АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЫНОЧНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В.В. КРИВОРОТОВ,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической безопасности Уральского государственного технического университета
Необходимо отметить, что проблемы, касающиеся практической оценки конкурентоспособности предприятий, давно обсуждаются в экономической литературе. Вместе с тем, несмотря на множество публикуемых материалов, посвященных этой важной теме, общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в настоящее время все же не существует.
Такому факту есть немало объяснений. Но, думается, что решающую роль здесь играют обстоятельства, лежащие в плоскости практической реализации предлагаемых подходов. В этой связи можно выделить целый ряд существенных недостатков, в той или иной мере сопутствующих рассматриваемым подходам и методам. Причем помимо частных недостатков анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов позволяет отметить и серьезные общие недостатки.
Прежде всего речь идет о факторах, учитываемых экономистами при оценке конкурентоспособности предприятия. В подавляющем большинстве описываемых методов их авторы стремятся вовлечь в оценочный процесс максимальное количество этих факторов. С одной стороны, такой подход легко объясним, поскольку практически любой показатель, касающийся производственной и рыночной деятельности хозяйствующего субъекта, в той или иной мере влияет на его конкурентоспособность. Но, с другой стороны, если, скажем, производительность труда работников, во многом определяющая эффективность производственного процесса предприятия и его конкурентные преимущества, зависит от массы факторов, то это вовсе не значит, что все эти
факторы наряду с показателем производительности труда необходимо включать в список для оценки конкурентоспособности предприятия.
Кроме того, подобный подход неправомерен и с позиции теории систем, согласно которой оценка свойств объекта на основании оценки предельно элементарных его составляющих в итоге не дает адекватной оценки исследуемого объекта, так как указанные составляющие определяют свойства объекта не автономно, а в совокупности, во взаимодействии друг с другом.
Ко всему прочему, чрезмерное увеличение состава факторов, принимаемых во внимание при оценке конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, приводит к тому, что сбор требуемых данных и трудоемкость их математической обработки существенно осложняют возможность практической реализации рассматриваемых методов.
Недостатки совсем иного характера присущи целой группе методов оценки конкурентоспособности предприятия, авторы которых, не ограничиваясь использованием известных экономической науке показателей, вводят в качестве факторов, формирующих конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта, новые понятия, определения и величины, базирующиеся подчас на сложных и весьма абстрактных построениях. Хотя логическая обоснованность вводимых показателей и выстраиваемых моделей не вызывает особых сомнений, практически они оказываются малопригодными, поскольку отсутствие традиционной статистики и трудоемкость математических операций не добавляют им привлекательности с точки зрения практиков-аналитиков.
Отмеченные недостатки пагубны тем, что влекут за собой целый ряд сложностей, являющихся их логическим следствием. С одной стороны, многочисленные, часто синтетические факторы в одних методах оценки конкурентоспособности предприятия либо вновь предлагаемые показатели в других требуют достаточно точных количественных измерений, от которых напрямую зависит конечный результат. С другой, используемые для этих целей экспертные оценки, без которых в большинстве случаев обойтись просто невозможно, страдают известной субъективностью и условностью. В итоге, непростая процедура экспертизы еще не дает оснований считать, что полученная оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта объективна и точна.
С точностью измерений связана и еще одна негативная особенность большинства рассматриваемых методов, возникающая из-за необходимости сведения массы разноразмерных и неоднородных показателей в единый показатель конкурентоспособности предприятия. Решая эту задачу, авторы вводят коэффициенты, определяющие весовое значение каждого из оцениваемых факторов, а заодно и приводящие в порядок разноразмерность показателей. Вместе с тем, хорошо известно, что те или иные факторы в конкретной экономической ситуации по-разному влияют на конкурентоспособность различных хозяйствующих субъектов. Стало быть, заведомое установление единых весовых коэффициентов для оценки воздействия определенных факторов на конкурентоспособность различных предприятий вряд ли можно признать правомерным. Следовательно, получаемые в процессе подобных расчетов результаты выглядят весьма условными и приблизительными.
Наконец, реализация методов оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов практически без исключения предполагает сопоставление предприятий, ведущих схожую деятельность, производящих идентичную продукцию и функционирующих в одинаковых экономических условиях. На самом деле такая ситуация далека от истины, поскольку развитие рыночных отношений и нарастающая напряженность конкурентной борьбы неминуемо приводят к тому, что предприятия вынуждены постоянно диверсифицировать производство, всемерно расширяя перечень выпускаемых товаров и предлагаемых услуг. В свою очередь,
дифференциация товарной линии усложняет маркетинговые решения и подталкивает к поиску новых рынков сбыта, вызывая тем самым меняющиеся условия конкурентной среды.
Таким образом, отмечаемые в ходе анализа методов оценки конкурентоспособности предприятий недостатки подчеркивают востребованность такого подхода к решению проблемы, который прежде всего был бы направлен на практическое использование в аналитической работе. А это значит, что в основе его реализации должна лежать комплексная оценка деятельности предприятий, опирающаяся на действующую статистическую информацию, хорошо знакомую практикам-экономистам. При этом указанная оценка должна отражать не только существующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, но и по возможности учитывать перспективы его развития, закладываемые стратегическим планированием. Кроме того, что особенно важно, оценка конкурентоспособности предприятий должна иметь широкие границы применения, то есть обладать определенной степенью универсальности.
Рассматривая соотношение таких понятий, как цель и конкурентоспособность, заметим, что цель предприятия состоит в том, чтобы быть лучше других участников конкретного рынка по ряду показателей деятельности, позволяющих в большей степени удовлетворять потребности клиентов, учитывая как массовые, так и индивидуальные запросы покупателей своей продукции.
Борьба за достижение подобной цели разворачивается во внешней ресурсонесущей среде на конкурентных условиях. Эти условия зависят от характеристики среды и, прежде всего, от наличия и ограниченности в ней требуемых ресурсов: необходимого капитала, современных технологий, квалифицированного персонала, информационного обеспечения и т.п. Научно-технический прогресс со временем меняет масштабы и пропорции затрачиваемых ресурсов, но неизменным остается содержание механизма конкурентной борьбы, результативность которой определяет конкурентоспособность предприятия как отражение продуктивности использования ресурсов.
Конкурентоспособность предприятия — сложный, интегральный показатель, который формируется под воздействием множества факторов, влияющих на все аспекты деятель-
ности хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, по нашему мнению, это множество можно сгруппировать в два основополагающих блока.
Первый блок, являясь отражением системы детерминантов в теории конкурентных преимуществ М. Портера, представляет собой совокупность факторов базирования предприятия. Второй блок, характеризуя влияние факторов конкурентной среды, в которой функционирует предприятие, соответствует модели пяти сил рыночной конкуренции.
Факторы базирования и факторы конкурентной среды находятся в тесном диалектическом единстве. Воздействуя друг на друга и вытекая один из другого, отмеченные блоки факторов формируют два источника конкурентоспособности предприятия: операционную эффективность и стратегическое позиционирование.
Операционная эффективность вбирает в себя комплексную оценку выполнения предприятием тех или иных видов деятельности, позволяющих более рационально использовать имеющиеся у него факторы производства. Уровень операционной эффективности предприятия в значительной степени зависит от факторов его базирования.
В свою очередь, стратегическое позиционирование предприятия главным образом диктуется факторами конкурентной среды и заключается в создании уникальной и выгодной позиции, предопределенной сочетанием видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов.
Содержание стратегического позиционирования как одного из источников конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, наполнено двумя ключевыми составляющими. Одна из них, являясь формой выражения отношений хозяйствующего субъекта с внешней средой, может трактоваться как его способность приспосабливаться к этой среде, отражая результативность процесса обновления, без которого невозможно себе представить ни одно современное предприятие рыночного типа. Эта составляющая характеризует адаптивность хозяйствующего субъекта к условиям внешней среды, гибкость его реагирования на окружающие изменения.
Основой адаптивности являются постоянно протекающие инновационные процессы, направленное воздействие которых обеспечивает внедрение новшеств во все сферы де-
ятельности предприятия. Инновационность, таким образом, будучи залогом успешности предприятия в конкурентной борьбе, служит источником адаптивности. Вместе они формируют необходимые и достаточные условия рыночного стратегического позиционирования хозяйствующего субъекта.
Высокий уровень адаптивности хозяйствующего субъекта предполагает умение ритмично реализовывать целевое решение задач продажи товаров и оказания услуг с учетом конкретного покупателя, его индивидуальных потребностей и возможностей выбирать из множества конкурирующих на рынке предприятий по собственной шкале предпочтений. Эти предпочтения, выстраиваемые ранее по критериям, отражающим главным образом потребительские свойства товаров и услуг, их цену и качество, претерпели сегодня существенные изменения в сторону более глубокого разнообразия и усложнения.
Внешняя среда, в которой функционируют современные рыночные предприятия, стала более однородной по напряженности конкурентных отношений. Товары, интересующие покупателей, перестали быть локальными: на сегодняшний день практически любой товар можно приобрести в любом регионе. Хорошо отлаженная рекламно-информационная индустрия, всесторонне повышая осведомленность покупателей еще больше способствует расширению выбора предлагаемой продукции. Такое положение дел вызывает у потенциальных потребителей новые ожидания по поводу товаров и услуг в отношении индивидуализации запросов, дополнительного сервиса и различных схем послепродажного обслуживания.
Разумеется, в подобной обстановке более предпочтительно выглядят те предприятия, которые, с одной стороны, способны в кратчайшие сроки осваивать производство разнообразных товаров того же класса, что и у соперников-конкурентов, с другой стороны, предлагать своим покупателям новые товары и услуги, учитывая меняющиеся требования рынка либо инициируя формирование потребностей более высокого уровня.
Степень решения отмеченных выше задач отражается на том положении, которое предприятие занимает на рынке. Высокая адаптивность соответствует адекватной доле рынка, ошибки и просчеты, несвоевременность действий по поддержанию требуемой адаптивности
неминуемо сказываются на потере былых рыночных позиций.
Как уже было замечено, источником адаптивности рыночно ориентированного предприятия является системно налаженная инновационная деятельность, выражающаяся в способности разрабатывать и внедрять:
технические новшества, связанные с постоянным стремлением усовершенствовать технологическую сферу производства; социально-технические новации, касающиеся научной организации и гуманизации труда и, особенно, экологичности производства;
социальные инновационные технологии, формирующие творческую активность, предпринимательское поведение, корпоративные ценности и организационную культуру.
В зависимости от успешности продвижения предприятия по указанным направлениям можно судить об уровне его инновационное™, причем характеристика этого уровня должна охватывать как внутриорганизационные преобразования, так и нововведения, привносимые во внешнюю среду, поскольку, только благодаря комплексному подходу к осуществлению инновационной политики предприятие спо-
собно добиться необходимой рыночной адаптивности и получить ожидаемые результаты своей деятельности.
Важнейшим и, пожалуй, определяющим обстоятельством, поддерживающим высокую инновационность предприятий-лидеров и формирующим требуемую рыночную адаптивность, является четкая операционная эффективность их действий. Опираясь на рациональное использование факторов базирования, такие предприятия способны быстро и безболезненно трансформировать возможности своей технико-технологической базы в сторону выпуска той продукции, которая в конкретный момент востребована рынком.
Описанные положения, касающиеся формирования конкурентоспособности предприятия в условиях рынка, удобно представить в виде схемы, отражающей взаимодействие факторов и источников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (рис.).
Инновационные процессы, непрерывно и ритмично протекающие на предприятии и охватывающие все стороны его деятельности, востребованы влиянием факторов конкурентной среды. Активная инновационность хозяйствующего субъекта, в свою очередь, повышает степень его соответствия требованиям рынка,
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Стратегическое позиционирование
А ▲
Формирование конкурентоспособности предприятия
то есть поднимает уровень его адаптивности. Адаптивность, по сути дела, выступает как форма выражения отношений предприятия с внешней средой, характеризуя результативность процессов обновления. И вместе инно-вационность и адаптивность предприятия определяют эффективность его стратегического позиционирования — одного из двух источников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Другим источником конкурентоспособности является операционная эффективность предприятия, возможности которой формируются, прежде всего, факторами его базирования. Отражая гибкость технологической оснащенности предприятия, способность производить широкий диапазон товаров, в том числе и тех, которые обладают новизной, операционная эффективность, с одной стороны, создает условия для повышения рыночной адаптивности хозяйствующего субъекта, с другой - характеризует рентабельность производственной деятельности предприятия.
Таким образом, представленная схема и составляющие ее элементы есть не что иное, как система взаимодействия комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ предприятия в условиях функционирования на рынке и определяющих показатель его конкурентоспособности.
Из приведенных выше суждений следует, что конкурентоспособность хозяйствующего субъекта как отражение эффективности использования имеющихся у него экономических ресурсов может быть охарактеризована и в конечном счете сведена к оценке операционной эффективности деятельности предприятия, его инновационной активности и рыночной адаптивности. Понятно, что подобная оценка невозможна без сопоставления соответствующих показателей исследуемого хозяйствующего субъекта и принимаемых во внимание конкурентов.
Определим искомые для предприятия величины, как коэффициенты его операционной эффективности, инновационности и адаптивности. Далее, путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности хозяйствующего субъекта:
к = кэ-ки-км, (I)
где К — конкурентоспособность предприятия; Кэ — коэффициент операционной эффективности;
Ки — коэффициент инновационности; Кл — коэффициент адаптивности. Первый из коэффициентов в выражении (I) отражает операционную эффективность деятельности предприятия, результатом которой являются предлагаемые им товары и услуги. Успешность этой деятельности определяется той суммой, которую потребители готовы заплатить за продукцию предприятия. И если сумма выручки от реализации продукции превышает совокупные расходы на все необходимые виды деятельности по ее производству и сбыту, предприятие функционирует рентабельно, что свидетельствует о приемлемом уровне его операционной эффективности. Исходя из этого, в качестве наиболее универсального показателя операционной эффективности предприятия может быть принято отношение выручки от всех видов его деятельности к понесенным при этом затратам:
где Р — операционная эффективность предприятия;
В — выручка предприятия от всех видов деятельности;
3 — затраты на производство отмеченных видов деятельности.
Показатель операционной эффективности для предприятий выборки запишется следующим образом:
где Рх — операционная эффективность предприятий выборки;
В£ ~ общая выручка от всех видов деятельности предприятий выборки; 3£ ~ совокупные затраты предприятий выборки.
Заметим, что под выборкой следует понимать такой состав конкурентов, который в ходе конкретного экономического анализа необходим для сопоставления с рассматриваемым хозяйствующим субъектом. В этой связи выборка может состоять из одного предприятия — в таком случае определяется показатель конкурентоспособности исследуемого предприятия в сравнении с выбранным конкурентом; из нескольких предприятий — тогда рассматри-
вается конкурентоспособность предприятия на фоне группы конкурентов; из всех действующих предприятий отрасли — устанавливается отраслевой показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Возможно формирование выборки не только из отраслевых конкурентов, но и любых других хозяйствующих субъектов, конкурирующих с исследуемым предприятием.
В целях микроэкономического анализа очевидным ограничением по составу выборки является вид производимой продукции. Кроме того, в ряде случаев может возникнуть необходимость ограничения выборки по территориальному признаку и масштабам деятельности сопоставляемых предприятий. Для определения коэффициента операционной эффективности предприятия Кр необходимо сопоставить величину рассчитанного показателя рассматриваемого хозяйствующего субъекта с соответствующим показателем предприятий выборки:
КР =
1-Е ■
Коэффициенты Ки и Кл в выражении (1) в совокупности характеризуют стратегическое позиционирование хозяйствующего субъекта, включающее в себя результативность проводимых инновационных процессов и рыночную адаптивность предприятия.
Основой адаптивности является активная инновационная деятельность, затрагивающая научно-исследовательскую, производственную, организационную, финансовую и другие стороны функционирования современного предприятия и относящаяся ко всем новшествам, обеспечивающим экономию издержек производства и дополнительную прибыль. В самом деле, растущая сложность встающих перед предприятием проблем, ограниченность ресурсов, динамично меняющееся окружение и возрастающие ожидания потребителей заставляют участников рыночных отношений пребывать в непрерывном поиске технических усовершенствований и преобразований, новых технологий, организационно-управленческих новаций. В результате инновационная активность предприятий становится сегодня центральным звеном в цепи мероприятий, определяющих стратегическое позиционирование рыночно ориентированных хозяйствующих субъектов.
Предприятия, заботясь о постоянном техническом, технологическом и организационном совершенствовании производства, должны систематически выделять ресурсы на осуществление инновационной деятельности. Наличие таких ресурсов и эффективность их внедрения — залог успешности выживания и экономического роста предприятия в жестких условиях рынка.
В силу вышесказанного важнейшим индикатором инновационной активности хозяйствующего субъекта является объем инвестиционных средств, направляемых на разработку и практическую реализацию инновационных проектов. При этом для осознания масштабности и динамики указанных средств их величину необходимо соизмерять с общими производственными затратами предприятия и соотносить получаемый показатель текущего времени с аналогичным показателем предшествующего периода.
Что касается результативности инновационных преобразований, то она находит свое отражение при оценке рыночной адаптивности предприятия. Таким образом, степень инновационной активности хозяйствующего субъекта может быть представлена отношением доли инновационных затрат в общем объеме производственных затрат предприятия в рассматриваемый период времени к аналогичному показателю периода предшествующего: Зи . Зт
И =
(2)
где И
3 3
3 30
инновационность предприятия;
инновационные затраты предприятия в рассматриваемый и предшествующий периоды времени соответственно; 3, 30 — общие производственные затраты предприятия за те же периоды времени. Показатель инновационной активности предприятий, составляющих выборку, рассчитывается следующим образом:
И* =
3£и З1
ио
I1' -»о
(3)
где И
Е _
инновационность предприятии вы-
инновационные
борки;
3§> Зио ~ суммарные затраты предприятий выборки в рассматриваемый и предшествующий периоды времени соответственно; 3£, Зд — совокупные производственные затраты предприятий выборки за те же периоды времени.
Сопоставление выражений (2) и (3) дает искомый коэффициент инновационное™ хозяйствующего субъекта:
г И
ЛИ = -у,
где Ки — коэффициент инновационности предприятия.
Логика дальнейших рассуждений при оценке конкурентоспособности предприятия увязывает на рассмотренные ранее показатели инновационности и операционной эффективности хозяйствующего субъекта с результативностью их проявления во внешней среде. Отношения предприятия с окружающей средой отслеживаются через показатель его рыночной адаптивности, характеризующий то положение, которое хозяйствующий субъект занимает на рынке. Высокая адаптивность предполагает наличие адекватной доли рынка, являющейся, по мнению множества экономистов, одним из основных показателей конкурентоспособности, учитывающих масштабы производства предприятия и эффективность его деятельности. Кроме того, этот показатель — своеобразный индикатор результативности стратегических мероприятий, проводимых хозяйствующим субъектом в рамках рыночного позиционирования.
Вместе с тем, сопоставление непосредственно долей рынка (объемов выручки) сравниваемых предприятий-конкурентов может привести к тому, что доминирующим критерием оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта станет именно этот показатель. Но, во-первых, даже при значительной доле рынка предприятие может нести убытки и действовать менее эффективно, чем конкуренты с меньшей долей рынка. Во-вторых, меньшая доля рынка может объясняться спецификой деятельности предприятия (ограниченностью целевого сегмента рынка; оптимальным масштабом производства, при котором достигается его максимальная эффективность; объективной ограниченностью ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия и др.), при этом эффективность производства такого предприятия может быть весьма высокой.
Учитывая все это, в качестве показателя рыночной адаптивности предприятия следует рассматривать не соотношение долей рынка конкурирующих сторон в абсолютном выражении, а отношение изменения доли рынка
исследуемого хозяйствующего субъекта в сравнении с предшествующим периодом к идентичному показателю предприятий выборки.
Доля занимаемого предприятием рынка может быть определена отношением
где Д — доля рынка предприятия;
В — выручка предприятия от всех видов
деятельности;
О — объем рынка.
Поясним, что под рынком подразумевается не конкретная экономическая ниша определенной продукции, а вся совокупность экономических секторов, где осуществляется деятельность предприятия. Иными словами, это гипотетическая величина, равная для всех сравниваемых предприятий.
Доля рынка предприятий выборки запишется так:
о
где Д£ — доля рынка предприятий выборки; В1 — суммарная выручка от производственной деятельности предприятий выборки; О — объем рынка.
Изменение доли рынка рассматриваемого
предприятия можно найти по формуле: дд - — ;
О о0'
где В0 — выручка предприятия от всех видов его деятельности в предшествующем периоде; 00 — объем рынка в предшествующем периоде. Изменение доли рынка предприятий выборки можно определить так:
4Д£ =
В3
В§
о о0
где Во ~ выручка от производственной деятельности предприятий выборки в предшествующем периоде. Тогда отношение изменений долей рынка исследуемого предприятия и предприятий-конкурентов выборки может быть записано в следующем виде:
4Ц
В
Во
В1
вЕ
(4)
АД*
Заметим, что отношение выручки анализируемого периода к выручке в предшествующем
периоде является индексом изменения показателя выручки. Следовательно, отношение изменения долей рынка (4) идентично отношению индексов изменения объемов выручки. Этот вывод позволяет заключить, что соотношение индексов изменения объемов выручки рассматриваемого хозяйствующего субъекта и предприятий выборки характеризует динамику позиции предприятия на рынке, отражая показатель его рыночной адаптивности.
Таким образом, коэффициент адаптивности предприятия в выражении (1) имеет вид
где Лв = —— — индекс изменения объемов во
выручки предприятия в анализируемом и
предшествующем периодах;
л* **
щ = —у — аналогичный показатель для во
предприятий выборки.
Итак, описанные выше коэффициенты, отражающие операционную эффективность, инновационную активность и рыночную адаптивность предприятия, в совокупности характеризуют конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Действительно, интегральный показатель, представляющий собой агрегированную форму указанных коэффициентов, вбирает в себя важнейшие конечные критерии конкурентоспособности, каковыми являются прибыльность, стратегические инновационные инвестиции и доля предприятия на рынке. Эти критерии, на наш взгляд, объединяют в себе абсолютное большинство факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия в условиях рынка и определяющих перспективы его функционирования и развития, что в итоге обеспечивает максимальную достоверность ожидаемых результатов.
Достоверность результатов подтверждается и тем обстоятельством, что в ходе расчетов при оценке конкурентоспособности хозяйствующего субъекта не используются разного рода синтетические, разноразмерные и условные показатели, для определения которых в ряде случаев необходим подбор специалистов-экспертов с последующим проведением трудоемких дорогостоящих исследований. Напротив, вся требуемая исходная информация, имеющая стоимостное выражение, может быть почерпнута из данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятий, что повышает точность и оперативность производимых расчетов.
Отмеченные преимущества выливаются в основное достоинство предлагаемого подхода к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, состоящее в его универсальности, которая в зависимости от целей проводимого анализа допускает формирование практически любого состава выборки предприятий-конкурентов. На сегодняшний день это особенно важно, поскольку усложнение взаимоотношений во внешней конкурентной среде размывает географические и товарные границы того или иного рынка, вовлекая в круг конкурентов все новые и новые предприятия, которые, порой, даже не относятся к одной отрасли производства, хотя конкурируют друг с другом в силу взаимозаменяемости производимой продукции. Естественно, что решение столь сложной задачи в рамках рассматриваемого подхода существенно расширяет возможности его практической реализации.
Таким образом, предлагаемый метод оценки конкурентоспособности предприятий является тем универсальным инструментом, широкое применение которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа.