Научная статья на тему 'Подход к повышению конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия'

Подход к повышению конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS IMPROVEMENT / PHARMACEUTICAL INDUSTRIAL ENTERPRISE / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / IMPORT SUBSTITUTION / PRODUCT QUALITY / REDUCE OF PRODUCTION COSTS / MARKETING TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов Айрат Маратович

В статье предложены методические рекомендации по повышению конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия. Выявлены два способа снижения издержек при производстве фармацевтической продукции: снижение стоимости сырья за счет налаживания международных связей или активного импортозамещения и применение новых видов производственного оборудования. Кроме того, в работе приведены характеристики таких рычагов воздействия на конкурентоспособность фармацевтического предприятия, как повышение качества продукции, расширение рынка сбыта, наличие дополнительного сервисного обслуживания, применение маркетинговых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN APPROACH TO COMPETITIVENESS IMPROVEMENT OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article offers methodological guidelines aimed to improve the competitiveness of pharmaceutical indus-trial enterprises. The author discusses two ways to reduce costs of pharmaceutical products'' manufacturing: reducing the cost of raw materials by means of establishment of international relations or active import substitution, and the use of new types of production equipment. In addition, the paper considers the features of such leverages affecting the competitiveness of pharmaceutical companies as improvement of product quality, marketing development, availability of additional services, application of marketing tools.

Текст научной работы на тему «Подход к повышению конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия»

УДК 339.137 Измайлов Айрат Маратович

аспирант кафедры организации и стратегии развития предприятий

Самарского государственного экономического университета

ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация:

В статье предложены методические рекомендации по повышению конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия. Выявлены два способа снижения издержек при производстве фармацевтической продукции: снижение стоимости сырья за счет налаживания международных связей или активного импортоза-мещения и применение новых видов производственного оборудования. Кроме того, в работе приведены характеристики таких рычагов воздействия на конкурентоспособность фармацевтического предприятия, как повышение качества продукции, расширение рынка сбыта, наличие дополнительного сервисного обслуживания, применение маркетинговых инструментов.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, повышение конкурентоспособности, фармацевтическое промышленное предприятие, фармацевтическая промышленность, импортозамещение, качество продукции, снижение издержек производства, маркетинговые инструменты.

Izmaylov Ayrat Maratovich

PhD student, Management and Strategy of Business Development Department, Samara State University of Economics

AN APPROACH TO COMPETITIVENESS IMPROVEMENT OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRIAL ENTERPRISE

Summary:

The article offers methodological guidelines aimed to improve the competitiveness of pharmaceutical industrial enterprises. The author discusses two ways to reduce costs of pharmaceutical products' manufacturing: reducing the cost of raw materials by means of establishment of international relations or active import substitution, and the use of new types of production equipment. In addition, the paper considers the features of such leverages affecting the competitiveness of pharmaceutical companies as improvement of product quality, marketing development, availability of additional services, application of marketing tools.

Keywords:

competitiveness, competitiveness improvement, pharmaceutical industrial enterprise, pharmaceutical industry, import substitution, product quality, reduce of production costs, marketing tools.

Одним из залогов успешной хозяйственной деятельности промышленного предприятия является применение специализированных подходов, помогающих оценить существующее положение компании, проанализировать ее резервы и на основе полученных данных сформировать дальнейшую конкурентную стратегию [1].

На уровне предприятия существуют различные рычаги воздействия, способные влиять на повышение конкурентоспособности предприятия (КСП). Наиболее важные и значимые из них: сокращение издержек производства; повышение качества продукции; расширение рынка сбыта; улучшение сервиса; применение маркетинговых инструментов. Однако в условиях отраслевой специфики могут появляться и дополнительные рычаги воздействия на КСП [2].

Сокращения издержек при производстве фармацевтической продукции в промышленных масштабах можно достичь за счет нескольких аспектов. Во-первых, это снижение стоимости сырья, активных фармацевтических ингредиентов, фармацевтических субстанций и прочих видов сырья. Достичь снижения стоимости сырья при условии, что 80 % в стране - это импорт, можно за счет налаживания международных связей с иностранными производителями. Крупнейшие из них являются представителями Индии и Китая. С другой стороны, учитывая, что в настоящий момент одним из направлений политики государства является активное инвестирование в им-портозамещение, стоит начать подыскивать отечественных производителей сырья.

Во-вторых, снижение себестоимости может иметь в своей основе применение новых видов производственного оборудования. Здесь стоит отметить, что в сфере производства лекарственных средств (ЛС) в настоящее время существует большое количество новейших видов оборудования, отличающихся своей экономичностью, практичностью и дешевой стоимостью в эксплуатации.

В-третьих, немаловажной является технология производственного процесса. Несмотря на то что алгоритм производства ЛС имеет четкую регламентацию, другие виды фармацевтической и парафармацевтической (нелекарственной) продукции, как, например, шприцы и т. д., можно

- 16B -

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

производить, изменяя технологию. Корректировка технологии на более низкие затраты с параллельным увеличением пользу служит серьезным рычагом к повышению КСП.

Другим рычагом воздействия на КСП может служить качество производимой продукции. Ранее было упомянуто, что фармацевтический рынок - это рынок с чрезвычайно высоким уровнем фальсификата. Соответственно, значимость качества продукции играет особую роль при влиянии на КСП. Также этот аспект подкрепляется тем фактом, что фармацевтическая продукция, в частности ЛС, это продукция, напрямую влияющая на здоровье населения. Снижение качества продукции может повлечь за собой две главные угрозы - ущерб здоровью потребителя, что непременно привлечет внимание со стороны надзирающих органов, что в перспективе может служить ударом по КСП. Высококачественная продукция влечет за собой возникновение доверия со стороны потребителя. Доверие - это увеличение объемов сбыта. Увеличение объемов сбыта - это повышение прибыли, соответственно и КСП [3].

Повышение качества продукции может активизировать еще один рычаг воздействия на КСП - это расширение рынка сбыта продукции. Расширение доли рынка продукции влечет за собой увеличение объемов сбыта, узнаваемость бренда, повышение прибыли. На сегодняшний день отечественный рынок фармпродукции страдает от высокой доли импорта, порожденного отсутствием способности производить собственную продукцию в должном качестве и в должном объеме. Однако даже в такой ситуации российские производители занимаются экспортом. По данным единого информационного портала, основная доля экспорта фармацевтической продукции приходится на лекарственные средства, человеческую и животную кровь, фармацевтические материалы (бинты, вата, марля и т. д.). Доля России в экспорте данных товаров не превышает 0,5 % от общемирового экспорта [4]. Основными странами, в которые экспортируется российская фармацевтическая продукция, являются страны СНГ.

В то же время огромным конкурентным преимуществом является возможность и право производить оригинальные ЛС и инновационные фармацевтические продукты. Однако чрезвычайно высокая стоимость разработки новых видов ЛС не по силам большинству из российских производителей. В связи с этим можно отметить, что возможность привлечь инвестиции для разработки инновационных продуктов является конкурентным преимуществом для фармацевтического промышленного предприятия (ФПП).

Анализ работы крупных фармацевтических предприятий показал, что весьма весомый вклад в повышение КСП оказывает наличие дополнительного сервисного обслуживания, учитывая тот факт, что основными потребителями произведенной фармацевтической продукции являются дистрибьюторы, занимающиеся перекупкой, складированием и последующей перепродажей. Работа завода-производителя непосредственно с аптеками - большая редкость. Аптечные сети, как правило, работают с большими дистрибьюторскими компаниями. Можно сказать, что дистрибьюторские сети имеют большое влияние на КСП, поэтому улучшение взаимодействия с производителя с дистрибьюторами имеет возможность оказать положительное влияние на КСП.

Благоприятно способствовать укреплению экономических связей между производителем и дистрибьюторами могут предоставляемые дополнительные сервисные услуги, связанные, например, с организацией ее транспортировки, ее хранением и т. д. Очевидно, что фармацевтическое промышленное предприятие не имеет возможности предоставления широкого спектра сервисных услуг в качестве конкурентного преимущества. Однако предоставление даже небольшого объема услуг уже может являться рычагом воздействия на КСП.

Еще одним весьма мощным рычагом воздействия на КСП могут служить маркетинговые инструменты. Ранее мы уже говорили о высокой роли СМИ и сотрудников ЛПУ в плане продвижения фармацевтической продукции на рынке. Однако ранее особый акцент делался на «черном маркетинге», заключавшемся в навязывании своей продукции конечным потребителям, прибегая к помощи телевидения, сил медицинских работников. Но при всем при этом нельзя считать маркетинговые инструменты средствами исключительного навязывания продукции потребителю. Грамотное и добросовестное применение маркетинга несет в себе ключ к повышению КСП и укреплению конкурентных позиций на рынке.

Методические рекомендации по повышению КС ФП можно представить в виде блок-схемы (см. рисунок 1).

Отличительной чертой предлагаемого подхода является то, что в качестве основного инструмента повышения КСФП выступает разработка и реализация инвестиционного проекта.

Преимуществом такого подхода можно считать то, что этапу разработки и реализации инвестиционного проекта предшествует тщательное исследование и оценка возможностей предприятия, потенциально способного к производству как дженериков, так и принципиально новой продукции. Учитывая особенности производства ЛС, требующих специального сырья, условий хранения и запуска в производство, методический подход содержит в себе пункт исследования обеспечивающих условий.

Оценка конкурентоспособности предприятия

Исследование товарного уровня конкурентоспособности

Формирование инноваций в товарном уровне конкурентоспособности

Исследование отраслевого уровня конкурентоспособности и рыночного окружения

Оценка возможностей НИОКР собственных

Производство продуктов-заменителей (дженериков) Производство принципиально новых продуктов

1 г 1 г

Исследование обеспечивающих условий (субстанции, активные фармацевтические ингредиенты, оборудование, технологии, кадры, регистрация)

Решения о составляющих покупки и собственного производства

Формирование и обоснование инвестиционного проекта

Обеспечение его реализации на рынке (окончание регистрации лекарственного средства и ингредиентов, формирование позиции средств массовой информации, маркетинг)

Оценка изменения конкурентоспособности предприятия

Рисунок 1 - Методические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия фармацевтической промышленности

Отличительной чертой предлагаемого подхода является то, что в качестве основного инструмента повышения КСФП выступает разработка и реализация инвестиционного проекта.

Преимуществом такого подхода можно считать то, что этапу разработки и реализации инвестиционного проекта предшествует тщательное исследование и оценка возможностей предприятия, потенциально способного к производству как дженериков, так и принципиально новой продукции. Учитывая особенности производства ЛС, требующих специального сырья, условий хранения и запуска в производство, методический подход содержит в себе пункт исследования обеспечивающих условий.

Важным аспектом является то, что реализация инвестиционного проекта активно поддерживается применением маркетинговых инструментов.

Отметим, что применение рекомендуемого методического подхода начинается и заканчивается пунктом «Оценка конкурентоспособности предприятия». Данный пункт позволяет отслеживать динамику изменения показателя КСП, исходя из чего можно судить об уровне эффективности методических рекомендаций.

Ссылки:

1. Бубнов Ю.Т., Корсунцева О.В. Принципы формирования конкурентной стратегии промышленного предприятия // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Чечина. Вып. 1. Ч. 1. Самара, 2006. С. 40.

2. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России : учеб. пособие. М., 1997. 170 с.

3. Михайлова Н.С., Михайлов А.А. Система управления затратами как инновационный фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 99 (2013). С. 69-71.

4. Обзор экспорта фармацевтической продукции из России за 5 лет [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusex-porter.ru/news/detail/1700/ (дата обращения: 24.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.