16.5. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Измайлов Айрат Маратович, аспирант кафедры организации и стратегии развития предприятий
Место учебы: ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»
Аннотация: Предложить методический подход к анализу конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия.
Автором сформирован и предложен методический подход к анализу конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия.
Предложенный методический подход можно применять при проведении анализа конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия, а так же для дальнейших исследований аспирантами, магистрантами, студентами
Ключевые слова: конкурентоспособность; анализ конкурентоспособности; промышленное предприятие; фармацевтическая промышленность
METHODICAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY ENTERPRISES
Izmailov Ayrat M., graduate student organization and enterprise development strategy
Study place: FGBOU IN "Samara State University of Econom-ics»
Annotation: The methodical approach to the analysis of the competitiveness of the pharmaceutical industry enterprises.
The author is formed and methodical approach to the analysis of the competitiveness of the pharmaceutical industry enterprises.
Proposed methodological approach can be applied in the analysis of the competitiveness of the pharmaceutical industry companies, as well as for further research graduate students, undergraduates and students.
Keywords: competitiveness; competitive analysis; industrial enterprise; pharmaceutical industry
Одним из основных элементов, от которых зависит конкурентоспособность предприятия (КСП), является продукция. В специфических условиях российской фармацевтической промышленности, одним из проявлений которой является ориентация отечественных производителей на дженериковую продукцию, объем сбываемой продукции служит весьма значимым фактором, влияющим на конкурентоспособность фармацевтического предприятия (КС ФП). Это связано с тем, что производство дженериков является низкорентабельным, и экономическая эффективность при этом достигается за счет увеличения объемов сбыта, в то время как предприятия, производящие оригинальные
ЛС достигают высокой конкурентоспособности именно за счет реализации инновационной и оригинальной фармацевтической продукции.
Однако, стоит отметить, что продукция - это не единственный фактор обеспечения высокой КС ФП. К наиболее значимым факторам можно отнести такие вещи как: качество применяемых фармацевтических субстанций, стоимость фармацевтических субстанций, применяемая при производстве техническая и технологическая база, степень соответствия производства стандарту ОМР, грамотно организованное взаимодействие с дистрибьюторами и другими элементами цепочки «производитель-конечный потребитель», наличие сервисных услуг при взаимодействии с крупными потребителями продукции, применяемые маркетинговые инструменты.
Влияние качества применяемых фармацевтических субстанций, и прочих видов фармацевтического сырья напрямую влияет на качество продукции. Особенностью фармацевтической продукции является прямое воздействие на здоровье потребителя, соответственно, качеству продукта уделяется особое внимание. В случае несоответствия производимой продукции обозначенным установленными требованиями нормам предприятие-производитель имеет высокий риск получения бракованной продукции с последующее ее реализацией. Конечным итогом такого расклада будет серьезный удар по КС ФП.
Для производства высококачественной фармацевтической продукции необходимо применение высококачественного сырья. В России на сегодняшний день практический не существует собственного производства фармацевтических субстанций. Соответственно, все сырье импортное, и, как правило - дорогостоящее. С одной стороны применение качественного сырья производителем является гарантом качества продукции, и соответственно поддержания высокого уровня КСП. С другой стороны в качестве инструмента повышения КСП можно рассматривать снижение себестоимости сырья, которое можно добиться через выстраивание отношений с поставщиком субстанций с целью получения скидок на продукцию.
Не менее важным аспектом, формирующим КСП является применяемая технологическая и техническая база. Ранее нами уже были обозначены основные факторы, тормозящие развитие фармацевтической отрасли в целом. Среди них были и такие как серьезная устарелость применяемых производственных фондов, их высокая изношенность и несовершенство производственных технологий. Современный уровень развития химических наук, высокий уровнем компьютеризации производственного процесса позволяет не только освобождать рабочие места и благоприятно влиять на процесс автоматизации, но и организовывать производственный процесс и достижением большего коэффициента полезного действия при минимальных затратах. Однако, отметим, что отечественные производители в большинстве своем характеризуются обратным состоянием, основными чертами которой является направленность на производство низкорентабельной продукции из-за невозможности разрабатывать и производить инновационную и оригинальную продукцию.
Стоит отметить, что как сам процесс производства, так и производственные условия должны соответствовать требованиям, предъявляемым ОМР. В противном
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
случае производственная деятельность предприятия будет остановлена контролирующими органами.
К одним из требований функционирования фармпро-изводителя является наличие «чистой комнаты» для организации производства ЛС и прочих фармпрепаратов в условиях максимальной чистоты и гигиеничности. Как производственные процессы совершаемые оборудованием внутри «чистой комнаты», так и специализированное оборудование, обеспечивающее поддержание необходимых условий требует привлечения высококвалифицировнного персонала. Не менее важным аспектом организации работы фармпредприятия является поддержание должного уровня квалификации у рабочего персонала с целью повышения уровня эффективности работы.
Еще одним, не менее важным аспектом организации работы фармацевтического промышленного предприятия является контактирование с потребителями. Речь идет о крупных дистрибьюторах занимающихся покупкой больших партий продукции и перепродажей более мелких партий другим дистрибьюторам, либо аптечным сетям. В работе с элементами цепочки «производитель-конечный потребитель» немалую роль играет предоставление сервиса как конкурентного преимущества. Например, организация доставки продукции силами производителя до места складирования можно рассматривать конкурентное преимущество, имеющее в своей основе сервис.
Все вышеописанные аспекты имеют значение в процессе формирования КС ФП, и могут быть рассмотрены как инструменты воздействия на него. Управление такими инструментами может служить базой для управления КСп. Управление КСП производится на основе определенной модели. Основная цель функционирования модели управления КС ФП является достижение максимального уровня КС при минимальных затратах ресурсов. Оценить достижение такой цели можно через соотношение эффекта Ет , достигнутого на основе реализации произведенной продукции, и понесенных расходов Езтр , для достижения поставленной цели.
Ет
Еззт
тах.
Где, Ет - прибыль, полученная в результате реализации произведенной продукции;
Езтр - издержки, понесенные предприятием для производства продукции.
В ходе исследования сущности конкурентоспособности предприятия было показано, что существует три источника конкурентоспособности: продуктовый показатель, стратегическое позиционирование и инновационная активность. Поочередное определение, согласно предложенной далее методике дает возможность определения КСП. (см. схему 1)
Для анализа КСП можно применять методики двух видов: количественные и качественные. Предприятие фармацевтической промышленности не исключение. Мы считаем, что для более качественного и детального анализа КСП фармацевтического производителя можно применить одновременное две методики, обоих направленностей. Полученные в результате применения методики анализа КСП количественной направленности может отразить абсолютный уровень КСП относительно других, в то время как применение ме-
тодики качественной направленности может отразить детали наиболее влияющие на уровень КСП.
Предложим методику количественной направленности. Продуктовый показатель представляет собой фактор обеспечения КС ФП выражающийся в товарной производственной характеристике. Данный показатель можно выразить в виде коэффициента К.
Как уже было сказано ранее, одним из основных источников КС ФП является производимая ею продукция, в том числе инновационная. Но, как показал анализ, способность фармацевтического предприятия (ФП) производить оригинальные лекарственные средства (ЛС) и прочие виды инновационных видов продукции дает большой вклад в общий конкурентный потенциал предприятия. Поэтому, мы считаем, данная способность ФП может быть выделена в отдельный показатель при оценке КС, в виде показателя инновационной активности Кп.
Способность предприятия производить продукцию используя сочетание различных технологий и видов технического обеспечения, в конечном счете, сводится к формированию определенной уникальности позиции ФП отличающейся от позиции конкурентов. Такую позицию можно обозначить как стратегическое позиционирование.
Следовательно, эффективность использования экономических ресурсов предприятием может быть охарактеризована и в конечном счете сведена к оценке его продуктивности, стратегического позиционирования, инновационной активности и рыночного развития.
В основе предлагаемой оценки лежит сопоставление показателей функционирования рассматриваемого предприятия с аналогичными показателями конкурентов.
Предлагаемый методических подход основан на сложении четырех коэффициентов. Однако, значимость данных коэффициентов неравнозначна. Поэтому, мы предлагаем распределение значимости каждого из рассчитываемых коэффициентов по следующим долям.
К = 0,35К1 + 0,5К 2 + 0,1К 3 + 0,05 К4
Определим искомые величины как коэффициенты продуктового показателя, стратегического позиционирования, инновационной активности, и рыночного развития соответственно. Далее, путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия:
К = 0,35КГ + 0,5К, + 0,1К п + 0,05К 8Г,
где К - конкурентоспособность исследуемого предприятия;
Кг - коэффициент продуктового показателя;
КI - коэффициент стратегического позиционирования;
Кы - коэффициент инновационной активности;
К8Г - коэффициент рыночного развития.
Начнем с оценки (коэффициента) продуктового показателя.
Схема 1. Методический подход к определению конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия
В мировой практике имеет место быть случаи, когда в продуктовом портфеле фармацевтического промышленного предприятия появлялось оригинальное ЛС, имеющие в своей основе инновационные свойства лечения заболеваний или улучшения здоровья, которое по своей рентабельности в итоге превосходило совокупный объем доходов от всей остальной линейки продукции ФП. Учитывая ориентированность российских предприятий на производство неоригинальных, низкорентабельных видов фармацевтической продукции, соответственно, в качестве инструмента повышения КС ФП могут применять расширение продуктового портфеля.
В связи с этим, динамику изменения количества товарных позиций, выраженную в виде коэффициента, искомого по формуле имеет смысл применять в оценке КС предприятия.
Коэффициент продуктового показателя находится по формуле:
К = А г Р
К - коэффициент продуктового показателя;
Р0 - показатель количества товарных позиций, производимых в исследуемом периоде.
Р. - показатель количества товарных позиций, производимых в аналогичном предыдущем периоде.
В случае, увеличение количества видов товаров на ФП в исследуемом периоде (Р0), по сравнению с предыдущим периодом (Р.), то Р0 >1. В обратном случае Р0 <1.
Неизменная ситуация с количеством товарных позиций предполагает что Р0 = Р..
Перейдем к определению коэффициента стратегического позиционирования. Логика рассуждений при этом
Измайлов А. М. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
аналогична той, что использовалась при оценке продуктового показателя.
Стратегическое позиционирование означает осуществление видов деятельности, обеспечивающих уникальную природу создаваемой потребительной стоимости, и заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на сочетании видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов. Стратегическое позиционирование, создавая, поддерживая и расширяя рынки сбыта, обеспечивает саму возможность процесса реализации прибавочной стоимости. Основным результатом и критерием стратегического позиционирования является занимаемая доля рынка, определяемая как отношение выручки от реализации продукции к емкости всего рынка.
При этом необходимо пояснить, что под рынком подразумевается не конкретная экономическая ниша определенной продукции, а вся совокупность экономических секторов, на которых осуществляется экономическая деятельность исследуемого предприятия и выборки. Иными словами, это гипотетическая, условная величина, равная как для рассматриваемого хозяйствующего субъекта, так и для выборки.
В то же время сопоставление непосредственно долей рынка ведет к тому, что предприятия с большей долей рынка оказываются заведомо конкурентоспособней, нежели предприятия с меньшими масштабами деятельности, что нельзя признать адекватной оценкой стратегического позиционирования.
Учитывая сказанное, в качестве показателя стратегического позиционирования предлагается рассматривать не соотношение долей рынка в абсолютном выражении, а изменение доли рынка в сравнении с предшествующим периодом.
Доля рынка предприятия может быть определена в виде следующего отношения:
-=V ,
Д -доля рынка предприятия; В - выручка от реализации продукции предприя-
где
тия;
V- объем рынка.
Заметим, что отношение выручки анализируемого периода к выручке предшествующего периода является индексом изменения выручки. Таким образом, отношение показателей стратегического позиционирования идентично отношению индексов изменения объемов выручки.
Формула поиска показателя стратегического позиционирования выглядит следующим образом:
к = А.
А
где К/ - коэффициент стратегического позиционирования;
Д0 - доля рынка предприятия в исследуемом периоде,
Д1 - доля рынка предприятия в аналогичном периоде.
Далее рассмотрим, как рассчитывается коэффициент инновационной активности (к ы)
к А
А,
где А - число инноваций на предприятии реализуемых на момент оценки;
А0, - число инноваций в отрасли, в которой работает
предприятие, на момент оценки.
Чем выше к, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < К < <*>. При этом, в случае, если 0 < К <1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.
Последним коэффициентом, применяемым в предлагаемом нами методическом подходе является коэффициент рыночного развития. Данный коэффициент представляет собой произведение коэффициента развития отраслевого рынка (в нашем случае фармацевтического) к коэффициенту стратегического позиционирования. Математически это выглядит скудеющим образом к„ = к, * к,, где
К - коэффициент рыночного развития;
к - коэффициент изменения объема отраслевого рынка
К/ - коэффициент стратегического позиционирования;
Коэффициент изменения объема отраслевого рынка представляет собой коэффициент (дк„) изменения объема рынка в исследуемом году по отношению к предыдущему аналогичному периоду:
ку = Уд / V) ,
где
к,, - коэффициент изменения объема отраслевого рынка
У0 - объем отраслевого рынка в исследуемом периоде
V - объем отраслевого рынка в предыдущем аналогичном периоде
В качестве главного преимущества предлагаемой методики оценки конкурентоспособности предприятия автор считает то, что оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности - прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития. Такой подход обеспечивает максимальную достоверность получаемых результатов. Действительно, показатели прибыльности и доли рынка предприятия объединяют в себе абсолютно все макро- и микроэкономические, объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того, стоимостная оценка позволяет избежать трудностей при оценке и анализе разнородных показателей, имеющих несопоставимую размерность.
Предлагаемый подход значительно облегчает задачу по сбору необходимой для оценки конкурентоспособности предприятия информации. Отпадает необходимость в проведении дорогостоящих и не всегда доступных маркетинговых исследований, подборе экспертов и специалистов в различных отраслях знаний; вся необходимая информация может быть почерпнута из данных бухгалтерского и статистического учета и отчетности. Несомненно, что это значительно повышает практическую применимость такой методики оценки конкурентоспособности.
Помимо прочего, к преимуществам предлагаемой методики следует отнести и ее универсальность, поскольку она допускает в зависимости от целей анализа и наличия исходных данных формирование любого объема и состава выборки предприятий-конкурентов. Отмеченная универсальность приобретает особое значение в тех случаях, когда практически невозможно определить географические и товарные границы того или иного рынка, установить круг конкурентов; а также в ситуациях, когда информация о них недоступна. Рассматриваемая методика допускает сопоставление предприятий, вовсе не относящихся к одной отрасли, но конкурирующих в силу взаимозаменяемости производимой продукции. Теоретически возможен расчет показателей конкурентоспособности и между отраслями. Универсальность методики может проявляться и в отношении доходов и расходов предприятия, учитываемых (либо не учитываемых) при расчете показателя конкурентоспособности.
Таким образом, предлагаемая методика оценки конкурентоспособности предприятий является простым и универсальным инструментом оценки эффективности хозяйственной деятельности, применение, которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа.
Однако, для более детального анализа КСП фармацевтического предприятия мы предлагаем проводить оценку в том числе еще и по определенным укрупненным качественным показателям, распределенным по трем направлениям, включающим в себя аспекты, наиболее влияющие на уровень КСП, присущих только для фармацевтической промышленности. Предлагается провести ранжирование баллами от 1 до 5 по каждому из анализируемых показателей в каждом из трех блоков (направлений) Анализируемые показатели, распределенные по направлениям, представлены в таблице. (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Направления анализа КСП
Мы считаем, что предлагаемые в таблице анализируемые аспекты наиболее значимы при повышении КСП фармацевтического промышленного предприятия.
Особенности фармацевтической отрасли, накладывающиеся на производственно-сбытовые аспекты работы промышленного предприятия отражаются в предлагаемой методике и подлежат экспертному анализу с целью выявления предполагаемых путей повышения КСП и укрепления конкурентных позиций.
Методика представляет собой возможность оценки фармацевтического промышленного предприятия по ряду предложенных показателей.
Предложенные количественная и качественная методики анализа КСП сформированы с учетом особенностей фармацевтической промышленности. Предполагается совместное применение обоих подходов к анализу КСП, с целью более точного и детального анализа промышленного предприятия на предмет выявления резервов повышения конкурентного преимущества.
Список литературы:
1. Сальников В.А., Галимов Д. И. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности - текущее состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2006. №2. с.55-84
2. Скотт Б.Р. Конкурентоспособность США в мировой экономике. Текст. / Б.Р. Скотт, С Лодж. - М., 1995. 89с.
3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Дело. 2005 г. с.416
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта кафедры организации и стратегии развития предприятий ФГБОУ Во «Самарский государственный экономический университет» Измайлова Айрата Маратовича «Методический подход к анализу конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия»
В данной статье автором исследованы основные аспекты современного фармацевтического рынка России, обозначены основные факторы конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия. Результатом глубокого изучения материала явилось определение основные аспектов конкурентоспособности, присущей именно для исследуемого рынка.
На основе полученных результатов исследования автором разработан и предложен методический подход к анализу конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия, отличительной чертой которого является с одной стороны учет специфических особенностей ведения хозяйственной деятельности фармацевтическими промышленными предприятия, а с другой - простота в применении, обусловленная тем, что в качестве расчетных данных берутся отчетные данные предприятия.
Таким образом, предлагаемая методика оценки конкурентоспособности предприятий является простым и универсальным инструментом оценки эффективности хозяйственной деятельности, применение, которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа.
Рецензент:
Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры ОСРПП ФГБОУ ВО СГЭУ
Татарских Б. Я.
фармацевтической промышленности
№ п/п Направления
Производственно-продуктовое направление Рыночное направление Инновационное направление
1. Расширение продуктового портфеля (выпуск уже имеющихся продуктов в других конфигурациях) Ценовое давление на конкурентов Разработка инновационной продукции
2. Производство новых видов продукции Сотрудничество с другими, более крупными дистрибьюторами Приобретение прав (лицензий) на производство инновационной продукции
3. Переход от дженериковой продукции к оригинальной Применение маркетинговых инструментов и СМИ для более эффективной конкурентной борьбы Обновление производственных фондов, которые в перспективе могут позволять производить более современную продукцию
4. Поиск более качественного и дешевого сырья Увеличение объемов производства и территории сбыта Применение новой производственной технологии позволяющей
5. Повышение квалификации персонала Налаживание импорта продукции Применение в работе инновационного фармацевтического сырья и активных фармацевтических субстанций для производства