Научная статья на тему 'Американская арфовая школа: факторы становления'

Американская арфовая школа: факторы становления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арфа / арфовое искусство США / производство арф / Wurlitzer / Browne / Browne & Buckwell / Lyon & Healy / Сальседо / Гранжани. / Harp / harp art of the USA / harp production / Wurlitzer / Browne / Browne & Buckwell / Lyon & Healy / Salzedo / Grandjany.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алешина Анна Олеговна

В статье рассматриваются факторы, приведшие к активному развитию американской арфовой школы в XX веке. Приводится информация, свидетельствующая о невероятном престиже и востребованности арфы среди представителей социальной верхушки американского общества на рубеже XIX–XX веков: в том числе примеры найденных в американских домах инструментов, выдержки из афиш, а также запечатлённые в живописи свидетельства присутствия арфы в жизни американской элиты. Также в статье подробно освещается история появления и деятельность первых крупных американских компаний по производству арф: Wurlitzer, Browne, Browne & Buckwell и Lyon & Healy, а также их вклад в развитие арфового искусства США. Дается представление о современном состоянии американского арфового искусства: в том числе о главных классах и преподавателях арфы, о проводимых престижных конкурсах, фестивалях, мастер-классах, ярких американских арфовых премьерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

American Harp School: Factors of Formation

The article examines the factors that led to the active development of the American harp school in the XX century. The article provides information and examples testifying to the incredible prestige and demand for the harp among the representatives of the social elite of the American society at the turn of the XIX–XX centuries, including examples of the harps found in the American houses, excerpts from harp concerts posters, as well as evidence of the presence of the harp in the life of the American elite captured in painting. The article also covers in detail the history of the appearance and activities of the first major American harp manufacturing companies: Wurlitzer, Browne, Browne & Buckwell and Lyon & Healy, as well as their contribution to the development of the harp art in the USA. The work gives an idea of the current state of the American harp art including the information about the main classes and teachers of the harp, the prestigious competitions, festivals, master classes, and bright American harp premieres.

Текст научной работы на тему «Американская арфовая школа: факторы становления»

Алешина Анна Олеговна, соискатель кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Aleshina Anna Olegovna, Applicant at the Russian Music History Department of the P. Tchaikovsky Moscow State Conservatory

E-mail: aleshina_ania@mail.ru

АМЕРИКАНСКАЯ АРФОВАЯ ШКОЛА: ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются факторы, приведшие к активному развитию американской арфовой школы в XX веке. Приводится информация, свидетельствующая о невероятном престиже и востребованности арфы среди представителей социальной верхушки американского общества на рубеже XIX-XX веков: в том числе примеры найденных в американских домах инструментов, выдержки из афиш, а также запечатлённые в живописи свидетельства присутствия арфы в жизни американской элиты. Также в статье подробно освещается история появления и деятельность первых крупных американских компаний по производству арф: Wurlitzer, Browne, Browne & Buckwell и Lyon & Healy, а также их вклад в развитие арфового искусства США. Дается представление о современном состоянии американского арфового искусства: в том числе о главных классах и преподавателях арфы, о проводимых престижных конкурсах, фестивалях, мастер-классах, ярких американских арфовых премьерах.

Ключевые слова: арфа, арфовое искусство США, производство арф, Wurlitzer, Browne, Browne & Buckwell, Lyon & Healy, Сальседо, Гранжани.

AMERICAN HARP SCHOOL: FACTORS OF FORMATION

The article examines the factors that led to the active development of the American harp school in the XX century. The article provides information and examples testifying to the incredible prestige and demand for the harp among the representatives of the social elite of the American society at the turn of the XIX-XX centuries, including examples of the harps found in the American houses, excerpts from harp concerts posters, as well as evidence of the presence of the harp in the life of the American elite captured in painting. The article also covers in detail the history of the appearance and activities of the first major American harp manufacturing companies: Wurlitzer, Browne, Browne & Buckwell and Lyon & Healy, as well as their contribution to the development of the harp art in the USA. The work gives an idea of the current state of the American harp art including the information about the main classes and teachers of the harp, the prestigious competitions, festivals, master classes, and bright American harp premieres.

Key words: Harp, harp art of the USA, harp production, Wurlitzer, Browne, Browne & Buckwell, Lyon & Healy, Salzedo, Grandjany.

Американская арфовая школа считается одной из сильнейших в мире. О том свидетельствуют многие факторы: значительная степень представительства американских арфистов в музыкальном сообществе, многочисленные арфовые фестивали и конкурсы, проходящие в США, международные конференции и летние арфовые школы, композиторские премьеры, успешно работающие учебные заведения с широким кругом известных педагогов, развитая культура изготовления арфовых инструментов, имеющих репутацию лучших в мире. Все это создает американской арфовой традиции высокую репутацию в современной музыкальной культуре. Задача настоящей статьи заключается в попытке впервые представить свой взгляд на проблему, ранее не являвшуюся предметом научного интереса в отечественном музыкознании.

В свое время В. Д. Конен справедливо указывала на то, что «истоки современной американской цивилизации уводят почти всецело к европейской культуре. Преемственные связи с ней ощущаются в любой сфере деятельности американского народа» [4, с. 13]. Данную позицию разделяют все исследователи, обращавшиеся к изучению американской музыкальной культуры, в том

числе Н. Гроус, О. Б. Манулкина, С. С. Павлишин, Р. Ренч, С. Ю. Сигида, О. Соннек, Г. М. Шнеерсон и другие. Аналогичного взгляда на развитие американской арфовой традиции придерживалась и В. Г. Дулова, считавшая, что «корни американской арфовой школы следует искать в истории музыкальной культуры всех тех стран, народы которых нашли свою вторую родину в Америке» [3, с. 83].

Генезис американской арфовой школы базируется на европейской, в частности французской исполнительской традиции. Основателями американской арфовой школы принято считать двух выдающихся музыкантов французского происхождения, учеников А. Хассель-мана1 — Карлоса Сальседо (1885-1961) [1] и Марселя Гранжани (1891-1975) [2]. Сальседо переехал в США в 1909, Гранжани — в 1936, хотя впервые гастролировал в Штатах в 1924 году. Оба музыканта, помимо концертной деятельности, вели широкую педагогическую работу. В 1924 году Сальседо организовал отделение арфы в Кертисовсом институте музыки. Примечательно, что первую награду института Кертиса получила в 1949 году ученица Сальседо, арфистка Л. Уэйнрайт (Ъуппе Wainw-^М), при том, что среди претендентов были Леонард Бернстайн и Хорхе Болет. Помимо работы в институте

1 Альфонс Хассельман (1845-1912, часто можно встретить написание имени Хассельманс и Ассельман) — французский арфист, композитор и педагог бельгийского происхождения, долгие годы работал профессором арфы в Парижской Консерватории и воспитал целую плеяду выдающихся арфистов двадцатого века. В свою очередь Хассельман учился в консерватории Страсбурга у Г. Крюгера (Gottlieb Kruger) и А.-К. Прумье (Ange-Conrad Prumier).

Кертиса Садьседо на протяжении многих лет организовывал ежегодную летнюю арфовую школу в Кэмдене, штат Мэн. Газета New York Times назвала летнюю школу Сальседо «арфовым центром вселенной» [5, с. 121]. Несколько десятков учеников за сезон приезжали со всей страны ради уроков с мастером. Сальседо воспитал целое поколение выдающихся учеников, среди которых М. Колл, Д. Ломан, Л. Лоуренс, Э. Филлипс, П. Черток, Э. Шалифу. Многолетний опыт педагогической работы Сальседо вылился в написание нескольких важных трудов по арфе. Прежде всего это его «Метод» (Method for the Harp, G. Schirmer, 1929) — школа игры на арфе, написанная в соавторстве с одной из учениц Сальседо — Люсиль Лоуренс. «Метод», по сути, стал первой американской изданной школой игры на арфе, причем написан он был сразу на двух языках — английском и французском.

Гранжани, в отличие от Сальседо, не оставил после себя изданных методических работ, несмотря на то что педагогика занимала большую часть времени арфиста. В 1938 году он возглавил кафедру арфы в Джульярдской школе музыки (Нью-Йорк), где проработал до самой смерти в 1975-ом. Также в период с 1956 по 1966 год Гранжани вел арфовый класс в Манхэттенской школе музыки (Нью-Йорк). Арфист считал знание гармонии и сольфеджио обязательными для любого музыканта, за время обучения у него студенты учились делать переложения и транскрипции для арфы, занимались читкой с листа, разучивали оркестровые партии. Каждое лето музыкант организовывал арфовые школы и мастер-классы, в которых могли принять участие не только студенты-арфисты, но и просто любители, желающие познакомиться с инструментом. Такие летние школы в разные годы проходили в штатах Висконсин, Нью-Йорк и Калифорния. Ученики Гранжани, среди которых А. Адамс, Н. Аллен, Р. Инглфилд, А. Кларк, К. Линдквист, Э. Мэлоун, как и ученики Сальседо, стали востребованными музыкантами. Многие из них заняли места в главных оркестрах страны и уже в свою очередь воспитывали следующие поколения арфистов, передавая бесценный опыт двух французских мастеров, обретших в США второй дом.

Но, конечно, арфа присутствовала на Североамериканском континенте еще за два века до приезда в Америку Сальседо и Гранжани. Европейская традиция домашнего музицирования прижилась в Новом Свете, переселенцы привозили свои инструменты с собой, о чем свидетельствуют сохранившиеся в разных штатах арфы, датируемые XVIII-XIX веками. Однако в то время уровень исполнительства на арфе в США был исключительно любительским, а арфовые концерты носили спорадический характер, в программах же зачастую не указывались имена выступавших арфистов, а также авторов исполненных произведений.

Характерным фактом было участие в музыкальных вечерах не профессиональных музыкантов, а сбежавших от Французской революции аристократов. В качестве доказательства тому можно привести сохранившуюся и

приведенную в книге американского музыковеда Оскара Соннека афишу от 27 февраля 1795 года, в которой некая миссис д'Эмар (Mrs. D'Hemard), приглашая на свой предстоящий концерт в Балтиморе пишет: «В небольшом концерте для арфы соло будут исполнены некоторые пьесы и самые красивые песни с вариациями <...> ужасные обстоятельства, общие для всех несчастных французов, заставляют меня рассчитывать на свой талант, который в более счастливые времена служил бы только украшением моего образования» [10, с. 50].

Так или иначе, арфа становилась неотъемлемой частью жизни многих состоятельных американских семей. Зачастую арфы приобретались для украшения гостиных богатых домов лишь в качестве предмета интерьера, о чем свидетельствуют как найденные сохранившиеся инструменты, так и запечатлённые в американской живописи арфы. Например, как видно на ил. 1, прекрасно сохранилась французская педальная арфа XVIII века, созданная мастером Ж. Ж. Кузино, поставлявшим инструменты для самой Марии-Антуанетты, в доме коллекционера и предпринимателя Джеймса Диринга (James Deering), построенного в 1910-х годах в Вискайе (Майями, штат Флорида).

Иллюстрация 1

Другая хорошо сохранившаяся арфа, предположительно работы Кузино, датируется 1790 годом и находится в особняке предпринимателя и банкира Джеймса

ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ консерватории. Музыкальное искусство ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2021 № 4 (14)

Ф. Д. Ланье (James Franklin Doughty Lanier) в Мэдисоне, штат Индиана. В 1817 году Ланье переехал в Мэдисон и основал в городе отделение Государственного банка Индианы, став к тому же одним из главных инвесторов первой железной дороги Индианы.

Арфу, созданную в 1800 году английским мастером Стампфом (J. A. Stumpff of Portland Place, London), можно найти в особняке Маунт Клэр (Mount Clare), в городе Балтимор, штат Мэриленд. Ее владельцем был адвокат и один из первых сенаторов США Чарльз Кэрролл Барристер (Carles Carroll Barrister) — потомок гэльских лордов Эйле в Ирландии. Ярчайшим доказательством того, что арфа была невероятно модным и популярным в элитном обществе инструментом, служит портрет жены шестого президента США Джона Куинси Адамса — Луизы Адамс (ил. 2), написанный в 1824 году американским художником-портретистом Чарльзом Кингом (Charles Bird King).

И л люстрация 2

Как пишет исследователь Р. Ренч в книге «Арфа» [9, с. 130], дочь другого, второго, президента США Томаса Джефферсона — Марта Джефферсон Рендольф также играла на арфе, причем обучалась в Париже у известного в то время педагога Мадам Жанлис (Madame de Genlis).

Можно ли говорить о том, что престиж инструмента в высших кругах на рубеже XVIII-XIX веков задал моду на него на многие последующее десятилетия?

Вероятно, да, и ярким доказательством тому послужило открытие сразу нескольких арфовых производств в стране. По мере того, как инструмент завоевывал все большую популярность и выходил за рамки исключительно обеспеченных слоев общества, становясь постепенно средством заработка, формировались все предпосылки для расцвета американского арфового искусства в XX веке. И известный своей предприимчивостью американский дух сыграл в этом немаловаж-

ную роль. Так, в середине XIX века сразу три крупных арфовых компании открыли свое производство в США: Browne (Browne & Buckwell), Wurlitzer, и Lyon & Healy.

В 1830-х годах англичанин Джон Фейс Браун (John Face Browne) переехал в Штаты из Англии. Нэнси Гроус в своей книге, посвященной музыкальным мастерам Нью-Йорка XVIII-XIX веков, пишет, что Браун родился в Лондоне в 1815 году и, согласно сведениям, приведенным Н. Гроус, учился арфовому делу в магазине-мастерской знаменитого Эрара (Erard) [6, с. 22]. Перебравшись в Нью-Йорк, Браун начал сотрудничать в 1844 году с мастером Дж. Дельво (J. Delveau), а их компания стала называться Delveau & Browne. В своей рекламе мастера указывали, что являются производителями улучшенных арф с педалями двойного действия, с использованием традиционного европейского вилочного механизма — «fourchettes». С 1840 по 1870-е годы компания Брауна продавала арфы под брендом J. F. Browne and Company. Арфы Брауна были отмечены несколькими наградами, в том числе за вклад в развитие американского искусства, что свидетельствует о невероятном престиже и признании арфы на государственном уровне. В 1853 году в Филадельфии Браун был награжден медалью Франклина за значительное развитие и усовершенствование инструмента. В тот же год в Нью-Йорке проходила международная выставка Промышленности всех стран (Industry of all Nations), на которой были представлены арфы сразу четырех производителей, в том числе арфы компании Browne. Другие три инструмента были производства менее известных компаний «P. C. O. Neill», «N. & L. Lewis of New York» и «James Howley». 1853 год — и сразу четыре производителя арф представлены на выставке, это ли не свидетельство настоящего успеха и востребованности инструмента?

Для сравнения: в то же время в Российской Империи своего производства арф не было, оно появилось лишь в Советской России уже после Великой Отечественной войны. В 1946 году конструкторы Алексей Алексеевич Каплюк и Сергей Кузьмич Майков, при поддержке В. Г. Дуловой, представили разработанную ими экспериментальную модель арфы, после чего было принято решение о создании специального цеха по производству арф на фабрике музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского в Ленинграде. Однако, возвращаясь к истории компании Брауна, отметим, что в 1856 году на Ярмарке американского института компания получила золотую медаль за свою арфу в категории «Лучшая арфа с педалями двойного действия». Процветающая компания, к сожалению, понесла огромный ущерб в годы Гражданской войны (1861-1865), но продолжила существовать за счет продажи инструментов в женские монастырские школы. После смерти в 1871 году Джона Брауна компания перешла к его сыну Эдгару Брауну (Edgar J. Browne), который в свою очередь решил начать сотрудничать с мастером Джорджем Баквеллом (George Buckwell), вследствие чего фирма была переименована в Browne & Buckwell. Главным популяризатором и поклонником арф Browne & Buckwell был активно га-

стролирующий арфист-виртуоз Николя Бокса. Компания просуществовала до смерти Эдгара Брауна в 1878, после чего Баквелл взял управление в свои руки и перенес офис компании на Бродвей, где в лучшие годы продавалось до 50 арф в год. Эти арфы предоставлялись лучшим оркестрам и концертирующим арфистам страны.

В 1920-х годах компания Browne & Buckwell практически была вытеснена с рынка быстро развивающимися конкурентами Lyon&Healy и Wurlitzer, а также сильно пострадала из-за последующей Великой депрессии 1930-х. Тем не менее, до самой смерти Баквелла в 1946 году компания продолжала изготавливать по дюжине арф в год, также занимаясь реставрацией, регулировкой и ремонтом инструментов.

Другим арфовым мастером, увидевшим свободную нишу для развития своего арфового производства в США, был немецкий иммигрант Рудольф Вурлитцер (Rudolph Wurlitzer), который в 1853 году открыл в Цинциннати, штат Огайо, компанию по производству музыкальных инструментов. Уже в 1860 представительский офис заработал и в Чикаго. В начале своей работы компания занималась импортом различных музыкальных инструментов из Европы в Америку. Помимо струнных и духовых инструментов в офисах компании были представлены арфы Erard, Dodd, Erat, Grosjean. После продажи импортные арфы продолжали обслуживаться в магазине, отправлять их обратно в Европу на регулировку было дорого и сложно, и вскоре руководство компании пришло к мысли об открытии собственного производства. Исследователь производства арф в США Марк Палкович в статье, посвященной деятельности компании Wurlitzer, пишет: «Первые арфы, произведенные на собственной фабрике компанией Wurlitzer появились в 1909 году, под руководством Эмиля Старке (Emil O. Starke), который двадцать лет работал вместе с Джорджем Дерки (George B. Durkee) на фабрике арф Lyon & Healy в Чикаго» [8, с. 30]. Модели новых арф получили названия «style 1, 2, 3», а прототипом для них послужили европейские педальные арфы производства Erard. Вурлитцер постарался усовершенствовать механизм педалей, добавив фетровую обмотку. Для производства съемных, заменяемых механических деталей инструмента было налажено машинное производство, что позволило повысить качество, а также упростить процесс регулировки и замены деталей благодаря использованию в них стандартной резьбы. Материалом для деки в основном служил клен. Арфы, сконструированные Старке, стали более прочными и надежными и имели на раме латунную пластинку с обозначением «Модель Старке». На ил. 3а, 3б и 3в представлен сохранившийся патент конструкции арфы Эмиля Старке от 11 августа 1931 года.

Другим нововведением Старке было применение буквенного обозначения в названиях арф: A, B, C, D, G и I. Наличие расширенной деки обозначалось удвоенной буквой, например BB, а наличие готической колонны — буквой X. Модель I была наиболее доступной и компактной моделью, пользовавшейся популярностью

Иллюстрация За

Aug. 11,1931. е. о. starke 1,817,951

НАД?

riled Auf. 5. 1929 3 Sheets-Sbeet 1

--fr

—Z0' -Д

среди начинающих арфистов.

Компания Wurlitzer прекратила производство арф в разгар Великой депрессии, в 1935 году, но продолжила выпускать другие инструменты, в том числе занялась производством театральных органов «Mighty Wurlitzers» и музыкальных автоматов с монетоприемниками, ставшими в 1930-1950-х годах настоящим символом Америки. Музыкальные автоматы Wurlitzer были настолько популярными, что появились на специальной памятной марке Почтовой службы США, изображенной на ил. 4.

Во время Второй мировой войны фабрика Wurlitzer была перепрофилирована на изготовление бесконтактных взрывателей для бомб, и, хотя после войны часть производства была восстановлена, компания, просуществовавшая до 1988 года, продолжила выпускать только радиоприемники, музыкальные автоматы и небольшие электронные органы. Тем не менее, многие арфы Wurlitzer до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Главным конкурентом компаний Browne & Buckwell и Wurlitzer стала фирма Lyon & Healy, признанная поистине знаковой для арфового мира, внесшей огромный вклад в развитие и поддержание арфового искусства. До сих пор легендарные модели арф Lyon & Healy считаются одними из самых лучших в мире.

История компании Lyon & Healy (L&H) началась в 1864 году, когда Патрик Хили и Джордж Лайон (Pat-

Иллюстрация 36

Иллюстрация Зв

Auf. 11,1931. е. о. starke 1,817,951

шр

Fllid АПК. 5, 1929 3 Sheete-SÄMt 3

'fiff'/r/ir'

Aug. 11,1931. е. о. STARKE 1,817,951

HABT

ПЫ Auf- Б. 1929 3 3bMt*-S>Mt 2

rick Healy, George Washburn Lyon) открыли первый офис компании в Чикаго. Изначально фирма занималась экспортом педальных арф из Европы, а также продажей фортепиано. Помимо этого, при магазине функционировала мастерская, продолжавшая обслуживать арфы после продажи. Хили и Лайон, так же как и Вурлитцер, увидели возможность для развития своего собственного производства арф, и спустя двадцать лет накопленного в мастерской опыта мастера предприняли попытку создать собственную арфу. Так, в 1889 году Lyon & Healy представили свою первую модель арфы, с прямой декой, прототипом которой, конечно, послужили европейские педальные арфы. Lyon & Healy постарались усовершенствовать механизм педалей и максимально убрать педальные призвуки, над чем трудился один из лучших конструкторов компании Джордж Дерки. Уже в следующем году появилась легендарная 23 модель арфы L&H (Style 23 harp). Для улучшения звука дека была расширена, а декором арфы стала богатая цветочная резьба, украшавшая основание арфы, ножки и капитель колонны. На Всемирной Колумбовой выставке2 в Чикаго 1893 года арфа L&H с педалями двойного действия и дополнительной восьмой педалью, предусмотренной для тушения звука, получила главный приз выставки,

Иллюстрация 4

Presorted First-Class

; Всемирная Колумбова выставка — World's Columbian Exposition.

57

которую за шесть месяцев посетило 27 миллионов человек!

Жюри оценило в первую очередь богатство, красоту и чистоту звука, а также конструктивное решение, касающееся восьмой педали, которая в отличие от аналогичных моделей арф задействовала не серию закрывающих резонаторные отверстия затворок, а единую длинную панель, богато украшенную эбеновым деревом и сусальным золотом. Внешний вид арфы, показанный на ил. 5, был выполнен из черного дерева и декорирован цветочными мотивами, вазами, купидонами и птицами, свидетельствовал о том, что это не просто красиво звучащий инструмент, а настоящее произведение искусства.

Иллюстрация 5

К XX веку фирма Lyon & Healy стала одним из крупнейших музыкальных магазинов в мире, помимо арф и огромного ассортимента нот в нем был представлен большой выбор фортепиано и органов, а также редких старинных инструментов. Производству арф был отве-

ден целый огромный этаж на складе L&H, и вскоре их арфы заняли свои места в Бостонском Симфоническом оркестре, где солистом был Генрих Шуэкер (Heinrich Schocker), в оркестре Нью-Йоркского Филармонического общества и в оркестре Вальтера Дамроша, где на тот момент работал арфист Генрих Брайчук (Heinrich Breitschuck), и в оркестре Теодора Томаса в Чикаго, где работал Эдмунд Шуэкер (Edmund Schocker).

Успех компании возможно был обеспечен способностью фирмы подстраиваться под меняющуюся обстановку в стране, а также их умению быть открытыми ко всему новому. Так, в 1922 году L&H дальновидно стали одной из первых чикагских компаний, спонсирующих радиовещание. А в 1928 году благодаря сотрудничеству с Карлосом Сальседо компания выпустила возможно самую узнаваемую модель арфы в мире — арфу «Сальседо», изображенную на ил. 6, выполненную в более аскетичном и лаконичном характере, в стилистике Ар-деко.

Иллюстрация 6

Компания всегда шла в ногу со временем и даже в тяжелые времена Великой Депрессии смогла оставаться

58

на плаву и даже процветать благодаря тому, что стала первой розничной компанией, которая начала активно продавать и популяризировать компактные пианино — новый инструмент, гораздо лучше отвечающий условиям современной реальности. Понимая, что арфа в принципе инструмент дорогой, компания выпустила беспедальную, леверсную модель арфы «Troubadour», которая была финансово доступной большему количеству людей и стала пользоваться большим спросом среди начинающих и любителей. В 1970 году L&H сконцентрировались только на продаже арф, сопутствующих товаров и нот. Только в 1987 году компания столкнулась с трудностями в связи со сменой владельцев и вошла в группу компаний другого крупного производителя арф, итальянского бренда Виктора Сальви — Salvi Harps. Новый владелец не стал навязывать компании свои условия, и L&H продолжила выпускать свои модели арф, порадовав поклонников бренда выпуском в 2003 году леверсной электроарфы «Silhouette».

Благодаря деятельности компании Lyon & Healy и ее широкому ассортименту и ценовой категорией арф, инструмент вышел за пределы состоятельных кругов и стал доступнее многим жителям страны. Конечно, помимо Browne & Buckwell, Wurlitzer и Lyon & Healy существовали и другие, менее известные мастера и компании: Чарльз Линдеман (Charles A. Lindeman), Джеймс Хоули (James Howley) «N. & L. Lewis of New York», «P. C. O. Neill», однако заветной мечтой любого арфиста того времени все же была арфа от компании Lyon &Healy или Wurlitzer.

Столь бурное развитие арфового производства в США отвечало все большему, крепнущему общественному интересу к собственно арфовому искусству и его представителям. Признанное всем миром американское национальное свойство широко рекламировать производимый товар сказалось и в таком деликатном и тонком деле как арфовое искусство. Лучшей рекламой для него стали американские исполнительские фестивали и конкурсы, в том числе самые престижные в мире арфы — международный конкурс, проходящий раз в три года в Блумингтоне (The USA International Harp Competition — USAIHC) и ежегодный Национальный конкурс арфистов, организованный Американским арфовым обществом3 (American Harp Society National Competition — AHSNC).

Каждое лето в Филадельфии проводятся два масштабных летних арфовых фестиваля: «Фестиваль арфовой музыки: международный фестиваль арфы в Филадельфии»4 и интенсивный недельный фестиваль при институте Кертиса (Curtis Summerfest Harp Colony). Другое популярное ежегодное музыкальное событие — «Музыкальный фестиваль и школа в Аспе-не»5 (штат Колорадо) — включает в себя проведение многочисленных мастер-классов, в том числе и по арфе. Программа фестиваля 2021 года подразумевала участие в нем таких арфистов, как Нэнси Аллен, Бен Альбертсон, Аннелин Ленартс, Адам Фан, Фиби Пауэлл (Ben Albertson, Anneleen Lenaerts, Adam Phan, Phoebe Powell). В июне 2022 года, в честь 60-летней годовщины создания Американского арфового общества, планируется проведение 44-ой Национальной арфовой конференции — «Грани Бриллианта»6.

Насыщенность арфовых концертных программ и разнообразие исполняемого репертуара также свидетельствует об активности в сфере арфового искусства США. Среди ярких американских премьер последних десятилетий необходимо отметить премьеру Концерта для флейты, арфы и оркестра немецкого композитора Зигфрида Маттуса7, состоявшуюся в 2000 году. Партию арфы, в сопровождении Нью-Йоркского филармонического оркестра, которым дирижировал Курт Мазур, исполнила Нэнси Аллен8, флейты — Роберт Ланжеван (Robert Langevin). Премьера имела огромный успех. Аллан Козинн, авторитетный критик The New York Times в своей статье осветил событие так: «Концерт Маттуса для арфы, флейты и оркестра (1998) — произведение, наполненное невероятно изящными музыкальными тембрами, продиктованными его солирующими инструментами. Мягкие театральные перкуссионные эффекты и яркий мелодический узор у арфы и струнных с самого начала произведения создают атмосферу, отсылающую к французскому импрессионизму... Мы слышим пастельный хроматизм в партии флейты, напоминающий поздние работы Такэмицу9. <...> Игра Нэнси Аллен как всегда восхитила своей виртуозностью и нежностью звучания» [7, с. 12].

Еще одной яркой американской премьерой стало исполнение Элизабет Хайнен10 произведения «Нюй-шу: тайные песни женщин»", написанного специально

3 Американское арфовое общество — American Harp Society (AHS).

4 Harp Music Fest: The International Harp Festival of Philadelphia.

5 The Aspen Music Festival and School.

6 44th American Harp Society, Inc. National Conference «Facets of a Diamond».

7 Зигфрид Маттус (Siegfried Matthus) — (родился в 1934, в Малленуппене, Восточная Пруссия), немецкий композитор, автор нескольких опер. Концерт для флейты и арфы в сопровождении оркестра был написан в 1998 году.

8 Нэнси Аллен (Nancy Allen, родилась в 1954 году) — американская арфистка, ученица Перл Черток, Марселя Гранжани и Лили Ласкин. Победительница Международного арфового конкурса в Израиле 1973 года.

9 Тору Такэмицу (1930-1996) — японский композитор, синтезировавший в своем творчестве японскую и европейскую мелодические культуры, увлекался импрессионизмом, электронной музыкой. Считал молчание и пустоту — основой музыки. Среди композиторов, повлиявших на его творчество, можно назвать К. Дебюсси, А. Веберна, Э. Вареза, 0. Мессиана и А. Шенберга.

10 Элизабет Хайнен (Elizabeth Hainen) — американская арфистка, первая арфа Филадельфийского оркестра, преподает в Институте Кертиса и музыкальной школе Бойера при Университете Темпл, серебряный призер первого международного арфового конкурса США.

11 Nu Shu: Secret songs of women; Nfishu — буквально «женское письмо».

для нее известным современным китайским композитором, лауреатом премии «Грэмми» и «Оскар» — Тань Дуном (Tan Dun). Премьера произведения в США состоялась в Филадельфии, штат Пенсильвания, 30 октября 2013 года, Хайнен аккомпанировал Филадельфийский Оркестр. Арфистка также впервые исполнила это произведение в Европе, Австралии и Китае.

В 2020 году Иоланда Кондонассис^ в сопровождении Рочестерского Филармонического Оркестра впервые исполнила Концерт для арфы современного американского композитора Дженнифер Хигдон (Jennifer Higdon). Хигдон в том же году была удостоена премии «Грэмми» за этот Концерт, в номинации «Лучшее современное классическое произведение».

На настоящий момент в каждом американском штате есть учебные заведения, где функционируют кафедры арфы. Самыми престижными и сильными считаются такие классы в музыкальной школе Джейкобса при университете Индианы, где работает Эльжбета Шмыт". Также авторитетные классы арфы имеют Джульярд-ская музыкальная школа, где преподают Нэнси Аллен и Джун Хан14, школа музыки Йельского университета, где также работает Джун Хан, консерватория Оберлина и институт музыки Кливленда, где преподают Иоланда Кондонассис и Джоди Гуинн!5. Добавим к этому списку Институт Музыки Кертиса и класс Элизабет Хайнен. Это далеко не полный перечень, но даже из него становится очевидно, что в США не существует единственного централизованного очага арфовой культуры, сильные классы есть по всей стране.

Учитывая все вышеизложенное, считаем, что феномен расцвета арфового искусства, произошедшего на рубеже XIX-XX веков в США, был обусловлен тремя важнейшими факторами: во-первых, невероятным пре-

стижем инструмента в высших кругах, который породил национальную моду на арфу, тем самым спровоцировав большой спрос на инструмент, во-вторых, открытием практически в одно и то же время сразу нескольких крупных арфовых производств на территории страны, в-третьих, важнейшим фактором стал приезд в США двух выдающихся французских арфистов К. Сальседо и М. Гранжани, чья широкая педагогическая и методическая деятельность вывела американское арфовое исполнительство на новый уровень. В изучении вопроса становления американской арфовой школы главное внимание обычно уделялось деятельности Сальседо и Гранжани, в данной статье хотелось шире взглянуть на этот вопрос и осветить тот период, который предшествовал американскому расцвету этих арфистов. Бесспорно, основную методическую и педагогическую базу в современное американское арфовое искусство заложили именно Сальседо и Гранжани, свой вклад добавили братья Генрих и Эдмунд Шуэкеры и Альфред Кастнер, а также ученики вышеназванных арфистов. Но не будь Америка столь привлекательна в экономическом плане для европейских арфистов, не было бы такого спроса на педагогов-арфистов — и не факт, что Сальседо и Гранжани выбрали бы США своим вторым домом. Они почувствовали открывающиеся перспективы для творчества в бурно развивающейся стране, где арфа действительно ценилась, и основали целые арфо-вые «колонии», воспитав несколько десятков сильных учеников, которые по сей день продолжают развивать и передавать потомкам их педагогические традиции. Принимая во внимание все три фактора, повлиявших на развитие сравнительно молодой американской арфовой школы, мы можем с уверенностью утверждать, что картина ее успеха складывается в единое целое.

Литература

1. Алешина А. О. Карлос Сальседо в мировом арфовом искусстве // Музыкальная академия. 2018. № 4. С. 208-215.

2. Алешина А. О. Марсель Гранжани — исполнитель, композитор и педагог // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 142-150.

3. Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М.: Советский композитор, 1975. 230 с.

4. Конен В. Дж. Пути американской музыки: Очерки по исто-

рии музыкальной культуры США. 2-е изд., доп. М.: Музыка,

1965. 524 c.

5. Bitter M. Pentacle The story of Carlos Salzedo and the harp. Middletown: Salzedo Committee of the American harp Society, Inc., 2010. 272 p.

6. Groce N. Musical Instrument Makers of New York: A Directory of Eighteenth and Nineteenth Century Urban Craftsmen. New York: Pendragon Press, 1991. 200 p.

7. Kozinn A. Masur Shows He Can Swing if He Has To // The New York Times, Music Review. 2001. № 2. June. P. 12.

12 Иоланда Кондонассис (Yolanda Kondonassis) — одна из наиболее востребованных американских арфисток современности, ученица Элис Шалифу, лауреат многих конкурсов, в том числе Нью-Йоркского филармонического национального конкурса молодых исполнителей, Премии Кливленда в области искусства, Конкурса молодых исполнителей Американского арфового общества. Записала более 20 дисков арфовой музыки, издала несколько пособий по арфе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Эльжбета Шмыт (Elzbieta Szmyt) — американская арфистка польского происхождения, ученица Алины Барановской и Сьюзен Макдональд, солистка оркестра Сент-Луиса. До переезда в США работала солисткой Польского национального филармонического оркестра, Краковской филармонии.

14 Джун Хан (June Han) — родилась в Южной Корее, училась у Мари-Клер Жаме в Парижской консерватории и у Нэнси Аллен в Джульярдской школе музыки. Работала со многими оркестрами, в том числе с Парижским оркестром, оперными оркестрами Кирова и Нью-Йорка. Пионер современной и камерной музыки для арфы.

15 Джоди Гуинн (Jody Guinn) — американская арфистка, ученица Сюзанны Дэвис, Элис Шалифу и Карлоса Садьседо. Солистка Акронского симфонического оркестра и вторая арфа в Кливлендском оркестре, до 2010 года также работала главной арфисткой в оркестре Кливлендской оперы. Вместе с Нэнси Лендрим (Nancy Lendrim) играет в арфовом дуэте Сальседо (Salzedo Harp Duo).

ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ консерватории. Музыкальное искусство ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2021 № 4 (14)

8. Palkovic M. Wurlitzer Harps: from: Wurlitzer of Cincinnati: New York: Praeger Publishers Inc., 1969. 246 p.

The Name That Means Music to Millions // The American Harp 10. SonneckO. G. T. Early Concert-Life in America (1731-1800).

Journal. 2016. № 3. Summer. Pp. 30-40. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1907. 338 p.

9. Rensch R. The Harp, Its History, Technique and Repertoire.

References

1. Aleshina A. O. Carlos Salzedo v mirovom arfovom iskusstve [Carlos Salcido in the world of harp art] // Muzykal'naya akademiya [Music Academy]. 2018. № 4. Pp. 208-215.

2. Aleshina A. O. Marcel Grandjany — ispolnitel', kompozitor i pedagog [Marcel Granjani — performer, composer and teacher] // Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah [South-Russian Music Almanac]. 2021. № 4. Pp. 142-150.

3. Dulova V. G. Iskusstvo igry na arfe [The Art of harp playing]. M.: Sovetskij kompozitor, 1975. 230 p.

4. Konen V. Dzh. Puti amerikanskoj muzyki: Ocherki po istorii muzykal'noj kul'tury USA [The Ways of American Music: Essays onthe History of the USA Musical Culture]. 2-e izd., dop. M.: Muzy-ka, 1965. 524 p.

5. Bitter M. Pentacle The story of Carlos Salzedo and the harp.

Middletown: Salzedo Committee of the American harp Society, Inc., 2010. 272 p.

6. Groce N. Musical Instrument Makers of New York: A Directory of Eighteenth and Nineteenth Century Urban Craftsmen. New York: Pendragon Press, 1991. 200 p.

7. Kozinn A. Masur Shows He Can Swing if He Has To // The New York Times, Music Review. 2001. № 2. June. P. 12.

8. Palkovic M. Wurlitzer Harps: from: Wurlitzer of Cincinnati: The Name That Means Music to Millions // The American Harp Journal. 2016. № 3. Summer. Pp. 30-40.

9. Rensch R. The Harp, Its History, Technique and Repertoire. New York: Praeger Publishers Inc., 1969. 246 p.

10. Sonneck O. G. T. Early Concert-Life in America (1731-1800). Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1907. 338 p.

Информация об авторе

Анна Олеговна Алешина E-mail: aleshina_ania@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского» 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6

Information about the author

Anna Olegovna Aleshina E-mail: aleshina_ania@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «P. Tchaikovsky Moscow State Conservatory» 125009, Moscow, 13/6 Bolshaya Nikitskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.