Научная статья на тему 'АМБИЦИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДИСПОЗИЦИЯМИ, СПОСОБСТВУЮЩИМИ ПОДДЕРЖАНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

АМБИЦИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДИСПОЗИЦИЯМИ, СПОСОБСТВУЮЩИМИ ПОДДЕРЖАНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИЦИОЗНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / АФФИЛИАЦИЯ / СТРЕМЛЕНИЕ К ВЛАСТИ / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рахманина Ирина Николаевна, Овсянникова Татьяна Юрьевна, Франтасова Екатерина Петровна, Тайсаева Светлана Борисовна

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию амбициозности в психологической науке. Акцентируется внимание на ее связи с личностными диспозициями, обуславливающими снижение уровня психологического благополучия и психического здоровья. Выборку составили 60 человек, возраст обследуемых от 28 до 40 лет. Эмпирическая база исследования - Астраханский государственный университет. Для изучения характеристик амбициозности во взаимосвязи с личностными диспозициями были использованы следующие методики: «Диагностика стратегий достижения цели», «Диагностика интерактивной направленности личности»; «Мотивация профессиональной деятельности», «Тип поведенческой активности»; «Диагностика мотиваторов социальнопсихологической активности личности», «Шкала психологического благополучия». Получены результаты, свидетельствующие о том, что уровневые показатели психологического благополучия связаны с диспозициями амбициозной личности. Чем выше данные показатели, тем ниже уровень психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMBITIOUS PERSONALITY AND ITS RELATIONSHIP WITH DISPOSITIONS CONTRIBUTING TO MAINTAINING OPTIMAL PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

The article discusses the main approaches to understanding ambitions in psychological science. Attention is focused on its connection with the personal dispositions that lead to the decrease in the level of psychological well-being and mental health. The sample consisted of 60 people, the age of the surveyed was from 28 to 40 years. The empirical base of the research is the Astrakhan State University. To study the characteristics of ambitiousness in relation to personal dispositions, the following methods were used: "Diagnostics of strategies for achieving goals", "Diagnostics of the interactive orientation of a personality"; "Motivation of professional activity", "Type of behavioral activity"; "Diagnostics of motivators of social and psychological activity of a person", "Scale of psychological well-being". The obtained results indicate that the level indicators of psychological well-being are associated with the dispositions of the ambitious personality. The higher these indicators, the lower the level of psychological well-being.

Текст научной работы на тему «АМБИЦИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДИСПОЗИЦИЯМИ, СПОСОБСТВУЮЩИМИ ПОДДЕРЖАНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

результаты указывают на корреляцию между эмоциональным интеллектом преподавателей и их отношениями с обучающимися.

Преподаватели, демонстрирующие более высокий уровень эмоционального интеллекта, создали лучшие отношения со своими обучающимися. Они принимали дружелюбный и теплый подход к обучающемуся, мотивируя, поощряя и относясь к ним с уважением. Кроме того, на занятиях этих преподавателей происходило свободное обсуждение и выражение мыслей и чувств. Наблюдалось целостное отношение к обучающимся - незаменимое качество в современном образовании.

Таким образом, предположение о том, что эмоциональный интеллект играет фундаментальную роль в отношениях преподавателя и обучающегося, подтвердилось. Такая связь напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скороходова В.Д. Эмоциональный интеллект как фактор удовлетворенности работой педагогами / В. Д. Скороходова, Л.А. Ларионова, О.В. Пуляевская // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 4. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19696 (дата обращения: 01.04.2021).

2. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям : сборник статей / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 351с.

REFERENCES

1. Skorohodova, V.D., Larionova, L.A. and Pulyaevskaya, O.V. (2019), "Emotional intelligence as a factor in teacher job satisfaction, International student scientific bulletin, available at: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19696 (data accessed: 01.04.2021).

2. Lyusina. D.V. and Ushakov D.V. (2009), Social and emotional intelligence: From processes to measurements: collection of articles, Publishing house Institute of Psychology RAS, Moscow.

Контактная информация: ella.podnebesnaya.8019@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2021

УДК 159.9

АМБИЦИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДИСПОЗИЦИЯМИ, СПОСОБСТВУЮЩИМИ ПОДДЕРЖАНИЮ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Ирина Николаевна Рахманина, кандидат психологических наук, доцент, Астраханский государственный университет; Татьяна Юрьевна Овсянникова, кандидат психологических наук, доцент, Екатерина Петровна Франтасова, Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», Астрахань; Светлана Борисовна Тайсае-ва, кандидат психологических наук, доцент, Российский экономический университет

имени Г. В. Плеханова, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию амбициозности в психологической науке. Акцентируется внимание на ее связи с личностными диспозициями, обуславливающими снижение уровня психологического благополучия и психического здоровья. Выборку составили 60 человек, возраст обследуемых от 28 до 40 лет. Эмпирическая база исследования - Астраханский государственный университет. Для изучения характеристик амбициозности во взаимосвязи с личностными диспозициями были использованы следующие методики: «Диагностика стратегий достижения цели», «Диагностика интерактивной направленности личности»; «Мотивация профессиональной деятельности», «Тип поведенческой активности»; «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности», «Шкала психологического благополучия». Получены результаты, свидетельствующие о том, что уровневые показатели психологического благополучия

связаны с диспозициями амбициозной личности. Чем выше данные показатели, тем ниже уровень психологического благополучия.

Ключевые слова: амбициозность, профессиональная успешность, аффилиация, стремление к власти, достижение успеха, психическое здоровье, внутренняя мотивация, стресс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p443-447

AMBITIOUS PERSONALITY AND ITS RELATIONSHIP WITH DISPOSITIONS CONTRIBUTING TO MAINTAINING OPTIMAL PSYCHOLOGICAL WELL-BEING Irina Nikolaevna Rachmanina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Astrakhan State University; Tatyana Yurievna Ovsyannikova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ekaterina Petrovna Frantasova, the scientific and practical Center for

rehabilitation of children "Correction and Development", Astrakhan; Svetlana Borisovna Taysaeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economic, Moscow

Abstract

The article discusses the main approaches to understanding ambitions in psychological science. Attention is focused on its connection with the personal dispositions that lead to the decrease in the level of psychological well-being and mental health. The sample consisted of 60 people, the age of the surveyed was from 28 to 40 years. The empirical base of the research is the Astrakhan State University. To study the characteristics of ambitiousness in relation to personal dispositions, the following methods were used: "Diagnostics of strategies for achieving goals", "Diagnostics of the interactive orientation of a personality"; "Motivation of professional activity", "Type of behavioral activity"; "Diagnostics of motivators of social and psychological activity of a person", "Scale of psychological well-being". The obtained results indicate that the level indicators of psychological well-being are associated with the dispositions of the ambitious personality. The higher these indicators, the lower the level of psychological well-being.

Keywords: ambition, professional success, affiliation, striving for power, achieving success, mental health, intrinsic motivation, stress.

ВВЕДЕНИЕ

В психологии проблема субъективного благополучия разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов, индивидуальной психологии. Современные исследования показывают, что успеха и благополучия добивается тот, кто умеет заявить о себе и имеет далеко идущие планы. Амбициозная личность всегда стремится к чему-то большему, поэтому это качество очень важно для достижения успеха.

Под амбициозностью понимается сложное комплексное понятие, включающее в свою структуру внешние социально значимые детерминанты, а также внутренние физиологические и психологические свойства личности, обусловливающие ее стойкое и генерализованное стремление к успеху и достижениям, включающее в себя постановку целей, в том числе нахождение новых целей и стремлении к ним, позволяющее преодолевать любые преграды на пути к успеху. Вместе с тем, слишком большие или неправильно сфокусированные амбиции могут привести к ухудшению психического здоровья. Чрезмерная сосредоточенность на достижении цели, приводит к высокой степени стресса, что приводит к эмоциональному и когнитивному истощению. В результате амбициозные, стремящиеся к успеху люди чаще жалуются на здоровье и находятся в состоянии тревожности и депрессии.

Еще одним недостатком амбициозности является то, что чрезмерное сосредоточение на одной цели может привести к пренебрежению другими. Это часто сопровождается отсутствием возможности или желания иметь близкие контакты с другими людьми. Это может способствовать возникновению семейных проблем и нарушению межличностных отношений, поскольку вовлеченность в работу положительно связана с нейротизмом и

отрицательно - с согласием, доброжелательностью (а^ееаЫепеББ).

Также могут быть биологические причины, по которым амбиции могут привести к депрессии. Так, связующим звеном может быть дофамин, основной химикат хорошего самочувствия в мозге, который обуславливает повторение приятных действий. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить выживание вида, поощряя такие формы поведения, как еда, размножение и социальные связи. (Исследователи из Университета Вандербильта обнаружили, что "добытчики" испытывают выброс дофамина в областях мозга, связанных с вознаграждением и мотивацией). Однако, другие исследования показали, что люди, склонные к депрессии или беспокойству, практически не испытывают чувства гордости за свои достижения и чувства власти. Выявленные противоречия обуславливают актуальность проблемы, акцентируя внимание на амбициозности, ее связи с личностными диспозициями, способствующими поддержанию оптимального психологического благополучия и сохранению психического и физического здоровья.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель - рассмотреть амбициозность личности во взаимосвязи с личностными диспозициями, обуславливающими снижение психологического благополучия, психического и физического здоровья.

В качестве основополагающей гипотезы выступило предположение о том, свойства личности, обусловливающие ее стойкое и генерализованное стремление к успеху и достижениям, выступающие личностными диспозициями амбициозности, будут способствовать снижению психологического благополучия, психического и физического здоровья.

Выборку составили 60 человек, из которых 30 являются руководителями, в том числе 9 мужчин и 21 женщина (группа 1) и 30 рабочими и служащими, в том числе 14 мужчин и 16 женщин (группа 2). Возраст обследуемых от 28 до 40 лет.

В данном эмпирическом исследовании учитывался социально-профессиональный статус индивида в контактном профессиональном сообществе, тип поведенческой активности и стратегия в достижении цели, на основании которых респонденты были условно отнесены к амбициозным сотрудникам. Эмпирическая база исследования - Астраханский государственный университет.

Для изучения характеристик амбициозности во взаимосвязи с личностными диспозициями были использованы следующие методики: методика «Диагностика стратегий достижения цели», методика «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина); методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана), методика «Тип поведенческой активности» (Л. И. Вассерман, Н. В. Гуменюк); методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» (Д. Макклелланда), опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ

На первом этапе эмпирического исследования для изучения поведенческой активности в стрессовых условиях, нами были исследованы испытуемые выделенных групп. В результате диагностики нами были выявлены испытуемые с тенденцией к поведенческой активности (тип А) и определенная тенденция к поведенческой активности (тип Б1); лица, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ); лица у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности (тип Б1). У респондентов первой группы (рисунок) наблюдается определенная тенденция к поведенческой активности (Тип А), т.е. гиперреактивность, сверхэнергичность, нетерпеливость, импульсивность, преувеличенная потребность в деятельности, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлече-

ний; постоянное напряжение сил в борьбе за успех, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности; соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов. Такой тип поведения свойственен амбициозной личности.

20 15 10 5

1 я

ТИП А

ТИП АБ

ТИП Б1

0

■ Группа 2 ■ Группа 1

Рисунок - Результаты диагностики с помощью методики «Диагностика стратегий поведенческой активности в

стрессовых условиях»

У респондентов второй группы преобладают сбалансированность, с неявной склонностью к доминированию, уверенность, эмоциональная стабильность, рациональность, осторожность, неторопливость, умеренная активность личности (поведенческий тип АБ и тип Б1). Типы поведенческой активности А1 и Б у респондентов не выявлены.

Диагностика преобладающего типа мотивации выявила у амбициозных сотрудников (поведенческая активность тип А) мотивационные комплексы, представленные следующими соотношениями: ВМ<ВПМ>ВОМ (70% опрошенных), оптимальный мотива-ционный комплекс представленный сочетанием ВМ = ВПМ > ВОМ (13%). Преобладающим типом мотивации профессиональной деятельности у респондентов с другими типами поведенческой активности является внутренняя - 57,14% опрошенных.

На следующем этапе исследования мы определили ведущие потребности-мотиваторы личности. У амбициозных (тип А) явно выражена направленность на достижение успеха в целом, у остальных респондентов наблюдается преобладание мотиватора - тенденция к аффилиации групповому признанию и уважению. Результаты диагностики мотивации успеха и боязни неудачи показали, что амбициозные личности имеют более высокую мотивацию на успех, в то же время у респондентов с выраженным типом Б1 в большей мере диагностируется мотивация не неудачу.

Диагностика интерактивной направленности личности показала, что у амбициозных сотрудников в большей степени выражена ориентация на личные интересы, чем у остальных. Ориентация на личные (эгоистические интересы) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Результаты методики диагностики стратегий достижения цели показали, что у респондентов (поведенческий тип АБ и тип Б1) наблюдается пассивная стратегия, что характеризуется избыточной осторожностью, отказом от первенства, социальной закрытостью. У амбициозных сотрудников преобладает активно-ригидная стратегия, которая проявляется в повышенном стремлении к первенству, лоббировании, демонстративной самопрезентации. Подобные лица отличаются высокой критичностью к окружающим и низкой — к самому себе.

Общий показатель психологического благополучия у амбициозных личностей оказался значительно ниже, чем у остальных респондентов (поведенческий тип АБ и тип Б1). Различия (таблица) на уровне статистической значимости p<0,05 выявлены для показателей «достижение успеха в целом», «тенденция к аффиляции», «внешняя положительная мотивация (ВМП)», «психологическое благополучие». Кроме того, выявлена тенденция к различиям на уровне статистической значимости p < 0,07 для показателя

«внутренняя мотивация».

Таблица - Оценка достоверности различий в изучаемых показателях у обследуемых респондентов_

Переменные Среднее значение Значение критерия Уровень значимости

Амбициозные (Тип А, активно-ригидная стратегия) Не амбициозные (Тип АВ, тип В1, активно-пластичная стратегия)

Достижение успеха в целом 16,3000 10,1333 И = 269,500" 0,006

Стремление к власти 1,1667 3,7667 И = 402,000 0,203

Тенденция к аффилиации 4,0333 9,7333 И = 322,500" 0,027

Мотив стремления к успеху 49,7333 43,8333 И = 423,000 0,644

Мотив избегания неудачи 49,4000 57,3448 И = 357,500 0,229

Мотивация на неудачу 1,2000 1,6552 И = 403,000 0,490

Мотивация на успех 12,7000 11,3103 И = 380,000 0,399

МВ 4,00 3,50 И = 334,000 0,071

ВМП 3,00 4,00 И = 42,000" 0,000

ВОМ 2,00 2,00 И = 384,500 0,297

Психологическое благополучие 368,3000 432,0333 1 = -3,261" 0,002

Примечания: 1 - значение критерия Стьюдента для независимых выборок, и - значение критерия Манна-Уитни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявлено, что у амбициозных личностей уровневые показатели психологического благополучия значимо ниже. Доказана взаимосвязь между переменной поведенческий тип А и переменной достижение успеха в целом. Выявлено, что у амбициозных личностей преобладает ориентация на личные интересы, связанные с преобладанием мотивов собственного благополучия. Различия выявлены для показателей «достижение успеха в целом», «тенденция к аффилиации», «внешняя положительная мотивация (ВМП)». Кроме того, выявлена тенденция к различиям для показателя «внутренняя мотивация». Свойства личности, такие как: тенденция к поведенческой активности (Тип А), достижение успеха в целом, внешняя положительная мотивация, активно-ригидная стратегия достижения целей, обусловливающие ее стойкое и генерализованное стремление к успеху и достижениям, выступающие личностными диспозициями амбициозности, обуславливают снижение психологического благополучия, психического и физического здоровья.

Контактная информация: taisaeva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2021

УДК 159.923; 159.953

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аминат Хамитовна Семенова, аспирант, ведущий специалист по работе с иностранными гражданами, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск

Аннотация

Статья посвящена психологическому аспекту обучения иностранному языку. Актуальность темы заключается в том, что определение содержания обучения иностранному языку невыполнимо без обращения к психологии -науке об эпизодах психического отображения реальности в разуме человека. Она изучает духовные качества, умственную работу и психологическое состояние индивидуума в зависимости от ситуаций, в которых они выявляются. Практическая значимость статьи обусловливается тем, что анализируется психологический аспект обучения иностранному языку, то есть автор пытается установить, какие языковые единицы и в какой последовательности принимают участие в говорении и слушании предложений. При обучении иностранному языку у обучающихся развивается психология формирования познавательной деятельности. У них формируются механизмы монологической и диалогической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.