Развитие малого предпринимательства остается пока основной альтернативной задачей стабилизации экономики. Малый бизнес, являясь во всем мире катализатором производства, наполняет рынок товарами, создает новые рабочие места и новые виды услуг, более эффективно осуществляет инновационную деятельность, в конечном итоге определяет уровень и качество жизни населения. В силу своей специфики, он имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность исходя прежде всего из потребностей местного рынка. Поэтому одним из направлений работы банков в области инвестирования можно назвать инвестиционные проекты поддержки малого бизнеса, в том числе финансовый лизинг.
В заключении, обозначим основные задачи, стоящие перед банками республики в инвестиционной сфере:
• развитие общих фондов банковского управления и иных видов коллективного инвестирования;
• обеспечение доступа инвесторов к информации о ценных бумагах и финансовом состоянии эмитентов;
• обеспечение высокого профессионализма специалистов, действующих на рынке ценных бумаг.
Литература:
1. Статистический ежегодник Госкомстата РД за 1997 год
Облывач В.Ю.
Анализ состояния инвестиционного и строительного процесса в Республике Дагестан в условиях рыночного регулирования
Смена экономического курса страны в связи с переходом от плановой системы управления к рыночным отношениям привела к потере темпов развития, спаду производства во всех отраслях народного хозяйства как во всей стране в целом, так и по Республике Дагестан. Структурные преобразования в экономике за последние восемь лет проходили в условиях низкой инвестиционной активности, тяжелого финансового положения и высокого уровня инфляции. В целом по республике, общий объем инвестиций в основной капитал за это время составил третью часть от уровня 1991 года.
Снижение инвестиционной активности осложняет экономическое и социальное развитие, ухудшает возможности выхода из кризиса.
В последние годы активно шел процесс разгосударствления инвестиционной деятельности. В 1996 году 64,3% всех освоенных инвестиций приходилось на предприятия и организации негосударственного сектора экономики против 18,2% в 1990 году и 21,1% в 1991 году.
За годы реформирования экономики наметилась устойчивая тенденция децентрализации инвестиционного процесса. Неуклонно уменьшается удельный вес инвестиций, финансируемых из бюджетных источников. В 1996 году он составил 39,1% в общем объеме инвестиций против 68,6% в 1993 году.
Большая часть инвестиций финансируется за счет собственных средств предприятий и организаций, внебюджетных инвестиционных фондов, средств индивидуальных застройщиков. В 1997 году доля внебюджетных инвестиций составила 78,7% против 31,4% в 1993 году.
Тяжелое финансовое положения в большинстве отраслей экономики, усугубившееся финансовым кризисом в начале второго полугодия 1998 года явилось причиной значительного - 36% снижения инвестиций в 1998 году. По предварительной оценке использовано инвестиций 2112,2 миллионов рублей, что составило всего 64,0% от объема прошлого года. В декабре объем инвестиций оценивается в 810 миллионов рублей, в 7,5 раза больше, чем в предыдущем месяце. Динамика освоенных инвестиций за последние три года показана ниже на диаграмме I.
Диаграмма. I
Динамика инвестиций в основной капитал в % к декабрю 1995 г.
1996 г. 1997 г. 1998 г.
Снижение объемов инвестиций в значительной степени является результатом отсутствия государственной инвестиционной политики и выражается в свертывании строительной деятельности. Это, в свою очередь, приводит к еще более резкому уменьшению ввода в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы.
Таблица 1.
_Ввод в эксплуатацию объектов социально-культурной сферы
1998г. 1998г. в % к 1997г.
Ввод жилья, тыс.квадратных метров 353,7 81,2
в том числе индивидуальное строительство 321,4 105,5
Школы, ученических мест 80 22
Больницы, коек 34 10,3
За 1998 год осуществлен ввод в действие следующих объектов социального назначения: водопроводные сети - 45,14 км; газовые сети - 12,2 км; пущена в эксплуатацию библиотека на 1,5 миллионов томов в городе Махачкале, фактической стоимостью 58,2 миллиона рублей.
За 1998 год предприятиями и организациями всех форм собственности построено жилья, общей площадью 353,7 тыс.м2, что составило 81,2% к уровню 1997 года. Из всего объема введенного с начала года жилья 50,4% построено в сельской местности, индивидуальными застройщиками - 90% (321,4 тыс. м2).
Таблица 2.
Распределение жилья по формам собственности
Введено 1998 г. в % к 1997 г.
Жилые дома и общежития, тыс. м2 общей площади - всего 353,7 81,2
в том числе по формам собственности:
Государственная 5,6 12,8
Смешанная 19,6 89,9
Частная 328,5 87,8
из нее
индивидуальная 321,4 105,5
Из-за ограниченных инвестиционных ресурсов незначительным был и ввод в действие объектов производственного назначения. Как показывают приведенные выше статистические сведения, в производственном секторе введены в эксплуатацию лишь отдельные мощности, которые не оказывают существенного влияния на структурную перестройку экономики республики. По-прежнему, основная доля ввода производственных основных фондов приходится на конец года.
Среди 20 производственных объектов, намеченных к вводу в 1998 году, введена в действие первая очередь Ирганайской ГЭС (мощностью 120 тыс. кВт), проходящей по программе "Топливо и Энергетика".
С начала года введены в действие следующие объекты:
В электроэнергетике - ЛЭП мощностью 35 -110 кВ - 59,5 км, ЛЭП 6-10 кВ, протяженностью 4,5 км;
В дорожном хозяйстве - автомобильные дороги с твердым покрытием протяженностью 121,6 км, 1 мост (68,5 п/м) в Казбековском районе;
В отрасли "Связь " - в городах Избербаш, Махачкала, Каспийск и в Кизлярском районе введены АТС на 4,4 тыс. номеров.
В сельском хозяйстве проведено орошение земель на площади 20 га.
В третьем квартале текущего года введен цех по производству карамели, мощностью 20 тонн в сутки в городе Избербаш.
По мере падения инвестиционной активности снижались и объемы подрядных работ. С начала 1998 года по договорам строительного подряда (с учетом дорасчета) выполненный объем работ составил 680,7 миллионов. рублей, что в сопоставимых ценах на 24,9% меньше, чем за 1997 год. Несколько меньшее снижение объема подрядных работ по сравнению с капитальными вложениями обусловлено изменениями технологической структуры капитальных вложений, а также увеличением в составе подрядных работ удельного веса капитального ремонта с 9% в прошлом году до 19% в конце текущего.
Из 170 подрядных организаций в течение года реально участвовали в строительном процессе только 85 (50% от общего числа).
Крупными и средними организациями отрасли "Строительство" с начала года произведено товаров, работ, услуг на 528,3 млн. рублей, что на 24,3% меньше, чем в прошлом году, причем на декабрь пришлось 17,8% от годового объема договорных работ. По сравнению с декабрем прошлого года объем выполненных работ увеличился на 6,4%, а по сравнению с прошлым месяцем - в 2,3 раза.
Строительный комплекс из-за дефицита инвестиционных ресурсов на протяжении всего 1998 года продолжал испытывать большие сложности с заключением и реализацией договоров подряда. На конец декабря сумма договоров строительного подряда и прочих заказов, заключенных крупными и
средними строительными организациями, составила 177,2 миллионов рублей. При существующем уровне загрузки мощностей это обеспечит формирование производственной программы уже в новом году не более, чем на месяц.
Отсутствие финансовых средств в необходимых объемах вынуждает предприятия осуществлять строительные работы хозяйственным способом, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.
Состояние платежей и расчетов к концу года меняется не в пользу строительных организаций: кредиторская задолженность на 1 декабря превысила дебиторскую, хотя в течение года было наоборот. Дебиторская задолженность строительных организаций на 1.12. 98 г. составила 792,1 млн. рублей, в том числе просроченная - 615,0 млн. рублей, или 77,6% от общей дебиторской. Кредиторская задолженность строительных организаций на 1.12.98 г. составила 834,8 млн. рублей, в том числе просроченная - 661,8 млн. рублей или 79,3% . В целом в строительстве на 1.12.98 г. просроченная кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 46,5 млн. рублей, или на 7,6% (за 10 месяцев дебиторская задолженность превышала кредиторскую на 13,6% , за 9 месяце - на 13,6%, за полугодие - на 29,4%). Доля предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, возросла с 73,9% в октябре до 77,1% в ноябре; имеющих просроченную дебиторскую задолженность, увеличилась соответственно с 69,6% до 79,2%.
Таблица 3.
Объем работ по договорам строительного подряда, выполненный собственными силами предприятий и организаций (с учетом дорасчета)
Фактически, Декабрь
млн.рублей 1998 г. 1998 г. в % к:
январь- декабрь в % к декаб- ноябрю
декабрь 1998 г. 1997 г. рю 1998 г.
1998 г. 1997 г.
Всего по террито- 680,7 120,8 75,1 102,6 225,5
рии:
в том числе:
города
Махачкала 352,7 35,5 100,7 66,6 130,1
Буйнакск 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Дагестанские Огни 0,3 0,3 16,3 19,9 0,0
Дербент 20,8 2,2 101,4 23,5 27,9
Каспийск 2,8 1,5 124,6 87,9 172,7
Кизилюрт 19,8 2,3 60,5 40,7 194,2
Кизляр 8,3 0,5 56,8 27,2 21,3
Хасавюрт 4,7 3,7 96,8 616,1 319,0
районы
Ботлихский 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Буйнакский 15,5 4,3 31,0 648,5 0,0
Дахадаевский 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0
Дербентский 0,5 0.2 146.5 76.8 100.0
Кулинский 0,9 0.0 220.8 0.0 0.0
Левашинский 2.,3 0,0 22,8 0,0 0,0
Шамильский 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Сулейман-Стальский 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Тарумовский 14,9 0,2 766,3 51,7 10,9
Унцукульский 233,4 69,1 57,5 213,3 607,3
Цумадинский 1,2 1,2 0,0 0,0 0,0
Юсупова Р.Ю.
Региональные аспекты повышения эффективности использования инвестиций
Инвестиционный кризис и отсутствие достаточных для его преодоления средств федерального бюджета побуждают российские регионы к усиленному поиску собственных путей решения возникающих в данной связи проблем. Субъекты федерации стремятся проводить самостоятельную политику, направленную на улучшение инвестиционного климата и обеспечение развития регионов. Одна из наиболее важных проблем, возникающих в процессе становления инвестиционной политики регионов - в том числе и в республике Дагестан- разграничение полномочий с федеральным центром в данной области. Важно, что разрабатываемые в настоящее время нормативно- правовые положения, регламентирующие этот процесс, исходили из ограничения функций федеральной власти стратегическими направлениями при существенном расширении полномочий субъектов Федерации.
Государство целенаправленно и последовательно децентрализует инвестиционный процесс на основе многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов.
Безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется главным образом для социально значимых некоммерческих объектов, не располагающих собственными источниками; практически такое финансирование должно охватывать лишь важнейшие жизнеобеспечивающие производства и социальную сферу.
Одним из основных утверждаемых принципов государственной инвестиционной политики является, таким образом, децентрализация, практически реализуемая путем дальнейшего перекладывания расходов, обслуживающих интересы территорий, на региональные бюджеты с соответствующей доходной базой. Наряду с федеральной инвестиционной программой разрабатываются региональные программы- как на уровне субъектов Федерации, так и в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.
Особый интерес представляют причины, в силу которых отдельные региона добиваются лучшего положения. В ряду таких причин можно назвать следующие: 1) благоприятная специфика производственной специализации и лучшие стартовые позиции в начале осуществления рыночных реформ ( с точки зрения как обеспеченности факторами производства, так и уровня развития); 2) более свободный доступ к средствам федерального бюджета и большой размер получаемых из него средств; 3) способность создавать собственные местные бюджеты с наполняемой доходной частью; 4) проведение на местах структурного маневра, в том числе по увеличению доли затрат на расширение, реконструкцию действующих предприятий, а не на строительство новых; 5) высокая активность в осуществление рыночных реформ, позволяющая подключить к финансированию инвестиций частный капитал и сбережения населения.
Республику Дагестан нельзя отнести к данным регионам. Напротив, можно перечислить ряд факторов, препятствующих притоку инвестиций в дагестанскую экономику. Это- политическая нестабильность, недостаточная юридическая защищенность, нестабильная экономика, инфляция, отсутствие инфор-