Научная статья на тему 'Сущность и показатели сформированности организационно- технологических умений будущих строителе'

Сущность и показатели сформированности организационно- технологических умений будущих строителе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СТРУКТУРА / ПОКАЗАТЕЛИ / ORGANIZATIONAL-TECHNOLOGICAL SKILLS / CLASSIFICATION / STRUCTURE / PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенкова И. В.

В статье представлена классификация трудовых умений. Определена структура и показатели сформированности организационно-технологических умений. Даны результаты констатирующего этапа эксперимента по сформированности данного вида умений будущих строителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенкова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and parameters of maturity of organizational-technological skills of future builders

In the article classification of working skills is presented. The structure and parameters of maturity of organizationaltechnological skills is defined. The results of a verifying stage of the experiment on maturity of the given kind of skills of future builders are presented.

Текст научной работы на тему «Сущность и показатели сформированности организационно- технологических умений будущих строителе»

ния системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Применение современных систем управления качеством подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования способствует достижению высокого уровня образованности. Проведение научных исследований, внедрение результатов данных исследований в учебный процесс способствует интеграции образования, науки и инновационной деятельности. Все это позволит сформировать специалистов спортивных бальных танцев, готовых к профессиональной деятельности, конкурентоспособных на рынке труда.

Внедрение инновационной концепции в систему непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев окажет значительное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование системы непрерывного образования.

1. Бурцева Г.В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. Барнаул, 2006.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2006.

3. Концепция непрерывного образования. Проект. М., 1988.

4. Концепция развития системы непрерывного образования России // Психолого-педагоги-ческий журнал «Гаудеамус». Тамбов, 2004. № 1 (5).

5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 2006.

Поступила в редакцию 8.10.2007 г.

Chvanova M.S., Shankina S.V. Innovational conceptions of continuous education of sport ballroom dancers. The problem of training sport ballroom dancers in the system of continuous education is considered to be topical both in the field of art and in the field of sports. Scientific research in this direction has revealed the difficulty and many-sidedness of the phenomenon under study that, in its turn, has caused rise of various approaches to its investigation and development. A new methodology of comprehension of social and pedagogical value of art dance and sport integration that has become reality in the latest years requires changes in approaches to training sport ballroom dancers as well as understanding of necessity in systematic, holistic study and development of the theory and practice within the field of continuous education and training of sport ballroom dancers.

Key words: innovation and educational environment of the system of continuous training of sport ballroom dancers, innovation and educational processes in the system of the continuous training of sport ballroom dancers, innovation technologies of the system of continuous training of sport ballroom dancers.

СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ СТРОИТЕЛЕЙ

И.В. Косенкова

В статье представлена классификация трудовых умений. Определена структура и показатели сформированности организационно-технологических умений. Даны результаты констатирующего этапа эксперимента по сформированности данного вида умений будущих строителей.

Ключевые слова: организационно-технологические умения, классификация, структура, показатели.

Для изучения сущности и структуры организационно-технологических умений необходимо рассмотреть базовое понятие «умение». Мы будем придерживаться наиболее распространенной точки зрения, согласно которой под умением понимается способность (готовность, возможность) выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится

действовать. Под навыком же понимается операция, способ выполнения которой доведен до автоматизма [1]. Однако существует другая точка зрения, согласно которой умение - это промежуточный этап в овладении навыком [2].

Процессам формирования профессиональных умений посвящены работы многих ученых: С.Я. Батышева, А.П. Беляевой,

Е.А. Милеряна, А.М. Новикова, К.К. Платонова, О.Ф. Федоровой, В.В. Чебышевой и др.

A.М. Новиков понимает под профессиональными умениями «четко определенный круг и определенное качество трудовых умений». Рассматривая умения с позиций «подструктура - надструктура», он предложил структуру трудовых умений, основанную на трех уровнях трудовой деятельности: на уровне выполнения отдельных операций, на уровне тактики и на уровне стратегии. В связи с этим он выделяет операционные, тактические и стратегические умения [3].

Одна из первых классификаций трудовых умений и навыков в нашей стране принадлежит В.В.Чебышевой. Она предлагает рассматривать классификацию трудовых умений и навыков в зависимости от их значения в различных видах труда. Это специальные (их называют еще операционнотехническими, исполнительными) и общетрудовые навыки и умения. К общетрудовым

B.В. Чебышева относит следующие умения: планирования, организации, контроля и регулирования трудовой деятельности [4].

Е.А. Милерян, отмечая недостатки данной классификации (отсутствие в ней единых критериев и неправомерное противопоставление физической и умственной сфер трудовой деятельности) предложил классификацию общетрудовых политехнических умений, основанную на этапах процесса труда: конструктивнотехнические ; организационно-технологические и операционно-конт-рольные [5].

Опираясь на классификации В.В. Чебышевой и Е.А. Милеряна и на основе анализа государственного стандарта высшего профессионального образования, рабочих программ дисциплин, мы выделяем группу организационно-технологических умений будущих строителей. Под организационнотехнологическими умениями мы понимаем группу умений, которая включает в себя составление календарного плана, разработку стройгенплана и организацию условий выполнения этих планов наиболее безопасным, рациональным и быстрым способом.

Анализ организационно-технологических умений позволил нам выделить следующие показатели их сформированности: сформиро-ванность аналитического мышления; обоснованный выбор формул, алгоритмов, методов

решения; сформированность логического мышления; рациональное выполнение работы; максимальное использование необходимых данных и исключение лишних сведений; нахождение и самостоятельное устранение ошибок; установление соответствия между данными; степень выраженности лидерских качеств; принятие нестандартных решений.

Для установления начального уровня сформированности организационно-технологических умений нами было проверено наличие и уровень сформированности каждого показателя. С этой целью были использованы методики «Анаграммы», «Числовые ряды», «Логическое мышление», «Сложные аналогии», «Выделение существенных признаков», тесты «Лидер», «Можете ли вы быть руководителем», «Творческий потенциал», анализ продуктов деятельности студентов (контрольные работы, типовые расчеты, курсовые задания), включенное наблюдение [6-9]. В исследовании приняли участие студенты 2-х курсов архитектурно-строительного факультета Тамбовского государственного технического университета 2006/2007 и 2007/2008 учебных годов. (Всего 108 человек).

На нематематическом материале только 15,75 % студентов продемонстрировали

сформированность аналитического мышления и на его основе быстро и правильно выполнили задание. Остальные студенты, о чем свидетельствует и наше наблюдение за процессом выполнения работы, решали задание эмпирическим путем. Возможно, это вызвано тем, что студенты не считали нужным применить к нематематическому материалу содержательный анализ, уделив основное внимание словарному запасу. На математическом материале результаты оказались лучше: низкий уровень оказался у 44,45 %, средний уровень показали 47,22 % и только у 8,33 % принявших участие студентов аналитическое мышление сформировано на высоком уровне, однако абсолютно верно выполнили все задание еще меньшее количество студентов: 4,63 %. К сожалению, такое же количество студентов 4,63 % не сумели правильно выполнить ни одного задания, что говорит об отсутствии не только анализа, но и логического мышления в математике, о чем свидетельствуют и результаты проверки показателя сформированность логического мышления. На низком уровне логическое

мышление сформировано у 37,04 % студентов, у 44,44 % студентов - средний уровень и 18,52 % студентов продемонстрировали высокий уровень. Отметим, что при выполнении данного задания студенты пропускали некоторые задачи, выбирая из предложенных те, что казались им легче в решении. При проверке понимания абстрактных и сложных логических связей мы получили еще более низкие результаты: у подавляющего большинства - 83,33 % студентов - низкий уровень сформированности сложных логических отношений, 16,67 % студентов доступно понимание сложных логических связей на среднем уровне. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии сложностей у студентов в понимании сложных логических отношений и установлении аналогии логических связей.

Проверка показателя максимальное использование необходимых данных и опознание, и исключение из работы лишних сведений дала нам следующие результаты. На высоком уровне данный показатель сформирован у 5,56 % студентов, практически половина студентов (49,07 %) находится на среднем уровне и у 45,37 % студентов низкий уровень сформированности данного показателя. Аналогичные результаты были получены при выявлении обоснованного выбора формул и методов решения.

Немного хуже оказались результаты проверки показателей рациональное выполнение работы и установление соответствия между данными. На низком уровне данный показатель сформирован у 53,7 %, средний уровень сформированности присущ 39,82 % студентов, однако на высоком уровне данный показатель сформирован у 6,48 % студентов.

К сожалению, большинство студентов испытывают трудности в нахождении и самостоятельном устранении ошибок: 73,15 % студенческих работ, выполняемых в аудитории, содержали ошибки различного рода, то есть у подавляющего большинства студентов данный показатель сформирован на низком уровне. Лучше обстоит дело с самостоятельным нахождением и устранением ошибок в домашних заданиях (типовые расчеты, курсовые задания): 51,86 % сданных работ содержали различного рода ошибки. Такие низкие результаты по данному показателю мы объясняем тем, что здесь учтены все ти-

пы ошибок: неправильно выбранная формула, неверно подставленные в формулу показатели, нахождение ненужного результата задачи вместо необходимого, вычислительные ошибки.

Проверка показателя принятие нестандартных решений в обыденных ситуациях выявила только трех студентов, обладающих значительным творческим потенциалом, и двое студентов продемонстрировали незначительный творческий потенциал. У подавляющего большинства (95,38 %) оказался средний результат.

Сильная степень выраженности лидерских качеств характерна только для 3,7% студентов. Средняя выраженность лидерства характерна для 65,74 % студентов и лидерство выражено слабо у 30,56 % студентов. Кроме того, мы считаем интересным привести результаты ответов на вопрос: «Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?» Положительный ответ на этот вопрос был дан 61,11 % студентов и отрицательный - 38,89 %. Такая оценка своих организаторских способностей оказалась благодаря результатам, полученным в одной группе: 83,33 % студентов так оценили свои способности, однако в этой группе средняя степень выраженности лидерства присуща 88,89 % студентов, именно в этой группе мы получили самые низкие среди всех групп результаты по предыдущим показателям. В группе, показавшей, наоборот, самые высокие результаты по предыдущим показателям, только 40% считают, что их организаторские способности выше среднего.

Заметим, что подавляющее большинство студентов (почти 95 %) находятся на среднем или низком уровне сформированности организационно-технологических умений по всем рассмотренным показателям. При этом достаточно велико (чуть менее половины) количество студентов с низким уровнем и очень мало (~ 5 %) студентов с высоким уровнем сформированности по выделенным показателям, что подтверждает необходимость целенаправленной работы по разработке технологии формирования организационно-технологических умений будущих инженеров-строителей.

1. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.

2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1999.

3. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. М., 1986.

4. Чебышева В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки и условия трудового обучения). М., 1969.

5. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.

6. Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / под науч. ред. В.В. Давыдова. М., 2000

7. Новые тесты ^ / сост. М.А. Кошелева. Ростов н/Д, 2006.

8. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2002.

9. Тесты для отбора персонала / авт.-сост. Л.Г. Серова. Ростов н/Д, 2005.

Поступила в редакцию 14.11.2007 г.

Kosenkova I.V. Essence and parameters of maturity of organizational-technological skills of future builders. In the article classification of working skills is presented. The structure and parameters of maturity of organizational-technological skills is defined. The results of a verifying stage of the experiment on maturity of the given kind of skills of future builders are presented.

Key words: organizational-technological skills, classification, structure, parameters.

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

И.С. Халитова

Корпоративная культура университета в понимании автора связана с целенаправленными усилиями по организации эффективной групповой деятельности, по реализации его миссии через усвоение профессиональных ценностей и норм, принятие (интериоризацию) его целей, стратегии развития и средств ее достижения. Корпоративность проявляется в особом «корпоративном духе» - социальнопсихологической атмосфере (или корпоративной ментальности), являющемся ядром консолидации и социально-профессиональной самоорганизации коллектива, вызывающим чувство гордости за свое образовательное учреждение.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, корпоративная культура в университете, высшее образование.

Успех деятельности любой организации в значительной степени зависит от сложившейся в ней корпоративной культуры, мощного инструмента, позволяющего ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников на единые цели, мобилизовать их инициативу, обеспечить эффективное взаимодействие. Коллектив, обладающий корпоративной культурой, отличает слаженность, взаимодействие («командный дух»), удовлетворение работой и гордость за ее результаты, преданность организации и готовность соответствовать ее стандартам.

Готовность к поддержанию и развитию корпоративной культуры формируется в высшей школе, поэтому в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева (КАИ) всегда придавалось и

сегодня уделяется большое внимание формированию корпоративной культуры.

Корпоративная культура университета в нашем понимании связана с целенаправленными усилиями по организации эффективной групповой деятельности, по реализации его миссии через усвоение профессиональных ценностей и норм, принятие (интериори-зацию) его целей, стратегии развития и средств ее достижения. Корпоративность проявляется в особом «корпоративном духе» -социально-психологической атмосфере (или корпоративной ментальности), являющемся ядром консолидации и социально-профессиональной самоорганизации коллектива, вызывающим чувство гордости за свое образовательное учреждение. Принадлежность к университету выступает в качестве особой корпоративной ценности. Оптимальная про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.