Научная статья на тему 'Аналитический обзор деятельности мест заключения РСФСР в период с 1917 по 1930 год'

Аналитический обзор деятельности мест заключения РСФСР в период с 1917 по 1930 год Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор деятельности мест заключения РСФСР в период с 1917 по 1930 год»

К135-летию образования УИС

С. И. КУЗЬМИН, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ РСФСР В ПЕРИОД С 1917 ПО 1930 ГОД

(Окончание статьи. Начало в № 11-2013)

Иное положение дел сложилось в небольших местах заключения. Как правило, в них работали сотрудники с низким уровнем квалификации, а возможности для проведения культурно-воспитательной работы зачастую отсутствовали.

Одни губернии (области) имели на своей территории все виды исправительно-трудовых учреждений, другие только одно или несколько. В силу различных причин некоторые места заключения были переполнены, в то время как другие располагали свободными площадями. Так, по состоянию на 1 января 1928 года места заключения, состоявшие на государственном бюджете, были переполнены на 15,8 %, а места заключения, финансируемые из местного бюджета, были незаполненными на 22,5 %.

Выход из создавшегося положения виделся в плановом распределении контингента по местам заключения из единого центра, но для этого следовало решить вопрос о централизованном порядке их финансирования. Однако возможности перевести всю сеть исправительно-трудовых учреждений на государственный бюджет не имелось, так как, прежде всего, приходилось решать задачи укрепления экономической и оборонной мощи страны.

Важные коррективы в исправительно-трудовую политику внесло Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 года «О карательной политике и состоянии мест заключения». В нем, наряду с достигнутыми успехами в решении основной задачи мест заключения, давалась принципиальная оценка недостаткам в работе, а именно: необоснованное предоставление льгот классово чуждым и социально опасным элементам, недостаточная дисциплина среди осужденных, слабое руководство наблюдательными комиссиями и т. д. Оно признало нецелесообразным строить новые места заключения и рекомендовало ГУМЗ увеличить наполняемость трудовых колоний: сельскохозяйственных, ремесленных, фабричных на базе бездействующих или нуждающихся в крупном ремонте предприятий.

В постановлении также содержались важные политические установки, которые вскоре получили практическую реализацию, создав предпосылки к началу нового этапа в развитии исправительно-трудовых учреждений, а именно: ориентация мест заключения на решение хозяйственных задач; готовность усилить репрессии по отношению к ли-

цам, признаваемым классово-чуждыми (ужесточить условия содержания, ограничить условно-досрочное освобождение); отказ от строительства новых мест заключения в условиях постоянно возрастающего их переполнения; свертывание демократических начал и усиление административных мер в управлении местами заключения.

На I Всесоюзном совещании пенитенциарных работников подводились итоги проделанной работы за период после принятия исправительно-трудовых кодексов союзных республик. В местах заключения за прошедшие годы были достигнуты определенные успехи, но все же они признавались далеко еще недостаточными для достижения задач, поставленных перед пенитенциарными учреждениями СССР. Например, вывод заключенных на оплачиваемые работы в 1929 году по сравнению с 1922 годом вырос только на 1,9 %.

К концу 1928 года наметились серьезные разногласия между НКВД и НКЮ РСФСР. Обсуждая проблемы уголовного и исправительно-трудового законодательства, работники мест заключения и органов юстиции по-разному определяли пути их решения. Учитывая накопленный опыт работы в местах лишения свободы, необходимость внесения изменений в уголовное и исправительно-трудовое законодательство не вызывала сомнения ни у тех, ни у других, однако по некоторым вопросам совершенствования законодательства и практики работы единого мнения не было. Работники органов юстиции на VI съезде и в периодической печати настаивали на пересмотре положений Основных начал уголовного законодательства, исправительно-трудового законодательства и на передаче ИТУ в Народный комиссариат юстиции. По их мнению, реализация уголовной и исправительно-трудовой политики должна сосредоточиться в одном

ведомстве и только при этом можно эффективно осуществлять борьбу с преступностью. Позицию народного комиссариата юстиции поддерживал НК РКИ РСФСР. Однако подобная постановка вопроса не у всех находила поддержку.

Представитель Туркменской ССР, касаясь передачи мест лишения свободы в Народной комиссариат юстиции, прямо не высказывал своего отрицательного отношения к этому, но предостерегал от подобного шага. Он, в частности, выступая на Всесоюзном совещании, сказал: «Мы имеем неудачный опыт в республике, когда через четыре месяца после передачи мест заключения в НКЮ они были возвращены в НКВД. Обнаружился ряд отрицательных моментов: прокуратура потеряла прямую возможность осуществлять наказание, Народный комиссариат юстиции вошел в предпринимательскую атмосферу, которая ему несвойственна».

Выполняя требования постановления ВЦИК и СНК РСФСР (1928 год), Народный комиссариат юстиции и Верховный суд РСФСР направили на места директивное письмо «О карательной политике» от 28 августа 1928 года. Перед судами была поставлена задача применять суровые приговоры и длительные сроки лишения свободы только в отношении классовых врагов, рецидивистов и деклассированных элементов. В то же время не рекомендовалось применять строгие меры, хотя и за тяжкие преступления, но совершенные впервые.

В ноябре 1928 года в развитие названного постановления взамен краткосрочного лишения свободы вводятся наказания, не связанные с содержанием в местах заключения. Впрочем, и эта мера не принесла желаемых результатов.

В январе 1929 года Народный комиссариат юстиции указал судебным органам на то, чтобы они применяли принуди-

тельные работы без содержания под стражей, как правило, к лицам, осужденным на срок до одного года. Такая мера смогла оказать существенное влияние на сокращение общего количества лиц, содержащихся в местах заключения.

В 1929 году значение использования новых форм труда заключенных настолько возросло, что вызвало необходимость поставить вопрос о коренном пересмотре действующей системы в целях приведения ее в соответствие с теми хозяйственными задачами, которые были поставлены перед местами лишения свободы.

В условиях все возрастающего спроса на рабочую силу применявшаяся изоляция заключенных становится явно нецелесообразной. В связи с этим на смену старой системе использования труда в местах заключения закономерно приходит организация принудительного труда в условиях лишения свободы - в колониях открытого типа, исправительно-трудовых лагерях, где условия содержания создавали объективные предпосылки для организации воспитательного процесса. Вот почему система исправительно-трудовых лагерей и исправительно-трудовых колоний являлась крупным шагом вперед на пути выполнения программной установки ВКП(б) о замене тюрем воспитательными учреждениями.

В конце 1929 года началась реорганизация мест заключения. Юридические предпосылки для направления заключенных в колонии для массовых работ были созданы постановлением ВЦИК от 11 июля 1929 года. Отменялось лишение свободы со строгой изоляцией. Отпала необходимость в переходных исправительно-трудовых домах, оставалось небольшое число мест заключения закрытого типа для тех, кого нельзя было направлять в колонии. Статья 13 названного постановления в новой редакции предусматривала лишение свободы с отбыванием наказа-

ния в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР.

В 1929-1930 годах проходила реорганизация системы мест лишения свободы. Она перестраивалась с таким расчетом, чтобы большинство осужденных содержалось в колониях различного типа.

До реформы, проведенной в 1929-1930 годах, основным видом мест лишения свободы были исправительно-трудовые дома для лиц, осужденных на срок от шести месяцев до десяти лет. Данные учреждения нередко размещались в тюремных зданиях, и в них фактически устанавливался режим строгой изоляции. Колонии не получили достаточного развития. На 1 января 1929 года в РСФСР насчитывалось 24 таких учреждения, в каждом из которых содержалось в среднем 205 человек. Объясняется это рядом причин. Прежде всего, ИТК РСФСР значительно ограничивал круг заключенных, которые не могли быть направлены в колонии. В них содержались лица, осужденные к лишению свободы без строгой изоляции, приговоренные к наказанию, не превышающему пяти лет, принадлежащие к трудящимся, совершившие преступления впервые (по несознательности, случайности или вследствие тяжелых материальных условий), не вызывающие опасения в смысле побега. Не получили развития реформатории и переходные исправительно-трудовые дома. В последних в основном содержались лица, осужденные к принудительным работам или освобожденные из мест заключения - во время поиска работы.

Под сельскохозяйственные колонии большей частью предоставлялись разоренные имения, где не было не только инвентаря, но и самих зданий для размещения заключенных. Несмотря на то, что почвы были истощены, поля засорены, перед администрацией колоний стояла задача - добиться самоокупаемости.

Таким образом, недостаточное развитие трудовых колоний являлось результатом отсутствия производственной базы, общего направления карательной политики, требовавших в отношении основной массы заключенных строгой изоляции.

Неудачными оказались попытки создать трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи, так как среди них было немало рецидивистов, на которых такие учреждения не были рассчитаны. Перевоспитание таких правонарушителей оказалось делом более сложным, чем это представлялось. Опыт работы трудовых домов для них выявил ряд существенных недостатков в их деятельности. Они не заслужили положительной оценки со стороны советской общественности и неизбежно должны были подвергнуться реорганизации.

Изоляторы особого назначения могли вместить около 10 тыс. заключенных. Однако по состоянию на 1 января 1929 года число приговоренных к данной мере наказания составляло 37 тыс. человек. В связи с этим значительная часть из них содержалась в общих местах заключения, что, несомненно, отрицательно сказалось на их деятельности.

Осужденные рецидивисты содержались в общих местах заключения, поэтому основные средства исправительно-трудового воздействия - труд и культурно-просветительная работа - не достигали цели. Неслучайно в связи с этим был поставлен вопрос о создании на территории СССР двух изоляторов особого назначения с установлением в них более строгого режима. Называлось и место для размещения одного из них - остров Возрождения, расположенный недалеко от г. Баку.

20 мая 1930 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР был внесен ряд изменений в ИТК РСФСР 1924 года. В ст. 46

вводился п. «а» в следующей редакции: «Учреждения для применения мер социальной защиты исправительно-трудового характера - исправительно-трудовые лагеря, дома заключения для осужденных к лишению свободы, трудовые колонии открытого и закрытого типа». Эта же статья дополнилась п. «г»: «Учреждения для находящихся под следствием и пересыльных: дома заключения для подследственных и пересыльных».

Согласно ст. 47 постановления ВЦИК в новой редакции заключенные подлежали направлению в исправительно-трудовые лагеря, за исключением тех, которые по состоянию здоровья не могли там использоваться в трудовых процессах. В этом случае они направлялись в колонии системы НКЮ РСФСР.

В связи с этими преобразованиями в системе органов, исполняющих наказания, важное значение стали придавать исправительно-трудовым лагерям. Первый из них, Северный лагерь особого назначения ОГПУ СССР, был создан для освоения природных богатств Европейского Севера и начал функционировать в 1929 году. В апреле 1930 года постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях, закрепившее практику этих специфических мест лишения свободы. Перед ИТЛ ставилась задача охраны общества от особо опасных преступников. Они предназначались для содержания лиц, осужденных судом или «Особым постановлением ОГПУ» на срок от трех до десяти лет.

Поскольку правового акта, регулирующего порядок исполнения уголовного наказания, не имелось, то начальник Северного лагеря особого назначения ОГПУ в практической деятельности был вынужден руководствоваться справкой о порядке содержания заключенных в Соловецком лагере. Приведем ее содержание.

I. Порядок направления на работы.

Назначаются на различные работы в

зависимости:

а) от степени трудоспособности, определяемой путем медицинского освидетельствования;

б) профессии и квалификации;

в) характера совершенного преступления.

Как правило, все вновь прибывшие заключенные в течение двух-трех месяцев выдерживаются на общих работах.

II. Продолжительность рабочего дня.

На фабриках, заводах, в мастерских,

работающих обычно в несколько смен, твердо выдерживается 8-часовой рабочий день, за исключением пошивочно-обмун-дировочных цехов, где установлен 7-часовой рабочий день.

На всех других работах строго соблюдается урочная система. Уроки устанавливаются, исходя из норм выработки вольнонаемных в аналогичных условиях.

Пониженные уроки даются всем вновь прибывающим и не имеющим еще необходимых трудовых навыков и сноровки.

Все заключенные выдерживаются обязательно на работе до исполнения заданного им урока, не считаясь с тем, что это выходит за пределы 8-часового рабочего дня.

В среднем продолжительность рабочего дня составляет шесть-девять часов.

III. Паек.

В зависимости от рода выполняемой работы, поведения заключенного, состояния здоровья и выполняемой трудовой нормы довольствие определяется следующим порядком: штрафной паек -400 г хлеба, основной - 600 г, трудовой -800 г, усиленный - 1000 г, специальный -1200 г. Для каждой категории существует и соответствующий набор остальных видов питания.

IV. Обмундирование в соответствии с работой, в том числе спецодежда.

V. Оплата труда.

Труд заключенных, переведенных в штрафной разряд, не оплачивается. Труд всех остальных, выполняющих норму, компенсируется кроме улучшенного снабжения отчислением в их пользу 10 % от полной стоимости произведенных работ.

VI. Поощрительные меры.

Сокращение срока изоляции в лагере, досрочное освобождение с отправкой в ссылку, досрочное освобождение без ограничения места жительства, специальное премирование в виде выдачи в собственность новых комплектов обмундирования и денежных сумм, зачисляемых на лицевые счета.

Внесенные в 1930 году изменения в законодательство привели к тому, что система исправительно-трудовых учреждений значительно упростилась и в нее стали входить: колонии (открытые и закрытые), дома заключения для срочных заключенных, исправительно-трудовые лагеря.

Дальнейшие изменения в системе ИТУ осуществлялись в связи с опубликованием 15 декабря 1930 года постановления ЦИК и СНК СССР «О ликвидации народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик». В соответствии с постановлением места заключения, находившиеся в ведении НКВД, организация ссылок с принудительными работами и принудительные работы без содержания под стражей перешли в ведение народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик. При НКЮ РСФСР было создано Главное управление исправительно-трудовых учреждений. Ему подчинялись краевые, областные управления и управления автономных республик, в ведение которых передавались расположенные на их территории места лишения свободы.

В рассматриваемый период в вопросах поддержания режима администрация исправительно-трудовых учреждений руководствовалась положением об общих

местах заключения РСФСР (1920 год). Характер режимных требований уточнялся в последующих правовых актах, важнейшим из которых являлся ИТК РСФСР 1924 года. Кодекс подробно регламентировал общие вопросы организации режима, его особенности в каждом из видов мест заключения, порядок приема, размещение и освобождение заключенных, дисциплинарные меры воздействия.

Прогрессивная система отбывания наказаний предусматривала разделение всех лиц, лишенных свободы, на категории в зависимости от их социального положения и общественной опасности совершенных ими преступлений. Это позволяло переводить заключенных по мере их исправления сначала в высшие разряды, а впоследствии - в учреждения другого типа с облегченным режимом. В соответствии с установленным порядком исполнения наказаний режимные требования должны были трансформироваться в сторону смягчения. Соответственно увеличивался объем льгот, которыми могли пользоваться заключенные. В то же время устанавливались более жесткие требования к нарушителям режима.

Наряду с общими правилами поведения заключенных и условиями их содержания в соответствующих статьях Кодекса выделялись и специфические для каждого вида исправительно-трудового учреждения.

Поскольку вопрос о режиме является наиболее важным, так как определяет правовое положение заключенных, то законодатель предоставил право оценивать поведение лиц, лишенных свободы, коллегиальному органу, независимому от администрации, и возложил эту функцию на распределительную комиссию. Они создавались при губернских (областных) инспекциях мест заключения, при управлениях (инспекциях) мест заключения в составе представителей ин-

спекций мест заключения, губернского (областного) суда, рабоче-крестьянской инспекции, совета профсоюзов и комитета помощи осужденным. Поскольку комиссии явились вневедомственными, то для руководства ими был создан специальный орган - Центральная распределительная комиссия в составе ГУМЗ НКВД РСФСР, подотчетная в своей деятельности и президиуму ВЦИК РСФСР. Центральная и губернские (областные) распределительные комиссии располагали аппаратом, состоящим из обследователей, докладчиков, делопроизводителей. Работа в составе распределительных комиссий представителей других ведомств оплачивалась.

Комиссия являлась единственным органом, который был вправе назначать отбывание наказания заключенному в изоляторе специального назначения, исправительно-трудовом доме или в колонии. В ее компетенцию входило досрочное освобождение, перевод из разряда в разряд и из одного места заключения в другое, предоставление отпусков.

Центральная распределительная комиссия в своей деятельности опиралась на распределительные комиссии губерний (областей), и по логике они должны были опираться на аналогичные органы мест заключения, находящиеся в пределах данной территории, но такого звена не было.

Стремление широко привлекать общественность к решению задач мест лишения свободы привело к созданию в 1925 году наблюдательных комиссий, которые стали работать в тесном контакте с распределительными комиссиями. Наряду с выполнением самостоятельных функций наблюдательные комиссии оказывали помощь распределительным комиссиям в размещении заключенных внутри исправительно-трудовых учреждений в соответствии с требованиями дифференциации.

Параллельное существование распределительных и наблюдательных комиссий вскоре показало, что это стало приводить к значительному увеличению сроков принятия окончательного решения об условно-досрочном освобождении, а при постоянной перегруженности мест лишения свободы это существенно осложняло деятельность администрации. Неслучайно в служебной записке заместителя Наркома внутренних дел начальнику ГУМЗ НКВД РСФСР от 5 апреля 1927 года предлагалось срочно рассмотреть вопрос о передаче наблюдательным комиссиям некоторых функций распределительных комиссий, связанных с досрочным освобождением осужденных, предоставления отпусков на сельскохозяйственные работы в целях упрощения и ускорения дел.

Причина же неэффективности работы была заложена в самой организации деятельности комиссий. Фактически они санкционировали то, что уже было намечено администрацией.

Оценивая исправительно-трудовую политику и практическую деятельность ИТУ, следует отметить, что в течение 20-х годов сформировались единые принципы

этой политики, наполнение содержанием которых определялось историческими традициями народов каждой из республик. Сформированная в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР (1924 год) и в аналогичных кодексах других союзных республик основная задача ИТУ - исправление и перевоспитание заключенных -подчиняла режим и условия отбывания наказания педагогическим требованиям. Каждому заключенному независимо от состава преступления гарантировалось право на условно-досрочное освобождение, но его реализация ставилась в зависимость от поведения осужденного в период отбывания наказания. Этой же цели служили дифференциация контингента и прогрессивная система отбывания наказания.

В то же время следует отметить, что широкое применение в тот период лишения свободы заставляло прибегать к массовым освобождениям осужденных по амнистии и другим основаниям, что дискредитировало карательную и исправительно-трудовую политику, обесценивало роль наказания как средства защиты общества от преступных посягательств. ^

Ф Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2013 vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.