7. Щетинин С.А. Правовая глобализация: З. Электронный ресурс: http://www.Yaroslavl-
дисс. ... канд.юрид.наук. 2007. 2009.ru|ru|about|part85.
Pesina E.A. INTEGRATION PROCESSES AND THEIR INFLUENCE ON THE STATE AND LEGAL REGULATION OF BANKING IN THE END OF THE XX - BEGINNING OF XXI CENTURY
The author analyses the effect of integration processes on the state and legal regulation of banking. The changes in Russian banking legislation influenced by economic integration and globalization are deliberated on in this article. The specifics of state functions of banking regulation in the conditions of the world economic crises are analyzed.
Key words: integration, state and legal regulation, state functions, banking, international organizations.
ПЕСИНА Елена Аркадьевна родилась в 19S6 г., окончила Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (2QQS), ассистент кафедры публичного права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 1Q работ.
УДК 342
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Н.И. Петренко
Дан анализ сущностных изменений в правовом регулировании и организационном обеспечении деятельности системы мест исполнения наказания в виде лишения свободы в период между февральской и октябрьской революциями 1917 г.
Ключевые слова: пенитенциарная система, Временное правительство, Главное управ-
ление мест заключения.
После февральской революции 1917 г. деятельность многих государственных институтов подвергалась существенному изменению, а некоторые из них и вовсе прекратили свое существование. В числе первых изменениям подверглась тюремная система. В период февральских волнений под давлением народных выступлений начинается процесс стихийного освобождения из тюрем политических заключенных, а в ряде мест, в связи с обстановкой хаоса и фактического безвластия, тюремные учреждения подвергаются разгрому, разгоняется их администрация и освобождаются все осужденные.
Главное управление мест заключения, подводя печальные для тюремной системы итоги февральских событий, в циркуляре №37 от 29 апреля 1917 г. отмечало, что тюремной системе России нанесен материальный ущерб на общую сумму более чем в 245 тыс. руб. Под давлением революционно настроенных масс и складывающейся обстановки Временное правительство сначала телеграм-
мой, а затем и указом правительства объявляет амнистию политическим заключенным, в ходе которой, совершенно необоснованно была освобождена от наказания также часть уголовных преступников. Остальная часть заключенных из числа уголовных преступников требовали распространения амнистии и на них. В этой связи в ряде тюрем происходят волнения, массовые беспорядки и групповые побеги.
Уступая давлению популистских политиков, Временное правительство 17 марта 1917 г. постановлением «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления», объявило амнистию осужденным за общеуголовные преступления. Особо следует отметить, что согласно ст.10 постановления полному освобождению с последующим направлением в действующую армию подлежали осужденные, изъявившие "готовность послужить своей Родине на поле брани". Однако патриотического пыла большинства амнистированных хватило только на то,
чтобы, освободившись, тут же немедленно дезертировать с фронта. Это явление носило столь массовый характер, что уже 8 июня 1917 г. Министерство юстиции вынуждено было издать циркуляр прокурорам судебных палат, где предписывалось, амнистированных в случае ненадлежащего поведения или уклонения от воинской службы направлять в суды для отмены условного освобождения.
Сложная политическая обстановка в стране, давление части безответственных политиков, спешка и растерянность властей обусловили множество правовых дефектов и коллизий при принятии указов об амнистии. Для их устранения были изданы более 50 разъяснений и дополнений.
Непродуманная амнистия привела к освобождению более 88 тыс. заключенных. Общее количество пенитенциарного контингента сократилось практически на 75%. На начало апреля 1917 г. под стражей содержалось около 41 тыс. человек. Многие места заключения оказались фактически пустыми, в других наполняемость составляла по несколько десятков арестантов, в связи, с чем встал вопрос об их реорганизации или закрытии [1].
Главное тюремное управление в первые дни февральских событий в результате народных волнений было фактически разгромлено, делопроизводство его почти полностью уничтожено. Однако, Главное управление, возглавляемое вновь назначенным начальником профессором А. А. Жижиленко, вскоре постепенно возобновило свою работу. Уже 10 марта 1917 г. в Управлении состоялось расширенное совещание по проверке правильности содержания арестованных. Было принято решение на первоначальном этапе принять в ведение управления все арестные помещения столицы и обслуживать их силами своего персонала.
Февральские события привели к серьезной переоценке содержания карательной политики государства, деятельности институтов, непосредственно реализующих эту политику. 26 апреля 1917 г. постановлением правительства принимается решение о переименовании Главного тюремного управления в Главное управление мест заключения, а Совета по тюремным делам в Совет по делам мест заключения.
Новый состав Совета по делам мест заключения включал в себя начальника Главного управления мест заключения, который являлся его председателем, двух его помощников и 9 членов: старшего председателя и
прокурора Петроградской судебной палаты, председателя Петроградского окружного суда, председателя столичного съезда мировых судей, одного из присяжных поверенных округа Петроградской судебной палаты, представителя Совета рабочих и солдатских депутатов, представителя столичного Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения, и заведующего Петроградскими воспитательно-исправительными заведениями для несовершеннолетних. В Совете допускалось членство вместо некоторых из названных должностных лиц, их заместителей или членов, возглавляемых ими ведомств. Последняя категория, а также некоторые из членов Совета подлежали обязательному избранию их в Совет на общих собраниях своих ведомств и учреждений [2].
Совет по тюремным делам во многом унаследовал функции своего предшественника. Сфера его деятельности включала вопросы управления и устройства мест заключения; содержания и пересылки арестантов; рассмотрение проектов смет доходов и расходов по тюремному ведомству и годовых отчетов Главного управления, а также дела, связанные с оказанием помощи, освобождающимся и другие вопросы, которые могли вносить министр юстиции и начальник управления. При создании Совета пошли по наиболее простому пути, что придало ему несколько декларативный характер и существенно снизило практическую значимость для тюремной системы, поскольку Совет, сформированный из представителей различных ведомств только Петрограда, едва ли мог плодотворно работать в масштабах всего государства.
Временное правительство, сохранив практически в прежнем виде систему лишения свободы, вскоре приступило к разработке новой доктрины реализации уголовной репрессии, определив главной задачей деятельности мест заключения перевоспитание человека, совершившего преступление.
Правительство утвердило новую структуру Главного управления, включающую канцелярию, четыре отдела, три инспекции и 13 делопроизводств. Штатная численность центрального аппарата составляла 89 должностных лиц, расходы, на содержание которых планировались в размере 652156 руб. 58 коп. [3]
Летом 1917 г. власть Главного управления распространялась на 673 учреждения, подавляющее большинство которых составили губернские и уездные тюрьмы общего устрой-
ства [4]. Непосредственное управление ими осуществлялось, как прежде, губернскими тюремными инспекциями, которые в свою очередь были подчинены, кроме Главного управления мест заключения, еще и губернским комиссарам Временного правительства, заменивших прежних губернаторов. Указания и распоряжения Главного управления обычно направлялись губернским комиссарам, а они передавали их в тюремную инспекцию, реже
- непосредственно начальникам тюрем. Комиссары своими приказами осуществляли назначение на тюремные должности и санкционировали часть статей расходов на тюремные нужды, что делалось по представлению тюремных инспекторов
Возникшие в ряде губерний общественные комитеты и их исполнительные бюро также учреждали должности комиссаров по тюремной части. Вмешательство этих комиссаров в деятельность мест заключения нередко носило бесцеремонный характер и очень часто приводило к трениям и с чинами тюремной инспекции, и с администрацией мест заключения. Понимая важность тюремных инспекций, как основного звена в сфере управления местами заключения, 5 августа 1917 г. Временное правительство на своем заседании рекомендовало министру юстиции «принять срочные меры к поднятию авторитета и к обеспечению нормальной деятельности тюремной инспекции» [5].
29 июля 1917 г. Временное правительство принимает постановление «Об установлении нового расписания должностей начальников и помощников начальников мест заключения и отпуске средств на улучшение быта чинов стражи и других служащих при местах заключения», которым значительно были повыше -ны оклады денежного содержания тюремной администрации и стражи. Эта мера правительства была направлена на обеспечение возможности «обновления этого состава более отвечающими своему назначению новыми работниками, преимущественно из числа увольняемых по неспособности к строевой службе офицеров» [6]. Чинам тюремной стражи, не пользующимся служебным жильем, полагалось снова выплачивать квартирные деньги, а также вознаграждение за выслугу лет.
Более детально мероприятия по совершенствованию службы тюремной стражи определялись в циркуляре Главного управления № 68. Циркуляр обращал внимание тюремных инспекций и администрации мест лишения свободы на необходимость «самого
корректного и основанного на справедливости отношения к надзору», своевременного удовлетворения надзирателей всеми видами довольствия, заботливого отношения к нуждам стражи и членам их семей. Такое отношение, по мнению управления, являлось «существеннейшим условием успешной постановки дела управления пенитенциарными учреждениями» [7].
Главным управлением намечались и дальнейшие меры по улучшению условий работы тюремной администрации: увеличение численного состава надзора; улучшение их жилищных условий; увеличение расходов на лечение надзирателей и членов их семей; пересмотрение выплат пособий надзирателям на воспитание детей; улучшение пенсионного обеспечения, а также ряд просветительных мер (библиотеки, школы, лекции) повышение общеобразовательного уровня надзирателей, чтобы они в будущем «могли принять более непосредственное и сознательное участие в сложном и разно -стороннем деле пенитенциарного воздействия на заключенных» [8].
Наряду с вышеуказанными мерами ужесточались требования к чинам тюремной стражи. Поступающие на службу были обязаны в точности и беспрекословно выполнять распоряжения Главного управления мест заключения о службе тюремной стражи и внутренний распорядок в местах заключения, подчиняться законным распоряжениям соответствующих должностных лиц. Каждый, вновь поступавший на службу надзиратель давал письменное обязательство «обходиться с заключенными человеколюбиво, спокойно, справедливо, поддерживая перед ними свое служебное достоинство серьезным и добро -совестным отношением к делу, трезвым и добропорядочным поведением и образом жизни» [9]. В целях обеспечения надлежащего исполнения служебных обязанностей принятый на работу, так же как и раньше, вносил залог в размере половины месячного оклада денежного содержания, который при самовольном прекращении службы не возвращался. За проступки и упущения по службе надзиратели могли быть подвергнуты следующим наказаниям: замечание, выговор, денежный штраф в размере до 25% месячного оклада, смещение на низшую должность и увольнение со службы. Предусматривалось добровольное оставление службы, но в этом случае надзиратель был обязан уведомить начальника места заключения о своем решении не менее чем за две недели.
В условиях сложной общественно-политической и экономической ситуации в стране, трудного положения, в котором оказалась система исполнения наказания, Главное тюремное управление приказом № 2 от 18 марта 1917 г. объявляет о предстоящем открытии кратковременных курсов тюрьмоведения. Уже 7 апреля 1917 г. постановлением правительства учреждаются при Главном управлении трехмесячные пенитенциарные курсы для специальной подготовки кадров тюремной администрации. На учебу принимались лица с высшим и средним образованием, преимущественно офицеры и солдаты-инвалиды, а также с разрешения начальника ГТУ лица, уже занимавшие должности в тюремном ведомстве. Руководство учебной частью возлагалось на совет курсов, состоящий из преподавателей и возглавляемый начальником Главного управления. Учебная программа курсов включала в себя: общее законоведение с изложением основ государственного устройства; начала уголовного права; учение о наказании в связи с тюрьмоведением; уголовную политику и социологию; элементарные сведения по психопатологии и уголовной антропологии; тюремную гигиену и санитарию; меры борьбы с детской преступностью; тюремную статистику и отчетность; товароведение; практические занятия и рефераты [10].
Продолжала работу и существовавшая ранее при Московской женской тюрьме школа подготовки тюремных надзирательниц. В школу принимались лица не моложе 21 года, с образованием в объеме городской или сельской школы и пригодные по состоянию здоровья к службе в тюремной страже. Обучение было бесплатным и продолжалось в течение 6 месяцев. По окончании школы выпускницы получали особые свидетельства и пользовались преимуществом при замещении вакантных должностей тюремных надзирательниц.
Произошли и определенные изменения в режиме отбывания наказания. Начальник Главного управления особым приказом потребовал от чинов тюремной инспекции и администрации тюрем обращаться с заключенными человеколюбиво и гуманно, без унижения их человеческого достоинства. Распоряжения аналогичного характера поступали и от губернских органов тюремного управления. Так, циркуляром тюремной инспекции Москвы, к примеру, рекомендовалось чинам тюремной администрации обращаться к заключенным только на «Вы»,
а иное обращение исключить, также предлагалось и при личном обращении и в документах вместо термина «арестанта» употреблять «заключенный». «Строгость в исполнении своего служебного долга, не допускающая ненужных поблажек, должна сопровождаться человечностью к тем, кому вместе с наказанием мы должны принести исправление»,
- говорилось в циркуляре [11].
Но вместе с тем, Главное управление решительно берет курс на безусловное соблюдение режима отбывания наказания. «Пенитенциарный режим, - отмечалось в одном из циркуляров, - ставящий во главу угла возрождение и социальное перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и не забывающий в заключенном личного человеческого достоинства, должен, конечно, покоиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения» [12].
В Москве и Петрограде были предприняты попытки учредить советы из представителей прокуратуры, юстиции, адвокатуры, городского и земского самоуправления, тюремных благотворительных комитетов, патроната и представителей советов рабочих и солдатских депутатов и иных общественных формирований для более качественного осуществления надзорных функций за правильным исполнением наказания в местах заключения и рассмотрения жалоб заключенных. Но, к сожалению, такие советы созданы не были, хотя польза от их деятельности была бы несомненной.
За непродолжительный срок деятельности Временного правительства, тюремная политика, как впрочем, и вся государственная политика, претерпела существенные изменения. Политические и социально-экономические потрясения, вызвавшие глубокий кризис общества, отразились и на тюремной системе в том числе. Серьезный материальный ущерб, причиненный в первые февральские дни, так и не удалось преодолеть. Широкомасштабная амнистия и частичная реорганизация управленческих структур привели к существенному сокращению тюремной системы. Это послужило основой для подготовки новой концепции исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы на либеральных началах с широким использованием прогрессивной системы отбывания наказания. Значительно смягчились режимные требования, вначале даже переходя разумные пределы, но в после -дующем этот перекос был устранен. Большие
трудности в организации эффективного исполнения наказания были обусловлены отсутствием соответствующей складывающимся обстоятельствам нормативной базы. Сильное и неоднозначное влияние оказывали на функционирование тюремной системы различные общественные формирования и Советы рабочих и солдатских депутатов. Они активно вмешивались в тюремные дела, а порой присваивали себе контрольные и даже властно-распорядительные функции. Все это в целом, с учетом крайне нестабильной общественно-политической обстановки в стране, непродолжительных временных параметров не позволило практически реализовать намеченные преобразования, большая часть из которых так и осталась лишь на бумаге. Эффективность деятельности Главного управления мест заключения была крайне низкой, несмотря на во многом правильные
и своевременно принимаемые нормативные акты.
Источники и литература
1. Детков М.Г. Развитие системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в России: дис ... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 10.
2. ГАРФ, ф.7420, оп.1, д.122, л.44.
3. ГАРФ, ф.7420, оп.1, д.122, л.л.1, 2, 17.
4. ГАРФ, ф.122, оп.2, д.1350. л.4.
5. Журнал Временного правительства. №148 от 5 августа 1917г.
6. ГАРФ, ф.122, оп.2, д.1350, л.5.
7. ЦИА Москвы, ф.474, оп.7, д.9, л.61.
8. ЦИА Москвы, ф.474, оп.7, д.9 л.60.
9. ЦИА Москвы, ф.474, оп.7, д.9, л.60об
10. Скрипилев Е.А. Тюремная политика и тюремное законодательство Временного правительства. М.: ВШ МООП СССР, 1968. С. 37.
11. ЦИА Москвы, ф.474, оп.11, д.8, л.л.13, 20.
12. ГАРФ, ф.7420, оп.1, д.122, л.14.
Petrenko N.I. TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONAL-LEGAL BASES OF PENITENTIARY SYSTEM IN PROVISIONAL GOVERNMENT
Article is devoted to the analysis of intrinsic changes in legal regulation and organizational maintenance of activity of system of places of an execution of the punishment in the form of imprisonment during the period between February and October revolutions of 1917.
Key words: penitentiary system, Provisional government, Central administrative board of jails.
ПЕТРЕНКО Николай Иванович родился в 195S г., окончил Рязанскую высшую школу МВД СССР (19S5), д-р юрид. наук (2QQ2), профессор Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор более 14Q работ.
УДК 37.014
К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
А. И. Петров
Произведена попытка определить сущность правового просвещения, проводимого органами прокуратуры, установлено соотношение правового просвещения и правового воспитания, определены пределы правового просвещения, сформулировано понятие «правовое просвещение, проводимое органами прокуратуры» как самостоятельная функция, внесены предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.
Ключевые слова: прокуратура, функция, правовое просвещение, правовое воспитание, пределы правового просвещения.
Правовое просвещение является одним положений действующих нормативных пра-из направлений деятельности органов проку- вовых актов, а также практики их приме -ратуры. Председатель Верховного Суда Рос- нения в целях формирования убежденности сийской Федерации В.М. Лебедев определяет в необходимости соблюдения законов и правовое просвещение как распространение предупреждения правонарушений [2, 6]. в обществе знаний о праве и разъяснение В теории государства и права использу-