Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ТАДЖИКИСТАНА'

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
786
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / "ФАБРИКИ МЫСЛИ" / ЭКСПЕРТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудаяров Каныбек Акматбекович

В статье предпринята попытка краткого обзора основных аналитических центров Республики Таджикистан. Имеющаяся в статье информация четко показывает превалирующее значение государственных «мозговых центров». При этом государственные аналитические центры отличаются рядом преимуществ над негосударственными: многократно превышающим негосударственные «фабрики мысли» количеством штатных сотрудников; наличием большого числа высоко квалифицированных экспертов (в том числе с ученой степенью); активным использованием аналитической продукции для формирования государственной политики и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THINK TANKS IN TAJIKISTAN

He article attempts a brief overview of the main think tanks s of the Republic of Tajikistan. The information available in the article clearly shows the prevailing importance and role of state think tanks over non-state ones. At the same time, state analytical centers are distinguished by a number of advantages: the number of full-time employees many times exceeding non-state think tanks; the presence of a large number of highly qualified experts (including those with an academic degree); the active use of analytical products for the formation of state policy, etc.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ТАДЖИКИСТАНА»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

КУДАЯРОВ К.А. * АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ТАДЖИКИСТАНА.

Аннотация. В статье предпринята попытка краткого обзора основных аналитических центров Республики Таджикистан. Имеющаяся в статье информация четко показывает превалирующее значение государственных «мозговых центров». При этом государственные аналитические центры отличаются рядом преимуществ над негосударственными: многократно превышающим негосударственные «фабрики мысли» количеством штатных сотрудников; наличием большого числа высоко квалифицированных экспертов (в том числе с ученой степенью); активным использованием аналитической продукции для формирования государственной политики и т.д.

Ключевые слова: Республика Таджикистан; аналитические центры; «фабрики мысли»; эксперты.

KUDAYAROV K.A. Think Tanks in Tajikistan.

Abstract. The article attempts a brief overview of the main think tanks s of the Republic of Tajikistan. The information available in the article clearly shows the prevailing importance and role of state think tanks over non-state ones. At the same time, state analytical centers are distinguished by a number of advantages: the number of full-time employees many times exceeding non-state think tanks; the presence of a large number of highly qualified experts (including those with an academic degree); the active use of analytical products for the formation of state policy, etc.

* Кудаяров Каныбек Акматбекович - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

Keywords: Republic of Tajikistan; think tanks; thought factories; experts.

Для цитирования: Кудаяров К.А. Аналитические центры Таджикистана // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 4. -С. 52-69. DOI: 10.31249/rva/2022.04.04

Работ, посвященных аналитическим центрам (АЦ) Таджикистана крайне мало. Тем не менее информацию, связанную с деятельностью таджикистанских АЦ можно почерпнуть в трудах таджикского эксперта Шерали Резоёна и коллектива авторов Российского института стратегических исследований во главе с Т.С. Гузенковой. Вместе с тем немногочисленные факты активности «мозговых центров» фиксируются СМИ при освещении официальных мероприятий [24], заключении договоров о сотрудничестве между различными АЦ региона [6] и т.д.

Несмотря на наличие государственных и негосударственных «фабрик мысли», в Таджикистане аналитической деятельностью занимаются преимущественно государственные организации, представляющие различные ведомства, начиная от «мозговых центров» при аппарате Президента Республики Таджикистан (РТ), профильных министерств (МИД и т.д.), различных институтов при Академии наук Таджикистана и заканчивая вузовскими «фабриками мысли» (при Таджикском национальном университете (ТНУ) и Российско-Таджикском (Славянском) университете (РТСУ)). Стоит отметить, что в данной категории субъектов аналитической деятельности большую роль играют лица, занимающие (либо занимавшие) высокие государственные посты, как правило, имеющие ученую степень (нередко совмещающие экспертную деятельность с государственной службой согласно четко установленному механизму ротации кадров либо работающие исключительно в академической экспертной среде). На наш взгляд, система ротаций себя оправдывает, поскольку она позволяет вносить определенные новшества и «свежие идеи» в работу АЦ при администрации президента и поддерживать высокое качество аналитической работы. В этом плане весьма преуспели практически все вышеописанные структуры, поскольку заданных государством установок на научные изыскания придерживаются на всех уровнях принятия реше-

ний, что как в краткосрочной, так и среднесрочной перспективе своевременно обеспечивает государственные структуры необходимой экспертной базой. Высокий уровень финансирования, имеющий долгосрочный характер, создает условия для привлечения высококвалифицированных кадров и создания соответствующей аналитической продукции. При этом государственные АЦ постоянно развиваются, обмениваясь мнениями, оценками, дополняя друг друга и тем самым формируя, так скажем, особые «аналитические фильтры», предостерегающие их от возможных субъективных оценок и чрезмерной ангажированности.

Наличие АЦ международного масштаба, будь то АЦ РСТУ или общественная таджикско-российская экспертная платформа «Евразийское развитие», - несомненно, способствует поддержанию необходимого уровня качества научных и экспертных изысканий. Подобные союзы аналитиков задают повестку на основе взаимно утвержденных и согласованных интересов, таких как развитие евразийской интеграции, вопросы углубления таджикско-российского сотрудничества в экономической сфере, сфере безопасности, гуманитарной сфере и т.д.

Разумеется, вышесказанное не дает оснований судить об АЦ республики без должного детального рассмотрения каждого из них. Обзор таджикских фабрик мысли, основанный на рассмотрении определенных параметров, в том числе и ключевых «критериев успешности», может дать более полную картину о состоянии аналитики в Республике Таджикистан. При этом вопрос определения самих критериев оценки успешности вполне актуален и во многом зависит от видения самого «оценщика». Однако учитывая мировой опыт в этом направлении и уже сложившуюся определенную систему оценок, обратимся к инструментам, разработанным профессором Дж. Макганном (создателем международного индекс-рейтинга Пенсильванского университета), несмотря на специфичность «макганновских» критериев (больше соответствующих особенностям западных стран и ориентированных прежде всего на негосударственные АЦ).

Количество используемых параметров оценки в нашем обзоре будет гораздо меньше, чем заявлено в Пенсильванском рейтинге, поскольку при рассмотрении АЦ обнаружилась острая нехватка информации о данных центрах. Нередко приходилось дополнять

недостающую информацию посредством обзора неофициальных сайтов, использовать любые упоминания в сети Интернет о данных организациях, достоверность которых не всегда представляется возможным проверить. Вдобавок ко всему, наличие таджикоязыч-ного сегмента в перечне рассматриваемой информации значительно сузило возможности поиска информации (из-за незнания языка). В результате из почти трех десятков критериев оценки успешности АЦ [25] удалось так или иначе выявить лишь некоторые. Разумеется, этот факт не позволяет в должной мере оценить «успешность» того или иного АЦ, поскольку, как было сказано выше, сами выдвигаемые критерии применимы прежде всего к негосударственным АЦ, которых в Таджикистане не так много.

Учитывая отсутствие конкуренции между значительно преобладающими в республике государственными мозговыми центрами, вопросы, касающиеся таких моментов, как повышение прозрачности деятельности центра (в том числе выделяемого бюджета, расходов организации), степень открытости базы данных организации, публикаций и иных результатов деятельности, информационное сопровождение деятельности организации на материнском сайте и многое другое, - не являются обязательными (ключевыми) показателями для части из них, что говорит о неприменимости существующих критериев. Тем не менее рассмотрим наиболее известные из них, чтобы получить общее представление об их деятельности.

Функционирует разветвленная сеть государственных АЦ при аппарате Президента Республики Таджикистан - Центр стратегических исследований; Центр исламоведения и др. Далее следуют АЦ, созданные в рамках министерств (например, Управление стратегических исследований МИД Таджикистана). Большую роль играют фабрики мысли, функционирующие при академических учреждениях, среди которых выделяется Институт экономики и демографии Академии наук Республики Таджикистан (ИЭиД АН РТ), а также «мозговые центры», учрежденные на базе институтов и факультетов национальных и международных высших учебных заведений республики: Центр геополитических исследований РТСУ; Центр региональных и сравнительных исследований при ТНУ.

К негосударственным фабрикам мысли относятся такие НПО, как «Центр свободного рынка Таджикистана»; компания «2-Апа1у-

tics» (Центр социологических исследований «Зеркало»); Исследовательский центр «Шарк». Другим видом негосударственных организаций являются общественные экспертные площадки, наиболее влиятельными из которых являются Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие», фокусирующийся на идеях евразийской интеграции, а также Центр поддержки образовательных реформ «Пульс», занимающийся вопросами улучшения учебно-образовательной системы в Таджикистане.

Стоит отметить, что многие таджикские эксперты, независимо от того, какой аналитический центр они представляют (государственный или негосударственный), активно участвуют и на площадке Центрально-азиатского бюро аналитической отчетности (Central Asian Bureau for Analytical Reporting, «CABAR.asia») [8], осуществляющего свою деятельность под эгидой Института проблем войны и мира (Institute for War & Peace Reporting, IWPR) в Центральной Азии [4]. CABAR.asia помогает сотрудникам АЦ совершенствовать экспертную и журналистскую аналитику, предоставляя им необходимую образовательную базу, а также аналитическое сопровождение в изучении социальных процессов, происходящих в странах региона. Бюро ведет новостную ленту, связанную с деятельностью мозговых центров региона, и располагает определенной базой данных, включающей деятельность большей части авторитетных и компетентных аналитиков Центральной Азии. Это одна из немногих региональных площадок в Центральной Азии, которая позволяет местным аналитикам обмениваться мнениями и делиться публикациями по актуальным проблемам региона.

Государственные аналитические центры при аппарате президента РТ

Центр стратегических исследований при Президенте РТ (ЦСИ). ЦСИ был создан в 1994 г. на базе Вычислительного центра Госплана Таджикской ССР. Основными направлениями деятельности ЦСИ являются социально-экономические и политические процессы современного Таджикистана. ЦСИ выпускает два журнала: «Таджикистан и современный мир» (с 2003 г., входит в РИНЦ) и «Международные отношения и безопасность» (с 2022 г.). В журналах печатаются результаты научно-исследовательских работ Центра стратегических исследований при Президенте Респуб-

56

лики Таджикистан и других организаций. Большая часть аналитических записок и докладов носит закрытый характер и не может быть опубликована в СМИ для широкой аудитории. В редколлегии журналов входят такие авторитетные эксперты, как Кодирзо-да Д.Б. (ЦСИ), Майтдинова Г.М. (руководитель АЦ при РТСУ), Одинаев Х.А. (ТНУ), Олимов К.О. (основатель АЦ «Шарк») и многие другие. Экспертный штат организации насчитывает 40 человек. На руководящие посты в ЦСИ по установившейся традиции назначаются авторитетные представители академической и дипломатической среды. Руководителем Центра является Хайраддин Усмонзода - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент АН РТ, депутат парламента от Партии экономических реформ [5]. Заместителем председателя Центра является Холикназа-ров Худоберди - экс-министр МИД РТ (1992), советник Президента РТ в 2000-2001 гг.

ЦСИ принимает активное участие в работе международных экспертных площадок. Среди недавних выступлений ЦСИ стоит отметить участие Х. Усмонзоды в экспертной панели «НАТО, Россия и страны Центральной Азии на фоне новой геополитической реальности» 15-16 марта 2022 г., организованной российской АНО Институт исследований Центральной Азии (г. Казань, Россия). ЦСИ, как и другие «мозговые центры» региона, развивает активное сотрудничество с АЦ государств Центральной Азии, России и других стран.

Центр исламоведения при президенте РТ. Центр был основан в 2008 г. и является государственным научно-исследовательским, информационно-аналитическим, экспертно-консультатив-ным учреждением, подчиняющимся непосредственно президенту. С апреля 2021 г. его возглавляет доктор юридических наук, депутат нижней палаты парламента РТ Абдурахим Холикзода, сменивший на этом посту Муродулло Давлатзоду - кандидата философских наук, председателя Комиссии по депутатской этике нижней палаты парламента РТ пятого созыва (2020-2025), возглавлявшего Центр с 2008 г. Деятельность Центра включает подготовку и представление научно-аналитических и информационных докладов (для Правительства Республики Таджикистан, Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, Генеральной прокуратуры РТ, Совета безопасности, Государ-

ственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), а также других министерств, комитетов и ведомств); проведение разъяснительных работ среди сотрудников государственных и общественных организаций; участие в республиканских и международных конференциях, научных заседаниях и семинарах; осуществление научно-религиоведческой экспертизы и издание научных и научно-популярных трудов. Руководство Центра регулярно встречается с религиоведами, сотрудниками различных НПО республики на различных местных и международных экспертных площадках, где происходит обмен мнениями по вопросам продвижения межрелигиозной толерантности и противодействия насильственному экстремизму. Организатором нередко выступает IWPR, с которым Центр подписал меморандум о взаимопонимании (в 2018 г.). Эксперты Центра вместе с IWPR участвуют в тренингах по повышению квалификации религиозных деятелей и журналистов в Таджикистане [11].

Управление стратегических исследований МИД РТ. Управление возглавляет Ниятбекзода Вафо Алибек - одна из ключевых фигур таджикистанского внешнеполитического ведомства, представляющая страну на многочисленных встречах международного уровня. Центр занимается не только анализом международных отношений, но и играет одну из важнейших ролей в принятии решений внутри- и внешнеполитического характера. В связи с этим, неудивительно, что на официальном сайте МИД РТ нет исчерпывающей информации о деятельности Управления. Заместителем начальника Управления является эксперт ПИР-Центра [22] Хали-ков Бахтиёр Халикович; среди экспертов также представлен Маъруфджон Абдуджабборов - главный специалист ЦСИ, участник Школы аналитики CABAR.asia [23] и другие сотрудники.

Несмотря на то что информация о публикационной активности Управления за последние годы практически отсутствует, на сайте МИД Таджикистана размещено несколько единиц литературы, изданной Управлением стратегических исследований совместно с рядом ведомств МИД РТ, таких как Управление стран Содружества Независимых Государств, Управление стран Азии и Африки, Управление стран Европы и Америки и др. [2; 3; 14].

Аналитические центры, представляющие академические

учреждения

Институт экономики и демографии Академии наук РТ (ИЭиД АН РТ). ИЭиД АН РТ считается основным научным центром подготовки кадров высшей квалификации страны в области экономической науки. Институт проводит значительную работу по сосредоточению научных сил республики для решения крупных перспективных комплексных народнохозяйственных проблем; укреплению связей экономической науки с потребностями производства; расширению масштабов подготовки ученых-экономистов высшей квалификации. Проблематика определения научно-обоснованных перспектив комплексного развития и рационального размещения производительных сил Таджикистана, над которой ИЭиД АН РТ работает последние годы, - является ключевой для данной организации. Институт принимает активное участие в жизни государства: например, он участвовал в разработке Национальной Стратегии Развития Таджикистана до 2030 г. и Программы Среднесрочного развития Таджикистана на 2016-2020 гг.

ИЭиД АН РТ является единственным научным учреждением Республики Таджикистан, который занимается системными теоретическими и методологическими вопросами развития экономической науки, истории, теории и методологии рыночных преобразований. На базе Института функционирует постоянно действующий республиканский теоретический и методологический семинар, участниками которого являются кафедры экономической теории высших учебных заведений страны. Руководителем Института является доктор экономических наук, член-корреспондент АН РТ Саидмурадов Л.Х. За последние пять лет работниками Института опубликовано более 60 рецензируемых научных монографий и более 300 статей в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных изданий.

Труды ИЭиД АН РТ включены в РИНЦ [13] и представлены в таких журналах, как «Вестник Университета» (Российско-Таджикский (Славянский) университет), «Международные отношения и безопасность» (журнал ЦСИ при Президенте РТ), «Финансово-экономический вестник» (Таджикского государственного финансово-экономического университета), «Вестник Таджикского национального университета», «Экономика Таджикистана» (ИЭиД

АН РТ), «Таджикистан и современный мир» (ЦСИ при президенте РТ), «Евразийская интеграция: экономика, право, политика» (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ), и других изданиях.

Центр поддержки образовательных реформ «Пульс» (ЦПОР «Пульс»). Центр «Пульс» был включен в данный обзор на основании монографии Шерали Резоёна «Национальные интересы во внешней политике Республики Таджикистан» (2020), в которой автор определяет его как один из основных «мозговых центров» республики. «Пульс», существующий с 2003 г. как общественная неправительственная организация, объединяющая на добровольных началах представителей Министерства образования Республики Таджикистан, преподавателей вузов, учителей школ и представителей бизнес-структур, - самостоятельно осуществил несколько десятков проектов, посвященных актуальным проблемам реформирования образования в Таджикистане. Помимо научно-исследовательской и учебно-методической работы, «Пульс» активно развивает издательскую деятельность, занимается повышением качества подготовки педагогических кадров и внедрением современных инновационных методов в образовательно-воспитательный процесс школ Таджикистана [16]. Несмотря на свой статус, организация является неотъемлемой частью системы образования Таджикистана и имеет теснейшие контакты с Министерством образования Таджикистана и академическими учреждениями республики. Организация активно сотрудничает с институтом «Открытое общество» и другими международными организациями.

Несколько АЦ существуют при Российско-Таджикском (Славянском) университете, созданном в г. Душанбе в 1996 г. [9]. Наиболее сильным мозговым центром РТСУ, известным далеко за пределами самого ВУЗа и Таджикистана является Центр геополитических исследований (ЦГИ РТСУ), образованный в октябре 2002 г. В своей деятельности ЦГИ акцентирует внимание на фундаментальных геополитических исследованиях, выработке рекомендаций, разработке геостратегических прогнозов развития государств на евразийском пространстве, разработке прогнозов по развитию политических процессов, проблемах геополитики в государствах Евразии. Результаты исследований опубликованы в ряде изданий

ЦГИ и используются в аналитических центрах и различных ведомствах республики в целях развития сотрудничества, обеспечения единства и безопасности Евразии. Центр плодотворно развивает научно-исследовательскую работу, ежегодно организует круглые столы и международные конференции по актуальным геополитическим проблемам, осуществляет издательскую деятельность (в том числе публикует материалы международных конференций) [15], сотрудничает с международными организациями. Наиболее известными сотрудниками Центра являются Г.М. Майтдинова, Р.У. Ульмасов, Ш. Резоён, М.А. Олимов, Л.Х. Саидмуродов.

Центр региональных и сравнительных исследований (ЦРСИ ТНУ). Среди других вузов республики стоит отметить главную «кузницу» таджикских кадров - Таджикский национальный университет (ТНУ), при котором действует Центр региональных и сравнительных исследований (ЦРСИ ТНУ), созданный в 2020 г. ЦРСИ активно занимается исследованиями, касающимися цен-тральноазиатской проблематики. Руководство Центром осуществляется основателем и сотрудником «Шарк», доктором исторических наук М.А. Олимовым. Благодаря многолетнему опыту работы в АЦ «Шарк» М.А. Олимову удалось в кратчайшие сроки наладить плодотворное сотрудничество с рядом зарубежных центров.

Негосударственные аналитические центры

Научно-исследовательский Центр «Шарк». НИЦ «ШАРК» был создан в 1996 г. группой исследователей Академии наук Таджикистана во главе с М.А. Олимовым. В последующем Центр возглавила супруга М. Олимова - Саодат Олимова, - кандидат философских наук, эксперт РСМД. Центр имеет статус неправительственной организации, полностью независим в финансовом и организационном плане. «Шарк» рассматривается как один из крупных исследовательских центров Таджикистана, занимающийся социальными, маркетинговыми и медиаисследованиями. Организация имеет опыт проведения социальных исследований по миграции, экономическим преобразованиям, сельскому хозяйству, окружающей среде, здравоохранению и образованию, малому и среднему бизнесу, избирательным ценностям, политике, безопасности и религии.

Центр Свободного Рынка Таджикистана (ЦСРТ). ЦСРТ является общественной организацией, работающей в области укреп-

ления демократического правового государственного управления в Таджикистане через продвижение ценностей либеральной экономики, свободного рынка и приоритета частной собственности. После кончины его основателя, одного из самых известных таджики-станских экономистов - Константина Бондаренко (в 2017 г.), его возглавил участник Школы аналитики CABAR.asia (г. Душанбе) Азиз Тимуров. Публикации ЦСРТ отражены на сайте CABAR.asia [12].

Компания «Z - Analytics Group» (Центр социологических исследований «Зеркало»). Организация была образована в результате преобразования Центра социологических исследований «Зеркало» (осуществлявшего свою деятельность на территории Таджикистана с 1999 г.) в компанию «Z - Analytics Group». В сферу деятельности компании входят три основных направления: реализация социологических и маркетинговых исследований; проведение собственных исследовательских проектов, таких как «Медиа-мониторинг», «мониторинг Интернет-пространства», «мониторинг общественного мнения»; социальное партнерство с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями Таджикистана. «Z - Analytics Group» довольно тесно сотрудничает с экспертными кругами АН РТ и ТНУ. Помимо столицы (г. Душанбе), где располагается управление Центра, имеются региональные представительства в Хатлонской и Согдийской областях. Организация располагает штатом в 20 человек. Руководит ЦСИ известный социолог и бло-гер К.Н. Бакаев. Судя по информации, представленной на сайте организации, - активный период ее деятельности приходится на 2005-2009 гг. [17]. Публикационная активность организации отмечается только до 2016 г. Возможно, это объясняется тем, что результаты исследований в основном не публикуются на сайте, а передаются непосредственно заказчику.

Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие» (ЦАЭК «Евразийское развитие»). ЦАЭК «Евразийское развитие» - это международная общественная организация, созданная в 2014 г., целью которой является консолидация усилий экспертного сообщества Таджикистана, России и других стран Евразии для выработки и реализации проектов и программ регионального развития. Деятельность Клуба построена вокруг выработки и продвижения концепции евразийского развития как прак-

тической программы совместного развития стран Центральной Азии и России при активном взаимодействии с другими странами в Евразии и за ее пределами. Эта программа включает как историко-философское обоснование, так и разработку соответствующих стратегических, отраслевых и региональных решений. Для достижения главной цели Клуб осуществляет свою деятельность в формах организации и проведения конференций, круглых столов, форумов, семинаров по проблематике евразийского развития. Данная организация служит в качестве площадки для информационного обмена с государственными, политическими, академическими, экспертными и медийными организациями. Организация располагает авторитетным составом экспертов [21], состоящим как из таджикских, так и из российских аналитиков. Председателем правления Клуба является первый заместитель Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан Сайфулло Са-фаров. В состав правления также входят Г.М. Майтдинова (руководитель АЦ «ЦГИ РТСУ»), Х. Мухаббатов (АН РТ), Г. Кошлаков (РТСУ), К. Хидоятзода (эксперт СABAR.asia) и другие известные ученые.

Общественная организация «Тахлил». Организация была создана в 2019 г. на базе Экспертно-аналитического центра Таджикского национального университета. Основными формами деятельности Центра «Тахлил» являются организация и проведение анализов, прогнозов, мониторинга, экспертиз и экспертно-аналитической работы в области политического, экономического, социально-экономического и информационного развития, а также сферы безопасности. Директором ОО «Тахлил» является Ф. Сали-мов - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой дипломатии и внешней политики Республики Таджикистан ТНУ, эксперт СABAR.asia. Основные публикации «Тахлил» размещены на сайте партнера организации - некоммерческой корпорации «Search for Common Ground» [20], имеющей представительство в Кыргызстане. Среди работ, изданных в последние годы, стоит отметить: «Анализ СМИ и социальных медиа по свободе вероисповедания и насильственному экстремизму в Центральной Азии: по материалам Казахстана, Таджикистана и Узбекистана» [1]; «Анализ нормативно-правовой базы по свободе вероисповедания и

убеждений: Казахстан, Таджикистан, Узбекистан» и другие публикации [10].

Ссылаясь на оценку Шерали Резоёна, в существующий перечень АЦ также была включена «Консалтинговая компания «М-Вектор», занимающаяся социологическими, маркетинговыми исследованиями и бизнес-консалтингом. Компания реализовала более 1400 исследовательских и консалтинговых проектов в области сельского хозяйства, образования, здравоохранения, религии и миграции. Головной офис «М-Вектор» располагается в Кыргызстане (в г. Бишкек), три страновых представительства располагаются в Таджикистане - (в г. Душанбе) в Узбекистане - (в г. Ташкент); в Казахстане - (г. Алматы). Также имеется информационный офис в г. Торонто (Канада). «М-Вектор» работает с местными и зарубежными коммерческими компаниями, международными и донорскими организациями, реализовывая для них исследования по всей Евразии. «М-Вектор » является членом Европейского общества по исследованиям и маркетингу (European Society of Marketing Research Professionals, ESOMAR), что обязывает компанию нести ответственность за результаты своих проектов. Информации о численности штата «М-Вектор» на территории Таджикистана нет.

Общественная организация Независимый центр по защите прав человека. ОО Независимый центр по защите прав человека был зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Таджикистан в 2010 г. Центр является независимой правозащитной организацией, состоящей из юристов и адвокатов, специализирующихся на защите общественных интересов и публикации аналитических материалов. Организация работает по таким направлениям, как борьба с пытками и безнаказанностью (защита жертв пыток и лиц, подвергшихся жесткому обращению) в Таджикистане; юридическая защита СМИ, а также правовая защита лиц, подвергшихся принудительному выселению в связи с изъятием земельных участков для общественных и государственных нужд. Коллектив Центра, состоящего из восьми человек, возглавляет эксперт CABAR.asia Шоира Давлатова. Публикации Центра по защите прав человека состоят из небольших аналитических докладов, материалов информационного характера (например: Социальное жилье: официальные ответы госорганов. 13.04.2022), социологических опросов среди компетентных органов и независимых

экспертов и рядового населения. Данных о качестве и общем количестве публикаций нет, однако факты участия (соавторства) Центра в подготовке альтернативных докладов в Комитет ООН против пыток, в Комитет ООН по правам человека, в Комитет ООН по правам ребенка, а также сообщений Специальному Докладчику ООН по свободе от пыток и по праву на достаточное жилище - дают основание полагать, что качество публикаций соответствует международным стандартам. Наличие членства организации в рабочей группе по подготовке проекта Жилищного кодекса Республики Таджикистан и Уголовного кодекса Республики Таджикистан - говорит о тесном взаимодействии организации с государственными органами, в том числе и лицами, принимающими решения (ЛПР). В образовательно-ознакомительных целях в различных областях республики проводятся презентации (питчинги) по вопросам жилищного права (Международное право и право на достаточное жилище и др.).

Неизученным остается вопрос финансирования негосударственных АЦ; вероятно, оно осуществляется по линии внутренних и внешних доноров: Института «Открытое общество» / Фонд содействия в Таджикистане (Фонд Дж. Сороса) и ряда других НПО. При этом сам факт финансирования не является столь постоянным по сравнению с государственным, что объясняется складывающейся геополитической динамикой в регионе, изменением приоритетов НПО-доноров, наличием жесткого контроля со стороны государственных надзорных органов, изменением нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность НПО и т.д.

Показательно принятие Особого закона «Об общественных объединениях» (2015), предусматривающего усиление мониторинга над деятельностью общественных организаций - получать информацию об источниках финансирования проектов НПО, доходах и расходах, а также целях грантов. Это привело к значительному сокращению числа организаций в стране. Очевидно, это отразилось и на деятельности некоторых НПО, занимающихся также и аналитической деятельностью. Возможно, с этим связано снижение активности Центра социологических исследований «Зеркало», Центра свободного рынка Таджикистана и ряда менее значительных АЦ.

Стремление жестко регулировать деятельность частных АЦ может быть обусловлено также отсутствием у части из них видных экспертов из академической среды Таджикистана, бывших госслужащих, общественных деятелей и журналистов, способных «наладить мосты» между ними и государством, чтобы не настораживать таджикскую власть своей активностью и не давать оснований для подозрений в ведении «подрывной» или иной деятельности, противоречащей интересам Республики Таджикистан.

Учитывая перенесенную гражданскую войну и напряженную обстановку в соседнем Афганистане, такая государственная политика кажется вполне оправданной. Авторитарная форма правления в Таджикистане, как и в большинстве государств региона, также резко ограничивает свободу мысли в стране.

Учебно-образовательный аспект подготовки аналитиков частных и государственных АЦ проходит на различных платформах местных и региональных НПО, среди которых видное место занимает CABAR.asia. Неправительственные доноры прекрасно осознают нехватку квалифицированных экспертов, что видно и при рассмотрении экспертного состава негосударственных АЦ, который уступает государственным по количеству людей с ученой степенью. Тем не менее часть из рассмотренных частных «мозговых центров», располагая небольшим штатом сотрудников (по сравнению с государственными), сохраняет аналитическую активность благодаря высококвалифицированным кадрам, пришедшим из академической среды (государственной) либо совмещающим свою деятельность в обоих видах центров.

Среди факторов, усиливающих или как минимум поддерживающих деятельность АЦ в Таджикистане, стоит отметить наличие международных экспертных площадок, к числу которых относится CABAR.asia, Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие», ЦГИ РТСУ, на платформе которых многие эксперты как государственного, так и негосударственного сектора могут обмениваться мнениями по ключевым и самым актуальным вопросам странового и регионального масштаба. Это подразумевает также более тесное взаимодействие государственных и негосударственных центров, служа мостом между ними, что в какой-то мере способствует увеличению влияния негосударственных АЦ на государственные ведомства и ЛПР.

Наличие в Таджикистане сильного влияния РФ будет способствовать укреплению всестороннего таджикско-российского сотрудничества, евразийской интеграции в рамках постсоветского пространства, вероятно также участие в китайских проектах. В условиях новой геополитической реальности можно предположить дальнейшее ослабление деятельности западных НПО в республике при одновременном усилении российских, китайских (а также иранских) АЦ, которые, скорее всего, будут формироваться на основе межгосударственных, ведомственных договоренностей и пополнят ряды академических «мозговых центров» либо будут непосредственно созданы при уже действующих центрах.

Список литературы

1. Брацев И., Бабаджанов Б., Резоен Ш. Анализ СМИ и социальных медиа по свободе вероисповедания и насильственному экстремизму в Центральной Азии : кейсы Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. - URL: : https://www. sfcg.org/wp-content/uploads/2021/01/Mass_media_and_social_media_analysis_on_ religious_freedom_and_violent_extremism_in_Central_Asia.pdf (дата обращения : 27.04.2022).

2. Зарифи Х., Зухидов Н., Назриев Д. Эмомали Рахмон-основатель внешней политики Таджикистана = Эмомали Рахмон - бунёнгузори сиёсати хоричци Точцкистон. - Душанбе : Ирфон, 2012. - 272 с. - URL: https://mfa.tj/uploads/main/2013/03/e_rahmon.pdf (дата обращения : 13.04.2022).

3. Зохиди Н., Ниятбеков В., Камолов А. 25 шагов во вселенной = 25 Кадам дар пахни олам. - Душанбе : Ирфон, 2016. - 220 с. - URL: https://mfa.tj/uplo ads/main/2020/08/25-qadam-dar-pahnoi-olam-7-11-MB.pdf (дата обращения : 13.04.2022).

4. Институт по освещению войны и мира / Сайт Института по освещению войны и мира. - URL: https://iwpr.net/about/people/iwpr-central-asia (дата обращения : 12.04.2022).

5. Кадровые перестановки в регионах Таджикистана : кого уволил Рахмон / Сайт Новостного агентства «Sputnik». - URL: https://tj.sputniknews.ru/20220127/kad rovye-perestanovki-region-tajikistan-uvolneniye-1045241466.html (дата обращения : 11.04.2022).

6. Мозговые центры Узбекистана и Таджикистана договорились о сотрудничестве на полях научно-практической конференции в Душанбе / Сайт Информационно-аналитического портала «Review.uz». - URL: https://review.uz/post/ mozgove-centr-uzbekistana-i-tadjikistana-dogovorilis-o-sotrudnichestve-na-polyax-nauchno-prakticheskoy-konferencii-v-dushanbe (дата обращения : 20.04.2022).

7. На парламентских выборах в Таджикистане победила партия власти / Сайт информационного агентства «Регнум». - URL: https://regnum.ru/news/polit/ 2872690.html (дата обращения : 23.04.2022).

8. О нас / Сайт Проекта Института по освещению войны и мира «Central Asian Bureau for Analytica Reporting (CABAR.asia)». - URL: https://cabar.asia/ru/ about-ru (дата обращения : 12.04.2022).

9. Основные сведения / Сайт Российско-Таджикского (Славянского) Университета. - URL: https://www.rtsu.tj/ru/univercity/about/osnovnye-svedeniya/ (дата обращения : 26.04.2022).

10. Подопригора Р., Бабаджанов Б., Резоен Ш. Консолидированный отчет по результатам анализа нормативно-правовой базы по свободе религии и убеждений в Республике Казахстан, Республике Узбекистан и Республике Таджикистан / Сайт некоммерческой корпорации «Search for Common Ground». - URL: https://www. sfcg.org/wp-content/uploads/2021/01/Analysis_of_the_legal_frame work_for_freedom_of_religion_and_belief_in_Kazakhstan_Uzbekistan_and_Tajiki stan-RU.pdf (дата обращения : 27.04.2022).

11. Пресс-релиз Центра исламоведения при Президенте Республики Таджикистан о научно-исследовательской и организационной деятельности в 2018 году / Сайт Центра исламоведения при Президенте Республики Таджикистан. -URL: https://mit.tj/article/пресс-релиз-центра-исламоведения-при-президенте-республики-таджикистан-о-научно (дата обращения : 20.04.2022).

12. Публикации Азиза Тимурова / Сайт Проекта Института по освещению войны и мира «Central Asian Bureau for Analytical Reporting» (CABAR.asia). - URL: https://cabar.asia/ru/author/aziztimurov (дата обращения: 28.04.2022).

13. Публикации Лутфулло Саидмуродова / Сайт Научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU». - URL: https://www.elibrary.ru/author_items.asp7autho rid=859054 (дата обращения: 13.04.2022).

14. Публикации МИД РТ / Сайт Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. - URL: https://mfa.tj/ru/main/ministerstvo/publikatsii-mid (дата обращения : 13.04.2022).

15. Публикации ЦГИ / Сайт Российско-Таджикского (Славянского) Университета. - URL: https://www.rtsu.tj/ru/univercity/tsentry/tsentr-geopoliticheskikh-issledovaniy-novyy-razdel/publikatsii-tsgi.php (дата обращения : 18.04.2022).

16. Рашидов Т.Е. Осуществление реформы общеобразовательной средней школы в Республике Таджикистан (1991-2011) : автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.и.н. - Душанбе, 2012. - 25 с. - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/ 01006523437.pdf (дата обращения : 25.04.2022).

17. Реализованные исследования / Сайт Центра социологических исследований «Зеркало». - URL: http://zerkalo.tj/research/54-realizovannye-issledovaniya.html (дата обращения : 16.04.2022).

18. Социальное жилье : анализ законодательства / Сайт Независимого центра по защите прав человека. - URL: https://ichrptj.org/ru/blog/socialnoe-zhile-analiz-zakonodatelstva (дата обращения : 29.04.2022).

19. Социальное жилье : опрос / Сайт Независимого центра по защите прав человека. - URL: https://ichrptj.org/ru/blog/socialnoe-zhile-opros (дата обращения : 29.04.2022).

20. Таджикистан / Сайт некоммерческой корпорации «Search for Common Ground». - URL: https://www.sfcg.org/tag/tajikistan/ (дата обращения : 21.04.2022).

21. Эксперты / Сайт Центрально-Азиатского экспертного клуба «евразийское развитие». - URL: http://eurazvitiye.org/experts (дата обращения : 29.04.2022).

22. Эксперт / Сайт неправительственной организации «ПИР-Центр». - URL: https://www.pircenter.org/experts/881-halikov-bahtiior-halikovich (дата обращения : 30.04.2022).

23. Эксперты. Таджикистан / Сайт Проекта Института по освещению войны и мира «Central Asian Bureau for Analytical Reporting (CABAR.asia)». - URL: https://cabar.asia/ru/category/eksperty/eksperty-tadzhikistan (дата обращения : 18.04.2022).

24. IWPR и CABAR.asia провели экспертный форум по Центральной Азии / Сайт Проекта Института по освещению войны и мира «Central Asian Bureau for Analytical Reporting (CABAR.asia)». - URL: https://cabar.asia/ru/iwpr-i-cabar-asia-proveli-ekspertnyj-forum-po-tsentralnoj-azii (дата обращения : 20.04.2022).

25. James G. McGann 2020 Global Go To Think Tank Index Report / University of Pennsylvania. - Pennsylvania, 2021. - 366 p. - URL: https://repository.upenn. edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1019&context=think_tanks (дата обращения : 14.04.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.