Научная статья на тему 'Американский рынок обучения за рубежом'

Американский рынок обучения за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощеков Виктор Владимирович

Рассматриваются основные характеристики американского рынка обучения за рубежом с целью выявления оптимальных параметров образовательных программ для американских студентов в российских вузах. Проанализированы требования американской стороны, рассмотрен рынок существующих программ, ориентированных на американских студентов в разных странах, выявлены основные тенденции его развития. Работа написана с учетом личного опыта автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американский рынок обучения за рубежом»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

АМЕРИКАНСКИЙ РЫНОК ОБУЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

В.В.КРАСНОЩЕКОВ

Статья представлена доктором педагогических наук, профессором Сурыгиным А.И.

Рассматриваются основные характеристики американского рынка обучения за рубежом с целью выявления оптимальных параметров образовательных программ для американских студентов в российских вузах. Проанализированы требования американской стороны, рассмотрен рынок существующих программ, ориентированных на американских студентов в разных странах, выявлены основные тенденции его развития. Работа написана с учетом личного опыта автора.

Обучение студентов за рубежом как необходимое условие развития американского

общества

По определению Ассоциации международного обучения (NAFSA) под обучением американцев за рубежом понимается участие в любой образовательной программе, которая приносит учебные кредиты [1]. В настоящее время обучение за рубежом рассматривается в качестве одного из приоритетов национальной образовательной парадигмы США. Необходимость обучения за рубежом обосновывается следующими факторами:

- глобализация политических и экономических процессов, в том числе в сфере бизнеса (наиболее важной для американского менталитета);

- миграция населения, в том числе постоянное увеличение доли мигрантов в демографической структуре США;

- достижение определенного равновесного положения в разных сферах, в том числе и в бизнесе и в менеджменте, сложившегося в результате отсутствия притока новых идей, которые можно было бы почерпнуть за границей;

- падение престижа американской нации в мире из-за созданного стереотипа американца, абсолютно некомпетентного в области культуры других стран, не способного и не стремящегося понять представителей иных культур.

В 2002 г. было проведено исследование, которое показало, например, что только 3% американцев в возрасте 18-24 лет смогли правильно указать на карте 11 стран Азии, меньше 25% смогли назвать 4 азиатские страны, обладающие ядерным оружием. Таким образом, в определенной степени ставится под угрозу безопасность страны, обеспечение которой в недалеком будущем может попасть в руки некомпетентных людей. Отмечено, что трагические события 11 сентября 2001 г. в определенном смысле поставили Америку «лицом к лицу» с другим миром, не замечать существование которого уже стало невозможно даже обывателю.

В любом случае руководители всех звеньев американской системы образования признают, что обучение за рубежом:

- повышает лингвистическую и культурную компетентность студентов, их способности к учению, способствует их интеллектуальному росту, а также и карьерному росту при профессиональной деятельности;

- вносит ощутимый вклад не только в индивидуальный рост студентов, но и улучшает ряд социально-психологических показателей нации в целом, поэтому рассматривается в качестве национального приоритета;

- является наиболее эффективным способом научить студента жить и работать в условиях иной культуры, в том числе в условиях мультикультурного окружения в самих США, что позволяет формировать новую стратегию позиционирования США в современном мире.

Таким образом, имеет смысл принять вызов американского общества и дать возможность России стать одним из равноправных участников рынка образовательных услуг, ориентированного на США.

Количественные показатели обучения американских студентов за рубежом: динамика развития и современное состояние

В 1985/1986 академическом году около 50 000 американских студентов выезжали за рубеж по различным образовательным программам. В 2002/2003 году эта цифра составила около 170 000 человек, т.е. произошел абсолютный рост численности выезжающих более чем в три раза. Однако эта цифра составляет лишь 3% всего студенческого контингента США (если же брать в расчет всех обучающихся в учебных заведениях различных типов, то этот показатель снижается до 1%), т.е. американский рынок обучения за рубежом далек от насыщения.

Тенденции роста можно наблюдать и по программам Американского института обучения за рубежом (AIFS). Если в 1999/2000 году AIFS предлагал студентам обучение в 6 странах, в 1 университете каждой страны, то в 2004/2005 число стран достигло 14, причем в трех из них свои программы предлагают сразу по 3 университета.

Типичный участник зарубежных программ - белая молодая особа женского пола, изучающая гуманитарные или социальные науки: 63% выезжающих студентов - девушки, 82%

- представители белой расы. Эти характеристики в последние годы слегка изменились в сторону расширения поля специальностей, но тем не менее, их следует учитывать при проектировании образовательных программ для американцев.

Традиционным регионом, принимающим американских студентов, остается Западная Европа, где обучаются около 70% американцев, причем 50% предпочитают учиться в Великобритании, Испании, Италии и Франции. Привлекательными факторами являются высокий уровень жизни, культуры и безопасности и близость жизненных стандартов американским, а также высокий, с точки зрения руководителей образования, уровень подготовки студентов в вузах этих стран. Из исследованных NAFSA 75 университетов-партнеров 51 оказался в Западной Европе и только 3 - в странах Центральной и Восточной Европы. Около 12% студентов выбирают для обучения университеты Латинской Америки, что объясняется близостью региона и относительной дешевизной обучения и жизнеобеспечения. Кроме того, традиционно многие американцы изучают испанский язык, а ехать в Испанию -далеко и дорого. Перспективными для расширения сотрудничества считаются следующие регионы: Европа (включая Центральную и Восточную), Латинская Америка, Австралия/Новая Зеландия и Канада/Мексика. Следует отметить, что перечисленные регионы и страны, кроме некоторых районов Канады, конкурируют с Россией и по одному из важнейших факторов -климату, более теплому и мягкому, чем в нашей стране.

По абсолютным цифрам среди выезжающих за границу на учебу американцев большинство составляют студенты крупных университетов. Однако в процентном отношении доля студентов, участвующих в зарубежных образовательных программах, относительно общей численности контингента студентов данного университета выше для малых и негосударственных университетов. Дело в том, что такие университеты более однородны по номенклатуре специальностей, причем именно тех, которые традиционны для обучения за рубежом - социальные и гуманитарные науки, искусство. Это означает, что партнерские связи с малыми университетами могут дать в плане организации образовательных программ немалый эффект, и нельзя игнорировать их в маркетинговой деятельности.

Структура специальностей американских зарубежных программ и ее динамика

15-20 лет назад за рубеж выезжали американские студенты, изучающие иностранные языки, они составляли основную массу участников образовательных программ, именно ориентированные на язык программы предлагались американцам за рубежом. За последние 15

лет число американцев, изучающих иностранные языки, снизилось с 16% от общего числа студентов США до 8,7%. Соответственно возникла потребность в расширении тематики программ. Приоритетными областями для обучения американцев за рубежом в настоящее время являются:

- экономика (17,6% участников программ);

- политика;

- гуманитарные науки;

- социальные науки (21,9% участников программ).

При этом по сравнению с 1993/1994 учебным годом число участников программ в области экономики и менеджмента возросло на 6,5%, в области естественных наук - на 4%, в то время как по языковым программам убыль составила 8%, что соответствует степени уменьшения интереса к изучению языков в США. В последние годы среди курсов, предлагаемых зарубежными партнерами для американских студентов, появились математические, экологические, компьютерные.

По материалам КАББА, ДТБЯ и других организаций и университетов США, направляющих студентов на обучение за рубежом, можно выявить обобщенную тематическую структуру курсов, предлагаемых иностранными университетами для американских студентов (табл. 1).

Таблица 1

Распределение курсов зарубежных образовательных программ для американцев

по направлениям подготовки

Курсы по отраслям наук Количество курсов % от общего числа

1. Языковые 54 13,2%

2. Гуманитарные (искусство, литература, история, философия) 181 44,5%

3. Социальные (социология, психология, антропология) 42 10,5%

4. Политические (политология, международные отношения) 58 14,2%

5. Экономические (экономика, бизнес, менеджмент) 51 12,5%

6. Естественные и другие (математика, география, экология, компьютеры) 21 5,1%

Наиболее активно выезжают за границу американские студенты, обучающиеся бизнесу и менеджменту, таких 10,7% от общего контингента студентов-экономистов вузов США, далее следуют инженеры (8%) и будущие педагоги (5,9%). Учет этих данных дает немного, поскольку подавляющее число студентов США выбрали для изучения в университете гуманитарные и социальные науки.

Для полноты анализа следует подчеркнуть, что качественная структура программ, выбираемых американцами, существенно зависит от категории страны пребывания. Огрублено все страны, принимающие американцев на обучение, можно разделить на три категории: развитые (Западная Европа, Австралия, Канада), страны с переходной экономикой (Центральная и Восточная Европа, в том числе Россия, большая часть Латинской Америки, Китай), развивающиеся (Кения, Пуэрто-Рико). В странах последней категории программы очень ограничены по содержанию и, фактически, маскируют образовательный туризм.

Предлагающиеся 1-2 курса на всю программу вряд ли можно рассматривать всерьез. Для стран с переходной экономикой трудно ожидать большого притока американских студентов на экономические, политологические или социологические курсы общего характера, изучать такие курсы американцы предпочитают в развитых странах. С другой стороны, у американцев повышенный интерес вызывает все, связанное с переменами в общественной жизни как политическими, так и экономическими, и, особенно, социальными. Поэтому курс, предлагающийся в Аргентине «Масс-медиа как зеркало социальных изменений», пользуется успехом у американских студентов. Курсы такого плана, касающиеся всего спектра экономических, политических, социальных проблем, будут уместны и в Чешской Республике, и в России.

Очевидно, что заказчики образовательных программ в лице руководителей американского образования разных уровней пытаются получить от страны-реципиента и отразить в преподаваемых курсах то лучшее, что накопило соответствующее государство и общество за свою историю. Так в Италии программы сосредоточены на изучении культурного наследия, Великобритании и Австрии - политики и бизнеса, Южной Африки - литературы и т.д. В этом плане не удивителен интерес американцев к русскому изобразительному и музыкальнодраматическому искусству, а также литературе. Курсы такого направления пользуются

устойчивым спросом американских партнеров российских вузов.

Основные ограничения и барьеры для развития обучения за рубежом

Американские источники отмечают наличие следующих барьеров, затрудняющих академическую мобильность американских студентов: финансовый, культурный,

лингвистический, педагогический, субъективный.

Финансовые ограничения будут рассмотрены ниже ввиду их важности, а возможно, и определяющего значения при проектировании американским студентом обучения за рубежом.

Весьма серьезными являются культурные ограничения, понимаемые в широком смысле. Эта проблема соединяет в себе несколько. Во-первых, американские студенты неуверенно чувствуют себя в условиях иной культуры, не имея возможности и/или не желая примеривать на себя чужие культурные нормы. Принимая американский образ жизни и американские жизненные стандарты и ценности за абсолют, они сознательно или подсознательно требуют предоставления аналогичных условий за границей. Не получая, естественно, их в полной мере даже в благополучной Европе, студенты приходят в состояние фрустрации, что влечет за собой неуспех программы. Даже само ожидание этой фрустрации побуждает подавляющее большинство из них оставаться дома. Во-вторых, в силу самодостаточности, либо ограниченности, многие американцы полагают, что все хорошее уже создано и существует в Америке, поэтому поездка за рубеж будет напрасной тратой времени и средств. В-третьих, многие студенты и их родители отвергают обучение за рубежом по соображениям личной безопасности, в том смысле, что условия безопасности, эквивалентные американским, не могут быть созданы в других странах.

Другой причиной нежелания учиться за границей является спад и так невысокого интереса американцев к изучению иностранных языков. Некоторые из них наивно полагают, что смогут в любой стране свободно изъясняться по-английски, возможно, они-то и составляют значительную долю контингента обучающихся за рубежом.

Следующей проблемой является различие в педагогических системах США и других стран. Основополагающий принцип американской образовательной парадигмы - развитие гармоничной, свободной, комфортно себя ощущающей личности, привел США к созданию особой педагогической системы, практически исключающей неуспехи учеников, причем не только в школах, но и в университетах [3, с. 58]. В результате по большей части оценивается не объективно достигнутый уровень знаний, умений и навыков, а уровень личностного роста в данной области. Столкновение с иными педагогическими системами, в частности с российской, приводит к фрустрации американских студентов. Кроме того, вузовский менеджмент в США

работает идеально, чего трудно требовать от университетов стран с другим национальным менталитетом.

Наконец, субъективные обстоятельства можно кратко охарактеризовать тем, что 75% всех американских студентов являются «нетипичными», что явилось результатом политики диверсификации образовательного процесса в США. Они либо не закончили среднюю школу, либо не сразу после школы поступили в университет, либо являются part-time students, либо женаты, либо параллельно работают и т.д. В результате студентам трудно вписаться в зарубежные программы, построенные по определенным стандартам и рассчитанные на «стандартных» же студентов.

Для преодоления барьеров предлагается, во-первых, вести активную промоутерскую деятельность в американских университетах и колледжах, формируя позитивный образ зарубежных образовательных программ, во-вторых, требовать от зарубежных партнеров выполнения некоторых условий при приеме американских студентов на обучение.

Требования, предъявляемые к программам обучения за рубежом

Главным из этих требований является обеспечение гарантий по безопасности и сохранению здоровья студентов. В проблему обеспечения безопасности вовлечены все 4 участника процесса обучения за рубежом: организаторы программ, домашние университеты, принимающие университеты и сами студенты. Профессиональными ассоциациями США изданы специальные рекомендации «Ответственное обучение за рубежом: прекрасная практика сохранения здоровья и безопасности». Программы должны быть организованы так, чтобы свести к минимуму риски их участников. Имеется в виду безопасность проживания, нахождения вне дома, перемещения по стране. Большую роль играют возможности обеспечения безопасным питанием. В любом случае студентам должны быть представлены возможные способы охраны их безопасности и здоровья до осуществления поездки. В свете проблем безопасности наиболее целесообразными признаны так называемые faculty led programs, то есть программы, организованные одним вузом и возглавляемые преподавателями этого вуза. Как расширенный вариант рассматриваются программы, участниками которых являются студенты нескольких вузов, проводящиеся под руководством преподавателей и/или представителей администрации вузов либо организаций. Рекомендованы, хотя и в меньшей степени, также обменные программы при условии, что группы американских студентов также будут возглавляться преподавателями. Эти программы привлекательнее по стоимости, но менее безопасны. Кроме того, непонятно, каким образом будет оплачиваться труд сопровождающего преподавателя. Прямой прием американских студентов-индивидуалов рекомендован только для вузов Европы, хотя, разумеется, бывают исключения. Требования безопасности вступают в некоторое противоречие с основной целью обучения - получением новых знаний и опыта. Например, в целях безопасности разумно было бы исключить учебные визиты вне стен университета в проблемных странах и регионах. Но тогда знакомство с изучаемыми культурами будет весьма ограниченным. Поэтому должен соблюдаться баланс между требованиями безопасности и содержательным наполнением учебной программы.

Другим важным требованием является обеспечение качества учебных программ [2, с. 151175]. Качество оценивается следующими способами. Во-первых, требуется наличие силлабуса курса, за который в дальнейшем начисляются кредиты. Силлабусы предоставляются преподавателями зарубежных вузов до записи студентов на программы и оцениваются преподавателями и администрацией американских университетов. Именно по силлабусам студенты судят о курсах, выбирая их при формировании личной программы обучения за рубежом. В качестве примера можно привести силлабусы курсов летних школ, организованных Институтом международных образовательных программ Санкт-Петербургского

государственного политехнического университета для студентов университетской системы штата Джорджия в 2003 и 2004 гг. [4,5]. Эти силлабусы не во всем совпадают с силлабусами американских преподавателей, которые более значительны по объему и являются своего рода

юридическим документом - соглашением между преподавателем и студентом, определяющим взаимные права и обязанности. Если для руководства американского вуза наиболее важным в силлабусе курса является его содержание, то для студента ведущую роль играет система контроля и оценивания. Не секрет, что многие студенты выбирают для изучения те курсы, преподаватели которых выставляют более мягкие требования. Во-вторых, зарубежный университет должен быть аккредитован (по определенным направлениям подготовки) в одном из национальных органов (агентств) по аккредитации. Студенту, обучавшемуся в неаккредитованном вузе, могут не зачесть кредитов, ему может быть отказано в предоставлении финансовой помощи для поездки. В-третьих, агентства по аккредитации и различные национальные профессиональные ассоциации выпускают рекомендации по обучению за рубежом. Эти рекомендации содержат примерное содержание курсов и т.д., хотя и не являются обязательными. Проблемам качества зарубежного образования уделяется внимание даже на федеральном уровне, что является серьезным показателем для Америки, в целом либерально относящейся к самоуправлению на уровне штатов в области образования. Крайним способом решения проблемы качества преподавания является привлечение для чтения курсов американским студентам за рубежом преподавателей американских же колледжей. Этот путь нежелателен как по соображениям престижа принимающего университета, так и по ограниченности приобретаемого студентами опыта, но тем не менее он имеет место.

С качеством программ связано еще два требования: к педагогическим аспектам курсов и к менеджменту (логистике) программ. На практике это означает, что программы, насколько это возможно, должны проектироваться и реализовываться с учетом понимания этих аспектов американской традицией. В целом жесткая российская модель отношений педагог-ученик и преподаватель-студент совершенно неприемлема для американцев [2, с. 261-267]. Для американских студентов очень важным является понятие академической свободы. Российским преподавателям следует воспринимать непривычное во многом поведение американских студентов не в качестве проявления неуважения к ним, а просто как иную модель отношений. Возможность выбора, разнообразие форм проведения занятий -вот полезные черты американского образования, которые следует использовать при проведении программ как для американских, так и для российских студентов. Четкая организация и соблюдение расписания, недопустимость опозданий и пропусков занятий преподавателями, информационное и методическое обеспечение всех без исключения занятий - вот основные выходы американского менеджмента в сфере высшего образования.

Современные тенденции в ценообразовании и проектировании длительности обучения американских студентов за рубежом

Как было упомянуто, одним из основных барьеров для обучения за рубежом является стоимость программ. Цены колеблются от минимума в $2000-$3000 за программу длительностью в несколько недель до $16000 за семестровую программу (в указанную стоимость входит обучение, проживание, питание, транспорт внутри страны, но не входит цена авиабилетов). Ниже (табл. 2) приведены цены за 6-недельную программу для стран различных регионов по состоянию на 2004 г. (без авиабилетов, если не указано особо).

Таблица 2 Стоимость 6-недельной образовательной программы для американских студентов в университетах различных принимающих государств

Страна Стоимость программы

минимальная максимальная

Израиль $8000 (с авиабилетами)

Кения $5000 (с авиабилетами)

Австралия $3200 $5900

Чешская Республика $4240 $5200

Франция $3300 $6875

Великобритания $2885 $7500

Италия $2885 $7800

Мексика $2000 $3795

Различие в ценах объясняется, во-первых, различием принимающих университетов в пределах одной страны, во-вторых, различным наполнением программы: студент может выбрать 1 или несколько курсов, предпочесть получать питание в университете, либо организовать его самостоятельно, жить в общежитии разной комфортабельности (одно- или двухместное размещение), либо в семье и т.д.

Факторы, влияющие на образование цены: местоположение страны-реципиента, стоимость перелета, размещения, питания, транспорта внутри страны. Большую роль играет политика принимающего университета. Некоторые университеты, особенно Великобритании и Австралии, рассматривают программы обучения американцев за рубежом как существенный источник дохода для своего университета, что приводит к росту административных расходов, удорожанию курсов и т.д.

С вопросами ценообразования тесно связаны вопросы длительности предлагаемых программ. В период 1993-2002 г. г. рост количества участников коротких программ составил 330%! В то же время число участников семестровых программ сократилось на 75%, годовых -на 50%. По данным ДТБЯ значительно увеличилась доля студентов, выбирающих полусеместровые программы. 10 лет назад это были единичные случаи, в настоящее время такие студенты составляют до 20% общего контингента выезжающих за рубеж. К 2004 г. уже выработался общеамериканский стандарт короткой программы - 6 недель. Короткая программа реализует возможность студента учиться за границей и не тратить при этом значительные (по американским масштабам) суммы. Студенты инженерных специальностей вообще не склонны выезжать за границу надолго. Кроме того, в последние годы увеличилось число американских студентов, работающих параллельно с учебой. Таким студентам трудно выкроить время для отъезда за границу на срок больше двух месяцев. Хотя семестровая программа дает больше кредитов, и обычно суммарный денежный эквивалент одного кредита на семестровой программе ниже, чем на краткосрочной, студенты все же предпочитают платить меньшие абсолютные суммы за обучение за рубежом.

Выводы

Проведенный анализ показывает, что обучение за рубежом американских студентов можно рассматривать как одно из важных направлений развития американской системы высшего образования, имеющее положительную динамику. Оно поощряется на федеральном уровне и приобретает статус национального приоритета. К зарубежным программам предъявляются

жесткие требования по качеству преподаваемых курсов, менеджменту программы и безопасности студентов. Наиболее перспективными формами обучения за рубежом можно признать программы краткосрочного обучения, причем группы студентов возглавляются преподавателями и представителями администрации американских вузов. Россия как принимающая сторона слабо охвачена американской системой зарубежного образования, но российский рынок образовательных услуг становится все более привлекательным для американской стороны.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.nafsa.org.

2. American Association of University Professors. Policy Documents & Reports. - Washington: AAUP, 2001. - 324 p.

3. Фол С. Эти странные американцы. - М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001. - 72 с.

4. Summer study in St.Petersburg. Syllabi/ Под ред. А.М.Алексанкова, В.В.Краснощекова. СПб.: СПбГПУ, 2003. - 16 с.

5. Summer study in St.Petersburg June 7 through July 7, 2004. Syllabi/ Под ред. А.М.Алексанкова, В.В.Краснощекова. СПб.: СПбГПУ, 2004. - 16 с.

AMERICAN MARKET OF STUDY ABROAD

Krasnoschekov V.V.

The main features of the American market of study abroad are considered. The goal of this paper is to find the optimal parameters of educational programs for American students located in Russia. The requirements of American education system are analyzed. Market of existing programs for American students study in different countries is considered. The main trends of the market development are emphasized. Authors experience is taken into consideration.

Сведения об авторе

Краснощеков Виктор Владимирович, 1959 г. р., окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (1982), кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, начальник отдела приема и командирования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, автор более 200 научных работ, область научных интересов - педагогика высшей школы, проблемы обучения на неродном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.