Научная статья на тему 'Некоторые вопросы обучения на программе MBA в Техасском a&m университете (США)'

Некоторые вопросы обучения на программе MBA в Техасском a&m университете (США) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новаторов Э.В.

В статье обсуждаются финансовые, организационные, управленческие и этические вопросы подготовки специалистов уровня МВА в Техасском A&M университете (США). Анализируются сильные и слабые аспекты системы обучения на программе МВА в Техасском A&M университете (США). В статье обосновывается вывод о возможности заимствования и использования в государственных университетах РФ системы кредитных часов, лежащей в основе американской системы подготовки специалистов МВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новаторов Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы обучения на программе MBA в Техасском a&m университете (США)»

Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2004. Вып. 1 (№ 8)

Э. В. Новаторов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОГРАММЕ MBA В ТЕХАССКОМ A&M УНИВЕРСИТЕТЕ (США)

В статье обсуждаются финансовые, организационные, управленческие и этические вопросы подготовки специалистов уровня МВА в Техасском A&M университете (США). Анализируются сильные и слабые аспекты системы обучения на программе МВА в Техасском A&M университете (США). В статье обосновывается вывод о возможности заимствования и использования в государственных университетах РФ системы кредитных часов, лежащей в основе американской системы подготовки специалистов МВА.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием в России рынка платных образовательных услуг у специалистов обозначился интерес к образованию уровня «мастер делового администрирования» (Master of Business Administration; MBA). «Мастер делового администрирования» — это программа подготовки менеджеров высшего уровня, которая дает знания и навыки, необходимые для успешного управления бизнесом. Как правило, на такие программы принимают людей с высшим образованием и опытом руководящей работы. В рамках программ МВА изучаются такие дисциплины, как менеджмент, маркетинг, финансы, экономика и многие другие. Степень МВА увеличивает шансы получить продвижение по службе или интересную работу с более высокой зарплатой, а также позволяет установить деловые связи.

По сравнению с зарубежными МВА-программами российские МВА-программы относительно молоды и немногочисленны, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, само бизнес-образование в России существует не более десяти лет. Во-вторых, в России только формируется профессорско-преподавательский состав, способный работать на уровне МВА-образования. Наконец, Российская Федерация стала регулировать МВА-образование лишь с осени 1999 г., позволяя выдавать выпускникам диплом МВА государственного образца. По этим причинам в России среди высших администраторов университетов обозначился интерес к зарубеж-

© Э. В. Новаторов, 2004

ному опыту организации, финансирования и администрирования программ МВА [Беклешов, 1975; Гладких, 2002; Деревягина, Ивашкова, 2001; Евенко, 1998; Катькало, 2002; Davydova, 2002].

Вероятно, такой интерес обусловлен растущей конкуренцией среди российских учебных заведений, предлагающих программы МВА, и заботой администраций этих программ о повышении их качественного и конкурентного уровня. В связи с этим было бы полезно обратиться к американскому опыту подготовки специалистов МВА. Целью данной статьи является попытка изучить и проанализировать опыт организации, финансирования и администрирования программы МВА в Техасском А&М университете (США), где автор проходил обучение в 1995-1999 гг.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МВА

В ТЕХАССКОМ А&М УНИВЕРСИТЕТЕ

Техасский А&М университет был основан в 1876 г. и является старейшим государственным университетом штата Техас. Университет имеет несколько филиалов и предлагает множество образовательных программ в самых разных областях знаний, включая МВА-программу в Высшей школе бизнеса им. Лоури Мэйс (Lowry Mays Graduate School of Business), существующей при университете.

Для того чтобы считаться слушателем МВА-программы в Техасском А&М университете, абитуриенту необходимо сдать стандартные вступительные тесты. Для уровня МВА таким тестом является GMAT (Graduate Management Admission Test).

GMAT оценивает уровень общего развития абитуриентов, желающих стать слушателем МВА-программы в бизнес-школе государственного университета. Тест состоит из аналитического и математического разделов, а также письменного эссе. Администрация теста GMAT проводится на компьютере.

Для иностранных абитуриентов дополнительно требуется тест на знание английского языка TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Тест состоит из четырех секций: аудирование, грамматика, объем словарного запаса и короткое эссе на заданную тему. Кроме этого теста, администрация университета может потребовать от иностранного студента прохождения теста TSE (Test of Spoken English). Этот тест оценивает возможность устно общаться на английском языке. Продолжительность теста около 20 минут. Ответы тестируемого абитуриента на заданные вопросы записываются на магнитофон.

Примечательно, что университет никакого отношения к системе тестирования не имеет, хотя тестирование может проходить на территории университета. Процесс тестирования централизован и проводится не уни-

верситетом, а персоналом отдельного независимого тестового центра (Educational Testing Service), который организует тестирование и рассылает результаты теста в 1-3 университета, которые абитуриент указал в анкете. Представители этой организации находятся практически в каждой стране мира, включая Россию, и предоставляют возможность любому желающему пройти тест у себя в стране за плату. Роль университета заключается лишь в оценке результатов тестирования абитуриентов и привлечении в свою школу наиболее подготовленных, устанавливая входную планку.

Технически процесс поступления на программу МВА выглядит следующим образом. Абитуриент обращается письменно или устно в администрацию школы бизнеса университета с изъявлением желания учиться в этом университете. Администрация школы бизнеса может попросить абитуриента представить дополнительные документы и рекомендации (например, резюме, дипломы и оценки). Затем администрация школы бизнеса информирует абитуриента о стоимости обучения в университете на предстоящий год, возможности получения стипендии и уровне проходного балла теста GMAT, принятого в школе бизнеса. Абитуриент регистрируется на прохождение теста GMAT и предварительно сдает его. Тестовый центр подсчитывает результаты теста и высылает результаты абитуриенту и администрации школы бизнеса. Администрация школы бизнеса анализирует все поступившие заявления и формирует необходимую группу студентов для обучения. Формально главным критерием для принятия положительного решения о зачислении является результат теста, но очень часто важную роль играют такие факторы, как индивидуальность студента, рекомендации, предыдущие оценки и даже гражданство. Некоторые школы бизнеса предпочитают принимать иностранных абитуриентов в зависимости от желания придать школе бизнеса международный имидж или возможности получить грант под обучение иностранного студента. Принятого абитуриента уведомляют о зачислении специальным письмом, на основе которого, например, ему придется получать студенческую визу.

Американские университеты различаются по своим академическим требованиям и устанавливают свой проходной балл для зачисления на программу МВА. Чем престижнее университет, тем выше проходной балл входящего теста. Тестирование является дорогостоящим занятием (не менее 100 долл.), но такая независимая система тестирования позволяет минимизировать возможные негативные аспекты, которые могут возникнуть при поступлении в университет, например отбор абитуриентов по расовому, половому или семейственному признаку. Тесты очень трудны по содержанию, хотя иногда и критикуются, что по характеру вопросов рассчитаны на англосаксонскую культуру, что затрудняет сдачу теста для афроамерикан-цев, латиноамериканцев и иностранцев.

Следует отметить, что процесс подготовки специалистов МВА в государственных университетах США существенно не отличается от подготовки любых других специалистов, например специалистов уровня «мастер общественного управления». Единственное отличие заключается в содержательности процесса обучения и в том, что обучение обычно проходит в школах бизнеса, существующих при университетах. Сама организация процесса обучения является системной и носит общий характер для университета. Примечательно, что форма собственности большинства университетов в США является государственной, но не на федеральном уровне, а, как правило, на уровне штата или большого города. Правительство штата выделяет из своего бюджета средства на образование под каждого зарегистрированного студента, но государственное финансирование не покрывает полностью затрат университета на обучение. Поэтому финансирование образования является смешанным. За подготовку специалиста платят правительство штата и сам студент или его спонсор.

Абитуриенту, успешно прошедшему тесты и зачисленному на МВА-программу, необходимо зарегистрироваться за неделю до начала семестра, как минимум, на три или четыре читаемых в каждом семестре предмета (курса), чтобы считаться зачисленным студентом. Это могут быть, например, «основы маркетинга», «менеджмент» и «маркетинговые коммуникации». Слушатели МВА-программы знакомятся и выбирают предметы из каталога курсов, публикуемого университетом каждый семестр. В каталоге указаны шифр курса, фамилия профессора, который будет читать данный курс в этом семестре, и количество кредитных часов, которые дает каждый курс. Интересно, что количество мест на каждом курсе малочисленно и если все места заняты, то студент не может зарегистрироваться на него, ожидая следующего семестра. Такая ситуация происходит с курсами, которые читают наиболее интересные или известные профессора. Регистрация на курсы происходит через компьютерную систему университета.

В течение двух лет слушателю МВА-программы необходимо изучить и успешно пройти минимум 12-16 предметов ((2 года = 4 семестра) X (3 или 4 курса) = 12-16 предметов) (рис. 1). Существенная часть предметов является обязательной и назначается бизнес-школой. Для получения диплома МВА необходимо изучить и успешно пройти это установленное минимальное количество предметов. Другая часть предметов не обязательна и выбирается слушателем МВА-программы по его личному усмотрению. Решающим фактором выбора при этом становится информация о том, какой профессор читает данный предмет и сколько этот предмет дает так называемых кредитов.

Зарегистрированный слушатель МВА-программ

Минимум предметов, изучаемых в одном семестре

Количество

кредитных

часов

Стоимость одного кредитного часа, долл.

Стоимость

изучения

одного

предмета, долл.

Стоимость одного

семестра, долл.

1-й предмет (например, «Реклама»)

1 2 3

600

2-й предмет (например, «Маркетинг»)

4 5 6

600

3-й предмет (например, «Менеджмент»)

7 8 9

200 200 200 200 200 200 200 200 200

600

1800

Стоимость одного семестра для студента, долл.

Количество кредитных часов

Стоимость одного кредитного часа, долл.

или

9 к. ч. х 200 + + дополнительные услуги (компьютерная лаборатория, спортивный центр, библиотека и т. п.)

Рис. 1. Система кредитных часов

Изучение одного предмета предоставляет слушателю МВА-программы три кредита. Кредит является одновременно академическим кредитом и семестровым часом. Академический кредит, или семестровый час, означает, что студент встречался с преподавателем в течение одного академического часа в неделю в течение 15 недель. Таким образом, зачет трех кредитов студенту за предмет означает, что студент встречался с преподавателем в течение 15 недель по три часа в неделю с целью изучения предмета. Другими словами, студент тратит только на лекции 9-12 часов в неделю, изучая три или четыре предмета соответственно. Организационно это может выглядеть как одна трехчасовая лекция в неделю или три одночасовые лекции в неделю по изучению одного предмета. В середине семестра предусмотрены краткосрочные каникулы.

Незачет кредитов означает, что студент либо «прогулял», либо «завалил» предмет. Пересдача экзамена запрещена. Из этого следует, что студент по данному предмету остался на второй год, т. е. на следующий семестр. Причем студент может выбрать другого преподавателя, читающего данный предмет в следующем семестре, либо выбрать другой предмет, если он не является обязательным. Но деньги за прошедший курс не возвращаются, а за новый курс надо платить снова.

Кредит является ключевой финансовой единицей в американской системе подготовки специалистов МВА. Оплата за обучение построена не за время обучения, как практикуется в России, а за полученный кредит. Теоретически при такой системе можно учиться до десяти лет при условии регистрации на курсы и продолжающейся оплаты своего обучения.

Один кредит стоит студенту или его спонсору примерно 200 долл., и эта стоимость определяется университетом на основе рыночной конъюнктуры. Каждый семестр стоимость, как правило, медленно растет верх и никогда не идет вниз. Таким образом, каждый предмет обходится слушателю МВА-программы примерно в 600 долл. (3 кредита X 200 долл. = = 600 долл. = 1 изучаемый предмет). Соответственно, каждый семестр в целом обходится студенту примерно в 1800 долл. (600 долл. X 3 предмета) плюс плата за дополнительные услуги (рис. 1). Год обучения около 4000 долл. (2 семестра X 1800 долл.). Полностью программа обучения около 8000 долл. (4 семестра X 1800 долл.).

Приблизительные цифры указаны потому, что студент в течение семестра может взять за плату дополнительные курсы. Кроме этого, американские университеты практикуют систему «три семестра в год», вводя летний семестр и сводя летние каникулы к одной неделе. Американский учебный год состоит из основных весеннего и осеннего семестра продолжительностью по 15 недель, а также дополнительного летнего семестра по 10 недель. Студент может выбрать, чем заняться летом: уйти на канику-

лы или продолжить выполнение учебного плана, ускоряя получение диплома МВА.

В дополнительные услуги входят услуги медицинской клиники в университете, посещение спортивного комплекса, доступ к компьютеру и принтеру, подключение к Интернету, пользование библиотечными фондами, аренда места для парковки автомобиля и т. п. Стоимость всех дополнительных услуг сообщается студенту с распечаткой каждого пункта. Интересно, что студенты через голосование раз в год могут самостоятельно определить, какие из дополнительных услуг являются обязательными для всех студентов, а какие по выбору.

В итоге стоимость кредитов и каждой дополнительной услуги распечатывается на специальном счете и выдается студенту за неделю до начала обучения. Общая сумма обычно достигает 2000-3000 долл. за семестр, исключая аренду жилого помещения (примерно 300-1000 долл. в месяц в зависимости от географического положения университета и качества жилья) и питание (примерно 200-400 долл. в месяц) (рис. 1).

Таким образом, общая стоимость одного учебного года по программе МВА, включая питание и проживание, в государственном университете США может превышать 10 000 долл. Эта сумма может варьироваться в зависимости от географического местоположения и репутации университета, но она никогда не снижается и, как правило, всегда поднимается вверх ввиду политических или экономических причин, таких, например, как рост инфляции, приход республиканской партии к власти, сокращение налогообложения в штате и т. п. При сравнении платы за кредитный час 5-10-летней давности с сегодняшней стоимостью всегда обнаруживается существенная разница.

Следует отметить, что плата за обучение в Техасском A&M университете не покрывает всех расходов и составляет примерно 10-20% общего бюджета университета. Оставшаяся часть издержек покрывается смешанным финансированием из источников различных федеральных программ, бюджета правительства штата под каждого зарегистрированного студента, благотворительных пожертвований спонсоров или выпускников университета и разрешенной коммерческой деятельности университета. Университет также поощряет профессорско-преподавательский состав к получению грантов из неправительственных фондов и организаций. Примерами такой смешанной системы финансирования могут быть: федеральные программы правительства США для поддержки представителей расовых меньшинств; федеральные или международные программы подготовки специалистов для стран третьего мира; гранты на определенные исследования, предусматривающие стипендию аспирантам (research assistantship); зарубежные правительственные программы подготовки специалистов в США;

заказы американских или зарубежных фирм и организаций на подготовку определенных специалистов; частное пожертвование разбогатевшего благодарного выпускника; пожертвования религиозных организаций и т. п.

В течение двух лет слушателю МВА-программы необходимо изучить минимум 12 предметов (2 года = 4 семестра х 3 предмета). Соответственно, слушателю необходимо набрать минимум 36 кредитов, чтобы получить МВА-диплом (12 предметов х 3 кредитных часа). В связи с этим наблюдается ревностное отношение слушателей МВА-программы (и их родителей или спонсоров) к набранным кредитным часам, оценкам и процессу обучения в целом.

Пропорция числа семестров и набранного количества кредитных часов красноречиво говорит об успеваемости слушателя МВА-программы и эффективности вложения капитала в образование. При медленном наборе слушателем МВА-программы кредитных часов продолжительность образования и, следовательно, стоимость последнего возрастают, чего нельзя сказать об обратной связи. При быстром наборе слушателем МВА-про-граммы кредитных часов (например, через регистрацию на большее количество курсов в семестр) общая временная продолжительность обучения сокращается, тогда как стоимость образования за семестр в целом остается прежней, и даже выше. Отсюда и отработанная опытом рекомендуемая учебно-финансовая нагрузка на слушателя МВА-программы в размере трех-четырех предметов в семестр, т. е. около 9-12 кредитных часов при оплате 1800-2400 долл. за семестр.

Общая сумма кредитов, необходимых для получения МВА-диплома, позволяет также вычислить примерную стоимость образования на предстоящие два года (36 кредитных часов X 200 долл. = 7200 долл. + процент инфляции за два года + стоимость дополнительных услуг + стоимость жизни). В итоге получается, что получение МВА-диплома в университете отнюдь не дешевое мероприятие и представляет собой важный жизненный шаг для слушателя МВА-программы, его родителей или спонсоров. Родители откладывают деньги на образование своих детей задолго до начала их обучения, одновременно готовя их к серьезному труду обучения, воспитывая трудовую этику и поощряя самостоятельную трудовую деятельность. Большинство слушателей МВА-программы подрабатывают в течение учебы в университете (причем без ущерба процессу своего обучения), чтобы оплатить свое образование.

Так же серьезны и требования спонсоров к своим слушателям МВА-программы. Особенно эти требования жестки по отношению к иностранцам. Критерий знания языка тут важен, но это не самое главное условие предоставления финансовой поддержки. Через тщательный отбор и анализ личной и профессиональной жизни потенциальных кандидатов спонсоры

пытаются спрогнозировать вероятные возможности слушателя МВА-про-граммы справиться с такими проблемами, как учебная нагрузка, тоска по родине, чуждая культура, приглашения на работу, иммиграция, международный брак и т. п. Поэтому спонсируемые слушатели МВА-программы, несмотря на финансовую поддержку, зачастую ограничены во многих элементарных правах и связаны определенными обязательствами перед спонсором.

Для полноты картины финансового положения слушателей МВА-программы следует отметить два момента. Во-первых, федеральным законодательством США минимальная оплата труда совершеннолетним американцам установлена в размере примерно шести долларов за один трудовой час (официантам примерно три доллара в час, учитывая, что они получают чаевые 10-20% от обслуживания каждого клиента). Во-вторых, американцы могут взять деньги в долг у государства с обязательством выплатить занятую сумму в течение определенного времени после окончания магистратуры. Вторая тенденция наблюдается в России с единственным различием, что деньги в долг предоставляют коммерческие банки.

Для того чтобы получить три кредита с каждого предмета, слушателю МВА-программы необходимо набрать не менее 70 из 100 возможных баллов в процессе изучения предмета. Принятая градация А, В, С, D и F примерно соответствует российской градации 5, 4, 3, 2 и 1 соответственно. Чтобы успешно пройти или формально сдать курс, слушателю МВА-программы необходимо получить оценки А (90-100 баллов), В (80-89 баллов) или С (70-79 баллов). Причем систематическое получение слушателем МВА-программы оценки С (или 3) неформально считается провалом и может служить, например, причиной прекращения финансовой поддержки студента спонсором, хотя студент и набирает формально необходимые кредиты.

Поэтому слушатели МВА-программы так ревностно относятся к баллам и оценкам как эквиваленту заработанных и оплаченных кредитных часов. Пересдача экзаменов, в отличие от российской системы платного образования, не допускается, и в случае провала слушатель МВА-программы теряет кредитные часы и деньги, которые не возвращаются. Слушателю МВА-программы необходимо либо снова пройти этот предмет, если он обязателен, либо записаться на другой предмет, также оплатив его. В данном случае время обучения и стоимость образования для слушателя МВА-программы могут увеличиться. В этом заключается специфика контроля знаний студента и система выставления окончательных оценок в американских университетах.

Чтобы избежать возможных недоразумений и застраховаться от необоснованных упреков нерадивых слушателей МВА-программы (или их

спонсоров, или родителей), преподаватель предмета в начале семестра «заключает» с каждым слушателем своеобразный психологический контракт, который включает краткий (2-3 страницы) план-задание (syllabus), где оговаривается объем работы на предстоящий семестр по предмету. Структура такого плана не стандартна, обычно он содержит: тематический обзор лекций, критерии оценки, требования к заданиям и сроки их выполнения, расписание контрольных работ и промежуточных тестов, список требуемых литературы и учебников, консультационные часы преподавателя, примерные вопросы для экзамена и т. п.

Наиболее важными элементами в таком плане для слушателя МВА-программы являются критерии заключительной оценки и формы экзаменов. Как правило, заключительная оценка — это суммарный итог работы слушателя МВА-программы за семестр. В наиболее общем виде это процентное соотношение результатов выполнения нескольких заданий. Например, преподаватель может потребовать от слушателя МВА-программы выполнения следующих заданий в течение семестра:

1) обязательный письменный тест в середине семестра (midterm exam) — 30% (от максимум 100 баллов) = 30 баллов в итог;

2) реферат (research paper) — 20% (от максимум 100 баллов) = 20 баллов в итог;

3) заключительный тест (final test) — 40% (от максимум 100 баллов) = = 40 баллов в итог;

4) участие в дискуссиях и посещаемость (class participation) — 10% (от максимум 100 баллов) = 10 баллов в итог.

При такой схеме требований слушатель МВА-программы понимает, что наиболее важными критериями являются пункты 1 (тест в середине семестра) и 3 (заключительный тест), так как они дают наибольший вес в заключительную оценку (30 и 40% соответственно).

Далее по степени важности идут пункты 2 (реферат) и 4 (участие в дискуссиях) (20 и 10% соответственно). Но эти пункты очень важны, поскольку, несмотря на малый процентный вес, они также влияют на заключительную оценку. Слушатель МВА-программы может сдать тест в середине семестра и заключительный тест (пункты 1 и 3) на 100 баллов каждый, т. е. на пятерки (на А). Но это дает слушателю МВА-программы лишь 70 (30 + 40) баллов в итоговую оценку и соответствует итоговой оценке С (или 3), чего явно недостаточно даже при том, что оба теста сданы на «отлично».

Слушатель МВА-программы начинает понимать: для того чтобы получить более высокую оценку, необходимо выполнить задания 2 и 4, т. е. написать, согласно срокам и требованиям, реферат и активно участвовать в дискуссиях и посещать занятия. Таким образом, студент вынужден вы-

держивать требования кредитного часа — встречи по три часа в неделю с преподавателем ради изучения предмета. Очень часто преподаватели снижают на один уровень оценку, если студент пропустил три занятия без уважительной причины.

Например, вполне типичной может быть ситуация, когда слушатель МВА-программы условно получает:

1) за «обязательный письменный тест в середине семестра» — 85 баллов (В, или 4);

2) за «реферат» — 80 баллов (В, или 4);

3) за «заключительный тест» — 95 баллов (А, или 5);

4) за «участие в дискуссиях» — 100 баллов (А, или 5).

Общий результат за семестр тогда будет 89,5 балла ((30% от 85 баллов) + (20% от 80 баллов) + (40% от 95 баллов) + (10% от 100 баллов)), или (25,5 + 16 + 38 + 10 = 89,5). Формально это оценка В (4), хотя преподаватели обычно не торгуются за полтора балла и решают вопрос в пользу большей оценки, т. е. А (5) в нашем примере. При такой системе выставления заключительной оценки слушателю МВА-программы достаточно легко установить приоритеты, рассчитать силы, подготовиться к заданиям и тестам и с помощью калькулятора контролировать свой прогресс обучения и получения кредитов и прогнозировать свою оценку.

Следует отметить, что все тесты (экзамены) имеют письменную форму и это превращает тест в документ в случае возможного спора или несогласия слушателя МВА-программы с оценкой. Удивительный аспект американской студенческой культуры заключается в том, что в отличие от русских студентов американские студенты практически никогда не списывают, конкурируя между собой за положительную оценку.

Кроме этого, администрация и проведение самих тестов не позволяют допустить списывания. Организация и проведение тестов обычно предполагает, что студент в течение экзамена находится один за столом, только с ручкой или карандашом.

Результаты тестов часто проверяются не самим профессором, а его ассистентом в анонимной кодируемой форме, что придает большую объективность оценке. Поскольку зачетки в форме книжек в американских вузах отсутствуют, то слушатель МВА-программы узнает о своей заключительной оценке через некоторое время либо через телефонную компьютерную систему, либо через секретаря или ассистента профессора. Таким образом, исключается студенческое «вымаливание» изменения оценки сразу после или в течение экзамена, что часто случается при проведении устной формы экзаменов.

Такая детальная система отношений профессорско-преподавательского состава со слушателями МВА-программы, основанная на кредитных ча-

сах и психологическом контракте, позволяет свести к минимуму возможные недоразумения, недовольство и студенческие хитрости слушателей МВА-программы относительно своих оценок. Если же недовольство возникло, то слушатель может указать их в студенческой анкете, которая предлагается студентам в конце каждого семестра по каждому предмету по окончании обучения, но до сдачи экзаменов. Кроме того, могут быть высказаны претензии в разговоре с заведующим кафедрой или деканом. В этом случае декан или заведующий кафедрой обязательно попросят недовольного слушателя МВА-программы показать «учебные документы», т. е. программу предмета, требования к экзаменам, результаты промежуточного или заключительного письменного теста и сам тест.

При такой прозрачной системе отношений достаточно легко установить ошибки преподавателя или нерадивость студента, хотя в этом заключается своеобразие американской системы, а именно в изощренности и «лабиринтности» американских законов и правосудия, которые распространяются и на университетскую жизнь. Письменный тест и письменная программа требований к слушателю МВА-программы являются своеобразной страховкой для преподавателя и университета. Если нерадивый и предприимчивый слушатель МВА-программы получил заслуженную двойку (и потерял в результате 15 недель, 3 кредита и 600 долл.), то он(а) может обжаловать ее вплоть до суда. Студент(ка) может легко апеллировать свой провал к причинам, например, сексуального домогательства профессора или преследования его(ее) университетом по расовому признаку. В подобном случае письменный тест — это единственный документ, «спасающий» профессора и университет в случае такого конфликта. С легкостью может быть организована группа независимых экспертов, которые заново смогут оценить этот же тест. Университет же активно проводит просветительскую работу среди профессорско-преподавательского состава с целью избежания и предупреждения подобных конфликтов.

Система кредитных часов существенно определяет и своеобразные отношения между университетом и профессорско-преподавательским составом. Университет в лице бизнес-школы заинтересован в привлечении наиболее талантливых молодых преподавателей, переманивании профессоров из других вузов и удержании зарекомендовавшего себя квалифицированного профессорско-преподавательского состава. Важнейшими факторами здесь являются критерии отбора преподавателей, размер зарплаты, условия работы и предъявляемые требования к профессорско-преподавательскому составу.

Основными критериями отбора преподавателей выступают:

♦ наличие степени доктора философии (Рк D);

♦ возможность привлечения грантов на исследования (например, от крупных фирм или профессиональных ассоциаций);

♦ количество публикаций в научных и профессиональных журналах;

♦ возможность пройти 5-7-летний испытательный срок (tenure).

Университеты достаточно щедры по отношению к преподавателям,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удовлетворяющим таким требованиям. Например, полный профессор, прошедший испытательный срок, с достаточным количеством публикаций в научных анонимно рецензируемых журналах и хорошим рейтингом среди студентов получает зарплату, превышающую 100 000 долл. в год. Необходимо отметить следующее:

♦ испытательный срок может продолжаться до 5-7 лет и представляет собой очень жесткие требования в виде необходимого количества статей для публикаций, количества выступлений на конференциях, поддержки определенного рейтинга среди слушателей МВА-программы, количества привлеченных грантов для исследований и т. п.;

♦ возможность выступить на профессиональной конференции или опубликовать статью предоставляется достаточно редко, поскольку практически все профессиональные журналы и оргкомитеты конференций практикуют систему двойного, слепого и анонимного рецензирования материала;

♦ получить грант на исследования достаточно трудно ввиду открытой, прозрачной и конкурентной системы предоставления грантов;

♦ поскольку рейтинг среди слушателей МВА-программы проводится каждый семестр в каждой группе, где преподавал преподаватель, по окончании семестра и до выставления финальной оценки, то исключается «оценивание оценки» слушателями МВА-программы и оценивается работа преподавателя за семестр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что система кредитов, практикуемая в Техасском A&M университете, как и во многих других государственных университетах США при подготовке МВА-специалистов, имеет свои сильные стороны. Она рациональна с финансовой точки зрения, когда оплачивается кредитный час, а не продолжительность обучения.

Система кредитов интересна и с точки зрения организации учебного процесса, когда слушатели МВА-программы зарабатывают кредитные часы через положительную оценку. Такая система напоминает отношения «мастер — подмастерье». Подмастерье должен провести необходимое количество времени с мастером, чтобы изучить ремесло. Если подмастерье может сам овладеть ремеслом, то ему не нужен мастер.

Письменная форма тестов является несомненным достоинством организации учебного процесса в американских университетах. Письменный

тест — это документ, который фиксирует объективную оценку студента. Балльная система оценки знаний и практика теста в середине семестра позволяют преподавателю на ранней стадии учебного процесса выявить наиболее слабых студентов и мотивировать их к учебе.

Определенную динамичность учебному процессу придает система обязательных предметов и предметов по выбору. Обязательные предметы позволяют обеспечить минимальный стандарт уровня знаний будущего специалиста. Предметы по выбору не только позволяют дать дополнительные знания, но и являются своеобразным конкурсом педагогического мастерства, где студенты «голосуют» за наиболее интересных и эффективных педагогов.

Безусловно, справедливой является система отказа от пересдачи проваленного экзамена, которая еще широко практикуется в России. Вывод прост: если студент может за 2-4 недели подготовиться и пересдать предмет, значит, нет необходимости в семестровой 15-недельной форме организации учебного процесса.

Эффективность системы кредитов признают и практикуют администраторы европейских программ МВА [Гладких, 2002]. Обозрение опыта подготовки специалистов МВА в Техасском А&М университете позволяет прийти к общему выводу о том, что внедрение такой системы кредитов в российский опыт подготовки специалистов МВА могло бы существенно повысить качество образования этого уровня.

Литература

Беклешов Д. В. Подготовка специалистов по маркетингу // Бюллетень Иностранной

Коммерческой Информации (БИКИ). 1975. Приложение 1. Вып. 1. Гладких И. В. Подготовка специалистов по менеджменту: опыт Лозаннского университета (Швейцария) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2002. Вып. 2. С. 167-178.

Деревягина Л. Н., Ивашкова Н. И. Опыт подготовки специалистов по маркетингу в системе профессионального дополнительного образования // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 1. C. 106-113. Евенко Л. И. Современные тенденции в развитии учебных программ по общему

и стратегическому менеджменту // Бизнес-образование. 1998. № 1. Катькало В. С. Факультет менеджмента СПбГУ: результаты первых девяти лет //

Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2002. Вып. 1. С. 7-38. Davydova, A. The Where, How and Why of MBAs // St. Petersburg Times. Business Special. Tuesday. 2002. Sept. 10. N 802.

Статья поступила в редакцию 8 октября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.