Научная статья на тему 'Аналитические процедуры в системе экономического управления на предприятии'

Аналитические процедуры в системе экономического управления на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ECONOMIC MANAGEMENT / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-ANALYSIS / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мясоедова Людмила Вениаминовна, Хабибуллина Евгения Ринатовна

Настоящая статья посвящена вопросам выбора и реализации аналитических процедур в системе экономического управления на промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Habibullina E.R. Analytical Procedures in the Enterprise Economic Management System

The article describes issues of selection and accomplishment of analytical procedures in the enterprise economic management system.

Текст научной работы на тему «Аналитические процедуры в системе экономического управления на предприятии»

ществлен на начальной стадии исследования. Однако представляется, что он не лишен интереса, имея в виду возможность перенесения результатов на всю генеральную совокупность современной студенческой молодежи и сопоставления с другими вузовскими центрами Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА 1. Лукичев П.Н. Межнациональные отношения в студенческой среде (по материалам социологического исследования вузов Ростовской области) // Методология, теория и история социологии: Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 11-12 ноября 2011 г.) / Под ред. В.И. Филоненко. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2012. С. 534-541.

Исследование выполнено в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. проект "Социально-политические настроения Юга России: риски радикализации (соглашение 8014)".

16 апреля 2013 г.

УДК 33:005.5:339.138:62

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Л.В. Мясоедова, Е.Р. Хабибуллина

Формирование и развитие мирового рынка и ускоряющиеся темпы глобализации экономики определяют необходимость поиска новых и совершенствования существующих подходов к повышению эффективности функционирования современных предприятий. В этой связи возрастает объективная необходимость совершенствования системы экономического управления на предприятии, разработки и принятия адекватных управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

В процессе исследования и разработки основных теоретических положений экономического управления был определен состав инструментов, комплексное сочетание которых представлено в виде "цепочки", включающей моделирование и анализ бизнес-процессов, управленческий учет, контроллинг, функционально-стоимостный анализ, технико-экономический анализ, разработку и реализацию корректирующих воздействий. При этом каж-

Мясоедова Людмила Вениаминовна - кандидат экономических наук, профессор кафедры инженерной экономики и маркетинга Донского государственного технического университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: lmyasoedowa@yandex.ru, т. 8(863)2738368;

Хабибуллина Евгения Ринатовна - старший преподаватель той же кафедры, e-mail: Geniahab@mail.ru.

дый из представленных инструментов имеет свои, адекватные соответствующей частной проблеме, методы и механизмы [1].

На начальном этапе проводится моделирование бизнес-процессов как основа получения требуемой руководству управленческой информации для ее анализа и выработки корректирующих воздействий.

Необходимость проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в том числе и бизнес-процессов) очевидна, так как позволяет идентифицировать и систематизировать проблемные ситуации, ключевые характеристики функционирования бизнес-процессов как объектов экономического управления, сформировать общую оценку динамики предприятия в целом. Универсальным инструментом в данном случае является SWOT-анализ, так как он помогает структурировать информацию о предприятии в виде логически согласованной схемы его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз

Lyudmila Myasoedova - Ph.D. in Economy, Professor of the Department of Engineering Economics and Marketing at the Don State Technical University, 1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: lmyasoedowa@yandex.ru, tel. +7(863)2738368;

Evgeniya Habibullina - Senior Lecturer of the Same Department, e-mail: Geniahab@mail.ru.

со стороны внешней и внутренней среды, по-новому взглянуть на текущую ситуацию.

Анализ внутренней среды предприятия дает возможность охарактеризовать его сильные и слабые стороны, поскольку каждая из составляющих внутренней среды включает набор ключевых процессов и элементов, в том числе бизнес-процессов и их элементов, состояние которых в совокупности определяет возможности, которыми располагает предприятие. Структурными элементами внутренней среды является производственная, финансовая, кадрово-организационная и маркетинговая составляющие, каждая из которых имеет свою структуру.

В процессе исследования нами был проведен предварительный SWOT-анализ деятельности предприятия ОАО "Краснодарский завод металлоконструкций" на основе характеристик, приведенных в труде Томпсона и Стрикланда [2]. Данный подход позволяет составить перечень сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз.

Оценка результатов SWOT-анализа позволяет выявить направления дальнейшей деятельности по разработке корректирующих воздействий. Особое внимание следует уделять выявленным слабым сторонам предприятия и возможным угрозам со стороны внешней и внутренней среды.

При анализе выявлены как сильные стороны предприятия, так и наиболее уязвимые его характеристики, которые связаны в основном с возможной потерей конкурентных позиций, что требует адекватных мер по совершенствованию конструкции выпускаемых изделий и интенсификации работ, связанных с маркетинговым планированием.

Анализ слабых сторон позволяет идентифицировать внутренние проблемы, которые связаны с недостаточной эффективностью системы управленческого учета и контроллинга, а также со слабо обозначенными стратегическими целями и направлениями инновационного развития.

Наиболее значимыми путями развития предприятия ОАО "Краснодарский завод металлоконструкций" являются возможности увеличения доли рынка за счет расширения ассортимента и разработки нового направления по продаже сопутствующих товаров.

При позиционировании угроз выявлено, что к критическому состоянию предприятие могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и значительное

изменение запросов или предпочтений потребителей, либо способность поставщиков диктовать свои условия, завышая цену на поставляемые ресурсы.

Таким образом, основной проблемой, выявленной в результате SWOT-анализа, является необходимость повышения конкурентоспособности предприятия и расширение доли рынка. Для решения этой проблемы необходимо усилить работу по достижению международных стандартов качества, что прежде всего требует улучшения таких потребительских характеристик продукции, как надежность, экономичность и безопасность. При этом следует отметить, что специалисты по качеству, работающие на предприятии, постоянно сталкиваются с невозможностью определения суммарных затрат на качество, так как отсутствует система сбора подобной информации.

М. Джонсон и А. Херрманн отмечают, что одной из основных причин, препятствующей достижению высоких экономических результатов, является то, что большинство предприятий, внедряющих ИСО серии 9000, не ведет учета затрат на качество. Ведение такого отчета требует создания новых форм внутренней бухгалтерской (управленческой) отчетности, так как существующие формы позволяют вычленить только один элемент затрат на качество - потери от брака [3].

Общеизвестным является тот факт, что для большинства предприятий учет затрат на качество в системах управленческого учета не ведется или является трудоемким и требует определенных затрат. В связи с этим, как правило, приоритетными для руководства предприятия являются задачи, связанные с достижением соответствия документации обязательным требованиям стандартов серии ИСО, а проблемы учета затрат на качество по сути остаются не решенными.

В связи с этим нами были разработаны рекомендации по идентификации затрат на качество по бизнес-процессам для департамента качества на предприятии ОАО "Краснодарский завод металлоконструкций", где принята новая концепция управления затратами на продукцию, ориентированная на обеспечение конкурентоспособности продукции в целом путем создания эффективной системы менеджмента качества.

Практика показывает, что множество предприятий, внедривших систему менеджмента качества (СМК), так и не смогли

увеличить рентабельность производства в связи с тем, что не уделили должного внимания экономическим аспектам качества продукции (товаров, работ, услуг). Для того, чтобы СМК способствовала систематическому повышению рентабельности предприятия, необходимо наладить учет и анализ затрат на обеспечение качества и учет и анализ потерь. Разработанные методические указания предназначены для всех подразделений и должностных лиц, участвующих в обеспечении качества продукции, функционировании системы качества, а также в планировании, учете и анализе затрат на качество.

В процессе проводимого исследования разработан алгоритм непрерывного процесса улучшений в системе выработки и реализации корректирующих воздействий с целью обеспечения эффективного экономического управления (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм непрерывного процесса улучшений в системе экономического управления

Одной из проблем экономического управления, возникающей в связи с внедрением новых инновационно-инвестиционных проектов на предприятии, в результате чего создаются новые бизнес-процессы, является изучение возможности проявления синер-

гетического эффекта как следствия их неминуемого взаимодействия с совокупностью существующих бизнес-процессов предприятия. Поэтому в составе задач экономического управления можно выделить задачи, решение которых должно быть направлено на изучение возможности проявления синергетического эффекта от взаимодействия всех бизнес-процессов на предприятии или оказания негативного воздействия на некоторые из них. Следовательно, обеспечение эффективного экономического управления на промышленном предприятии связано прежде всего с функционированием адекватной информационной системы, отражающей затраты и результаты всей совокупности бизнес-процессов предприятия с учетом синергетического эффекта.

SWOT-анализ и необходимость реализации алгоритма непрерывного процесса улучшений приводят к выводу о том, что основными причинами неэффективного функционирования предприятия являются: неэффективная бизнес-логика процессов; временные задержки, возникающие в ходе бизнес-процессов и возможные ошибки при их выполнении. При этом достаточно традиционно будет выглядеть схема диагностики неэффективности функционирования бизнес-процессов, включающая в себя перечень основных ошибок и проблем (рис. 2).

Моделирование и анализ в ходе идентификации бизнес-процессов и их атрибутов позволяет выявлять их приоритетность (основные и поддерживающие), определять признаки, по которым информация разделяется на активную и архивную часть, а также приводит к пониманию общности проблем, возникающих при функционировании бизнес-процессов различной природы.

Представляется целесообразным создание на каждом предприятии банка данных, включающего рекомендации по применению корректирующих воздействий в "штатных ситуациях". Данные, вносимые в банк, обеспечивают информационную поддержку управленческих решений, направленных на предупреждение или уменьшение рисков возникновения негативных ситуаций, а также снижение уровня возможного ущерба. Необходимо подчеркнуть, что банк данных

Рис. 2. Диагностика неэффективности функционирования бизнес-процессов

индивидуален для каждого предприятия, поскольку совокупность бизнес-процессов локального предприятия не является универсальной.

Важнейшим звеном "цепочки" экономического управления является_контроллинг, который представляет собой комплексную систему управления предприятием посредством координации взаимодействия совокупности систем менеджмента и контроля их эффективности, а также осуществляет информационно -аналитическую поддержку выработки и реализации корректирующих воздействий в процессе управления предприятием. При этом среди аналитических процедур контроллинга можно выделить функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод функционально-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами и затратами на проявление этих свойств, а также технико-экономический анализ (ТЭА), позволяющий обосновать на ранних стадиях проектирования технические характеристики будущего изделия и его элементы, выбрать оптимальные величины его конструкторских параметров и эксплуатационных показателей с целью получения максимального экономического эффекта.

Основная цель практического применения методов ФСА и ТЭА, как известно, заключается в обосновании принятия управлен-

ческих решений о производстве и реализации наиболее экономичной и конкурентоспособной продукции, т.е. достижения оптимальных затрат на единицу ее потребительной стоимости.

Создание на предприятии механизма экономического управления, основанного на учетно-аналитической системе, соответствующей динамичным рыночным условиям и обеспечивающей высокую оперативность получения информации об изменении экономических показателей функционирования предприятия по каждому бизнес-процессу, позволяет руководству своевременно выработать оптимальные корректирующие воздействия по стабилизации финансовой и производственной деятельности предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мясоедова Л.В., Хабибуллина Е.Р. Функционально-стоимостный анализ как инструмент инженерного маркетинга в системе экономического управления // Вестник ДГТУ. 2010. Т. 10. № 4(47). С. 583-588.

2. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд А.Дж. Ш. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2007. 928 с.

3. Джонсон М., Херрманн А. Ориентация на клиента - ключевой фактор успеха предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 96-100.

8 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.