Научная статья на тему 'Связь амбициозности и профессиональной направленности юношей и девушек'

Связь амбициозности и профессиональной направленности юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИЦИОЗНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / AMBITIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валиуллина Гульнара Гайсаевна, Романова Ольга Вячеславовна

Цель. Статья посвящена проблеме осознанного выбора профессии в юношеском возрасте, что является актуальным в связи с возрастанием потребностей общества в более квалифицированных специалистах. Предметом исследования является связь амбициозности личности и профессиональной направленности в юношеском возрасте. Авторы ставят целью выявить особенности влияния амбициозности на профессиональную направленность юношей и девушек. Метод или методология работы. Исследование проводилось с использованием диагностических методик: «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши, «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси, «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиан, «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка. Использованы математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия Манна-Уитни, ранговую корреляцию Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. Результаты. Проведенное эмпирическое исследование позволяет констатировать наличие связи амбициозности и профессиональной направленности юношей и девушек. Между юношами и девушками в показателях профессиональной направленности выявлены достоверные различия. Юноши отдают предпочтение сфере технических интересов, умственного труда, материальных интересов, а девушки сфере искусства и работе с людьми. В группе юношей были установлены значимые связи между показателями амбициозности и профессиональной направленностью на сферу технических интересов. В группе девушек были установлены значимые связи между показателями амбициозности и направленностью на сферу работы с людьми. Амбициозные юноши и девушки характеризуются осознанностью своих профессиональных склонностей и стремлением добиться намеченных целей в профессиональном плане. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике психологического консультирования при профориентировании, открывают новые возможности для разработки профориентационных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LINKS BETWEEN PERSONAL AMBITIOUSNESS AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF ADOLESCENT MALES AND FEMALES

Purpose. The article is devoted to the problem of conscious choice of profession at adolescence which is actual in connection with the increasing need of the society in qualified professionals. The subject of the research is the links between personal ambitiousness and professional orientation of adolescent males and females. The authors seek to identify how ambitiousness influence their professional orientation. Methodology of work. The research was conducted with the help of the following diagnostic techniques: «Definition of professional aptitude» L. Yovayshy, «Study of self-esteem of a person» S.A. Budassi, «Diagnostics of achievement motivation» A. Mehrabian, «Diagnostics strategies of behavioral activity in stress conditions» L.I. Vasserman and N.V. Gumenyuk. The authors used mathematical-statistical methods of data processing including calculation of descriptive statistics, criterion of Kolmogorov-Smirnov for one selection, the criterion of Student for independent selection, the criterion of Mann-Whitney, Spearman rank correlation. All calculations were performed using a computer program IBM SPSS Statistics 21. The results. The conducted empirical research allows to state the connection of ambitiousness with professional orientation of male and female adolescents. There are significant differences between males and females in terms of professional orientation. Males prefer the sphere of technical interest, mental activity, and material sphere, while females prefer the sphere of arts and working with people. In a male group significant links between the indicators of ambitiousness and professional orientation on technical interests were established. In a female group significant links between the indicators of ambitiousness and orientation on working with people were found out. Ambitious young men and women are characterized by consciousness professional aptitude and desire to achieve their goals professionally. Sphere of implementation of the results. The results of this research can be applied in the practice of psychological counseling in career guidance and provide opportunities for career programs.

Текст научной работы на тему «Связь амбициозности и профессиональной направленности юношей и девушек»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-4-35-48 УДК 1 (159.9)

СВЯЗЬ АМБИЦИОЗНОСТИ И ПРОфЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Валиуллина Г.Г., Романова О.В.

Цель. Статья посвящена проблеме осознанного выбора профессии в юношеском возрасте, что является актуальным в связи с возрастанием потребностей общества в более квалифицированных специалистах. Предметом исследования является связь амбициозности личности и профессиональной направленности в юношеском возрасте. Авторы ставят целью выявить особенности влияния амбициозности на профессиональную направленность юношей и девушек.

Метод или методология работы. Исследование проводилось с использованием диагностических методик: «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши, «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси, «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиан, «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка. Использованы математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия Манна-Уитни, ранговую корреляцию Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Результаты. Проведенное эмпирическое исследование позволяет констатировать наличие связи амбициозности и профессиональной направленности юношей и девушек. Между юношами и девушками в показателях профессиональной направленности выявлены достоверные различия. Юноши отдают предпочтение сфере технических интересов, умственного труда, материальных интересов, а девуш-

ки - сфере искусства и работе с людьми. В группе юношей были установлены значимые связи между показателями амбициозности и профессиональной направленностью на сферу технических интересов. В группе девушек были установлены значимые связи между показателями амбициозности и направленностью на сферу работы с людьми. Амбициозные юноши и девушки характеризуются осознанностью своих профессиональных склонностей и стремлением добиться намеченных целей в профессиональном плане.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике психологического консультирования при профориентировании, открывают новые возможности для разработки профориентационных программ.

Ключевые слова: амбициозность; профессиональная направленность; юношеский возраст.

THE LINKS BETWEEN PERSONAL AMBITIOUSNESS AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF ADOLESCENT MALES AND FEMALES

Valiullina G.G., Romanova O.V.

Purpose. The article is devoted to the problem of conscious choice of profession at adolescence which is actual in connection with the increasing need of the society in qualified professionals. The subject of the research is the links between personal ambitiousness and professional orientation of adolescent males andfemales. The authors seek to identify how ambitiousness influence their professional orientation.

Methodology of work. The research was conducted with the help of the following diagnostic techniques: «Definition of professional aptitude» L. Yovayshy, «Study of self-esteem of a person» S.A. Budassi, «Diagnostics of achievement motivation» A. Mehrabian, «Diagnostics strategies of behavioral activity in stress conditions» L.I. Vasserman and N.V. Gumenyuk. The authors used mathematical-statistical methods of data processing including calculation of descriptive statistics, criterion

of Kolmogorov-Smirnov for one selection, the criterion of Student for independent selection, the criterion of Mann-Whitney, Spearman rank correlation. All calculations were performed using a computer program IBM SPSS Statistics 21.

The results. The conducted empirical research allows to state the connection of ambitiousness with professional orientation of male and female adolescents. There are significant differences between males and females in terms of professional orientation. Males prefer the sphere of technical interest, mental activity, and material sphere, while females prefer the sphere of arts and working with people.

In a male group significant links between the indicators of ambitiousness and professional orientation on technical interests were established. In a female group significant links between the indicators of ambitiousness and orientation on working with people were found out. Ambitious young men and women are characterized by consciousness professional aptitude and desire to achieve their goals professionally.

Sphere of implementation of the results. The results of this research can be applied in the practice of psychological counseling in career guidance and provide opportunities for career programs.

Keywords: ambitiousness; professional orientation; adolescence.

Введение

Проблема профессионального выбора в юношеском возрасте остается актуальной на протяжении длительного периода, несмотря на богатейший опыт психологических, социологических, философских исследований в данной области. Профессиональная направленность (склонность) понимается как избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая заниматься ею [3].

Для того, чтобы соответствовать современной действительности, юноши и девушки должны осознавать собственные профессиональные склонности и мотивы, быть способными выстраивать собственную линию поведения по достижению намеченных целей, изменять ситуацию с целью достижения наивысших результатов в

учебной и учебно-профессиональной деятельности, что достигается во многом благодаря наличию амбициозности личности [9].

Юношеский возраст показателен в плане выявления связи амбициозности и профессиональной направленности юношей и девушек. Существует необходимость изучения влияния амбициозности на профессиональную направленность в юношеском возрасте, поскольку данная проблема остается малоисследованной.

Обзор литературы

Проблеме профессионального выбора в юношеском возрасте посвящены многие исследования, в которых профессиональная направленность рассматривается как важнейший аспект профессионального и личностного самоопределения. Это, в первую очередь, работы таких ученых, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и многих других, рассматривающие ориентирование субъекта при выборе сферы профессиональной деятельности и конкретной профессии [3; 10; 11; 14]. Возраст юношества сензитивен для формирования психологической готовности к профессиональному выбору, внутренне связан с построением жизненных и профессиональных планов. Данный взгляд присутствует в трудах Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович и других авторов [1; 4; 5; 13].

В современное общество, мотивированное на достижение целей, направленное на реализацию самых смелых идей, настроенное на успех и благополучие, прочно вошло такое понятие как амбициозность. В России долгое время это понятие имело негативную окраску, так в словаре С.И. Ожегова слово «амбициозность» имеет неодобрительное значение, и означает обостренное самолюбие, а также спесивость, чванство [7]. Однако, в настоящее время амбициозность считается неотъемлемой положительной чертой современного успешного человека [2; 8; 9].

Успешные в социальном отношении люди, в подавляющем большинстве своем, являются людьми амбициозными. Но, конечно же, далеко не все амбициозные люди успешны [8]. По словам

П.Ф. Силенка, для успеха нужна амбициозность определенного качества. Этот тип амбициозности еще называют «здоровой», при этом выраженное стремление к достижениям в определенной сфере сочетается с работоспособностью, настойчивостью и упорством. В целостном становлении личности с здоровой амбициозностью неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентности, развитая саморегуляция. «Нездоровая» же амбициозность характеризуется потребительским отношением к людям, несформированной субъ-ектностью, упрямством, позиционированием собственной правоты, исключительности, и практически не касается действий, направленных на реальные достижения. Эти различия в амбициозности личности являются принципиальными. Они объясняют не только причины достижения или не достижения человеком социального успеха, но прежде всего саму возможность обретения им счастья в жизни [6; 12; 15; 16].

А.В. Панфилова под амбициозностью понимает совокупность личностных характеристик, которые направлены на достижение успеха. Автор рассматривает амбициозность как профессионально важное качество личности, необходимое качество успешного профессионала. Амбициозный человек стремится к большему и лучшему, чем имеет на данный момент, что очень важно для достижения поставленных целей [9].

Амбициозность можно рассматривать как необходимое условие профессионального самоопределения, самореализации, как энергетическую основу жизнедеятельности человека, обеспечивающую его самореализацию. Амбициозность - это одно из тех личных качеств, которое формируется в процессе социализации, при этом многое зависит от успехов в детском возрасте, от реакции окружающих, от духовных ценностей, прививаемых ребенку родителями [12]. На наш взгляд, сензитивным для развития амбициозности является юношеский период онтогенеза.

Постановка задачи

Несмотря на увеличивающееся количество исследований различных детерминант профессионального выбора в юношеском возрасте, амбициозность личности как фактор, определяющий профессиональную направленность юношей и девушек, практически не исследовалась, поскольку долгое время амбициозность считалась негативным качеством личности. Цель нашего исследования состояла в выявлении связи амбициозности и профессиональной направленности юношей и девушек.

Следует отметить, что в психологии не существует всеобъемлющего определения амбициозности. Большинство авторов выделяют такие характеристики амбициозного человека как высокая самооценка, выраженная мотивация достижения, повышенное проявление активности (поведенческая активность типа А), что выражается также в склонности к соревновательности и направленности на построение карьеры [2; 8; 9; 12; 15; 16]. Мы также будем учитывать данные показатели амбициозности при организации эмпирического исследования и выборе методик исследования.

Описание исследования

Выборка составила 120 человек, из них 60 юношей и 60 девушек, учащиеся 9-11-х классов в возрасте 15-18 лет МБОУ «Лицей № 2» г. Астрахани. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы проверили нормальность распределения количественных переменных (табл. 1).

Таблица 1.

Проверка нормальности распределения

Переменные Значение Z-критерия Уровень значимости

Сфера искусства 1,287 0,073

Сфера технических интересов 0,664 0,771

Сфера работы с людьми 1,021 0,249

Сфера умственного труда 0,944 0,335

Сфера физического труда 0,629 0,824

Сфера материальных интересов 0,979 0,294

Окончание табл. 1.

Самооценка личности 1,213 0,084

Мотивация достижений 1,378 0,035

Поведенческая активность 1,623 0,010

Распределение переменных методики «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши соответствует нормальному закону, показатели амбициозности (самооценка, мотивация достижений, тип поведенческой активности) значимо отличаются от нормального распределения.

При проведении сравнительного анализа показателей амбициозности, профессиональной направленности между юношами и девушками для количественных переменных, распределение которых соответствует нормальному закону, мы вычислили критерий Стьюдента для независимых выборок, для порядковых переменных - критерий Манна-Уитни (табл.2).

Таблица 2.

Оценка достоверности различий в показателях амбициозности, профессиональной направленности у юношей и девушек

Переменные Меры центральной тенденции Значение критерия Уровень значимости

Юноши Девушки

Самооценка личности Q2 = 2 Q2 = 2 U = 341 0,082

Мотивация достижений Q2 = 1,5 Q2 = 2 U = 327 0,052

Поведенческая активность Q2 = 1,5 Q2 = 1,5 U = 354 0,001

Сфера искусства Mx = 13,60 Mx = 17,33 t = -3,683 0,001

Сфера технических интересов Mx = 18,47 Mx = 13,03 t = 5,548 0,000

Сфера работы с людьми Mx = 12,80 Mx = 13,7 t = 0,832 0,409

Сфера умственного труда Mx = 18,67 Mx = 12,37 t = 5,629 0,000

Сфера физического труда Mx = 14,47 Mx = 7,23 t = 7,156 0,000

Сфера материальных интересов Mx = 14,00 Mx = 10,67 t = 4,228 0,000

Примечания: t - значение критерия Стьюдента для независимых выборок, и -критерий Манна-Уитни; Q 2 - значение медианы, М х - среднее значение

Таким образом, различия на уровне статистической значимости выявлены для переменных сфера искусства, сфера технических ин-

тересов, сфера умственного труда, сфера физического труда, сфера материальных интересов.

Мы видим, что юноши отдают предпочтение сфере технических интересов, умственного труда, материальных интересов, а девушки - сфере искусства. Это говорит о том, что у юношей выявлена склонность к профессиям маркетингового рода, делопроизводству, планированиею, анализу и подсчетам, разработке бизнес-планов и стратегий.

Так же мы наблюдаем, что у девушек выявлена склонность к сфере искусства - это свидетельствует о том, что им ближе творческие профессии. Это говорит нам о том, что девушки отличаются творческим мышлением и независимостью, так же им легко находить контакт с людьми, управлять коллективом и заниматься общественной деятельностью.

Так как между юношами и девушками в показателях профессиональной направленности были выявлены достоверные различия, далее мы рассматривали по отдельности подвыборки. С целью изучения связи самооценки и профессиональной направленности в группе юношей мы использовали ранговую корреляцию Спирме-на, так как переменные показателей амбициозности представлены в формате порядковой шкалы (табл. 3).

Таблица 3.

Корреляционная матрица связи амбициозности

и про< »ессиональной направленности у юношей

Показатели амбициозности Профессиональная направленность Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости

Самооценка Сфера искусства 0,127 0,503

Сфера технических интересов 0,312 0,094

Сфера работы с людьми 0,048 0,803

Сфера умственного труда 0,131 0,492

Сфера физического труда -0,016 0,932

Сфера материальных интересов 0,039 0,837

Окончание табл. 3.

Мотивация достижения Сфера искусства 0,056 0,770

Сфера технических интересов -0,104 0,586

Сфера работы с людьми -0,259 0,167

Сфера умственного труда 0,141 0,457

Сфера физического труда 0,062 0,743

Сфера материальных интересов 0,125 0,510

Поведенческая активность Сфера искусства 0,154 0,416

Сфера технических интересов 0,279 0,135

Сфера работы с людьми -0,019 0,919

Сфера умственного труда 0,025 0,894

Сфера физического труда -0,013 0,947

Сфера материальных интересов 0,072 0,704

У юношей наблюдается тенденция к достоверной связи показателей амбициозности (высокая самооценка) и профессиональной направленностью на сферу технических интересов. Положительная корреляция означает, что большие значения одной переменной имеют тенденцию быть связанными с большими значениями другой переменной или малые значения одной переменной - с малыми значениями другой переменной. Другими словами, две переменные увеличиваются или уменьшаются вместе.

Аналогично, мы изучили связь самооценки и профессиональной направленности в группе девушек. При анализе полученных корреляционных связей, мы учитывали, что более низкие показатели по шкале поведенческая активность свидетельствуют о большей амбициозности испытуемых (табл. 4).

Таблица 4.

Корреляционная матрица связи самооценки и профессиональной направленности у девушек

Показатели амбициозности Профессиональная направленность Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости

Самооценка Сфера искусства 0,063 0,741

Сфера технических интересов -0,124 0,513

Сфера работы с людьми 0,372* 0,043

Сфера умственного труда 0,094 0,621

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сфера физического труда 0,095 0,619

Сфера материальных интересов -0,101 0,597

Окончание табл. 4.

Мотивация достижения Сфера искусства 0,025 0,897

Сфера технических интересов -0,161 0,394

Сфера работы с людьми -0,085 0,654

Сфера умственного труда 0,176 0,353

Сфера физического труда 0,101 0,595

Сфера материальных интересов -0,191 0,313

Поведенческая активность Сфера искусства -0,036 0,849

Сфера технических интересов -0,002 0,994

Сфера работы с людьми -0,350 0,058

Сфера умственного труда 0,296 0,112

Сфера физического труда -0,179 0,344

Сфера материальных интересов 0,114 0,550

В группе девушек достоверная взаимосвязь установлена между показателями амбициозности (самооценкой, поведенческой активностью) и профессиональной направленностью на работу с людьми. Девушек с поведенческой активностью типа А характеризует высокая вовлеченность в учебу и работу, инициативность, склонность к соперничеству и признанию, стремление к доминированию, лидерству в учебном коллективе. Данные характеристики во многом определяют их склонность к работе в сфере «человек-человек».

Заключение

Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования, мы подтвердили взаимосвязь между амбициозностью и профессиональной направленностью юношей и девушек. Амбициозность - это одно из тех личных качеств, которое формируется в процессе социализации. В целостном становлении личности с здоровой амбициозностью неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, стремление к достижениям, поведенческая активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентностей. В юношеском возрасте амбициозность проявляется в стремлении к результатам, в неудовлетворенности уже достигнутым, настойчивости в достижении своих целей.

Была установлена значимая положительная связь между показателями амбициозности и профессиональной направленностью. Ам-

бициозные юноши и девушки с высокой самооценкой, мотивацией достижения, повышенной деловой активностью, напористостью, целеустремленностью, умением выбрать «главное направление» деятельности, честолюбивые, со стремлением к успеху и лидерству, с постоянным желанием улучшить результаты проделанной работы, ощущают себя более уверенными при выборе профессии по сравнению с их более пассивными и неуверенными в себе сверстниками.

Полученные результаты исследования доказали правомерность использования в качестве пути повышения осознанности профессионального выбора развития здоровой амбициозности в юношеском возрасте.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб: Питер, 2008. 398 с.

2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 336 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2012. 304 с.

4. Медведев А.М. Ранняя юность: самосознание и жизненная перспектива. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. 204 с.

5. Минькова Е.С. Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы. М.: Litres, 2015. 355 с.

6. Мишутина Е.А. Счастье как предмет социально-философского исследования // Социально-гуманитарные знания. 2008. №10. С. 494-502.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ИНФОТЕХ, 2010. 874 с.

8. Панкратов В.Н. Психология успеха. Практическое руководство для деловых людей. М. 1997. 80 с.

9. Панфилова А.В. Амбициозность личности как профессионально важное качество современного специалиста // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6. С. 15-16.

10. Пряжников П.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с.

11. Романова О.В. Характерологические основания выбора профессии в подростковом возрасте // Fundamental and applied sciences today VII. North Charleston, USA, Academic spc, 2015, Vol. 3, рр. 98-100.

12. Силенок П.Ф. Психология счастья: все значительно проще. Ростов на Дону: Феникс, 2012. 256 с.

13. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2005. Т.2. 454 с.

14. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся // Ученик в обновляющейся школе / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2002.

15. Deci E.L., Ryan R.M. (Eds.). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002.

16. Dweck C. Mindset: The New Psychology of Success. Ballantine Books, 2007.

References

1. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg: Peter, 2008. 398 p.

2. Gordeeva T.O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of achievement motivation]. M.: Sense, 2006. 336 pp.

3. Klimov E.A. Psikhologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Academy, 2012. 304 p.

4. Medvedev A.M. Rannyayayunost': samosoznanie i zhiznennayaper-spektiva [Early youth: self-awareness and a life perspective]. Volgograd: Publishing house of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education of the Higher School of Economics, 2008. 204 p.

5. Min'kova E.S. Problemypsikhologii otrochestva i yunosti: istoriya sta-novleniyaproblem [Problems of the psychology of adolescence and adolescence: the history of the formation of the problem]. M.: Litres, 2015. 355 p.

6. Mishutina E.A. Schast'e kak predmet sotsial'no-filosofskogo issledo-vaniya [Happiness as an object of social and philosophical research]. Sotsial 'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2008. №10, pp. 494-502.

7. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeolog-icheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions]. M.: INFOTECH, 2010. 874 p.

8. Pankratov V.N. Psikhologiya uspekha. Prakticheskoe rukovodstvo dlya delovykh lyudey [Psychology of success. A practical guide for business people]. M. 1997. 80 pp.

9. Panfilova A.V. Ambitsioznost' lichnosti kak professional'no vazhnoe kachestvo sovremennogo spetsialista [Ambitiousness of personality as a professionally important quality of a modern specialist]. Mezhdunarod-nyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2014. № 6, pp. 15-16.

10. Pryazhnikov P.S. Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods for enhancing professional and personal self-determination]. Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2002. 400 p.

11. Romanova O.V. Kharakterologicheskie osnovaniya vybora professii v podrostkovom vozraste [Characterological grounds for choosing a profession in adolescence]. Fundamental and applied sciences today VII. North Charleston, USA, Academic spc, 2015, Vol. 3, from 98-100.

12. Silenok P.F. The psychology of happiness: everything is much simpler. Rostov on Don: Phoenix, 2012. 256 p.

13. Feldstein DI Psychology of human development as a person. Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEC, 2005. V.2. 454 p.

14. Chistyakova SN, Pryazhnikov NS Pedagogical support of social and professional self-determination of pupils // The pupil in a renewing school / Eds. Yu.I. Dik, A.V. Khutorsky. M., 2002.

15. Deci E.L., Ryan R.M. (Eds.). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002.

16. Dweck C. Mindset: The New Psychology of Success. Ballantine Books, 2007.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Валиуллина Гульнара Гайсаевна, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, кандидат психологических наук Астраханский государственный университет ул. Татищева, 20а, г. Астрахань, Астраханская область, 414056, Российская Федерация ullina2005@yandex.ru

Романова Ольга Вячеславовна, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, кандидат психологических наук Астраханский государственный университет ул. Татищева, 20а, г. Астрахань, Астраханская область, 414056, Российская Федерация Olgaroma71@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Valiullina Gulnara Gaisaevna, Associate Professor of Department of General and Cognitive Psychology, Ph.D. in Psychology

Astrakhan State University

20a, Tatyscheva Str., Astrakhan, Astrakhan oblast, 414056, Russian Federation ullina2005@yandex.ru

Romanova Olga Vyacheslavovna, Associate Professor of Department of General and Cognitive Psychology, Ph.D. in Psychology

Astrakhan State University

20a, Tatyscheva Str., Astrakhan, Astrakhan oblast, 414056, Russian Federation Olgaroma71@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.