Научная статья на тему 'Аналитические вопросы формирования финансовой стратегии организации'

Аналитические вопросы формирования финансовой стратегии организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая стратегия / финансовые ресурсы / долгосрочное планирование / финансовое состояние / агропромышленный рынок. / current assets / factoring / bank lending / financial services.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. А. Вивчарь, М. С. Кочка, Ю. И. Хвойко

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования финансовой стратегии организации. В работе использованы методы SWOT и SWN-анализа, дана оценка положения ООО «ЗК ЭФКО-К» на отраслевом рынке, в результате чего выявлены позитивные и тормозящие факторы развития. Проведен соотносительный анализ критериев, позволяющих оценить результативность и эффективность разрабатываемой финансовой стратегии организации. Предложен алгоритм разработки финансовой стратегии как элемента эффективного управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL ISSUES OF FORMATION OF THE FINANCIAL STRATEGY OF THE ORGANIZATION

Selling goods, providing services and performing work on credit is both a competitive advantage of the organization and an additional risk factor. In this regard, factoring acts as an alternative to bank lending a tool to solve the problem of a lack of working capital. The article considers the advantages of factoring, the process of its implementation, analyzes the dynamics of the factoring market in general and in the segment of small and medium-sized businesses, suggests measures to expand the use of this tool in Russia.

Текст научной работы на тему «Аналитические вопросы формирования финансовой стратегии организации»

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Е.А. Вивчарь, магистрант М.С. Кочка, магистрант Ю.И. Хвойко, студент

Кубанский государственный аграрный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10165

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования финансовой стратегии организации. В работе использованы методы SWOT и SWN-анализа, дана оценка положения ООО «ЗК ЭФКО-К» на отраслевом рынке, в результате чего выявлены позитивные и тормозящие факторы развития. Проведен соотносительный анализ критериев, позволяющих оценить результативность и эффективность разрабатываемой финансовой стратегии организации. Предложен алгоритм разработки финансовой стратегии как элемента эффективного управления организацией.

Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовые ресурсы, долгосрочное планирование, финансовое состояние, агропромышленный рынок.

Финансовая стратегия играет огромную роль в обеспечении высокоэффективной финансовой деятельности любой компании, ведь она оказывает влияние на все ее основные сферы деятельности. К ней относятся формирование, привлечение и установление возможных направлений использования финансовых ресурсов компании. Если компания будет эффективно использовать свои ресурсы, это приведет к повышенному вниманию со стороны инвесторов, что благоприятно скажется на жизни компании и благосостоянии ее собственников [1 ].

Если компания не имеет грамотной финансовой стратегии и системы управления персоналом, недооценивает возможности и способности конкурентов, имеет поверхностные знания конъюнктуры отраслевого рынка и неквалифицированный персонал, то предприятие обречено на провал [2].

Во все времена вопрос о финансовой стратегии считался актуальным. Это логично, ведь данный вопрос всегда обусловливался постоянными изменениями факторов внешней экономической среды. К таким изменениям относят смену целей и задач основной деятельности, связанную с реорганизацией и возникновением новых, инновационных коммерческих предложений, переход на новую стадию формирования и т. д. В этих условиях просто необходимо про-

гнозировать характер финансовой активности любой организации, что вполне сможет обеспечить четко разработанная и сформулированная финансовая стратегия [3].

Зачастую под финансовой стратегией организации подразумевают процесс долгосрочного финансового планирования. Безусловно, эти две дефиниции весьма схожи между собой по смыслу, поскольку и одна, и другая подразумевает процесс разработки и принятия финансовых целевых установок, а также поиск высокоэффективных и результативных вариантов их реализации [4]. Но различие в том, что во время долгосрочного финансового планирования формируются перспективные значения экономических величин, показатели, разработанные на основе приобретенных сведений об их изменении в прошлом [5].

Для того чтобы выявить потенциальные угрозы для существования организации, применяют концепцию стратегического управления, которая лежит в основе любой финансовой стратегии [6].

На сегодняшний день проблемы, связанные с исследованием и анализом финансовой стратегии, не достаточно изучены, а само понятие относительно новое для отечественной теории и практики. К примеру, Бланк И.А. рассматривает финансовую стратегию в контексте финансового плани-

рования, которое подразделяется на текущее, оперативное и стратегическое [7]. Последнее подразумевает под собой разработку и внедрение финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям деятельности организации [8].

Объектом нашего исследования послужила одна из самых перспективных компаний в масложировой отрасли -ООО «Заготовительная компания ЭФКО-К», входящее в ГК «ЭФКО» - крупнейшего в России производителя растительного масла, соусов, молочных и кисломолочных продуктов под широко известными брендами «Слобода», «Altero», ТМ «Пикник» и «EFKO Food professional».

ООО «ЗК ЭФКО-К» - лидер на агропромышленном рынке. Компания имеет собственные высокотехнологичные заводы и элеваторы, которые хранят и перерабатывают семена подсолнечника и рапса, производит шрот и подсолнечное масло. Кроме этого, ООО «ЗК ЭФКО-К» реализует интенсивную внешнеторговую деятельность, а именно осуществляет поставки продукции не только на территории Российской Федерации, но и в страны Европы. Экспорт в зарубежные страны осуществляется посредством эксклюзивного партнерства с Таманской портовой компанией, расположенной в Краснодарском крае. В планах у ООО «ЗК ЭФКО-К» открытие собственного завода на территории Египта.

Гибкая система закупок и географически выгодное расположение заготовительных предприятий и мощностей по хранению дает возможность приобретать сырьевые ма-

териалы более чем в пятнадцати регионах Российской Федерации.

В научной литературе принято выделять следующие этапы при формировании финансовой стратегии:

- определение общего периода развития финансовой стратегии организации;

- изучение условий внешней и внутренней среды на основе SWOT и SNW-анализа [9].

Первый этап зависит от множества условий. Главным является установление продолжительности периода, необходимого для развития общей стратегии компании, поскольку финансовая стратегия не может выступать за границы установленного периода [10].

Наиболее важным условием определения периода развития финансовой стратегии рассматриваемой компании является про-гнозируемость как экономики в целом, так и определенных сегментов, с которыми связана будущая финансовая деятельность.

В современных макро- и микроэкономических условиях данный период не может быть слишком продолжительным, соответственно, в среднем устанавливается в рамках трех лет. Таким образом, финансовую стратегию в ООО «ЗК ЭФКО-К» целесообразно разрабатывать на три года.

Для наиболее полной аналитической картины рассмотрим главных конкурентов ООО «ЗК ЭФКО-К».

Установим рыночные доли основных изготовителей подсолнечного масла на рынке, результаты представлены на рисунке.

Рис. Доли ведущих производителей подсолнечного масла на рынке, тыс. тонн, 20182019 гг.

На сегодняшний день ООО «ЗК ЭФКО-К» занимает лидирующее положение по количеству произведенной продукции - 26,2% (453 тыс. тонн), «Солнечные продукты» -23,6% (408 тыс. тонн), ГК «Юг Руси» -23,3% (403 тыс. тонн), ГК «Астон» - 16,6% (287 тыс. тонн), ООО «Каргилл» - 10,5% (181 тыс. тонн).

Отталкиваясь от этих сведений, можно заключить, что ООО «ЗК ЭФКО-К» владеет большей частью рынка подсолнечного масла. Изучение конкурентоспособности весьма актуально в современных реалиях аграр-

ной отрасли. Организации, которые результативно и эффективно управляют своей конкурентной способностью, безусловно, будут иметь высокопотенциальный успех как на микроуровне, так и на макроуровне.

SWOT-анализ поможет нам выявить сильные и слабые стороны ООО «ЗК ЭФ-КО-К», возможности и угрозы. Этот анализ даст возможность сделать заключение о том, какая стратегия развития будет применяться в дальнейшем [11]. Матрица SWOT-анализа ООО «ЗК ЭФКО-К» представлена в таблице 1.

Таблица 1. SWOT-анализ ООО «ЗК ЭФКО-К»

Сильные стороны: 1. Узнаваемость брендов 2. Развитый сбыт товара не только в РФ, но и за ее пределами 3. Качественное сырье собственного и фермерского производства 4. Отлаженная система логистики 5. Высококвалифицированный персонал 6. Кадровая политика с ориентацией не только не только на опытных специалистов, но и на обучающихся и выпускников без опыта работы 7. Высококачественная продукция, позитивно влияющая на имидж у потребителей 8. Постоянное совершенствование технологий, освоение новых сырьевых баз, освоение новых рынков сбыта Слабые стороны: 1. Недостаточное финансирование, необходимое для изменения стратегии 2. Недостаточно полный анализ информации о потребителях 3. Нет определенной четко выраженной стратегии 4. Возможное появление у конкурентов-производителей более современных технологий

Потенциальные возможности: 1. Усиление позиций со стороны маркетинговой политики 2. Завоевание рынка и ослабление позиций конкурентов 3. Разработка инновационных технологий 4. Улучшение качества производимой продукции 6. Инновационные технологические разработки 7. Увеличение масштабов производства 8. Выход на новые рынки сбыта на микро- и макроуровне 9. Повышение уровня квалификации кадров и качества обслуживания клиентов 10. Увеличение объема продаж, увеличение объемов прибыли Потенциальные угрозы: 1.Слабое развитие рынка, отсутствие развития новых ниш 2. Изменение вкусов потребителей, увеличение объемов продаж заменяющих товаров по более низким ценам 3. Ужесточение конкуренции 4. Появление конкурентов с более низкой ценовой политикой 5. Усиление требований поставщиков 6. Чувствительность к изменениям в экономике государства и взаимным российским и западным санкциям

Как и у любой организации, у ООО «ЗК ЭФКО-К» есть как сильные, так и слабые стороны. Однако, несмотря на это, количество положительных сторон значительно превышают негативные. Компания является развитой и конкурентоспособной на рынке, чему способствует собственная сырьевая база, грамотная стратегия управляющего аппарата и высококачественная производимая продукция.

Однако существуют и потенциальные угрозы, которые представляют значительную опасность и требуют обязательного устранения.

Итак, для процветания ООО «ЗК ЭФКО-К» следует использовать сильные стороны компании, а именно осваивать новые сырьевые базы, завоевать новые рынки сбыта, внедрять инновационные технологии.

Исходя из вышеперечисленной информации, можно сделать следующие заключения:

- для улучшения сбытовой политики и количества региональных посредников необходимо повышение конкуренции со стороны агропромышленных компаний;

- хорошую репутацию компании можно использовать для выхода на новые рынки сбыта, а также она может помочь для противостояния агрессивной политики конкурентов;

- появление новых конкурентов, безусловно, усугубит конкурентную позицию, а также заставит тщательнее прослеживать надежность и качество выпускаемой продукции. Снижение доли на рынке и высокая конкуренция может привести к спаду спроса на товар, соответственно, следует выявлять новые конкурентные достоинства компании;

- если поставщики увеличат стоимость на сырье, соответственно, увеличится стоимость продукции, что не совсем выгодно

для компании в плане реализации продукции, поскольку может упасть спрос. В данном случае потребуется поиск новых партнеров.

На наш взгляд, ООО «ЗК ЭФКО-К» следует применять совокупность стратегий. Сюда может входить:

- усиление позиций на рынке (используемая возможность - узнаваемость бренда, ликвидируемая угроза - ожесточение конкуренции).

- развитие рынка (применяемая возможность - выход на новый целевой рынок, ликвидируемая угроза - ожесточение конкуренции).

Воплотить вышеперечисленное можно за счет выпуска нового вида продукции, поскольку ее эффективная реализация даст возможность сформировать нужную устойчивую основу с целью последующего формирования компании.

Если рассматривать угрозы, то они, в основном, находятся в плоскости макросреды, соответственно, не могут быть нивелированы внутри компании. Только анализ и глубокое исследование внешних условий (экономики, политики, природных явлений) поможет руководству компании благоприятно их преодолеть.

Проведем SNW-анализ внутренней среды, который позволит проанализировать, какие позиции у ООО «ЗК ЭФКО-К» при сравнении с конкурентами считаются сильными сторонами, какие - слабыми, а по каким ООО «ЗК ЭФКО-К» не отличается от своих конкурентов. Данный анализ считается более детальным, нежели SWOT-анализ. Для проведения SNW-анализа ООО «ЗК ЭФКО-К» необходимо определить стратегическую позицию компании и для каждой позиции дать качественную оценку (таблица 2).

Таблица 2. SNW-анализ ООО «ЗК ЭФКО-К»

Элемент стратегии Оценка качества

Сильная (S) Нейтральная (N) Слабая

Стратегия организации Z

Бизнес-стратегия организации (агрессивная) Z

Оргструктура компании Z

Финансы, в том числе:

- текущее состояние Z

- доступность инвестиционных ресурсов Z

- уровень финансового менеджмента Z

- финансовая структура Z

Конкурентоспособность продукта Z

Затраты по бизнесу Z

Информационные технологии Z

Инновации Z

Способность к лидерству Z

Уровень производства Z

Уровень маркетинга Z

Качество персонала Z

Репутация на рынке с возможностью укрепления Z

Отношения с госорганами Z

Уровень вертикальной интегрированности Z

Формирование единой корпоративной культуры Z

Оптимизация модели управления оргструктуры Z

Система СМК Z

Итого 12 9

После проведения данного анализа можно сказать, что ООО «ЗК ЭФКО-К» не только может, но и использует собственные сильные стороны с целью осуществления трехлетней стратегии развития.

В итоге компания получила качественную оценку «Сильная». Финансовая стратегия ООО «ЗК ЭФКО-К» разрабатывается с учетом множества факторов, в числе которых риск неплатежей, инфляция и иные обстоятельства. Разрабатываемая стратегия должна соответствовать производственным задачам и, в случае необходимости, корректироваться. Оценка эффективности разрабатываемой финансовой стратегии проводится с помощью некоторого ряда критериев, а значит должна быть согласована:

- с прогнозируемыми преобразованиями внешней среды;

- с корпоративной стратегией компании;

- с внутренним потенциалом организации;

- с уравновешенностью определенных объектов стратегии;

- реализуемостью и эффективностью реализации при допустимом уровнем риска.

Далее рассмотрим «золотое правило экономики» - один из критериев, позволяющий оценить результативность и эффективность разрабатываемой финансовой стратегии организации. Этот индикатор поможет определить положительную или отрицательную тенденцию в развитии ООО «ЗК ЭФКО-К». Заключается данный индикатор в соотношении темпов изменения определенных финансовых характеристик деятельности организации. На основании этого, руководство может принимать определенные решения в разработке финансовой стратегии.

Расчет «золотого правила экономики» осуществляется следующим образом: 100% < ТА < ТР < 7ЪП

где ТА - темп изменения валюты баланса;

ТР - темп прироста выручки от продажи продукции;

ТБП - темп прироста балансовой прибыли.

В таблице 3 рассмотрим расчет «золотого правила экономики» для ООО «ЗК ЭФКО-К».

Таблица 3. Основные показатели, используемые для расчета эффективности финансовой

стратегии ООО «ЗК ЭФКО-К»

Показатель 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

Прибыль до налогообложения, млн руб. 2546 2464 -3,22

Выручка, млн руб. 710626 811101 14,14

Валюта баланса, млн руб. 194086 392726 102,35

Как видим, «золотое правило деловой активности» для ООО «ЗК ЭФКО-К» не выполняется, поскольку неравенство выглядит следующим образом:

-3,22<14,14<102,35>100 %.

Темп увеличения выручки ООО «ЗК ЭФКО-К» составил 14,14%. Прибыль компании стремительно снижается, изменение составило - (-3,22%). Объем продаж выше, чем прибыль компании, это говорит о повышении себестоимости продаж ООО «ЗК ЭФКО-К». О неэффективном использовании ресурсов компании говорит то, что объем продаж ниже, чем активы компании. Разрабатываемая финансовая стратегия для эффективного развития должна учитывать вышеуказанные изменения в состоянии ООО «ЗК ЭФКО-К».

Для улучшения экономических показателей и экономического стимулирования, условий труда, системы управления и планирования ООО «ЗК ЭФКО-К» рекомендуется создать стратегический план, включающий в себя организационные, технические, социально-экономические мероприятия, к примеру:

- повышение и поддержание достаточно высокой квалификации персонала и специалистов всех уровней;

- создание и сохранение отличной репутации у потребителей продукции и высоко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в соответствии с постоянно изменяющимися внешними экономическими условиями необходимо осуществление работы по тактическому и стратегическому планированию в компании;

- освоение новых рынков и ниш;

- увеличение новых видов продукции и повышение объемов продаж;

- совершенствование и обеспечение финансового и маркетингового потенциала организации;

- совершенствование финансового и материального положения компании в сельскохозяйственной отрасли и на агропромышленных рынках;

- обеспечение повышения объема продаж продукции компании;

- поиск новых рынков, не только в России, но и за рубежом;

- осуществление эффективной рекламы всей линейки производимой продукции, в том числе введение нового, пользующегося спросом у потребителей, продукта;

- сокращение производственных расходов и накладных затрат по вырабатываемой предприятием линейке продукции.

Осуществление вышеуказанных мероприятий ООО «ЗК ЭФКО-К» позволит достичь стратегических целей.

го благоприятного имиджа компании;

Библиографический список

1. Герасименко О.А. Стратегический финансовый менеджмент и его особенности в аграрных формированиях. - Краснодар, 2019.

2. Губина А.Ю. Анализ системы управления оборотными активами в организациях аграрного сектора / А.Ю. Губина, Л.С. Решетило // Экономика и предпринимательство. -2018. - №10 (99). - С. 1176-1179.

3. Герасименко О.А. Влияние ликвидности на структуру капитала сельскохозяйственных организаций / О.А. Герасименко, М.А. Кургинян // Агропродовольственная экономика. - 2018. - №4. - С. 36-41.

4. Герасименко О.А. Современное состояние и механизм управления оборотными активами. Региональный аспект / О.А. Герасименко, О.В. Герасименко. - Beau Bassion, Mauritius: LAP LAMBERT, 2017. - 129 с.

5. Герасименко О.А. Механизм управления прибылью сельскохозяйственной организации: сущность и проблематика / О. А. Герасименко, Т. А. Охрименко // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-3 (77-3). - С. 897-900.

6. Герасименко О.А. Повышение эффективности управления оборотными средствами сельскохозяйственных предприятий (по материалам Краснодарского края) / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Краснодар, 2004. - 160 с.

7. Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. - М.: Ника-Центр, Эльга, 2016. - 672 c.

8. Барабаш А.Э. Взаимосвязь оборотных средств и внеоборотных активов сельскохозяйственных организаций / А.Э. Барабаш, О.А. Герасименко // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И.С. Косенко. Отв. за вып. А.Г. Кощаев. - 2017. - С. 1384-1385.

9. Захарян А.В. Совершенствование управления финансовой деятельностью организаций агропромышленного сектора экономики // Colloquium-journal. - 2019. - №6-11 (30). -С. 15-20.

10. Захарян А. В. К вопросу оценки эффективности использования финансовых ресурсов / Захарян А.В., Мелкумян Г.А., Лисицкая В.А., Красная А.В. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 10-1. - С. 100-107.

11. Левченко И.С. Влияние внешних рисков на финансы АПК России / И.С. Левченко, А.А. Храмченко // В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа: КубГАУ, 2018. - С. 135-140.

ANALYTICAL ISSUES OF FORMATION OF THE FINANCIAL STRATEGY OF THE

ORGANIZATION

E.A. Vivchar, Graduate Student M.S. Kochka, Graduate Student Yu.I. Khvoiko, Student Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)

Abstract. Selling goods, providing services and performing work on credit is both a competitive advantage of the organization and an additional risk factor. In this regard, factoring acts as an alternative to bank lending a tool to solve the problem of a lack of working capital. The article considers the advantages of factoring, the process of its implementation, analyzes the dynamics of the factoring market in general and in the segment of small and medium-sized businesses, suggests measures to expand the use of this tool in Russia.

Keywords: current assets, factoring, bank lending, financial services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.