Научная статья на тему 'Амнистия и ее влияние на правовое положение в жизни общества'

Амнистия и ее влияние на правовое положение в жизни общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1653
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМНИСТИЯ / КРИЗИС В ГОСУДАРСТВЕ / РОСТ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сухорукова Юлия Витальевна

Задача - исследование влияния амнистии на развитие общества в условиях трансформации государства. Модель/методология - анализ нормативно-правовых актов, регулирующих проведение амнистии. Выводы - в статье анализируются документы, регламентирующие организацию и проведение амнистии в переходный период. Оригинальность/ ценность: данная статья затрагивает проблемы, определяющие основные последствия проведения амнистии в условиях преобразования российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сухорукова Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amnesty and its impact on the role of law in society`s life

Purpose research the amnesty`s impact on the society`s movement in the state`s reshaping. Methodology analysis of normative legal acts, regulating the amnesty`s fulfillment. Results the article analyzed the problems, featuring the main results of the amnesty`s realization in the Russian state`s reshaping times.

Текст научной работы на тему «Амнистия и ее влияние на правовое положение в жизни общества»

ВЛИЯНИЕ АМНИСТИИ НА ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Сухорукова Ю.В.

2.4. АМНИСТИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Сухорукова Юлия Витальевна, адъюнкт. Место учебы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра истории и теории государства и права. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задача - исследование влияния амнистии на развитие общества в условиях трансформации государства.

Модель/методология - анализ нормативно-

правовых актов, регулирующих проведение амнистии.

Выводы - в статье анализируются документы, регламентирующие организацию и проведение амнистии в переходный период.

Оригинальность/ ценность: данная статья затрагивает проблемы, определяющие основные последствия проведения амнистии в условиях преобразования российского государства.

Ключевые слова: амнистия, кризис в государстве, рост преступности.

AMNESTY AND ITS IMPACT ON THE ROLE OF LA W IN SOCIETY'S LIFE

Suhorukova Yulia Vitalievna, adjunct. Place of study: Ufa law Institute of MIA Russia. Department: History and theory of State and Law chair. E-mail: [email protected]

Annotation

Purpose - research the amnesty's impact on the society's movement in the state's reshaping.

Methodology - analysis of normative legal acts, regulating the amnesty's fulfillment.

Results - the article analyzed the problems, featuring the main results of the amnesty's realization in the Russian state's reshaping times.

Keywords: amnesty, state s crisis, rise of criminal elements.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ одним из оснований прекращения уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого является амнистия.

Амнистия - полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким наказанием. Зарождение амнистии, по мнению историков, произошло в древней Греции. На протяжении долгого времени амнистия носила чрезвычайный характер и применялась преимущественно в отношении политипических преступников, как правило, после политического переворота. Именно в таком качестве она впервые была применена в дореволюционной России: 7 марта 1917 г. после революционного переворота Временным правительством был издан Указ об амнистии. С середины 30-х годов до 1941 года акты амнистии стали приниматься реже и почти не предусматривали освобождение от ответственности. Постепенно происходило снижение политической направленности амнистии. С началом Великой отечественной войны деятельность государственных органов по изданию актов амнистии значительно активизировалась. Это было связано с необходимостью пополнения рядов Советской Армии. В этот период принято четыре указа об амнистии, однако самым широким актом ам-

нистии за всю историю существования советского государства был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года, в результате реализации которого на свободе оказались многие категории осужденных, в том числе особо опасные рецидивисты.

Несмотря на то, что амнистия в настоящее время является преимущественно уголовно-правовым институтом, она занимает особое место в системе российского законодательства.

Дискуссионным остается вопрос о последствиях амнистии. Действительно, трудно решить, что важнее: благополучия всего общества, которое ставится под угрозу, когда от ответственности или наказания уходят преступники, или предоставление лицу, совершившему преступное деяние, еще одного шанса вернуться в общество и пересмотреть свои правовые взгляды. Вполне очевидно, что полностью отказаться от нее нельзя. Поэтому при принятии акта амнистии необходимо продумать каждый шаг, следует учитывать, что от наказания и ответственности, можно освобождать только те категории лиц, по отношению к которым применение уголовной ответственности нецелесообразно. Важно также учитывать фактическое исправления виновного, который должен изучаться при применении акта к конкретному лицу. «Нельзя забывать и о том, что когда в стране часто принимаются акты об амнистии, это девальвирует ее политико-правовую значимость, формирует в общественном сознании, особенности у неустойчивых правонарушителей, чувства безнаказанности за содеянное».

Рассмотрим кратно акты амнистии принятые в советской России. После смерти И.В. Сталина, 5 марта 1953 года, в партийных кругах особую актуальность приобрела тема ослабления репрессивного пресса и восстановления законности в государстве. 26 марта 1953 года Л.П. Берия направил письмо в Президиум ЦК СССР с обоснованием необходимости проведения широкомасштабной амнистии. В данном письме говорилось, что в лагерях и тюрьмах содержалось 2 526 402 человека, из них 590 тысяч были осуждены на срок до 5 лет, 1216 тысяч- от пяти до десяти лет, 573 тысячи- от десяти до двадцати лет. Далее было указано, что большое количество осужденных, были лица осуждены на срок до пяти лет, совершившие впервые преступления и не повлёкшие за собой тяжких последствий. Кроме того Берия Л. П. отметил, что в колониях и тюрьмах находятся 438 788 тысяч женщин, из них 6 286 беременных и 35 505 тысяч женщин, имеющих детей в возрасте до 2 лет. То есть Берия Л.П. в своем обращении к Президиуму ЦК СССР привел все обстоятельства, которые влекут за собой освобождение и исправления осужденных. 27 марта 1953 года был принят указ Президиума ЦК СССР «Об амнистии». В соответствии с данным нормативноправовым актом освобождению из мест заключения подлежали лица, осужденные на срок до 5 лет включительно независимо от совершенного ими преступления, беременные женщины и женщины, имевшие детей в возрасте до 10 лет, несовершеннолетние, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет, а также лица, страдавшие тяжелыми неизлечимыми заболеваниями. Кроме указанных категорий заключенных амнистии подлежали и приговоренные к лишению свободы на срок свыше пяти лет: им наказание сокращалось наполовину. Данное положение не распространялось на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, бандитизм, крупные хищения социалистической собственности и умышленные

63

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

убийства. С учетом всех вышеперечисленных положений освобождению из исправительно-трудовых лагерей, тюрем и колоний подлежало около 1,2 млн. человек, почти половина от общего числа заключенных.

Амнистия 1953 г., обусловившая интенсивный рост уголовных преступлений, являлась одним из определяющих факторов, способствовавших осложнению криминального фона на территории советского государства. Обострение криминогенной ситуации в обществе в значительной степени было связано с тем, что за принятием Указа «Об амнистии» и последующей его реализацией просматривались, прежде всего, политическая целесообразность и популистский эффект, а не продуманная система мер по освобождению заключенных. Из-за спешки в подготовке данного законодательного акта ряд вопросов, связанных с проведением амнистии, остались вне поля зрения партийного и советского руководства. Например, вопросы трудового и бытового устройства заключенных, подлежавших освобождению по амнистии, не были детально проработаны. Именно отсутствие помощи государственных органов в решении социально-бытовых проблем и механизмов социальной реабилитации лиц, вернувшихся из мест заключения, враждебное отношение к ним в обществе обусловили высокую степень криминальных проявлений среди амнистированных. Амнистия 1953 г., вызвав резкий рост уголовно наказуемых деяний, тем самым оказала значительное влияние на жизнедеятельность общества. Преступность, по сути, стала неотъемлемым элементом повседневности, во многом определяла ее, порождая атмосферу страха и способствуя осознанию населением своей беспомощности и незащищенности.

Амнистия, проведенная Временным правительством так не оправдала результат восстановления порядка в государстве.

После свержения с престола царя Николая II, во главе российского государства стало Временное правительство, которое возлагало на себя ряд законотворческих функции. С 2 марта по 25 октября 1917 года во главе председателя «Всероссийского земского союза» Г.Е. Львова, временное правительство являлось высшим органом управления и власти в России в период Февральской революции.

Основными задачами правительства и его аппарата состояла в разработке антикризисного управления страной - формирование концепции демократического государства, навести порядок в системе правоохранительных органов, выработка новой концепции исполнения наказания, проведение полной и немедленной амнистии граждан страны.

Поэтому в обращении к населению правительство указывает в качестве одного из условий своей программы: «полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям..».

6 марта 1917 года был подписан указ Временного правительства об амнистии. Это был первый дореволюционный акт, принятый в форме амнистии. Анализ событий показывает, что массовое освобождение заключенных осуществилось и до издания указа об амнистии самим вооруженным народом, рабочими и солдатами. Указ Временного правительства по сути дела пытался это массовое движение ввести в определенное русло, придать ему законную форму. Этим постановлением правительство хотело повлиять на стихийно развернувшееся массовое освобождение из тюрем заключенных, производившееся вооруженными мас-

сами в первые же дни Февральской революции. Весьма сомнительным является, чтобы освобожденные из тюрем или бежавшие из них воспользовались этой «амнистией» временного правительства, так как фактически они уже были освобождены. Указ 6 марта об амнистии и ряд других последовавших за ним актов, освободил из тюрем 4/5 всех содержавшихся так заключенных. Помимо указа об общей политической амнистии, 14 марта было издано постановление «Об воинской амнистии» и 17 марта- постановление «Об облегчение участии лиц, совершивших уголовные преступления».

Все эти указы и постановления Временного правительства предусматривают амнистию: по политическим и религиозным преступлениям, по общеуголовным преступлениям и по воинским преступлениям.

Со временем акты амнистии стали приобретать все более определенный вид, освобождение от наказания и его смягчение ставились в зависимости от вида и срока наказания, пола и возраста лица, совершившего преступления, и других обстоятельств, указанных в самих актах амнистии. Так, институт амнистии, имеющий в России давние корни, в советское время оформился почти в том виде, в каком существует сейчас.

При проведении амнистии Временное правительство преследовало следующие цели:

-амнистия не только даровала свободу заключенным, но и приоткрывала первую страницу в истории политических свобод России;

-амнистия определяла новую идеологию, давала равные права всем освобожденным независимо от политических ориентаций и сословных привилегий, создавая единый политический образ «борцов за свободу»;

- амнистия повлекла за собой отмену царских репрессивных законов, подтверждая силу политических свобод.

Таким образом, политическая амнистия временного правительства, была формой политических свобод и вела Россию по пути гражданского общества.

Временное правительство, проявив крайнюю попытку либерализма в отношении осужденных, получили сразу первые плоды своего тактического хода. В период февральской революции все уголовные элементы вынуждены были вести себя скромно и встать на пути исправления, получив прошения всех прошлых грехов, но вышло все наоборот. Все освобожденные лица с величайшим воодушевлением приняли участия во всех революционных мероприятиях. Тем более что ненавистная им эффективная правоохранительная система монархии России была сметена да основания февральской революцией. Ярким примеров был Сашка Семинарист, главарь на редкость очень жестокой банды убийц и грабителей, терроризировавшей Москву в 1913 году. Пойманный усилиями всей советской полиции, Сашка был приговорен судом к повешению. Но по амнистии, наказание ему смягчили до двадцати лет каторжных работ. После февраля Сашка Семинарист получил свободу, пожелав, якобы, отправиться на фронт.

На деле же он явился в Москву, где принялся за старое, не забыв свести счеты со своим «заложившими» друзьями. И если в Москве, например, за мартавгуст 1916 года в общей сложности было совершено 3618 преступлений, то за тот же период 1917 года -20268. Разница видна на лицо. Число убийств увеличилось в 10 раз, грабежей- в 14 раз. При Временном правительстве «двери тюрьмы широко раскрылись

64

ВЛИЯНИЕ АМНИСТИИ НА ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Сухорукова Ю.В.

для выпуска из тюремных недр всякого мазурья и для помещения туда нашего брата»- с горечью рассуждал заведовавший всем уголовным сыском Российской империи А.Ф. Кошко ( Кошко, 2006, с. 20).

Недоработки временного правительство привело к полному беспорядку и хаосу в российском государстве. Причина была в неправильной постановке положений реформирования, наивность государственного аппарата государства на решения вопроса о перевоспитании осужденных граждан.

Временное правительство «вывело в свет» ряд необходимых мер по перевоспитанию осужденных. Амнистию ставили под условия изъявления готовности преступников, воров и асоциальных элементов «послужить Родине на поле брани». Осужденных, которые проявляли готовность послужить для родины, освобождались из-под стражи и были переданы в распоряжение соответствующему воинскому начальнику для направления в армию. Как и следовало ожидать, данная мера являлась отличном возможностью для уголовника покинуть тюремную решетку и, оказавшийся на фронту, сразу дезертировать. В условиях массовости дезертирства новоиспеченных «защитников» Родины, было принято положение об отмене судом условного освобождения осужденного элемента, уклонившегося от исполнения воинского долга. Нетрудно догадаться, что данная мера в условиях того смутного времени, желаемого результата не обрело.

Также Временное правительство рассматривало, как сеанс перевоспитания рассматривало- труд. Временное правительство в условиях военного времени в целях стимуляции осужденных, использовало труд, как возможность сокращения срока осужденного лица. При этом учитывались определённые условия такие, как рвение и усердие к труду, особые заслуги, тщательная работа. Правительство, считало если осужденное лицо, проявило себя, как трудовик, оно может стать полезным для общества и встать на пути исправления.

По моему мнению, эти все меры проведенные правительством не нашли в себе положительное отражение в то время. На свободе оказались преступники, воры, революционеры, которые пронесли в страну только отрицательные моменты и после демократического жеста со стороны Временного правительство по отношения к ним, продолжало дебоширить и крушить правовую жизнь государства.

По многих ученых, занимающихся данным исследованием, все вышеуказанные пробелы в актах об амнистии была просто недоработка и непродуманность актов. Ряд исследователей предлагает усложнить процедуру принятия амнистии и даже придать им форму федерального закона. Довольно интересный подход предложил В. Ткаченко: «Возможен вариант решения проблемы и без конституционных изменений. Законодательная практика последнего времени показывает, что федеральные законы могут приниматься и для того, чтобы регулировать саму процедуру принятия различных нормативных актов». Простыми словами, необходимо принять федеральный закон, регламентирующий «процедуру принятия акта об амнистии, порядок его исполнения, а также процедуру внесения изменений.

По мнению Н.В. Осмоловской для улучшения качества актов об амнистии наиболее предпочтительным «является ограничение свободы усмотрения субъектов, принимающих решение об амнистии».

На мой взгляд, обе позиции указанные выше, являются правильными, поскольку существующая ныне процедура принятия актов об амнистии, в какой-то мере схожа с актами амнистии 1917 года и 1953 года, она является в некоторых положениях недоработанной.

Таким образом, амнистия имеет особую юридическую силу и является одним из важнейших оснований прекращения освобождения осужденного лица.

Список литературы:

1. Кошко А.Ф. Уголовный мир царской России. М. 2006.

Отзыв

на статью Сухоруковой Ю.В. «Амнистия и ее влияние на правовое положение в жизни общества»

Рассматриваемая работа затрагивает достаточно сложную проблему в сфере историко-правовых наук. Известно, что в жизни общества существует в целом негативное отношение к амнистии как потенциально деструктивному по своим последствиям явлению. Обращает на себя внимание стремление автора предложить достаточно самостоятельное исследование проблем определенных аналогий в развитии процессов реализации амнистии на определенных исторических этапах.

В статье присутствует авторское видение вопросов как теоретической, так и фактической составляющей публикуемого материала. Представляется целесообразным в качестве основного условия в плане изучения проблемы исходить из задачи - на фоне анализа последствий амнистии предложить системный анализ проблем, связанных с социально-политическими итогами массового освобождения заключенных в периоды, когда происходила

Статья ранее не публиковалась и рекомендуется к опубликованию в открытой печати.

Профессор кафедры трудового и экологического права Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, доктор юридических наук, профессор

А.П.Герасимов

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.