Научная статья на тему 'Уильям пенн, квакеры и основание Пенсильвании'

Уильям пенн, квакеры и основание Пенсильвании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1182
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уильям пенн, квакеры и основание Пенсильвании»

УИЛЬЯМ ПЕНН, КВАКЕРЫ И ОСНОВАНИЕ ПЕНСИЛЬВАНИИ

А А а карте США есть необычное название "Филадельфия"

- "город братской любви". У этого города, являющегося Д* ^ столицей штата Пенсильвания, удивительная история. Его основание тесно связано с личностью видного политического и религиозного деятеля XVII в. Уильяма Пенна (1644-1718), и религиозной протестантской сектой квакеров,1 возникшей в разгар Английской буржуазной революции. Основателем секты быьл сын ткача, ремесленник Джордж Фокс (1624-1691), который выработал свои представления о "правильной вере". В 1647 г. он утвердился в мысли, что бог обитает не в небесах и не в рукотворных храмах, а душе каждого человека, проявляя себя как внутренний свет добра и любви ко всему живому; тот, кто почувствует в себе этот свет, освободится от власти первородного греха и проклятья, обретет мир и чистую совесть.2 Мысль эта в те времена являлась глубоко еретической, так как шла вразрез с господствующим в пресвитерианской и конгрегационалистской церквях кальвинизмом.3 За популяризаторство новых религиозных идей, противоречащих господствующему конгрегационализму, Фокс был привлечен к суду. И в годы протектората Кромвеля и в период Реставрации квакеров преследовали. Только принятый в 1689 году "Акт о веротерпимости" легализовал их деятельность.

Особенность вероучения квакеров сводится к утверждению, что истинная вера проявляется не в том или ином церковном учении, а в некотором акте "озарения святым духом", "внутренним светом", который свидетельствует о вечном присутствии Христа в каждом верующем и указывает путь к нравственному совершенству.

Проповедь гуманности присутствует во многих сочинениях квакеров. В "Дневнике" квакера Джона Вулмана можно прочесть: "Истинная религия заключается во внутренней жизни, где сердце питается любовью и милостью Бога-творца, и научается творить истинную справедливость и добро не только по отношению

259

к людям, но и по отношению ко всякому зверью".4 Священное писание считается у квакеров единственным и безусловным источником веры, внешняя обрядность не играет у приверженцев данного вероучения никакой роли. В помещениях, где собираются члены "Общества друзей", как они сами себя называют, нет никаких внешних религиозных атрибутов -алтарей, образов. Собравшись в пустой комнате, молча, с покрытыми головами сидят квакеры, погрузившись во внутреннюю молитву, пока один из них не почувствует, что в нем зажегся внутренний свет и не начнет импровизированную проповедь. Квакеры отрицают необходимость духовенства, считая проповедь свободным выражением "озарения" любого члена общины. Они провозглашают равенство всех членов, придерживаются выборности руководства.

Вера в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека наложило печать на моральные принципы, которые включают требования безусловной честности в отношениях друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных уз, уважения к старшим; им присущ определенный аскетизм в одежде, образе жизни, они активно занимаются благотворительностью. В обращении к друг другу квакеры допускают только дружеское "ты", не признают над собой никаких авторитетов и власти, ни перед кем не снимают головного убора и не преклоняют колен. Проповедь квакеров носит четко выраженный пацифистский характер. Они осуждают ношение оружия. Квакеры не признают многих государственных установлений (служба в армии, присяга, десятина и пр.)5

Некоторые из квакеров осуждали рабство негров и выступали за расовое равенство. В "Беседах об истинной гармонии человечества" Д.Вулман писал: "Трудиться ради окончательного освобождения от духа насилия есть великая задача всей семьи Иисуса Христа в этом мире".6 Наиболее примечательным событием в антирабовладельческом движении является заявление джермантаунских квакеров в 1688 г., когда 4 члена общины выступили с призывом покончить с рабством черных, прежде чем те сами поднимутся на борьбу за свое освобождение, и занесут меч над головами своих хозяев. Однако большинство американских квакеров все же считали рабство естественным порядком вещей.7

Уильям Пенн, основатель Филадельфии и владелец

Пенсильвании, стал приверженцем этого вероучения и сыграл важную роль в ранней американской истории. Между тем русскому читателю имя У.Пенна почти неизвестно. Очень мало упоминается о нем в трудах отечественных историков.8 А ведь это - одна из интереснейших личностей нового времени. В то же время в американской историографии существует около 30 его биографий и довольно много работ о Пенсильвании.9

Уильям Пенн был старшим из трех сыновей адмирала английского флота У.Пенна и его жены, датчанки Маргарет Джаспер. Его отец был активным участником английской буржуазной революции XVII века и сподвижником Кромвеля. После завоевания Ирландии он получил там, в 1652 г., богатое поместье. Пока трое его детей росли, он богател и возвышался в чинах. Морские призы приносили ему немалый доход. В 23 года он был контр-адмиралом в Ирландском море, в 25 лет вицеадмиралом. У.Пенн был единственным моряком, который носил звание Генерала морского флота.10 В 1655 г. Кромвель посылает его в Вест-Индию для захвата испанских колоний. Экспедиция была не вполне удачной, но все же англичанам удалось захватить Ямайку. Однако Кромвель был недоволен результатами, и по возвращении У.Пенн был посажен в Тауэр, но вскоре освобожден.11 После смерти протектора он сблизился со Стюартами, находившимися в Голландии, и явился одним из активных участников Реставрации. Отличился в англо-голландской войне 1664-1667 гг. Его старший сын, тоже Уильям, родился 16 октября 1644 г. Детские годы будущего основателя Пенсильвании прошли в Лондоне, в Эссексе и в графстве Корк, в Ирландии, образование получал у домашних учителей. К поступлению в колледж готовился в Чигвеллской грамматической школе. Семья была состоятельной, отец Уильяма являлся фаворитом и кредитором королевской семьи. В возрасте 16 лет в 1660 году У.Пенн был принят в Оксфорд, в Крист Черч колледж. В этом же году его отец удостоился рыцарского звания. В колледже У.Пенн попал под влияние Томаса Ло, квакерского проповедника из Ирландии.12 Ему пришлось оставить колледж из-за его новых религиозных взглядов, так как он отказался исполнять требуемые обряды англиканской церкви. После возвращения домой у Уильяма возникает конфликт с отцом, и тот изгоняет его из дома. Однако заступничество матери смягчает гнев отца, и тот отправляет своего старшего сына на континент с группой молодых дворян. В

Париже он был представлен ко двору "короля-солнце" Людовика XIV, но Пенна не увлекает придворная жизнь, он решает продолжить свое образование в протестантском гугенотском колледже в Соммюре, совершенствуя свои познания в церковной истории, теологии, древних и во французском языках. Затем путешествует по Франции и Италии. По возвращении в Англию он изучает право в Линкольн-инн в Лондоне.13 По требованию отца он принимает участие в отражении вторжения голландцев. Этой операцией руководили герцог Йоркский и его отец. С этого момента начинается дружба Уильяма с братом короля, именно поэтому ему дают почетное поручение доставить донесение королю Карлу II.14 Вернувшийся в Лондон во время "великого пожара", отец находит сына вновь увлекшимся религиозными проблемами, поэтому он отсылает его в Ирландию, в свое новое поместье Шэнгери. Там У.Пенну приходится служить под началом герцога Ормондского и участвовать в подавлении солдатского мятежа, за что он получает чин капитана. Адмирал вовсе не проявляет заинтересованности в дальнейшей военной службе сына и настаивает на его возвращении к делам поместья. Находясь в Ирландии, Уильям вновь встречается с квакерским проповедником Томасом Ло. Эта встреча окончательно определяет его выбор. В 1667 году он вступает в Общество друзей. Во время посещения одного из квакерских собраний он был арестован, но вскоре освобожден, и возвращается в Лондон, где его встречает враждебное отношение отца, не понимающего его равнодушия к политической карьере.15

В следующем году он становится квакерским проповедником и пишет первую из своих 157 работ - "Возвышающая истина". Литературное наследство У.Пенна достаточно велико. Он много писал на теологические, моральные и политические темы, но наибольшую известность ему принесли афоризмы, собранные в книге "Некоторые плоды одиночества", где он предвосхищает религиозные и житейские правила Бедного Ричарда Бенджамина Франклина. В "Плодах отцовской любви" (сочинении, адресованном детям накануне его отъезда в Пенсильванию в 1699 году) он описывал внутренний свет, коренной принцип квакеризма, как "свет Христа в вашем сознании, посредством которого вы можете ясно увидеть, вдохновлены ли ваши поступки, да и ваши слова и мысли богом, или нет... И повинуясь этому божественному свету в его святых догматах,

вы окажетесь за пределами темных и неправедных путей и дел этого мира, и вступите на праведный путь Христа, и окажитесь среди его истинных и самоотверженных последователей".16 Очень важным был пропагандируемый У. Пенном принцип простоты в изложении своих мыслей, который распространялся и на его литературное творчество: "Думай не о словах, а о сути, и главное - стремись быть простым и понятным; высшее красноречие

- в простоте, а краткая речь - лучшая речь".17 Его следующее религиозное сочинение, направленное против тринитарианизма "Потрясение основ", вызвало гнев англиканского духовенства и У.Пенн оказывается на 9 месяцев заключенным в лондонский Тауэр. Здесь он пишет свою самую известную работу в защиту квакерства: "Ни креста, ни короны", восхваляющую идеалы аскетизма, добродетели и социальных реформ. Данный трактат считается одним из наиболее талантливых произведений "тюремной прозы" в истории человечества.18 После освобождения он на короткое время вновь едет в Ирландию. Затем возвращается в Лондон, где активно включается в деятельность квакеров. Его снова арестовывают во время квакерского собрания вместе с другим видным проповедником Уильямом Мидом, и препровождают в Ньюгейтскую тюрьму по обвинению "в проповеди незаконных, мятежных и бунтарских идей". В 1670 г. в ходе судебного процесса, подробно описанного в работе Пенна "Восстановление древних и справедливых народных свобод", Уильям доказывает несправедливость выдвинутых против них обвинений. И суд присяжных оправдывает его. Это стало настоящей сенсацией. Присяжные были оштрафованы, а после их отказа выплатить штраф, они были заключены в тюрьмы. Однако затем их были вынуждены оправдать, и данное "дело Бушуэлла" (по имени председателя суда присяжных) вошло в историю судопроизводства как первый прецедент независимости суда присяжных и незыблемости их решения.19 Это позволило адвокату Альберту К. Майерсу заявить: " Его вдохновенная и умелая защита свободы англичан и последовавшее за этим оправдание стойким и мужественным жюри присяжных вопреки давлению судей является результатом существующей в Англии системы правосудия".20 Поразительна эта тяга к мученичеству, к терновому венцу у членов "Общества друзей". Пострадать за свои убеждения, быть заключенным в тюрьму - кажется им совершенно естественным.21

Вернувшийся из тюрьмы Уильям нашел своего отца

на смертном одре, что окончательно их примиряет. Однако в феврале 1671 г. он снова арестовывается за отказ принести присягу верности королю, поскольку это противоречит квакерскому вероучению. Как и прежде он попадает на 6 месяцев в Ньюгейт, а после освобождения уезжает в Голландию и Германию, где вновь занимается религиозной квакерской пропагандой.22

В апреле 1672 г. У.Пенн женится на Джулии Марии Спрингет, и они устраивают свой дом в Херфордшире.23 В этом браке у него родилось восемь детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Несмотря на изменившиеся семейные обстоятельства У.Пенн продолжает активно заниматься делами религиозной общины в Англии и на континенте, пишет около 40 трактатов по вопросам религиозной доктрины и практики. Именно в это время он и Общество друзей обращают свои взоры к Америке, как стране, обещающей религиозную свободу и новую жизнь для всех преследуемых в Старом Свете. Счастливым обстоятельством для квакеров является то, что такой выдающийся человек, как Уильям Пенн выступает в поддержку их дела. Он имеет теперь связи при дворе, он в дружбе с королем Карлом II и его братом, герцогом Йоркским.24

В 1675 г. группа квакеров из 11 человек приобретает землю в восточном Нью-Джерси, он соглашается стать одним из доверенных лиц и пайщиком новой колонии и участвует в выработке ее Конституции. В ней он выдвигает идею о том, что свобода народа выше королевских прерогатив.25 Вскоре он становится также владельцем западной части Нью-Джерси и приобретает часть территории колонии Нью-Йорк у герцога Йоркского (позднее штат Делавэр). Английский король Карл II, будучи должником его отца, выступавшего кредитором Стюартов, в погашение долга (16 тысяч фунтов стерлингов) предлагает ему земли (47 млн. акров) между Мэрилендом и Нью-Джерси. Согласие между наследником и короной было достигнуто, и в 1681 г. Карл II официально жалует Уильяму Пенну провинцию Пенсильванию.26 (Лесная страна Пенна, так переводится это название, которое было предложено королем Карлом II в честь отца У.Пенна, прославленного адмирала. Сам Пенн предполагал назвать свою колонию Новым Уэльсом, так как это была "приятная холмистая страна"). Эта территория была больше, чем Ирландия, и так же велика, как Англия. Королевский патент делает его собственником, владельцем и губернатором новой

провинции. Он становится владельцем земли на феодальных правах свободного соккеджа с уплатой королю пятой части найденных в колонии золота и серебра. Однако Пенсильвания оказалась богатой углем и железом. У. Пенн предлагает поселенцам покупать у него землю на льготных условиях или арендовать по 200 акров с уплатой 1 пенни за акр. Владелец требовал также внесения квит-ренты в размере 1 шиллинг за каждые 100 акров. В его намерения входит основать колонию для всех изгнанников их Европы, страдающих от нищеты и религиозных преследований, представителей любых сект из Англии, Ирландии, Шотландии, Уэльса, Германии, Голландии, Франции и Швейцарии. Он пишет, что хотел бы "добиваться превращения новой колонии в пример сосуществования людей разных наций, которые бы жили в общем доме, и это был бы Священный эксперимент".27

У.Пенн использует все способности для пропаганды своих намерений перед будущими колонистами, он хочет, чтобы люди, желающие получить гражданскую, религиозную и экономическую свободу, примкнули к его плану. Это тем более важно, что в Англии усиливаются религиозные преследования диссидентов. В своей жалобе парламенту У.Пенн называет цифру в 10 тысяч квакеров, брошенных в тюрьму, причем 243 из них скончались от жестокого обращения. Он предлагает будущим поселенцам приобретать или арендовать у него землю. Он сам распространяет среди ремесленников и крестьян Англии и Германии написанные им прокламации, в которых описывает выгоды переселения в Америку. Пенн обещал каждому, кто поселится вместе с семьей в его колонии, 500 акров земли.28 Ему активно помогают в реализации его планов квакеры.

31 августа 1682 г. Уильям Пенн отплывает от берегов Англии на 300-тонном корабле с пророческим названием "Добро пожаловать". 28 октября он высаживается в Ньюкасле, нижней Пенсильвании и вступает во владение своей новой территорией. Он пишет домой: " Я благодарю Бога, что нашел землю благодатной, воздух свежим и приятным, еду отличной и великолепной во всех отношениях. Мне кажется, что нет недостатка в предприимчивых и энергичных людях, и эти места ни в чем не уступают Европе... К великолепию здешней природы будет приложено искусство человека".29 Его великая идея состоит в том,чтобыосновать "свободное и добродетельное" государство, в котором "народ управлял бы сам". В его планы входит посещение квакеров в Делавэре, Пенсильвании, Нью-Джерси, установление мирных

отношений с индейцами, улаживание территориальных споров с лордом Балтимором и поиски места для столицы колонии.30

У.Пенн выбирает место для будущей столицы колонии

- Филадельфии - при слиянии рек Скайкил и Делавэр. Он планирует выделить под застройку 10 тысяч акров, но первоначально ограничивается 1200 акрами. По его мнению, это должен быть очень зеленый город, имеющий четкую планировку, дома- усадьбы, набережные, общественный сквер. В скором времени Филадельфия превращается в один из самых крупных городов колониальной Америки. В ней имеются пристань, гостиница, биржа, почта, школа и типография. Ведется большое строительство каменных домов с балконами, портиками и черепичными крышами. В 1685 г. У.Пенн пишет про Филадельфию, что там проживает множество полезных мастеров самых разных профессий.31

Пенн подписывает серию договоров с индейцами, покупая у них землю, которая является его фактической собственностью согласно жалованной грамоте короля, так как хочет, чтобы между поселенцами и индейцами были самые дружеские отношения, чтобы "между ними царили взаимопонимание и добрососедство, и чтобы англичане и индейцы жили в любви и дружбе до тех пор, пока солнце светит на небе". Это объясняется доброй волей Пенна, связанной с его религиозными воззрениями.32 Квакеры были принципиальными противниками ношения оружия и его использования. Соседями Пенна были сильные племена делаваров, с которыми целесообразно было дружить, приходилось считаться и с их воинственными противниками - ирокезами. Это обеспечило довольно долгое и относительно равноправное мирное сосуществование "белолицых" и "краснокожих" в колонии Пенна.33 В молитвенном доме Общества друзей в Филадельфии хранится уникальный экспонат - вампум (красочно расшитый индейскими женщинами пояс), который символизирует дружественные отношения с индейцами. Земли, купленные у индейцев, были пущены в продажу по 4 пенса за акр, а деньги поступали в доход колонии. Пенн отвел равные участки своим трем детям, а также 10 тысяч акров — Д.Фоксу. Немцы с Рейна купили у него 18 тысяч акров и основали поселение Джермантаун, Франкфуртская компания — 25 тысяч акров, квакеры Уэльса — 30 тысяч.

25 апреля 1682 г., Пенн издал разработанные им "Правила управления" с тем, чтобы ни у него, ни у его наследников "не было полномочий для свершения неправых поступков, чтобы воля одного

человека не могла создать угрозу благосостоянию целой страны". Согласно этому документу правительство колоний состоит из губернатора, его заместителя и Совета провинции из 72 человек, ежегодно переизбираемых на треть, а также выборной общей ассамблеи. Последняя издавала законы, назначала должностных лиц, утверждала налоги и вела общественные дела. Эти органы имели больше прав, чем аналогичные организации в других колониях. Хартия Свобод, дарованная жителям Провинции, предоставляла им право голоса, право свободных и честных выборов, гласное судопроизводство и суд присяжных, профессиональное обучение детей с 12 лет. Избирателями являлись свободные граждане-христиане, достигшие 21 года, владевшие 50 акрами земли или налогоплательщики. Хартия предоставляла полную свободу вероисповедания, которая строго соблюдалась. "Каждый человек свободен исповедывать какую ему угодно веру, только бы это не нарушало общего спокойствия". Лорду-собственнику предоставлялось право законодательной инициативы, назначения губернатора и должностных лиц. Ассамблея на своем ежегодном собрании могла лишь утверждать или отвергать предложенного губернатора.34 30 марта 1683 г. Пенну пришлось подписать новую Хартию для своей колонии. В ней были значительно расширены полномочия ассамблеи. Избиратели получали право выбора членов Совета и судей. В области социальных мероприятий квакеры ограничились запретом питейных заведений, скачек, петушиных боев, игры в кости и карты, театра. Были приняты законы о школьном образовании детей, обучении их ремеслу и призрении бедняков.35

Серьезной проблемой стало определение границ новой колонии с Мэрилендом. Пенн имел встречу с лордом Балтимором, владельцем колонии Мэриленд, но они оказались не в состоянии решить свои пограничные проблемы, пока позднее, в 1763-1767 гг., не была проведена линия Дикси-Мэйсона.36 Пенн провел два года во время своего первого визита в колонии Пенсильвания, и когда дела были улажены, возвращается в Англию.

В 1685-1686 гг. он находится при королевском дворе. В это время его старый друг Герцог Йоркский стал королем Яковом II. Пенн просит короля разрешить вернуться в Англию Д.Локку. Под влиянием Пенна король издает Акт веротерпимости, по которому из тюрем выпускаются католики и квакеры.37 Но Яков II был изгнан из страны в 1688 г., и новыми королем и королевой стали Вильгельм Оранский и Мария II Стюарт. Права Пенна

на Пенсильванию были временно аннулированы, два года его колония управляется как королевская, сам он снова оказывается в тюрьме, как близкий свергнутому королю политический деятель. В 1693 г. Вильгельм III выпускает его из тюрьмы и восстанавливает в правах владельца колонии в обмен на присягу верности. Однако он продолжает оставаться на подозрении у нового правительства как якобит, его имуществу наносится ущерб многочисленными конфискациями.38 В эти годы он занимается литературной и публицистической деятельностью. Пишет ряд значительных сочинений: "Новый афинянин", "Справедливые меры", "Ключ к истинному пути", "Краткое описание людей, именуемых квакерами", "Плоды уединения". В 1693 г. он публикует свой лучший памфлет "Эссе о настоящем и будущем мира в Европе", который не утратил своей актуальности и в наши дни. Рассматривая политику европейских наций, причины войн и условия установления мира, он считал, что великая цель государственного правления состоит в охране мира и порядка, и доказывал, что эту цель легче достигнуть справедливостью, а не войной. Предложение Пенна о создании Лиги Наций, которая будет действовать как международный парламент, имеющий представителей из всех стран, являлось весьма важным. Подобный парламент должен был разрешать споры между народами, объединяя их не силой, но справедливостью. Предполагались его регулярные собрания, и деятельность на основе справедливых правил. Пенн призывал отказаться от применения силы в международных делах. "Делать зло с целью, чтобы из этого вышло добро, одинаковое мошенничество, как в политике, так и в нравственности".39 У. Пенн, как философ и политик, объединял в себе идеализм и реализм, мудрость и простоту, хитрость и доверчивость, успехи и неудачи, но всегда оставался верным великим принципам свободы.

В 1694 г. изменяются его семейные обстоятельства, умирает жена Джулия. Спустя два года он женится на Ханне Гэллоухилл, от которой у него родилось семь детей.40 В 1697 г. У.Пенн предложил Государственному Совету Англии свой план в отношении североамериканских колоний с целью сделать их "более полезными для Короны", советуя объединить их в единое целое. За три четверти века до Декларации Независимости он предложил идею единства североамериканских колоний, но под главенством английской короны. 41 В 1698 году происходит знаменательная встреча У.Пенна с русским царем Петром I. Петр заинтересовался

учением квакеров и Пенн направляет ему затем послание с изложением своих взглядов. По-видимому, эта встреча не оказала прямого влияния на царя. Лишь много лет спустя, в 1790 г., в Москве была опубликована книга У.Пенна "Плоды уединения" ("Fruits of Solitude"), а в царствование Александра I квакеры получили возможность посетить Россию.42

В 1699 г. У.Пенн отплывает на борту "Кентербери" во второй раз к берегам Америки, в Пенсильванию, чтобы встретиться со своим секретарем Джеймсом Логаном, который становится одним из самых влиятельных лиц в провинции. Пенн ж ивет в одном из домов новой столицы колонии - Филадельфии. Во время своего вторичного пребывания в Пенсильвании он разрабатывает и принимает Привилегированную Хартию, которая окончательно заменяет Хартию Свобод.43 50 лет спустя, в 1751 г., Ассамблея Пенсильвании принимает решение отлить Колокол в ознаменование Хартии У.Пенна, именно этот колокол впоследствии станет Колоколом Американской Свободы. У.Пенн мечтает также о том, чтобы отменить рабство. Он предлагает на рассмотрение ассамблеи два закона о правовом регулировании браков среди негров-рабов, а также о наказаниях. Но идея отмены рабства в то время не встречает поддержки среди состоятельных колонистов.44 Во время своего второго посещения Америки У.Пенн ведет жизнь, о которой всегда мечтал, - жизнь сельского джентльмена, и его гостеприимство включает прием многочисленных делегаций его друзей - индейцев. Но снова необходимость заставляет его вернуться в Англию, чтобы защитить свои собственнические права на колонию. Изменяются его финансовые обстоятельства, в 1708 г. он оказывается даже на 11 месяцев заключенным во Флитскую тюрьму как несостоятельный должник. После этого он живет в относительной бедности, хотя его наследники извлекли впоследствии большие доходы из его достояния и литературных трудов. У.Пенн продолжает заниматься литературной и пропагандистской деятельностью, которая сильно повлияла на взгляды французских просветителей, считавших, что они открыли идеальное сообщество в "республике Пенсильвания". В "Философских письмах" (1754) Вольтер мог заявить, что Пенн принес на землю Золотой век, считавшийся до того выдумкой поэтов, но теперь реально существующий на земле Пенсильвании45. Аббат Рейналь в j ‘Философской истории обеих Индий" противопоставлял гуманное и разумное развитие "Республики Пенсильвания" зверствам испанских, португальских и других

европейских колонизаторов, которые они совершали во время колониальных захватов.46

В 1712 г. прогрессирующий паралич подорвал здоровье У. Пенна. Он умер 30 июля 1718 г. в Рускомбе (Беркшир), и был похоронен квакерской общиной близ Чалфонта в Бэкингмешире. Последние слова, написанные Пенном перед болезнью своему секретарю Логану 4 октября 1712 г., были: "Прощай и продолжай устанавливать справедливый порядок, это твоя обязанность как действительного друга. Моя горячая любовь всем моим дорогим друзьям. У. Пенн."47

На протяжении почти всего колониального периода Пенсильвания оставалась квакерской колонией. В ней осуществлялась попытка реализовать в Америке и

деалы общественного устройства, содержащиеся в учении основателя Общества друзей Д.Фокса: веротерпимость, защита прав личностиь и политическое равенство. Пенсильвания оказалась самой многонациональной колонией США, и религиозная терпимость играла в этом не последнюю роль, определяя более свободный и демократический характер социальной жизни поселенцев.48

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Квакерами (дрожащими) их прозвали в насмешку их противники.

Сами себя они называли "друзьями в истине", или друзьями. Происхождение термина "квакеры" не вполне ясно. Согласно одной версии этот термин возник во время суда над Д.Фоксом, когда на все вопросы судьи Фокс отвечал: ''Трепещите суда божьего!'' Пока наконец, потерявший терпение судья не воскликнул: "Вот трепыхатель-то!" (Quaker - квакер). По другой версии приверженцев новой религии стали называть так потому, что на молитвенных собраниях они впадали в экстаз и доводили себя до судорог. См.: Чанышев А.Н. Протестантизм. М., 1969. С.80;

Павлова Т.А. Приступ бессердечия // Родина.-1989.- N 10.-С.64-65.

2 Brailsford M.R. The making of William Penn/ Freeport, 1970.-P.66.

3 Павлова Т.А., Чибисенков В.С. "Общество друзей" //Вопросы

истории. - 1986.- N 12.- С.101-102.

4 Вулман Д. Дневник. Ходатайство о бедных.М.,1995.-С.41; См. также: Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм.-М.,1989.-С. 48.

5 Wellborn F.W. The Growth of American Nationality. 1492-1865. 270

N.Y.,1953.-P.42.

6 Вулман Д. Ук. Соч.-С. 270; См. также: Литературная история США.-Том 1.-М., 1977.-С. 128-129.

7 Кислова А.А. Религия и церковь в общественно — политической жизни США.- М., 1989.- С.180.

8 См. Диксон В. Г. В.Пенн, основатель Пенсильвании. Спб.,1873; Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке в XVII веке. М.,1965.-С.195; Исторический лексикон. XVII век. М.,1998.-С.522-526.

9 Павлова Т.А. У.Пенн в современной англо-американской историографии. Постановка проблемы. /В кн.: Европа и Америка на перекрестках эпох.-Иваново,1992.-С.39-54.

10 Диксон В. Ук.соч.-С.14-17.

11 Самойло А. С. Ук.соч.-С.195.

12 Noble V. William Penn.L.,1971.-P.12.

13 Your Friend, William Penn. Philadelphia, 1995.-P. 2.

14 Buranelli V. The King and the Quaker. A Study of W.Penn and James II. Philadelphia, 1962.-P.36.

15 Janney S.M. The Life of William Penn. N.Y.,1971.-P.56-57.

16 Литературная история США. - Том 1. - М,.1977.- С. 125.

17 William Penn speaks. Philadelphia, 1995.-P.2.

18 Исторический лексикон. XVII век. М.,1998.-С.524.

19 Там же.

20 Quakerism - a religion meaningful for today's world. A Brief Overview. Philadelphia, 1995.- P. 8.

21 Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. - М.,1993.-С.47-48.

22 Wellborn F.W. Op.Cit.-P.58.

23 Janney S.M. Op.cit.-P.76-77.

24 Buranelly V. Op.cit.-P.49.

25 Andrews Ch. M. The colonial Period of American History. Vol.3. New Haven, 1938.-P.326.

26 Самойло А.С. Ук.соч.-С.196-197; Buranelly V. Op. cit.-P.49; Fantel H. W.Penn. Apostle of Dissent. N.Y., 1904. —P.138. (У.Пенн был самым крупным земельным собственником в мире).

27 The Contributions of William Penn. Quaker Founder of Pennsylvania. Philadelphia. 1975.-P.8.

28 Очерки новой и новейшей истории США. -Том 1.-М.,1960.-С.18-19; Калашников В.М. Записки Готтлиба Миттельбергера "Путешествие в Пенсильванию" как источник по истории немецкой колонизации Северной Америки в конце XVII — 1 половине XVIII в. // Вопросы германской истории. Днепропетровск, 1984, вып.12. С.121-132; Andrews Ch.M. Our Earliest Colonial Settlements. New York, 1933.-P. 189.

29 Your friend William Penn.- P.10.

30 Самойло А.С. Ук. Соч.-С.206.

31 Ефимов А.В. Очерки истории США. М., 1955.- С. 58; Wildes H.E. W.Penn. N.Y.-L.,1974.-P.134-135. (1-я книга вышла в свет из филадельфийской типографии в 1687 г.).

32 Аптекер Г. Колониальная эра. М.,1961.-С.35.

33 История США. Том 1.- М., 1983.- С. 62.

34 Самойло А.С. Ук соч.-С.197-198; Andrews Ch.M. Op. cit.-P.326.

35 Там же.-С.198.

36 Мэйсон — топограф, проводивший линию разграничения.

Впоследствии эта линия продлевалась на Запад по мере расширения территории США и стала границей между свободными и рабовладельческими штатами.

37 Dunn M.M. W.Penn. Politics and conscience. Princeton (N.Y.), 1967.-P. 114.

38Noble V. W.Penn. L., 1971.-P.28.

39 Wm. Penn's "Vision of Peace". A Symposium commemorating the

300 Anniversary of William Penn's 1693 " Essay on the Present and Future Peace of Europe". Philadelphia Yearly Meeting of the

Religious Society of Friends. 27 November 1993.

40 Fantel O. Op. cit. -P.22.

41 Illick J.E. W.Penn, the politician. His relations with the English government. Ithaca,N.Y., 1965.-P.151.

42 История США. Том 1. С.607.

43 Illick J.E. Op. cit. -P.221; Wildes H.E. Op. cit. - P.300-302.

44 В своем завещании он отпустил на свободу своих рабов.

45 Voltaire F.M. Arouet de. Lettres philosophiques. Paris, 1964. - P.38.

46 Литературная история США. -Том 1.- С.248.

47 Your friend William Penn.-P. 16.

48 Национальные процессы в США.- М., 1973.-С. 364; Кислова А.А. Ук.соч.- С. 16; Philadelphia Quakers, 1681-1981./ By R.H.Wilson. Philadelphia. 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.