УДК 69.003
А.И. Романова, А.Р. Ибрагимова, А.В. Сучков
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Строительство является важнейшей отраслью отечественной экономики, призванной осуществлять обновление на современной технической основе производственных фондов, развитие, совершенствование социальной сферы, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение производства. Ее состояние во многом определяет уровень развития общества и его производственных сил.
В данной статье речь пойдет о современном состоянии строительной отрасли Республики Татарстан и ее отличии (сходстве) со строительной отраслью России. С нашей точки зрения, подобное сравнение позволит глубже понять и оценить условия формирования конкурентных преимуществ, имеющие в разных регионах свои особенности.
Строительный комплекс сегодня, как в Татарстане, так и во многих других регионах, представляет собой достаточно раздробленное, не управляемое из единого центра множество самостоятельно хозяйствующих субъектов, обладающих своими специфическими особенностями и не связанных системными целями. Это предопределяет существенные как региональные, так и внутрирегиональные различия во многих показателях.
Несмотря на некоторые недостатки деятельности Госкомстата, методические подходы, применяемые статистическими органами, являются наиболее удобными и общедоступными для большинства исследователей и официальных органов. Помимо этого, предоставляемая статистическая информация хотя и нуждается в дополнении, но вполне достаточна для примерной оценки масштабов спада строительного производства. Поэтому мы сделаем попытку оценить современное состояние отрасли с применением статистической количественной информации и рассмотрим факторы, влияющие на формирование строительного рынка как системы, а именно — состояние основных фондов, кадровый потенциал, типы и характер экономических отношений.
Свертывание строительства в последние годы является причиной продолжающегося спада воспроизводства основных фондов, не осуществляется не только расширенное, но даже простое воспроизводство основных фондов, в связи с чем их устаревание достигло уже критического значения и составляет свыше 80% на некоторых предприятиях.
Сложившиеся темпы обновления машин, оборудования и транспортных средств не создают условий для оптимизации видовой структуры основных фондов, наращивания в их составе доли современной тех-
ники и своевременной замены устаревшего оборудования. Степень износа имеющихся у крупных и средних организаций машин и оборудования к 2002г. составила 66,1%, транспортных средств - 57% против, соответственно, 62,9% и 45,7% на начало 1996 г. Удельный вес полностью изношенных машин и оборудования составил почти третью часть, транспортных средств —1/7. Удельный вес полностью изношенных машин и оборудования на предприятиях промышленности, заготовок, геологии, науки в 1,1— 1,4 раза выше, чем в целом по России. На изменение видовой структуры основных фондов, помимо статистики их ввода и ликвидации, оказывает влияние неравномерность роста цен на строительно-монтажные работы и оборудование.
Активная часть основных фондов, как известно, имеет более короткие сроки службы, чем здания и сооружения, поэтому доля машин и оборудования, транспортных средств в показателях ввода и ликвидации основных фондов в целом относительно высока. Однако их удельный вес в основных фондах уменьшился с 26,75% в начале 1996 года до 23,5% в начале 2002 года.
Материально - техническая база строительного производства ослаблена. Когда в 1992 году цены стали свободными, в строительном комплексе стала наблюдаться ярко выраженная неуклонная тенденция снижения обеспеченности всеми видами строительной техники, что вызвано как ее подорожанием, так и ухудшением финансового положения строительных организаций в связи с кризисом неплатежей, выбытием изношенных средств труда.
Если проследить состояние технической базы строительства, то можно констатировать, что, например, количество строительных машин с истекшим сроком службы с каждым годом возрастает. Средний их прирост последние два года составляет 1,55%. Материально - техническая база строительства включает также и использование сырья. Использование местного сырья повышает эффективность строительного производства. Татарстан располагает одной из крупнейших баз строительной индустрии среди областей и республик Российской Федерации. Вместе с тем, для промышленности строительных материалов Республики характерны определенная неравномерность распределения по регионам, невысокие технико-экономические показатели и ограниченная номенклатура строительной продукции. Республика ввозит из других регионов и зарубежных стран: цемент, строительное стекло, асбестоцементные кровельные ма-
териалы, облицовочную и напольную керамическую плитку, минераловатные и стекловатные теплоизоляционные материалы, высокопрочный щебень, огнеупоры, кислотоупорные материалы, канализационные и дренажные трубы, облицовочные материалы из природного камня, минеральные пигменты, цементно-стружечные плиты, гипсоволокнистые и гипсокартон-ные плиты, сухие строительные отделочные растворы. В различных объемах ввозятся также щебень средней прочности, известковое сырье, мягкие рулонные кровельные материалы. Существенной причиной увеличения объема ввозимого сырья является более высокая стоимость местного сырья относительно других регионов, в связи с чем большинству строительных организаций Республики выгоднее приобретать строительные материалы и сырье за ее пределами.
Все это тяжким бременем ложится на экономику Республики и отрицательно влияет на конкурентоспособность строительного комплекса. В связи с этим, очевидна необходимость расширения собственного производства строительных материалов с преимущественным использованием местного сырья. В настоящее время в Республике Татарстан использование запасов местного минерального сырья составляет в год от имеющихся запасов: песчано-гравийных смесей -10%, известняков - около 0,85%, гипса — менее 1%, глинистого сырья для производства керамических материалов - менее 0,2%, пильного и строительного камня - 0,06%, природных битумов - 0,05%, битуминозных пород - 0,001%, стекольных песков, цеолит-содержащих пород, сырья для получения пигментов, карбонатных пород для получения каустического доломита и доломитовой извести, торфа и сапропеля -0%. Не используются значительные ресурсы отходов промышленности.
В связи с этим, необходимо существенное улучшение обеспечения Республики нерудными строительными материалами (стеновыми, теплоизоляционными, вяжущими) и минераловатной продукцией за счет более полного использования местных ресурсов, внедрения новых технологий добычи и переработки сырья, при сокращении и компенсации негативных экологических последствий производственных процессов и совершенствовании межзональных перевозок нерудной минеральной продукции внутри Респуб -лики. Это может способствовать, в конечном счете, выходу строительной отрасли из кризиса с переходом на уровень строительных отраслей передовых технологий развитых стран.
Беспрецедентное ухудшение основных показателей инвестиционно-строительной сферы произошло за годы реформ, начавшихся в конце 80-х годов. Отмена директивного планирования, централизованного распределения ресурсов, разгосударствление, изменение форм собственности стали важнейшими факторами перестройки системы методов управления в строительстве. Несмотря на увеличение числа хозяй-
ствующих субъектов, раздробление отрасли сильно ослабило потенциал строительной отрасли, подорвало способность реализовывать значительные хозяйственные проекты. Данные свидетельствуют об увеличении в ходе преобразований, проводимых в строительном комплексе, числа подрядных организаций в Татарстане. Пик роста приходится на 1996 год. Однако рост их числа скорее говорит об увеличении количества маломощных предприятий, нежели о наращивании производственного потенциала. В связи с этим, неконкурентоспособность и финансовая несостоятельность большинства привели к тому, что с 1996 года начинается уменьшение их числа.
Огромную роль в этом сыграл и августовский кризис 1998 года. В Татарстане все время наблюдался прирост количества организаций, и в 2001 году, по сравнению с уровнем 1993 года, количество предприятий увеличилось в 1,2 раза. В строительном комплексе Татарстана в 2001 году функционировало 3812 организаций, в том числе с численностью работников до 100 человек - 3288 организаций. По сравнению с 2000 годом их количество увеличилось соответственно на 19,2% и 6,6%.
В последние годы во многих регионах активно проходит процесс разгосударствления экономики, вследствие чего в Татарстане стала преобладать негосударственная форма собственности строительных предприятий. В частности, в Татарстане частная и смешанная форма собственности составляет 96,4 % от всех строительных предприятий всех форм собственности.
Основную долю всех организаций региона в последнее время занимают частные предприятия, соответственно, и объем работ, выполненный по договорам строительного подряда частными предприятиями, выше. В Татарстане процентные соотношения государственной и смешанной форм собственности примерно равны, преобладает также частная форма собственности, однако объем работ, выполняемых "смешанными" предприятиями, гораздо выше, при этом объем работ, выполняемых государственными предприятиями, с 1998 по 2002 годы уменьшился вдвое. По поводу самой приватизации было сказано очень многое в печатных изданиях. Не отрицая положительной стороны этого процесса, тем не менее, необходимо принять во внимание и некоторые негативные моменты. Осуществив два этапа приватизации, набрав кредиты, российское правительство не добилось главного — годами обещанного роста производства: нет оживления экономики, инфляция сдерживается лишь дефицитом денег в обороте, не отрегулированы товарно-денежные отношения. В такой ситуации о финансовых ресурсах для модернизации отечественного строительного рынка говорить не приходится. Существует даже мнение о скорее отрицательном воздействии процесса приватизации, нежели о конкретной ликвидации монополизма через удушение ряда
ЭЮНОЛИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
высокопроизводительных технологий. По странному стечению обстоятельств в России, в том числе и в Татарстане, были приватизированы высокодоходные строительные организации и предприятия, тогда как на Западе приватизация охватывает убыточные или находящиеся на стадии банкротства объекты, отсюда следует предположение, что приватизация того, что и так дает доход государству, неразумна.
Процесс разгосударствления в разных регионах проходит с разной степенью интенсивности. В частности, в Татарстане приватизация проходила более умеренными темпами, поэтому вплоть до 1995 года здесь преобладала государственная форма собственности. Происходящие в России преобразования сказались и на динамике занятости населения в строительстве.
В 2000 году численность работающих в строительстве составила 7% от общей численности работающих в целом по всем отраслям экономики (в 1998г.— 8,3%, 1999г. - 7,3%). В Татарстане по данным Госкомстата наблюдается снижение среднесписочной численности работников за последние годы. В 2002 году снижение составило 20%, в 2001 году — 7% к предыдущему году. Основная масса работников уходит по собственному желанию, причем процент уволившихся этой категории работников с каждым годом растет. Большой процент сокращений наблюдался в 1998 году, что, по всей видимости, необходимо связать с августовским кризисом. В последнее время строительные предприятия стараются не прибегать к крайним мерам, поскольку в строительной отрасли ощущается острая нехватка квалифицированного персонала, а сокращения непосредственно сказываются как на качестве работ, так и на количестве. В связи с этим, число выбывших работников, "попавших" под сокращение, уменьшилось на 2,7%. Основной причиной выбытия работников по собственному желанию является низкая заработная плата, а также большая задолженность по заработной плате.
Следует отметить, что уровень заработной платы в Татарстане в 1,26 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации. В 1992 году среднемесячная заработная плата работников в строительстве (с учетом проектных, проектно-изыскательских, изыскательских организаций и эксплуатационного бурения) была на 44% выше, чем в среднем по Республике, и на 33% превышала среднемесячную зарплату в промышленности. В последующие годы эти соотношения менялись в сторону снижения. Тем не менее, приходится констатировать, что заработная плата сегодня соответствует низкому уровню жизни основной массы населения.
Задержка выплат заработной платы является серьезной проблемой современного строительного комплекса России и регионов. В целом по Российской Федерации 5,1 тыс. строительных организаций имеют задолженность по заработной плате, причем по
состоянию на начало 2000 года просроченная задолженность составляла 5622,3 млн. рублей. В Татарстане около 7% строительных организаций имеют задолженность по заработной плате. Задержки выплат происходят по причине отсутствия собственных средств строительных предприятий, а также из-за недостаточного финансирования из бюджетов всех уровней. В связи с этим, в конце 2001 года 9,2 % от среднесписочной численности работников строительных организаций вынуждены были работать неполное рабочее время по инициативе администрации, при этом 15,9 % работников от среднесписочной численности были предоставлены вынужденные отпуска.
Таким образом, характеристика системообразующих факторов позволяет сделать вывод о том, что в результате реформ, начатых двадцать лет назад с целью улучшения экономической ситуации в целом, а также в отраслях экономики, положительного эффекта пока не наблюдается.
Устаревание основных фондов, снижение кадрового потенциала в условиях адаптации к новым экономическим отношениям естественно повлияли на значение основных показателей строительной деятельности. По данным Госкомстата, максимальный производственный потенциал, достигнутый в 1985 году, постепенно стал утрачиваться. В целом по Российской Федерации в 1991 - 1994 годах снижение объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда, в среднем за год составило 18,5%, в 1995- 1998 годах - 8,6%. В 1999 году впервые за последние десять лет произошел рост объемов работ и составил к уровню 1998 года 106,1% и к уровню 1997 года - 100,8%. В 2000 году, по данным Госкомстата, наблюдалось увеличение объемов работ в среднем на 1,1%. Выполнение работ в Республике Татарстан резко уменьшилось в объемах после 1991 года. Наибольшее снижение наблюдалось в Татарстане в 1994 и в 1998 годах. После 2000 года наметилась тенденция к улучшению показателей выполнения работ, увеличение составило 8%. Однако уровень показателей 1991 года по-прежнему остается недосягаемым.
К системоразвивающим факторам можно отнести спрос на строительную продукцию. Платежеспособный спрос всегда представлен финансовыми средствами, которыми располагает потребитель. Применительно к строительно-монтажным работам платежеспособный спрос представляет собой специфическую форму выражения потребностей производственной и непроизводственной сфер.
Специфика определения платежеспособного спроса на строительно-монтажные работы связана с особенностями образования потребности на них. Обе эти стороны сущности платежеспособного спроса применительно к строительно-монтажным работам проявляются через инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал в Республике резко начал снижаться с 1991 года. Наибольшее снижение инвестиционной
активности наблюдалось в 1998 году, что, очевидно, следует связать с августовским кризисом. При этом, по отношению к 1991 году снижение показателей в 1998 году составило в Татарстане 73%. Однако, по данным статистики, в последние годы наблюдается относительная стабилизация инвестиционного процесса. Наметилась тенденция к некоторому увеличению объемов инвестиций. В 2000 году темпы роста инвестиций изменились на 10,9%. Большая часть инвестиций в основной капитал в 2001 году (58,4%), как и в предыдущие годы, финансируется за счет собственных средств предприятий и организаций. Доля финансирования из федерального бюджета в 1994 году составляла 1,8% и возросла к 2001 году до 5,5% (в 1999 году составляла 0,6%, в 2000 году - 0,8%). Это дает основание говорить об оживлении инвестиционной активности строительной отрасли в регионе. Кроме того, для осуществления инвестиционного процесса все активнее привлекаются нетрадиционные источники финансирования. В 1994 году средства индивидуальных застройщиков в структуре инвестиций составляли 2,6%, а в 1998 году они возросли до 13,1%, однако в 2000-2001 гг. доля этих средств уменьшилась до 2,8% и 2,9% соответственно, хотя сбережения населения являются потенциальным инвестиционным ресурсом. Более подробное изучение аспектов инвестиционной деятельности Татарстана привело нас к следующим выводам.
Общей для регионов тенденцией является продолжение инвестиционного спада, хотя его динамика за последнее время снижается, и появляются признаки стабилизации. Наблюдаются повсеместное повышение доли непроизводственных инвестиций в общем объеме капитальных вложений и связанные с этим сдвиги в их технологической и воспроизводственной структуре. Общей является и децентрализация источников, повышение доли собственных средств предприятий всех форм собственности. Доля государственных инвестиций в основной капитал в Татарстане большая. В целом же инвестиции частного и смешанного секторов экономики превалируют над государственным и муниципальным.
Существенное влияние на инвестиционную привлекательность в регионах оказывает инвестиционный климат, понимаемый как совокупность политических, социально-экономических, административно- правовых, экологических и других условий, определяющих целесообразность инвестирования на данной территории. Органами статистики был проведен рейтинг-анализ инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации. В результате анализа было выяснено, что Поволжский регион, в силу наличия в нем более развитой по сравнению с Волго-Вятским промышленной базы, обладает более благоприятным инвестиционным климатом, чем и объясняется больший процент капитальных вложений в Татарстане.
О характере спроса на строительную продукцию
говорит также и такой показатель социально-экономического положения строительной отрасли, как ввод в действие жилых домов. Приходится констатировать, что ввод жилья в Республике снижался после 1991 года. Наименьшая площадь вводимого жилья, по данным статистики, приходилась на 1994 год, затем, начиная с 1995 года, в Республике наметилась тенденция к улучшению. И в 1998 году объем вводимого жилья установился на уровне 1992 года. В 2000 году было введено общей площади жилья на 31,7% больше, чем в 1999 году. Заметим, что в Российской Федерации в целом общая площадь введенного жилья составила в 2000 году 13093,4 тыс. кв. метров. Удельный вес введенного жилья в общем его объеме по Российской Федерации составил в 2000 году 14,8%. Вышесказанное свидетельствует о снижении уровня спроса на строительную продукцию, что значительно затормаживает развитие отрасли в Татарстане. В связи с этим, положительная тенденция к изменению уровня спроса, установившаяся в последние годы, позволяет говорить о некотором улучшении состояния строительного производства и о появлении возможности вывода строительного производства на конкурентные позиции. В 2001 году предприятиями и организациями всех форм собственности и населением за счет собственных средств построено 18977 новых квартир общей площадью 1546,2 тыс.кв.м., что на 6,4% больше, чем в 1992 году и на 2,9% больше, чем в 2000 году. По сравнению с 1992 годом увеличился средний размер новых квартир - 81,5 кв.м против 61,0 кв.м.
В 2000 году в строительных организациях Республики Татарстан положительный сальдированный финансовый результат составил 717 млн. руб. Получена прибыль в действующих ценах на сумму 871, 6 млн. руб., или 2,6% от объема прибыли. Убытки на общую сумму 154,6 млн. руб. (7,3% к сумме убытков) получила 191 строительная организация, или 43,4% от общего числа предприятий строительной отрасли. При этом по сравнению с прошлым годом сальдированная прибыль снизилась на 7,9% и составила 1194,8 млрд. руб. За период с 1996 года по 2001 год доля убыточных предприятий в отрасли возросла с 27,9% до 42,2%. Убыточность предприятий обостряет проблему неплатежей в строительстве.
Кредиторская задолженность строительных организаций составила 8951 млн. руб., из нее просроченная - 4400 млн. руб., или 49% в общей сумме кредиторской задолженности отрасли. Для сравнения: на 1 января 1994 года доля просроченной кредиторской задолженности составляла 46,1% (79,7 млн.руб.). В общей сумме просроченной кредиторской задолженности возросла доля задолженности поставщикам - с 34,7% в 1998 году до 40,9% в 2001 году. Дебиторская задолженность строительных организаций Татарстана составила 6102,6 млн. руб., из нее просроченная -2880,6 млн. руб., или 47,2%. На просроченную свы-
ше трех месяцев задолженность приходилось 2308,8 млн. руб., или 80,1% в общей сумме просроченной дебиторской задолженности. Неплатежи за выполненные строительно-монтажные работы составляли основной объем просроченной дебиторской задолженности— 87,4%.
Конечно, имеющиеся статистические данные по финансовой деятельности строительных предприятий не отражают полностью финансового состояния строительной отрасли, однако их достаточно, чтобы констатировать низкую платежеспособность и нестабильность финансового положения организаций строительства.
К системооценивающим показателям необходимо отнести и эффективность производства, определяемую рентабельностью строительной деятельности. По состоянию на 2002 год данный показатель в Татарстане составлял в среднем 9%. Заметим, что значения рентабельности в разных регионах Российской Федерации существенно различаются, поэтому в среднем по стране данный показатель имеет невысокое значение и составлял на начало 2002 года 7,2%. Однако он повысился по сравнению с 1999 годом на 0,4%. В то же время, такой показатель, как производительность труда, в Татарстане составляет 109,9 млн. руб. Причиной низкого значения может послужить, например, раздутый штат управленческого персонала в строительном производстве Татарстана. Заметим, что наличие относительно дешевой рабочей силы при высокой производительности труда может послужить основанием к формированию конкурентных преимуществ республики. Тем не менее, производительность труда в Татарстане на 0,07% меньше, чем в целом по Российской Федерации.
Итак, мы проанализировали современное состояние строительной отрасли РТ и на основании количественных статистических данных пришли к выводу, что, пройдя доперестроечный, гибридно-неустойчивый период, длившийся с середины 90-го до 94 года, строительный комплекс вступил в состояние нецивилизованно - рыночное. Далее статистические данные свидетельствуют о некотором улучшении состояния строительного комплекса, недостаточном, однако, для того, чтобы говорить о высокой конкурентоспособности строительной отрасли Республики. Очевидно, что сегодня на государственном уровне и на уровне предприятий необходимо осознавать реальную ситуацию и предпринимать некоторые меры к стабилизации состояния в строительном комплексе.
Мы рассмотрели и проанализировали деятельность основных исполнителей (среди подрядных организаций) государственных программ крупных строительных организаций, имеющих социально-экономическое значение для республики (ОАО "Татстрой", ОАО "Камгэсэнергострой", ОАО "Татэнергострой", ОАО "Татагропромстрой", предприятий ТМО "Кам-монтажспецстрой", ОАО "Стройтрест" г. Бугульма),
выявили основные причины сложившегося неблагополучного финансового состояния. Их необходимо рассматривать в двух направлениях: по линии заказчика и по линии подрядной организации.
По линии заказчика:
1. Основной причиной по-прежнему остается хроническая задолженность за выполненные работы -наибольший объем (свыше 80%) дебиторской задолженности составляют неплатежи покупателей-заказчиков за выполненные строительно-монтажные работы. Анализ данных вышеназванных подрядных организаций показывает, что долги государственных инвесторов здесь выше, чем в целом по отрасли и составляют свыше 50%. Это - местные бюджеты: администрации г. Бугульмы составляет 5,2 млн. руб .(ОАО "Стройтрест", ОАО "Камгэсэнергострой"), администрации г.Зеленодольска - 10,9 млн. руб. (ОАО "Татст-рой" - Зеленодольская промстройфирма), администрации Кукморского района - 1,0 млн. руб. (ОАО "Тат-строй"), администрации районов Агрызского, Алек-сеевского, Актанышского, Алькеевского, Арского, Бавлинского, Буинского, Дрожжановского, Пестре-чинского, Рыбно-Слободского и др. районов республики должны предприятиям ОАО "Татагропромстрой" около 32,3 млн.руб., УКС г. Казани- 71,3 млн.руб. (ОАО "Татстрой"); ГУ "Главтатдортранс" - 21,8 млн. руб .(ОАО "Камгэсэнергострой", ОАО "Татагропром-строй"); ГЖФ при Президенте РТ - 32,1 млн. руб. (ОАО "Татстрой", заказчик - УКС КГИ, ОАО "Камгэ-сэнергострой", ОАО "Татагропромстрой"), Минсель-прод РТ - 19,5млн.руб. (ОАО "Татагропромстрой"), Татглавинвестстрой - 22,2 млн. руб. (ОАО "Татст-рой", ОАО "Камгэсэнергострой", ОАО "Татагропром-строй", ОАО УС "ТЭС-2", АООТ "Чистопольстрой", АО "ПМК-7". Крупными должниками этих предприятий являются также организации-инвесторы, осуществляющие строительство за счет собственных средств, такие как ОАО Нижнекамскнефтехим, предприятия нефтяной и газовой промышленности.
2. Отсутствие твердых коэффициентов (индексов) роста стоимости строительной продукции и систематического ежеквартального их утверждения влечет занижение стоимости объектов строительства, финансируемых за счет бюджетных средств, относительно фактических затрат, которые несут подрядные организации при ежемесячной инфляции.
3. Несовершенство законодательной системы по начислению и оплате НДС на строительную продукцию толкает подрядные организации на преднамеренную задержку с оформлением актов выполненных работ до начала финансирования выполненных объектов.
По линии подрядной организации:
а) наличие фактов работы подрядных организаций на объектах, не обеспеченных финансированием в 2002г., так по сведениям инспекции Госархстройнад-зора РТ это касается АО Жилстрой (г.Альметьевск, 108 кв. ж/дом), ООО "Камгэсгражданстрой" (два жи-
лых дома в г. Азнакаево и р.п.Актюба; поликлиника, медико-педагогический центр, реконструкция больниц, кинотеатра "Россия" в г. Н.Челны), ОАО Лест (3 ж/дома, школа, лечебный корпус п. Бакирово и т.д. г.Лениногорск и Лениногорский район), МСО ОАО ТАПС (д/сад, Лениногорский район, пристрой к детской музыкальной школе в г. Чистополе, детская консультация в р.п. Алексеевское, детский приют в Спасском районе), 3ПСФ (ж/дома г.Зеленодольск и Зеленодольский район) и т.д.
б) недостаточно-активное проведение претензион-но-исковой работы с заказчиками по возвращению в оборот средств дебиторской задолженности;
в) необеспеченность заказами строительства на местах (в городах и районах) под расчетную мощность организаций ОАО "ТЭС" (г. Нижнекамск и Нижнекамский район), ОАО "КГЭС" (г.Н.Челны) , 3ПСФ и КПС ОАО "Татстрой" (г. Зеленодольск и Зеленодольский район).
Ухудшение положения наблюдается и в промышленности строительных материалов. При росте объемов производства на 34,5% и среднемесячной зарплаты (3761 руб.) снизились инвестиции в основной капитал на 9 %, ухудшились финансовые результаты отрасли. Убытки составили 4,1 млн. руб. (2001 г. -прибыль 77,2 млн. руб.). Выросла до 52% доля убыточных предприятий, увеличился разрыв между кредиторской и дебиторской задолженностями, выросла просроченная задолженность по заработной плате. Основные причины ухудшения финансового положения промышленных предприятий отрасли аналогичны и напрямую зависят от состояния строительных организаций.
По-прежнему имеющиеся проблемы отрасли "Промышленность строительных материалов", в том числе и проблема соотношения "цена-качество", обусловлены низким техническим уровнем предприятий промышленности строительных материалов, износом парка технологического оборудования, высокими издержками производства.
На сегодняшний день ассортимент продукции, производимой предприятиями отрасли, не отличается разнообразием и качеством, зачастую дороже, чем в соседних регионах, в связи с чем потребность строительных организаций и индивидуальных застройщиков в значительной степени удовлетворяется за счет ввоза. Для решения этих проблем необходимо привлечь инвестиции в развитие собственной базы строй-индустрии и организовать производство современных конкурентоспособных строительных материалов в Республике. Это позволит средства, затрачиваемые на закупку, а это около 1,2 млрд. руб. в год (по данным Госкомстат РТ), оставлять в Республике и вкладывать часть из них в производственную сферу отрасли.
Сегодня строительный комплекс предъявляет к промышленности строительных материалов требования по обеспечению потребности капитального стро-
ительства и эксплуатационных нужд в современных по дизайну и экологически чистых видах продукции, повышенного качества и эксплуатационной стойкости, отвечающих платежеспособному спросу различных потребителей. В рамках выполнения ранее принятых постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан (от 17.05.99 №306 и от 15.12.01 № 897) в текущем году предприятиями, за счет собственных и привлеченных средств, сделаны шаги по развитию и модернизации базы строительной индустрии: на 2 заводах запущены линии по выпуску многопустотных плит перекрытий методом непрерывного формования (КПД-3 Казанского ДСК, ЗАО Агрофирма "Альтаир"); часть заводов освоила выпуск вибропре-сованных цементно-песчанных стеновых блоков и бортовых камней, тротуарной, фасадной и дорожной плитки (КПД-3 КДСК и ОАО "Завод ЖБИ-3" г. Казань, ОАО "Лениногорский завод ЖБИ", ОАО "Завод ячеистых бетонов" г. Набережные Челны и др.); завершено строительство Шеланговского кирпичного завода; на Набережночелнинском КСМ начат выпуск цветного облицовочного и рельефного силикатного кирпича; на ряде предприятий начато производство профилированной металлической кровли и сайдинга, кровельного материала на основе битума (ООО "Эс-тель", ООО "Статус", ООО "Татнефтепром-Зюзеев-нефть"); местные строительные фирмы осваивают технологию монолитно-каркасного строительства ("ТАИФ-СТ", "Вертикаль", "Союзшахтоосушение"); строятся заводы по производству гипса, сухих строительных смесей, линии по производству ячеистого бетона, реконструируется Алексеевский кирпичный завод ((Гипсовый завод вблизи Камско-Устьинского гипсового рудника, ООО "Казанский завод ССС", ООО "Казанский завод силикатных стеновых материалов", Бавлинский комбинат строительных материалов). За отчетный период отмечался рост производства строительного кирпича на 11%, изделий из железобетона - на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Государственный протекционизм в области развития отрасли будет выражаться не только в дотациях, но и в отработке мер по дальнейшему реформированию и модернизации предприятий, их развитию, поддержке местных производителей, выпускающих качественную, конкурентоспособную продукцию. Наряду с этим, предприятиям отрасли предстоит пройти жесткий отбор рынка - выжить смогут только производители качественной и экономичной продукции.
В целях сокращения ввоза и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции отрасли министерством должны быть определены основные направления развития производственной базы строительной отрасли на ближайшие годы: модернизация и перепрофилирование заводов ЖБИ и КПД; производство современных долговечных теплоизоляционных материалов; производство строительного гипса,
ЭЮНОЛИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
гипсовых строительных материалов и изделий; модернизация кирпичного производства на базе современной техники с освоением выпуска пористо-пустотелых стеновых керамических камней типа "ПОРО-ТОН".
Важный для экономики Республики вопрос развития предприятий и организации строительной отрасли необходимо рассмотреть на расширенном заседании коллегии Министерства строительства в присутствии руководителей Правительства. Ответственность планируемых стратегических мер, определенная фундаментальность многих предлагаемых решений требуют тщательно взвесить стратегию их осуществления, наметить логику и последовательность задействования ресурсов, провести глубокие исследования, оце-
нить возможные последствия предлагаемых решений на моделях и выполнить сравнительный многовариантный анализ результатов развития во всех сценариях.
Литература
1. Рощин И.В. Проблемы развития строительного ком -плекса в рыночных условиях.—Чебоксары: ЧКИ, 1996. 320 с.
2. Романова А.И. Современное состояние конкурентной среды в строительной отрасли. // Экономический вестник Республики Татарстан, №3, 2001. С. 15-23.
3. Романова А.И., Ибрагимова А.Р. Конкурентоспособность строительных организаций: теория и практика анализа. —Казань: КГАСА, 2002. 172 с.