Научная статья на тему 'Аналитические способности как основа организационно- управленческих умений будущих инженеров-строителей'

Аналитические способности как основа организационно- управленческих умений будущих инженеров-строителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ANALYTICAL ABILITIES / ORGANIZATIONAL-ADMINISTRATIVE ABILITIES / PLANNING / MANUFACTURE ESTABLISHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенкова Инна Викторовна

В статье определяются аналитические способности в контексте строительной специфики. Рассмотрены виды аналитических способностей, выявлена их взаимосвязь с организационно-управленческими умениями инженеров-строителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенкова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical abilities as a basis of organizational-administrative abilities of the future civil engineers

In the article analytical abilities in a context of building specificity are defined. Kinds of analytical abilities are considered, their interrelation with organizational-administrative abilities of civil engineers is revealed.

Текст научной работы на тему «Аналитические способности как основа организационно- управленческих умений будущих инженеров-строителей»

студенческой молодежи для формирования социально-значимых и личностно-профессиональных качеств будущего специалиста.

Поступила в редакцию 15.07.2009 г.

Hvorova E.B. Conditions of development of organizational-administrative skills of student's youth by means

of social-cultural activity. The article reflects the results of practice-experimental work on development of organizational-administrative skills of students in the conditions of operating of «the Information alliance» club and realizations of the «leadership School» social and cultural program.

Key words: organizational-administrative skills; social and cultural activity; pedagogical model; social and cultural program.

УДК 371

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

© И.В. Косенкова

В статье определяются аналитические способности в контексте строительной специфики. Рассмотрены виды аналитических способностей, выявлена их взаимосвязь с организационноуправленческими умениями инженеров-строителей.

Ключевые слова: аналитические способности; организационно-управленческие умения; планирование; организация производства.

Организационно-управленческая дея-

тельность является одним из видов профессиональной деятельности инженера-строи-теля. Поэтому формирование организационно-управленческих умений приобретает особую значимость в процессе вузовской подготовки. Под организационно-управленческими умениями инженера-строителя мы понимаем группу умений, которая включает в себя составление календарного плана, разработку стройгенплана и организацию условий выполнения этих планов наиболее безопасным, рациональным и быстрым способом. Мы выделяем следующие умения в данной группе умений: умение планировать сроки выполнения (всего процесса, отдельных этапов); умение планировать технологическую последовательность выполнения работ, используя совмещение различных видов работ; умение выбирать оптимальный метод выполнения строительного процесса, необходимые технические средства; умение оптимально спланировать нахождение на объекте материалов, техники, рабочих в течение всего периода работы; умение сравнивать различные варианты решения в зависимости от выделенных ранее критериев; умение организовать работу подчиненных; умение орга-

низовать своевременное обеспечение строительства необходимыми конструкциями, материалом и транспортом; умение организовать контроль качества выполняемых работ.

Процесс формирования умений зависит не только от знаний, навыков и других умений, но и от способностей, которые являются необходимой основой и позволяют легче и быстрее овладевать соответствующими умениями [1]. Всеми авторами, исследовавшими трудовые умения (Е.А. Милерян, С.Я. Батышев, А.М. Новиков, В.В. Чебышева) отмечается, что планирование представляет собой решение умственной задачи, которая, по мнению Е.А. Милеряна, может решаться творчески или выбором наиболее подходящего плана из всех известных вариантов [2]. Следовательно, нам необходимо рассмотреть умственные способности. Ядром умственных способностей являются процессы анализа [3, 4], без которых невозможно обойтись при планировании, организации и управлении строительным производством. Поэтому рассмотрим, какие способности составляют группу аналитических способностей в контексте строительной специфики. Под аналитическими способностями мы понимаем

способности личности, определяющие успешность аналитических действий.

Начнем с выделения способностей, необходимых для умений разрабатывать календарный план. Умения планировать сроки выполнения, последовательность выполнения, а также совмещение видов работ невозможно без соблюдения строгой технологической последовательности. Именно от этого зависит весь ход работ, что приобретает особую актуальность в строительстве, где ряд работ просто невозможно проводить в какой-то другой последовательности. Поэтому мы считаем, что столь важные для разработки календарного плана умения основы-

ваются на способности понимать сложные логические отношения.

При разработке календарного плана учитывается поточное выполнение работ, т. е. работы, не зависящие друг от друга, могут выполняться одновременно, при условии соблюдения, конечно же, технологии проведения данных работ, возможностей строительной организации, времени года и т. д. Именно поточный метод производства работ имеет неоспоримые преимущества при разработке календарного плана. А умение планировать технологическую последовательность выполнения работ, на наш взгляд, основывается на способности выделять скрытые закономерности.

Рис. 1. Взаимосвязь структурных компонентов организационно-управленческих умений и соответствующих аналитических способностей

После того как определены последовательность и объемы работ, необходимо произвести выбор методов производства, машин и механизмов. На выбор влияют как технологические решения, так и возможности материально-технической базы строительной организации. Поэтому такая способность, как обоснованный выбор подходящих методов, алгоритмов, формул при решении задач необходима как для умения выбирать оптимальный метод выполнения строительного процесса, необходимых технических средств на стадии календарного планирования, так и на остальных этапах планирования и организации производства.

При разрабатывании стройгенплана основной задачей становится расстановка основных механизмов, зданий, сооружений. На данном этапе по-прежнему остаются актуальными и способность понимать сложные логические отношения, и способность выделять скрытые закономерности, и способность к обоснованному выбору необходимых методов, алгоритмов, формул. Однако необходимо рассмотреть специфическую особенность, характерную для создания строительного генерального плана.

На основе знаний по технике безопасности труда, охране окружающей среды, о технических характеристиках машин проводятся мероприятия по очистке строительной площадки от посторонних предметов и размещение на ней техники и людей. Причем это требование относится не только к началу работы, но и остается актуальным в течение всего рабочего времени, т. е. адекватная организация рабочего места всем перечисленным условиям должна сохраняться на протяжении всего строительства. Данное требование достигается помимо всего прочего использованием уже построенных зданий или нижних этажей здания под склады, временные помещения, использованием уже существующих дорог, коммуникаций для нужд строительства, что в свою очередь способствует сокращению расходов. Кроме того, организация рабочего места подразумевает своевременную поставку и размещение необходимой техники, материалов и рабочих на протяжении всей работы с учетом меняющихся строительных процессов. Мы считаем, что данное умение требует способности видеть и «отсекать» ненужное, с одной

стороны; а с другой стороны, уметь использовать и привлекать необходимое. Поэтому в качестве необходимой способности мы предлагаем способность дифференцировать существенные признаки от несущественных.

Составление календарного плана и стройгенплана невозможны без умения сравнивать различные варианты предложенных решений. Разработка планов не в единственном варианте вызвана наличием большого количества критериев, по которым производится оценка и выбор того или иного решения; к тому же самостоятельный выбор приоритетов при рассмотрении критериев приводит к тому, что не существует в строительстве однозначности решений. Поэтому работа инженера-строителя сводится к выбору приоритетных критериев и на их основе сравнению нескольких вариантов решения, при этом остальные критерии должны быть просто оптимально учтены. Таким образом, умение сравнивать различные варианты решения в зависимости от выделенных критериев будет также основываться на способности отличать существенные признаки от второстепенных.

От планирования всегда переходят к организации производства. Организация любого производства, в т. ч. строительного, не возможна без квалифицированного руководства. Круг обязанностей производителя работ, мастера достаточно широк. Специфика строительного производства заключается в том, что весь процесс работ зависит от большого количества участников строительства, задействованных организаций различного профиля, в т. ч. строительных субподрядных организаций. Кроме того, огромную роль в строительстве играет организация транспорта, без его правильной организации строительство просто невозможно. Все эти задачи: согласование работ различных независимых организаций, обеспечение строительства необходимым транспортом, материалами - невозможно регламентировать жестко нормами и правилами. Большое количество участников строительного производства, а также возможные непредвиденные обстоятельства влияют на процесс работы. На протяжении всего процесса работ организатору строительного производства приходится решать подобные задачи постоянно. От руководителя, непосредственного организатора произ-

водства требуется не просто формальное руководство коллективом, а способность принимать управленческие решения, соответствующие сложившейся производственной обстановке и способствующие наиболее максимальному выполнению плана с учетом всех юридических и моральных норм. Поэтому мы считаем, что умения организовать работу подчиненных, своевременное обеспечение строительства необходимыми конструкциями, материалом и транспортом невозможно без способности принимать адекватные управленческие решения.

Перейдем к рассмотрению способностей, необходимых для умения организовать контроль качества выполняемых работ. Используя знания качества строительной продукции и методы его обеспечения, организуется контроль качества. На всех этапах установления контроля мы считаем необходимой наличие способности устанавливать соответствие между данными.

Однако устанавливать соответствие между данными недостаточно, особенно в процессе операционного контроля. Так как, несмотря на стремление выполнять работу с самого начала без дефектов, они, тем не менее, могут происходить, и самым главным является вовремя их заметить, устранить и только после этого переходить к следующему этапу работ. Потому в качестве необхо-

димой способности мы выделяем самостоятельное нахождение и устранение ошибок.

Очевидно, что выделение способностей по каждой группе умений носит условный характер. Почти каждая способность определяет умение и составлять календарный план, и разрабатывать строительный генеральный план, и организовывать выполнение этих планов. Таблица соответствия аналитических способностей и структурных компонентов организационно-управленческих умений будущих строителей представлена на рис. 1.

1. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

2. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.

Поступила в редакцию 10.07.2009 г.

Kosenkova I.V. Analytical abilities as a basis of organizational-administrative abilities of the future civil engineers. In the article analytical abilities in a context of building specificity are defined. Kinds of analytical abilities are considered, their interrelation with organizational-administrative abilities of civil engineers is revealed.

Key words: analytical abilities; organizational-

administrative abilities; planning; manufacture establishing.

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИЯХ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© Э.И. Фазлиахметова

Рассмотрены гендерные особенности самоактуализации личности в профессиях гуманитарного и технического профиля. Обнаружены различия особенностей самоактуализации между представителями гуманитарных и технических специальностей, обусловленные особенностями профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самоактуализация личности; феминность / маскулинность; профессиональная деятельность.

Самоактуализация личности активно исследуется в наши дни с позиций различных отраслей знаний - психологии, педагогики, акмеологии, философии. В акмеологии

(Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.