24 (81) - 2006
М^етодоло-шя управленческого- учета
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
С. В. БУЛГАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Воронежского государственного университета
В методологии управленческого учета развитие инструментального обеспечения занимает определяющее место. Инструментами управленческого учета выступают экономические средства, позволяющие методически (технически) осуществить его процедуры. В их структуре, разработанной нами в соответствии с функциями управления, выделяются бухгалтерские, аналитические, контрольные и организационные инструменты. Исходя из целей организации, инструменты управленческого учета (за исключением организационных) подразделяются также на оперативные и стратегические. Во всей совокупности инструментального обеспечения аналитические инструменты управленческого учета имеют ключевое значение.
Оперативные аналитические инструменты представляют собой ведущие средства обработки информации для принятия типичных и специфических решений. В их составе выделяется анализ безубыточности, проводимый как в условиях определенности, так и определенного и неопределенного риска, а также при многопродуктовом производстве. Он предусматривает использование таких средств аналитической обработки информации для принятия решений, как расчет точки безубыточности, определение маржинального дохода, операционного рычага, проведение анализа чувствительности. Важнейшей характеристикой инструментального обеспечения аналитических процедур управленческого учета является то, что его инструменты предназначены для принятия специфических управленческих решений. К их числу относятся решения: о специальном заказе по цене не выше себестоимости при наличии свободных производственных мощностей; по определению структуры производства при наличии ограничивающих факторов; типа «производить или покупать»; об ассортиментной программе и объемах производс-
тва; по замене производственного оборудования; по оптимизации размеров запасов при их закупке и хранению; о времени поставок и размещении запасов и др. Решения такого типа требуют и специального инструментального исследования, отказ от проведения которого повышает риски принятия неправильного решения. Так, специфическими аналитическими инструментами управленческого учета являются релевантность информации о затратах и доходах, оперативный анализ прибыли от текущей деятельности, оценка структуры затрат, выявление затратообразующих факторов и т. п.
В составе стратегических инструментов управленческого учета возможно назвать расчет чистой текущей стоимости и оценку капитала, анализ стратегических партнеров коммерческой организации (конкурентов, покупателей, поставщиков), собственных конкурентных преимуществ, портфеля заказов, сильных и слабых сторон, цепочки ценностей, качества, потенциала, жизненного цикла продукта. Однако ввиду их использования также в смежных отраслях знаний (анализе хозяйственной деятельности, финансовом менеджменте, принятии решений) такие инструменты не имеют специфического характера для управленческого учета.
Поскольку в последнее время все большее распространение в практике российских коммерческих организаций получают сугубо оперативные аналитические процедуры управленческого учета (принятие краткосрочных решений, формирование показателей текущей деятельности), постольку актуализируется проблема инструментального обеспечения данного процесса. В этой связи исследование методических средств решения прикладных вопросов бизнеса приобретает научно-практическое значение. Поэтому остановимся на разработке системы показателей текущей деятельности, формируемых на базе таких элементов анализа
безубыточности, рассматриваемого в качестве ведущего оперативного аналитического инструмента управленческого учета, как расчет точки безубыточности, определение маржинального дохода и операционного рычага.
Точка безубыточности (критическая точка, точка равновесия) показывает тот объем производства и продаж, при котором нет ни прибылей, ни убытков, и за счет полученной выручки полностью покрываются произведенные затраты.
Существует несколько способов определения точки безубыточности: формульный (метод уравнений), графический. В условиях неопределенности требуется применение приемов теории принятия решений (построение дерева решений и критических точек) и методов теории вероятностей. При многопродуктовом производстве применяются статистические методы исследования, в частности рассчиты-
вается средняя взвешенная удельного маржинального дохода. Исследуем использование метода уравнений, в котором реализован достаточно гибкий экономико-математический подход, позволяющий на основе несложных математических формул провести глубокое изучение параметров зависимости затраты — объем — прибыль с точки зрения их предельно допустимых величин, обеспечивающих безубыточную деятельность организации, показателя маржинального дохода и силу воздействия операционного рычага при принятии управленческих решений. Введем условные обозначения для расчета соответствующих показателей указанным методом (табл. 1).
С использованием метода уравнений осуществляется поиск решений, в частности следующей группы практических вопросов бизнеса: • какова безубыточность деятельности в натуральном и стоимостном выражении;
Таблица 1
Условные обозначения в анализе безубыточности
Условное обозначение Название показателя
д Объем производства/продаж, ед.
N Выручка от продаж, руб.
Ц Цена продаж единицы продукции, руб.
Z Общие затраты, руб.
^тр Переменные затраты на единицу продукции, руб.
7 общ пер Общие переменные затраты, руб.
^пост Общие постоянные затраты, руб.
Р Прибыль от продаж продукции, руб.
md Маржинальный доход на единицу продукции, руб.
МБ Общий маржинальный доход, руб.
дтб Объем производства/продаж в точке безубыточности, ед.
д тб Чруб. Объем производства/продаж в точке безубыточности, руб.
]\{тб Выручка от продаж в точке безубыточности (критическая выручка), руб.
цтб Цена продаж единицы продукции в точке безубыточности (критическая цена продаж), руб.
пе.р Критический уровень переменных затрат на единицу продукции, руб.
Z тб пост Критический уровень общих постоянных затрат, руб.
ЮР Выручка от продаж с учетом прогнозируемой прибыли, руб.
ЦР Цена продаж единицы продукции с учетом прогнозируемой прибыли, руб.
пер Удельные переменные затраты с учетом прогнозируемой прибыли, руб.
Z Р пост Общие постоянные затраты с учетом прогнозируемой прибыли, руб.
МЭПд Маржинальный запас прочности, ед.
МЗПрб Маржинальный запас прочности, руб.
Фактический (прогнозируемый, ожидаемый) объем продаж, ед.
Ютб Объем продаж в точке безубыточности, ед.
N ф Юруб . Фактический (прогнозируемый) ожидаемый) объем продаж (выручка от продаж), руб.
N тб 1 руб. Объем продаж (выручка от продаж) в точке безубыточности, руб.
%МЗП Норма маржинального запаса прочности, %
%оМБ Норма общего маржинального дохода, %
%omd Норма удельного маржинального дохода, %
Коэф. МБ Коэффициент общего маржинального дохода
Коэф. md Коэффициент маржинального дохода в удельных значениях
АР Изменения в прибыли, руб.
^ Изменения в объеме производства/продаж, руб.
АЧед Изменения в объеме производства/продаж (количественно), ед.
ОР Операционный рычаг
Э ЭОР Эффект (сила) операционного рычага
• каким должен быть объем производства и продаж, чтобы обеспечить заранее заданную (запланированную) прибыль;
• как изменится безубыточность, если повысятся/снизятся общие постоянные затраты, удельные переменные затраты, цена продажи единицы продукции;
• до какой степени возможно снизить выручку и цену продаж, чтобы сохранить безубыточность деятельности и какие значения должны иметь критическая выручка и критическая цена продаж;
• какими могут быть критические уровни удельных переменных и общих постоянных затрат. Для ответа на эти вопросы с использованием
формульного метода определяются и анализируются показатели (табл. 2).
Представленные формулы демонстрируют, что наряду с абсолютными показателями все большее значение приобретают относительные величины. Например, важнейший показатель анализа безубыточности — маржинальный запас прочности — показывает, насколько возможно допустить снижение выручки от продаж, прежде чем коммерческая организация начнет нести убытки. В абсолютном значении рассчитывается как разность между фактическим (предполагаемым, ожидаемым) объемом продаж и
объемом продаж в точке безубыточности, измеряемыми как в натуральном, так и стоимостном выражении по соответствующим формулам. Чем выше (больше) абсолютное значение этого показателя, тем устойчивее финансовое положение организации.
Для принятия управленческих решений более предпочтительным по сравнению с абсолютным значением оказывается относительный показатель маржинального запаса прочности, который измеряется в процентах — норма маржинального запаса прочности. Он показывает процент возможного сокращения объема продаж, которое может допустить организация безболезненно для своего финансового состояния. Слишком низкий уровень нормы маржинального запаса прочности может оказаться угрожающим для коммерческой организации. Для российских хозяйствующих субъектов рекомендуемой нижней границей нормы маржинального запаса прочности считается не менее 30 %. Это значит, что при сокращении спроса или снижении конкурентоспособности, сокращении выручки менее чем на 30 % организация будет получать прибыль; при более высоком сокращении выручки (более чем на 30 %) она окажется в убытке.
Маржинальный доход занимает важное место в понимании бизнеса и управлении прибылью. В основу его концепции положена идея маржинального
Таблица 2
Формулы расчета показателей в анализе безубыточности
Показатель Формула расчета показателя
Объем производства/продаж в точке безубыточности, ед. (дтб) Объем производства/продаж с учетом прогнозируемой прибыли, ед. (д) Выручка от продаж в точке безубыточности (критическая выручка от продаж), руб. (Л5"6) Цена продаж единицы продукции в точке безубыточности (критическая цена продаж), руб. (Цтб) Критический уровень переменных затрат на единицу продукции, руб. ^тр) Критический уровень общих постоянных затрат, руб. ^^Щ) Прибыль от продаж продукции (прогнозируемая), руб. (Р) Выручка от продаж с учетом прогнозируемой прибыли, руб. (Лр) Цена продаж единицы продукции с учетом прогнозируемой прибыли, руб. (Ц) Переменные затраты на единицу продукции с учетом прогнозируемой прибыли, руб. ^рД) Общие постоянные затраты с учетом прогнозируемой прибыли, руб. ^ п 4 пост Маржинальный запас прочности, ед. (МЗПд) Маржинальный запас прочности, руб. (МЗПруб) Норма маржинального запаса прочности, % (%МЗП) дтб=ст / (Ц - V или д"6 = ^ост / тй. д = (2Пр) / (Ц - г^ или д = + р) / тй. Лтб = *Пост /1 - &пе/Ц)] или Лтб = ^осп / [(Ц - / Ц] или Лтб = ZnоCт / (тй/Ц) Цтб = (^ / д) + ^ пост' ^ пер Zтб = Ц - ^ /д) пер пост гот=д (Ц - ^ или =д * тй р = д (Ц - 2:пер) - 2:тСт или р = д * тй - 2:тСт Лр = ^„0Ст + Р) / (тй/Ц) Цр = (^ + Р) / д + Z пост пер р= Ц - Рот + р) / д ^оРт = д (Ц - ^р) - Р или ^^ д *тй - р МЗПд. = Л* - Л" МЗП = Л* - N тб МЗПруб Лруб. Лруб %мзп=[(Л* - лпб) / Л*] 100 % или %МЗП = (мзпед /Л*) 100 %
подхода в исчислении финансового результата: при формировании прибыли выручка-нетто от продаж сопоставляется не с величиной совокупных затрат по производству и сбыту проданной в отчетном периоде продукции, а с величиной лишь переменных затрат, в результате чего возникает категория маржинального дохода. Это новое методологическое направление, получившее распространение в 1930-е гг., обусловило развитие маржинальной системы калькулирования, содержание которой наиболее полно реализовано в системе директ-костинг. Маржинальный доход, таким образом, представляет собой вклад в покрытие прежде всего постоянных затрат (что происходит только тогда, когда достигнута точка безубыточности) и лишь после этого — взнос в формирование прибыли.
В этой связи коммерческой организации важно знать, при каких объемах производства и продаж она сможет покрыть постоянные затраты и начать получать прибыль. Поэтому величина маржинального дохода приобретает ведущее значение при принятии многих групп управленческих решений. В частности, на его основе обосновывается решение следующих практических вопросов бизнеса:
принимать ли специальный заказ по цене, не превышающей себестоимости, при наличии свободных производственных мощностей;
какова должна быть ассортиментная программа (решения о выборе альтернативной продуктовой программы, производстве новых видов продукции, исключении из ассортимента низкорентабельных и недостаточно конкурентоспособных; сокращении/ расширении отдельных видов и групп продукции, производственных подразделений);
какими обеспечить объемы производства и продаж;
каковы должны быть изменения цен на продукцию;
какие модели комбинирования (сочетания) объемов производства/продаж, затрат и прибыли считать приемлемыми для организации.
Все эти решения нацелены на увеличение прибыли от продаж, а значит, обусловливают практическое стремление к увеличению маржинального дохода.
Маржинальный подход оперирует категориями удельных переменных затрат, общей суммы переменных затрат, удельного маржинального дохода, общего маржинального дохода, уровня (нормы) маржинального дохода, коэффициента маржинального дохода и др., то есть предусматривает расчет абсолютных и относительных значений. В исчислении и визуальном представлении показателей
маржинального подхода широкое распространение получили формульный и графический методы. Остановимся на применении формул в реализации этого подхода. На их основе рассчитываются и анализируются многие показатели, в том числе прогнозного характера (табл. 3).
Формулы показывают, что маржинальный доход на единицу продукции определенного вида не зависит от величины постоянных затрат. Это позволяет придавать данному показателю важное значение при принятии решений: отрицательное значение удельного маржинального дохода подтверждает, что цена продаж не покрывает даже переменных затрат, из-за чего каждая последующая единица произведенной продукции будет увеличивать убыток от продаж, увеличивая тем самым общий убыток коммерческой организации. Для предотвращения подобной ситуации следует выяснить возможности сокращения переменных затрат. При невозможности их существенного ограничения может быть поставлен вопрос о выведении данного вида продукции из ассортиментной программы организации.
Величина общего маржинального дохода, напротив, зависит от значения постоянных затрат, что подтверждается возможностью расчета совокупного маржинального дохода не только как разницы между выручкой от продаж и общими переменными затратами, но и как суммы постоянных затрат и прибыли. Оба способа отражают противоположные подходы к исчислению данного показателя. Расчет маржинального дохода от выручки характеризует величину, предназначенную для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли. Противоположный расчет демонстрирует потенциальную возможность маржинального дохода формировать прибыль только при условии первоначального покрытия постоянных затрат. Если маржинального дохода на эти цели недостаточно, то формируется убыток от продаж.
Представленные в табл. 1 и 2 формулы показывают, что маржинальный подход позволяет рассчитывать ключевые показатели анализа безубыточности: критический объем деятельности, объем производства/продаж при планируемой прибыли, критическую выручку (объем продаж в точке безубыточности), критические постоянные затраты, прогнозируемую прибыль, выручку с учетом прогнозируемой прибыли, общие постоянные затраты с учетом прогнозируемой прибыли и т. п. Но если информации о единице продукции не имеется, то целесообразно вместо абсолютных показателей использовать относительные значения маржинального дохода — норму (уровень) и коэффициент маржинального дохода.
Таблица 3
Формулы расчета показателей на основе маржинального подхода
Показатель Формула расчета показателя
1 2
Маржинальный доход на единицу продукции, руб. (тё) Общий маржинальный доход, руб. (МБ) Прибыль от продаж продукции, руб. (Р) Общие постоянные затраты, руб. ^пост) Норма общего маржинального дохода, % (%МБ) Норма удельного маржинального дохода, % тё = Ц — Z ^ пер МБ = N — Zобщили пер МБ = Z + Р или пост Р = МБ — , пост1 Р = q х тё — Z ^ пост. Z = МБ — Р пост %МБ = МБ / N х 100 %0 %отё = тсС / Ц х 100 %о
Коэффициент общего маржинального дохода (Коэф. МБ) Коэффициент маржинального дохода в удельных значениях (Коэф. тс1) Объем производства/продаж в точке безубыточности (критический объем в стоимостном выражении), руб. (яруб. тб) Изменения в прибыли, руб. (АР) Изменения в объеме производства/продаж, руб. (Аq) Изменения в объеме производства/продаж (количественно), ед. ^ед) Выручка от продаж, руб. (N) Цена продаж единицы продукции, руб. (Ц) Выручка от продаж в точке безубыточности (критическая выручка), руб. (Втб) Прибыль (прогнозируемая) от продаж продукции, руб. (Р) Общий маржинальный доход (прогнозируемый), руб. (МБ) Коэф. МБ = МБ / N = N — Zеep общ) / N = 1 — гпер) общ / N Коэф. тё = тС / Ц = (Ц — / Ц = 1 — Zеep / Ц Ят. = Zn0Cт / %МБ х 100 % или = / Коэф. МБ или ят = Znocт / %тС х 100 % или Чру^ = ^ост / К°эф. ^ АР = Ая х %МБ х 100 или АР = Ая х Коэф. МБ или АР = Ая х % тсС х 100 % или АР = Ая х Коэф. тё Ая = АР / % тё х 100 % или Ая = АР / Коэф. тё Аяед = АР / тё N = ^оост, + Р) / % тё х 100 % или N = МБ/ %МБ х 100 % Ц = тё/ % тё х 100 % ^б = ^ост / % тё Р = N х %МБ — ^ост МБ = N х %МБ) /100 %0
Уровень маржинального дохода показывает, какое влияние на маржинальный доход (либо на удельный маржинальный доход) оказывает изменение суммы выручки от продаж (либо цены продаж, соответственно). Например, уровень маржинального дохода 40 % означает, что увеличение выручки от продаж на 1 руб. приведет к увеличению маржинального дохода на 0,4 руб. Если в данной ситуации постоянные затраты останутся неизменными, то прибыль все же увеличится на 0,4 руб. Названные показатели отражают доходность того или иного объекта. При выборе производственной программы управляющие, как правило, выбирают программу с наибольшим уровнем доходности, т. е. с более высоким уровнем маржинального дохода.
Коэффициент маржинального дохода, рассчитываемый также в удельных значениях, характеризуется как доля маржинального дохода в выручке от продаж (цене продаж). Из формул видно, что после несложных преобразований он равен единице минус относительный показатель переменных затрат:
С помощью нормы и коэффициента маржинального дохода рассчитываются показатели, которые
прежде исчислялись на основе сугубо абсолютных значений, например критический объем производства в стоимостном выражении, а также формульным методом определяется степень влияния изменений в объеме продаж на изменения в прибыли, степень влияния изменений в прибыли на изменения в объеме продаж Кроме того, на базе этих относительных показателей прогнозируются прибыль и общий маржинальный доход (см. табл. 3).
Операционный (производственный) рычаг (ле-веридж) — еще одно средство управленческого учета, используемое как инструмент управления прибылью. Это инструмент воздействия политики группировки затрат для отражения влияния изменений в объемах продаж на прибыль. Операционный рычаг связан с представлением о том, каким образом можно оказать значительное влияние на изменение прибыли (ее рост/сокращение) при незначительном изменении объемов продаж (их увеличении/уменьшении). Это позволяет прогнозировать прибыль под воздействием изменений в объемах продаж и, следовательно, изменений в маржинальном доходе, которые происходят
Таблица 4
Формулы расчета показателей на основе концепции операционного рычага
Показатель Формула расчета показателя
Операционный рычаг, % (ОР) Эффект (сила) операционного рычага (Эоп) ОР = МБ / Р * 100 % или 0Р = [(Ц- ^ер) х д] /[(Ц- х д - Хот Эоп = (^ст +Р) / Р = 1 + 2«ст /Р или
под влиянием структуры затрат, в частности той их части, которая заключает в себе предпринимательские риски деятельности, — постоянных затрат. В результате формируется операционная рычажная зависимость между постоянными затратами, изменениями в объемах продаж (выручке) и изменениями в прибыли, которая проявляется в силе операционного рычага. Операционный рычаг представляет собой количественную оценку изменений в прибыли в зависимости от изменений в объемах продаж и показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 %. Сила операционного рычага означает, что возрастание/сокращение объема продаж на 1 % приводит к ожидаемому росту/сокращению прибыли на величину в п раз большую, чем 1 %. Поэтому даже незначительные изменения в объемах продаж приводят к значительным изменениям в величине прибыли. При возрастании объемов продаж (выручки) возрастает величина прибыли, при сокращении объемов продаж уменьшается и прибыль, создавая угрозу возникновения убытков.
Основным условием использования концепции операционного рычага, возможности количественного измерения операционной рычажной зависимости является маржинальный подход, основанный на подразделении затрат на переменные и постоянные. Одним из методов представления операционного рычага выступают формульный метод (табл. 4).
Например, если цена продаж единицы продукции составляет 250 руб., удельные переменные затраты — 140 руб., постоянные затраты — 600 000 руб., объем продаж за период — 7 250 ед., то операционный рычаг определяется по формуле (табл. 4):
' ОР = [(Ц - ^ер) х д] / [(Ц - ^ер) х д - ^оСТ = = [(250 - 140) х 7 250] / [(250 - 140) х 7 250 -- 600 000] = 4,04.
Это означает, что возрастание/сокращение продаж на 1 % приведет к ожидаемому росту/сокращению прибыли на величину, в 4,04 раз большую, чем 1 %, т. е. на 4,04 %. Четырехпроцентное изменение прибыли на каждый процент изменения объема продаж представляет собой уже существенную величину изменений, что является следствием достаточно высокого уровня операционного рычага.
Практический вывод относительно действия эффекта (силы) операционного рычага состоит в том, что высокие операционные рычаги наблюдаются в организациях с высокой долей постоянных затрат в структуре общих затрат и по отношению к переменным затратам в частности. Низкий уровень операционного рычага характерен для организаций с низкой долей постоянных затрат, т. е. при большом удельном весе переменных затрат в составе совокупных затрат организации. Как правило, в высокоавтоматизированных производствах объективно возникают высокие значения постоянных затрат вследствие начисления амортизации. Низкие постоянные затраты характерны для ручного производства. Однако структура затрат не сопряжена лишь с технологией производства. Такая динамика достигается переводом части постоянных затрат в состав переменных (например, при замене системы вознаграждения по окладам на систему вознаграждения на основе комиссионных выплат), и наоборот. Это связано с тем, что уровень операционного рычага определяет уровень предпринимательского риска: чем выше операционный рычаг, тем выше предпринимательский риск. Чем выше предпринимательский риск, тем выше возможность получения высоких предпринимательских вознаграждений в виде прибыли.
Поэтому, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем сильнее зависимость прибыли от объема продаж (выручки). Прибыль в организациях с высоким уровнем операционного рычага очень чувствительна к изменениям в объеме продаж, в результате чего даже незначительные сокращения выручки способны привести в существенному сокращению прибыли от продаж и в целом прибыли по организации.
Обобщая аналитические возможности представленных инструментов управленческого учета, отметим, что для эффективного их использования в коммерческой организации должна действовать система расчета соответствующих показателей и, следовательно, ее информационно-методическое обеспечение. Как правило, эти вопросы сопряжены с проблемой профессиональной состоятельности субъектов управленческого учета, координацию действий которых целесообразно осуществлять дирекцией (бухгалтерией) по управленческому учету.