Научная статья на тему 'Формирование методического подхода к оценке конкурентоспособности аптечных организаций'

Формирование методического подхода к оценке конкурентоспособности аптечных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дремова Н. Б., Бушина Н. С.

В статье представлен методический подход к оценке конкурентоспособности аптечных организаций. На основе анализа научной литературы и экспертного опроса определен набор экономических и социальных показателей (параметров) конкурентоспособности. Апробация сформированного метода осуществлена на примере оценки конкурентоспособности пяти аптечных организаций, функционирующих на региональном фармацевтическом рынке. Предложены стратегические направления развития аптек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование методического подхода к оценке конкурентоспособности аптечных организаций»

УДК 614.27:339.12

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н.Б. ДРЕМОВА Н.С. БУШИНА В статье представлен методический подход к

Курский государственный медицинский °ценке ганкуретто^пособносш аптечнж

университет e-mail: n-bush@mail.ru организаций. На основе анализа научной лите-

ратуры и экспертного опроса определен набор экономических и соци-альных показателей (параметров) конкурентоспособности. Апробация сформированного метода осуществлена на примере оценки конкурентоспособности пяти аптечных организаций, функционирующих на региональном фармацевтическом рынке. Предложены стратегические направления развития аптек.

Ключевые слова: конкуренция, оценка конкурентоспособности, методический подход, аптечная организация.

Неотъемлемой частью функционирования розничного фармацевтического рынка является конкуренция между его игроками (продавцами) - аптечными органи-зациями (АО). Она действует как принудительная сила, заставляющая АО бороться за оптимальное удовлетворение потребностей покупателей фармацевтической и пара-фармацевтической продукции и увеличение прибыли, что достигается посредством использования новейших маркетинговых технологий, стимулирования деловой актив-ности, поиска рациональных подходов к управлению. В этих условиях определяющим фактором коммерческого успеха АО становится конкурентоспособность (КСП), которая понимается как многоаспектная экономиче-ская категория, обуславливающая способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на рынке. Изучая конкурентов и условия конкуренции в отрасли, организация может определить сильные и слабые стороны своей деятельно-сти и выработать собственную стратегию для поддержки имеющихся конкурентных преимуществ. Анализ современной отечественной и зарубежной экономической литературы свидетельствует о сложности такой многофакторной задачи, как оценка КСП предпри-ятий и организаций. Существующие разработанные методические подходы сводятся к выявлению наиболее значимых показателей КСП и их интегрированию, которые не всегда можно применить к такой специфической сфере деятельности как фармацевти-ческая [1, 2, 9, 12, 16, 17]. Цель исследования: формирование методического подхода к оценке КСП АО на региональном уровне. Объекты исследования: АО, имеющие лицензию на осуществление рознич-ной фармацевтической деятельности на территории Курской области (АО действую-щие, названия обозначены буквами). Методы исследования: экономико-статистические (метод средних величин, таблично-графический), методы финансового анализа (метод коэффициентов), социо-логические (метод экспертных оценок, анкетирование), маркетинговый анализ. Обоснование методического подхода к оценке КСП АО

На основе анализа и обобщения современного методического обеспечения оценки КСП предприятий и организаций установлен достаточно широкий спектр оригинальных и адаптированных к условиям конкретной сферы деятельности методик и подходов. В то же время ни один из них не нашел широкого применения в практике экономического анализа и маркетинговых исследований. Данное обстоятельство обу-словлено тем, что предлагаемые методы обладают целым рядом частных недостатков, к которым можно отнести необходимость учитывать значительное количество факто-ров, отсутствие нужной информации, использование сложного математического аппарата для оценки, значительная трудоемкость работ, невозможность отразить особенно-сти функционирования предприятия. Теоретические и практические аспекты оценки КСП фармацевтических органи-заций и товаров отражены в работах З.Н. Мнушко, С.А. Сафоновой, Л.И.

Василенко, Л.Н. Рыжковой, М.В. Перегудовой, Е.А. Максимкиной, Н.Б. Дремовой, Т.А. Олейнико-вой и др. [14, 4, 18, 17, 11, 5, 6]. Стоит подчеркнуть, что оценка КСП лекарственных средств используется в т. ч. и в процессе позиционирования и расчете маркетингового потенциала на фармацевтическом рынке [7]. С учетом преимуществ и недостатков рассмотренных методических подходов нами отобран метод идеальной точки, который относится к математическим и базиру-ется на использовании теории многокритериальной оптимизации. Сущность подхода, применительно к проблематике настоящего исследования, заключается в сопоставле-нии анализируемых объектов с условной эталонной организацией (УЭО), являющейся условным конкурентом, имеющим наилучшие результаты по всем сопоставляемым параметрам. Преимуществом данного подхода является то, что основой для оценки конкурентоспособности организации служат не субъективные предположения экспер-тов, а сложившиеся в реальных условиях наиболее высокие результаты из всей сово-купности сравниваемых объектов. Кроме того, подход позволяет производить оценку при наличии отрицательных значений изучаемых параметров и показателей. Пред-ставленный метод использовался, как в экономических исследованиях (рейтинговая оценка финансового состояния предприятия [20]), так и в маркетинговых (определе-ние уровня конкурентоспособности предприятий [16]. Следует отметить, что в иссле-дованиях КСП АО применение данного метода не отражено. Формирование критериев и показателей КСП АО

АО представляет собой экономический субъект фармацевтического рынка, ко-торому свойственны параметры коммерческой организации и организации системы здравоохранения [19]. Как коммерческое предприятие аптека имеет качественные (показатели удовлетворенности) и количественные параметры (экономические показате-ли деятельности). Особенности АО как элемента системы здравоохранения связаны с сохранением и укреплением здоровья населения. В настоящем исследовании рассмотрены только параметры коммерческой организации, т. к. оценить вклад АО в сохране-ние здоровья нации достаточно трудно. Опираясь на вышеуказанные положения, нами разработан дизайн исследо-вания, представленный на рис. 1. В нем выделены два направления, обусловливаю-щие КСП АО: 1) исследование экономических параметров; 2) исследование социаль-ных параметров. Экономическая компонента КСП означает наилучшее использование трудовых, материальных, денежных средств и получение максимальных финансовых результа-тов деятельности, что способствует ускорению достижения целей АО. Социальная компонента дает оценку удовлетворенности потребителей-покупателей обслуживанием в АО, а также персонала работой в данной аптеке, что напрямую влияет на уровень лояльности клиентов и их желание приходить в данную аптеку за лекарственными средствами. Формирование перечня критериев и показателей КСП АО осуществлено на ос-нове обобщения научных публикаций по изучаемой проблеме [4, 11, 13, 14, 15, 18, 19]. Для выявления наиболее значимых из них нами разработана анкета экспертного опро-са, включающая полный набор экономических (47) и социальных показателей (20).

Для получения репрезентативных данных (доверительная вероятность р=0,95, допустимая ошибка 0=0,05) использована методика малых выборок, в соответствии с которой при неизвестном объеме генеральной совокупности выборка составляет 50 че- ловек [3]. В исследовании размер целевой выборки для отбора экономических пара- метров составил 50 (руководители АО г.Курска, Белгорода, Воронежа), для отбора со- циальных - 100 (потенциальные покупатели - жители г.Курска (50); потенциальные продавцы - работники АО г.Курска (50). Согласованность мнений экспертов опреде- лена с использованием коэффициента конкордации (используется наиболее часто [1, 10]), который характеризует близость индивидуальных мнений экспертов. По результатам математической обработки анкет отобрано по 13 показателей в каждой группе (всего 26). В табл. 1 представлены экономические параметры КСП.

Таблица 1

Показатели экономической компоненты КСП АО

Показатель Математический аппарат Интерпретация показателя

1 2 3

Эффективность деятельности АО

Рентабельность продукции (издержек) (П/З)*100% (3) П - прибыль от реализации З - затраты по реализован- ной продукции Характеризует окупаемость издержек

Рентабельность продаж (П/В)*100% (4) В - выручка от реализации Характеризует эффективность предпринима- тельской деятельности

Прибыль на одного работника П/ЧР (5) ЧР - численность работаю- щих Определяет эффективность использования трудовых ресурсов

Реализация на рубль затрат В/З (6) Показывает доходность основной деятельно- сти

Прибыль на единицу площади П^ (7) S - площадь торгового зала Определяет рациональное использование тор- говой площади

Деловая активность АО

Оборачиваемость кредиторской задолженности В/КЗ (8) КЗ - среднегодовая величи- на кредиторской задолжен- ности Показывает, сколько раз за период оборачива- ется кредиторская задолженность

Оборачиваемость обо- ротного капитала В/ОС (9) ОС - среднегодовая величи- на оборотных средств Характеризует скорость обращения оборотных средств

Оборачиваемость запа- сов В/ТЗ (10) ТЗ - среднегодовая величи- на товарных запасов Показывает, сколько раз за период оборачива- ются товарные запасы

Платежеспособность АО

Коэффициент текущей ликвидности ТА/ТО (11) ТА - оборотные средства ТО - краткосрочные обяза-тельства Отражает способность погашать текущие обяза- тельства за счет оборотных активов

Коэффициент абсолют- ной ликвидности ДС/ТО (12) ДС - денежные средства Отражает способность погашать текущие обяза- тельства за счет наиболее ликвидных активов

Показатели операционного анализа деятельности АО

Доля маржинальной прибыли [(В-ПЗ)*100%]/В (13) ПЗ -общие переменные затраты Отражает удельный вес прибыли и постоянных затрат (маржинальной прибыли) в выручке от продажи

Уровень запаса финан- совой прочности (В-ТБ)/В (14) ТБ - точка безубыточности (в стоимостном выражении) Показывает, на сколько процентов может сни- зиться объем продаж, чтобы предприятию уда- лось избежать убытка

Уровень торговой наценки

Средняя торговая наценка (15) ТЫ -торговая наценка □АО - число позиций с данным уровнем наценки □ □ АСТНАС □ □ * Характеризует среднюю по всем видам товаров наценку, необходимую для покрытия издержек и получения прибыли

В табл. 2 отражены показатели социальной компоненты КСП АО.

Таблица 2

Показатели социальной компоненты КСП АО

Показатель Математический аппарат Интерпретация показателя

1 2 3

Факторы удовлетворенности покупателей

Ассортимент Ча/Ч (16) Ча - число респондентов, удовлетворенных ассортиментом Ч -общее число респондентов для изучаемой АО Определяет степень удовлетворенности ассортиментом лекарственных препара- тов АО

Ценовая политика Чц/Ч (17) Чц - число респондентов, удовлетворенных ценовой политикой Характеризует уровень удовлетворенно- сти уровнем цен на лекарственные препараты

Месторасполо- жение Чм/Ч (18) Чм - число респондентов, удовлетворенных расположением АО Определяет процент покупателей, удовлетворенных месторасположением торговой точки

Качество обслу- живания Чо/Ч (19) Чо - число респондентов, удовлетворенных качеством Определяет степень удовлетворенности качеством обслуживания (этические нормы поведения)

Уровень профес- сиона-лизма пер- сонала Чп/Ч (20) Чп - число респондентов, удовлетворенных профессионализмом персона- ла Процент покупателей, удовлетворенных умением работников оказать консультативную помощь, предложить замену отсутствующих в ассортименте лекарст- венных средств

Режим работы Чр/Ч (21) Чр - число респондентов, удовлетворенных режимом работы ОА Определяет степень удовлетворенности режимом работы (время открытия и закрытия, перерывы, выходные дни)

Интерьер торгово-го зала Чи/Ч (22) Чу - число респондентов, удовлетворенных интерьером торгового зала Показывает процент покупателей, удовле-творенных интерьером торгового зала (расположение витрин и окон, освещение)

Выкладка товара Чв/Ч (23) Чв - число респондентов, удовлетворенных выкладкой товара Определяет степень удовлетворенности выкладкой товара (высота и освещение витрин, наличие стеллажей в зале)

Конструкция зда-ния Чк/Ч (24) Чк - число респондентов, удовлетворенных конструкцией здания Процент покупателей, удовлетворенных конструкцией здания (удобный вход, наличие перил, пандусов)

Факторы удовлетворенности персонала работой в АО

Микроклимат в коллективе Чмк/Ч (25) Чмк - число респондентов, удовлетворенных микроклиматом в коллек-тиве Определяет процент удовлетворенности сотрудников АО взаимоотношениями с коллегами, руководителем

Размер заработ-ной платы Чз/Ч (26) Чз - число респондентов, удовлетворенных заработной платой Процент сотрудников АО, удовлетво-ренных уровнем оплаты труда, стимулирующими выплатами

Режим труда Чрт/Ч (27) Чрт - число респондентов, удовлетворенных режимом труда Показывает степень удовлетворенности режимом труда (продолжительность смены, наличие перерывов в работе)

Организация ра-бочего места Чо/Ч (28) Чо - число респондентов, удовлетворенных организацией рабочего места Процент сотрудников АО, удовлетво-ренных организацией рабочего места (оснащение, автоматизация рабочего места)

Исследование экономических параметров КСП АО

Расчет фактических значений экономических показателей КСП произведен на основании данных официальной бухгалтерской и статистической отчетности исследуемых АО (формулы 3-15). По каждому параметру установлено наилучшее значение и сформирована УЭО, относительно значений которой проведена стандартизация показателей по формуле 1. Результаты стандартизации даны в табл. 3.

Таблица 3

Стандартизированные данные экономической компоненты КСП АО

Показатель Аптека ОФ Аптека ЛФ Аптека ЮФ Аптека ГО Аптека ГФ

Показатели эффективности деятельности

Рентабельност 0,31 0,73 0,78 0,46 1,00

ь издержек

Рентабельност 0,00 0,34 1,00 -0,60 0,33

ь продаж

Реализация на 0,81 0,91 1,00 0,84 0,91

1 рубль затрат

Прибыль на 1 работника 0,75 0,90 1,00 -0,15 0,54

Прибыль на 0,22 0,68 1,00 -0,08 0,49

единицу

площади

Показатели оборачиваемости

Оборачиваемо 0,50 0,97 1,00 0,62 0,84

сть

кредиторской

задол-

женности

Оборачиваемо 0,56 0,59 1,00 0,64 0,92

сть

оборотного

капитала

Оборачиваемо 0,66 0,55 1,00 0,60 0,93

сть запасов

Показатели ликвидности

Коэффициент 0,57 1,00 0,46 0,59 0,67

текущей

ликвидности

Коэффициент абсолютной 1,00 0,11 0,24 0,07 0,33

ликвидности

Показатели операционного анализа

Доля 0,37 0,78 0,82 0,53 1,00

маржинально й прибыли

Уровень 0,00 0,96 1,00 0,90 0,99

запаса

финансовой

прочности

Уровень торговой наценки

Средняя 0,87 1,00 0,58 0,38 0,72

торговая

наценка

Прим.: жирным шрифтом выделены лучшие значения параметра из всех объектов.

Анализ данных табл. 3 показал, что наиболее высокое место в рейтинге имеет Аптека ЮФ, у которой 8 наилучших значений из 13 исследуемых параметров. Также по два лучших значения установлено у Аптеки ГФ и Аптеки ЛФ. Аптека ОФ имеет только одно наилучшее значение - коэффициент абсолютной ликвидности, остальные стандартизированные показатели относительно невысокие. Аптека ГО по итогам года получила отрицательный финансовый результат, кроме того, низкий уровень выручки и отсутствие абсолютно ликвидных активов привели к тому, что данная АО не имела ни одного наилучшего значения из исследуемых показателей. Исследование социальных параметров КСП АО С целью выявления степени удовлетворенности респондентов, в качестве которых выступили покупатели исследуемых АО (по пятьдесят в каждой) и списочный состав сотрудников изучаемых объектов, проведено очное анкетирование по отобранным показателям. Результаты обработки анкет позволили определить фактические значения показателей (форм. 16-28), выявить наилучшие из них и сформировать УЭО. Стандартизированные показатели (форм. 1), характеризующие социальную компонен-ту КСП АО, представлены в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Стандартизированные данные социальной компоненты КСП АО

Показатель Аптека ОФ Аптека ЛФ Аптека ЮФ Аптека ГО Аптека ГФ

Факторы удовлетворенности потребителей

Месторасполо 0,96 0,86 0,84 0,82 1,00

жение

Режим работы 0,98 0,84 1,00 0,94 0,90

Ценовая 0,60 1,00 0,55 0,83 0,79

политика

Ассортимент 0,60 1,00 0,71 0,78 0,93

Интерьер 1,00 0,86 0,80 0,90 0,90

торгового зала

Качество 0,98 1,00 1,00 0,90 0,98

обслуживания

Профессионал 0,96 1,00 0,96 0,89 0,94

ьные навыки

персонала

Выкладкой товара 0,92 1,00 0,88 0,80 0,92

Факторы удовлетворенности персонала работой в АО

Микроклимат ом в коллективе 0,83 0,86 1,00 0,50 1,00

Уровнем заработной платы 0,78 1,00 0,78 0,87 0,87

Режимом труда 1,00 0,86 0,67 0,75 0,75

Организацией рабочего места 1,00 0,72 1,00 0,75 0,50

Прим.: жирным шрифтом выделены лучшие значения параметра из всех объектов. По количеству наилучших значений исследуемых параметров КСП АО распре-делились следующим образом. На первом месте - Аптека ЛФ, имеющая 6 наилучших значений; на втором - Аптека ЮФ (4 показателя); на третьем - Аптека ОФ (3 значе-ния); на четвертом - Аптека ГФ (только 2 наилучших значения). Также, как и по эко-номической компоненте, Аптека ГО не имеет ни одного наилучшего значения показа-телей удовлетворенности. Данное обстоятельство отрицательно влияет и на финансо-вые результаты деятельности, и на уровень КСП данной АО в целом. Определение интегрального показателя КСП АО С учетом значений стандартизированных показателей по экономическим и социальным параметрам произведен расчет интегрального показателя КСП по формуле 2, результаты расчетов представлены в форме лепестковой диаграммы (рис. 2). На основании полученных данных произведено ранжирование исследуемых АО по уровню КСП в порядке убывания. Согласно процедуре разработанного подхода, наиболее конкурентоспособной является АО, имеющая минимальное значение интегрального показателя. Первое место в рейтинге принадлежит Аптеке ЮФ, значение интегрального показателя которой находится на уровне 1,28. Сильными сторонами деятельности данной аптеки являются высокий уровень выручки и прибыли, которые обеспечивают эффективность функционирования и высокий запас финансовой прочности. Слабые позиции связаны с нерациональной ценовой политикой и недостаточностью ликвидных средств.

На втором месте по уровню КСП находятся две АО: Аптека ЛФ и Аптека ГФ, которые незначительно отстают от лидера. Об этом свидетельствует разница в значениях интегральных показателей (0,14 пункта). Основным конкурентным преимуществом

Стратегические направления повышения уровня КСП АО Заключительным этапом оценки КСП явилась разработка стратегических на-правлений развития изученных АО. На сегодняшний день в научной литературе по во-просам управления предприятиями и организациями представлено множество раз-личных стратегий, отражающих подходы к росту фирмы [8]. В рамках настоящего ис-следования нами предложены следующие стратегии. Аптеке ЮФ, занимавшей 1 место в рейтинге, целесообразно использовать стра-тегию лидера и стремиться к расширению рынка, привлекая новых потребителей, оп-тимизируя ассортимент лекарственных препаратов и парафармацевтической продук-ции. Для большего привлечения потребителей можно использовать брэндинг, т.к. данная АО позиционирует себя как «Аптека Пастера». Руководство Аптек ГФ и ЛФ может использовать стратегию последователя за лидером. В связи с тем, что разрыв между лидером и данными АО невелик, они могут избрать «ценовую войну»: поддержание пониженной наценки на дорогостоящие рецептурные препараты и сохранение высокой наценки на парафармацевтическую продукцию. Аптеки ОФ и Аптека ГО имеют достаточно низкий уровень конкурентоспособно-сти, поэтому для них целесообразна стратегия окопавшихся в рыночной нише. Аптеке ОФ следует обслуживать определенный небольшой сегмент рынка (ближайшее насе-ление) и ввести для них накопительную систему скидок. В связи с получением убытка Аптеке ГО необходимо проследить динамику в ближайшие годы и при сохранении не-гативной тенденции можно произвести слияние с другими АО. С целью сокращения затрат и оптимизации процесса разработан алгоритм для программного обеспечения процесса оценки конкурентоспособности АО.

Выводы. Предложенный методический подход к оценке КСП АО, в основе ко-торого положен метод идеальной точки, позволяет АО не только определить и проана-лизировать показатели своей деятельности, но и знать свои позиции на фармацевтиче-ском рынке. Методический подход, реализованный в автоматизированной форме, не требует серьезных затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов. По результатам математических расчетов возможна разработка стратегических направлений управления АО на ближайшую перспективу.

Литература

1. Абдразаков, Р.И. Интегральный подход к определению конкурентоспособности орга-низаций / Р.И. Абдразаков / Р.И. Абдразаков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 103111.

2. Баумгарнер, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности учреждений и продукции / Л.В. Баумгарнер // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 4. - С. 72-85.

3. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования / С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. - СПб. : Питер, 2003. -304 с.

4. Василенко, Л.И. Изучение конкурентоспособности аптеки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. lawmix.ru/med.php?id=4536

5. Дремова, Н.Б. Маркетинг в фармации : учеб. пособие / Н.Б. Дремова. - Белгород : БелГУ, 2010. -272 с.

6. Дремова, Н.Б. Маркетинговые исследования конкурентоспособности лекарственных средств / Н.Б. Дремова, Т.А. Олейникова, Е.В. Лазарева // Экономический вестник фармации. - 1998. -сентябрь. - С. 62-69.

7. Дремова, Н.Б. Разработка комплексного подхода позиционирования лекарственных средств / Н.Б. Дремова, И.Н. Совершенный, А.М. Николаенко / Человек и лекарство : сб. мате-риалов XVII Рос. нац. конгресса (Москва, 12-16 апр. 2010 г.). - М. : Общерос. фонд «Здоровье человека», 2008. -С. 606-607.

8. Дремова, Н.Б. Стратегические направления развития ассортиментной политики ап-течной организации - методические подходы : учеб.-метод. пособие / Н.Б. Дремова, И.Н. Со-вершенный.

- Курск : КГМУ, 2011. - 198 с.

9. Зулькарнаев, И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышлен-ных, торговых и финансовых предприятий / И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 17-27.

10. Лотов, В.А. Многокритериальные задачи принятия управленческих решений : учеб. пособие / В.А. Лотов, И.И. Поспелова. - М. : МАКС Пресс, 2008. - 197 с.

11. Максимкина, Е.А. Конкурентоспособность фармацевтической организации в услови-ях рынка / Е.А. Максимкина, Е.Е. Лоскутова, В.В. Дорофеева. - М. : МЦФЭР, 1999. - 256 с.

12. Методики рейтингового анализа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cde.ael.ru/electronik/ekonom_analiz/24.html.

13. Мильберг, Б.Е. Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона) / Б.Е. Мильберг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. -№ 4. - С. 72-85.

14. Мнушко, З.Н. Изучение конкурентоспособности аптеки / З.Н. Мнушко, Н.А. Сафоно-ва // Провизор. - 2002. - № 7. - С. 2-12.

15. Музыра, Ю.А. Оценка показателей экономической эффективности аптечных пред-приятий / Ю.А. Музыра, Т.А. Канакина // Фармация. - 2008. - № 6. - С. 34-37.

16. Мухина, Д.В. Экономические и методические основы повышения конкурентоспособ-ности хлебопекарных предприятий (на примере Приморского края) : автореф. дис. ... канд. эко-ном. наук: 08.00.05 / Д.В. Мухина; ПГСХА. - Уссурийск, 2005. - 22 с.

17. Перегудова, Л.Н. Научно-методические подходы повышения конкурентоспособности фармацевтического предприятия (на примере НПО «Вирион») : автореф. дис. ... канд. фарм. наук: 15.00.01 / Л.Н. Перегудова; ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский универси-тет». -Курск, 2005. - 24 с.

18. Рыжкова, М.В. Практический опыт применения интегрированного показателя конкурентоспособности в аптеке / М.В. Рыжкова, Н.А. Дукельская // Ремедиум. - 2012. - февраль. - С. 55-61.

19. Управление и экономика фармации: учебник/ под ред. В.Л. Багировой. - М. : Меди-цина,2004.

- 720 с.

20. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : учебник / А.Д. Шеремет. -М. : ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

DEVELOPMENT OF METHODICAL APPROACH FOR ASSESSMENT OF THE

COMPETITIVENESS OF PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS

N.B. DREMOVA N.S. BUSHINA Kursk State Medical This article presents a methodical approach for the

University e-mail: n-bush@mail.ru assessment of competitiveness of pharmaceutical

organizations. A set of economic and social indicators (parameters) based on the analysis of the scientific literature and experts' interviews is determined. Approbation of this method is performed on the five pharmaceutical organizations operating at the regional pharmaceutical market. The main strategic directions of pharmacies development are deter-mined. Key words: competition, assessment of competitiveness, methodological approach, the pharmaceutical organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.