8. Markedonov S. M. Process normalizacii armjano-tureckih otnoshenij: problemy, vyzovy, perspektivy (The process of normalization of Armenian-Turkish relations: problems, challenges, perspectives) // Vestnik RGGU. 2012. No. 7 (87). P. 245-257. (In Russian).
9. Markedonov S. M. Rossijsko-tureckie otnoshenija i problemy bezopasnosti Kavkazskogo regiona. (Russian-Turkish relations and issues of security of the Caucasus region). URL: //http://globalaffairs.ru/valday/Rossiisko-turetckie-otnosheniya-i-problemy (Accessed: 10.06.2016). (In Russian).
10. Semedov S. A. Osnovnye aspekty sovremennoj politiki Turcii na Kavkaze (The main aspects of the modern Turkish policy in the Caucasus) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Series. 18. Sociologija i politologija. 2008. No. 2 // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11671391 (Accessed: 10.06.2016). (In Russian).
11. Urazova E. I. Jekonomicheskaja aktivnost' Turcii v Kavkazsko-Central'noaziatskom regione (The economic activity of Turkey in the Caucasus and Central Asia) // Turcija v uslovijah novyh vnutrennih i vneshnih realij: sbornik statej. Moscow: IOS RAS, 2010. P.156 - 170. (Accessed: 10.06.2016). (In Russian).
12. Has K. Turcija i Azerbajdzhan - ne tol'ko jenergetika (Turkey and Azerbaydzhan - not only energy). URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7357#top-content (Accessed: 10.06.2016). (In Russian).
УДК 94(73).08
Е. В. Галкина
АМЕРИКАНСКИЕ КВАКЕРЫ И ИХ ПАЦИФИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья посвящена проблемам деятельности американских квакеров в Северной Америке начиная с 1660-х гг. Проведен анализ их религиозной доктрины, которая включала в себе элементы пацифизма. В ней определены как обязательные теологические компоненты, так и мирная платформа деятельности квакеров в Америке. Значительное
место в статье занимает вопрос о пацифизме квакерской деятельности и отношении к ним других религиозных течений и государственной власти.
Ключевые слова: квакер, пацифизм, Северная Америка, Новый Свет, мирная доктрина, религиозное течение, государственная власть.
E. V. Galkina
AMERICAN QUAKERS AND THEIR PACIFIST ACTIVITY
The article is devoted to the problems of American Quakers' activity in North America beginning with the 1660s. The analysis of their religious doctrine incorporating the elements pacifism is carried out. Both the compulsory theological components and the peaceful platform of Quakers' activity in America are
specified. The issue of pacifism in Quakers' activities and the attitude of other religious movements and the state authories towards them are in the focus of consideration.
Key words: Quaker, pacifism, North America, the New World, peaceful doctrine, religious movement, the government.
Квакеры стоят у самых истоков современного западного пацифизма. Они впервые сформулировали и обосновали основные принципы мирной доктрины: неучастие в войнах, мятежах и вооруженной борьбе, неприменение оружия и физического насилия вне зависимости от целей и обстоятельств. Все эти положения легли в основу пацифистской доктрины нового и новейшего времени.
Целью нашего исследования является изучение мирной доктрины и антивоенной деятельности квакеров с момента их переселения в Новый Свет, а также характеристика основных вех пацифистской работы квакеров, сложности их взаимоотношений с государственной властью и различными религиозными течениями.
В литературе не существует единого мнения относительно происхождения названия
секты квакеров, но утверждается, что это прозвище («quake» англ. - дрожать, трепетать), данное этому религиозному обществу его противниками. Термин «квакерство» на первых порах не являлся самоназванием, однако со временем стал использоваться и как самоидентификация религиозной группы.
Основными источниками по квакерскому движению являются дневники Джорджа Фокса, Роберта Баркли, Уильяма Севела, Уильяма Пенна и др. [15; 18; 19; 20]. Общим в них было то, что исторические события в колониальной Америке осмысливались ими на основе собственного опыта. События в них описывались так, как они были прочувствованы самими авторами - современниками, очевидцами и непосредственными участниками событий. Наиболее полное представление об американском квакерстве дает уникальный по своему содержанию дневник непосредственного участника движения Джона Вулмана «Ходатайство о бедных», вышедший в свет в 1774 г. [1]. Он содержит сведения из истории «Общества друзей» («Society of Friends» - самоназвание секты квакеров; свое официальное наименование «Религиозное общество друзей» эта конфессия получила только в конце XVIII в.) в Америке XVIII столетия. Материалы дневника отражают не только религиозно-ментальные установки движения, но и стремление квакеров провести радикально-экономические преобразования в колониях. Эти записи - единственное произведение квакеров XVII-XVIII столетий, переведенное на русский язык. В нем отражается неповторимое индивидуальное восприятие квакерства, так как оно передает личный взгляд на это религиозное движение.
Среди источников мемуарного характера выделяются (кроме дневников) воспоминания и свидетельства квакеров [6; 8; 14], наиболее правдиво передающие мироощущение, их социальную психологию, отражающие неповторимо-индивидуальное восприятие событий.
Часть источников долгое время оставалась в безызвестности. Только в конце 90-х гг. ХХ в. современные исследователи обратились к ним. Английский историк Х. Мак-Грегор Росс творчески переработал уникальные источники о Дж. Фоксе и квакерском движении, которые до этого никогда не публиковались [6]. Обращение к этим источ-
никам помогает раскрыть личностные качества, религиозно-духовное учение Фокса, заполняет пробелы в знаниях о квакерстве.
Ценными источниками являются сочинения квакеров (У. Пенна, Дж. Скотта, Р. Баркли и др.) [12; 18; 19; 23; 24], обширное эпистолярное наследие лидеров движения [11; 25; 26], многочисленные проповеди и документальные материалы по квакерской колонии Пенсильвании и другим регионам Северной Америки [10; 16], позволяющие реконструировать духовно-эмоциональный климат Америки XVN-XVШ вв.
Проповеди квакеров того времени отличаются от протестантских доктрин прежде всего своим построением и эмоциональной насыщенностью библейских образов. В своем исследовании автор использует восстановленные современными исследователями оригинальные проповеди Дж. Фокса, произнесенные им на собраниях для богослужения [6; 8].
Эпистолярное наследие составило ценный пласт знаний об американских квакерах. При исследовании автор использовал личные письма У. Пенна, написанные жене [25, р. 342] и Маргарет Фелл [26, р. 344], активной участницы квакерского движения. Эти источники позволяют словно изнутри взглянуть на квакеров [11, р. 403], их личное восприятие давления на это религиозное движение со стороны государственной власти и официальной церкви. Такой подход позволил точнее реконструировать причины расколов, схизм в рядах квакеров, проанализировать пацифистскую направленность их деятельности в Америке.
Первые квакеры появились в североамериканских колониях в период Английской революции XVII в. После отделения от англиканской церкви (в 1689 г.) квакеры стали официально называть себя «Обществом друзей», согласно библейскому выражению «Вы мне друзья, если соблюдаете заповеди мои» [9, с. 303]. В Англии 40-х гг. XVII в. кальвинизм и общественное течение по защите прав народного представительства слились воедино. Реформация в стране требовала религии особого рода, которая, пренебрегая установившимися догмами, ограничивается действием, подчиняет жизнь человека строгой нравственной дисциплине, воспитывает моралистов, работников и граждан [2, с. 238-239]. Сама обстановка в
общественной жизни Англии революционного времени породила множество религиозных сект, оппозиционных ортодоксальной англиканской церкви. В этих условиях возникло движение квакеров [24, р. 7].
Этих религиозных сектантов жестоко преследовали на родине, в Англии за радикальные религиозные взгляды [4, с. 102-103]. Квакеры решительно отвергали кальвинистскую идею о предопределении и спасении узкого круга избранных [13, р. 231-232]. Они утверждали, что Иисус Христос пожертвовал своей жизнью во имя спасения всех людей. Ключевым для этого учения было убеждение о пребывании божественного озарения, или, как они говорили, света Христова в каждом человеке. Как отмечал в своем дневнике американский мыслитель, квакер Джон Вул-ман, «члены квакерского Общества называли друг друга Друзьями и писали это слово с большой буквы» [1, с. 316].
Квакерское движение имело оппозиционную направленность по отношению не только к англиканской церкви, но и к государству. Такая позиция вызвала негодование властей, особенно после реставрации Стюартов в Англии в 1660-х гг. Так, квакеры стали объектом жестоких религиозных и политических гонений со стороны государственной церкви и властей Англии [21, р. 51-53]. Репрессии вынуждали «Друзей» покидать метрополию, уезжать за ее пределы. Спасаясь от преследований, многие квакеры переселялись в основном в Северную Америку, где опора властей на церковь была слабее, чем в Старом Свете. Квакеры иммигрировали в Нью-Джерси, Пенсильванию, Массачусетс, Род-Айленд, Виргинию, Нью-Йорк, где и образовали значительные общины [3, с. 55-56].
Квакеров можно охарактеризовать как активных пацифистов. Они выступали с проповедью антимилитаризма, категорически отвергали всякое насилие, даже в целях самозащиты. Основатель квакерского движения Джордж Фокс заявлял: «Я отвергаю ношение меча или другого видимого оружия» [15, р. 105]. Квакеры осуждали войну и отказывались от несения воинской повинности. Их логика была проста: поскольку в каждом человеке присутствовал «внутренний свет», то убийство человека означало убийство Бога, а это не могло быть оправдано никакими земными человеческими соображениями [8, с. 146-147.]. Поэтому «Друзья» отказыва-
лись брать в руки оружие. «Ведение войн, обычное для мира сего, настолько отличается от чистоты христианской религии, что многие совестятся в них участвовать», - писал Дж. Вулман в 1755 г. в послании «Друзьям» на американском континенте, подписанном еще 14 квакерами, и защищавшем пацифистские настроения [1, с. 277].
Особым испытанием для квакеров явилась Война за Независимость (1775-1783 гг.), когда им как пацифистам нужно было проявить себя. Это привело к расколу в их рядах. Часть «Друзей» отказалась участвовать в военных действиях, что послужило снижению их авторитета среди населения. Но в их среде было немало тех, кто сражался за свободу и независимость североамериканских штатов.
Квакеры считали, что обязаны всегда говорить только правду, а поэтому и никогда не клясться (на основании Евангелия от Матфея 5:34-37). В силу этого в колониях, а затем в США для квакеров, вступающих в должность, предусмотрена формула присяги, не имеющая религиозного значения. «Друзья» имели все возможности использовать свое пребывание у власти для реализации своих идей. Но они больше декларировали, чем делали [19]. Квакеры протестовали против рабства и работорговли, но не проявили решительности, чтобы их отменить.
Находясь у власти в Пенсильвании с 1681 г. до середины XVIII в., Род-Айленде в 1672-1676 гг., Нью-Джерси, имея большинство в органах управления, квакеры пришли к выводу, что в качестве правителей им было предоставлено еще меньше свободы - скажем, в исповедании своего пацифистского кредо, - нежели в прежнем своем положении преследуемого меньшинства.
В середине XVIII столетия выбрали чистоту своих нравственных принципов, и окончательно отказались от власти в 1756 г. Квакеры оказались не в состоянии руководить и добиваться через это реализации своих целей и идей. Большую часть своей энергии «Друзья» отдали духовному очищению в рамках собственной секты [6, с. 52-53]. И по мере того, как росла численность населения Америки, удельный вес квакеров снижался, и они растворялись в многонациональном населении колоний (Род-Айленд, Нью-Джерси, Пенсильвания) [5, с. 19-20].
Квакеры не выдержали испытаний на прочность, каким подверг Новый Свет постулаты их религиозных догм [17, р. 112]. Одно дело - быть в оппозиции, другое - управлять и действовать. Это можно объяснить «... отсутствием у квакеров социально-политического опыта (они не владели искусством управления и политического господства)» [7, с. 29]. В результате, в конце XVIII в. квакеры окончательно ушли с политической арены и постепенно превратились в замкнутую секту.
Гражданская война (1861-1865 гг.) между северными и южными штатами явилась неизбежным следствием социально-экономических противоречий внутри страны. Вопрос о рабстве был ключевым. Квакеры еще с первых шагов деятельности в Северной Америке целенаправленно выступали против рабства. Они официально осудили работорговлю. И квакерская колония Пенсильвания в силу веротерпимости стала колыбелью антирабовладельческого движения в Британской Северной Америке [22, р. 214].
В конце XIX столетия прежняя суровость жизни квакеров стала заметно снижаться. Оппозиционная направленность квакеров по отношению к государству существенно уменьшилась и в XX в.
Большое внимание квакеры уделяли антивоенной и филантропической деятельности, широко развернувшейся между Первой и Второй мировыми войнами. Она включала работу среди пленных, перемещенных лиц, помощь в восстановлении разрушенных районов, борьбу с голодом и эпидемиями. Их миротворческая деятельность особенно расширилась после Второй мировой войны и распространилась на многие страны мира.
За большой вклад в пацифистское движение мира и организацию помощи населению, пострадавшему от войны, «Комитет службы американских друзей» и «Совет службы друзей Англии» в 1947 г. были удостоены Нобелевской премии мира.
Американские квакеры активно «влились» в массовое движение сторонников мира, которое объединяет борцов за мир без учета пола, языка, религии, идеологических, политических и религиозных доктрин. Это движение оформилось в международном масштабе на Первом Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже в апреле 1949 г. Квакеры здесь действуют совместно с различными организациями сторонников мира на планете.
Свою антивоенную работу «Друзья» не сворачивали даже в самые тяжелые годы «холодной войны». В марте 1967 г. квакеры решительно осудили войну во Вьетнаме, призывая американцев отказаться от участия в этой «позорной войне». Квакеры выступали против политики силы в международных отношениях, стремились наладить контакты с миротворческими организациями всех стран, проводили марши мира, мирные забастовки.
Наступление ядерной эры лишь подчеркнуло значение благотворной пацифистской деятельности квакеров, которая успешно проводится и в настоящее время, отстаивая идеи мира.
В заключение отметим, что квакеры Америки ведут активную миссионерскую работу, отстаивают идеи ненасилия в современном обществе. Все это особенно важно в современном мире, полном рисков и угроз для мирного сосуществования народов.
Источники и литература
1. Вулман Дж. Дневник: Ходатайство о бедных / пер., вступ. ст. и коммент. Т. А. Павловой; под ред. Н. М. Спа-сенко М.: Наука, 1995. 335 с.
2. Гейссер Л. История Реформации / пер. с нем. М., 1882. 470 с. (репринт: М.: Ленард, 2015. Т.1. 238 с.).
3. Галкина Е. В. Место и роль квакерства в формировании американского общества // Американский ежегодник, 2003. М.: Наука, 2005. С. 52-74.
4. Галкина Е. В. Основные тенденции развития протестантских течений в колониальной Америке // Американский ежегодник. 2000. М.: Наука, 2002. С. 98-117.
5. Галкина Е. В. Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-е - 1760-е гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь: СГУ, 2002. 29 с.
6. Говорит сам Джордж Фокс / ред. Хью Мак-Грегор Росс; пер. и вступ. ст. Т. А. Павловой. М., ИВИ РАН, 2000. 192 с.
7. Жук С. И. Схизма Кита и кризис норм власти в колониальной Америке // Американский ежегодник, 1998. М.: Наука, 1999. С. 9-32.
8. Собственноручные записи Джорджа Фокса о своем духовном пробуждении // Говорит сам Джордж Фокс / пер., и вступ. статья Т. А. Павловой. М.: ИВИ РАН, 2000. С. 139-164.
9. Хроника христианства / пер. с нем. В. Годфрида. М.: ТЕРРА, 1999. 464 с.
10. Annals of Pennsylvania from Discovery of the Delaware, 1609-1682. Philadelphia: Hazard and Mitchell, 1850. 664 p.
11. Barclay R. Letter To Sarah Fell, 27th day 8th month 1678 // The Friend's Library / ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1847. Vol. XI. P. 403.
12. Barclay R. The Inner Life of Religious Societies of Common wealth. L.: Hodder and Stoughton, 1876. 625 p.
13. Drummond A. L. Story of American Protestantism 2 ed. Boston: Beacon Press, 1951. 418 p.
14. Eyster N. A Day Among the Quakers // Harper's New Monthly Magazine. Vol. 41. Issue 244. Sept. 1840. P. 537-541.
15. Fox G. Journal of George Fox (First ed. - 1694). L.: Nickall's edition, 1975. 203 p.
16. Friend's Library / ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1837. Vol. I. 223 p.
17. Grubb E. Social Aspects of Quaker Faith. L.: Headley Year published, 1899. 264 p.
18. Penn W. The People Called Quakers // Annals of America. Chicago, L., ets.: Encyclopedia Britannica, 1968. Vol. 1. P. 265-271.
19. Penn W. The Witness of William Penn. N.Y.: Macmillan, 1957. 205 p.
20. Quakerism in Seventeenth Century Massachusetts Bay. Westport (Conn.) L., 1985. 428 p.
21. Reay B. The Quakers and the English Revolution. N.Y.: St. Martin's Press, 1985. 184 p.
22. Russel E. History of Quakerism N.Y.: Macmillan, 1942. 616 p.
23. The Works of That Eminent Minister of the Gospel, Job Scott, Late of Providence Rhode Island. Philadelphia: John Comly, 1831. In 2 Vols. 426 p.
24. Wetherill Ch. History of The Religious Society of Friends Called Some The Free Quakers, in the City of Philadelphia. Philadelphia: Printed for the Society, 1894. 118 p.
25. William Penn's Letter to His Wife, Gulielma // Webb M. The Penns and Peningtons of the Seventeenth Century, etc. L.: F. Bowyer Kitto, 1867. P. 342.
26. William Penn To Margaret Fell (1682) // Webb M. The Penns and Peningtons of the Seventeenth Century, etc. L.: F. Bowyer Kitto, 1867. P. 344.
References
1. Vulman Dzh. Dnevnik: Hodatajstvo o bednyh (Diary: Application for the poor) / translated, introduction and comments by Pavlova T.A. / ed by Spasenko N. M. Moscow: Nauka, 1995. 335 p. (In Russian).
2. Gejsser L. Istorija Reformacii. (History of the Reformation) / translated by German. Moscow: 1882. 470 p. (reprint: Moscow: Lenard, 2015. Vol. 1. 238 p.). (In Russian).
3. Galkina E.V. Mesto i rol' kvakerstva v formirovanii amerikanskogo obshhestva (The place and role of Quakerism in the formation of American society) // Amerikanskij ezhegodnik, 2003 (American Yearbook, 2003) / ed by N. N. Bolhovitinov. Moscow: Nauka, 2005. P. 52-74. (In Russian).
4. Galkina E.V. Osnovnye tendencii razvitija protestantskih techenij v kolonial'noj Amerike (The main trends in the development of Protestant movements in colonial America) // Amerikanskij ezhegodnik, 2000 (American Yearbook, 2000). Moscow: Nauka, 2002. P. 98-117. (In Russian).
5. Galkina E. V. Stanovlenie protestantizma v anglijskih kolonijah Severnoj Ameriki (1630-1760) (Formation of Protestantism in the English colonies of North America (1630's-1760-ies.): abstract of thesis. Stavropol: SSU, 2002. 29 p. (In Russian).
6. Govorit sam Dzhordzh Foks (He says himself, George Fox) /ed by Hugh McGregor Ross / transl. and introd. by T. A. Pavlova. Moscow, IWH RAS, 2000. 192 p. (In Russian).
7. Zhuk S. I. Shizma Kita i krizis norm vlasti v kolonial'noj Amerike (Schism China and the crisis of the rules of power in colonial America) // Amerikanskij ezhegodnik, 1998 (American Yearbook, 1998). Moscow: Nauka, 1999. P. 9-32. (In Russian).
8. Sobstvennoruchnye zapisi Dzhordzha Foksa o svoem duhovnom probuzhdenii (Handwritten records of George Fox about his spiritual awakening) // Govorit sam Dzhordzh Foks (He says himself, George Fox) transl. and introd. by T. A. Pavlova. Moscow: IWH RAS, 2000. P.139-164. (In Russian).
9. Hronika hristianstva (Chronicle Christianity) / translated by V. Godfrid. Moscow: TERRA, 1999. 464 p. (In Russian).
10. Annals of Pennsylvania from Discovery of the Delaware, 1609-1682. Philadelphia: Hazard and Mitchell, 1850. 664 p.
11. Barclay R. Letter To Sarah Fell, 27th day 8th month 1678 // The Friend's Library / ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1847. Vol. XI. P. 403.
12. Barclay R. The Inner Life of Religious Societies of Common wealth. L.: Hodder and Stoughton, 1876. 625 p.
13. Drummond A. L. Story of American Protestantism 2 ed. Boston: Beacon Press, 1951. 418 p.
14. Eyster N. A Day Among the Quakers // Harper's New Monthly Magazine. Vol. 41. Issue 244. Sept. 1840. P. 537-541.
15. Fox G. Journal of George Fox (First ed. - 1694). L.: Nickall's edition, 1975. 203 p.
16. Friend's Library / ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1837. Vol. I. 223 p.
17. Grubb E. Social Aspects of Quaker Faith. L.: Headley Year published, 1899. 264 p.
18. Penn W. The People Called Quakers // Annals of America. Chicago, L., ets.: Encyclopedia Britannica, 1968. Vol. 1. P. 265-271.
19. Penn W. The Witness of William Penn. N.Y.: Macmillan, 1957. 205 p.
20. Quakerism in Seventeenth Century Massachusetts Bay. Westport (Conn.) L., 1985. 428 p.
21. Reay B. The Quakers and the English Revolution. N.Y.: St. Martin's Press, 1985. 184 p.
22. Russel E. History of Quakerism N.Y.: Macmillan, 1942. 616 p.
23. The Works of That Eminent Minister of the Gospel, Job Scott, Late of Providence Rhode Island. Philadelphia: John Comly, 1831. In 2 Vols. 426 p.
24. Wetherill Ch. History of The Religious Society of Friends Called Some The Free Quakers, in the City of Philadelphia. Philadelphia: Printed for the Society, 1894. 118 p.
25. William Penn's Letter to His Wife, Gulielma // Webb M. The Penns and Peningtons of the Seventeenth Century, etc. L.: F. Bowyer Kitto, 1867. P. 342.
26. William Penn To Margaret Fell (1682) // Webb M. The Penns and Peningtons of the Seventeenth Century, etc. L.: F. Bowyer Kitto, 1867. P. 344.
УДК 94(470.63).084.3
Э. Т. Головина
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В ПОЛИТИКЕ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ СТАВРОПОЛЬЯ В 1920-е ГОДЫ
В статье автор обращается к проблеме реализации культурной политики большевиков на Ставрополье в 1920-е гг. Важнейшим компонентом культурной революции стало библиотечное дело, которое играло важную роль в деле формирования «нового человека», что доказывается изданием отдельных нормативно-правовых актов. Активизация библиотечного строительства в советской России была связана с пропагандистскими и просветительскими потребностями государ-
ства. На примере Ставрополья доказано, что централизация библиотечного дела не была завершена в 1920-е гг. Кроме того, для полноценной работы библиотек не хватало кадров. Тяжелая трудовая повседневность села оставляла библиотечное строительство на периферии интересов сельских властей и самих селян.
Ключевые слова: культурная революция, библиотечное дело, советское государство, история Ставрополья.
Е. Т. Golovina
LIBRARIES IN THE POLIСY OF STAVROPOL LOCAL POWER IN 1920s
The article studies the problem of cultural policy as implemented by Bolsheviks in the Stavropol region in 1920s. One of the essential elements of Cultural Revolution was the library work which played a great role in forming a "new Soviet person". This could be proved by adoption of special normative legal acts. Activating library work in Soviet Russia was preconditioned by propaganda and education
Масштабным социально-политическим проектом большевиков сразу же после прихода к власти стала «культурная рево-
needs of the state. By example of the Stavropol region, it is shown that centralization of library work was incomplete in 1920s. Efficient library activity required appropriate work staff. Heavy daily labor in the village left the development of library work on the periphery of the interests of the rural authorities and the villagers.
Key words: Cultural Revolution, library work, Soviet state, the history of the Stavropol region.
люция». В. И. Ленин видел смысл всех советских культурных и образовательных институтов во внедрении коммунистической