вес косвенных налогов в процентах к ВВП. Проведен анализ влияния налоговой нагрузки на темпы экономического роста за 2016-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX LOAD AND RATES OF ECONOMIC GROWTH IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The authors studied the tax burden on the economy of the Republic of Belarus, as well as its structure. The article discusses indicators of the tax burden on the economy and the economic growth rate of the Republic of Belarus for 2016-2018, and also calculates the specific weight of indirect taxes as a percentage of GDP. The analysis of the impact of the tax burden on the economic growth rate for 2016-2018.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 336.2

Веренич В.А. студент 3 курса факультет «Банковское дело»

Финова В.В. студент 3 курса факультет «Банковское дело» Полесский государственный университет научный руководитель: Конончук И.А.

доцент кафедра «Финансы» Беларусь, г. Пинск

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация: Авторами была изучена налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь, а также ее структура. В статье рассматриваются показатели налоговой нагрузки на экономику и темпы экономического роста Республики Беларусь за 2016-2018 гг., а также рассчитан удельный вес косвенных налогов в процентах к ВВП. Проведен анализ влияния налоговой нагрузки на темпы экономического роста за 2016-2018 гг.

Ключевые слова: налоги, налоговая нагрузка, темпы экономического роста, косвенные налоги, валовой внутренний продукт.

Verenich V.A. student

3 year, _faculty "Banking " Polessky State University Belarus, Pinsk Finova V.V. student

3 year, faculty "Banking " Polessky State University Belarus, Pinsk Scientific adviser: Kononchuk I.A. associate professor of the department of "Finance" TAX LOAD AND RATES OF ECONOMIC GROWTH IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Annotation: The authors studied the tax burden on the economy of the Republic of Belarus, as well as its structure. The article discusses indicators of the tax burden on the economy and the economic growth rate of the Republic of Belarus for 2016-2018, and also calculates the specific weight of indirect taxes as a percentage of GDP. The analysis of the impact of the tax burden on the economic growth rate for 2016-2018.

Keywords: taxes, tax burden, economic growth rates, indirect taxes, gross domestic product.

Одним из наиболее актуальных и изучаемых в настоящее время вопросов является способность государства, государственной экономической политики оказывать влияние на темпы экономического роста страны посредством воздействия на значимые для роста факторы, среди которых важное место занимают налоги.

Применение налогов является одним из экономических методов управления, с помощью которых определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, банками, другими организациями. Налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно -технического прогресса.

Величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь, согласно международной практике, рассчитывается как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту.

Размер величины данного показателя является важным индикатором состояния экономики страны: с одной стороны, высокая налоговая нагрузка положительно сказывается на доходах консолидированного бюджета, с другой - отрицательно на доходах плательщиков. Низкий уровень налоговой нагрузки создает благоприятные условия для ведения бизнеса, способствует увеличению деловой активности, росту инвестиций, наращиванию объемов производства, обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятий.

В Республике Беларусь в течение последних лет велась активная работа по снижению налоговой нагрузки методом корректировки перечня налоговых платежей, снижения налоговых ставок, расширения спектра льгот и преференций, ограничивая колебание ее величины в пределах 25 -26 % к ВВП как оптимальной для экономики страны величины. В теории налогообложения ведутся постоянные обсуждения по поводу оптимального уровня налоговых изъятий. Теоретические исследования А. Лаффера показали, что подъем совокупной налоговой ставки, а в соответствии с этим и налоговой нагрузки на экономику страны сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет и через механизм рационального перераспределения бюджетных средств содействует экономическому росту. Однако чрезмерное налоговое изъятие влечет за собой сокращение числа производителей в сторону ухудшения эффективности их деятельности или усиления мотиваций в уклонении от уплаты налогов, что в течение определенного временного интервала приведет к падению темпов экономического роста. Данную взаимосвязь можно четко проследить в

таблице 1.

Таблица 1 - Анализ влияния налоговой нагрузки на темпы экономического роста за 2016-2018 гг., %__

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Темпы роста ВВП 97,5 102,5 103,0

Налоговая нагрузка 25,3 24,9 25,9

Примечание - Источник: [1, с.192]

Статистикой подтверждается существование обратной макроэкономической зависимости между уровнем налоговых изъятий и темпами экономического роста: чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. Так, наименьшей налоговой нагрузке соответствует наибольшие темпы экономического роста. За период 20162018 гг. уровень налоговой нагрузки увеличивается, что обусловлено опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по отношению к росту ВВП. В 2018 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составляла 25,9% к ВВП и по сравнению с 2017 годом увеличилась на 1%, с 2016 годом - на 0,6% соответственно.

В целях стимулирования экономической и инвестиционной деятельности Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018 - 2020 годы предусмотрено поддержание налоговой нагрузки на экономику на уровне не более 26 процентов к ВВП. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка на экономику находится на оптимальном уровне.

Качественное влияние налоговой нагрузки на темпы экономического роста обуславливает также структура налоговой нагрузки (таблица 2).

Таблица 2 - Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2016-2018 годах

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение (+/-) в 2017 г. по сравнению с 2016 г., п.п. Отклонение (+/-) в 2018 г. по сравнению с 2017 г., п.п.

Налоговая нагрузка, в том числе: 25,30 24,90 25,9 -0,40 1,00

налоги на товары (работы, услуги) 12,40 12,34 12,27 -0,06 -0,07

налоги на доходы и прибыль 7,00 7,11 7,19 0,11 0,08

налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 3,60 3,35 4,52 -0,25 1,17

налоги на собственность 1,70 1,53 1,43 -0,17 -0,10

другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи 0,60 0,57 0,49 -0,03 -0,08

Примечание - Источник: [2]

Как видно из таблицы 2, уровень налоговой нагрузки в 2017 году снизился по сравнению с 2016 годом за счет сокращения доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (-0,25 процентного пункта), налогов на собственность (-0,17 процентного пункта), налогов на товары (работы, услуги) (-0,06 процентного пункта), других налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей (- 0,03 процентного пункта). Вместе с тем степень снижения величины налоговой нагрузки смягчилась ростом налогов на доходы и прибыль (+0,11 п. п.).

Если рассматривать 2018 год, то тут уровень налоговой нагрузки прирос по сравнению с 2017 годом за счет увеличения доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+1,17 п. п.) и налогов на доходы и прибыль (+0,08 п. п.).

Вместе с тем сокращение доли налогов на собственность (-0,10 процентного пункта), других налогов, сборов (пошлин) (-0,08 процентного пункта) и налогов на товары (работы, услуги) (-0,07 процентного пункта) привело к увеличению величины налоговой нагрузки. Среди этих групп доходных источников по-прежнему самой многочисленной является группа налогов на товары (работы, услуги), ее вклад в формирование налоговых доходов составил 47,3 % и по сравнению с 2017 годом снизился на 2,2 %. В ее состав вошли налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг), налоги на отдельные товары (продукцию), налоги и сборы на отдельные виды деятельности, сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности. Наибольший удельный вес в формировании налоговых поступлений отводится НДС и акцизам (рисунок 1).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

■ НДС ■ Акциз

Рисунок 1 - Удельный вес косвенных налогов в % к ВВП за 2016 -

2018 гг.

Примечание - Источник: [2]

2.3

2.22

2.16

2016 г. 2017 г. 2018 г.

Удельный вес данной группы налогов в 2018 году составил 10,84 %. Уменьшился на 0,13% и 0,12% по сравнению с 2016 годом и 2017 годом соответственно.

Темп роста поступлений НДС в 2018 году составил 102,2 %, вместе с тем удельный вес в ВВП снизился с 8,74 % до 8,68 %. Сокращение доли этого налога обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста -103%) по отношению к росту НДС. Сдерживающим фактором повышения поступлений НДС послужило увеличение на 15,6 % возмещения налога из бюджета субъектам хозяйствования в связи с ростом белорусского экспорта.

Большую часть общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их удельный вес в ВВП снизился с 2,22% до 2,16%. Основной причиной такой динамики явилось сокращение поступление акцизов на автомобильное топливо за счет сокращения на 73 % поступлений акцизов на импортированное топливо по причине снижения объемов его ввоза.

Рост косвенных налогов, не учитывающих результативность деятельности плательщика и включаемых в отпускную цену реализованной продукции, является одним из факторов ускорения инфляции, негативно влияет на реальный сектор экономики.

Одновременно доля налогов на доходы и прибыль превышают 7 % порога. Складывающаяся динамика поступлений налога на прибыль определяется ухудшением финансового состояния плательщиков, неэффективностью действующей в стране системы налогового льготирования.

Таким образом, налоговая нагрузка оказывает влияние на темпы экономического роста. Совершенно очевидно, что перспективы долгосрочного экономического роста, безусловно, связаны со снижением налогового бремени. Вместе с тем эффект от его снижения, на наш взгляд, может быть достигнут только при наличии определенных предпосылок, являющихся следствием общеэкономической ситуации.

Специфика белорусской модели заключается в высоком уровне государственного регулирования. С помощью налоговой системы перераспределяются значительные финансовые ресурсы между отраслями и отдельными предприятиями. Это перераспределение имеет не рыночный, а административный характер. Причем ресурсы достаются, как правило, не самым эффективным предприятиям. Это позволяет поддерживать, а часто и увеличивать, объемы производства, решать некоторые социальные задачи, но вместе с тем сдерживает прогрессивные структурные преобразования в экономике.

В последние годы высокие темпы роста ВВП в значительной степени были обусловлены внешними и конъюнктурными факторами. А для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста необходима активизация внутренних стимулов развития, одним из которых является снижение налогового бремени. И эффект от такого снижения будет тем

более ощутимым, чем активнее будут проводиться рыночные преобразования в стране.

Использованные источники:

1. Национальные счета. Объем и динамика валового внутреннего продукта // Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2019. -Минск, 2019. - 472 а

2. Налоговая нагрузка на экономику [Электронный ресурс] / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/. -Дата доступа: 16.02.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.