Научная статья на тему 'Конкурентный анализ производителей семян подсолнечника'

Конкурентный анализ производителей семян подсолнечника Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕНА ПОДСОЛНЕЧНИКА / SUNFLOWER SEEDS / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / SWOT / SNW-АНАЛИЗ / SNW-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Позубенкова Э.И.

Под конкурентоспособностью сельскохозяйственной организации, специализирующейся на производстве семян подсолнечника, понимается ее способность приносить прибыль на вложенный в отрасль растениеводства капитал в краткосрочный период. Для обеспечения конкурентоспособности субъекта агробизнеса необходимо наращивать конкурентный по-тенциал, который означает потенциальную возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать стратегическую конкурентоспособность. Этот показатель определяется совокупностью параметров, характеризующих возможность и способность организации эффективно функционировать на рынке масличных культур, удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточную рентабельность, финансовую устойчивость в перспективе. В статье осуществлен конкурентный анализ субъекта агробизнеса, специализирующего-ся на производстве семян подсолнечника, посредством выявления факторов внешней и внутренней среды, аккумуляции их в матрицах SWOT и SNW. Сделан вывод о сильной конкурентной позиции в сравнении с производителями аналогичной продукции, в рамках муниципального района Пензенской области. Апробирована методика построения позиционной карты групп конкурентов и профильной матрицы организаций конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ANALYSIS OF SUNFLOWER SEED PRODUCERS

The competitiveness of an agricultural organization specializing in the production of sunflower seeds is its ability to make a profit on the invested capital in crop production in the short-term period. To provide the competitiveness of the agribusiness entity, it is necessary to increase the competitive potential, which means the potential possibility (current prerequisites) to maintain or increase strategic competitiveness. This indicator is determined by the set of parameters characterizing the ability and possibility of the organization to function effectively in the oilseed market, to maintain or increase its market share, to have sufficient profitability, financial stability in perspective. The article deals with the analysis of the subject of agribusiness, specializing in the production of sunflower seeds, by identifying factors of the external and internal environment, accumulating them in the SWOT and SNW matrices. A conclusion is made about a strong competitive position in comparison with the producers of similar products within the municipal area of the Penza region. The methods of constructing a positional map of groups of competitors and profile matrix of organizations competitors were tested.

Текст научной работы на тему «Конкурентный анализ производителей семян подсолнечника»

УДК 338.1

КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕМЯН ПОДСОЛНЕЧНИКА

Э. И. Позубенкова, канд. экон. наук, доцент;

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет», Россия, т. (8412) 628563, e-mail: epozubenkova@mail.ru

Под конкурентоспособностью сельскохозяйственной организации, специализирующейся на производстве семян подсолнечника, понимается ее способность приносить прибыль на вложенный в отрасль растениеводства капитал в краткосрочный период. Для обеспечения конкурентоспособности субъекта агробизнеса необходимо наращивать конкурентный потенциал, который означает потенциальную возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать стратегическую конкурентоспособность. Этот показатель определяется совокупностью параметров, характеризующих возможность и способность организации эффективно функционировать на рынке масличных культур, удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточную рентабельность, финансовую устойчивость в перспективе.

В статье осуществлен конкурентный анализ субъекта агробизнеса, специализирующегося на производстве семян подсолнечника, посредством выявления факторов внешней и внутренней среды, аккумуляции их в матрицах SWOT и SNW. Сделан вывод о сильной конкурентной позиции в сравнении с производителями аналогичной продукции, в рамках муниципального района Пензенской области. Апробирована методика построения позиционной карты групп конкурентов и профильной матрицы организаций - конкурентов.

Ключевые слова: семена подсолнечника, конкуренция, анализ, SWOT, SNW-анализ.

Агропромышленный комплекс Пензенской области представлен совокупностью различных аграрных отраслей экономики, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и выпуск продуктов питания, а также реализацию их потребителям. Природноклима-тические условия способствуют производству зерна, подсолнечника, сахарной свеклы и т. д. Регион является крупным производителем продуктов питания и относится к тем субъектам, которые почти полностью обеспечивают потребности населения за счет собственного производства [5, 9].

В последние годы в агропромышленном комплексе Пензенской области дос-

тигнуты высокие результаты. Сельское хозяйство остается стабильно прибыльным, в том числе и за счет развития отрасли растениеводства в целом, а также производства и продажи семян подсолнечника, в частности. В Пензенской области засеяно подсолнечником свыше 180 тыс. га (14 % засеваемой площади), регион занимает 13 место в Российской Федерации по удельному весу данной культуры в структу

ре посевных площадей. Объемы производства семян подсолнечника в Пензенской области за последние семь лет выросли практически в пять раз и составили свыше 260 тыс. тонн (2,8 % от общероссийского производства семян подсолнечника). Чис-

Таблица 1

Уровень интенсивности и эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. Базисный темп роста, %

Энергетические мощности, л. с. в расчете на одного работника 61,4 0,8 75,5 0,7 66,3 0,8 108 100

на один га с.-х. угодий

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. в расчете на одного работника 628,3 8,1 892,5 9,1 717,6 8,3 114,2 102,5

на один га с.-х. угодий

Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. в расчете на одного работника 1065,0 13,7 1247,3 12,8 1323,8 15,4 124.3 112.4

на один га с.-х. угодий

Выручка, тыс. руб. в расчете на одного работника 768,0 9,9 889,9 9,1 1150,1 13,4 149,7 135,4

на один га с.-х. угодий

Прибыль от продаж, тыс. руб. в расчете на одного работника 88,5 1,1 62,9 0,6 101,7 1,2 114,9 109,1

на один га с.-х. угодий

Нива Поволжья № 2 (47) май 2018 23

SWOT - анализ ОАО «Агросервис»

Преимущества Недостатки

1. Наличие земельных, трудовых ресурсов. 2. Социальная значимость производимой продукции. 3. Использование новой техники. 4. Опыт работы сотрудников. 5. Наличие устойчивых связей с покупателями. 6. Опыт работы предприятия в данной сфере. 1. Недостатки собственных оборотных средств. 2. Высокая себестоимость производимой продукции. 3. Углубление специализации. 4. Узкий ассортимент выпускаемой продукции. 5. Применение старых технологий. 6. Несоблюдение севооборотов.

Возможности Угрозы

1. Выход на новые рынки. 2. Государственная поддержка сельского хозяйства. 3. Диверсификация производства. 4. Использование технических инноваций. 5. Привлечение высокоспециализированных специалистов. 6. Применение новых технологий. 1. Высокая конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции. 2. Снижение покупательной способности населения. 3. Увеличение уровня инфляции. 4. Нестабильность экономических условий. 5. Недоступность дешевых кредитов.

ло товаропроизводителей семян подсолнечника в Пензенской области велико, что формирует конкурентную среду [15].

Анализ конкурентных позиций сельскохозяйственных организаций, специализирующихся на производстве подсолнечника представляет собой оценку ситуации и степень преимуществ соперников на рынке семян подсолнечника.

В таблице 1 представлен уровень интенсивности сельскохозяйственного производства ОАО «Агросервис» Лопатинского района.

Энергетические мощности на одного работника варьируются и к 2017 году увеличиваются, по сравнению с 2015 годом, на 8 %. Количество энергетических мощностей в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий уменьшилось в 2016 году, однако в 2017 году вернулось на уровень 2015 г. Динамика выручки и прибыли от продаж имеют положительную тенденцию, как в расчете данных показателей на одного работника, так и в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий.

В отчетном году выручка в расчете на одного работника составила 1150,1 тыс. руб., что на 49,7 % выше уровня 2015 года. Размер выручки в расчете на 1 га с. - х. угодий увеличился на 35,4 %, и в 2017 году составил 13,4 тыс. руб. В общем итоге наблюдается увеличение эффективности интенсификации производства на предприятии. Это подтверждает факт ежегодного увеличения выручки, а также растущая прибыль от продаж.

Для того, чтобы провести анализ конкурентной среды необходимо изучить сильные и слабые стороны организации посредством SWOT - анализа, который дает возможность установить связи между сильными и слабыми сторонами, присущи-

ми субъекту агробизнеса, внешними угрозами и возможностями [1, 2].

Проанализировав и сопоставив возможности и угрозы, преимущества и недостатки ОАО «Агросервис», необходимо предложить предприятию использовать возможности новых технологий; проводить мероприятий по снижению себестоимости продукции; привлекать высококвалифицированных специалистов. Опираясь на сильные стороны предприятия можно снижать угрозы, применяя гибкую ценовую политику для борь

бы с нежелательными конкурентами. На основе анализа преимуществ следует разрабатывать стратегию использования возможностей организации с целью получения отдачи [3].

Развернутое исследование конкурентных позиций организации можно выполнить с помощью SNW - анализа внутренних ресурсов.

SNW - анализ представляет собой расширенную первую часть SWOT -анализа, в которой характеристики организации могут быть оценены не только как сильные и слабые стороны, но и нейтрально, на уровне основных конкурентов (табл. 3).

Анализ внутренней среды организации показал, что в целом деятельность организации является успешной. Финансовое состояние субъекта устойчивое, оно обеспечено высококвалифицированным персоналом, производит качественную продукцию, использует новые технологии [7].

Анализируя ситуацию на рынке сбыта семян подсолнечника можно отметить, что основными конкурентами ОАО «Агросер-вис» является ООО «Агро - Мир»; ООО «Заря»; ФГУП «Камаевское», расположенные в Лопатинском районе.

SNW- анализ ОАО «Агросервис»

Наименование стратегической позиции Качественная оценка

S N W

Организация в целом

Наличие стратегии развития +

Эффективность системы управления +

Уровень специализации +

Отношения с органами власти +

Социальная поддержка населения +

Опыт работы предприятия в данной сфере +

Финансы

Финансовое состояние организации +

Состояние бухгалтерского учета +

Доступность кредитов +

Производство

в том числе растениеводство

Качество проведения работ +

Сроки проведения полевых работ +

Состояние материально технической базы +

Применение новой техники +

Применение новых технологий +

Устойчивость производства +

Урожайность сельскохозяйственных культур +

Себестоимость продукции +

в том числе животноводство

Качество проведения зооветеринарных работ +

Применение новых технологий +

Состояние кормовой базы +

Продуктивность животных +

Себестоимость +

Племенная работа +

Кадры

Обеспеченность управленческим персоналом +

Обеспеченность квалифицированными трактористами -машинистами и операторами машинного доения +

Трудовая дисциплина +

Профессионализм кадров +

Оплата труда работников +

Сбыт и снабжение

Производство высококачественной продукции +

Наличие производственных мощностей по хранению +

Наличие устойчивых связей с покупателями +

Степень информированности о рыночной ситуации +

Отпускная цена +

Результаты исследования конкурентов представлены в таблице 4.

Анализируя данные представленные в таблице, необходимо отметить, что ОАО «Агросервис» обладает более широким ассортиментом продукции и его доля на рынке значительно превышает рыночную долю конкурентов. Продукция широко рас-

пространена как в Лопатинском районе, так и за его пределами.

В рамках изучения внешней среды целесообразно представить позиционную карту стратегических конкурентов Лопатин-ского района (рисунок).

Исследуемая организация относится к группе предприятий с высокой позицией.

Нива Поволжья № 2 (47) май 2018 25

Позиционная карта стратегических конкурентов Лопатинского района

Конкуренты имеют более низкие объемы производства и качества продукции.

Профильная матрица определяет основных конкурентов анализируемого субъекта, а также их слабые и сильные стороны по отношению к ней. В процессе анализа задействованы не только внешние, но и внутренние факторы [8].

Профильная матрица предприятий -конкурентов позволяет учесть весомость исследуемых факторов, их рейтинг и фактический результат [12].

Несомненным преимуществом лидера -ОАО «Агросервис», является выгодное расположение (центр с. Лопатино), высокое качество продукции, стабильность финансов. Конкурентоспособность по цене неизменна и составляет 0,8 баллов. Ло-

яльность покупателей стабильна для всех субъектов.

Полученные в результате проведения конкурентного анализа данные позволяют оценивать возможности предприятий -производителей семян подсолнечника и давать рекомендации по ведению конкурентной борьбы. Кроме того, данные необходимы как для принятия тактических решений в области предпринимательской деятельности предприятия (изменение ассортимента, снижение цен, формирование дополнительных каналов сбыта, более интенсивное продвижение семян подсолнечника, повышение квалификации персонала и т. д.), так и для корректировки стратегий различных уровней - от конкурентной и маркетинговой до генеральной [14, 16].

Таблица 4

Сравнительный анализ конкурентов - производителей семян подсолнечника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель ОАО «Агросервис» ООО «Заря» ФГУП «Камаевское» ООО «Агро - Мир»

Ассортимент производимой продукции Широкий Узкий Широкий Узкий

Реклама в СМИ Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует

Доля рынка, % 57,4 11,4 10,6 20,6

Объемы производства, т 6597 1200 1120 2000

Основные каналы сбыта продукции Перерабатывающее предприятие Лопатинского района На рынок и перерабатывающим предприятиям Лопатин-ского района и Саратовской области Перерабатывающим предприятиям Пензенской и Саратовской областей На рынок и перерабатывающим предприятиям Лопатин-ского района и Пензенской области

Профильная матрица организаций конкурентов, производящих семена подсолнечника

Фактор успеха Вес фактора успеха ОАО «Агросервис» ООО «Агро -Мир» ООО «Заря» ФГУП «Камаевское»

Рейтинг Результат Рейтинг Результат Рейтинг Результат Рейтинг Результат

Выгодное расположение 0,15 5 0,75 4 0,6 5 0,75 3 0,45

Качество 0,25 5 1,25 4 1 2 0,5 1 0,25

Конкурентоспособность по цене продукции 0,2 4 0,8 4 0,8 4 0,8 4 0,8

Управление 0,11 3 0,33 3 0,33 3 0,33 3 0,33

Финансовая позиция 0,14 4 0,56 3 0,42 2 0,28 3 0,42

Лояльность клиентов (покупателей) 0,05 3 0,15 3 0,15 3 0,15 3 0,15

Доля рынка 0,1 5 0,5 4 0,4 3 0,3 2 0,2

Итого: 1,0 29 4,34 25 3,7 22 3,11 19 2,6

Литература

1. Александрова, Л. А. Ценообразующие факторы на рынке подсолнечника / Л. А. Александрова, Ю. В. Мельникова // Аграрный научный журнал. - 201б. - № 7. - С. 71-79.

2. Александрова, Л. А. Проблемы прогнозирования рыночной конъюнктуры в системе стратегического планирования производства и реализации подсолнечника / Л. А. Александрова, Ю. В. Мельникова // Аграрный научный журнал. - 2017. - № 12. - С. 79-82.

3. Атаманская, А. Р. Оценка эффективности производства семян подсолнечника / А. Р. Атаманская, Е. В. Тетюркина // Материалы международной студенческой научной конференции: «Молодежный форум - 2018», Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я Горина. - 2018. - С. 142.

4. Урожайность и качество семян подсолнечника в зависимости от элементов адаптивной технологии возделывания / А. С. Бушнев [и др.] // Масличные культуры: научно-технический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. - 2017. -№ 4 (172). - С. 61-71.

5. Винничек, Л. Б. Прогноз размещения посевов подсолнечника в Пензенской области / Л. Б. Винничек, Е. В. Погорелова, А. В. Дергунов // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. -№ 12. - С. 42-47.

6. Воробьев, С. П. Факторы экономической эффективности производства семян подсолнечника / С. П. Воробьев, Г. М. Гриценко, В. В. Воробьева // Молочнохозяйственный вестник. - 2017. -№ 4 (28). - С. 165-171.

7. Кандакова, Г. В. Проблемы развития аграрного рынка и формирование механизмов товарного менеджмента в условиях реализации политики импортозамещения в России / Г. В. Кандако-ва, Г. А. Гурова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-3 (59-3). - С. 108-118.

8. Крутских, А. Н. Производство подсолнечника как актуальнейшая бизнес-идея / А. Н. Крут-ских, Т. А. Степанова // Современный научный вестник. - 2013. - № 54 (193). - С. 41-45.

9. Никифорова, Е. Н. Укрепление конкурентных позиций региона в обеспечении продуктами питания через улучшение количественно-качественных параметров производства / Е. Н. Никифорова, Н. М. Гурьянова // Нива Поволжья. - 2013. - № 1 (26). - С. 94-97.

10. Позубенкова, Э. И. Развитие инновационных процессов в экономике / Э. И. Позубенкова, П. С. Позубенков // Нива Поволжья. - 2016. - № 2 (39). - С. 117-122.

11. Позубенкова, Э. И. Повышение конкурентоспособности организаций АПК / Э. И. Позубенкова, П. С. Позубенков // Нива Поволжья. - № 2 (27). - 2013. - С.129-134.

12. Сыроватко, А. А. Подсолнечник, как основная масличная культура и ее биологические особенности / А. А. Сыроватко, Е. В. Хробостова, А. Н. Есаулко // Научное обеспечение агропромышленного комплекса молодыми учеными: Всероссийская научно-практическая конференция. -2015. - С. 81-83.

13. Финансовый механизм устойчивого развития аграрного сектора региона: монография / А. В. Носов, О. А. Тагирова, О. В. Новичкова [и др.] - Пенза: РИО ПГСХА, 2016. - 182 с.

14. Шевченко, А. А. Перспективы участия российских производителей в мировой торговле подсолнечником / А. А. Шевченко // Сборник трудов по результатам работы V Международной научно-практической студенческой конференции. - 2017. - С. 328-331.

Нива Поволжья № 2 (47) май 2018 27

15. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks. ru (дата обращения 23.04.2018).

16. Tikhonov, A. A. Current trends in the development management of agricultural enterprises: strategy and focus on competitiveness / A. A. Tikhonov, А. M. Yugan // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. - No. 5-6 -2013. - P. 25-38.

UDK 338.1

COMPETITIVE ANALYSIS OF SUNFLOWER SEED PRODUCERS

E. I. Pozubenkova, cand. econ. sciences, associate professor;

FSBEE HE «Penza State Agrarian University», Russia, t. (8412) 628563, e-mail: epozubenkova@mail.ru

The competitiveness of an agricultural organization specializing in the production of sunflower seeds is its ability to make a profit on the invested capital in crop production in the short-term period. To provide the competitiveness of the agribusiness entity, it is necessary to increase the competitive potential, which means the potential possibility (current prerequisites) to maintain or increase strategic competitiveness. This indicator is determined by the set of parameters characterizing the ability and possibility of the organization to function effectively in the oilseed market, to maintain or increase its market share, to have sufficient profitability, financial stability in perspective.

The article deals with the analysis of the subject of agribusiness, specializing in the production of sunflower seeds, by identifying factors of the external and internal environment, accumulating them in the SWOT and SNW matrices. A conclusion is made about a strong competitive position in comparison with the producers of similar products within the municipal area of the Penza region. The methods of constructing a positional map of groups of competitors and profile matrix of organizations - competitors were tested.

Key words: sunflower seeds, competition, analysis, SWOT, SNW-analysis.

References:

1. Alexandrova, L. A. Pricing factors in the sunflower market / L.A. Alexandrova, Yu. V. Melnikova // Agrarian scientific journal. - 2016. - No. 7. - P. 71-79.

2. Alexandrova, L. A. Problems of forecasting market conditions in the system of strategic planning of sunflower production and marketing / L.A. Aleksandrova, Yu. V. Melnikova // Agrarian scientific journal. - 2017. - No. 12. - P. 79-82.

3. Atamanskaya, A. R. Evaluation of the efficiency of sunflower seeds production / A. R. Atamans-kaya, Ye. V. Teturkina // Materials of the international student scientific conference: «Youth Forum -2018», Belgorod State Agrarian University named after. V. Ya. Gorin. - 2018. - p. 142.

4. Yield and quality of sunflower seeds depending on the elements of adaptive cultivation technology / A. S. Bushnev [et al.] // Oil-bearing crops: scientific and technical bulletin of the All-Russian research Institute of oilseeds. - 2017. - No. 4 (172). - P. 61-71.

5. Vinnichek, L. B. Forecast of the location of sunflower crops in the Penza region / L. B. Vinnichek, Ye. V. Pogorelova, A. V. Dergunov // Economics of Agriculture in Russia. - 2017. - No. 12. - P. 42-47.

6. Vorobiev, S. P. Factors of economic efficiency of production of sunflower seeds / S. P. Vorobiev, G. M. Gritsenko, V. V. Vorobyova // Molochnokhozyaistvenny vestnik. - 2017. - No. 4 (28). - P. 165-171.

7. Kandakova, G. V. Problems of the development of the agrarian market and the formation of commodity management mechanisms in the conditions of implementing the policy of import substitution in Russia / G. V. Kandakova, G. A. Gurova // Economics and Entrepreneurship. - 2015. - No. 6-3 (593). - P. 108-118.

8. Krutskikh, A. N. Sunflower production as the most important business idea / A. N. Krutskikh, T. A. Stepanova // Sovremenny nauchny vestnik. - 2013. - No. 54 (193). - P. 41-45.

9. Nikiforova, Ye. N. Strengthening the competitive position of the region in providing food products through improving the quantitative and qualitative production parameters / Ye. N. Nikiforova, N. M. Guryanova // Niva Povolzhya. - 2013. - No. 1 (26). - P. 94-97.

10. Pozubenkova, E. I. The development of innovative processes in the economy / E.I. Pozubenkova, P. S. Pozubenkov // Niva Povolzhya. - 2016. - No. 2 (39). - P. 117-122.

11. Pozubenkova, E. I. Increase of competitiveness of organizations of agro-industrial complex / E. I. Pozubenkova, P. S. Pozubenkov // Niva Povolzhya. - No. 2 (27). - 2013. - P.129-134.

12. Syrovatko, A. A. Sunflower, as the main oilseed crop and its biological features / A. A. Syro-vatko, Ye. V. Khrobostova, A. N. Yesaulko // Scientific provision of the agro-industrial complex with young scientists: All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 85th anniversary of the Stavropol State Agrarian University. - 2015. - P. 81-83.

13. Financial mechanism of sustainable development of the agricultural sector in the region: monograph / A. V. Nosov, O.A. Tagirova, O. V. Novichkova [et al. ] - Penza: EPD PSAA, 2016. - 182 p.

14. Shevchenko, A. A. Perspectives of participation of Russian producers in the world trade of sunflower / A. A. Shevchenko // Collected works on the results of the V International Scientific and Practical Student Conference. - 2017. - P. 328-331.

15. Federal Service of State Statistics of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http: // www. gks. ru (date of application is 04/23/2018).

16. Tikhonov, A. A. Yugan, A. M. Current trends in the development of management of agricultural enterprises: strategy and focus on competitiveness / Tikhonov A. A., Yugan A. M. // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. - No. 5-6 -2013. - P. 25-38.

УДК 633.111.1 «321»: 633.854.78

ВЛИЯНИЕ КРЕМНИЙСОДЕРЖАЩЕГО ПРЕПАРАТА НА ФОРМИРОВАНИЕ УРОЖАЙНОСТИ ЯРОВОЙ МЯГКОЙ ПШЕНИЦЫ

С. А. Семина, доктор с.-х. наук, профессор; Н. И. Остробородова, канд. с.-х. наук, доцент ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, Россия e-mail: seminapenza@rambler.ru

В статье представлены результаты исследований по влиянию препарата НаноКремний на формирование урожайности яровой мягкой пшеницы сорта Архат. В нанопрепаратах используются в качестве стимуляторов роста растений и активаторов обменных процессов биологически активные наночастицы микроэлементов. Появился новый тип удобрений и регуляторов роста растений, действующим веществом которых является активный кремний. Однако эффективность его на посевах яровой мягкой пшеницы в условиях лесостепи Среднего Поволжья практически не изучена, хотя это имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Наблюдения показали, что наиболее озерненные колосья получены при обработке семян и комплексном применении препарата НаноКремний, при этом прибавка к контролю составила 22,8...26,9 %. От фолиарной обработки препаратом количество зерен в колосе возросло на 9,1 %. Применение препарата увеличивало выход зерна с колоса на 20,9.39,5 % по сравнению с контролем. Наибольшую прибавку урожайности зерна обеспечило комплексное применение препарата НаноКремний - 1,88 т/га. Уступают этому варианту по эффективности обработка семян и опрыскивание посевов, обеспечившие прирост урожайности 25,5.34,3 %.

Ключевые слова: пшеница, НаноКремний, кустистость, колос, зерно, урожайность.

Введение. Зерно является стратегическим ресурсом и ключевым фактором продовольственной безопасности России [1]. Формирование высоких урожаев посевами -сложнейший биологический процесс, в основе которого лежит постоянное взаимодействие растительного организма и среды [2]. Современным решением этой задачи является создание инновационных технологий, позволяющих максимально приблизить потенциальную продуктивность к генетической. Одним из перспективных агро-приемов повышения продуктивности полевых культур и улучшения качества зерна является применение нанотехнологий, т. е. методов, базирующихся на использовании частиц размером 10-9 м [3-5]. Перспективной является технология применения биологически активных нанодобавок, в которых в качестве стимуляторов роста растений и активаторов обменных процессов применяются микроэлементы. Соли металлов (удобрений) заменены в них формой состояния, меньше загрязняющей

окружающую среду и обеспечивающей минимальные требования к концентрации, используемой для обработки растений и семян [6-7]. Многими исследователями было отмечено положительное влияние на-ночастиц на рост, развитие и продуктивность сельскохозяйственных растений [810]. Некоторые авторы отмечают положительное действие предпосевной обработки семян биологически активными нанопо-рошками железа, меди, цинка и золота на продуктивность сельскохозяйственных культур [11-15].

Современные тенденции развития сельского хозяйства привели к появлению нового типа удобрений, регуляторов роста, пестицидов и антидотов широкого спектра действия, действующим веществом которых является активный кремний [16]. Основной функцией кремния в растении является увеличение устойчивости организма к неблагоприятным условиям, выражающееся в утолщении эпидермальных тканей, ускорении роста и развития корне-

Нива Поволжья № 2 (47) май 2018 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.