Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральная Азия / миграционные процессы / невозвратная миграция / трудовая миграция / образовательная миграция / трудоустройство / Central Asia / migration / non-return migration / labour migration / educational migration / employment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джавадова Саламея Рубеновна

В данной статье рассматриваются потенциальные риски миграционных процессов для стран Центральной Азии, а именно в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, их мотивы, а также вытекающие из них политические, экономические и социально-демографические угрозы для государств данного региона. Автором был использован общенаучный метод, а также метод наблюдения, так как являясь участником образовательной миграции ему удалось изучить данную проблематику и на собственном опыте. Как известно, миграция занимает особое место в развитии экономики стран данного региона, с учетом возрастания молодого населения и спросом наиболее развитых стран на низкооплачиваемую рабочую силу. Однако, как и в случае со многими процессы, миграция несёт в себе определенные риски, среди которых в частности прослеживается проблема поддержания национальной идентичности в контексте социально-демографических последствий эмиграции из региона, а также влияние таких разновидностей миграции как трудовая, образовательная и невозвратная миграция на развитие внутри- и внешнеполитического развития стран Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL RISKS OF MIGRATION IN CENTRAL ASIAN COUNTRIES

This article examines the potential risks of migration processes for the countries of Central Asia, namely Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan, their motives and the resulting political, economic and socio-demographic threats for the states of this region. The author used the general scientific method, as well as the observation method, since being in educational migration I managed to personally study this problem. As you know, migration takes a special place in the development of the economic sector of this region, taking into account the growth of the young population and the demand of the most developed countries for low-paid labor, however, like many integration processes, migration carries certain risks, among which, in particular, the problem of maintaining national identity in the context of the socio-demographic consequences of migration from the region, as well as the influence of such varieties as labor, educational and non-return migration on the peculiarities of the internal and foreign political development of Central Asian countries.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Научная статья УДК 327

Политология

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

С.Р. Джавадова

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия meya.dzavadova@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются потенциальные риски миграционных процессов для стран Центральной Азии, а именно в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, их мотивы, а также вытекающие из них политические, экономические и социально-демографические угрозы для государств данного региона. Автором был использован общенаучный метод, а также метод наблюдения, так как являясь участником образовательной миграции ему удалось изучить данную проблематику и на собственном опыте. Как известно, миграция занимает особое место в развитии экономики стран данного региона, с учетом возрастания молодого населения и спросом наиболее развитых стран на низкооплачиваемую рабочую силу. Однако, как и в случае со многими процессы, миграция несёт в себе определенные риски, среди которых в частности прослеживается проблема поддержания национальной идентичности в контексте социально-демографических последствий эмиграции из региона, а также влияние таких разновидностей миграции как трудовая, образовательная и невозвратная миграция на развитие внутри- и внешнеполитического развития стран Центральной Азии.

Ключевые слова: Центральная Азия, миграционные процессы, невозвратная миграция, трудовая миграция, образовательная миграция, трудоустройство

Для цитирования: Джавадова С.Р. Потенциальные риски миграционных процессов в странах Центральной Азии // Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. № 4. С. 62-72.

Original article Folitical Science

POTENTIAL RISKS OF MIGRATION IN CENTRAL ASIAN COUNTRIES

S.R. Dzhavadova

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Abstract. This article examines the potential risks of migration processes for the countries of Central Asia, namely Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan, their motives and the resulting political, economic and socio-demographic threats for the states of this region. The author used the general scientific method, as well as the observation method, since being in educational migration I managed to personally study this problem. As you know, migration takes a special place in the development of the economic sector of this region, taking into account the growth of the young population and the demand of the most developed countries for low-paid labor, however, like many integration processes, migration carries certain risks, among which, in particular, the problem of maintaining national identity in the context of the socio-demographic consequences of migration from the region, as well as the influence of such varieties as labor, educational and non-return migration on the peculiarities of the internal and foreign political development of Central Asian countries.

Keywords: Central Asia, migration, non-return migration, labour migration, educational migration, employment

For citation: Dzhavadova S.R. Potential risks of migration in Central Asian countries. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(4):62-72. (In Russ.)

1. Введение

Глобализационные процессы, характеризуемые элементами либерализации и минимизации ограничений практически во всех сегментах международных отношений, оказывают аналогичное влияние и на миграционный компонент трудовых отношений между государствами, определенно влияющий на политику как государства-реципиента, так и государства-донора. Возрастающая интенсивность влияния процессов глобализации на общества затрагивает в том числе и национальную политику в рассматриваемом регионе Центральной Азии. Характер миграционных процессов в данном регионе стал предметом исследования Рязанцева СВ., Письменной Е.Е., Тикунова С.В., изучавших особенности данных процессов в рамках Евразийской миграционной подсистемы [1], правовые аспекты в рамках данной подсистемы были подробно изучены в работе Ворониной Н.А. [2], политико-демографические вызовы - в работе В.Т. Сакаева [3]. В этом контексте миграция стала одним из основных экономических ресурсов региона, в частности Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Казахстана, выходцы из которых составляют большинство трудовых мигрантов в Российской Федерации [4]. Жители Центральной Азии также мигрируют в некоторые части Европы и в Китай, с которым, как и в случае с РФ, имеют трудовые соглашения. Все больше жителей стран Центральной Азии переезжают в такие страны как Турция и Южная Корея, переезд в которую, например, также облегчается двусторонними трудовыми соглашениями, в частности, с Узбекистаном и Киргизией [5]. Однако основной целью участников миграционного процесса в регионе является не только трудовая деятельность, но и получение образования. Образовательная миграция, задействующая молодежь, несет в себе как потенциальные выгоды, так и риски для отдельных стран Центральной Азии. Учитывая, что наиболее высокая степень миграционной активности приходится на лиц в возрасте от 19-35 лет, а также учитывая количество жителей региона, переезжающих на постоянное место жительства в страны назначения, странах может наблюдаться снижения уровня трудоспособного населения, в частности молодежи в Центральной Азии, его старение и снижение потенциала поддержки пожилого населения.

В числе рисков нельзя не учитывать и личностные трудности, с которыми может столкнуться мигрант в новой социальной среде, где зачастую проявления традиционно-консервативного мышления «не жалуют» общества постмодернистского типа. Таким образом человек может просто не прижиться, или же напротив, пересмотреть свои взгляды и расширить свои идеологические рамки, результатом чего становится постепенный отход от личной стратегии поддержания национальной идентичности, а впоследствии

зачастую это ставит под вопрос его желание вернуться на родину [6]. С другой стороны, в силу ослабления морально-этических принципов в условиях отделения от привычного этнокультурного уклада возможно и вовлечение в противоправную деятельность в стране пребывания. Учитывая, что в большинстве случаев за мигрантом сохраняется гражданство страны исхода, инциденты, бесспорно, могут отражаться на имидже его страны.

Однако как не велики и вполне реальны угрозы для развития самих стран исхода, большинство исследований проводятся с акцентом на последствия пребывания контингентов мигрантов в принимающих странах. Очевидные последствия оттока населения из региона Центральной Азии, приводящие к социальным, политическим и экономическим угрозам развития региона, все же часто не являются повесткой для обсуждения широкого круга исследователей, системный анализ последствий массовой миграции для этих стран остается ограниченным, тем самым повышая актуальность данного исследования.

Безусловно, миграция приносит региону и выгоды в виде человеческого капитала и финансовых переводов, систематически осуществляемых мигрантами своим семьям. Так, до начала периода пандемии COVID-19 подобные вливания едва не составляли половину ВВП, в частности, Таджикистана - 40-45%, 30-35% - Киргизии, а также 10-15% ВВП Узбекистана. В условиях пандемии Центральная Азия, впервые со времен рецессии 1995 года, связанной с переходом региона к рыночной экономике, столкнулась с экономической рецессией 2020 года [7].

Основной целью работы является определение рисков миграционных процессов для стран Центральной Азии, а также последствий, с которыми может столкнутся регион в случае роста трудовой и образовательной миграции с перспективами получения ПМЖ в стране назначения. Учитывая, что регион является крупнейшим донором рабочей силы в рамках Евразийской миграционной системы, вопрос о его дальнейшем развитии связан с определением всех рисков миграции, на основе которых государства смогут вести грамотную миграционную политику, минимизируя ее издержки.

2. Методы

Разнообразие аспектов данной проблемы потребовали использование автором общенаучного и дедуктивного методов исследования, что позволило комплексно выявить и оценить поставленные проблемы, а именно всестороннее изучить степень зависимости экономик стран Центральной Азии от миграции, а также возможные последствия данного явления в ключевых секторах экономики государств региона, осветить влияние массовой миграции на внутриполитические, экономические и социально-демографические процессы.

3. Результаты и обсуждение

На территории Центральной Азии вопрос экономически мотивированной миграции не терял своей актуальности начиная уже с момента распада Советского Союза. Учитывая демографические особенности

региона, где уровень рождаемости в несколько раз превышает уровень смертности и, соответственно, быстрое увеличение численности трудоспособного населения, с растущим спросом на получение качественного образования, своевременного трудоустройства и повышении уровня благосостояния, внешняя миграция становилась альтернативным, а для кого-то и единственным вариантом [8]. Этому благоприятствовала нехватка рабочей силы в некоторых странах на пространстве Евразийского миграционной системы, в частности Российской Федерации, вплоть до сегодняшнего дня являющейся основным направлением трудовой и образовательной миграции жителей Центральной Азии. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2018 год, основными странами-донорами трудовых мигрантов являлись Узбекистан - 2 007 407 человек, Таджикистан - 1 018 497 человек и Кыргызстан - 351 959 человек. Однако трудовая миграция из стран Центральной Азии характерна для не только для низкоквалифицированной рабочей силы, но и для квалифицированных кадров, не сумевших получить доход, соответствующий качеству своего труда. В данном случае мигрировав за рубеж, большинство специалистов решают не возвращаться на родину в силу неудачного опыта и выбирают процедуру получения ПМЖ в РФ, где принята в 2006 году государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и где под термином «соотечественники» понимаются выходцы из стран бывшего СССР, что, соответственно, упрощает процесс получения в дальнейшем гражданства РФ [9]. Напрямую переговоры о введении статуса двойного гражданства велись с несколькими странами бывшего Советского Союза, но с 2005 года договоренность о двойном гражданстве заключена только с Таджикистаном [10]. Результатом подобных договорённостей стал внушительный отток населения в Россию из Таджикистана, без перспектив возврата на родину, где местному правительству нечего им предложить. Российские паспорта имеют уже сотни тысяч граждан Таджикистана, сотни тысяч других намерены его получить. Эта тенденция вызывает беспокойство поскольку нельзя исключить теоретическую возможность использование юридического права государства защищать своих граждан, а именно в будущем фактор гражданства может быть использован в качестве повода для военного вмешательства на территорию такового суверенного государства, как Таджикистан. Однако данное предположение является лишь крайностью, но не снимает со счетов возможность политического влияния на Таджикистан со стороны Москвы.

К 2010 году основным драйвером выезда за рубеж молодых граждан Центральной Азии является получение высшего образования. Основываясь на результатах исследования, проведенного в 2019 году под эгидой Международной организации по миграции, самый высокий процент желающих обучаться зарубежном составляют выходцы из Казахстана -62,5%, Узбекистана - 60,5%, с небольшим отрывом следуют Таджикистан -

48,8% и Кыргызстан -38,8% [11]. Основными мотивами данного тренда выступают:

- стремление к получению качественного образования и поиск перспектив самореализации;

- желание «повидать» мир, оказаться в новой среде;

- опасение национальных и иных меньшинств за перспективы своего существования в данном регионе в силу устойчивых трендов исламизации, в том числе нередко агрессивной;

- стремление выхода из-под влияния мнений и традиций местного общества;

- внешнее стимулирование, связанное с тем, что экономически более развитые государства заинтересованны в притоке молодежи, а впоследствии новой рабочей силы, сравнительно недорогой;

- воздействие СМИ, как пропаганды привлекательного образа жизни.

Стоит учитывать тот факт, что обучение за границей способствует

неизбежному видоизменению устоявшихся взглядов и привычного восприятия студентами социальной и политический обстановки, побуждая к постоянному сравнению и расчёту возможностей дальнейшей самореализации в результате чего немалое число выпускников зарубежных вузов задумывается о перспективах возврата на родину и выбирает остаться за рубежом, не редко с расчетом на получения ПМЖ.

В целом, миграционные процессы в Центральной Азии во всех своих проявлениях оказывают существенное воздействие на общую социально-демографическую, экономическую и политическую ситуацию в странах региона:

Социально-демографический фактор

На сегодняшний день воздействие невозвратной молодежной миграции в странах Центральной Азии носит крайне ограниченный характер. Так, в Казахстане относительный объем однозначно невозвратной молодежной миграции (молодые люди, выехавшие из Казахстана на постоянное место жительства в период между 2009-2019 гг.) колеблется в пределах от 0,15 до 0,2 процента от общего количества молодых людей [12]. Аналогичные выводы можно сделать практически по всем государствам региона. Данное воздействие обусловлено высоким уровнем рождаемости относительно процента оттока населения страны. Вместе с тем, можно зафиксировать негативное влияние на развитие семейных отношений выходцев региона, в частности Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, что обусловлено недостатком для детей родительского внимания и участия в воспитании, что в первую очередь касается трудовых мигрантов. Имеет место кризис института семьи в странах Центральной Азии, а также рост числа разводов в регионе, что значительно влияет на деформацию традиционного менталитета народов. Немаловажен и фактор социализации подростков, находящихся в вынужденной трудовой миграции вместе с родителями, когда, будучи в особо восприимчивом возрасте происходит попадание в иную культурно-цивилизационную среду что зачастую может повлиять на процесс

дальнейшего воспроизводства национальных ценностей и обычаев, а в долгосрочной перспективе способно привести к кризису национальной идентичности.

Важным социально-демографическим фактором является, в том числе, и ухудшение здоровья мигрантов, главным образом из-за формирования хронических заболеваний, что связано как с тяжелыми условиями труда и проживания, так и со сменой климатических условий жизни, а также производственных травм. В Таджикистане и Узбекистане, дополнительно к указанным проблемам, выделяется рост венерических заболеваний и количество ВИЧ-инфицированных граждан; опрошенные эксперты убеждены, что эта динамика связана в том числе и с трудовой миграцией. Также фиксируется ухудшение состояния здоровья женщин, оставшихся на родине. Данный фактор увеличивает спрос граждан на государственные услуги здравоохранения, а также возлагает на руководство ответственность за совершенствование и увеличения спектра услуг системы государственного здравоохранения, повышения их качества, что соответственно требует финансовых затрат и подготовки, нередко и привлечения иностранных квалифицированных кадров в рамках данной сферы.

Экономический фактор

Негативные последствия влияния миграции на экономику стран Центральной Азии в широком смысле не рассматриваются, скорее наоборот, миграция является донором для развития экономик стран Центральной Азии, однако таковые всё же прослеживаются в отдельных секторах экономики, что возможно рассмотреть на примере нехватки трудовых ресурсов в инженерно-технологическом секторе Республики Узбекистан. Данная проблема особенно ощущается в этой стране с периода взятия руководством курса на «модернизацию и индустриализацию» [13]. С увеличением количества инвестирующих в Узбекистан местных и иностранных инновационных компаний ощущается нехватка квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, как результат «утечки мозгов и рук» из страны, что соответственно ссужает внутренний рынок подготовки и формирования кадров и повышает затраты на привлечение иностранных специалистов для данной сферы. Более того, с недавнего времени в Узбекистане начинает ощущаться нехватка дешевой трудовой силы, преимущественно в некоторых регионах. Данная тенденция дефицита рабочей силы на локальном рынке труда зачастую прослеживается в сельской местности, вследствие нахождения в трудовой миграции большей части мужского населения.

Определенные трудности вследствие миграции возникают в том числе и при формировании бюджета стран Центральной Азии, чему способствует тот факт, что налоговые выплаты на доход осуществляются мигрантами по месту работы, следственно в страну пребывания. Данная тенденция способствует сокращению поступления средств в бюджет, а также определенно затрудняет деятельность государства в реализации социальных

обязательств и оказании государственных услуг. Однако, учитывая масштаб внешней миграции, к примеру в Узбекистане, где с 2016 года руководство кардинально поменяло отношение к данному вопросу, учредив Агентство внешней трудовой миграции и его 14 филиалов, сделало ставку на организованную миграцию. Данный шаг предусматривает координацию миграционных потоков, социально-правовую защиту мигрантов, а также обеспечение охраны труда и здоровья трудящихся за рубежом граждан. Согласно постановлению Кабмина Республики Узбекистан от 2016 года, легальные трудовые мигранты, коими являются зарегистрированные в единой миграционной базе лица, даже получили возможность начисления стажа, при условии своевременной оплаты социального сбора [14]. Данная сфера требует существенных финансовых затрат и сил на решение проблем мигрантов, а именно финансирование программ переподготовки и профориентации, постоянно увеличивающиеся расходы на социальные, языковые и реинтегрирующие программы, а также программы помощи мигрантам, попавшим в тяжелую ситуацию.

Политический фактор

По мнению большинства исследователей этих процессов в Центральной Азии, внешняя миграция, преимущественно молодого населения, обладает зримыми политическими последствиями для внутренней политики данных стран. Во-первых, миграционная мобильность влияет на участие населения в выборных процессах местных органов власти. По мнению кыргызских экспертов, данная тенденция приводит к аполитичности населения, соответственно, к снижению чувства патриотизма, с учетом факта вынужденного трудоустройства вне своей страны, сосредоточенности на собственных проблемах и недоверия правительству своих государств [15]. В данном случае миграционный опыт в значительной степени влияет на деполитизацию мигрантов, в силу неверия в возможность улучшения ситуации в своей стране, что усиливает тенденцию невозвратной миграции или постоянного нахождения в ней.

Во-вторых, может отмечаться угроза вовлечения, в особенности молодых «незрелых» в морально-нравственном отношении граждан, в радикальные религиозно-политические организации и под влияние проповедников религиозного фундаментализма, что нередко случается при нахождении их в рамках трудовой миграции на территории Российской Федерации [16]. А, соответственно, могут возникать и риски распространения данными лицами религиозно-агитационной деятельности фандаменталистского характера и по возвращении на свою родину.

В-третьих, прослеживается тенденция формирования мигрантами собственных национальных сообществ «единомышленников», основанных на солидарности во мнениях и взглядах, в особенности во всем что касается социально-экономических аспектов, что впоследствии перерастает в тесные связи внутри группы. Таким образом не исключена возможность преобразования подобных сообществ в политические движения. С учетом

количества представителей стран Центральной Азии за рубежом, а также дальнейшего роста миграционного потока, мигранты могут составлять наиболее политически активную группу граждан, отстаивающую свои права и обладающую определенным влиянием на политику своей страны. Исходя из данного предположения, можно опровергнуть популярное в регионе высказывание ««меньше людей в стране — меньше проблем у государства». В условиях миграции, в особенности у молодежи, расширяется политический кругозор, молодые люди видят и привыкают жить в условиях свободы слова и выражения своего мнения, обретая навык отстаивания своих интересов. Как следствие в будущем, именно молодежь с подобными взглядами имеет шансы составить большую часть среднего класса, привнести элементы либерального мышления и лоббировать проведение реформ в большинстве своём традиционных обществах стран Центральной Азии.

В-четвёртых, внешняя миграция усиливает геополитическую зависимость стран Центральной Азии от принимающих стран, в первую очередь Российской Федерации (для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана — в существенно меньшей степени и от Казахстана), где пророссийские взгляды достаточно высоки. Поддерживая тесные связи с Российской федерацией местные элиты не идут вразрез с мнением народа, но в то же время заручаются российской поддержкой как дополнительным источником собственной легитимности.

4. Выводы

В ходе проводимого исследования, посредством собственных наблюдений и изучения научных работ в контексте данной проблематики, автор обозначил наиболее видимые угрозы миграционных процессов для экономического, политического и социального ландшафтов стран Центральной Азии. Следует также отметить, что последствия миграции для данного региона не являются привлекательной темой для обсуждения широкого круга экспертов, и акцент чаще делается на последствиях данного процесса для принимающей стороны, что подчеркивает актуальность более углублённого изучения данного вопроса.

5. Заключение

На основе полученных результатов можно заключить что в целом миграционные процессы в странах Центральной Азии не смотря на массовый характер этого явления, по большому счету не наносят серьёзного ущерба непосредственно социально-демографическому аспекту развития региона, благодаря устоявшейся тенденции роста воспроизводства населения и спроса на низкооплачиваемую рабочую силу в странах выполняющих роль принимающей стороны. В то же время данные процессы провоцируют рисками невозвратной миграции, потери национальной идентичности в период миграционного опыта, аполитичности граждан, или, напротив, формирование более требовательного, готового отстаивать свои интересы и права слоя населения. Исследование данного явление также привело к выводу что миграционные потоки исходящие из стран Центральной Азии

делают их уязвимее по отношению к странам-реципиентам, а также определяют предпочтения в рамках внешней политики, в то время как во внутренней политике миграция имеет тенденцию видоизменять устои общества, запускать процессы реформ под давлением гражданского общества, что впоследствии скажется на дальнейшем развитии стран региона исходя из выбранного ими внутриполитического вектора развития.

Список источников

1. Письменная Е.Е., Рязанцев С.В., Тикунов В.С. Географические особенности трудовой миграции в контексте евразийской интеграции // Вестник Московского университета. Серия 5. Социологические науки. 2014. № 1. С. 42-51

2. Воронина Н.А., Внешняя трудовая миграция в условиях евразийской интеграции: правовые аспекты // Труды института государства и права Российской академии наук. Право. 2017. № 1. С. 94-108.

3. Сакаев В.Т. Евразийский экономический союз: политико-демографические аспекты // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 12. №2(64). С. 141-153.

4. ФСБ впервые за 20 лет раскрыла число приехавших работать иностранцев [Электронный ресурс] //: РБК. Экономика. [сайт]. [2019]. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a7947af4fa8a883 (дата обращения: 21.02.2021)

5. Корея и Узбекистан расширяют сотрудничество в сфере трудовой миграции [Электронный ресурс] //: Спутник. Миграция. [сайт]. [2017]. URL: https://uz.sputniknews.ru/migration/20171114/6817197/koreya-uzbekistan-trudovaya-migraciya.html

6. Олимов М.А., Олимова С.К. Трансформация идентичности в миграции: этничность и религия (на примере Таджикской трудовой миграции в России) // Вестник Томского государственного института. История. Политологические науки. 2019. № 1. С.158-164.

7. Центральная Азия: Первая экономическая рецессия за четверть века [Электронный ресурс] // Блоги Всемирного банка [сайт]. [2020]. URL: https://blogs.worldbank.org/ru/europeandcentralasia/central-asia-first-economic-contraction-quarter-century (дата обращения: 21.02.2021)

8. Третье десятилетие независимости: как растет население Центральной Азии? [Электронный ресурс] //: Central Asian Bureau for Analytical Reporting. [сайт]. [2020]. URL: https://cabar.asia/ru/trete-desyatiletie-nezavisimosti-kak-rastet-naselenie-tsentralnoj-azii (дата обращения: 21.02.2021)

9. МВД РФ. Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерации соотечественников, проживающих за рубежом. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_file/OIP.pdf (дата обращения: 21.02.2021)

10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства // Посольство Российской Федерации в Республике Таджикистан. URL: https://dushanbe.mid.ru/priem-v-grazdanstvo-rossijskoj-federacii-v-uprosennom-poradke (дата обращения: 22.02.2021)

11. Международная организация по миграции. Внешняя молодёжная миграция в странах Центральной Азии: анализ рисков и минимизация последствий // PUB2019/121/R. Ед. хр. 61-63.

12. Молодежь Казахстана: статистический сборник, 2013-2017. // Астана: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, 2018. - С. 98

13. Алексеев И., Бутенко А., Жуткова Е., Нуриев Р., Полунин К., Раджи М., Степаненко А. Узбекистан - окно возможностей. // Международная консалтинговая компания BCG. 2019. С. 11-13.

14. Трудовая миграция: ждёт ли Узбекистан будущее Японии или Южной Кореи [Электронный ресурс] //: Спутник. Аналитика. Ташкент. [сайт]. [2021]. URL: https://uz.sputniknews.ru/analytics/20201117/15423658/Tmdovaya-migratsiya-zhdt-li-Uzbekistan-buduschee-Yaponii-ili-Yuzhnoy-Korei.html

15. L. Sagynbekova. International Labour Migration in the Context of the Eurasian Economic Union: Issues and Challenges of Kyrgyz Migrants in Russia // University of Central Asia. 2017. №39. P. 10-22.

16. Сакаев В.Т. Риски высокой иммиграции для политического и экономического развития России // Вестник Пермского университета. Политология. 2015. №4. С. 159-174.

References

1. Pis'mennaya E.E., Ryazantsev S.V., Tikunov V.S. Geograficheskie osobennosti trudovoi migratsii v kontekste evraziiskoi integratsii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5. Sotsiologicheskie nauki. 2014. № 1. S. 42-51

2. Voronina N.A., Vneshnyaya trudovaya migratsiya v usloviyakh evraziiskoi integratsii: pravovye aspekty // Trudy instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk. Pravo. 2017. № 1. S. 94-108.

3. Sakaev V.T. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz: politiko-demograficheskie aspekty // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki. 2017. T. 12. №2(64). S. 141-153.

4. FSB vpervye za 20 let raskryla chislo priekhavshikh rabotat' inostrantsev [Elektronnyi resurs] //: RBK. Ekonomika. [sait]. [2019]. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/ 5d5560979a7947af4fa8a883 (data obrashcheniya: 21.02.2021)

5. Koreya i Uzbekistan rasshiryayut sotrudnichestvo v sfere trudovoi migratsii [Elektronnyi resurs] //: Sputnik. Migratsiya. [sait]. [2017]. URL:

https://uz.sputniknews.ru/migration/20171114/6817197/koreya-uzbekistan-trudovaya-migraciya.html

6. Olimov M.A., Olimova S.K. Transformatsiya identichnosti v migratsii: etnichnost' i religiya (na primere Tadzhikskoi trudovoi migratsii v Rossii) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo instituta. Istoriya. Politologicheskie nauki. 2019. № 1. S.158-164.

7. Tsentral'naya Aziya: Pervaya ekonomicheskaya retsessiya za chetvert' veka [Elektronnyi resurs] // Blogi Vsemirnogo banka [sait]. [2020]. URL:

https://blogs.worldbank.org/ru/europeandcentralasia/central-asia-first-economic-contraction-quarter-century (data obrashcheniya: 21.02.2021)

8. Tret'e desyatiletie nezavisimosti: kak rastet naselenie Tsentral'noi Azii? [Elektronnyi resurs] //: Central Asian Bureau for Analytical Reporting. [sait]. [2020]. URL: https://cabar.asia/ru/trete-desyatiletie-nezavisimosti-kak-rastet-naselenie-tsentralnoj-azii (data obrashcheniya: 21.02.2021)

9. MVD RF. Ofitsial'nyi informatsionnyi paket o Gosudarstvennoi programme po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiiskuyu Federatsii sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_file/OIP.pdf (data obrashcheniya: 21.02.2021)

10. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Tadzhikistan ob uregulirovanii voprosov dvoinogo grazhdanstva // Posol'stvo Rossiiskoi Federatsii v Respublike Tadzhikistan. Mezhdunarodnaya organizatsiya po migratsii. Vneshnyaya molodezhnaya migratsiya v stranakh Tsentral'noi Azii: analiz riskov i minimizatsiya posledstvii // PUB2019/121/R. Ed. khr. 61-63.

11. Mezhdunarodnaya organizatsiya po migratsii. Vneshnyaya molodezhnaya migratsiya v stranakh Tsentral'noi Azii: analiz riskov i minimizatsiya posledstvii // PUB2019/121/R. Ed. khr. 61-63.

12. Molodezh' Kazakhstana: statisticheskii sbornik, 2013-2017. // Astana: Komitet po statistike Ministerstva natsional'noi ekonomiki Respubliki Kazakhstan, 2018. - S. 98

13. Alekseev I., Butenko A., Zhutkova E., Nuriev R., Polunin K., Radzhi M., Stepanenko A. Uzbekistan—okno vozmozhnostei. // Mezhdunarodnaya konsaltingovaya kompaniya BCG. 2019. S. 11-13.

14. Trudovaya migratsiya: zhdet li Uzbekistan budushchee Yaponii ili Yuzhnoi Korei [Elektronnyi resurs] //: Sputnik. Analitika. Tashkent. [sait]. [2021]. URL:

https://uz.sputniknews.ru/analytics/20201117/15423658/Trudovaya-migratsiya-zhdt-li-Uzbekistan-buduschee-Yaponii-ili-Yuzhnoy-Korei.html

15. L. Sagynbekova. International Labour Migration in the Context of the Eurasian Economic Union: Issues and Challenges ofKyrgyz Migrants in Russia // University of Central Asia. 2017. №39. P. 10-22.

16. Sakaev V.T. Riski vysokoi immigratsii dlya politicheskogo i ekonomicheskogo razvitiya Rossii // Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya. 2015. №4. S. 159-174.

Автор публикации Author of the publication

Джавадова Саламея Рубеновна, студент, Salameya R. Dzhavadova, student, Kazan Казанский федеральный университет. (Volga Region) Federal University.

Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 04.11.2021.

The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.