Научная статья на тему 'Система показателей оценки эффективности оптовой торговой деятельности'

Система показателей оценки эффективности оптовой торговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1279
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Ю. Г.

Для успешного интегрирования оптовых торговых организаций в рыночную экономику необходимо обеспечение условий, способствующих их нормальному функционированию. Важнейшим условием такой интеграции становится способность оптового предприятия конкурировать с другими хозяйствующими субъектами рынка. При этом выживание и развитие любого предприятия в рыночной среде непосредственно связано с эффективностью его деятельности, так как неэффективное хозяйствование ведет к потере конкурентных позиций и вытеснению с рынка. Для принятия управленческих решений необходима информационная основа. Поэтому в целях повышения уровня управления и эффективности деятельности организациям оптовой торговли следует налаживать и совершенствовать аналитическую работу. Разработка теоретических и методических вопросов, связанных с измерением, анализом и планированием эффективности, является важной предпосылкой создания целостного и эффективного хозяйственного механизма оптовых торговых организаций и его адаптации к условиям рынка. Анализ многочисленных публикаций по проблеме эффективности деятельности торговых предприятий показывает, что существует множество концепций оценки и измерения эффективности, ее качественного содержания как экономической категории. Многообразие подходов к данной проблеме объясняется прежде всего многогранностью самого понятия "эффективность", а также теоретической и практической сложностью выбора и построения показателей эффективности. Категория эффективности по своей природе обладает свойством целевой функции, и поэтому используется в качестве обобщающего критерия целесообразности и рациональности экономических и организационных решений оптовых торговых организаций. Через категорию эффективности находят свое отражение такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, динамичность, многомерность и взаимосвязанность ее различных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонова Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система показателей оценки эффективности оптовой торговой деятельности»



СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТОВОЙ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Ю. Г. ЛЕОНОВА, кандидат экономических наук, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

Перейдем к рассмотрению следующего блока показателей оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации — показателям конкурентоспособности.

Выживание любого оптового торгового предприятия и его развитие в рыночной среде непосредственно связаны с его конкурентоспособностью, которая является решающим фактором успеха в бизнесе и обеспечении экономической безопасности.

Понятие «конкурентоспособность» тесно связано с понятием «качество». Различаются эти понятия в следующих аспектах. Если под качеством понимается просто совокупность свойств, то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности — прежде всего из интересов потребителя. Несмотря на большое число исследований и публикаций по проблемам конкурентоспособности, многие ее аспекты остаются дискуссионными в силу широты и многогранности этого сложного явления.

Важнейшими составляющими конкурентоспособности организации оптовой торговли являются конкурентоспособность реализуемых ею товаров и конкурентоспособность оказываемых услуг. При этом, имея тесную взаимообусловленность, категории «конкурентоспособностьтоваров и услуг» и «конкурентоспособность оптовой тор-

Юкончание. Начало см.: Экономический анализ. - 2005. — №8(51).

говой организации» различаются по своей экономической сущности. Это, в частности, обусловлено тем, что данные категории определяются и применимы к разным временным промежуткам: конкурентоспособность товаров и услуг определяется в любой краткий промежуток времени, а конкурентоспособность оптовой торговой организации применима к довольно длительному периоду времени.

Возможности оптовой фирмы конкурировать на конкретном рынке зависят не только от конкурентоспособности реализуемых ею товаров и предоставляемых услуг, но и от совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов ее деятельности. Таким образом, конкурентоспособность оптовой организации представляет собой более широкую категорию, чем конкурентоспособность реализуемых ею товаров и предоставляемого обслуживания. Конкурентоспособность товаров и услуг и конкурентоспособность оптовой торговой организации соотносятся как часть и целое и представляют собой различные уровни конкурентоспособности (рис. 2).

Конкурентоспособность оптовой торговой организации

Рис. 2. Соотношение категорий конкурентоспособности товара, обслуживания и оптовой торговой организации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£б?ъЯ- -и ЪР^хжъх*

21

^е^х^сти^-НоЫи торговой

19 (52) - 2005

В соответствии с тремя уровнями конкурентоспособности оптовой торговой организации выделим в системе оценочных показателей конкурентоспособности показатели конкурентоспособности товара, показатели конкурентоспособности обслуживания и показатели конкурентоспособности

оптовой торговой организации в целом. Остановимся на характеристиках отдельных из них подробнее.

В отечественной экономической литературе существует множество методик оценки уровня конкурентоспособности товара (продукции) (табл. 2).

Таблица 2

Показатели конкурентоспособности товара

Показатель Способ расчета

Единичный показатель конкурентоспособности (качества) товара (%) к=(11,/п,,шп) 100%, /7, - значение /-го параметра качества анализируемой продукции; /7,опт - оптимальное значение /-го параметра качества

Групповой показатель (индекс) кон куре нтос пособности (качества) товара (I ^ п 1 к = Ъ ОС^,, /=/ а, — весомость /-го параметра качества; п — число параметров, участвующих в оценке

Групповой показатель (индекс) экономических параметров товара (1.) п 1, =3/3„; 3 =3, + 2 С„ /=/ 3, 30 — общие затраты потребителя соответственно на анализируемую продукцию и продукцию-образец (цена потребления); Зе — затраты потребителя на приобретение продукции; С, — элемент средних затрат потребителя на эксплуатацию продукции; Т — срок службы продукции; /' — год по порядку

Интегральный показатель конкурентоспособности товара (КТ) Кт = 1к/13

Комплексный (смешанный) коэффициент конкурентоспособности товара (К киШ1) п ^ к ом ил ^ ^ 1 (/ опт) . /=/ , Р,,тт ~ фактическое и оптимальное значения /-го параметра продукции; (3 = +1 (-1), если увеличение соответствующего параметра продукции приводит к повышению (снижению) конкурентоспособности

Уровень конкурентоспособности товара (У т) УТ = 1в/1„;1=и/3, I а ~ интегральный показатель оцениваемой продукции; / а — интегральный показатель продукции-аналога; и — комплексный показатель качества продукции; 3 — цена потребления продукции

Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара (КП „) п /п КП „, = I Е а, П $иФи, ¡'1 /=/ Е а, — 1; а, - весомость /-го конкурентного преимущества товара; п — число конкурентных преимуществ товара; т — номер фактора /-го конкурентного преимущества товара; I Р ^ = 1; ( — весомость ]-го фактора ¡-го конкурентного преимущества; П , - относительное или нормативное значение /-го конкурентного преимущества; Ф, ■ относительное или нормативное значение У-го фактора /-го конкурентного преимущества

Конкурентоспособность товара по системе 1111-5555 (Кг) л К Т = Би/ п) / 5 а /=/ п — число экспертов; Б и - экспертная оценка /-м экспертом у-го фактора (от 4 до 1); 5 — максимальная оценка фактора

Объем продаж товара с учетом его конкурентоспособности (ВА) я бл= \/(ЪЬ,/ЬА + 1Г/Ка, / п — число видов продукции-конкурентов продукции А; КА — уровень конкурентоспособности продукции А; т — соотношение «спрос-предложение»; ЬА - показатель престижа фирмы, представляющей на рынок продукцию А; - показатель престижа фирмы-конкурента

22

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ тср/кжгсъ*

^(рф&сти&Н&хкь mofcioßod ^Sime^ü-Hocmu

Как правило, они группируются вокруг индексного метода и его разновидностей. В основе такой оценки лежит сравнительный анализ совокупности значений показателей качества и экономических показателей оцениваемой продукции с потребностями потребителя. При этом конкурентоспособность продукции обеспечивается при выполнении условия предпочтения этой продукции потребителем любой другой аналогичной (базовой) продукции.

Различие в существующих методиках оценки конкурентоспособности товара заключается в выборе базового образца, базовых качественных и экономических характеристик.

Ряд исследователей в качестве базового предлагают конкретный товар, который доминирует (имеет наибольшую долю по объему продаж) на конкретном выбранном рынке. Другие исследователи за базовую продукцию принимают устанавливаемую по результатам маркетинговых исследований идеальную потребительскую модель продукции, т.е. ту продукцию, которую желают приобрести потребители.

Единичный показатель конкурентоспособности (качества) товара определяется с помощью дифференциального метода. Затем, как правило,единичные параметрические индексы объединяются в групповой индекс конкурентоспособности (качества) товара (I с учетом значимости каждого показателя качества (коэффициента весомости). Групповой индекс качества характеризует степень соответствия анализируемого товара базовой продукции по качеству, т.е. конкурентоспособность по качеству (неценовую конкурентоспособность).

Определение коэффициентов весомости показателей является наиболее сложной частью оценки уровня конкурентоспособности продукции. Для этого используются различные методы, как-то: предельных и номинальных значений, стоимостных и регрессионных зависимостей, эквивалентных отношений и экспертный. Последний является наиболее распространенным, при нем обычно используются опыт и интуиция специалистов, так как проводить маркетинговые исследования потребностей потенциальных потребителей достаточно дорого. Недостатком данного метода является субъективность оценок экспертов, поэтому в основном используется групповой экспертный метод.

Конкурентоспособность товара зависит не только от его качественных характеристик, но и от экономических показателей. С этой целью рассчи-

19 (52) - 2005

тывается групповой индекс экономических параметров товара (IJ. Различие в затратах на приобретение и использование анализируемого товара и базового определяет ценовую конкурентоспособность товаров относительно друг друга. Затраты на приобретение и использование товара (цена потребления) складываются из цены товара, затрат на доставку, установку, ремонт, обслуживание и пр.

На основе обобщенных индексов по качественным и экономическим характеристикам строится интегральный показатель конкурентоспособности товара. Данный показатель показывает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя на их приобретение и использование. Увеличения конкурентоспособности товара можно достигнуть в результате роста значения показателя / и снижения значения показателя / По

К У.

результатам расчетов определяют, конкурентоспособность какой продукции (анализируемой или базовой) выше. Более конкурентоспособна анализируемая продукция, если значение интегрального показателя конкурентоспособности превышает единицу, и наоборот.

В качестве достоинства данной методики оценки конкурентоспособности товара необходимо отметить следующее: она дает четкое разграничение потребительских параметров, последовательность их оценки, а также критерий, на основе которого можно сформулировать однозначный вывод о том, конкурентоспособна продукция или нет. Вместе с тем, поскольку в расчете используются потребительские и экономические параметры только одного изделия, этот индекс характеризует конкурентоспособность продукции как некую абсолютную величину. Получается, что продукция на рынке может быть либо конкурентоспособна, либо нет, а критерием выступает отношение двух индексов — качества и цены потребления. Здесь мы согласны с исследователем A.A. Вороновым, который считает некорректным для оценки конкурентоспособности находить отношение индексов качественных и ценовых параметров продукции, поскольку они несопоставимы [3]. Кроме того, отметим, что расчет индекса экономических характеристик на основе цены потребления на практике представляется трудно осуществимым.

На основе смешанного метода, представляющего собой одновременное использование дифференциального и комплексного методов, может также определяться комплексный (смешанный) коэффициент конкурентоспособности товара.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ и -НР/ГХЖЪХА

23

Некоторые авторы предлагают подходить к определению конкурентоспособности товара путем расчета показателя, представленного в табл. 2 как уровень конкурентоспособности товара. Надо заметить, что этот показатель имеет большое сходство с рассмотренным выше интегральным показателем конкурентоспособности товара и поэтому для него справедливы все характерные для последнего достоинства и недостатки.

Некоторые экономисты для расчета рассмотренных выше показателей предлагают уточнения. Например, считать отношения качества и цены потребления квадратичной зависимостью или вместо сложения принимать произведение показателей характеристик качества продукции. Ряд исследователей учитывают значимость («вес») характеристик качества наравне с ценой потребления |6].

Субъективность при оценке конкурентоспособности продукции проявляется и при выборе критериев оценки. Ряд исследователей закладывают в расчеты более 20 критериев, что делает расчеты громоздкими, особенно учитывая, что большинство показателей оценивается органолепти-ческим или экспертным методом. Другие, наоборот, сужают перечень критериев до минимума (2-4), причем сразу жестко устанавливают их весовые характеристики. Например, исследователь А.Н. Власова предлагает ограничиться следующими основными критериями: качество изделия, его цена, условия реализации, затраты на рекламу, определяя сразу соответствующие им коэффициенты весомости: кх = 0,5; кг = 0,35; к3 = 0,05; кл = О,I [2].

Для расчета комплексного показателя конкурентоспособности товара может применяться система 1111-5555, в соответствии с которой конкурентоспособность товара может быть оценена как без учета, так и с учетом весомости оцениваемых факторов. Без учета весомости факторов конкурентоспособность товара определяется экспертным путем как сумма баллов по каждому из четырех факторов. Каждому фактору может быть присвоена оценка от 1 (минимум) до 5 (максимум). По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 4 (1 + 1 + 1 + 1), максимальное — 20 (5+5+5+5). Для повышения точности оценки взвешивается важность, или весомость, каждого фактора конкурентоспособности (от4 до 1).

РА. Фатхутдинов выдвигает авторскую концепцию оценки конкурентных преимуществ товара [7]. Предлагаемый им интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность и мо-

жет быть использован оптовым торговым предприятием на стадии стратегического планирования деятельности. Недостатком данного подхода является, во-первых, то, что не все конкурентные преимущества товара и определяющие их факторы можно оценить количественно. Во-вторых, в данной методике полностью игнорируются особенности спроса: ведь если высокое качество продукции будет компенсировано ее не менее высокой ценой, она может не выдержать конкуренции с менее качественной, но доступной продукцией.

Отдельные исследователи пытаются установить количественную связь показателя конкурентоспособности товара с другими характеристиками предпринимательства. Например, В.В. Окрепи-ловым [5] предложена формула, устанавливающая взаимосвязь конкурентоспособности товара с удельным объемом его продаж (объем продаж товара с учетом его конкурентоспособности). Обоснованием этого, по-видимому, служит то, что оценка конкурентоспособности должна осуществляться по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар.

В целом, подводя итог анализу существующих показателей конкурентоспособности товара, можно отметить, что однозначного и объективного количественного критерия оценки до сих пор нет. Существующие методы оценки конкурентоспособности продукции интуитивны, противоречивы, сложны, и их общим недостатком является субъективизм.

Рассмотренные выше показатели позволяют оценить конкурентоспособность товара в целом, а также определить показатели продукции (как качественные, так и экономические), снижающие конкурентоспособность. Однако конкурентоспособность товара — это категория, характерная для определенного товарного рынка и для конкретного временного промежутка. Поэтому результаты оценки конкурентоспособности товаров являются более менее реалистичными только в определенный момент времени и на конкретном рынке или сегменте рынка. Рассмотренные выше индексный метод и его разновидности не позволяют определить положения анализируемой продукции на рынке среди товаров аналогичного назначения.

В условиях перехода к сервисной экономике все более значительную роль начинает играть конкурентоспособность предоставляемого оптовой торговой организацией обслуживания. Именно поэтому, на взгляд автора, оценка конкурен госпо-

24

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж56РШ и ърАъжгск*

(норгобсй

19 (52) - 2005

собности товара, реализуемого оптовым торговым предприятием, обязательно должна быть сопряжена с оценкой конкурентоспособности предоставляемого им обслуживания.

Оценка конкурентоспособности обслуживания представляется весьма сложной задачей, что связано с нематериальным характером услуг и, соответственно, с невозможностью количественного измерения их характеристик. Однако без разработки системы показателей конкурентоспособности обслуживания и методики ее оценки невозможно осуществление практических шагов, направленных на повышение качества сервиса. Эти знания, несомненно, важны для обеспечения эффективности функционирования субъектов оптового рынка.

Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг отличаются друг от друга незначительно. Конкурентоспособность обслуживания оптового предприятия можно определять с помощью показателей, представленных в табл. 3.

Перейдем к следующему уровню оценки конкурентоспособности — оценке конкурентоспособности оптовой торговой организации в целом (табл.4).

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Весьма распространенным и вполне применимым к предприятиям сферы оптовой торговли является подход к оценке их конкурентоспособности с позиции сравнительных преимуществ. Он предполагает определение перечня факторов, вли-

Показатели конкуренте!

яющих на конкурентоспособность предприятия, а затем определение показателей, по которым устанавливается влияние каждого фактора (комплексный показатель конкурентоспособности предприятия). При этом увеличение числа исследуемых показателей повышает достоверность получаемого результата, но с другой стороны, растет и статистическая ошибка. Оценка конкурентоспособности предприятий чаще всего проводится путем сравнительного анализа предприятий-конкурентов по установленным показателям.

Отечественными экономистами делаются отдельные попытки разработки системы показателей для оценки конкурентоспособности предприятий. К сожалению, большая их часть разрабатывается лишь применительно к предприятиям-производителям, но, по сути, они могут выступать и в качестве оценочных показателей конкурентоспособности для предприятий сферы оптовой торговли.

Так, P.A. Фатхутдинов рекомендует оценивать конкурентоспособность предприятия (организации) на основе конкурентоспособности товаров с учетом весомости товаров и значимости рынков, на которых они реализуются. При этом для промыш-ленно развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран - 0,7, для внутреннего рынка — 0,5 [7].

Как справедливо отмечает исследователь A.A. Воронов, конкурентоспособность предприятия в рассматриваемом случае является неким абстрак-

Таблица 3

Показатель Способ расчета

Коэффициент конкурентоспособности ассортимента предоставляемых услуг (КА) я /л к а а,-/Е а ¡, 1=1 /=/ п — ассортимент (число) услуг данного предприятия; ш - ассортимент (число) услуг предприятия-конкурента; о^ — значимость (вес) /-й услуги

Коэффициент конкурентоспособности стоимости предоставляемых услуг <*с) л /=/ Р, — стоимость /-Й услуги данного предприятия; Р, кшк— стоимость /'-й услуги конкурента; п — число услуг, участвующих в оценке

Коэффициент конкурентоспособности качества предоставляемых услуг (Кк) /п л т п К к =Е Е а,£,/Е Е ос, /,., Я, - значение /-го параметра качества услуг данного предприятия, /, -значение /-го параметра качества услуг конкурента; а, — весомость /-го параметра качества; п — число параметров, участвующих в оценке; т — число услуг, участвующих в оценке

Комплексный коэффициент конкурентоспособности обслуживания (Кп) К о ~ К а Кс К к

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ngoPTtf -к -нратсшсМ

25

Таблица 4

Показатели конкурентоспособности оптовой торговой организации

Показатель Способ расчета

Комплексный показатель конкурентоспособности предприятия (К отп) п К от / (Р\ / Р(шшА ;=/ Р< > Р* опт — фактическое и оптимальное значения /-го фактора; р = + 1 (-1), если увеличение соответствующего фактора приводит к повышению (снижению) конкурентоспособности; а, — весомость /-го фактора; п — число факторов, участвующих в оценке

Коэффициент конкурентоспособности организации с учетом весомости товаров и рынков реализации (К0/к) п к Орг =2 а,ь) К,, 1 /=/ = 1; а, — удельный вес /-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период; п — число видов товаров; ¿>- — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации; К:! — конкурентоспособность /-го товара на /-м рынке

Коэффициент рыночной доли (А) п ;=/ Д — рыночная доля /-го предприятия по количеству, либо общей стоимости реализованной продукции; Дк — рыночная доля крупнейшего конкурирующего предприятия; Q¡ — объем продажи товаров на рынке каждым /-м предприятием; п — число предприятий-конкурентов, работающих на анализируемом рынке

Коэффициент операционной эффективности (КР) К Р = Р / Рг; Р = В / 3; Ръ = В- / Зг Р(Р г) — операционная эффективность предприятия (предприятий выборки); В (В - ) — выручка предприятия (предприятий выборки); 3 (3 — затраты предприятия (предприятий выборки)

Коэффициент инновационности (КИ) К „ = И/ И ';И = (3И /3)/ (Зно/ 30)-И*=(3И*/3*)/(3Н0*/30*), И (И — инновационность предприятия (предприятий выборки); 3И(3„0) — инновационные затраты предприятия в рассматриваемый и предшествующий периоды времени соответственно; 3 (30) — общие затраты предприятия за те же периоды времени; 3^(3,,,^) — суммарные инновационные затраты предприятий выборки в рассматриваемый и предшествующий периоды времени соответственно; 3 - (30х ) — совокупные затраты предприятий выборки за те же периоды времени

Коэффициент рыночной адаптивности (КА) К А ДЯ = В/В 0; ЬД* = В ДД (ДД ъ) — изменение доли рынка предприятия (предприятий выборки); В0 (В ъ0) — выручка предприятия (предприятий выборки) в предшествующем периоде

Интегральный коэффициент конкурентоспособности предприятия (Ю II **

тным показателем, характеризующим средний уровень конкурентоспособности товарной продукции, а не показателем, отражающим способность выдерживать конкуренцию с другими участниками рынка. Кроме того, практически невозможно обеспечить сопоставимость сравниваемых предприятий, поскольку нет идентичных по размеру, размещению и другим параметрам предприятий [3].

Конкурентоспособность предприятия оптовой торговли может определяться результатом конку-

рентной борьбы во временном периоде занятой долей конкретного рынка. Измерение возможно как в натуральных, так и в стоимостных показателях, которые более точны при дифференциации цен и качества реализуемых товаров и услуг. По результатам конкурентной борьбы за рынок сбыта конкурентоспособность оптового торгового предприятия может быть определена отношением занимаемых долей рынка анализируемого предприятия и предприятия-конкурента (коэффициент

26

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШВОРНЯ -и -прл-кЖкХА

то^пабсй

19 (52) - 2005

рыночной доли). При этом в качестве последнего может выступать крупнейшее на данном товарном рынке конкурирующее предприятие или любое другое предприятие-конкурент. Соответственно, чем больше доля рынка анализируемого предприятия оптовой торговли, тем оно конкурентоспособнее.

Данный метод оценки конкурентоспособности оптового торгового предприятия прост, объективен и информативен, позволяет формировать реальную картину конкурентоспособности предприятия и управлять ее ростом. Достоверность оценки конкурентоспособности оптовой фирмы подтверждается в данном случае реальными денежными расходами его потребителей.

Вместе с тем, как справедливо отмечает исследователь В.В. Криворотое, сопоставление непосредственно долей рынка сравниваемых предприятий-конкурентов может привести к тому, что доминирующим критерием оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта станет именно этот показатель [4]. Но, во-первых, даже при значительной доле рынка предприятие может нести убытки и действовать менее эффективно, чем конкуренты с меньшей долей рынка. Во-вторых, меньшая доля рынка может объясняться спецификой деятельности предприятия (ограниченностью целевого сегмента рынка, объективной ограниченностью ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, и др.), при этом эффективность деятельности такого предприятия может быть весьма высокой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая это, В.В. Криворотов предлагает рассматривать не соотношение долей рынка конкурирующих сторон в абсолютном выражении, а отношение изменения доли рынка исследуемого хозяйствующего субъекта в сравнении с предшествующим периодом к идентичному показателю предприятий выборки (при этом под рынком он подразумевает не конкретную экономическую нишу определенной продукции, а всю совокупность экономических секторов, где осуществляется деятельность предприятия, т.е. гипотетическую величину, равную для всех сравниваемых предприятий) [4]. Для этого он вводит коэффициент рыночной адаптивности предприятия, характеризующий динамику позиции предприятия на рынке.

В. В. Криворотов рассматривает данный показатель в качестве ключевой составляющей стратегического позиционирования, и в конечном счете конкурентоспособности предприятия. В целом оценка конкурентоспособности предприятия, по его мнению, может быть осуществлена путем рас-

чета данного показателя вкупе с коэффициентами операционной эффективности и инновационной активности предприятия и сведению всех названных показателей в единый показатель (коэффициент) конкурентоспособности предприятия.

Зачастую предлагают в качестве оценочных показателей конкурентоспособности предприятия (в том числе оптового) применять коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, обеспеченности собственными средствами и ряд других показателей, по сути относящихся к показателям экономической эффективности. Вместе с тем мы согласны с теми исследователями, которые рекомендуют различать конкурентоспособность и экономическую эффективность [3]. При анализе конкурентоспособности нас не интересуют показатели, отражающие финансово-экономический потенциал оптового торгового предприятия. Мы должны концентрироваться на конкурентной борьбе и ее результатах, отражающих конкурентоспособность анализируемого субъекта хозяйствования. Разумеется, данные показатели в определенной мере могут косвенно характеризовать конкурентоспособность предприятия оптовой торговли. Однако, как было рассмотрено ранее, мы относим их к группе финансово-экономических показателей эффективности деятельности оптового торгового предприятия, и в целях недопущения дублирования не рассматриваем их в качестве показателей оценки конкурентоспособности.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что конкурентоспособность организации — сложный интегральный показатель, который формируется под воздействием множества факторов, влияющих на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Вероятно, в силу этого исследователи, изучающие различные стороны конкурентоспособности предприятия, по-разному подходят к ее оценке. Также, как и в случае оценки конкурентоспособности товара, все рассмотренные показатели оценки конкурентоспособности предприятия отличаются субъективизмом, в той или иной мере интуитивны и в конечном счете не позволяют выделить однозначного количественного критерия оценки.

Подведем итог всему изложенному. В качестве вывода следует отметить, что предложенная в данной статье система показателей обеспечивает решение задачи оценки эффективности оптовой торговой деятельности путем детального отражения эффективности с точки зрения важнейших критериев оценки. Не претендуя на единственность, она

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбргеЯ -и тя>Ж№см

21

^(¡/хректи&НоЫсь (itoftio&öü

может использоваться при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы оптового торгового предприятия, определении стратегии его

19 (52) - 2005

развития. Ее комплексное применение позволит организациям оптовой торговли определить сильные и слабые стороны своей деятельности и сконцентрировать все усилия на укреплении одних и преодолении других.

Литература

1. Беляевский И.К., Курагина И.Д. Статистика рынка товаров и услуг.-М., 1995.

2. Власова А. Н. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности продукции в условиях рынка: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Киев, 1991.

3. Воронов А. А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции.— Краснодар, 2003.

4. Криворотое В. В. Конкурентоспособность предприятия: источники формирования и оценка. — Екатеринбург, 2003.

5. Окрепилов В. В. Управление качеством. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.

6. Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты. — Владивосток, 2003.

7. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М., 2002.

8. Эффективность логистического управления / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. - М., 2004.

/ ' \

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Тел./факс: 921-69-49, Http:/www.financepress.ru

^ 921-91-90 e-mail: [email protected] ^

28

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: mzopuz и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.